Семья и Дети

Очень сложные вопросы по истории. Историческая викторина: темы, вопросы

Цель : развитие познавательного интереса, расширение знаний по истории и бонистике, развитиеумения работать в команде.

Правила игры :

  • игра состоит из 5-ти туров;
  • вопросы каждого тура соответствуют определённой тематике;
  • ведущий игры сам определяет, как он будет получать ответы – либо отдельно за каждый вопрос, либо после вопросов тура; исключением является последний тур, в котором командам раздаётся задание на заполнение таблицы;
  • на обдумывание даётся 30 сек, исключение – последний тур, на выполнение которого даётся не более 5 минут.

Ведущий:

Желали люди счастья
И в новый век и встарь.
Мечтали, чтоб у власти
Стоял хороший царь.

Чтоб правил справедливо
Не сеял зло и мрак.
Чтоб жил народ счастливо…
Но не случалось так.

На трон взбирались принцы
Невесть каких кровей.
Но чаще проходимцы
Всех марок и мастей.

И каждый, кто ни правил
Ни этот и не тот
Никто ни в грош не ставил
«Любимый» свой народ.

Все так похожи были
И вновь, и вновь, и вновь
Как будто воду лили
Рекой людскую кровь.

Щадил народ ну кто там?
А всех то их щедрот -
Слезами, кровью, потом
Попотчевать народ,

Да гнать юнцов на бойни…
И всем понять пора
От тех, кто сел на троне
Не стоит ждать добра.
«О правителях»
Сергей Ерошенко

Добрый день, дорогие старшеклассники.Сегодня мы проводим викторину «Великие правители». От человека, стоящего у власти зависит, как будут жить её граждане – будут ли они свободны и независимы, или наоборот – находиться под контролем государства. До сих пор в нашей стране мы с надеждой смотрим на человека, который возглавляет наше государство. История богата разными примерами. Мы не будем оценивать деятельность царей, королей, императоров, президентов, ещё раз вспомним некоторые интересные события из биографий правителей разных времён и народов, а кто лучше всех сможет это сделать – получит заслуженную награду.
(Объявление правил игры)

1-й тур «Правители древности»

1 . 43 года Октавиан царствовал в Риме. Первоначально воины провозгласили его императором, а с 29 г. до н.э. сенаторы сделали этот титул пожизненным. В годы своего правления он получил ещё несколько титулов и имён. Благодаря одному из них – «Делающий благо», - в календаре появился ещё один месяц. Какой?

Ответ : август.

2 . Боги Греции считались бессмертными. На Олимп поднялся Дионис, а Геракла посланники Зевса вознесли на небо с погребального костра. Но Александру Македонскому судьба не готовила бессмертия. 13 июня 323 г. до н.э. он умер в Вавилоне. Рассказывали, что в ночь перед кончиной ему удалось подняться со смертного одра. Царь хотел броситься в реку, чтобы никто не нашёл его тела. Но Роксана увидела и удержала его. Александр посетовал, что жена не дала ему исполнить величайшую мечту – стать ИМ. Кем?

Ответ : богом.

3. Знаменитая египетская царица Клеопатра была любительницей рыбалки. Однажды Марк Антоний, желая произвести впечатление на свою возлюбленную, нанял ныряльщика, чтобы тот насаживал на его крючок рыбу. Однако Клеопатра разгадала замысел своего любовника и решила его проучить. То, что его замысел раскрыт, Марк Антоний понял, когда вытащил из воды... Какую рыбу?

Ответ : Уже обработанную (а именно соленую).

4 . В Фессалии разводили особую породу лошадей. Древние греки считали, что головы этих лошадей похожи на головы быков. Назовите самого известного владельца лошади фессальской породы.

Ответ : Александр Македонский. (Буцефал – «бычеголовый»).

5 . Юлий Цезарь переправился из Галлии через Ла-Манш и высадился на территории современной Англии. Что сделал он, чтобы его воинам осталось только наступать и побеждать.

Ответ : приказал сжечь корабли.

2-й тур «Правители средневековья»

1 . Имя его в переводе с древнееврейского значит «мирный». За все годы своего царствования он не вёл ни одной крупной войны. Зато обогатил страну успешной торговлей. Более всего он прославился своими мудрыми решениями. Назовите этого правителя.

Ответ : Соломон.

Комментарий : соломоново решение.

2 . Первый властелин единого Китая Цинь Ши-хуанди провёл много реформ, связанных с укреплением своей власти. По его приказу построили более 700 дворцов. Грандиозным проектом стало сооружение гробницы императора. Вершиной строительной техники Китая этого периода стало сооружение, видимое из космоса. Назовите это сооружение.

Ответ : Великая китайская стена.

3 . Король Ричард Плантагенет получил своё прозвище ещё при жизни. Согласно одной из легенд король Англии победил хищного зверя, натравленного на него врагами, и вырвал у этого хищника внутренний орган, съев который приобрёл силу и храбрость. Назовите прозвище короля Англии.

Ответ : Львиное Сердце.

4 . Когда слава Тамерлана прогремела на всю Азию, появилась легенда, согласно которой он появился на свет уже седым, с куском застывшей крови в кулаке и металлическими зубами. Из-за этих зубов родители и дали ему имя Тимур, что значит…

Ответ : «железный».

5 . Только к концу завоеваний Чингисхана и Батыя рядовые монголы "на практике" познакомились с географией Китая, Средней Азии и Восточной Европы. Однако уже при избрании молодого Темучина верховным владыкой он получил имя Чингисхан, т.е. "хан, великий, как океан". Как какой океан?

Ответ : Байкал.

3-й тур «Англия, Франция, США»

1 . В августе 1776 г разведка армии Вашингтона перехватила письмо, направленное англичанам личным поваром Вашингтона, Дж.Бейли, который оказался английским агентом. Он писал: "Генерал Вашингтон имеет привычку обедать в одиночестве, отчасти благодаря замкнутому характеру, а отчасти вследствие больных зубов. Более того, вот уже несколько дней, как он болен сильным насморком и жалуется на потерю вкуса. Пользуясь этим обстоятельством, я положил в жаркое, предназначенное для генерала, несколько красных мясистых плодов одного ядовитого растения, родственного нашей белладонне... Через несколько часов генерала не будет в живых – он умрёт на руках своего денщика". Повар, не дожидаясь разоблачения, покончил с собой. А Вашингтон прожил спокойно ещё 23 года. Что же не сработало в плане англичан?

Ответ : Вашингтона накормили всего-навсего помидорами.

2 . Закончите одним словом фразу Маргарет Тэтчер: "Если те, кто меня критикует, увидели бы, как я шагаю по волнам Темзы, они сказали бы: это только потому, что она не умеет...".

Ответ : "... плавать".

3 . В этот день французский король Людовик XIV записал в своем дневнике: "Вторник, 14 – ничего". Безрезультатно этот день прошёл и для героя фильма «Любовь и голуби». Что же на самом деле произошло в этот день в 18 веке во Франции?

Ответ : Была взята Бастилия.

4 . По утрам во время бритья Наполеону по его приказу читали свежие английские и немецкие газеты. Представьте себя на минуточку Наполеоном и ответьте тем, кто однажды спросил императора, почему его не интересуют французские издания.

Ответ : Наполеон ответил так: "В нашей прессе пишут только то, что я сам приказываю".

5 . В 1887 году пятилетний Франклин Рузвельт с родителями посетил Белый Дом, где попался на глаза тогдашнему президенту Кливленду и даже удостоился пары слов от него. Что Кливленд пожелал в конце встречи маленькому Рузвельту?

Ответ : Никогда не становиться президентом – это такая тяжелая работа!

4-й тур «Наши»

1 . Подобно Петру I и Екатерине II Иван III получил от современников прозвище Великий. Именно при нём появилось слово Россия и несуществующая птица. Какая?

Ответ : двуглавый орёл.

2 . От XVI века дошли известия об учёных иностранцах, которым царь с гордостью показывал книжную сокровищницу. Богатство этой библиотеки поражали воображение иноземцев. Но эта одна из важнейших тайн русской истории до сих пор не раскрыта. Это таинственное книжное собрание искали многие, но так и не нашли. Кому принадлежала эта библиотека?

Ответ : Ивану IV Грозному.

3. В обеденном зале дворца Екатерины II в Царском Селе была устроена автоматизированная подача блюд. Каждый обедающий мог потребовать любое блюдо, написав его название на грифельной подставке для тарелки и отправив ее на нижний этаж, где располагалась кухня, а оттуда это блюдо поднимали на специальном лифте. Список блюд на кухне был настолько велик, что мог удовлетворить любого самого взыскательного гостя. И только однажды повара не смогли подать требуемого блюда по заказу обедавшего у Екатерины Суворова. Чего же он потребовал?

Ответ : Солдатских щей и каши.

4 . В 1857 году был заложен памятник Николаю Первому. Комиссия по возведению памятника получила множество предложений по поводу надписи на пьедестале. Одно анонимное предложение предлагало поместить благодарственные слова Николаю за 18 февраля... Я даже не буду говорить год, вы лишь назовете, что произошло в этот день?

Ответ : Николай Первый умер.

5 . В "Пушкинской энциклопедии" автор вопроса наткнулся на странное противоречие: в разделе "Пушкин и его окружение" статья об Александре Первом стоит после статьи об Александре Втором. Ответьте, чем руководствовались составители энциклопедии, расположив таким образом царей-тезок?

Ответ : их отчеством.

6 . Анекдот из коллекции Борева. Проекты памятника Пушкину к столетию со дня смерти: Третья премия – Пушкин читает сочинения Сталина. Вторая премия – Сталин читает сочинения Пушкина. А что представляет из себя первая премия?

Ответ : Сталин читает сочинения Сталина.

7. Владимир Ильич Ленин – отец революции, В.И. Ленин – организатор революции, В.И. Ленин – организатор рабочего движения, В.И. Ленин - освободитель рабочих и крестьян, Владимир Ильич любит Родину, Владимир Ильич не умрет никогда, Ленин – друг детей, Ленин – гений мира, Ленин - наше оружие, Ленин умер, но дело его живет. Во что превратились все эти и некоторые другие словосочетания в 20-30-е годы прошлого века?

Ответ : В имена.

8. Этот фильм начала 1970-х гг. долго не разрешали к широкому показу. Однажды фильм попался на глаза главе Министерства внутренних дел. Тот смеялся так, что иной раз заглушал реплики персонажей, а потом порекомендовал эту ленту самому Брежневу. По поводу не совсем стандартной лексики, употребляемой в фильме, Брежнев заметил: "Не вздумайте резать! Половину этих слов у нас и без того каждый мальчишка знает". А, возвращая ленту, генсек сказал создателям фильма: "Ну, ...". Далее он упомянул название фильма, правда, произнес его как пожелание. Назовите этот фильм.

Ответ : "Джентльмены удачи".

9. Часовщики чистопольского завода "Восток", обратив внимание на одну особенность нового Президента России В.В.Путина, выпустили партию необычных наручных часов "Кремлевские". А в чем необычность этих часов, и какая особенность Президента привлекла их внимание?

Ответ : Путин носит часы на правой руке, и часовщики выпустили часы, у которых заводная кнопка находится с левой стороны, а не с правой, как у обычных. То есть, часы для левши.

5-й тур «Правители и деньги»

Заполните таблицу : кто изображён на банкноте, и в какой стране выпускались (выпускаются) денежные знаки, на которой изображен тот или иной правитель.

Ответ:

Литература :

  1. Великие правители. - М.: Мир энциклопедий, 2005.
  2. http://db.chgk.info/ база вопросов

Приложение . В качестве приложения предлагается готовая презентация.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Игровой конкурс «Историческая викторина»

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели истории, 9-11 класс



Подготовил

учитель истории и обществознания

Романюк Юрий Васильевич

2014 год

Игровой конкурс «Историческая викторина» представляет собой внеклассное мероприятие, в рамках предметной недели истории для учащихся 9 - 11-х классов. Предметная область: история. Данный материал представляет интерес для учителей-предметников указанной области. Игра поможет в комфортной форме вспомнить либо узнать многие события и факты из истории.

Самой игре предшествует отборочной этап, в котором определяются 8 участников очного состязания.
В очной игре предусматривается 7 туров по два вопроса каждому игроку. Время на обдумывания ответа – 10 секунд.
После каждого тура игроки голосуют за удаление одного участника. Голосование происходит путём публичного озвучивания голосующим имени того участника, которого каждый конкретный игрок удаляет из игры. Из голосования на удаление исключаются участники, верно ответившие на оба вопроса. В случае если все ответят правильно или неправильно, на голосование выносятся все участники. В последнем туре, когда останется два участника, победителем признается тот, кто даст больше правильных ответов, чем её оппонент. В случае если оба игрока в последнем туре набирают одинаковое количество очков, вопрос о победителе выносится на голосование, в котором принимают участие все участвовавшие в игре.
Примерное время, необходимое для проведения конкурса – 45-60 минут.
Цель: воспитание чувства патриотизма и развитие исторического кругозора.
Задачи:
- воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению личности;
- активизировать у учащихся интерес к изучению истории, приобщать их к культурному наследию прошлого.

Отборочный тур

Данное состязание формирует состав участников игры. С течение 1 минуты нужно написать имена как можно большего количества правителей Руси, Русского государства, Российской империи, СССР, Российской федерации. 8 человек, написавшие наибольшее количество правильных ответов, выходят в финал для участия в очной игре. Остальные являются зрителями.
После подведения итогов отборочного тура, ведущий представляет всех участников. Очередность выступления в очной игре участники выбирают сами.

Очная игра

1. Назовите столицу Российской Федерации (Москва)

2. Назовите столицу России в 1912г. (Санкт-Петербург)

3. Назовите фамилию первого президента Российской Федерации (Б. Ельцин)

4. Какой цвет присутствует в Российском флаге, помимо белого и синего? (красный)

5. В какой части света, помимо Европы, находится Россия? (Азия)

6.Как называлось самое крупное животное, на которые охотились древнейшие люди? (Мамонт)

7. Именно этот сказочный персонаж мог учуять «русский дух» (Баба-Яга).

8. Какой русский писатель принял активное участие в переписи Сахалина? (А.П. Чехов)

9. Первые Олимпийские игры были в 776г-до нашей эры. В каком году были вторые Олимпийские игры?(778г до нашей эры)

10. Какой титул был у владыки Древнего Египта? (Фараон)

11. Назовите территорию, проданную Россией США в 1867г. (Аляска)

12. Назовите океан, омывающий северное побережье России?

13. Именно эта область является самой западной части России. (Калининград)

14. Как звучал основной патриотический лозунг России в начале войны: «За Родину» или «за веру, царя и Отечество»? (За веру, царя и Отечество)

15. Крещение на Руси прошло при князе Владимире или при князе Святославе. (Владимир)

16. Именно эти горы отделяют Европу от Азии? (Урал)

1. Первооткрывателями этого континента относятся русские мореплаватели (Антарктида)

2. Назовите русского царя, прорубившего окно в Европу? (Пётр I)

3. Великая Отечественная война является второй или третьей «Отечественной войной» (третьей).

4. Кто первым изобрёл ядерное оружие США или СССР? (США)

5. Кто первым изобрёл термоядерное оружие США или СССР? (СССР)

6. Именно эта река является символом ГУЛАГА сталинских лагерей? (Калыма)

7. В каком году Гагарин полетел в космос? (1961)

8. Какой из 2-х городов был основан раньше Москва или Рим? (Рим)

9. Именно этот человек ходил за три моря (А. Никитин)

10. Вторым космонавтом СССР был? (Г. Титов).

11. Именно эта страна является самым северным соседом России? (Норвегия)

12. Любимым развлечением римлян были бои людей называвшихся? (Гладиаторские бои)

13. Из какой страны на Русь пришло христианство? (Из Византии)

14. Что изучает нумизматика? (Монеты)

1. В каком году была Курская битва? (1943)

2. Татаро-монгольское иго закончилось в 1380 или в 1480г? (1480)

3. Назовите прозвище царя внушавшего ужас? (И.Грозный)

4. 100-летие этой битвы отмечали в Российской империи и в 200-летие в Российской федерации (Бородинская битва)

5. За победу над немцами и шведами А. Невский получил своё орудие (шведами).

6. Фамилия этого «правителя» переводится с древнегрузинского как «сталь» (Сталин).

7. Именно эта река является символом России (Волга).
8.Назовите фамилию советского военачальника, которого Сталин всегда называл «Константин Константинович» (Рокоссовский)

9. Как нравится сооружение, где похоронен В. И Ленин? (Мавзолей).

10. Назовите последнюю крупную военную операцию в годы великой отечественной войны (пражская наступательная операция)

11.Как назывались письменные источники, в которых записывались все события истории Древней Руси? (летописи)

12. В результате Первой мировой войны в России произошли две революции, вошедшие в историю под названием тех месяцев, в которые они произошли. Назовите эти революции (Февральская и Октябрьская революции).

1.Первое знакомство русичей с татаро-монголами произошло именно на этой реке…(на р. Калке)

2.В какую организацию входит РФ, в НАТО или ООН?(ООН)

3.Какое «цветное» море, помимо Черного, омывает берега России? (Белое)

5.В каком году была проведена первая всеобщая перепись населения Российской империи? (в 1897)

6.Назовите фамилию первой женщины – космонавта? (В. Терешкова)

7.В 1613 году в России утверждалась династия, фамилия которых… (Романовы)

8. В какой океан, помимо Индийского, Россия не имеет выхода? (В Южный)

9. Кого в годы Великой Отечественной войны немецкие солдаты называли «черная смерть»? (советских морских пехотинцев)

10.На каком острове расположен самый известный лабиринт? (Крит)

1.Кто написал роман «Война и мир» (Л.Н.Толстой)

2.Кто написал поэму «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин)

3. В каком веке жил М.И. Ломоносов? (в XVIII в.)

4. Назовите прозвище русского императора Николая II (Кровавый)

5. Именно этот человек сказал «У России есть два союзника – её армия и флот» (Александр III)

6. В каком году Россия перешла на григорианский календарь? (В 1918 г.)

7.Чайковский-композитор или художник? (композитор)

8.На каком инструменте играл М.Ростропович (Виолончель)

1. Войска какой страны, помимо СССР участвовали в штурме Берлина в 1945 г? (Польши)

2. В Европе их называли «норманнами», на Руси – «варягами», а сами они себя называли… (викингами)

3. Именно этот человек совершил переворот в геометрии, открыв одну из неевклидовых геометрий? (Лобачевский)

4. Именно на этой реке встретились советские и американские войска во время Второй Мировой войны…(на р. Эльбе)

5. Именно этот человек считается покорителем Сибири (Ермак)

6. Это продолжалось с 1649 г. по 1861 г. (Крепостное право)

1. Этого князя считают «Александром Македонским» древней Руси… (Князя Святослава)

2. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны? (900)

3. При каком русском царе был построен первый военный корабль «Орёл»? (При царе Алексее Михайловиче Романове «Тишайшем»)

4. Как назывался первый гимн СССР? («Интернационал»).

Список использованной литературы.

1. Вигасин А.А. История Древнего Мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. - 287 с. ил., карт.

2. Данилов А.А. История России: конец XVI-XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М. : Просвещение, 2012.

3. Данилов А.А. История России: конец XVI-XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 240 с.: ил., карт.

4. Данилов А.А. История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 254 с., л. Ил., карт. : ил.

5. Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2007. – 383 с., л. ил., карт. : ил.

6. Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Н.С. Борисов. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2009.

7. Левандовский А.А. История России XVIII-XIX веков: учеб. для 10 кл.общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Левандовский. – 4-е из. – М.: Просвещение,2008.

8. Левандовский А.А. История России XX-начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2009.

10.

11.

12.

С помощью этой викторины вы совершите увлекательное путешествие в мир истории.

Викторина по истории для школьников с ответами

1. О ком из русских царей Николай Михайлович Карамзин сказал так: «Характер Иоанна... есть для ума загадка»? (Об Иване Грозном)

2. Когда было отменено и затем восстановлено патриаршество в России? (14 февраля 1721 года, по указанию Петра I была торжественно открыта Духовная коллегия, получившая название Святейшего правительственного Синода. Так было упразднено патриаршество в России. Патриарх вновь встал во главе русской церкви лишь в ноябре 1917 года, когда церковь была отделена от государства)

3. Арабские купцы, путешествуя по свету, строили свои торговые ряды, окружая их высокими гладкими стенами. Есть такая улица и в Москве. В ее названии слышатся восточные мотивы. Что это за улица? (Арбат)

4. Какое преступление, согласно священной Книге, уничтожило одну четверть населения Земли? (Каин убил Авеля)

5. Какие знаменитые слова сказал римский император Юлий Цезарь, когда решился перейти реку Рубикон и тем самым развязать гражданскую войну? («Жребий брошен!»)

6. Участвуя в одном из важнейших событий в истории человечества, 20 июня 1969 года, Нил Армстронг сказал: «Такой маленький шаг для человека и такой огромный — для человечества». О каком событии идет речь? (Высадка американских астронавтов на Луну)

7. Когда можно было ходить по Средиземному морю пешком? (Шесть миллионов лет назад. Тогда это море было огромной долиной. Цепь гор отделяла ее от нынешнего Гибралтарского пролива. Когда пять с половиной миллионов лет назад эта горная гряда разрушилась, воды Атлантического океана потекли через пролив и постепенно заполнили пространство долины. На ее месте образовалось Средиземное море)

8. Князь Александр Меньшиков никогда не читал указов Петра I, и, тем не менее, выполнял их своевременно и, даже, опережая его волю. Почему князь Меньшиков не читал указов царя? (Он был неграмотен)

9. Героя Отечественной войны 1812 года солдаты с восхищением называли ОН БОГ РАТИ. А какая фамилия была у этого полководца? (Багратион)

10. Христос был распят на кресте. Но этот вид казни применялся еще до рождения Христа. Где в древнем мире был распространен этот вид казни? (В Древнем Риме — такую же смерть принял Спартак — предводитель восстания рабов в первом веке до нашей эры)

11. По проекту 1939 года, в СССР для обозначения этого должны были быть использованы такие слова: Ленин, Маркс, Революция, Свердлов, Май, Советская Конституция, Жатва, Мир, Коминтерн, Труд, Великая революция, Сталин. А как это называем мы и весь цивилизованный мир? (Январь, февраль, март...)

12. В какой стране убили Александра Сергеевича Грибоедова — российского посла и автора бессмертной комедии «Горе от ума»? (В Персии — ныне Иран)

13. Где погиб (по легенде съеден аборигенами) знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук? (На Гавайских островах)

14. При каком римском императоре был сожжен Храм в Иерусалиме? (При Тите Флавии)

15. Как называлась первая российская рукописная газета? («Куранты»)

16. Какого деятеля французской революции убила Шарлотта Корде? (Марата)

17. В каком году закончилась Первая мировая война? (13 ноября 1918 года был подписан «Брестский мир»)

18. Орды какого хана захватили и сожгли Москву в 1382 году? (Тохтамыша)

19. За спасение полярников с какого судна несколько летчиков стали первыми Героями Советского Союза? («Челюскин»)

20. Кто был императором в Риме в год распятия Христа? (Тиберий — пасынок Августа)

21. В каком году началась гражданская война в Испании? (В 1936 году)

22. Кто возглавлял правительство России по время дефолта августа 1998 года? (Сергей Кириенко. Среди депатутов Госдумы имел прозвище «Киндер-сюрприз»)

23. При каком российском правителе случилось Пугачевское восстание? (При Екатерине II)

24. К какой эре относятся все три геологических периода, в которых жили динозавры? (К Мезозойской эре)

25. Какой римский император считал себя великим актером и часто выступал в публичных представлениях? (Нерон)

26. На какого императора покушался старший брат Володи Ульянова — Александр? (На царя Александра III)

27. В какой день недели распяли Иисуса Христа? (В пятницу)

28. Что планировалось при Иосифе Виссарионовиче Сталине построить на месте взорванного Храма Христа Спасителя? (Дворец Советов)

29. Кто был последним правителем из царского дома Птоломеев в эллиническом Египте? (Клеопатра)

30. Кто был последним русским царем — Рюриковичем? (Федор Иванович)

31. Последнего правителя какой древней цивилизации звали Монтесума? (Цивилизации ацтеков)

32. Назовите имя и прозвище римского императора четвертого века, который, сам будучи крещеным, пытался уничтожить Христианство. (Юлиан Отступник)

33. Какой древний грек прозван «отцом истории»? (Геродот)

34. В каком веке произошли события, которые легли в основу «Слова о полку Игореве»? (В двенадцатом веке)

35. Кто был Великим инквизитором в Испании во времена Колумба? (Торквемада)

36. Какой дворянский титул был у сподвижника Петра I — Александра Меньшикова? (Светлейший князь)

37. Назовите имя фаворита императрицы Анны Иоановны, фактического правителя России в годы ее царствования. (Эрнст Иоганн Бирон — герцог Курляндский)

38. Фавориткой какого короля была маркиза де Помпадур? (Людовика XV)

39. Войска какого шведского короля разбила под Полтавой русская армия? (Карла XII)

40. Назовите имя царя, который в 480 году до нашей эры вместе с 300 спартанцами стойко оборонял горный проход Фермопилы от всей армии персов. (Леонид)

41. При каком римском императоре был воздвигнут Колизей? (При Веспасиане)

42. В каком веке жил итальянский предсказатель Мишель Нострадамус? (В шестнадцатом веке)

43. Какая муза была покровительнцей истории? (Клио)

44. Назовите овраг на окраине города Киева — место массового уничтожения евреев и советских военнопленных немецкими оккупантами в 1941-1943 годах? (Бабий Яр — всего уничтожено свыше ста тысяч советских граждан)

45. Каким способом был казнен по царскому указу глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви протопоп Аввакум? (Он был сожжен)

46. При каком князе московский Кремль стал белокаменным? (При Дмитрии Донском)

47. Для нас недвижимое имущество — это строения, а движимое — это наличные деньги и ценности. Подобное разделение было и у древних греков. Только недвижущимся богатством они считали драгоценные металлы в слитках, золото, медь, железо; а какое богатство они называли словом probata, то есть «передвигающееся имущество»? (Скот)

48. Когда враги-византийцы преподнесли этому русскому князю отравленную пищу, он догадался, и отказался есть. После этого, в знак способности к предвидению, он получил свое прозвище. Какое? (Вещий. Это был Вещий Олег)

49. Александр Сергеевич Пушкин писал об Александре I:

«Он человек! Им властвует мгновение.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж...»

А что еще, по мнению Пушкина, Александр I сделал хорошего? («... он основал Лицей»)

50. Суздальский князь получил свое прозвище, потому что в двенадцатом веке он боролся за власть далеко от Суздаля. Что же это за прозвище? (Юрий Долгорукий)

51. Существует предание, что колокол с Колокольни «Иван Великий» Наполеон хотел вывезти в Париж. Французские инженеры не справились с этой задачей, ссылаясь на необходимость строительства лесов. Нашелся русский мастер-самоучка, который достаточно быстро колокол снял. Как его наградил Наполеон? (Расстрелял как изменника отечеству)

52. По свидетельству Геродота, в пятом веке до нашей эры тиран Гестий использовал для тайных посланий тела своих рабов. Как он это делал? (На бритую голову раба наносился текст. Когда волосы отрастали, раба отправляли к адресату)

53. В далекие времена славяне верили, что дикие животные являются их прародителями. Каждое племя имело свой тотем — священное животное, которому поклонялось. Назовите племя, считавшее своим предком волка. (Лютичи. Одно из имен волка — «лютый»)

54. Еще в Древнем Риме во время избирательных кампаний кандидаты на какой-либо пост тоже давали народу обещания. Например, на стенах дома в Помпеях до сих пор сохранилась надпись: «Голосуйте за Марка

Казеллия Марцелла! — он будет хорошим управляющим и устроит великолепные...» Что он обещал устроить? (Гладиаторские бои)

55. Во второй половине девятнадцатого века в России резко снизилось количество уголовных дел об оскорблении Его Императорского Величества. С чем это связано? (Из кабаков убрали все портреты царя)

56. Во времена Петра I срок обучения в школе составлял семь лет. А какую войну Петр I назвал «троевременной и опасной школой»? (Северную войну. Она длилась двадцать один год)

57. Будущий римский император Веспасиан во время Иудейской войны приказал бросить в воду нескольких пленных, связанных и не умеющих плавать. Какой эксперимент проводил Веспасиан? (Он исследовал свойства воды Мертвого моря. Пленные не утонули)

58. Во времена Французской республики некоторые члены Конвента, выступая на страницах газет, требовали упразднения «монархического элемента» в шахматах. Что они предлагали сделать? (Заменить «короля» «знаменем». «Знамя взято» должно было означать «мат королю»)

59. В годы Второй мировой войны телевидение в нашей стране, как и в других странах, не работало. Но уже 7 мая 1945 года состоялась первая пробная передача. Скажите, в какой стране начал первым регулярно работать телецентр после Второй мировой войны? (В СССР. Московский телецентр на Сухаревке)

60. Начало девятнадцатого века. Англия. Выдающийся изобретатель Джордж Стефенсон проводит испытания первого паровоза. Медленно по рельсам движется локомотив, а перед ним шагает боксер. Почему именно боксер шел перед паровозом? (Чтобы, защитить паровоз от крестьян, собравшихся разнести «чудовище» на куски)

61. В эпоху Возрождения, как утверждает историк Мишель Фуко, сумасшедших не помещали в психбольницы — в то время таких больниц просто не было.

А помещали их на «Корабль дураков» и отправляли в плавание. Зачем? (В эпоху Возрождения считалось, что безумие, вода и море принадлежат к одной и той же стихии изменчивости и непостоянства. Подобное, по преданиям того времени, надо лечить подобным. Поэтому в качестве лечения от безумия предлагались водные путешествия)

100 «занимательных» вопросов

по истории.

Викторина для 9-11 классов.

Цель: вызвать интерес к предмету, способствовать качественному усвоению фактического материала.

Участники: учащиеся 9, 11 классов. Играют две команды (сборные).

Ход игры:

Конкурс №1. «Разминка».

Условия: команда отвечает на вопросы ведущего быстро, не задумываясь. По 7 вопросов для каждой команды. За каждый верно угаданный вопрос 1 балл. Вопросы лежат в конвертах разного цвета. Команды сами выбирают конверт и отвечают на вопросы из этого конверта.

Вопросы из конверта №1.

    В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Бумага и фарфор были изобретены в Китае).

    Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).

    В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги).

    Когда вулкан помог людям? (В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос).

    Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»? (В Англии в период огораживания возникла поговорка «овцы пожирали людей»).

    Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного города).

    Кто из правителей Англии оказывал покровительство пиратам и работорговцам? (Елизавета I).

Вопросы из конверта №2.

    Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско).

    В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами).

    Когда в истории в особом почете была обувь? (Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли под знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стало называться «Под знаменем башмака»).

    Когда и кем открыто восхвалялась глупость? (В книге средневекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупости»).

    Кто «основал» государство, которого никогда не было? (Томас Мор описал несуществовавшее государство «Утопия»).

    Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому получили название «арабские»).

    По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной).

Подведение итогов.

Конкурс №2. «Правители земли русской».

Условия: ведущий зачитывает вопрос для обеих команд одновременно. Та команда, которая быстрее подняла руку и отвечает первой. Если ответ не верный, соперники могут заработать дополнительный балл. Верный ответ – 1 балл.

Вопросы:

    Какую фамилию носил Петр I? (Он из рода Романовых).

    Какой русский царь любил плотничать? (Петр I).

    О ком писал русский летописец:»Легко и неслышно ходил он в походах. Как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав).

    Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? (Александра II).

    Когда Русью правил «денежный мешок»? (В XIV веке – князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок»).

    Кого из русских царей прозвали «Тишайший»? (Алексей Михайлович).

    При каком правителе в России официально появился герб с двуглавым орлом? (Иван III).

    Кто первым на Руси принял титул «Государя всея Руси»? (Иван III).

Подведение итогов.

Конкурс №3.

Условия: Обе команды получают карточки с одинаковым текстом. Ваша задача – закончить предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена. За каждое правильное слово (понятие, дату) вы получаете 1 балл. На задание 3 минуты.

    Главным весенним праздником славян-язычников был (была) ____________ (масленица).

    Монгольских сборщиков дани называли __________ (баскаками).

    Столкновение войск Ивана III и монгольского хана Ахмата в 1480 г. Вошло в историю как _________________ («стояние на реке Угре»).

    Первые постоянные военные отряды, появившиеся в середине XVI в. Назывались _______________ (стрельцы).

    Русский царь _____________ (Иван Грозный) известен также как шахматист, сочинитель церковной музыки и писатель.

    Среди претендентов на русский престол в Смутное время был польский королевич ____________ (Владислав).

    Династия Романовых утверждается на престоле в ___________ (1613 г.).

    Историки называют XVII в. ______________ («бунташным»).

Подведение итогов.

Конкурс №4. «Имена».

Условия: На карточках даны имена и прозвища. Ваша задача – соотнести имена и прозвища.

Андрей «Александр Македонский русской истории»

Василий Боголюбский

Владимир Большое Гнездо

Всеволод Вещий

Иван Калита

Олег Красное Солнышко

Святослав Мудрый

Ярослав «Пардус»

(Олег – Вещий; Святослав – «Пардус», «Александр Македонский русской истории»; Владимир – Святой, Красное Солнышко; Ярослав – Мудрый; Всеволод – Большое Гнездо; Андрей – Боголюбский; Иван – Калита; Василий – Темный).

Подведение итогов.

Конкурс №5. «Крылатые выражения».

Условия: вы должны объяснить крылатые выражения.

«Остаться с носом». Проситель в царской Росс, когда обращался в учреждение или суд, то приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».

«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает «работать плохо, неаккуратно».

«Зарубить на носу». Нос – это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

«Бить баклуши». Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовалось отколоть чурку-баклушу. Это было легкое дело, оно поручалось подмастерьям. Особого умения оно не требовало. Употребляется в значении «делать пустое, никчемное дело, заниматься ерундой».

Подведение итогов.

1. Россия была провозглашена республикой:
А) 1 сентября 1917 г.,
Б) 3 марта 1917 г.,
В) 10 января 1918 г.,
Г) 30 декабря 1922 г.

2. Когда была принята декларация о государственном суверенитете Российской Федерации?
А) 25 декабря 1993 года,
Б) 1 сентября 1917 года,
В) 12 июня 1990 года,
Г) 7 декабря 1991 года.

3. В каком году Московское государство становится полностью независимым от Золотой Орды?
А) 1375 г.
Б) 1503 г.
В) 1110 г.
Г) 1480 г.

4. В 1549 году …
А) великий князь московский Иван IV Грозный впервые венчается на царство.
Б) созван первый сословно-представительный орган - Земский собор.
В) Москва окончательно присоединяет Казанское ханство.
Г) началась война со Швецией.

5. Ливонская война – борьба за …
а) за Прибалтику и выход к Балтийскому морю.
б) за Дон;
в) за Рязань;
г) за выход к Черному морю.

6. Крепостно́е пра́во - это ….
а) часть территории государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.
б) исторически это система устройства общества, где человек является собственностью другого человека.
в) совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. или государства.
г) собирательное именование всех сословий.

7. Смута в России началась:
а) в начале XV века;
б) в начале XVI века;
в) в начале XVII века
г) в начале XVIII века.

8. Правление Чингисхана приходится на …
а) 1206-1227 гг.
б) 1505 — 1533 гг.
в) 1533 — 1584 гг.
г) 1180 – 1212 гг.

9. 5 апреля 1242 г. князь … разгромил крестоносцев на Чудском озере (Ледовое побоище).
а) Иван III.
б) Александр Ярославич Невский.
в) Василий III Иванович.
г) Иван IV Васильевич Грозный.

10. После правления Василия III Ивановича на престол восходит:
а) Иван III.
б) Александр Ярославич Невский.
в) Василий IV
г) Иван IV Васильевич Грозный.

11. Реформы Ивана IV Васильевича Грозного приходятся на:
а) 1533 — 1584 гг.
б) 1547 — 1557 гг.
в) 1584 — 1598 гг.
г) 1540 – 1551 гг.

12. Начало Смуты относится к
а) усилению слухов, будто бы законный царевич Дмитрий жив, из чего следовало, что правление Бориса Годунова незаконно.
б) народ был недаволен правлением Бориса Годунова и пытался сместить его.
в) Борис Годунов отказался от царствования и некому было возглавить трон.
г) народ жаждал власти.

13. После Лжедмитрия I наступило время правления:
а) Лжедмитрия II;
б) Фёдора Годунова;
в) Владислава I;
г) Василия Шуйского;

14. На Земском соборе 1613 года царём был избран:
а) Иван Воротынский,
б) Дмитрий Трубецкой,
в) Дмитрий Пожарский,
г) Михаил Романов.

15. Первым из династии Романовых был:
а) Алексей Михайлович;
б) Михаила Фёдоровича;
в) Кири́лл Влади́мирович;
г) Владимир Александрович.

16. Образцом для реформы власти для Петра I становится абсолютистская …
а) Швеция.
б) Германия.
в) Франция.
г) Англия.

17. Русско-турецкая войне 1768-1774 гг велась в … (выберите лишнее):
а) Бесарабии.
б) Молдавии.
в) на Кавказе.
г) Армении.

18. Окончательно установлено крепостное право и закреплён бессрочный сыск беглых крестьян был:
а) Земским собором 1613 г.
б) Земским собором 1653 г.
в) Соборным уложением 1649 г.
г) Соборным уложением 1627 г.

19. Причиной Русско-турецкой войны 1787-1792 была:
а) желание Турции возвратить себе Крым.
б) Турция почувствовала поддержку Австрии.
в) нежелание Турции подчиняться России.
г) Турция отдохнула от предыдущей войны и была готова к новому бою.

20. В каких годах была Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва?
а) 1770 – 1773 гг.
б) 1773-1775 гг.
в) 1771 – 1776 гг.
г) 1775 -1778 гг.

21. Русско-персидская война была:
а) 1806-1812 гг.
б) 1804-1813 гг.
в) 1808-1809 гг.
г) 1813 -1814 гг.

22. Четвёртая русско-турецкая война (1828-1829 гг) была связана с:
а) желанием Турции возвратить себе Крым.
б) тем, что Турция почувствовала поддержку Австрии.
в) нежеланием Турции подчиняться России.
г) поддержкой Россией Греции, пытающейся сбросить турецкое иго.

23. Какая из стран в Первой Восточной войне (или Крымской кампании) 1853-1856 гг. заняла позицию враждебного нейтралитета:
а) Турции,
б) Англии,
в) Франции,
г) Австрии.

24. В каком году было отменено крепостное право?
а) в 1861 г.
б) в 1864 г.
в) в 1818 г.
г) в 1874 г.

25. Для ведения войны Япония получила крупную финансовую и военную помощь со стороны (Русско-японская война 1904-05)
а) Германии.
б) Англии.
в) Франции.
г) Италии.

26. В каком году в Росси вводится обязательное бесплатное начальное обучение?
а) 1990 г.
б) 1995 г.
в) 1908 г.
г) 1912 г.

27. В сентябрь 1953 г.:
а) Испытание в СССР атомной бомбы.
б) Избрание Первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущева.
в) Запуск в СССР первого в мире искусственного спутника Земли.
г) Пуск в СССР первой в мире промышленной атомной электростанции.

28. В августе 1963 г., в Москве подписание договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой между:
а) СССР, США и Англией.
б) США, Германией, СССР;
в) СССР и Англией;
г) СССР, США и Англией.

29. Конституция СССР была принята:
а) 1920 г.
б) 1956 г.
в) 1977 г.
г) 1981 г.

30. Что не являлось предпосылкой образования государства у славян?
а)Разложение первобытнообщинного строя и появление неравенства.
б)Выделение дружины и князя - его главы.
в)Развитие торговли и появление городов.
г)Свержение одного человека наделенного властью, и стремление к равенству.

31. Что является плюсом индустриализации?
а) Достигнута экономическая независимость страны;
б) отставание по темпам развития легкой промышленности и сферы потребления;
в)голод 1932-1933 гг. в южных районах, высокая смертность населения (до 8 млн человек);
г)насильственная ломка векового уклада жизни большинства населения.

32. Что является плюсом индустриализации?
а) насильственная ломка векового уклада жизни большинства населения;
б) создан мощный военно-промышленный комплекс;
в) сверхцентрализация и огосударствление экономики, жесткое планирование, окончательный слом механизма саморегуляции экономики и замена его ад-министративно-командной системой управления;
г) слабое материальное стимулирование труда, повлекшее за собой падение уровня жизни населения, рост психологической напряженности в обществе.

33. Тоталитарный режим - это …
а) политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах;
б) предельная форма автократии;
в) политический строй, для которого характерно установление контроля государства над всеми сферами общественной жизни, насилие, отсутствие демократических свобод и прав личности;
г) характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии.

34. 1917-1922 гг. - это годы …
а) ожесточенной Гражданской войны, вызванной приходом большевиков к власти.
б) свертывания нэпа и перехода к сплошной коллективизации.
в) Великой отечественной войны.
г) Русско-Японской войны.

35. Что не является важнейшими итогами Гражданской войны?
а) разгром всех антисоветских, антибольшевистских сил, поражение Белой армии и войск интервентов;
б) сохранение, в том числе силой оружия, значительной части территории бывшей Российской империи,подавление попыток ряда национальных регионов отделиться от Республики Советов;
в) сохранение ограниченной монархии и России как «единой и неделимой» страны, верной «союзническим обязательствам»;
г) свержение национальных правительств на Украине, в Белоруссии и Молдавии, на Северном Кавказе, в Закавказье (Грузии, Армении, Азербайджане), в Средней Азии, а затем в Сибири и на Дальнем Востоке, установление там советской власти.

36. В Гражданской войне победили:
а) большевики;
б) меньшевики, эсеры;
в) левое крыло кадетов;
г) крупная буржуазия, дворянство.

37. «Военный коммунизм» - это …
а) социально-экономическая политика советской власти в годы Гражданской войны - предусматривал сверхбыстрый переход к коммунизму с помощью чрезвычайных мер.
б) социально-экономическая политика советской власти в годы Гражданской войны - предусматривал медленный переход к коммунизму.
в) социально-экономическая политика советской власти в годы Гражданской войны - предусматривал сверхбыстрый переход к коммунизму с помощью чрезвычайно мягких мер.
г) социально-экономическая политика советской власти в годы Гражданской войны - предусматривал медленный переход к коммунизму с помощью чрезвычайных мер.

38. К последствиям Гражданской войны в области экономики можно отнести:
а)разрушение Российской империи и возникновение новых национальных государств;
б)огромные людские потери - 15 млн человек (почти каждый десятый житель);
в)насильственный разрыв с дореволюционным наследием, традициями, культурой, навязывание населению социалистической идеологии;
г)полная националиация промышленности, продразверстка в деревне, запрет частной торговли.

39. К последствиям Гражданской войны в области политики можно отнести:
а) отказ от рыночных форм регулирования экономики, принудительные трудовые мобилизации.
б) диктатура, опиравшаяся на чрезвычайные органы, подменившие Советы.
в) представление о социализме как об общественном строе с бестоварным производством и господством государственной формы собственности.
г) огромные людские потери - 15 млн человек (почти каждый десятый житель); эмиграция более 2 млн человек, в основном интеллигенции и предпринимателей;

40. Кто был вторым Президентом РФ?
а) В. И. Ленин;
б) Б.Н. Ельцин;
в) В. В. Путин;
г) Д. А. Медведев.