Семья и Дети

Истории любви. Cочинение «Новое отношение к женщине в романе «Что делать

В России проблема женского равноправия выдвигается на первый план не случайно. Это объясняется, прежде всего, исключительно тяжелым положением, в котором находилась женщина России накануне реформы 1861 г.

С другой стороны, революционным демократам было ясно, что женщина могла бы сыграть важную роль в общественно-политической жизни страны. Положение женщин в России действительно было очень тяжелым. Женщине был ограничен доступ к труду, она не могла получить высшее образование, не могла находиться на государственной службе. Испокон веков в семейных отношениях господствовали правила, установленные “Домостроем”. Если крепостной крестьянин, ремесленник, служащий чувствовали себя в царской России рабами, то во много раз тяжелее было положение женщин. Рабские отношения простирались и на область брака и семьи.

Укрепление кризиса крепостнической системы после 1855 г. вызвало повышенное внимание к женскому вопросу. Женский вопрос выдвигается на первый план. В эти годы развернулось творчество Н.Г.Чернышевского. В его статьях женский вопрос получает еще более острое гражданское звучание. От чисто гуманистической трактовки женского вопроса Чернышевский переходит к трактовке революционно-демократической. Этот процесс продолжается после 1861 г. и получает свое завершение к середине 1860-х гг.

В романе “Что делать?” Чернышевский рассказал о Настеньке Крюковой, жизнь которой такая же, как и у других бедных девушек. Но разве нравственное падение заложено в натуре женщины? Нет, В нем повинны условия их жизни. Трудно удержаться от нравственного падения “посреди нужды н морального индифферентизма общества”. Много мук и страданий испытывает бедная женщина, прежде чем вступить на путь “легкого поведения”. В родном семействе женщина постепенно становится чужой, потому что она “нахлебница”, бремя для семьи. Единственный выход для нее - замужество. Могли быть, конечно, исключения. Бывали случаи когда бедная девушка вступала в брак с благородным, желающим освободить ее от домашней неволи молодым человеком.

Подобную развязку изобразил Чернышевский в романе “Что делать?”, в “Истории одной девушки”. Но счастливый случай выпадал редко на долю девушки. Общество полагает, что девушке “повезло”, если она как-то устроила свою жизнь. О счастье здесь нет и речи. Супружеское счастье редкость. В семье, как в обществе, мужчины хотят “господствовать”. Женщина унижена до такой степени, что “как животное называется именем хозяина”, замечает Герцен. В четвертом сне Веры Павловны из романа “Что делать?” Н.Г.Чернышевский показывает главное, что характерно для взаимоотношения полов - неравноправность”. “В современном обществе, - отмечал Чернышевский, стал просто коммерческою сделкою, денежным расчетом”.

Много внимания изучению женского вопроса уделил Г.Е. Благосветлов. Взгляды Благосветлова по женскому вопросу отражение в статьях “Для чего нам нужны женщины” (1869), “Женский труд и вознаграждение его” (1870) и целом других работ.

Благосветлов, как и его предшественники - революционные демократы, усматривал в женском вопросе проявление общей проблемы -положение человека в эксплуататорском обществе.

По Благосветлову, закрепощение женщины происходило по мере ее вытеснения из сфер, в которых она когда-то пребывала. В течение веков женщина занималась врачеванием. У нее это право отобрали. Трудящаяся женщина всегда разделяла тяжесть забот с мужчиной. Но в капиталистическом обществе, где труд приобрел наемный характер и оценивается деньгами, труд женщины стал уделом безжалостной эксплуатации. В физическом отношении женщина слабее мужчины. Поэтому она постепенно вытесняется везде, где могут привлечь к работе мужчину. При равной с мужчиной работе, женщине, как правило, платят меньше.

Женщины не участвуют в общественно-политических движениях. Это небеспричинно. В тяжелом положении женщины виновато все общество, потому что никто серьезно не задумывался над вопросом, “как пособить горю” женщины-труженицы.

В то время как многие ограничивались советом изменит положение женщины в семье, Благосветлов делал акцент на ее положении и в обществе. “Не реабилитация семьи, - писал он, - восстановит нравственное положение женщины, а, напротив, лучшие экономические условия, в которые будет поставлена женщина восстановят чистоту брака и семейства”.

Благосветлов считал, что если изменится экономическое положение женщины, изменится также и ее нравственное состояние, укрепится брак. В экономическом освобождении он видел главное условие спасения женщины. Он наметил и определенную программу экономической эмансипации. Она включала привлечение женщины к таким видам деятельности, которые были бы им посильны по их физическим возможностям, установление равной с мужчинами оплаты труда, гарантированной законом.

Благосветлов был уверен, что экономические условия прежде всего влияют на положение личности. Он видел доказательство тому во многих явлениях. Так, говоря о проституции, он отмечал, что это зло - социальное, прямо вытекающее из экономического рабства женщины.

В произведениях Н.В. Шелгунова женский вопрос занял также большое место. Он в начале 60-х гг. обратил внимание на положение женщины и ее право на счастье.

Шелгунов считает, что женщина обладает не только большой нравственной силой, но и прекрасным умом.

Но лишить женщину достойного образования - значит лишить соответствующего образования подрастающее поколение. Женщину обвиняют в том, что она дурно влияет на детей. Жизненный опыт женщины в таких условиях весьма органичен, и она не может выполнить свою миссию.

Шелгунов придавал большое значение семье. Она по его мнению есть основная ячейка гражданского общежития, которая воспитывает детей для этого общежития.

Таким образом, разрабатывая учение о личности, передовые русские мыслители много внимания уделяли проблемам женского равноправия. Они не только теоретически обосновали необходимость эмансипации женщины, но и разработали программу решения женского вопроса. Эта программа охватывала многие стороны положения женщины, в том числе женский труд, участие в общественной жизни, воспитание и образование женщин, вопросы семьи и брака, отношение родителей и детей и т.п. Эта программа легла в основу широкого общественного движения в пользу женского равноправия, развернувшегося конце XIX и начале XX в.

Зарождению женского движения способствовали также проникающие в Россию идеи западных деятелей о равноправии полов, гуманизме, новых семейных отношениях. Труд английского философа Джона Стюарта Милла “О подчинении женщин” отвечал на многие женские вопросы. Он провозгласил принцип подчинения женщин мужчине социальным злом, сильнейшим тормозом в социальном прогрессе.

Обосновывая необходимость допуска женщин к государственной службе, к участию в выборах Милль назвал ряд личных качеств женщин, которые давали им преимущества: проницательность, умение распознать людей, осторожность, практичность.

Среди причин зарождения женского движения можно отметить и появление женских органов периодической печати “Дело”, “Женское дело”,”Женский вестник”, где печатались статьи в защиту равноправия женщин, давалась хроника женского движения в России и за рубежом, рассказывалось о женских организациях и их руководителях и т.п.

Русская цивилизация

Совершенно иначе подходит к этому типу Чернышев­ский. Его роман “Что делать?” вообще является полемиче­ским по отношению к консервативной и либерально-дворян­ской литературе, и в трактовке женского вопроса Чернышев­ский тоже полемичен. Его Вера Павловна нисколько не похо­жа на ту же Кукшину, хотя и является образцом эмансипиро­ванной женщины. Она прежде всего нормальная женщина, ни при каких обстоятельствах не утрачивающая женственно­сти, но прибавляющая к ней такие качества, которые счита­лись традиционно чисто мужскими: здравый и тонкий ум, стремление работать, образованность, самостоятельность. Это, безусловно, положительный герой романа Чернышевского. Чернышевский стремится доказать, что в эмансипации, осво­бождении женщины нет ничего чудовищного или противоес­тественного, что свобода и равноправие женщины – не­пременное условие социально гармонического общества. Примечательно, что любовь у Чернышевского является прове­рочной ситуацией, но из нее герои выходят с честью, и прежде всего благодаря “теории разумного эгоизма”, которая выра­жает сущность морали “новых людей”. “Свободная любовь”, по Чернышевскому, – это прекрасно и разумно, это – прояв­ление уважения к женщине и признание ее неотъемлемых прав. Но истинно свободная любовь возможна лишь в свобод­ном обществе, а потому подлинное освобождение женщины лежит на путях социальной революции.

Глоссарий:

  • образ веры павловны в романе что делать
  • образ веры павловны и женский вопрос в романе что делать
  • вера павловна в романе что делать

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Образ Веры Павловны и его роль в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?” I. Вступление Вера Павловна – главная героиня романа: именно ее био­графия последовательно прослеживается автором,...
  2. Лопухов Лопухов Дмитрий Сергеевич – один из главных героев романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?”, муж и друг Веры Павловны, студент медицинской академии, сын рязанского...
  3. Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” был написан в Алексеевском равелине в период с 14 декабря 1862 по 4 ап­реля 1863 года и опубликован в...
  4. На том отрезке жизни Печорина, который дан в романе на его пути встречаются четыре жен-шины: девушка-контрабандистка (“Тамань”), Бэла (“Бэла”), Мери и Вера (“Княжна Мери”), Образ...
/ / / Образ Веры Павловны в романе Чернышевского «Что делать?»

Образ ее светлый и обнадеживающий. Она относилась к новому поколению людей, которые не желали больше мириться со старыми устоями общества, которые на дух не переваривали окружающий мир, наполненный фальшью и ложью.

Вера Павловна не исполнила воли матери, которая пыталась выдать ее за дрянного мужика. Она оформила фиктивный брачный союз с Лопуховым. Строить свою совместную жизнь «новые» люди решили по иным правилам. В семье действует равноправие и взаимное уважение. Героиня открывает свою швейную мастерскую, занимается весьма полезным делом.

Н. Чернышевский говорит о том, что Вера Павловна – это особенная женщина, которая одна из первых смогла испытать на себе настоящее счастье.

На протяжении всего романа читатель знакомится с так зваными «двойниками» героини. Это образы, в которые могла превратиться милая женщина при других жизненных обстоятельствах.

В тексте произведения появляется Катя, о которой мы узнаем из снов Веры Павловны. Она необычайно схожа с главной героиней. Жизни двух женщин переплетаются, имеют общие особенности. Такие поиски, которыми увлекается читатель на протяжении всего романа, приводят к однозначным выводам.

Чернышевский неоднократно говорил и о том, что посвящает роман своей жене, именно поэтому образ Веры Павловны наделен теми же чертами характера, что и О.С. Чернышевская.

После выхода романа в свет, многие читатели стали брать с него пример, организовывать фиктивные браки для того, чтобы спастись от дурных связей. В высших учебных заведениях отметилось увеличение женщин, которые поступали на факультеты естественных наук.

Все те сны, которые видела героиня, стали узловыми, связывающими разные события романа. Имя героини «Вера» имеет не простое, а символическое значение. Вера в лучшее, в счастье и светлое будущее – вот чем отличались люди нового поколения от общей и серой массы людей.

Рахметов суров. Не случайно Вера Павловна сначала счи­тает его скучным, но, когда она знакомится с героем ближе, то понимает, «какой это нежный и добрый человек». Чернышев­ский представляет Рахметова читателю как человека нужного, способного привести Россию «к желанной цели». Подчерки­вая важность героя в образной структуре произведения, писа­тель называет его и подобных ему людей «солью соли зем­ной», «двигателями двигателей».

Продолжая жизнь в новом браке, Вера Павловна вновь ор­ганизует швейную мастерскую. В первую она теперь приходит только как гость. Однако теперь она много времени проводит с мужем: они устраивают поэтические чтения, открыто обсуж­дают межличностные и социальные аспекты женского вопро­са. Вера Павловна считает, что умных от природы женщин встречается даже больше, чем мужчин. Однако обстоятельства социальной жизни сковывают ее возможности: «Женщина иг­рала до сих пор такую ничтожную роль в умственной жизни потому, что господство насилия отнимало у ней и средства к развитию, и мотивы стремиться к развитию».

В физическом же плане организм женщины слабее, но крепче, чем мужской. Кирсанов как врач делает предположе­ние о том, что «крепость организма слишком тесно связана с крепостью нерв. Вероятно, у женщины нервы эластичнее, имеют более прочную структуру, а если так, они должны лег­че и тверже выдерживать потрясения и тяжелые чувства». В то же время женщина «слишком часто мучится тем, что муж­чина выносит легко». Во время разговора о женском вопросе Кирсанов утверждает: «Женщинам натолковано: «вы слабы»

Вот они и чувствуют себя слабыми, и действительно оказы­ваются слабы». В качестве доказательства своей точки зрения он приводит исторический пример: «В средние века пехота воображала себе, что не может устоять против конницы, - и действительно, никак не могла устоять». Однако швейцарцы- пехотинцы решили, что «вовсе не для чего им считать себя слабее феодальной конницы. Австрийская, потом бургундская конница, более многочисленная, стала терпеть от них пораже­ния при каждой встрече; потом перепробовали биться с ними все другие конницы, и все были постоянно разбиваемыми. То­гда все увидели: «а ведь пехота крепче конницы», - разуме­ется, крепче; но шли же целые века, когда пехота была очень слаба сравнительно с конницей только потому, что считала себя слабою». Этот пример призван развенчать сложившиеся стереотипы мышления. Однако Вера Павловна приводит и свой веский аргумент, объясняющий, почему мужчина оказы­вается в эмоциональном плане тверже женщины. У него, как правило, есть в жизни дело, которое нельзя отложить. И это помогает ему справляться со своими чувствами. Верочка го­ворит о том, что ей тоже нужно такое социальное дело, так как она хочет быть равной мужу во всем.

Вера тонко осознала разницу между первым и вторым браком. Лопухов готов был ради нее отказаться от научной карьеры. Он протянул ей руку помощи, но вообще «рука эта была далеко от нее». Кирсанов же протянул ей руку поддерж­ки. Он был заинтересован в ее делах так же, как она сама. И заинтересованность эта обоюдна. Не случайно Вера Павловна едет с мужем в гошпиталь. Она начинает серьезно заниматься медициной. Символично, что Лопухов не курит подаренные Верой сигары, а Кирсанов приносит ей ее любимый чай прямо в постель. А после чая берет сигару. Супругов объединяет общее дело: Саша занимается с Верой медициной. Кроме того, героиня осваивает и математику, и латинский язык. Интерес­ным фрагментом романа является отступление о синих чул­ках. В нем Н.Г. Чернышевский рассказывает о том, что взаим­ная очарованность мужчины и женщины в прежние времена исчезала довольно быстро. У «новых людей» любовь все больше и больше озаряет их жизнь. Секрет этого заключается в уважении к свободе того, с кем живешь. Н.Г. Чернышевский учит смотреть на жену как на невесту, которая каждую минуту имеет право прогнать тебя прочь: «Признавай ее свободу так же открыто и формально, и без всяких оговорок, как призна­ешь свободу твоих друзей чувствовать дружбу к тебе, и тогда

Через десять лет, через двадцать лет после свадьбы ты бу­дешь ей так же мил, как был женихом. Так живут мужья и же­ны из нынешних людей». Описывая «новых людей», Н.Г. Чернышевский жалеет лишь о том, что на каждого такого человека в современном обществе приходится целый десяток допотопных. Взаимная поддержка окрыляет обоих супругов. Кирсанов признается Верочке в том, что раньше чувствовал себя чернорабочим, мелким тружеником в науке, а теперь по­нимает, что от него начинают ждать большего. Кирсанов меч­тает переработать целую большую отрасль науки - все «уче­ние об отправлениях нервной системы». Любовь возвратила ему свежесть первой молодости. В афористичных фразах Н.Г. Чернышевский раскрывает читателю свое понимание любви: «Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви», «Любовь в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться», «У кого без нее не было бы средств к деятельности, тому она дает их. У кого они есть, тому она дает возвышаться до независимости», «Только тот любит, у кого светлеет мысль и укрепляются руки от любви».

Однако писатель не ограничивается сухими фразами. В четвертом сне Вера Павловна видит прекрасный пейзаж, для создания которого Н.Г. Чернышевский не жалеет цветовых эпитетов, лейтмотивом зарисовки является свет. Центральны­ми образами - цветы, птицы. Природа радуется, излучает бесподобные ароматы. У подошвы горы, на окраине леса, Ве­ра Павловна видит высокий дворец. В нем идет роскошный пир, во время которого встает поэт, который рассказывает ис­торию любви, меняющуюся на протяжении тысячелетий. При рабовладельческом строе женщина была рабыней, которую покупал хозяин. Ее украшали золотыми браслетами, но эти браслеты были похожи на кандалы. Женщина была обязана повиноваться своему господину, иначе он мог убить ее. Ко­нечно, в таких условиях нельзя было говорить о настоящей любви. Этому рабству в четвертом сне покровительствует царица Астарта - сирийская богиня любви и плодородия. В античные времена любви покровительствует Афродита. Жен­щине здесь поклоняются как источнику физического наслаж­дения для мужчины. Ее запирают в гинекей, чтобы только ее господин мог наслаждаться ее красотой. В этом царстве жен­щина тоже не имела права любить. В средние века был рас­пространен рыцарский поединок, победитель которого полу­чал право поклоняться своей даме сердца. Мужчина любил женщину, пока не касался ее. Царицей любви становилась не­порочность - Дева. Как только женщина становилась женой, мужчина запирал ее и переставал любить. В новом царстве любовь, по мысли Н.Г. Чернышевского, должна стать свобод­ным чувством для обоих: и для мужчины, и для женщины. «Когда мужчина признает равноправность женщины с собою, он отказывается от взгляда на нее как на свою принадлеж­ность. Тогда она любит его, как он любит ее, только потому, что хочет любить, если же она не хочет, он не имеет никаких прав над нею, как и она над ним», - пишет автор. В финаль­ной же части сна Вера Павловна видит огромное здание, поля, сады. Все это, по мысли Н.Г. Чернышевского, является атри­бутами прекрасного будущего.

Изображение общества будущего является одной из цен­тральных задач в произведении. Н.Г. Чернышевский раскры­вает перед читателями свой проект построения нового мира. В этом мире нет ни бедных, ни богатых. Все живут одной семь­ей. Каждый человек трудится в меру своих сил. Молодежь ра­ботает на полях. Несмотря на жаркий день, труд не изнуряет ее, так как уровень механизации очень высок. Многие опера­ции полностью выполняют машины. Люди трудятся сообща. Подбадривая друг друга, они все время поют песни. Такая ра­бота приносит им радость и удовлетворение. Благодаря тако­му методу бесплодная пустыня превратилась в плодородней­шую землю. Н.Г. Чернышевский предложил интересный способ оплаты труда. Определенную долю материальных благ из общего дохода человек получает бесплатно. А за особые вещи или прихоти существует особый расчет. Внешний облик людей будущего также прекрасен. Они цветут здоровьем, си­лою, стройны и грациозны, их черты энергичны и вырази­тельны. Среди них почти нет стариков, так как условия жизни таковы, что люди стареют очень медленно.

В своей благородной деятельности по организации швей­ных мастерских Вера Павловна находит верную помощницу

Катерину Васильевну Полозову, богатую наследницу, ко­торая едва не умерла от несчастной любви. Она была мечта­тельна, романтична и часто воображала себя героиней рома­нов Жорж Занд. Вскоре ее супругом становится таинственный англичанин Чарльз Бьюмонт, который очень хорошо говорит по-русски. Конечно, проницательный читатель сразу же по­нимает, что под этим именем в жизнь Кирсановых снова вхо­дит Лопухов. Теперь, когда прошло время и он устроил свою личную жизнь, он вновь может воссоединиться со своими друзьями, но уже не мешает их счастью, а лишь рад, что помог им обрести друг друга.

Отличительная черта произведения Н.Г. Чернышевского

Публицистическая заостренность. После выхода романа прошло уже более ста лет, но по-прежнему современно и ак туально звучат авторские строки, обращенные к читателю: «Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их - их книги радуют сердце, наблюдайте жизнь - наблюдать ее интересно, думайте - ду­мать завлекательно».

Интересны суждения Н.Г. Чернышевского о труде и отды­хе: «В труде и в наслаждении люди влекутся к людям общею могущественной силою, которая выше их личных особенно­стей. - расчетом выгоды в труде; в наслаждении - одинако­выми потребностями организма. В отдыхе не то. Это не дело общей силы, сглаживающей личные особенности: отдых наи­более личное дело, тут натура просит себе наиболее простора, гут человек всего больше выказывается в том, какого рода от­дых легче и приятнее для него». Есть люди замкнутые, есть общительные. Но каждому человеку хочется, чтобы в душе был замкнутый уголок, так называемая своя особая комната, для себя одного. Н.Г. Чернышевский пишет, что порой в мир внутренней жизни залезает «всякий за всяким вздором, и чаще всего не более как затем, чтобы почесать язык о вашу душу».

В структуру романа включены письма, которые призваны расставить дополнительные акценты в отношениях между ге­роями. Письма привносят в повествование дополнительную психологическую тонкость.

С именем Н.Г. Чернышевского связана целая эпоха в ис­тории нашей страны. Его вклад в развитие русского освободи­тельного движения огромен. Но великому революционеру- демократу не удалось избежать некоторых ошибок. Николай Гаврилович считал, что при определенных условиях возможно развитие высшей формации из нижней, минуя промежуточ­ные. Прогрессивная молодежь читала роман с восхищением. Произведение имело огромное значение в формировании у последующих поколений общественного мировоззрения. Ре­дактор научного издания «Что делать?» в серии «Литератур­ные памятники» С.А. Рейсер писал, что роман сыграл колос­сальную роль не только в художественной литературе, но и в истории русской общественно-политической борьбы.

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» явился новатор­ским в русской литературе второй половины XIX века не только как роман, принесший в полемику общественной мыс­ли того времени множество новых идей. Он привнес в литера­туру новаторство и в жанровом плане, обозначив появление жанра интеллектуального романа в России.

Сочинение по роману Чернышевского Н.Г. «Что делать?». Часть 6


На этой странице искали:

  • женский вопрос в романе что делать
  • как в романе решается женский вопрос
  • как в романе что делать решается женский вопрос

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Из рассказов о новых людях

(Роман, 1863)

Вера Павловна (Розальская) — главная героиня. «...Высокая стройная девушка, довольно смуглая, с черными волосами — «густые хорошие волоса», с черными глазами — «глаза хорошие, даже очень хорошие», с южным типом лица — «как будто из Малороссии; пожалуй, скорее даже кавказский тип, ничего, очень красивое лицо, только очень холодное, это уж не по-южному; здоровье хорошее...» — такой видит В. П. Лопухов в момент знакомства. Выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой. С двенадцати лет посещает пансион. Учится играть на фортепьяно. С четырнадцати обшивает всю семью. В шестнадцать сама дает уроки в том же пансионе. Веселого, общительного нрава, любит танцевать. За ней ухаживает сын хозяйки Сторешников, хвастающийся перед приятелями, что В. П. — его любовница. Ему не верят, и он обещает доказать это, приведя В. П. на обед с приятелями, однако получает твердый отказ героини. Не принимает В. П. и его предложения выйти за него замуж.

Несмотря на юность и неопытность, героиня выказывает зрелость характера. На совет Жюли Ле-Теллье выйти за Сторешни-кова она отвечает: «Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу... Я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна». Тем не менее В. П. наивно верит в искренность любви к ней Сторешникова, и только Лопухову удается раскрыть ей глаза. Героиня просит его найти ей место гувернантки, сначала ему удается это, но потом они получают отказ. В. П. даже подумывает о самоубийстве, настолько жизнь дома становится для нее невыносимой. И тогда полюбивший ее Лопухов предлагает ей другой выход — выйти фиктивно за него замуж.

Обсуждая с Лопуховым план совместной жизни, В. П. просит его обращаться с ней как с посторонней, так как это препятствует неучтивости и упрочивает семейное согласие. Они так и живут — как брат с сестрой, в раздельных комнатах, встречаясь на «нейтральной территории» для совместной трапезы или разговора. В. П. организует на новых экономических началах (прибыль распределяется между работницами) мастерскую-товарищество, которая становится главным делом ее жизни. В какой-то момент В. П. понимает, что, несмотря на семейный лад и прекрасные отношения с Лопуховым, она не любит его, а любит Кирсанова. Она пытается углубить отношения с мужем, сделав их более земными и страстными, однако это — лишь бегство от самой себя. Идиллии не получается. В конце концов Лопухов исчезает, инсценировав самоубийство, чтобы освободить В. П. для нового союза. Героиня обретает подлинное счастье с Кирсановым.

В структуре образа В. П., как и романа в целом, важное место занимают сны. Они отражают духовную и нравственную эволюцию героини. Первый сон В. П.: она заперта в сыром темном подвале, разбита параличом, она слышит незнакомый голос, кто-то дотрагивается до ее руки, и болезнь тотчас же проходит, она видит в поле девушку, в которой все беспрестанно меняется — и лицо, и походка, и даже национальность. На вопрос героини, кто она, девушка отвечает, что она — невеста ее жениха и, хотя у нее много имен, В. П. может называть ее «любовью к людям».

Второй сон В. П.: снова поле, по нему ходят Лопухов и Мер-цалов, и первый разъясняет второму отличие чистой, то есть реальной, грязи от грязи гнилой, то есть фантастической. Реальная грязь — та, в которой есть движение, жизнь (ее признаки — труд и дельность). В гнилой грязи соответственно жизнь и труд отсутствуют. В. П. видит свою мать Марью Алексевну в обстановке нищеты, бледную и изнуренную, зато добрую, видит себя на коленях у офицера или нанимающейся на работу и получающей отказ. «Невеста своих женихов, сестра своих сестер» объясняет В. П., что она должна быть признательна своей матери, потому что всем обязана именно ей, а злой та стала из-за условий, в которых вынуждена была жить. Если изменится обстановка, то и злые станут добрыми.

Третий сон В. П.: певица Бозио читает вместе с ней ее дневник (хотя В. П. никогда не вела его). В этом дневнике — история ее отношений с Лопуховым. Последнюю страницу В. П. в испуге читать отказывается, и тогда ее наставница читает сама. Суть в том, что В. П. сомневается в истинности своего чувства к Лопухову: ее любовь к нему — скорее уважение, доверие, готовность действовать заодно, дружба, признательность, но только не любовь, какая нужна ей... В. П. хочет любить Лопухова и не хочет обижать его, но сердце ее стремится к Кирсанову.

Четвертый сон В. П.: она видит разные образы женщин-цариц, воплощения любви — Астарту, Афродиту, «Непорочность». Наконец, она узнает в светлой красавице, которая ведет ее через разные эпохи развития человечества, саму себя — свободную женщину. Женщину, которая любит и которая любима. «...Это она сама, но богиня». Видит В. П. и Хрустальный дворец-сад, благодатные нивы, весело работающих и также весело отдыхающих людей — образ будущего, которое «светло и прекрасно». Ее семейное счастье и ее мастерская, по мысли автора, прообраз этого счастливого будущего, его зародыш.