Непознанное

Павел Петрович Бажов: биография, уральские сказы и сказки. Павел петрович бажов Екатеринбургское духовное училище где учился бажов

Павел Петрович Бажов - русский писатель, журналист, замечательный уральский сказочник.

Происхождение

Павел Петрович Бажов родился 15 января 1879 г. на Урале в небольшом рабочем городке , в семье потомственного горнорабочего. Его отец, Пётр Васильевич Бажов, работал мастером сварки на знаменитых Турчаниновских заводах. Пётр Васильевич славился острым язычком и неугомонным характером, за что даже получил прозвище «сверло». Различные начальники всегда старались поскорее избавиться от строптивого бунтаря, отправляли на проветривание. На Урале в рабочей среде бытовал такой термин - «отправить на проветривание», то есть перебрасывать человека с завода на завод, намеренно не давая прижиться надолго. Где только не пришлось побывать семье Бажовых, исколесили весь Урал. Однако семья жила совсем не бедно, Пётр Васильевич считался знатным мастером и хорошо зарабатывал. В Сысерти у Бажовых стоял добротный дом с множеством основательных хозяйственных построек. Впоследствии, в 1979 г. в доме был открыт музей Павла Петровича Бажова.

Учение - свет

С самого раннего детства маленький Паша проявил недюжинные способности к наукам. Семи лет отроду мальчика отдали в земскую трёхлетнюю школу, которую он окончил с отличием. Как хороший ученик, Павел имел право на дальнейшее обучение в духовной школе. Отец и мать Павла решили продолжить обучение сына. Итак, с родительского благословения, после коротких сборов десятилетний Павел был посажен на телегу и отправлен в дорогу.

Его путь лежал в славный город . Прибыв по назначению, мальчик стал проживать в доме земского врача Николая Смородинцева, старого друга семьи Бажовых. Обучение в духовной школе давалось Павлу, поскольку от природы он был очень одарён. Бажов отличался большой любознательностью, в духовной школе Павел заведовал библиотекой. Именно в доме Николая Смородинцева состоялась знаковая встреча: Бажов был представлен хорошему знакомому доктора, известному сибирскому историку Афанасию Щапову. Общение с этим замечательным человеком пробудило в Бажове недюжинный интерес к истории и фольклору Уральского края. В 1893 г. Павел Бажов с блестящим результатом окончил духовную школу. Далее он поступил в Пермскую духовную семинарию, которую окончил в 1899 г. В семинарии Павел был одним из лучших учеников, Бажову пророчили успешную духовную карьеру. Перед юношей встал выбор: как отличный ученик, он имел право на бесплатное обучение в Киевской духовной академии, однако это обязывало к принятию духовного сана, что совершенно не входило в планы Бажова. Юноша жаждал высшего светского образования. По закону Российской империи, он имел право обучаться в Дерптском, Варшавском и Томском университетах, но за собственный счёт. Поскольку денег у Бажова не было, он принял решение заняться преподавательской деятельностью.

Так бывший семинарист очутился в селе , расположенном неподалёку от города . Там молодой учитель успешно преподавал русский язык, а по совместительству и закон Божий. Однако вскорости стараниями Смородинцева Бажов был переведён в Екатеринбург для преподавания в духовном училище. В училище Бажов преподает русский и литературу, там же он повстречал свою любовь. Валентина Иваницкая, ученица выпускного класса, по окончании курса стала женой Павла Бажова. Спустя некоторое время она родила ему двух дочек-погодков. Всего у них родилось четверо детей.

В эти годы Павел Петрович начал свои первые этнографические поиски, каждое лето он ездил по уральским деревням и заводским посёлкам. Во время своих экспедиций Бажов записывал всё, что казалось ему замечательным: это были сказки, песни, древние предания. Также он занимался фотографированием. Именно Бажов первый начал выделять рабочий фольклор как обособленную часть народной культуры, до него этого никто не делал. Скоро Павла Бажова знали на всех уральских заводах, рабочие доверяли ему, они знали, что он хоть и образованный, но он их, свой парень, человек рабочей косточки, сын горного мастера. Многие горняки обращались к нему за помощью, по судебной или письменной части. Например, просили выступить в суде или грамотно составить нужную бумагу.

Убеждённый большевик

Начало XX в. - то было время серьёзных социальных сдвигов. Наступил 1905 г., по всей волнения, рабочие многих крупных заводов, организованные агентами различных политических партий, впервые выступили как единая сплочённая сила. Рабочие Урала поддержали всеобщие забастовки. Бажов, как человек с активной гражданской позицией, также не остался в стороне, он участвовал в рабочих маевках, за что был арестован, но вскоре отпущен. В 1914 г. Бажов вместе с семьёй переехал в родной город жены . Там он преподавал в местном училище, а также занимался журналистской деятельностью, писал статьи для местной газеты. В Камышлове у Бажовых родился сын Алексей, последний ребёнок в семье.

Год 1917-й. Свершились февральская и октябрьская революции. Павел Бажов принимает сторону партии большевиков. В 1918 г. он стал членом ВКП(б). Началась гражданская война. Бажов в первых рядах, он тут же записался в Красную армию. Его служба проходила в Уральской дивизии, там Бажов работал в газете «Окопная правда». В тяжёлых боях за Бажов попал в плен, однако ему удалась бежать. Власть на Урале перешла к белогвардейцам. Как рьяный большевик, Бажов активно работал в подполье. В начале подпольной работы он представлялся учителем Кирибаевым, впоследствии же Бажов выступал под личиной страхового агента Бахеева. Как только в Пермь вернулись Советы, Бажов снова поступает на службу в Красную армию. Но, прослужив всего несколько месяцев, он серьёзно заболевает и через некоторое время, по приговору врачей, демобилизуется вчистую.

Бажов вернулся в Камышлов, но духовное училище было закрыто. И он поступает на работу в редакцию газеты «Красный путь». С того времени и до конца жизни путь Бажова был неразрывно связан с журналистикой. В 1923 г. он перебирается в Екатеринбург, где постоянно работает в «Уральской крестьянской газете», а также сотрудничает со многими другими екатеринбургскими газетами.

В 1924 г. Бажов впервые заявил о себе как писатель, опубликовав книгу очерков «Уральские были» и серию очерков «Пять ступеней коллективизации». Лучший из очерков Бажов отправил в журнал «Наши достижения», это издание редактировал сам . Через какое-то время Бажов получил письмо от Горького. Знаменитый писатель весьма высоко оценил литературный талант Бажова. Он посоветовал ему оставить журналистику и всерьёз заняться писательством. В это период Бажов написал несколько документальных произведений о гражданской войне: «К расчёту», «Формирование на ходу», «Бойцы первого призыва». Бажов был убеждённым большевиком и все его произведения, так или иначе, носили политическую подоплёку.

Малахитовая шкатулка

В 30-е годы он вновь обращается к рабочей теме. Он пишет очерки о жизни горнорабочих. И вот в одном из очерков в образе мудрого рассказчика появляется знаменитый в будущем персонаж, дед по прозвищу Слышко. Персонаж был списан с реально существовавшего человека, старого уральского рабочего - Василия Хмелинина.

В 1936 г. Бажов заочно поступает в литературный институт. В это же время в журнале «Красная новь» он публикует серию уральских сказов. Сказы были написаны Бажовым на основании материалов, собранных им ещё до революции, во времена летних этнографических экспедиций. Всё лучшее - это хорошо забытое старое! Пролетели вихри трёх революций, а старые мудрые сказы остались. После публикации сказов писатель получил большое количество восторженных отзывов.

Воодушевлённый Бажов активно работал. Но в дверь постучался страшный 1937 г., год массовых репрессий и партийных чисток. Павлу Петровичу не удалось избежать участи многих, хотя и повезло куда более других, замученных и расстрелянных. Пламенного большевика Бажова выгнали из партии, умелые люди готовились начать травлю писателя. Однако заступничество многих влиятельных людей спасло Бажова. Всего Павла Петровича исключали из партии дважды - в 1933 и 1937 годах. Целый год Павел Петрович провёл в безвестности о своей судьбе, в ожидании неминуемой расправы, однако сия чаша миновала его. Бажов смог продолжить жить и работать.

Первоначально его сказы вошли в сборник произведений уральского рабочего фольклора, издание которого курировал лично Максим Горький. Но уже в 1939 г. вышел отдельный сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка», после выхода книги Бажов стал знаменитым. Особенно читателям полюбились сказы «Медной горы хозяйка» и «Каменный цветок». Кто-то восхищался органичным народным слогом автора, кто-то более всего оценил удивительный симбиоз героев старинных сказов с реалиями жизни уральских горнорабочих, но всем без сомнения книга нравилась. Во время Великой Отечественной войны Бажов дополнил свою малахитовую шкатулку, написав несколько новых замечательных рассказов: «Ключ-камень» (1942), «Живинка в деле» (1943), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» (1944).

С 1940 г. Павел Петрович Бажов стал возглавлять Свердловскую писательскую организацию. В 1943 г. он стал лауреатом Государственной премии и был награждён орденом Ленина. После войны Павел Петрович Бажов неоднократно избирался депутатом Верховного совета СССР.

Наследие

Павел Петрович Бажов стал писателем поздним. Главная книга его жизни была издана, когда автору исполнилось 60 лет. Его книга переведена более чем на 100 языков мира.

Краткая биография Бажова для 4 класса представлена в этой статье.

Павел Бажов краткая биография

Павел Петрович Бажов - писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов.

Родился 27 января 1879 года около Екатеринбурга на Урале в семье горнозаводского мастера, был единственным ребёнком в семье. Детские годы прошли в среде уральских мастеров.

Первоначальное образование получил в екатеринбургском духовном училище, в 1899 г. с отличием окончил пермскую духовную семинарию.
Трудовую биографию начал учителем начальных классов, потом работал учителем русского языка в Екатеринбурге. Около 15 лет редактировал местную газету, занимался журналистикой, писал фельетоны, рассказы, очерки, заметки в журналы. Собирал фольклор, интересовался историей Урала.

Писательская деятельность Бажова началась в 57 лет созданием особого жанра — уральского сказа, сделавшего автора известным. Первый сказ «Дорогое имечко» появился в 1936 г. Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов старого Урала — «Малахитовая шкатулка».
В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие.

В 1943 году благодаря этой книге получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество.

1879 год в семье рабочего горного мастера Петра Бажева (изначальная фамилия). В детстве жил в Сысерти и Полевском . В числе лучших учеников окончил заводскую школу, затем - Екатеринбургское духовное училище, где учился с 10 до 14 лет, затем в 1899 году окончил Пермскую духовную семинарию . Работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова , во время летних каникул путешествовал по Уралу , собирал фольклор. Женился на своей ученице, Валентине Александровне (в девичестве - Иваницкой), в семье родилось четверо детей.

До 1917 года был членом партии эсеров . В Гражданскую войну , в конце апреля - начале мая 1918 года , прибыл в Семипалатинскую губернию , а в июне 1918 года - в город Усть-Каменогорск . Организовывал подполье, разрабатывал тактику сопротивления в случае падения советской власти в области и уезде. После переворота в Усть-Каменогорске, устроенного 10 июня 1918 года подпольной организацией «Щит и престол» при поддержке казаков, Бажов затаился до конца года в своей страховой конторе, временно прекратив деятельность. Летом и осенью 1918 года он пытался наладить оперативную связь с оставшимися большевиками, но лишь в январе 1919 года, после получения информации о плачевном положении зыряновских подпольщиков, возобновил свою деятельность по координации подполья. Отношение к подготовке восстания в Усть-Каменогорской тюрьме (30 июня 1919 года) у Бажова было двояким, так как он сомневался в связи между партизанскими соединениями «Красных горных орлов» в составе Народной повстанческой армии Алтая, работая по заданию красной Москвы. После проведения схода командиров краснопартизанских отрядов в ноябре 1919 года в селе Васильевка он объединил их в одну силу. После установления советской власти в Усть-Каменогорске (15 декабря 1919 года) и вступления в город повстанческой крестьянской армии Козыря и рот из объединённого отряда «Красных горных орлов», Бажов, выйдя из подполья, стал организовывать новый Совдеп. Какое-то время сохранялось двоевластие: в Народном доме заседал новый Усть-Каменогорский совдеп, а в бывшем управлении 3-го отдела Сибирского казачьего войска был штаб армии Козыря. Бажов передал информацию в Семипалатинск. Во второй половине января 1920 года в Усть-Каменогорск прислали три полка регулярных сил Красной Армии. Козыревская армия рассеялась фактически без боя, сам он бежал. Именно Бажов, действовавший тогда под псевдонимом Бахеев (Бахмехьев), организовал подавление подготовки восстания во главе с Козырем.

Во вновь образованном Ревкоме Бажов занял пост заведующего управлением народного образования, заведовал также профсоюзным бюро. Попутно он стал редактором, а по существу организатором, выпускающим и метранпажем местной газеты. Одновременно ему было вменено в обязанность «сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования». Он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности, принял участие в восстановлении Риддерского рудника. В июле 1920 года в казахские волости были посланы 87 учителей, подготовленных с его участием. 10 августа 1920 года под руководством Бажова и Н. Г. Калашникова в городе прошёл Первый уездный съезд Советов. Осенью 1920 года Бажов возглавил продотряд на должности особоуполномоченного уездного продовольственного комитета по продразвёрстке . Осенью 1921 года он перебрался в Семипалатинск , где возглавил губернское бюро профсоюзов.

В конце 1921 года Бажов вследствие тяжёлого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома возвратился на Урал, в Камышлов (основная причина была в доносах в Губернском ЧК Семипалатинска на его бездействие в период власти Колчака), где продолжил журналистскую и литературную деятельность, писал книги по истории Урала , собирал фольклорные записи. Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году. В 1923-1931 работал в областной «Крестьянской газете».

В 1936 году в журнале был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка», а в 1939 году вышло первое издание уральских сказов - «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами.

В 1918 году П. П. Бажов вступил в РКП(б) . В 1930-х годах его дважды исключали из партии (в 1933 и 1937 годах), но оба раза спустя год восстанавливали .

Награды и премии

  • орден Ленина (03.02.1944)
  • Сталинская премия второй степени () - за книгу уральских сказов «Малахитовая шкатулка »

Сказы

Архетипичность образов

Мифологические персонажи сказов делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны персонификации природных сил:

  • Хозяйка медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстаёт перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне . Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности ». Существует также гипотеза, что это преломлённый народным сознанием образ богини Венеры , знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.
  • Великий Полоз - ответственен за золото («он тут всему золоту полный хозяин»). Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов , манси и башкир , уральских легенд и примет горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей . Фигурируют также многочисленные дочери Полоза - Змеёвки или Медяницы. Одна из них - Золотой Волос - выведена в одноимённом сказе.
  • Бабка Синюшка - персонаж, родственный Бабе-Яге , персонификация болотного газа , который на Урале и называли «синюшкой». «Сживи Синюшку с места, и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев». Перед «гораздыми да удалыми» бабка Синюшка «красной девкой оборачивается»: именно такой её видит Илья - герой сказа «Синюшкин колодец ».
  • Огневушка-поскакушка , «девчоночка махонькая», танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом) - персонаж, в основе которого лежит образ Золотой Бабы , божества вогуличей (манси).
  • Серебряное копытце - волшебный «козёл», у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет - появится драгоценный камень.
  • Голубая змейка - волшебная маленькая змейка, персонификация самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная… Наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла».
  • Земляная кошка - персонаж сказа «Кошачьи уши», персонификация сернистого газа : по словам автора, «образ Земляной кошки возник в горняцких сказах опять-таки в связи с природными явлениями. Сернистый огонёк появляется там, где выходит сернистый газ. Он… имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко».

Список сказов

  1. Алмазная спичка
  2. Аметистовое дело
  3. Богатырева рукавица
  4. Васина гора
  5. Веселухин ложок
  6. Голубая змейка
  7. Горный мастер
  8. Далевое глядельце
  9. Две ящерки
  10. Демидовские кафтаны
  11. Дорогое имячко
  12. Дорогой земли виток
  13. Ермаковы лебеди
  14. Жабреев ходок
  15. Железковы покрышки
  16. Живинка в деле
  17. Живой огонек
  18. Змеиный след
  19. Золотой волос
  20. Золотоцветень горы
  21. Золотые дайки
  22. Иванко крылатко
  23. Каменный цветок
  24. Ключ земли
  25. Коренная тайность
  26. Кошачьи уши
  27. Круговой фонарь
  28. Малахитовая шкатулка
  29. Марков камень
  30. Медная доля
  31. Медной горы хозяйка
  32. На том же месте
  33. Надпись на камне
  34. Не та цапля
  35. Огневушка-поскакушка
  36. Орлиное перо
  37. Приказчиковы подошвы
  38. Про Великого Полоза
  39. Про водолазов
  40. Про главного вора
  41. Рудяной перевал
  42. Серебряное копытце
  43. Синюшкин колодец
  44. Солнечный камень
  45. Сочневые камешки
  46. Старых гор подаренье
  47. Тараканье мыло
  48. Таюткино зеркальце
  49. Травяная западенка
  50. Тяжелая витушка
  51. У старого рудника
  52. Хрупкая веточка
  53. Хрустальный лак
  54. Чугунная бабушка
  55. Шелковая горка
  56. Широкое плечо

Историческая достоверность персонажей сказов

При написании сказов Бажов руководствовался определенными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов. Советский исследователь Р. Р. Гельгардт установил, что П. П. Бажов при написании сказов изучал исторические документы, но если в исторических исследованиях по какому-то вопросу было разногласие, то писатель «отвергал все, что было не в пользу России, Урала, не в интересах простого народа» . Примеры таких трактовок :

  • Ерофей Марков - житель уральского села Шарташ (сказ «Золотые дайки»);
  • Ермак - выходец с Урала (сказ «Ермаковы лебеди»);
  • Получение асбестовой пряжи и месторождение асбеста около Невьянска открыла крепостная девушка (сказ «Шелковая горка»).

Влияние сказов на уральскую фольклористику

Сами сказы не являются фольклорным материалом. Исследователь В.В. Блажес отметил, что Бажов собирал фольклор как писатель, не записывая того, что должен записывать ученый-фольклорист и не проводя паспортизации (хотя Бажов о паспортизации знал) . Сказы и деятельность Бажова оказали значительное влияние на уральскую фольклористику, на десятилетия определив направление ее развития - сбор «рабочего фольклора». Немало способствовал этому сам Бажов, который часто посещал преподавателей и студентов Уральского государственного университета (УрГУ), наставляя их на собирание рабочего фольклора, инициировал фольклорные экспедиции в города и поселки городского типа для сбора «рабочего фольклора», давал методические советы по его записи и называл населенные пункты, где его надо собирать . При этом отбрасывалась значительная часть фольклора населения Урала, прежде всего крестьянский фольклор. Об этом явлении можно судить по тому, что собирателю фольклора И. Я. Стяжкину было указано фольклористом университета Кукшановым, что «всякие элементы религиозного содержания, грубоватого просторечья совершенно недопустимы» . В итоге из сборника фольклорных материалов И. Я. Стяжкина (1219 страниц), переданного в 1949-1957 годах специалистам УрГУ, были опубликованы только несколько пословиц и поговорок, исторические песни, сказка «Царь Петр и матрос» и песня «Товарищ боец, становись запевалой» .

Краткая библиография

  • Сочинения в 3-х томах. М., Гослитиздат, 1952
  • Сочинения в 3-х томах. М., Правда, 1976.
  • Сочинения в 3-х томах. М., Правда, 1986.
  • Избранные произведения в 2-х томах. М., Художественная литература, 1964.
  • «Уральские были» Свердловск, 1924 - книга очерков
  • «К расчету» Свердловск, 1926
  • «Пять ступеней коллективизации» Свердловск, 1930
  • «Бойцы первого призыва». Свердловск, 1934
  • «Формирование на ходу» Свердловск, 1936 - книга, за которую Бажов был исключён из членов ВКП(б)
  • «Зелёная кобылка» Свердловск,1940 - автобиографическая повесть
  • «Малахитовая шкатулка » Свердловск, 1939 - сборник сказов
  • «Ключ-камень» Свердловск, 1943 - сборник сказов
  • «Сказы о немцах» Свердловск, 1943 - сборник
  • «Ермаковы лебеди». Молотов, 1944
  • «Живинка в деле» Молотов, 1944
  • «Голубая змейка» Свердловск, 1945
  • «Богатырева рукавица.» М., Правда, 1946
  • «Богатырева рукавица». Свердловск, 1946
  • «Орлиное перо» Свердловск, 1946
  • «Русские мастера» М.-Л., Детгиз, 1946
  • «Каменный цветок». Челябинск, 1948
  • «Дальнее - близкое» Свердловск, 1949
  • «Дальнее - близкое» М., Правда, 1949 - мемуары
  • «За советскую правду». Свердловск, 1926
  • «Через межу»
  • «Отслоения дней» - дневниковые записи, письма

Прочие сведения

Бажов - дед по материнской линии политического деятеля Егора Гайдара , который, в свою очередь, является внуком Аркадия Гайдара .

Американская писательница-фантаст Мерседес Лэки включила Хозяйку (Королеву) Медной горы в свою книгу Fortune’s Fool (2007). Там Хозяйка - могучий дух/колдунья подземного царства, но с несколько безрассудным характером.

Увековечение памяти

П. П. Бажов скончался в Москве 3 декабря 1950 года. Похороны состоялись в Свердловске на Ивановском кладбище 10 декабря 1950 г. Могила писателя находится на холме, на центральной аллее кладбища. В 1961 году на могиле установлен гранитный памятник. Авторы памятника - скульптор А. Ф. Степанова и архитектор М. Л. Минц. Писатель изображён сидящим на камне в спокойной, непринуждённой позе, руки лежат на коленях, в правой руке - курительная трубка. Высота памятника - 5 метров. У подножия его на каменной плите высечена надпись «Бажов Павел Петрович. 1879-1950». Памятник окружён цветником.

Образы из сказов П. П. Бажова - Каменный цветок и Хозяйка медной горы (в виде коронованной ящерицы) - изображены на гербе города Полевской , с окрестностями которого связаны многие сказы.

В честь Павла Петровича Бажова назван пермский теплоход (компания «ВолгаWolga»).

Постановки

Кинофильмы

  • Тайна зелёного бора (1960)
  • Синюшкин колодец, короткометражный (1978)
  • Золотой полоз (2007), режиссёр Владимир Макеранец
  • Мотивы сказов «Медной горы Хозяйка» и «Малахитовая шкатулка» лежат в основе сюжета фильма-сказки Вадима Соколовского «Книга мастеров ».

Мультфильмы

  • Синюшкин колодец , перекладки (1973)
  • Медной горы хозяйка , кукольный (1975)
  • Малахитовая шкатулка , кукольный (1976)
  • Каменный цветок , кукольный (1977)
  • «Серебряное копытце» , рисованный (1977)
  • «Подарёнка », кукольный (1978)
  • «Горный мастер », рисованный (1978)
  • «Огневушка-поскакушка» , рисованный (1979)
  • «Золотой волос », кукольный (1979)
  • «Травяная западёнка» , рисованный (1982)

Диафильмы

  • «Огневушка-поскакушка» (1956)
  • «Малахитовая шкатулка» (1972)

Спектакли

  • балет С. С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (постановка 1954)
  • балет «Каменный цветок» А. Г. Фридлендера (поставлен 1944)
  • спектакль «Сказы» / Каменный цветок (Государственный академический Малый театр Союза ССР. 1987)
  • опера К. В. Молчанова «Каменный цветок» (постановка 1950)
  • симфоническая поэма А. Муравлёва «Азов-гора»
  • оркестровая сюита Г. Фрида
  • опера-сказ «Малахитовая шкатулка» Д. А. Батина (постановка 2012. Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского)

Напишите отзыв о статье "Бажов, Павел Петрович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Бажов, Павел Петрович

– Не понимаю, – отвечал Андрей. – Les femmes comme il faut, [Порядочные женщины,] это другое дело; но les femmes Курагина, les femmes et le vin, [женщины Курагина, женщины и вино,] не понимаю!
Пьер жил y князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля, того самого, которого для исправления собирались женить на сестре князя Андрея.
– Знаете что, – сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, – серьезно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду.
– Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить?
– Честное слово!

Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел oт своего друга. Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь. Пьер сел в извозчичью коляску с намерением ехать домой. Но чем ближе он подъезжал, тем более он чувствовал невозможность заснуть в эту ночь, походившую более на вечер или на утро. Далеко было видно по пустым улицам. Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера.
«Хорошо бы было поехать к Курагину», подумал он.
Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили к Пьеру. Он поехал к Курагину.
Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.
Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя.
Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.
– Пуста!
Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее. Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.
– Отлично! Молодцом! Вот так пари! Чорт вас возьми совсем! – кричали с разных сторон.
Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.

Павел Петрович Бажов родился 15 января 1879 года в семье Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия). Петр Бажев был мастером пудлингово-сварочного цеха Сысертского металлургического завода близ Екатеринбурга.


Детство будущего писателя прошло в среде Уральской "мастеровщины". В силу историко-экономических особенностей Урала быт заводских поселков был весьма своеобразным. Здесь, как и всюду, рабочие едва сводили концы с концами, были бесправны. Но, в отличие от других промышленных районов страны, Урал характеризовался значительно более низкими заработками мастеровых. Здесь существовала дополнительная зависимость рабочих от предприятия. Бесплатное пользование землей заводчики представляли как компенсацию пониженной зарплаты. В своей первой художественной книге-цикле очерков "Уральские были" (1924), посвященных изображению жизни, быта сысертских заводов в 80-90-е годы прошлого века, Бажов об этом и рассказал.
Когда Павел Петрович был учеником земской мужской трехлетней школы, друг семьи Бажовых, Николай Семенович Смородинцев, обратил внимание на незаурядные способности мальчика и посоветовал родителям продолжить его обучение.
Но где учить? О гимназии, реальном или горном училищах нечего было и мечтать. Даже единственного ребенка рабочая семья там учить не могла. Остановились на Екатеринбургском духовном училище: в нем самая низкая плата за обучение, не надо покупать форму, да еще есть ученические квартиры, снимавшиеся училищем, - эти обстоятельства оказались решающими.
Прекрасно сдав вступительные экзамены, Бажов, опять же при содействии Смородинцева, был зачислен в Екатеринбургское духовное училище. Содействие друга семьи понадобилось потому, что духовное училище все-таки было не только, так сказать, профессиональным, но и сословным: готовило главным образом служителей церкви, и учились в нем преимущественно дети духовенства.
Поступив в училище, Бажов поселился на первое время у Смородинцева, в поселке Верх-Исетского завода, а учиться ходил в город.
По окончании училища 14-летний Бажов поступил в Пермскую духовную семинарию. Он обучался в ней шесть лет. Шли уже 90-е годы. Общественный подъем в стране сказался и на бурсе. Некоторые из учащихся находили путь в социалистические кружки. У пермских семинаристов была своя, тайная библиотека, содержавшая запретные книги. Там были и марксистские работы. Павел Бажов почти три года "заведовал" библиотекой. В семинарские годы он прочитал книгу Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Сильное воздействие оказали на Бажова идеи историка А. П. Щапова, с которыми впервые юноша познакомился еще в Екатеринбурге через Смородинцева.
Годы обучения в семинарии были для Бажова временем дальнейшего духовного развития. Еще дома и в екатеринбургском училище определилась его любовь к художественной литературе. Он с удовольствием читал произведения Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого, Д. Дефо и М. Твена. В семинарии отношение к литературе и к писателям стало более избирательным. Радостным событием стало для Бажова знакомство с ранними произведениями А. П. Чехова, который стал для Павла Петровича самым дорогим писателем.
В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию - третьим по сумме баллов. Настало время выбора пути в жизни. Предложение поступить в Киевскую духовную академию и учиться там на полном содержании было отвергнуто. Он мечтал об университете. Однако путь туда был закрыт. Прежде всего потому, что духовное ведомство не хотело терять свои "кадры": выбор высших учебных заведений для окончивших семинарии был жестко ограничен Дерптским, Варшавским, Томским университетами.
Бажов решил учительствовать в начальной школе в районе, населенном старообрядцами. Но инспектор потребовал, чтобы воспитанник духовной семинарии преподавал не только "светские" предметы, но и "Закон Божий". Бажов не мог на это пойти. Такое согласие исключало возможность близости с местным населением и воздействия на него в духе щаповско-кельсиевской программы. Значит, здесь незачем было оставаться.
Как раз в это время открылась вакансия в Екатеринбургском духовном училище. И Бажов вернулся туда - теперь уже в качестве преподавателя русского языка. Позднее Бажов пытался поступить в Томский университет, но не был принят. В Екатеринбурге возобновилась связь Бажова с давним его "старшим приятелем" Н. С. Смородинцевым.
В 1905 году Бажов был арестован, пробыл в тюрьме две недели "за участие в учительском союзе". Он был убежден, что трудился для блага народа, и считал себя революционером - "анархо-народнического толка".
В 1907 году П. Бажов перешел в епархиальное (женское) училище, где до 1914 года вел занятия по русскому языку, а временами - по церковнославянскому и алгебре. Здесь он знакомиться со своей будущей женой, а на тот момент просто его ученицей, Валентиной Иваницкой, с которой они поженились в 1911 году. Брак был основан на любви и единстве устремлений. Молодая семья жила более содержательной жизнью, чем большинство сослуживцев Бажова, проводивших свободное время за картами. Супруги много читали, бывали в театрах.
Устойчивым был интерес Павла Петровича к этнографии, краеведению, фольклору. На протяжении полутора десятков лет Бажов во время летних каникул ходил или на велосипеде ездил по Уралу, знакомился с бытом и экономикой края, вел фольклорно-этнографические записи, рассчитывая заинтересовать ими Академию наук, и, что особенно существенно, изучал жизнь и настроения трудящихся.
Когда началась первая мировая война, у Бажовых уже росли две дочери. В связи с материальными затруднениями супруги переселились в Камышлов, поближе к родственникам Валентины Александровны. Павел Петрович перевелся в Камышловское духовное училище.
В одной из анкет Бажов сообщает, что в Камышловском училище он служил до апреля 1917 года, а затем, 23 августа 1917 года он был избран городским головой. Членом коммунистической партии писатель стал с 1 сентября 1918 года.
Когда началась гражданская война, Бажов добровольцем вступил в Красную Армию, редактировал газету политотдела 29-й дивизии "Окопная правда", был секретарем партийной ячейки штаба дивизии. Он отступал вместе с армейскими частями до Перми, где в ночь с 25-го на 26 декабря 1918 года был взят в плен белогвардейцами, а затем бежал на восток, в колчаковский тыл. Бажов дрался с белыми в сибирских партизанских отрядах, под именем Бахеева" выполнял работу подпольщика-организатора и красного разведчика в районе города Усть-Каменогорска.
15 декабря 1919 года при его непосредственном участии партизанское соединение освободило город от белогвардейцев еще до подхода Красной Армии и восстановило там Советскую власть. Проведенной в феврале 1920 года в Усть-Каменогорске регистрацией было установлено, что в городе имелось всего лишь 28 коммунистов. Грамотных людей было совсем мало. Бажов выполнял многочисленные обязанности. Он редактировал газету "Известия Уревкома" ("Советская власть"), руководил народным образованием, был председателем уездного профбюро, заведовал информационным отделом Военно-революционного комитета.
Каким-то образом его хватало на все. При прямом участии Бажова была подготовлена первая национальная группа учителей - 87 человек - и направлена в аулы обучать казахов грамоте на их родном языке. Бажов создал мусульманскую драматическую труппу из 23 человек для развертывания национальной художественной самодеятельности. Всего не перечтешь. И еще следует учесть, что всякое дело приходилось именно начинать. Чтобы, например, редактировать газету, нужно было ее создать, восстановить типографию, а для этого с помощью местных рабочих найти и извлечь из Иртыша газетные шрифты, затопленные белогвардейцами при отступлении.
Осенью 1920 года Бажов был избран членом Семипалатинского губернского комитета партии и переехал в Семипалатинск. Ему было поручено руководить губернским советом профсоюзов. Но и здесь он выполнял поручения, выходящие за рамки должности. В период с 1923 по 1929 годы Павел Петрович работал в Свердловске, в редакции «Крестьянской газеты».
Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в 1924. Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его произведения - сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Государственную премию СССР, и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка». В дальнейшем Бажов пополняет «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и другими. Его поздние произведения можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков (наличие вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой), но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» - устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.
Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и их народную мудрость. Однако автор не является просто фольклористом-обработчиком, он самостоятельный художник, использующий великолепное знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, о талантливости русского рабочего, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта и характерные для него социальные противоречия, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы - об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека, об эстетических и психологических законах творчества. Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистиым душою. Бажов сумел придать своим фантастическим персонажам (Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка и др.) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой и сложной психологией.
Сказы Павла Петровича - пример мастерского использования народного языка. Бережно и в то же время творчески относясь к выразительным возможностям народного слова, Бажов избегал злоупотребления местными речениями и псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение самого писателя). По мотивам его сказов созданы кинофильм «Каменный цветок» (1946), балет С.С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (поставленный в 1954 году), опера К.В. Молчанова «Сказ о каменном цветке» (постановка 1950 года), симфоническая поэма А. А. Муравлева «Азов-гора» (1949) и др.
Павел Петрович Бажов скончался 3 декабря 1950 года в Москве и был похоронен у себя на родине в Свердловске.

Родился Павел 15 (27) января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе – Полевском Свердловской области. Учился в заводской школе, где был одним из лучших учеников класса. После окончания духовного училища в Екатеринбурге, поступил в духовную семинарию Перми. Завершив учебу в 1899 году, стал работать учителем русского языка.

Стоит кратко отметить, что женой Павла Бажова стала его ученица Валентина Иваницкая. В браке у них родилось четверо детей.

Начало творческого пути

Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография Павла Бажова известна как фольклориста.

Первая книга с Уральскими очерками под названием «Уральские были» была опубликована в 1924 году. А первый сказ Павла Петровича Бажова вышел в 1936 году («Девка Азовка»). В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, были фольклорными.

Главное произведение писателя

Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка»(1939) во многом определил судьбу писателя. Эта книга принесла писателю мировую известность. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. «Малахитовая шкатулка» – это сборник фольклорных рассказов для детей и взрослых о жизни и быте на Урале, о красоте природы уральской земли.

В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие.

В 1943 году благодаря этой книге получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество.

Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы.

Смерть и наследие

Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Писатель был похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.

В родном городе писателя, в доме, где он жил, открыт музей. Имя писателя носит народный фестиваль в Челябинской области, ежегодная премия, вручаемая в Екатеринбурге. Павлу Бажову установлены памятные монументы в Свердловске, Полевском и других городах. Также именем писателя названы улицы во многих городах бывшего СССР.