Здоровье

Изучение нот с детьми при помощи цветов. Обучение детей нотной грамоте Название нот для малышей

На первом занятии педагогу необходимо научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Наглядно показать на иллюстрациях или карточках изображение шумовых звуков, постепенно подвести обучающихся к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук. Обучающимся предлагают выучить стихи В.Д. Королевой:

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Это звуки – шумовые.
Только есть ещё другие;
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки.

Три регистра в музыке

Дети дошкольного возраста мыслят образно, поэтому у них хорошо развито воображение. Познание окружающего мира, в который они входят, неразрывно связано с глубоким погружением в мир сказок и игрушек, любимый ими всей душой. Нельзя прерывать этой связи полностью, когда ребёнок переступит порог класса. Любимая игрушка способна оживить урок, помочь в усвоении нового материала, например, при изучении регистров. Разница между высокими, средними и низкими звуками усваивается быстрее, если её проиллюстрировать при помощи машинки, куклы, зайчика, попугая.

При изучении темы педагог показывает, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого, среднего и низкого регистров. При этом невольно у ребёнка голос низкого «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а высокого «тонкого» – со струной тонкой. Следовательно, ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиши становятся всё выше «тоньше», когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо. И наоборот, звуки становятся ниже «толще», когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

Движение мелодии вверх и вниз

Педагог исполняет правой рукой звукоряд поочерёдно вверх и вниз (можно использовать звукоряд, короткие мотивы, отдельные звуки). Левая рука, в которой он держит игрушку, движется над клавиатурой в ту же сторону, что и правая, но соответственно звукам, или поднимаясь, или опускаясь. Педагог может играть звукоряд, а ученик в это время с помощью игрушки показывает направление движения звуков. При повторении этой темы педагог играет звукоряд без игрушки. Ученик, стоя спиной к клавиатуре, отгадывает: с горки или на горку идет машина, с нижней веточки наверх, или наоборот летит попугай.

Длинные и короткие звуки

Объяснение этой темы происходит в форме игры, поэтому усваивается детьми легко и быстро. Если хлопнуть в ладоши так, чтобы они отскочили друг от друга, как от горячей печки получится короткий звук. На что похож этот звук? Он похож на звук падающих капель дождя, стук копыт – другие примеры дети додумают сами. При изучении длинных звуков, разводим ладоши медленно в стороны, как бы «натягиваем резиночку» и одновременно тянем звук. Как только дыхание закончилось, звук прекратился – значит, «резиночка порвалась», ладоши резко хлопают. Они вернулись к короткому звуку.

Нота и нотоносец

Понятия: нотоносец, ноты и скрипичный ключ связанные между собой. Поэтому педагог может объяснять их ребенку поэтапно. Ноты представляются как знаки, с помощью которых обозначаются музыкальные звуки. Педагог ставит цель показать ученикам, как выглядят знаки-ноты, и где они пишутся: на линейках, между линейками, над ними и под ними. Понятие «нотоносец» следует дополнить другим названием – «нотный стан», т.е. линейки, куда «становятся» ноты. Нотные линейки считаются снизу вверх, так, как мы считаем этажи у дома.

Скрипичный ключ

Педагог должен объяснить детям, что ключ называют скрипичным потому, что он как бы ведает теми нотами, у которых звучание такое же высокое, как у скрипки. Скрипичный ключ пишется вначале каждой нотной строчки. Обучающиеся у доски осваивают написание скрипичного ключа. Параллельно педагог рассказывает сказку «О добром волшебнике Скрипичном ключе»: У скрипичного ключа в музыкальном городке все ноты знали свои места. Только одна нота была невнимательная. Из-за своих ошибок она много плакала, от слез стала соленой. Ей дали имя «соль», а чтобы она не забыла свое место на нотном стане, скрипичный ключ зацепился хвостиком за вторую линеечку. В последующем обучающиеся учат по одной нотке на каждом занятии, закрепляя эти знания выкладыванием нот на индивидуальных карточках с изображением нотного стана, на фланеллеграфе. Разучивается стихотворение о звукоряде и нотах:

Семь ступенек есть на свете
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Ты запомни их названье
И в тетрадку занеси.
Если ноты спеть подряд
Это будет з в у к о р я д..

Штрихи, нюансы (динамические оттенки)

Каждая песня может исполняться с разной силой звучности или, как говорят музыканты, с разными динамическими оттенками: тихо, громко, не очень громко и т.д. Динамические оттенки помогают лучше раскрыть содержание произведения. Педагог показывает детям две иллюстрации: одна черно-белая, другая ярко раскрашенная и предлагает детям назвать самую красивую. Дети называют яркую картинку. Педагог говорит, что в музыке тоже есть свои краски. К ним относятся: регистр, ключ, темп и динамика. Динамические оттенки обозначаются итальянскими словами. Слово «фортепиано» состоит из двух частей: форте – громко, пиано – тихо. Благодаря оттенкам любая музыка звучит выразительно. Существуют знаки для обозначения отрывистых звуков (стаккато) и знаки для обозначения протяжных звуков (легато). Акценты – это способы выделения отдельных нот в звучании музыки.

Мажорный и минорный лад

Эта тема сложна для объяснения дошкольникам. Сказка «Два брата» («Музыка в сказках» Е.А. Королевой) облегчает ее восприятие. У русского народа много пословиц и поговорок, связанных со словом «лад». Например: сядем рядком, да поговорим ладком, с кем мир да лад, так тот мне брат. Про певцов хорошего хора часто говорят: как они ладно поют. Слово "лад" означает согласие, порядок, мир. В музыке это слово означает слаженность музыкальных звуков, звуки находятся в согласии друг с другом. Каждое музыкальное произведение имеет какой-то определенный лад. Лады в музыке бывают разные, но чаще всего встречаются мажорный и минорный. Характер мажорного лада – светлый, уверенный, твердый. Характер минорного лада – мягкий, с оттенком грусти.

Мажор и горюшка не знает.
Минор все время унывает.

Длительности

В объяснении этой сложной темы неоценимую помощь могут оказать музыкально-дидактические игры, фланеллеграф, карточки, настольное музыкальное лото и др. Красочно оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик, который помогает лучше запомнить тему. Использование карточек и фланеллеграфа помогает закрепить теоретические знания наглядно с помощью картинок. Одновременно дети могут учить стихи (не больше двух четверостиший). Дети любят сказки, поэтому возможно использовать музыкальные сказки во всех темах теоретического раздела.

Например : Одна девочка любила слушать звуки, в соседней квартире жила семья и девочка узнавала по шагам, кто идёт:

медленно – старый дедушка:
Если нота белая – это нота целая.
(Карточка с рисунком валенок);

размеренно – уставший отец с работы:
Разделим ноту целую на половинки белые
Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих
(Карточка с папиными сапогами);

Чётко – мама с покупками:
В каждой ноте половинки
По две чёрных четвертинки
(Карточка с туфлями на каблуках);

Быстро – мальчик из школы:
В каждой четвертушке
По две восьмушки
Палочки и точки,
На палочках крючочки.
(Карточка с ботинками.)

Программа кружка «Домисолька»

По музыкальной грамоте

МБДОУ «Детский сад №28»

Г.Троицк Челябинская область.

Срок реализации: 1 год

Возраст: 6-7 лет.

Количество: 8 человек

Муз.рук. Ревцова Л.М.

Пояснительная записка

Программа кружка «Домисолька» - обучение музыкальной грамоте, рассчитана на детей 6-7 лет. Работа дополнительной образовательной деятельности планируется с учётом возрастных особенностей детей.

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для внутреннего развития ребёнка. Встреча с музыкой подобно интимному, очень открытому общению с другим человеком. Ребенок переживает музыку так, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. Кроме того, именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства.

Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети ещё открыты любому знанию. И находящий рядом взрослый должен сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. И поэтому актуальность данной образовательной деятельности направлена на организацию музыкального слуха ребёнка и его развития, воспитания музыкальности, художественного вкуса и творческих способностей. Средства для правильной организации слуха являются: воспитания у детей четкой, точной ориентировки в ладовых связях мелодии, гармонического сопровождения, в соотношении голосов полифонической музык; развитие острого и точного чувства ритма; обучение живому и осмысленному восприятию и интонированию музыкальной фразы, периода, формы в целом; воспитание и развитие чувства стиля.

Цель программы – активизация внутреннего слуха, обеспечение верной направленности музыкального вкуса ребёнка и обогащение их памяти достаточным запасом ценных художественных образов жизни.

Нельзя считать единственной целью музыкальной грамоты только обучение чтению нот с листа и чистому интонированию. Определять таким образом задачи было бы так же неправильно, как если бы мы, определяя задачу обучения игре на фортепиано ограничили её только умением четко и в нужном темпе передать на клавиатуре обозначенные ноты.

Задачи:

1.Развивать музыкальные способности: ладовый слух, чувство ритма.

2.Дать представление о музыке, её выразительных возможностей, о разнообразии гамме чувств, настроений.

3.Обучить и освоить ряд музыкальных терминов: темп, ритм, пауза, реприза, динамические оттенки и т.д.

4. Способствовать развитию умственной, самостоятельной и творческой деятельности.

5.Воспитание музыкальной культуры.

Одной из приоритетных задач музыкальной грамоты является задача возбудить у ребёнка интерес к занятиям. Увлекательность занятий по музыкальной грамоте – совершенно необходимое условие для достижения положительных результатов. При этом надо обеспечить верную направленность процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые, практические действенные навыки, а не учил выполнять формальные задания, которые нужны для экзамена, но не могут быть использованы в музыкальной практике.

Разделами музыкальной грамоты, определяющими планирование процесса преподавания и его перспективу, являются: ладовое воспитание; ритмическое воспитание; развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти; развитие «мелодического», «гармонического» и «полифонического» слуха.

Формы обучения:

Коллективные занятия

Индивидуальная работа.

Методы обучения:

Словесный

Наглядный

Практический

Ожидаемые результаты:

В результате дополнительной образовательной деятельности ребёнок научится понимать музыкальные термины, чисто интонировать, передавать ритмический рисунок мелодии, понимать и рассказывать о содержании музыки, что является необходимой базой для обучения, непременным условием для достижения более глубоких задач.

Музыкальный материал не совпадает с программным, а расширяет и углубляет знания в работе по освоению музыкальной грамоты.

Форма подведения итогов:

Обобщающее открытое занятие.

Материальное обеспечение:

Музыкальный центр, диски, шумовые музыкальные инструменты.

Кружок «Домисолька» - проводится 1 раз в неделю в течении 25минут.

Список литературы:

«Музыка» Н.Б.Улашенко

«Сольфеджио» - М.Котляревской.

«Сказка о музыке» - Л.В.Светличная.

«Музыкальная грамота» - Е.Давыдовой.

«Нотная азбука» - Н,Кончаловской.

«Новый музыкальный букварь» - О.Ивановой.

Учебно-тематический план-34 недели в год

тема

Кол-во

занятий

Часы

теория

Практика

«Музыкальные и шумовые звуки

10мин.

40мин.

«Высокие и низкие звуки»

10мин.

40мин.

«громко – тихо»

10мин.

40мин.

«Мажор и минор»

10мин.

40мин.

10мин.

40мин.

«Долгие и короткие звуки»

20мин.

80мин.

«Темп в музыке»

10мин.

40мин.

«Форте и пиано»

10мин.

40мин.

«Сильная доля-слабая доля»

10мин.

40мин.

«Скрипичный ключ»

Знакомство с нотной записью

10мин.

40мин.

«Нотная запись»

40мин.

160мин.

20мин.

80мин.

Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности

На 2016-2017год

месяц

тема

Программные

задачи

Сентябрь

13.09.2016

20.09.

27.09.

«Высокие и низкие звуки»

Знакомство с высокими и низкими звуками.

Форма занятий:

Беседа, творческая мастерская.

Методы:

рассказ, беседа,

объяснение, наглядный метод.

Развитие мелодического и гармонического

слуха.

Развитие внутреннего слуха.

Октябрь

04.10

11.10

18.10

25.10

«Высокие и низкие звуки»

«Громко-тихо»

«Мажор и минор»

Знакомство с терминами: «громко», «тихо», «мажор», «минор».

Форма занятия: беседа.

Методы: рассказ, объяснение, наглядный, слуховой.

Ладовое восприятие.

Мажорное и минорное.

Ноябрь

01.11.

08.11.

15.11.

22.11.

29.11.

«Восходящее и нисходящее движение мелодии»

«Долгие и короткие звуки»

Знакомство с восходящим и нисходящим движением.

Долгие и короткие звуки.

Форма занятий: беседа.

Методы: беседа, объяснение. наглядный, слуховой.

Ритмическое воспитание.

Развитие слуха, музыкальной памяти.

Ладовое воспитание.

Развитее слуха.

Определение на слух громкое и тихое звучание,

Мажорное и минорное.

Декабрь

06.12.

13.12.

20.12

27.12.

«Долгие и короткие звуки»

«Темп в музыке»

Раскрытие понятие темп в музыке.

Форма занятия: игра

Ритмическое восприятие.

Развитее слуха.

Музыкальной памяти.

Январь

«Форте и пиано»

«Сильная доля –слабая доля»

Раскрытие понятий «форте» и «пиано», сильная и слабая доля.

Форма занятий: беседа, игра.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, наглядный, слуховой.

Развитие мелодического слуха.

Развитие чувства ритма.

Февраль

04.02

11.02

«Сильная доля-слабая доля»

«Скрипичный ключ»

Знакомство с нотной записью

Знакомство с крипичным ключом и с нотной записью.

Форма занятий:

Беседа, игра.

Методы: рассказ, беседа, наглядный, слуховой.

Обучение нотной грамоте

Март

«Нотная запись»

Раскрытие понятий «нотный стан» и расположение нот на нотном стане.

Форма занятий: беседа, игра.

Методы: беседа, объяснение, наглядный, слуховой.

Обучение нотной грамоте.

Развитие музыкальной памяти

Апрель

«Нотная запись»

«Повторение и закрепление пройденного материала»

Закрепить понятие «нотный стан», расположение нот на нём.

Форма занятия: беседа, игра.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, наглядный, слуховой.

Обучение нотной грамоте.

Развитие музыкальной памяти.

Май

«Повторение и закрепление пройденного материала».

Закрепление ранее изученных терминов. Форма занятий: беседа, игра.

Методы: объяснение, беседа, наглядный, слуховой, практический.

Развитие ладового чувства.

Чувства ритма.

Музыкальной памяти и слуха.

Дидактический и лекционный материал

Лекционный материал

Дидактические игры

«музыкальные и шумовые звуки»

«Учимся различать звуки» с13(Музыка).

«Кто в домике живёт» (Занятия в детском саду с.47)

«Слушай внимательно, повторяй старательно» с.48.

«Звуки мы идём искать» с.49ю

«Шумная таблица» с.71

«Звуки леса» с.78.

«Высокие и низкие звуки»

Сказка «Волк и козлята» с. 133.

«Три медведя» с.139.

«Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино».

«Угадай, кто зовёт!» с.61.

«Великаны и лилипуты» с.136.

«Громко – тихо»

«Громко – тихо»

«Мажор и минор»

Сказка «Сеньор Мажор и сеньор минор» с.97.

«Арлекин и Пьеро» с.97.

«Восходящее и нисходящее движение мелодии»

Сказка «Музыкальные ступеньки.

«Послушаем гамму» с.162

«Долгие и короткие звуки»

Стихотворение «Бабушка Нота по парку идёт» с.185

«Долго и коротко» с.182

«Часы с будильником» с.183.

Темп в музыке»

«Карусель» с.102

«Молодой дроздок» с.102

«Форте и пиано»

«Сказка о Форте и пиано» с.120

«Как звучит» с.115

«Правильно, неправильно» с.116

«Сильная доля-слабая доля»

«Как груши по долям разделили» - сказка игра.

«Игра считалка» с.187

«Раз и два считают доли» с.188.

«Скрипичный ключ»

Знакомство с нотной записью.

«Сказка о мудрой Сове»

Ноты и нотоносец – стихотворение.

«У каждой ступеньки название» с.165

«Нотная запись»

«Сказка про Петушка»

«Музыкальная лестница»

Поурочное планирование

13.09.2016г

Тема: «Музыкальные и шумовые звуки»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Знакомство с терминами: композитор, исполнитель, шумовые и музыкальные звуки.

Знакомство с музыкальными и шумовыми звуками.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Рассказ, объяснение, наглядный, слуховой.

Ход

1.Вход под марш.

2.музыкальное приветствие.

3.Беседа «Музыкальные и шумовые звуки»: учим различать звуки, что звучит, а что молчит.

4.Музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живёт», «Звуки мы идём искать»

5.Физкультминутка.

6.Знакомство с музыкальными звуками, демонстрация музыкальных инструментов.

Раскрыть понятия: композитор, исполнитель.

7.Обобщение.

Подвести детей к понятиям: музыкальные и шумовые звуки.

Нарисовать их по желанию детей.

Выход под марш.

20.09.

Тема : Музыкальные и шумовые звуки.

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Закрепление терминов: «музыкальные», «шумовые» звуки.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Рассказ, беседа, наглядный, слуховой.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Закрепление понятий: композитор, исполнитель, музыкальные и шумовые звуки.

4.Музыкально – дидактические игры: «Слушай внимательно, повторяй старательно», «Звуки мы пойдём искать».

5.Физкультминутка.

6.Игра на детских музыкальных шумовых инструментах.

Д\З изготовить с родителями шумовые инструменты.

Вход из зала под марш.

27.09.

Тема: «Высокие и низкие звуки»

Программные задачи : Познакомить детей с высокими и низкими звуками. Раскрыть понятии: высокий и низкий звуки.

Форма занятия: Беседа.

Методы: рассказ, беседа, наглядный, слуховой.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Проверка Д\З. Закрепление понятий музыкальные, шумовые звуки, композитор, исполнитель. Музыкально-дидактическая игра «Шумная таблица».

4.Беседа о высоких и низких звуках. « Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино».

Выход из зала под марш.

04.10.

Тема : «Высокие и низкие звуки»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Закрепление понятий высокие и низкие звуки.

Форма занятия : Беседа.

Методы : рассказ, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Закрепление понятий высокие и низкие звуки.

Сказка «Волк и козлята»

4. Музыкально-дидактическая игра «Озвучьте голосом» с.64

5.Игра на детских музыкальных шумовых инструментах.

6.Выход под марш.

11.10.

Тема : «Громко-тихо»

Программные задачи : Знакомить детей с понятиями: громко, тихо.

Форма занятия : Беседа.

Методы

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о громком и тихом звучании.

«Сказка про кота».

4.Музыкально-дидактическая игра «Громко - тихо».

5.Игра на музыкальных шумовых инструментах.

6.Выход под марш.

18.10.

Тема : «Громко - тихо»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Закрепление понятий: громко, тихо.

Форма занятия : Беседа.

Методы

Ход

1.Вход в зал под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Закрепление, беседа о громком и тихом звучании.

Музыкально-дидактическая игра «Громко - тихо».

4.Закрепление: высокие и низкие звуки.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, кто тебя зовёт».

6. Выход под марш.

25.10.

Тема : «Мажор и минор»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Знакомство с понятиями: мажор и минор.

Форма занятия : Беседа.

Методы: Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход в зал под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа: мажор и минор с.97.

Сказка «Синьор мажор и синьор минор» с.98.

4.Музыкально – дидактическая игра «Арлекин и Пьеро» с.97.

5.Закрепить понятия: громко, тихо.

7.Выход под марш.

01.11.

Тема : «Мажор и минор»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Закрепление понятий мажор и минор. Определение на сух мажорное и минорное звучание.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Входдетейпод марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Закрепление понятий: мажор и минор. Вспомнить сказку «Сеньор мажор и сеньор минор».

4.Музыкально – дидактическая игра «Арлекин и Пьеро».

5.Закрепить понятие: громко, тихо.

Музыкально – дидактическая игра «Громко – тихо».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

08.11.

Тема

Программные задачи : Познакомить детей восходящим и нисходящим движением мелодии. Развивать музыкальную память, мелодический и гармонический слух.

Фора занятия : Беседа, игра.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.закрепление понятий: мажор и минор.

4. Беседа: восходящее и нисходящее движение мелодии.

Сказка «Музыкальные ступеньки».

6. Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

15.11.

Тема : «Восходящее и нисходящее движение мелодии»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти.

Форма занятия : Беседа, игра.

Методы: беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под музыку.

2. Музыкальное приветствие.

3.Закрепление понятий: восходящее и нисходящее движение мелодии.

4.Вспомнить сказку «Музыкальные ступеньки».

5.Музыкально – дидактическая игра «Послушай гамму» с.162.

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

22.11.

Тема : «Долгие и короткие звуки».

Программные задачи

Форма занятия : Беседа.

Методы : беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Аход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа. Стихотворение «Бабашка Нота по парку идёт» с.185.

4. Музыкально – дидактическая игра «Долго и коротко» с.182.

6.Выход под марш.

29.11.

Тема : «Долгие и короткие звуки»

Программные задачи

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа. Вспомнить стихотворение «Бабушка Нота по парку идёт»

4.Музыкально – дидактическая игра «Часы с будильником».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

06.12.

Тема : «Долгие и короткие звуки».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Вспомнить стихотворение «Бабушка Нота по парку идёт».

4.Знакомить с длительностями нот: четверть, восьмая.

5.Музыкально – дидактическая игра «Часы с будильником».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш

13.12

Тема : «Долгие и короткие звуки»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о длительностях нот, вспомнить стихотворение «Бабушка Нота по парку идёт».

4.Музыкально – дидактические игры: «Кто достанет», «Долго и коротко».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

20.12.

Тема : «Темп в музыке».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о темпе в музыке. Игра «Карусель».

4.Музыкально – дидактическая игра «Молодой дроздок».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход пол марш.

27.12.

Тема : «Темп в музыке».

Программные задачи

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей в зал под музыку.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о темпе, вспомнить игру «Карусель».

4. Вспомнить и поиграть в музыкально – дидактические игры: «Арлекин и Пьеро», «Угадай кто тебя зовёт», «Послушаем гамму».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

10.01.2017г.

Тема : «Форте и пиано»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха и чувство ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о форте и пиано. Сказка о Форте и пиано. Вспомнить игру «Карусель».

4.Музыкально – дидактическая игра «Как звучит».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

17.01.

Тема : «Форте и пиано».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать беседу о форте и пиано.

4.Музыкально – дидактические игры «Как звучит», «Правильно, неправильно».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

24.01.

Тема: «Сильная доля – слабая доля»

Программные задачи

Форма работы : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о сильных и слабых долях. Сказка - игра «Как груши по долям разделили».

4.Музыкально – дидактические игры «Как звучит», «Раз два ситают доли».

5.Игра на музыкальных инструментах

6.Выход под марш.

31.01.

Тема: «Сильная доля – слабая доля».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : беседа, объяснение, наглядный. практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать беседу о сильных и слабых долях.

4.Вспомнить музыкально – дидактические игры «Как звучит», «Игра-считалка», «Правильно, неправильно».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6. Выход под марш.

07.02.

Тема: « Сильная доля – слабая доля»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, чувства ритма.

Форма работы : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать беседу о сильных и слабых долях, закрепить эти понятия.

4.Музыкально – дидактические игры: «Правильно, неправильно», «Как звучит», «Игра – считалка»

5. Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

14.02.

Тема: « Скрипичный ключ», «Знакомство с нотной записью».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседао о скрипичном ключе, нотном стане. Сказка о мудрой сове. Стихи про ноты и нотный стан. Правописание скрипичного ключа.

5. Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

21.02.

Тема: « Скрипичный ключ». «Знакомство с нотной записью».

Форма занятия : Беседа.

Методы

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать с детьми беседу о скрипичном ключе, нотах и нотном стане. Вспомнить сказку о мудрой сове, стихи про ноты и нотный стан. Правописание скрипичного ключа.

4.Музыкально – дидактическая игра «У каждой ступеньки название».

5. Игра на музыкальных инструментах

6. Выход под марш.

28.02.

Тема: «Скрипичный ключ» «Знакомство с нотной записью»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей в под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Вспомнить сказку про мудрую сову, стихи о нотах, нотном стане.

Правописание скрипичного ключа. Сказка про Петушка.

4.Музыкально – дидактическая игра «Музыкальная лестница».

5. Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

07.03.

Тема: «Скрипичный ключ». Знакомство с нотой ДО.

Форма занятия: Беседа.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать беседовать с детьми о скрипичном ключе, его правописании. Вспомнить сказку о мудрой сове.

4.Познакомить детей с нотой ДО, его местонахождение на нотном стане. Сказка про Петушка.

5.Музыкально – дидактическая игра «Музыкальная лестница».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

14.03.

Тема: «Скрипичный ключ». Знакомство с нотой РЕ, закрепление ноты ДО.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о скрипичном ключе, нотном стане.

4.Знакомство с нотой РЕ, местонахождение ноты на нотном стане и его правописание.

5.Закрепление ноты ДО на нотном стане, его правописание. Вспомнить сказку о мудрой сове, стихи о нотах и нотном стане.

6.Музыкально – дидактическая игра «Музыкальная лестница».

7. Игра на музыкальных инструментах.

8.Выход под марш.

21.03.

Тема: «Скрипичный ключ», «Знакомство с нотной записью»

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Беседа, объяснение. наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш

2.Музыкальное приветствие.

3.Знакомство с нотой МИ, местонахождение ноты на нотном стане и её правописание.

4.Вспомнить стихи о нотах, закрепить местонахождения нот ДО и РЕ на нотном стане. Правописание нот.

5.»Музыкально – дидактические игры «У каждой ступеньки название», «Музыкальная лестница».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

28.03.

Тема: «Нотная запись».

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.музыкальное приветствие.

3.Знакомство с нотой ФА, местонахождение на нотном стане, правописание.

4.Закрепить ноту ДО, РЕ, МИ. Вспомнить сказку о сове.

5. Музыкально – дидактическая игра «Музыкальная лестница».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

04.04.

Тема: «Нотная запись»

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти. Чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Знакомство с нотой СОЛЬ, местонахождение её на нотном стане, правописание.

4.Музыкально- дидактическая игра «Узнай музыкальный инструмент», «Громко – тихо», «Танец розы»

5. Ритмическая минутка: Прохлопать, проиграть ритм любой песенки.

6.Игра на музыкальных инструментах. Основные виды музыкальных инструментов: духовые, струнные, ударные.

7.Выход под марш.

11.04.

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Игровой, практический, наглядный, беседа, объяснение.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Знакомство с нотой ЛЯ, её местонахождение на нотном стане, правописание.

4. Закрепление знаний о скрипичном ключе, нотном стане, о пройденных нотах: ДО, РЕ, МИ, ФА,СОЛЬ, а также закрепить знания о долгих и коротких звуках.

5.Игры: «У зеркала», «Угадай кто мы», «лиса подслушивает».

6.Вспомнить название музыкальные инструменты и основные виды. Игра на музыкальных инструментах.

7. Выход под марш.

18 .04.

Тема: «Нотная запись», «Положение нот на нотном стане».

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Знакоство с нотой СИ, её местонахождение на нотном стане, правописание.

4.Сказка – игра «Матрёшки», закрепление знаний о нотах: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ. Дать понятия о роли музыки.

5.Творчество в игре на музыкальных инструментах.

6. Игры: «Хлопоты», «Мы ходили на концерт», «Раз два шагают доли».

7.Выход под марш.

25.04.

Тема: «Повторение и закрепление пройденного материала».

1Тема: «Музыкальные и шумовые звуки».

2.Тема: «Высокие и низкие звуки».

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти чувства ритма..

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, практический, наглядный.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о музыкальных и шумовых звуках, «Что шумит, что звучит». Вспомнить сказку «Про девочку Нину, кошку Мурку и пианино».

4. Физкультминутка.

5.Музыкально – дидактические игры: «Кто в домике живёт», «Угадай, кто тебя зовёт».

6.Вспомнить и закрепить понятия: композитор, исполнитель, дирижёр.

7. Выход под марш.

16.05.

Тема: «Громко и тихо».

Тема: «Мажор и минор»

Форма занятия: Беседа.

Методы: Беседа, объяснение, практический, наглядный.

Ход

1.Вход под марш.

2. Музыкальное приветствие.

3.Беседа о громком и тихом звучании, вспомнить сказку «Сеньор Мажор и сеньор Минор».

4.Физкультминутка.

5.Музыкально – дидактические игры «Громко-тихо», «Арлекин и Пьеро»,

6.Вспомнить музыкальные инструменты, основные их виды, прочитать стихотворение «Инструменты разные – все они прекрасные».

7.Выход под марш.

23.05.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Тема: «Восходящее и нисходящее движение мелодии».

Тема: «Темп в музыке».

Тема: «Форте и пиано».

Программные задачи: Развивать мелодический и гармонический слух. Развивать внутренний слух, музыкальную память, чувство ритма.

Содержание работы: Закрепить знания детей о восходящем и нисходящем движении музыки, о темпе в музыке. Вспомнить сказку о Форе и пиано. Повторить основные жанры в музыке.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о звукоряде, вспомнить сказку о музыкальных ступеньках.

4.Прочитайте стихотворение « бабушка Нота по парку идёт», дать детям возможность раскрыть понятие «темп в музыке», поиграть в игру «Карусель».

5. Музыкально – дидактические игры: «Часы с будильником», «Долго коротко», «Как звучит», «Правильно неправильно», «Молодой дроздок».

6.Повторить с детьми основные жанры в музыке, послушать и определить на слух музыкальный жанр.

7.Выход под марш.


Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую системузвукоряд , то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октав ы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек ). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый . Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье , выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты , то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой . Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера .

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Любой музыкант, будь то новичок или профессионал, в обязательном порядке должен для себя четко представлять, что такое нотная грамота. Это есть основа, без которой, как говорится, никуда.

Понятие нотной грамоты

К сожалению, далеко не все люди, пытающиеся приобщиться к музыкальному миру, уделяют должное внимание этому предмету. Согласитесь, обычное бренчание на гитаре в подворотне или у костра на природе к профессионализму не имеет никакого отношения, хотя и предполагает хотя бы минимальное знание аккордов и их аппликатуру расположения на грифе. Но для более широкого понимания музыки этого явно недостаточно.

Нотная грамота является базовым предметом, с которого, собственно, и начинается обучение в музыкальных школах при игре абсолютно на любом инструменте или при занятиях вокалом. Она тесно связана с такими специфичными предметами, как сольфеджио и гармония, которые дают о музыке более широкое представление. Сама же нотная грамота для начинающих включает несколько основных аспектов. Это понимание нотного стана, звукоряда, длительностей нот и пауз, принципов построения гамм, трезвучий и аккордов, использования ключевых знаков и особенностей исполнения.

Нотоносец и позиции нот

Первое понятие, которое должен усвоить каждый начинающий музыкант, это нотный стан, его иногда еще называют нотоносцем. Это 5 горизонтальных линеек, на или между которыми располагаются ноты и знаки альтерации.

Тут нужно заметить, что система записи нот для некоторых инструментов может отличаться. Так, например, нотная грамота для фортепиано в расположении нот на линейках нотного стана отличается от аналогичного процесса, скажем, для гитары, где происходит смещение на одну октаву.

Ноты располагаются на основных линейках или между ними, а также на нижних и верхних добавочных линейках. Если говорить об основном нотном стане, на нем можно расположить ноты от «ре» первой октавы до «соль» второй октавы. Для нот с тонами выше и ниже и используются добавочные линейки.

Нотные ключи

Для указания диапазона, в котором происходит исполнение нотной партии, нотная грамота использует специальные ключи: скрипичный и басовый. Несмотря на одинаковое расположение на нотном стане, играются разные ноты.

Что касается звукоряда, нотная грамота для начинающих трактует такое понятие, как последовательность звуков, следующих один за другим. Простейшим звукорядом можно назвать последовательность «до, ре, ми, фа, соль, ля, си» (латинское обозначение C, D, E, F, G, A, H и отдельно «си-бемоль» B). Эти семь нот и являются теми "кирпичиками", из которых строится все музыкальное произведение.

При всем этом нужно знать позиции нот не только на линейках нотного стана, но и на самом инструменте. Например, нотная грамота для фортепиано подразумевает клавиатуру, для гитары - лады грифа и струны.

Длительности нот

Также необходимо знать длительности нот. По сути, длительность ноты - это, так сказать, время ее звучания. Ноты бывают целыми, половинными, четверными, восьмыми, шестнадцатыми и т. д.

Как видно из этого примера, здесь имеется кратность двум как минимум. Иными словами, целая нота по длительности в такте равна двум половинным, четырем четвертным, восьми восьмым и т. д., равно как и одна четвертная нота равна двум восьмым или четырем шестнадцатым.

Размеры

Еще нотная грамота подразумевает использование размеров, которые указывают максимально возможное содержание нот в одном такте. В стандартных размерностях можно выделить следующие: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 и т. д. Существуют и более сложные размерности типа 12/4, 12/8, 5/4, 5/8, 7/8, 9/8 и другие. Обучение нотной грамоте предполагает изучение этих понятий только после понимания азов.

Темп

В этом понятии регулируется скорость исполнения. Различают медленные, умеренные и быстрые темпы. Медленные: «анданте», «состенуто», «граве», «адажио», «ленто», «ларго». Умеренные: «модерато», «анданте». Быстрые: «аллегро», «аллегретто», «виво», «виваче», «престо».

Основные ступени при построении гаммы

Гаммы являются одной из основ нотной грамоты. При их построении нужно учитывать не только нотный ряд, ключевые знаки повышения или понижения тона определенных нот (диезы и бемоли) или знак отмены таких действий (бекар), но и ступени гаммы (устойчивые, неустойчивые, основные). Неустойчивыми называют ступени, стремящиеся к разрешению вверх или вниз. К примеру, в гамме «до мажор» к устойчивым ступеням относятся «до», «ми», «соль» (1-я, 3-я, 5-я ступени), а к неустойчивым - «ре», «фа», «ля» и «си» (2-я, 4-я, 6-я и 7-я ступени). Такая последовательность характерна абсолютно для всех гамм.

Интервалы

На каждой ступени строятся интервалы. Основными по возрастанию являются такие интервалы и их обозначения (стандартные): прима (только чистая - ч1), секунда (малая и большая - б2 и м2), терция (малая и большая - м3 и б3) кварта (только чистая - ч4), квинта (только чистая - ч5), секста (малая и большая - м6 и б6), септима (малая и большая - м7 и б7) и октава (только чистая - ч8).

Существуют еще увеличенные и уменьшенные интервалы, характерные интервалы и т. д. На основе интервалов строятся трезвучия и аккорды. Как уже понятно, трезвучие содержит три ноты, а аккорд - четыре.

Знаки

Изучение нотной грамоты предполагает заучивание знаков альтерации. Основными считаются следующие: «диез» - повышение звучания на полтона, «бемоль» - на полтона ниже, «бекар» - отмена повышения или повышения на полтона, «дубль-диез»/«дубль-бемоль» - соответственно, повышение и понижение на один тон.

Громкость исполнения

Что касается громкости исполнения нот, последовательностей, трезвучий и аккордов, нотная грамота применяет специальные средства. Среди них различают и оттенки. К знакам относятся такие понятия, как «форте» (громко), «меццо-форте» (умеренно громко), «фортиссимо» (очень громко), «сфорцандо» (резкое усиление громкости, акцент). По аналогии: «пиано» (тихо), «меццо-пиано», «пианиссимо» и т. д.

К основным оттенкам можно отнести «легато» (плавное исполнение, неотрывное исполнение, когда один звук словно перетекает в другой), «стаккато» (резкое отрывистое исполнение), «синкопа» (задержка перед звучанием), «мордент» (последовательность нот вокруг одной основной) и т. п.

Заключение

Выше описаны только минимальные основы нотной грамоты. Для понимания построения музыкального произведения в более широком аспекте, естественно, нужно изучать специализированные предметы типа сольфеджио или гармонии. А они преподаются в музыкальных школах, музучилищах и консерваториях.

Описание материала : Одним из ключевых приемов, которым можно заинтересовать, захватить, заставить проникнуть в тему беседы любую аудиторию, как взрослую, так и детскую, является история, сказка, притча. Захватить внимание детей, вызвать интерес к теме беседы легче всего с помощью сказки. Тогда дети, проникнув в «сказочную страну», сидят, затаив дыхание, и слушают.

Наша, совместно с дочерью Ксенией сочиненная сказка, поможет освоить малышам 6-8 лет нотную грамоту, да и просто подружиться с музыкой и ее волшебными звуками.

Цель: Актуализация знаний детей по теме «Ноты»

Задачи: Вызвать у детей интерес к теме. Помочь освоить нотную грамоту.

Помочь понять, что мелодия состоит из отдельных нот. Учить выделять из мелодии отдельные звуки. Познакомить с понятиями «высокие и низкие голоса», учить определять на слух высокие и низкие звуки.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Учить «чувствовать» музыку, определять и передавать характер музыки в двигательных импровизациях или с помощью картинок-образов зверей и птиц.

Закреплять полученные ранее знания.

Предварительная работа: Прослушивание музыкальных произведений, музыкальные и двигательные импровизации, знакомство с нотным станом и написанием нот на линеечках.

Итак……

В одной сказочной нотной стране жили-были ноты. У каждой нотки было свое имя. Нотки, как и дети, были нотки мальчики, которые очень любили лазать по лесенкам, как и все мальчишки на всем белом свете, а были и нотки девочки. Они, как и все девчушки-хохотушки, очень любили наряжаться. Нарядов было много, и поэтому их папа Король Скрипичный Ключ построил для них великолепный дворец. Для каждой девочки была устроена отдельная комната, но… об этом чуть позже.

Мальчиков звали так: ДО, МИ, СОЛЬ и СИ. Собрались они однажды на прогулку в парк, а там стояла высокая лесенка. ДО был самый младший из всех братьев, и смог забраться только на самую низкую ступеньку, стоящую на земле (дополнительную). Он стоял там и радовался: «Вот какой я ловкий!» А мальчики постарше, МИ, СОЛЬ и СИ, решили устроить соревнование: кто же заберется выше всех. Самым ловким оказался СИ, он забрался на третью ступеньку. СОЛЬ чуть пониже, на вторую, а МИ только на первую. «Ура, я выиграл,- прокричал СИ,- я выше всех». ДО не обиделся на брата, а сказал, что он, стоя на своей дополнительной ступеньке, видит червячков на земле. МИ тоже не расстроился, ведь со своей первой ступеньки он увидел, как мама возвращается с работы. СОЛЬ со своей второй ступеньки увидел самую красивую на свете птичку.

А что тебе там видно, СИ?

Мне с третьей ступеньки видны облака и небо!

В это же самое время, девочки выбирали себе комнаты.

Я буду жить внизу на первом этаже!- сказала РЕ,-не люблю лесенки, и поселилась под первой линейкой.

Тогда я займу второй этаж, между первой и второй линейками,- сказала ФА,- мне очень нравится смотреть в окно на наш чудесный яблоневый сад, а снизу и сверху его не разглядеть.

Ну тогда третий этаж мой,-сказала ЛЯ,-мне очень нравится подниматься по лесенкам. И поселилась между второй и третьей линейками.

Вот так дружно жили-поживали веселые нотки и до сих пор живут, хотите проверить, тогда отправляйтесь в сказочную нотную строну. А веселые ребятки-нотки будут ждать вас в своих домиках.

ДО - на дополнительной линеечке.

РЕ - под первой линеечкой.

МИ - на первой линеечке.

ФА - между первой и второй линеечками.

СОЛЬ - на второй линеечке.

ЛЯ - между второй и третьей линеечками.

СИ - на третьей линеечке.

До скорой встречи в сказочной стране!

Сказку можно рассказать в любое время суток, хоть на ночь. Зато утром можно нарисовать нотки и их домики, а можно и поиграть.

Дидактическая игра «Высоко - низко»

Для игры понадобится лист бумаги с нарисованным нотным станом (пять линеечек) и небольшие овалы из черной цветной бумаги.

Взрослый или играет на фортепиано высокие либо низкие ноты, или просто поет любые ноты,высокие либо низкие. Ребенок догадывается высоко или низко забрались мальчики нотки и выставляет овалы на нотный стан, соответственно высоко или низко.

А еще по нотному стану могут «гулять» картинки с изображением зверей: медведи, зайчики, волки, птички.Каждый зверь под «свою» песенку.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали нотный стан,

И на нем все ноты-точки

Разместили по местам.

А теперь и вы, ребята, вспомните, где живут нотки и разместите их по своим домикам.