Интернет

План I введение II творческий путь Александра Грина III романтическая устремленность Грина IV критики о творчестве А. Грина V цвет в творчестве А

Александр Грин (настоящее имя Александр Степанович Гриневский; 11 (23) августа 1880, город Слободской, Вятской губернии, Российской империи — 8 июля 1932, город Старый Крым, СССР) — русский и советский писатель польского происхождения, прозаик, представитель направления романтического реализма. Сам себя относил к символистам.

Семья
Отец — Гриневский, Степан Евсеевич|Stefan Hryniewski (1843—1914), поляк, представитель польской шляхты Полесья Дисненского уезда Виленской губернии Северо-Западного края Российской империи, за участие в польском восстании 1863 года был сослан в Колывань Томской губернии. Позже ему было разрешено переехать в Вятскую губернию, куда он прибыл в 1868 году.
Мать — Анна Степановна Гриневская (в девичестве Лепкова; 1857—1895) была русской, дочерью коллежского секретаря Степана Федоровича Лепкова и Агриппины Яковлевны. Окончила Вятскую повивальную школу и получила свидетельство на звание повитухи и оспопрививательницы.
Мачеха — Лидия Авенировна Гриневская (в девичестве Чернышева, по первому мужу Борецкая) — вторая жена Степана Евсеевича Гриневского. Дочь чиновника Авенира Андреевича Чернышева. Родилась 15 февраля 1865 г. Жила в Елабуге, где окончила прогимназию. Была замужем за почтовым чиновником Дмитрием Борецким. Имела от первого брака сына Павла (родился 27 июня 1884 г). В 1894 г. поступила в Вятскую повивальную школу, которую не окончила в связи с повторным браком — 7 мая 1895 г. во Владимирской церкви г. Вятки состоялось венчание со Степаном Евсеевичем Гриневским, а 9 июля 1895 г. Л. А. Гриневская выбыла из повивальной школы по собственному желанию.
Жена — Нина Николаевна Грин (1894—1970). Детей у них не было.

Братья и сёстры:
Наталия (1878—?) — приемная дочь Гриневских.
Александр (1879—1879). Умер в младенческом возрасте.
Антонина (1887—1969) — жила в Варшаве.
Екатерина (1889—1968) — осенью 1910 г. присутствовала на венчании Александра Грина и Веры Абрамовой.
Борис (1894—1949) — жил в Ленинграде. В 1947-48 гг. приезжал в г. Старый Крым и пытался в доме Грина открыть первый музей писателя. Тогда ему это не удалось.
Павел Дмитриевич Борецкий (1884—?) — сводный брат Александра Грина. Сын Лидии Авенировны Гриневской и ее первого мужа.
Николай (1896—1960) — сын Степана Евсеевича и Лидии Авенировны (мачехи Александра Грина).
Варвара (1898—?) — дочь Степана Евсеевича и Лидии Авенировны. Учительница.
Ангелина (1902—1971) — дочь Степана Евсеевича и Лидии Авенировны. Учительница.

Биография

Александр Гриневский родился 11(23) августа 1880 года в городе Слободской Вятской губернии.

С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома.

Значительное влияние на Грина оказал его отец — белорусский дворянин Стефан Гриневский, который разрешил сыну купить ружье и поощрял его к длительным экскурсиям на природу, что повлияло как на выработку характера молодого человека, так и на будущий оригинальный стиль гриневской прозы.

В 1896 г. по окончании четырёхклассного Вятского городского училища уехал в Одессу. Некоторое время бродяжничал в поисках работы. Устроился матросом на судно, курсировавшее по маршруту Одесса — Батуми — Одесса. Вскоре решил оставить карьеру моряка. Перепробовал много профессий — был рыбаком, чернорабочим, лесорубом, золотоискателем на Урале.

Проходил службу солдатом в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне, расквартированном в Пензе. Летом 1902 г. дезертировал, но был пойман в Камышине. После побега познакомился с эсерами. Зимой 1902 г. они устроили Грину повторный побег, после которого он перешёл на нелегальное положение и начал вести революционную деятельность. В 1903 г. был арестован за пропагандистскую работу среди матросов в Севастополе. За попытку побега был переведён в тюрьму строгого режима, где провел около двух лет. В 1905 г. освобожден по амнистии.

В 1906 г. в Петербурге Грин снова был арестован и выслан на четыре года в г. Туринск Тобольской губернии. В Туринске Грин пробыл всего 3 дня: в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания» приводится забавная история, как он, напоив исправника и полицейских, которые не устояли перед дармовой водкой, совершил побег. Бежал в Вятку, раздобыл чужой паспорт, по которому уехал в Москву. Здесь рождается его первый политически ангажированный рассказ «Заслуга рядового Пантелеева», подписанный А. С. Г. Тираж был конфискован в типографии и сожжен. Псевдоним А. С. Грин впервые появился под рассказом «Случай» (1907). В 1908 г. у Грина выходит первый сборник «Шапка-невидимка» с подзаголовком «Рассказы о революционерах».

Сочиняя новые и новые рассказы, Грин постепенно находит свой стиль, сделавший его затем столь популярным и любимым. Первая романтическая новелла, по словам самого писателя, появилась в 1909 г. и называлась «Остров Рено». Затем последовали и другие произведения этого направления — «Колония Ланфиер» (1910), «Зурбаганский стрелок» (1913), «Капитан Дюк» (1915). В этих произведениях формируются черты вымышленной страны, которая литературоведом К. Зелинским будет названа Гринландия.

Из-за конфликта с властями Грин с конца 1916 г. был вынужден скрываться в Финляндии, но, узнав о Февральской революции, вернулся в Петроград. Весной 1917 г. он пишет рассказ-очерк «Пешком на революцию», свидетельствующий о надежде писателя на обновление. Однако вскоре действительность разочаровывает писателя.

Летом 1919 года Грина призвали в Красную Армию связистом. Жил он в Новочеркасских казармах на Охте. В марте 1920 года Грин поселился в Доме литераторов на Бассейной улице, но вскоре заболел сыпным тифом и почти на месяц попал в Боткинские бараки. После выздоровления ему при содействии М. Горького удалось получить академический паёк и жильё — комнату в «Доме искусств» на Невском проспекте, 15, где Грин жил рядом с В. Пястом, В. А. Рождественским, Н. С. Тихоновым, М. Шагинян.

В 1921 году Грины уехали на все лето в финский поселок Токсово. В годы пребывания в Токсово, Александр Грин жил в доме Рогияйнена (ул. Санаторная 19).

Во время гражданской войны он печатает свои произведения в журнале «Пламя». В революционные годы в Петрограде Грин начал писать «повесть-феерию» «Алые паруса» (опубликована в 1923 году). Эта повесть является самым известным его произведением. Считается что прообразом Ассоль является жена Грина, Нина Николаевна.

В 1924 году в Ленинграде был напечатан роман Грина «Блистающий мир». В том же году Грин переехал в Феодосию. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

В 1929 году всё лето провёл в Старом Крыму, работая над романом «Дорога никуда», а в 1930 г. полностью переехал в город Старый Крым. В конце апреля 1931 года, будучи уже серьёзно больным, Грин ходил в Коктебель в гости к Волошину. Этот маршрут до сих пор известен и популярен среди туристов как «тропа Грина».

Роман «Недотрога», начатый им в это время, так и не был закончен.

Умер Грин 8 июля 1932 года в городе Старый Крым. Был похоронен там же на городском кладбище. На его могиле скульптором Татьяной Гагариной установлен памятник «Бегущая по волнам».

С 1945 г. его книги не печатались, в 1950 г. Грин посмертно обвинялся в «буржуазном космополитизме». Усилиями К. Паустовского, Ю. Олеши и других он в 1956 г. был возвращен в литературу; его произведения издавались миллионными тиражами.

"Его реальность включает в себя непостижимые логикой силы, проявляющиеся в сказке и во сне, в одушевлённости природы и предметов. Его вера в доброту человека основана на внутренней силе".

— Вольфганг Казак

Повесть для настоящих романтиков «Алые паруса» первоначально носила название «Феерия». Наброски к литературному произведению стал делать еще в 1916 году, работая над «Бегущей по волнам». Книга была опубликована в 1923 году с посвящением супруге писателя. В центре повествования – история юной девушки Ассоль, жизнь которой наполнена мечтами и фантазиями. Живя в реальном мире, героиня грезит сказкой, которой однажды суждено сбыться.

Юная Ассоль – лиричный и поэтичный образ. Это утонченная девушка, стойкая и сильная духом, как и главные героини российских драматических произведений. Работая над любым произведением, автор вкладывает в описываемых персонажей частицу себя. Образ Ассоль соткан из черт, свойственных Грину. Гриневский (настоящая фамилия писателя) мечтал стать моряком и отправиться в дальнее плавание. Романтизм в его душе столкнулся с суровыми буднями, поэтому вместо того, чтобы попасть на корабль, Александр стал работником каботажного судна.


Сталкиваясь с грубостью профессиональных моряков, Грин обрел скептицизм, что связывает его с моряком Лонгреном – отцом Ассоль. Талантливый писатель не был красавцем, морская карьера не сложилась, и судьба не благоволила. «Алые паруса» сочетают в себе символизм жизненных перипетий Александра Грина, его надежды и мечты вкупе с тяготами реальности.

История создания

Характеристика Ассоль перекликается с мировоззрением и идеалами автора. Ему, как и прелестной девушке, сложно было существовать в мире, где нет места сказке. Гриневский описывает главную героиню повести ровно настолько, чтобы дать читателю представление о ней. Надежда является главной чертой, символизирующей ее душевный уклад. Характер описан расплывчато, и читателям свойственно самостоятельно облагораживать девушку посредством воображения.


Героиня живет в прибрежном городе Каперна. В детстве Ассоль не была душой компании, сверстники не принимали ее из-за дурной репутации отца. Пережив это, она научилась быть самодостаточной и не обращать внимания на обиды. Придумав собственный мир, где мечты исполнимы, Ассоль ждет указания судьбы, чтобы радоваться жизни и любить кого-то, кроме отца и окружающей природы.

Характеристика внешности героини стала второстепенным нюансом повести, но описание присутствует в повествовании. Героиня убирает густые темные русые волосы косынкой и носит простое платье в розовый цветочек. У девушки приятная кроткая улыбкой и грустный взор. Тонкая хрупкая фигура не мешает Ассоль трудиться.


Скромная мечтательница рано осталась без матери. Она живет с отцом, бывшим моряком, и они продают деревянные игрушки, чтобы прокормиться. Несмотря на безумную любовь родителя, Ассоль одинока. Однажды она узнает о предсказании, гласившем, что к ней прибудет принц на прекрасном корабле и заберет девушку с собой. Слов незнакомца было достаточно доверчивой Ассоль, чтобы поверить в легенду. Ее вера основывалась не на легкомыслии, а на желании изменить жизнь. Стойко выдерживая насмешки окружающих, фантазерка была верна своей мечте, и она реализовалась.

Сюжет

Главной линией в произведении становится история Ассоль. Она живет в маленькой деревушке с нелюдимым и замкнутым в себе отцом. Односельчане не любят их семью из-за несчастного случая, к которому причастен Лонгрен. В шторм он был свидетелем гибели трактирщика Меннерса, но не стал спасать земляка, памятуя о том, что в схожей ситуации его жене никто не пришел на помощь.


Ассоль - иллюстрация к книге "Алые паруса"

На самом деле супруга бывшего моряка погибла из-за его черствости и скупости, что и стало причиной ненависти к семье со стороны недоброжелателей. Однажды девочка пошла в город продавать поделки, среди которых был кораблик с алыми парусами. Ассоль пускала его по ручью, и игрушка потерялась. Кораблик нашел сказочник Эгль. Он предсказал девочке, что, когда она вырастет, с родной земли Ассоль заберет принц, приплывший на корабле с алыми парусами.


Артур Грэй из богатой семьи испытывал тягу к приключениям и управлению морскими суднами. Однажды, отправившись в плавание на корабле, он ушел на лодке, чтобы порыбачить. Заночевав на берегу, утром Грэй увидел спящую Ассоль. Поразившись ее красоте, он оставил на руке девушки свое кольцо. В близлежащем трактире Артур узнал историю девушки, приукрашенную местными легендами. Не слушая сплетен, уверившись в благородстве мечтаний Ассоль, Грей купил алый шелк в лавке и приказал пошить паруса. На следующий день к пристани Каперны подошел корабль, который Ассоль видела в своих грезах. Грей увез ее в далекую страну, как и предвещало предсказание сказочника.

  • Александр Гриневский, грезящий морем, сделал символом надежды и воплощения мечты не веру девушки в приезд принца, а корабль. Аллюзия к несбывшимся надеждам автора, алые паруса стали знаком того, что, если мечты не сбылись, это не значит, что они были невозможны. Ассоль не ждала Грея. Она ждала корабль, в который вложила веру, накопленную годами одиночества и непонимания.

  • Возможно, скрытый символизм произведения сделал его любимой книгой коммунистов, свято верящих в мечту и уверенных в ее достижении. Романтическая подоплека в восприятии читателей и подаче автора уходит на второй план.
  • Примечательно, что даже волшебное имя Ассоль появилось случайно. По слухам, Грин покупал в магазине томатный сок и в вопросе: «А соль?» – услышал сочетание звуков, вдохновившее писателя на создание имени для главной героини произведения.

  • По мотивам повести не раз ставили мюзиклы и спектакли. Она была экранизирована режиссером Александром Птушко в 1961 году. Актриса стала создательницей главного женского образа. Молодой воплотил в кадре Артура Грея.
  • Картинки по книге «Алые паруса» до сих пор вдохновляют деятелей искусства на создание графических изображений, мозаик, скульптур и других объектов в различных техниках исполнения. Главным персонажем, воплощаемым художниками, становится девушка Ассоль, а предметом – корабль с алыми парусами.

Цитаты

Произведение Александра Грина полно морали, содержащейся в монологах и репликах главных героев. Примечательные цитаты из повести «Алые паруса» стали крылатыми фразами.

«Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить».

Эти слова не теряют актуальности в наши дни. Они характеризуют не детей, а взрослых, начинающих жить так, как это присуще их возрасту, и забывающих о своих мечтах.

«Чудеса делаются своими руками».

Реплика намекает на то, что не стоит жить в ожидании, в то время как решительные действия быстрее приведут к желаемому результату. Возможно, этими словами руководствовался Грин, нанимаясь работать на судно и мечтая управлять кораблем.

«Мы любим сказки, но не верим в них».

Ассоль была мечтательницей, и ее фантазии воплотились в реальность. Это произошло благодаря неизменной вере и стойкости духа. Подчас вера позволяет обстоятельствам сложиться нужным образом.

«Море и любовь не любят педантов»

Так писал романтик Грин, сравнивая две своенравные стихии. В столкновении с ними не важны мелочи, которые ценят педанты. Фантазеры и люди, чувствующие способность творить свою судьбу согласно мечтам, получают то, что ищут.

Сюжет

Повесть рассказывает прекрасную историю о жизни юной Ассоль, мечтающей обрести счастье.

Лонгрен, человек замкнутый и нелюдимый, жил изготовлением и продажей моделей парусников и пароходов.Земляки не очень жаловали бывшего моряка, особенно после одного случая.

Как-то во время жестокого шторма лавочник и трактирщик Меннерс был унесен в своей лодке далеко в море .Единственным свидетелем происходящего оказался Лонгрен. Он спокойно курил трубку, наблюдая, как тщетно взывает к нему Меннерс. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её.

Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели.

Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного взаймы. Она только что родила малютку Ассоль, роды были нелегкими, и почти все её деньги ушли на лечение, а муж еще не вернулся из плавания. Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Несчастная женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления легких. Так Лонгрен остался вдовцом с дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море.

Что бы там ни было, а весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чем не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков.

Однажды, когда Ассоль было восемь лет, он отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шелковыми парусами. Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понес его и увлек к устью, где она увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль, собиратель легенд и сказок. Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы и за ней на таком же корабле под алыми парусами приплывет принц и увезет её в далекую страну.

Девочка рассказала об этом отцу. На беду, нищий, случайно слышавший её рассказ, разнес слух о корабле и заморском принце по всей Каперне. Теперь дети кричали ей вслед: «Эй, висельница! Красные паруса плывут!» Так она прослыла полоумной.

Артур Грэй, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос не в хижине, а в родовом замке, в атмосфере предопределенности каждого нынешнего и будущего шага. Это, однако, был мальчик с очень живой душой, готовый осуществить свое собственное жизненное предназначение. Был он решителен и бесстрашен.

Хранитель их винного погреба Польдишок рассказал ему, что в одном месте зарыты две бочки аликанте времен Кромвеля и цвет его темнее вишни, а густое оно, как хорошие сливки. Бочки сделаны из черного дерева, и на них двойные медные обручи, на которых написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю». Это вино никто не пробовал и не попробует. «Я выпью его, - сказал Грэй, топнув ногой, и сжал ладонь в кулак: - Рай? Он здесь!..»

При всем том он был в высшей степени отзывчив на чужую беду, и его сочувствие всегда выливалось в реальную помощь.

В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Оценив ум, упорство и любовь к морю молодого матроса, Гоп решил «сделать из щенка капитана»: познакомить с навигацией, морским правом, лоцией и бухгалтерией. В двадцать лет Грэй купил трехмачтовый галиот «Секрет» и плавал на нем четыре года. Судьба привела его в Лисс, в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна.

С наступлением темноты вместе с матросом Летикой Грэй, взяв удочки, отплыл на лодке в поисках подходящего для рыбной ловли места. Под обрывом за Каперной они оставили лодку и развели костер. Летика отправился ловить рыбу, а Грэй улегся у костра. Утром он пошел побродить, как вдруг в зарослях увидел спящую Ассоль. Он долго разглядывал поразившую его девушку, а уходя, снял с пальца старинное кольцо и надел на её мизинец.

Затем они с Летикой дошли до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Он рассказал, что Ассоль - полоумная, мечтающая о принце и корабле с алыми парусами, что её отец - виновник гибели старшего Меннерса и ужасный человек. Сомнения в правдивости этих сведений усилились, когда пьяный угольщик заверил, что трактирщик врет. Грэй и без посторонней помощи успел кое-что понять в этой необыкновенной девушке. Она знала жизнь в пределах своего опыта, но сверх того видела в явлениях смысл иного порядка, делая множество тонких открытий, непонятных и ненужных жителям Каперны.

Капитан во многом был и сам таким же, немного не от мира сего. Он отправился в Лисс и отыскал в одной из лавок алый шелк. В городе он встретил старого знакомого - бродячего музыканта Циммера - и попросил к вечеру прибыть на «Секрет» со своим оркестром.

Алые паруса привели в недоумение команду, как и приказ продвинуться к Каперне. Тем не менее утром «Секрет» вышел под алыми парусами и к полудню уже был в виду Каперны.

Ассоль была потрясена зрелищем белого корабля с алыми парусами, с палубы которого лилась музыка. Она бросилась к морю, где уже собрались жители Каперны. Когда появилась Ассоль, все смолкли и расступились. От корабля отделилась лодка, в которой стоял Грэй, и направилась к берегу. Через некоторое время Ассоль уже была в каюте. Все совершилось так, как предсказывал старик.

В тот же день открыли бочку столетнего вина, которое никто и никогда еще не пил, а наутро корабль был уже далеко от Каперны, унося поверженный необыкновенным вином Грэя экипаж. Не спал только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье.

Значение

Повесть «Алые паруса» вошла в сокровищницу русской литературы, став непревзойденным творением Грина, отличающимся особенностью романтично-сентиментального повествования.¿

Адаптации

  • «Алые паруса» (), - дипломный спектакль выпускников факультета кукольного искусства Музыкального училища им. Гнесиных , создавших под руководством Л. А. Хаита знаменитый театр «Люди и куклы» (Грей , - В.Гаркалин , Ассоль , - кукла)
  • известная песня барда Владимира Ланцберга «Алые Паруса», - видео - и тематически примыкающая к ней «А зря никто не верил в чудеса»
  • мюзикл «Алые Паруса» - официальный сайт
  • инструментальный New-Age альбом Андрея Климковского - Алые Паруса", 2000 год
  • Алые паруса - рок-опера А. Богословского. Записана ВИА «Музыка» в 1977 г.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Алые паруса (повесть)" в других словарях:

    У названия этой статьи существуют и другие значения, см. Алые паруса (значения). Алые паруса первое издание 1923 года Жанр: повесть феерия Автор … Википедия

    Алые паруса название многочисленных организаций, объектов, мероприятий. Восходят к названию повести Александра Грина, написанной в 1916 1922 годах «Алые паруса» повесть Александра Грина «Алые паруса (фильм, 1961)» художественный … Википедия

    АЛЫЕ ПАРУСА, СССР, Мосфильм, 1961, цв., 88 мин. Сентиментальная феерия. Конец 1950 х начало 1960 х годы для отечественного кино переломные, принесли помимо прочего и увлечение романтическими фильмами. «Алые паруса» один из первых. Известный… … Энциклопедия кино

    Александр Грин Александр Степанович Гриневский Дата рождения: 11 (23) августа 1880(1880 08 23) Место рождения … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Грин. Александр Грин Имя при рождении: Александр Степанович Гриневский Дата рождения: 11 (23) августа … Википедия

    Александр Грин Имя при рождении: Александр Степанович Гриневский Дата рождения: 11 (23) августа 1880(18800823) Место рождения: Слободской, Вятской губернии Дата смерти: 8 июля … Википедия

  • В фильме «Алые Паруса» Ассоль сыграла Анастасия Вертинская, которая известна зрителям отечественного кинематографа по кинолентам «Человек-Амфибия», «Война и Мир», «Овод».
  • Съемки картины проходили на Крымском побережье и в Грузии.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

В небольшой деревне на берегу моря живет бывший моряк и вдовец по имени Лонгрен, у которого есть дочка Ассоль. Он зарабатывает на жизнь тем, что изготавливает игрушечные кораблики. Денег, которые получает мужчина, едва хватает на пропитание для него и маленькой девочки. Однажды ребенок встречает старика, который предсказывает ей, что когда-нибудь из этой бедной деревни ее заберет принц на корабле с алыми парусами. С тех пор девчушка постоянно ходит к берегу моря и ждет своего возлюбленного.

В это же время взрослеет молодой парень по имени Грей. Он с детства мечтает стать капитаном парусника. В результате кропотливой работы юноша достигает своей цели и после смерти отца приобретает собственный корабль. Однажды судьба заносит его в деревню где живет Ассоль. Увидев красавицу, Артур влюбляется в нее. Он начинает узнавать о ней у односельчан и ему рассказывают о необычных грезах молодой женщины. Моряк решает воплотить мечту в жизнь.

Он покупает 2000 метров алого шелка, изготавливает из них паруса и приплывает под ними к заветному берегу. Фильм заканчивается тем, что на глазах у жителей деревни парусник Грея подходит к набережной и юноша предлагает девушке уехать с ним, на что получает ее согласие.

Отзывы о фильме «Алые паруса»

  1. Добавить

    Необходимо миниум 10 символов, у вас 0

Главная > Документ

VI Символика цвета в повести «Алые паруса»

§ 1. История создания повести «Алые паруса»

Однажды А. С. Грин в витрине игрушечного магазина увидел маленький «бот с правильно сидящим красивым крылообразным парусом ». Этот бот был воспринят как «зерно чуда», из которого и возник замысел «Алых парусов» . Спустя 10 лет, Грин снова возвращается к истории создания «Алых парусов» : «У меня есть «Алые паруса» - повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал – что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия» . Сам замысел произведения – красные, или алые, паруса цвета «вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом» , вызываемое ими чувство «возвещения радости» полностью сформулировано уже в первом сохранившемся варианте. В одном из последних вариантов повести «Красные паруса» заменяются алыми, найден более верный цвет, и в таком сочетании «Алые паруса» приобретают особую образность и само выражение становится словом-символом.

§ 2. Цвет и его символическое значение

Представления писателя вполне сопо-ставимы с суждениями ученого, который к качествам и особен-ностям стиля художественного произведения относит «распреде-ление света и тени при помощи выразительных речевых средств, переходы от одного стиля изложения к другому, переливы и со-четания словесных красок, характер оценок, выражаемых по-средством подбора и смены слов и фраз, своеобразия синтакси-ческого движения» (В. В. Виноградов 18). В высказываниях худож-ника и исследователя равно подчеркнуто, какую большую орга-низующую роль имеют расположение слов по отношению друг к другу на протяжении всего текста «тайна соседства слов» , неразрывные, хотя порой и очень тонкие, смысловые и экспрес-сивные связи слов между собой, взаимные «наложения» значе-ний и ассоциативные сближения слов «взаимность их теней и света, падающих от одного на другое».

Основываясь на словах Бахтина: «структура символа также бесконечна, как и структура атома» 19 , мы и подошли к анализу цвета в повести. Цвет, как считает автор «Словаря символов» Д. Тресиддер , - «имеет обширный и сложный диапазон символических значений, обобщение относительно определенного символа любого из цветов сделать трудно» 20 .

§ 3. Образ алых парусов

Образ алых парусов появляется в повести с первых страниц. «Однажды, в середине такого путешествия к городу, девочка присела у дороги съесть кусок пирога, положенного в корзинку на завтрак. Закусывая, она перебирала игрушки; из них две три оказались новинкой для нее: Лонгрен сделал их ночью. Одна такая новинка была миниатюрной гоночной яхтой; белое суденышко подняло алые паруса, сделанные из обрезков шелка, употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароходных кают - игрушек богатого покупателя. Здесь, видимо, сделав яхту, он не нашел подходящего материала для паруса, употребив что было - лоскутки алого шелка. Ассоль пришла в восхищение. Пламенный веселый цвет так ярко горел в ее руке, как будто она держала огонь. … Отойдя в лес за мостик, по течению ручья, девочка осторожно спустила на воду у самого берега пленившее ее судно; паруса тотчас сверкнули алым отражением в прозрачной воде: свет, пронизывая материю, лег дрожащим розовым излучением на белых камнях дна. » 21 . Появляется в подчеркнуто естественной, реальной, обыденной ситуации; по-является в сопровождении подробного разъяснения, почему па-руса игрушечной яхты оказались именно алыми; но в то же вре-мя появляется как образ чудесный, пленительный, вызывающий восхищение. Отсюда - два ряда соседствующих слов и словосо-четаний. Один ряд - обрезки, лоскутки шелка, подходящий ма-териал, оклейка, употреблять; другой ряд - солнечный ливень, огонь, свет, сверкание, излучение, гореть, сверкать, пламенный, веселый цвет.

§ 4. Цветовой мир и образ Ассоль

Через цвет автор показывает внутреннюю жизнь героев, следовательно, мы можем посредством цветовой картины говорить о внутреннем состоянии героев в тот или иной момент их жизни. Вот как описывает Грин Ассоль «Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой» 22 . Ассоль дана на фоне природы: «светлая, синяя гладь моря », «синие сумерки », «лиловый ирис », «белые шишки цветов », «море, обведенное по горизонту золотой нитью », «стальной, синий, черный » цвет спящего океана. Из всего этого многообразия предметов и цвета рождается «алая рябь » у ног Ассоль.

§ 5. Сказочник Эгль и его предсказание

На берегу моря Ассоль встречает Эгля, собирателя песен, легенд, преданий и сказок, который произносит чудесное предска-зание. Вот описание сказочника Эгля.

«Седые кудри складками выпадали из под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком - выказывали горожанина. Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы вялопрозрачным, если бы не глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным» . Даже внешность описана автором с помощью цвета: «серая блуза, белый воротничок, пояс, унизанный серебром блях », глаза же его «серые как песок, и блестящие как сталь » 23 .
Он-то и предскажет Ассоль «алые паруса белого корабля» . Но старик, подслушавший разговор Лонгрена с дочерью, говорит уже о красных парусах. Думается, что «оговорка» автора не случайна. «Алый цвет без примесей! – цвет мечты, красный – кровавый, недобрый» .

- (...) Однажды утром в морской дали под солнцем сверк-нет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого кораб-ля двинется, рассекая волны, прямо к тебе (...) Корабль подой-дет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музы-ки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах поплывет от него быстрая лодка (...) Тогда ты увидишь храброго красивого принца, он будет стоять и протягивать к тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! - скажет он.- Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство...»

В предсказании Эгля «склонность к мифотворчеству» опреде-ляет развитие сказочной, чудесной стороны образа алых парусов и соответствующих ассоциаций. Появляется красивый принц. Корабль подходит под звуки прекрасной музыки. Для композици-онного движения словесных рядов очень важны такие детали: двинется, рассекая волны, прямо к тебе и под солнцем сверкнет алый парус.

§ 6. Мир и мечты Грея

Параллельно Ассоль идет рассказ о жизни Грея: вот «Лучшие сорта тюльпанов - серебристо голубых, фиолетовых и черных с розовой тенью - извивались в газоне линиями прихотливо брошенных ожерелий. Старые деревья парка дремали в рассеянном полусвете над осокой извилистого ручья. Ограда замка, так как это был настоящий замок, состояла из витых чугунных столбов, соединенных железным узором. Каждый столб оканчивался наверху пышной чугунной лилией; эти чаши по торжественным дням наполнялись маслом, пылая в ночном мраке обширным огненным строем » 24 . Вот вино, «темнее вишни», вино, «которое выпьет Грей, когда окажется в раю », а вот столы, ломящиеся от «радужных фазанов, серых уток …», а «таинственные оттенки света… творят ослепительную гармонию ». «Эта живость, эта совершенная извращенность мальчика начала сказываться на восьмом году его жизни; тип рыцаря причудливых впечатлений, искателя и чудотворца, т. е. человека, взявшего из бесчисленного разнообразия ролей жизни самую опасную и трогательную - роль провидения…» 25

Значит, гармония в жизни, по Грину, это буйство красок. Грей изучает карты «золотые, черные, пестрые, синие, серые », за которыми открывается ему «синее сияние океана ». Корабли, которые мысленно видит Грей, представляются ему «то кораблями-пиратами с черным флагом», то «кораблями-призраками, сияющими… светом синего озарения ». В главе, посвященной Грею тоже обилие красок: «золотые ворота », «серебро рыб », «женщина в черном платье », «черная линия мачты ». «Золотые ворота моря », значит, именно море и его «золотые ворота » откроют Грею путь к его мечте. Золотой цвет – символ просветления, света, власти. Итак, мы видим, что характеры героев развиваются в определенном цветовом пространстве. Многие не улавливают разницы между алым и красным. Но давайте вспомним, с какой тщательностью искал шелк для парусов Грей. А вот о красном цвете о его разнообразии тоже красиво сказано...«Грей побывал в трех лавках, придавая особенное значение точности выбора, так как мысленно видел уже нужный цвет и оттенок. В двух первых лавках ему показали шелка базарных цветов, предназначенные удовлетво-рить незатейливое тщеславие; в третьей он нашел образцы сложных эффектов. Хозяин лавки радос-тно суетился, выкладывая залежавшиеся материи, но Грей был серьезен, как анатом. Он терпеливо раз-бирал свертки, отклады-вал, сдвигал, развертывал и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. На носок сапога Грея лег-ла пурпурная волна; на его руках и лице блестел розовый отсвет. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный, розо-вый и розовый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве подобно словам: «очаровательно» – «прекрасно» – «великолепно» – «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зре-ния, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего ка-питана; что приносил лавочник было хорошо, но не вызывало ясного и твердого «да». Наконец, один цвет привлек обезоруженное внимание поку-пателя; он сел в кресло к окну, вытянул из шумного шелка длинный конец, бросил его на колени и, развалясь, с трубкой в зубах, стал созерцательно неподвижен» 26 . Вообще, красный цвет в символическом плане часто связывают со злом, хотя это и не единственное его значение. Так более привлекательными считаются красный цвет и его оттенки. Наиболее употребительный цвет алый, следовательно, название повести вполне оправдано. Любая деталь повести наполнена цветовым символом. Далее в душе девочки зарождаются «семена мечты»: «белое суденышко с алыми парусами» , которое сделал на продажу Лонгрен. Итак, цветовая деталь - одна из главных деталей в произведении Грина. Причем Грин работает с цветом как настоящий художник: не хаотично, а целенаправленно, тщательно сверяет палитру красок с мыслями и настроениями своих героев. Поэтому цвет явился у него одним их основных средств раскрытия характеров героев. Если цвет определяют как «основное средство живописи, с помощью которого осуществляются композиция, материал, рисунок, обобщение» 27 , то будет логично воспользоваться этим определением для работы над повестью .

§ 7. Колоритность повести « Алые паруса»

Цвет – душа живописи, но и в повести он тоже является душой, тем фундаментом, на котором строится сложная внутренняя жизнь героев. Общий цветовой облик произведения, когда все его красочные сочетания стремятся к единой, целостной, гармонической слаженности и жизненной правдивости называют в живописи колоритом, нам кажется, что уместно использовать этот термин, говоря об общем цветовом фоне повести Грина. Мы знаем, что цвета видимых нами предметов определяют их способность отражать только какую-то часть падающего на них «белого» цвета, то есть какую-то часть спектра, и поглощать другую её часть. Все спектральные цвета плюс недостающий в солнечном спектре пурпурный составляет хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белые и черные краски и смешивать их в разных пропорциях получится большой ряд серых тонов, от чисто белого до черного. Это будет другая шкала цветов – ахроматическая («бесцветная»). Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку – по светлоте. Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, характеризуются еще цветовым фоном и насыщенностью. В процессе развития зрительного, а значит, и эмоционально-психологического восприятия человеком цветов в природе, в реальной жизни все цвета разделились на две гаммы – теплую и холодную. Теплый – желтый и красный. Это цвет «воздушного золота» , которым солнце «забрызгивает в ясную погоду море и Каперну » 28 , цвет золотого кольца, «величиной с солнце », которое «упало через море к её ногам » 29 . Холодные – синий, голубой: цвета воды, синего дыма в море, синей дали. Пурпурный, красный, золотистый воспринимаются как теплые, а синий, зеленый, зеленовато-желтый – как холодные. Теплые цвета имеют свойства восприниматься как активные, возбуждающие, веселящие, а холодные – как спокойные, печальные, умиротворяющие. В соседстве теплые и холодные цвета ведут себя противоположно: теплый цвет активно выступает вперед, а холодный отступает, уходит в глубину. Любой цвет можно сделать более холодным или более теплым. Все зависит от того, какую краску в него добавить. Есть цвета легкие, воздушные, глубокие, насыщенные, мрачные – их можно считать «поэтическими». Не к ним ли прибегает Грин? Одни – яркие, чистые – образуют как бы некоторый глубинный пространственный слой, наполненный сияющей, напряженной цветовой массой. Другие «поэтические» цвета – разбеленные вызывают ощущения реальной воздушной среды, легкого тумана, окутывающего предмет. Живописное изображение создается не копированием отдельных предметов, а «построением цветовых отношением предметов в их взаимосвязи, вместе с пространством на основе целостного образа, который усиливает глаз художника при цельном восприятии» 30 . Поэтому и цветовые отношения в повести нужно воспринимать не только целостно, но и в непосредственном единстве с текстом. Все цвета натуры взаимообусловлены и находятся в определенной зависимости друг от друга, в определенных цветовых отношениях. Реалистически изобразить натуру – значит передать «пропорционально натуре отношения между предметами по цветовому тону, насыщенности и свету, передать их цветовые различия» 31 . Но и художник, и писатель, используя определенный цвет, вкладывает в него какое-то внутреннее содержание, подтекст, а может быть, это код к восприятию Мира? Ведь Вселенная вокруг нас, но Вселенная (пожалуй, самая загадочная) внутри человека. Как постичь, понять себя, как заглянуть внутрь своей вселенной? И писатель, и художник, обращаясь к цвету, преследуют одну цель: с помощью слова, зрительного образа воздействовать на человека, пробудить в нем лучшие чувства: Любовь, Добро и самое главное, сопереживание. Благодаря использованию художественного слова, вернее, в синтезе цвета и художественного слова, образов ему удается добиться как бы двойного эффекта: с одной стороны, можно «услышать» образ через слово, с другой – «увидеть» образ через цвет, то есть через цветовую картинку. Иногда Грин использует закон цветового контраста, столь распространенный в искусстве. Для выделения одного цвета нужно сопоставить противоположный ему по спектру. Это дает возможность контраста не только цвета, при этом минуя неприметные темные бесцветные тени. Это открытие дало возможность создать своеобразные «колористические» ключи (от слова “колорит”). В каждом художественном произведении такой ключ свой. Автор же стремится использовать эмоциональную силу цвета; возникает своего рода «музыка живописи», действующая на душу, на чувства зрителя, читателя и отвечающая художественной, эстетической, философской идее произведения. Порой эта гармония (или дисгармония в зависимости от целей автора) возникает из сочетания близких цветов еле заметных оттенков, плавных переходов, создающих определенное настроение. Но нередко замысел автора воплощен в звучных, ярких, контрастных тонах, образующих красивый колорит мужественных и сильных звучаний. Причем и в живописи и в художественной литературе цвет становятся не только средством передачи объема, пространства, формы, но и средством поэтического раскрытия образов. Цвет несет в художественном произведении смысловую, идейно-художественную нагрузку.

§ 8 Таинственные оттенки цвета

Чтобы более отчётливо представить цветовую насыщенность повести, определить идейное значение каждого цвета, я провёл исследование каждой цветовой детали в повести. Получились, на мой взгляд, очень интересные результаты, которые я обработал и представил с помощью компьютерных технологий. К
омпьютерный рисунок выполнен по главам, где каждому квадратику соответствует цитата из текста. Наиболее употребительный цвет алый, следовательно, название повести вполне оправдано. Цветовой фон I главы светлый , теплый, несмотря на то, что из повествования мы узнаем, о признании Лонгрена в том, что он не спас Меннерса: Рисунок 1- Цветовые символы 1 главы «Черную игрушку сделал я, Ассоль» 32 . И еще одно напоминание о черном, «к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ». Чёрный цвет не нарушает общей гармонии. На протяжении всей главы преобладают алые и белые цвета, и это мы видим на цветовой диаграмме (рисунок 1). Черный, синий, голубой, серый и золотой цвета появляются в тексте всего по 2 раза. В

главе, посвященной Грею тоже обилие красок: «золотые ворота», «серебро рыб», «женщина в черном платье», «черная линия мачты». «Золотые ворота моря», значит, именно море и его «золотые ворота» откроют Рисунок 2 - Цветовые символы 2 главы Грею путь к его мечте. Золотой цвет – символ просветления, света, власти. Мы видим, что характеры героев развиваются в определенном цветовом пространстве. Многое во второй главе описывается не используя «цветовые слова», но каждая деталь, предмет, сквозит передачей цветовой сущности, которую невозможно описать словами. Вот, например, описание картины, которая заворожила Грея и не давала покоя: «Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображен в последнем моменте взлета. Корабль шел прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из за бакборта и выше бугшприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, склоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Она выражала все положение, даже характер момента. Поза человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего собственно не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать крайнюю напряженность внимания, обращенного к чему то на палубе, невидимой зрителю. Завернутые полы его кафтана трепались ветром; белая коса и черная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюма выказывало в нем капитана, танцующее положение тела - взмах вала; без шляпы, он был, видимо, поглощен опасным моментом и кричал - но что? Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой галс или, заглушая ветер, звал боцмана?» 33 .

Вот эта картина зародила в Грее жгучее желание быть капитаном-моряком. Картина подарила ему новый мир «В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана. Там, сея за кормой пену, двигались корабли. Часть их теряла паруса, мачты и, захлебываясь волной, опускалась в тьму пучин, где мелькают фосфорические глаза рыб. Другие, схваченные бурунами, бились о рифы; утихающее волнение грозно шатало корпус; обезлюдевший корабль с порванными снастями переживал долгую агонию, пока новый шторм не разносил его в щепки. Третьи благополучно грузились в одном порту и выгружались в другом; экипаж, сидя за трактирным столом, воспевал плавание и любовно пил водку. Были там еще корабли пираты, с черным флагом и страшной, размахивающей ножами командой; корабли призраки, сияющие мертвенным светом синего озарения; военные корабли с солдатами, пушками и музыкой; корабли научных экспедиций, высматривающие вулканы, растения и животных; корабли с мрачной тайной и бунтами; корабли открытий и корабли приключений». «Никакая профессия, кроме этой, не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья. Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни, между тем как высоко в небе то Южный Крест, то Медведица, и все материки - в зорких глазах, хотя твоя каюта полна непокидающей родины с ее книгами, картинами, письмами и сухими цветами, обвитыми шелковистым локоном в замшевой ладанке на твердой груди. Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грэй тайно покинул дом и проник за золотые ворота моря». Ассоль же уже знает о своей мечте, которая дается в цвете с ее точки зрения и с точки зрения жителей Каперны. Наиболее интересной в цветовом решении представляется глава «Рассвет». Несмотря на название, в ней преобладают цвета темного спектра: черные, синие, зеленые. Какова же их символическая «нагрузка»? «День начался для Грея в черных лучах» 34 . Описание природы ночью дается в черных и желтых тонах. И хотя символический смысл черного цвета негативный, то логично, исходя из условий контекста, трактовать в данном случае черный как цвет, поглощающий все остальные цвета. Каперна же представляется герою за «красным стеклом окон» . Следовательно, и в этой главе красный цвет символизирует злобность по отношению к Ассоль. Ему противопоставлен «зеленый мир» леса, в котором Грей нашел Ассоль.

«
С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрыв берега среди этих ветвей и пылающую синюю даль; над горизонтом, но в то же время и над его ногами висели листья орешника. Внизу обрыва - с впечатлением, что под самой спиной Грэя - шипел тихий прибой. Мелькнув с листа, капля росы растеклась по сонному лицу холодным шлепком. Он встал.

Рисунок 3 - Цветовые символы 3 главы

Везде торжествовал свет. Остывшие головни костра цеплялись за жизнь тонкой струёй дыма. Его запах придавал удовольствию дышать воздухом лесной зелени дикую прелесть» …. «Зеленый мир дышал бесчисленностью крошечных ртов, мешая проходить Грэю среди своей ликующей тесноты. Капитан выбрался на открытое место, заросшее пестрой травой, и увидел здесь спящую молодую девушку» . «Тень листвы подобралась ближе к стволам, а Грэй все еще сидел в той же малоудобной позе. Все спало на девушке: спали темные волосы, спало платье и складки платья; даже трава поблизости ее тела, казалось, задремала в силу сочувствия. Когда впечатление стало полным, Грэй вошел в его теплую подмывающую волну и уплыл с ней. Давно уже Летика кричал: - «Капитан, где вы?» - но капитан не слышал его». «Ее волосы сдвинулись в беспорядке; у шеи расстегнулась пуговица, открыв белую ямку; раскинувшаяся юбка обнажала колени; ресницы спали на щеке, в тени нежного, выпуклого виска, полузакрытого темной прядью; мизинец правой руки, бывшей под головой, пригибался к затылку. Грэй присел на корточки, заглядывая девушке в лицо… Задумчиво уступая ей, он снял с пальца старинное дорогое кольцо, не без основания размышляя, что, может быть, этим подсказывает жизни нечто существенное, подобное орфографии. Он бережно опустил кольцо на малый мизинец, белевший из под затылка ». В главе «Накануне» мы можем наблюдать, как «растет» в душе Ассоль мечта. И даже «черный человек в очках », признающий только механические игрушки, не помеха в «росте безупречного характера». Вот как описывает автор уже взрослую Ассоль «За ореховой рамой в светлой пустоте отраженной комнаты стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала серая шелковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Ее неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль - был совершенно оригинален, - оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование»».

Ранее пробуждение и встречу Ассоль с морем автор описывает вот так «Тем временем море, обведенное по горизонту золотой нитью, еще спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и черный. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них. На черной дали легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану, к ногам Ассоль, алую рябь». Мечты, как они реальны, они не покидают воображение Ассоль, перед сном автор описывает видение Ассоль «Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине зари. Из этой дали он был виден ясно, как облака. Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл прямо к Ассоль. Крылья пены трепетали под мощным напором его киля; уже встав, девушка прижала руки к груди, как чудная игра света перешла в зыбь; взошло солнце, и яркая полнота утра сдернула покровы со всего, что еще нежилось, потягиваясь на сонной земле» .

Вот какой диаграммой характеризуется 4 глава.


Рисунок 4 - Цветовые символы 4 главы

О парусах не сказано ни слова, но тема алого цвета, цвета мечты звучит, как в музыкальном произведении, в различных вариациях. В главе «Боевые приготовления» по цветовой гамме можно проследить мучительные поиски героем «истинно алого цвета». И еще. В тему Грея властно вторгается алый цвет. Сначала ассоциативно, через авторские ремарки: «на носок его сапога легла пурпурная волна», затем «на его руках и лице блестел розовый отсвет» 35 . Вот так герой ищет цвет: «красный, темный розовый, густые закипи вишневых, оранжевых, мрачно-рыжих тонов» 36 . «Он терпеливо разбирал свертки, откладывал, сдвигал, развертывал и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. На носок сапога Грэя легла пурпурная волна; на его руках и лице блестел розовый отсвет. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный, густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные - в своем мнимом родстве, подобно словам: «очаровательно» - «прекрасно» - «великолепно» - «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана; что приносил лавочник, было хорошо, но не вызывало ясного и твердого «да». Наконец, один цвет привлек обезоруженное внимание покупателя; он сел в кресло к окну, вытянул из шумного шелка длинный конец, бросил его на колени и, развалясь, с трубкой в зубах, стал созерцательно неподвижен». Д
алее автор подчеркивает, что цвет имеет для героев свое, особое смысловое символическое значение: «здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве; в складках таились намеки, недоступные языку зрения» 37 . Как мечта для Ассоль, так и цель жизни для Грея не приходят сразу. Ассоль страдает, а Грей борется с обыденностью в жизни и ищет в этой главе настоящий, без примесей «гордый цвет». Рисунок 5 - Цветовые символы 5 главы Эпитет «гордый» - не униженный, а жизнеутверждающий, не гнущийся под порывами житейских невзгод. Что же это за цвет, который ждет Ассоль и ищет Грей? «В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых (символ траура) или лиловых (то есть, нечистых цветов) намеков; не было так же ни синевы, ни тени – ничего, что вызывает сомнение» 38 . То есть, найден «чистый» цвет, как мечта, настоящая возвышенная мечта, он «не терпит сомнения». Грей видел Ассоль, она его – нет. Свято веря в предсказания Эгля, она ждет своего счастья. Вот «золотое кольцо», которое она обнаруживает на пальце в главе «Ассоль остается одна» . Обратим внимание, что в повести у Грина нет желтого цвета, а только золотой - символ просвещения, света. Далее цвет переходит в природу. С помощью цветовых ассоциаций автор передает внутреннее состояние героини: «синие тени деревьев» (холодные, равнодушные), «зеленая поляна в розовом свете» (теплые тона). Из цветовой гаммы главы исчезает алый цвет. В цветовом плане главы «Боевые приготовления» и «Ассоль остается одна» противопоставлены друг другу. Обилие оттенков красного и, наконец, алый цвет в V главе и отсутствие его в VI. Что же, Ассоль отказалась от своей мечты? Нет, ведь вот оно – необычное золотой кольцо «величиной с солнце, упавшее через море к её ногам» 39 . В названии последней главы появляется цветовая характеристика «Алый секрет» . В цветовом отношении она самая ровная в повести. Все оттенки красного цвета – это описание «Секрета», каким воспринимаем его мы, читатели, и Ассоль. Белый цвет – это «белый утренний час… в лесу» (стр. 59). «Зеленый» – это жук. Именно с него перевела взгляд Ассоль на море, где на «синей морской щели уличного пространства увидела белый корабль с алыми парусами». А далее торжество алого цвета, «цвета глубокой радости» над всеми остальными, мечты – над реальностью, обыденным сознанием. А мечту Грин ценит высоко, она остается в силе потому, что за мечтой повзрослевших героев следуют поступки. Вот еще на что обращаешь внимание, анализируя цветовую символику: Ассоль характеризуется теплыми тонами, Грей светом и разными цветами. Свет – это для разума, но он еще не счастье, не рай. Человеку для счастья необходимо тепло. Здесь А. Грин задумывается над вопросами, как превратить «свет» в «тепло», сохранив при этом цветовую символику. Свет – это тема Грея, тепло - Ассоль, только соединившись, они создадут «рай». Об этом напоминает образ просыпающегося моря, ценный именно напоминанием о возможностях, которые таит в себе человек.

Рисунок 6 - Цветовые символы 6 главы

Алый – вот цветовой символ, «сменяющий цвет». Именно алый, то есть теплый цвет, а не синий, голубой – холодные, цвет человечности, «цвет глубокой радости». На всем, что попадает в сферу чуда, лежит отсвет алых парусов. На военном крейсере, который встретил «Секрет», весь день «царило некое полупраздничное остолбенение; настроение было неслужебное, сбитое - под знаком любви». А далее Грэй говорит о главном результате чуда: «Новая душа будет у него и новая у тебя». Чувство нравственного единения людей, открытости и понимания - вот что удалось передать А. Грину. «Цвет, ставший теплом, и тепло, ставшее цветом , - таков смысл символики самого романтико-реалистического произведения писателя «Алые паруса». В заключении, подводя итог литературного изыскания на тему «Символическое значение цветовой детали в повести А.Грина « Алые паруса»,я приведу диаграмму, отражающую частотность употребления цветовых символов.

Рисунок 7

В результате комплексного исследования, можно сделать вывод, что наиболее используемые цветовые детали в повести алый, белый, синий, черный, золотой. Кроме того, можно составить определённую таблицу символического значения цветов в повести. Алый цвет – сочный, цвет энергии и цвет мечты. Белый цвет – символизирующий чистоту, невинность, свежесть и ясность. Синий цве т означает мудрость, верность, бесстрастность и спокойствие. Черный цвет - цвет тьмы, мрака, траура. Но в нашем случае черным цветом автор показывает житейские тяготы, испытания через которые проходят главные герои. Зеленый - цвет здоровья и духовной напряженности, выражается в волевой деятельности, упорстве и силе ума. То есть, цвет стремления и развития. Золотой - цвет науки, наблюдений и анализа, символизирует богатство, юность, мечты, фантазии, радость

VII Заключение

Итак, вот основные выводы, которые можно сделать, исследовав повесть. Цветовые символы в повести Грина «Алые паруса» не однозначны и не статичны, они живут, усложняются, развиваются. Романтический символ «цвет» превращается в реальный «алый цвет» шелка, предназначенного для «чуда», для вполне конкретного человека – для Ассоль. С помощью цвета автору удается передать не только состояние природы, но и внутреннюю, духовную жизнь героев. С помощью своего особого метода, а так же цветовой символикой автору удалось передать чувство нравственного единения людей, открытости и понимания. «Рай», т.е. счастье, достигнут в финале не только в союзе Грэя и Ассоль; этот образ раскрывается как философский: выйти из тьмы бездуховного существования, а такая возможность заложена в каждом человеке. Ушел «Секрет» от ужаснувшейся Каперны навсегда, реальное чудо алых парусов опровергло смысл ее отношения к жизни, к миру. Если труд перестает быть дракой, борьбой за существование, если он станет, одухотворен целью и мечтой, станет творчеством, - человек выйдет из плена Каперны. Зацветающая корзина - вариант алых парусов; у каждого должны быть свои алые паруса. Символика цвета поддерживает эту надежду на «рай» для всех: «над ним молча рвались алые паруса; солнце в их швах сияло пурпурным дымом ». Компьютерный рисунок помог более полно представить через цвет замысел автора, осмыслить нравственные изменения, происходящие с героями. Автор с помощью цветовой символики приводит нас к мысли: у каждого должны быть свои алые паруса; он убеждает в правоте нехитрой истины, выведенной автором: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Повесть «Алые паруса» оставляет светлое чувство радости и ощущение счастья. Мне хочется, чтобы на земле было больше таких счастливых людей, как Ассоль и Грэй, потому что искренняя любовь способна превратить жизнь в настоящее чудо. Книги Грина живут, и каждое новое поколение читает их по-своему. Время по-новому рисует море, героев и паруса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Александр Грин: хроника жизни и творчества. М., Феодосия, Коктебель, 2006, 80c.

    Бахметьева В. "Алые паруса" выходят в плавание (о кинофильме по одноименной повести А. Грина). "Литература и жизнь", 1960, 25 сентября

    Борисов Л. Александр Грин: - В кн. Борисов Л. За круглым столом прошлого. Л., I97I

    Бочковская Т. Герои Гринландии. 100 лет со дня рождения A.Грина. "Наука и религия", 1980, № 9

    Грин А. Алые паруса. – Сухуми: Алашара, 1986. – 125 с.

    Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979. – 288 с.

    Грин А. Собр. соч. в 6-ти томах,М., 1980

    Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Просвещение, 1995.- 336 с./

    Гладышева А. Алые гриновские паруса. "Русский язык в школе", I980, № 4

    Данина В. Воспоминания об А. Грине. Л., 1972 (рец. на книгу), "Звезда", I973, В 9

    Киркин Ю. А.С. Грин в печати и литература о нем (?906-I970 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Л., I972

    Милашевский В. А. Грин. В кн.: Милашевский В. Вчера, позавчера. М., I972

    Михайлова Л. А. Грин. Жизнь, личность, творчество. М., I980. -128 с.

    Олеша. Ю. Из литературных дневников / «Литературная Москва», сб.второй, 1956, - 120 с.

    Прохоров Е. Александр Грин. М., 1990

    Слонимский М. Александр Грин реальный и фантастический. - В кн.: "Книга воспоминаний". М.-Л., 1996

    Священник Пафнутий Жуков // Православие и литература, октябрь 2002 г. № 423. – Издательство «Вера-Эском» христианская газета Севера России /423/3.htm/

    Хайлов А. В стране Грина. "Дон", I963, № I2

    Харчев В. Поэзия и проза Александра Грина. Горький, 1998, 176 с.

    Щеглов М. Корабли А. Грина. "Новый мир", I956, № 10

    http :// www . krym . dvdboom . ru / modules / myarticles / article . php ? storyid =4 – Дом – музей А.Грина

    /grin.htm - Виртуальный литературно-мемориальный музей А. С. Грина

Приложение 1


Дом-музей А.Грина в г. Феодосия


Комнаты в доме-музее А.Грина (г. Феодосия)


Алые паруса


1 Гладышева А. Алые гриновские паруса. "Русский язык в школе", I980, № 4

2 Фенимор Купер (1789-1851)

3 Эдгар По (1809-1849)

4 Дениель Дефо (1661 - 1731)

5 Жюль Верн (1828-1905)

6 Грин Н. Записки об А.С. Грине. "Литературная Россия", 1970

7 Грин Н. Записки об А.С. Грине. "Литературная Россия", 1970 8 Киркин Ю. А.С. Грин в печати и литература о нем (1906-I970 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Л., I972 9 Священник Пафнутий Жуков // Православие и литература октябрь 2002 г. № 423 Издательство «Вера-Эском» христианская газета Севера России 10 Священник Пафнутий Жуков // Православие и литература октябрь 2002 г. № 423 Издательство «Вера-Эском» христианская газета Севера России 11 Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Просвещение, 1995.- 240 с. 12 Грин Н. Записки об А.С. Грине. "Литературная Россия", 1970, 21 августа 13 Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Просвещение, 1995.- 240 с. 14 Олеша. Ю. Из литературных дневников.- «Лит. Москва», сб.второй, 1956, стр. 73. 15 Собрание сочинений А.Грина. – М.: Русская литература, 1976 г. 16 Собрание сочинений А.Грина, в 5 т. . – М.: Русская литература, 1976 г. 17 Там же 18 Войтоловский Л. Литературные силуэты. А.С.Грин. "Киевская мысль", 1910, № 172, 24 июня 19 Шогенцукова Н.А. «Опыт онтологической поэтики», М., 1999, стр. 16 20 Тресиддер Д. «Словарь символов». М., 2001 21 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979.с. 14 22 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979. – 17 с. 23 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979. – с. 17 24 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979.с. 22 25 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979.с. 28 26 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979.с. 32 27 Бахметьева В. "Алые паруса" выходят в плавание (о кинофильме по одноименной повести А. Грина). "Литература и жизнь", 1960, 25 сентября 28 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979. с. 61 29 Там же, с. 57 30 Беда Г. «Цветовые отношения», Москва, 1990 31 Березовская А. А. Грин: "Битвы с черновиками". "Литературная учеба", I982, № 5 32 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979. с. 7 33 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979.