Собственный опыт

Структура музея в таблице. Статус и организационная структура музея

Славнитский Н. Р. Структура Музея Города в 1920-е годы / /Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 21. СПб., 2011. С. 84-100.

По сути дела - продолжение истории, изложенной в работе о (http://сайт/2519.html)

В октябре 1918 г. в Петрограде был создан Музей Города. Как отмечал его директор, Л.А. Ильин, «возникновение Музея Города не явилось результатом длительного процесса а, как многие значительные начинания настоящего времени, произошли быстро и со стороны может показаться даже случайно». Дело в том, что весной 1918 г. В.Р. Менжинской был поднят вопрос об использовании Аничкова дворца. К решению этой задачи она привлекала В.Я. Курбатова, а тот, в свою очередь, - Л.А. Ильина. После недолгого обсуждения они пришли к выводу, что дворцовый комплекс не подходит для размещения в нем учебного заведения, а наиболее рациональным способом его использования является создание нового музея, причем оба высказались за создание Городского (муниципального) музея, где были бы «были бы освещены все стороны жизни и деятельности жизни города вообще и не по отношению к Петрограду только, а распространительно на представление о городе вообще в мировом его понимании и уже потом дать картину особенностей русских городов и в частности Петрограда».


В Положении о Музее подчеркивалось что «ему предоставлен круг работ максимального радиуса», то есть предполагалось, что он отнюдь не будет музеем города Петрограда, также не музеем только русских городов, а музеем, «долженствующим дать представление о городе вообще». Слово «город» в титуле музея приводилось в собирательном смысле. Главной задачей Музея города было собирание, хранение и экспонирование материалов и предметов, раскрывающих картину жизни города, главным образом состояния и развития городского хозяйства, роли и значения для городов санитарии и гигиены.

Структура Музея Города складывалась несколько лет, и на ее формирование в 1918 г. оказали основное влияние два обстоятельства. В первую очередь, состав коллекций - как известно, основным ядром стали экспонаты Музея городской управы Петрограда. Но не менее важную роль в этом сыграли и те представители интеллигенции, что стояли у истоков Музея. В состав предварительной комиссии, созданной летом 1918 г. под председательством В. Р. Менжинской, вошли Л. А. Ильин, В. Я. Курбатов, С. С. Жихарев, В. С. Либрович А. П. Брызгалова, В. С. Андерсон и Л. И. Жевержеев. В августе 1918 г. комиссия была преобразована в Рабочую коллегию музея (впоследствии Совет музея), в которую были также включены новые члены - З. Г. Френкель, М. Н. Петров, Е. К. Замысловская, Г. Д. Дубелир. Именно эти люди и стали организаторами Музея и возглавили отделы.

В июне 1918 г. Рабочая комиссия пришла к выводу, что музей должен состоять из 10 отделов: 1) Культурно-просветительного, 2) Медицинского, 3) Технического, 4) Архитектурного, 5) Искусства, 6) Театрального, 7) Библиотечного, 8) Статистического, 9) Благотворительности, 10) Общественной жизни. Однако по положению было образовано только семь отделов: 1) Социальный (статистика, благотворительность, социальная помощь и общественная жизнь), 2) Охраны здоровья, 3) Архитектурно-строительный, 4) Технический, 5) Культурно-просветительный, 6) Библиотечный, 7) Искусства в жизни города. Чуть позже было образовано Бюро городов, а также Художественный отдел. Кроме того, отдел охраны здоровья в городах, составленный на основе уже упоминавшихся гигиенических выставок, позже получил наименование «Отдел коммунальной и социальной гигиены». Помимо этого, некоторое время существовал Театрально-зрелищный и музыкальный отдел музея.

18 сентября 1919 г. была утверждена следующая структура:
1) Архитектурный отдел (Л.А. Ильин)
2) Отдел Охраны здоровья (З.Г. Френкель)
3) Технический отдел (Г.Д. Дубелир)
4) Культурно-Просветительный отдел (Е.К. Замысловская)
5) Художественный отдел (В.Я. Курбатов)
6) Музей Старого Петербурга (П.П. Вейнер)
7) Социально-Экономический отдел (М.П. Капица)
8) Административный с присоединением к нему финансового подотдела и необходимой его частью Бюро Городов (М.Н. Петров).
В состав отделов входили, кроме заведующих, их помощники, хранители и эмиссары.

Остановимся теперь поподробнее на каждом из подразделений.

На Бюро городов, созданное по инициативе З. Г. Френкеля и Л. А. Ильина, были возложены функции: оповещение советских учреждений о работе Музея Города и сбор сведений об их деятельности, осуществление связей с различными общественными и правительственными учреждениями и организациями в России и за границей, организация библиотеки муниципальных журналов и газет (а также обработка прессы и предоставление отделам Музея сведений, которые могли бы их заинтересовать). Однако оно просуществовало недолго и уже в сентябре 1919 г. было включено в состав Административного отдела, а позже расформировано.

Задачей Административно-организационного подотдела являлось собирание и представление материалов, характеризующих принципы городского управления. Для этого подотдел воспользовался материалами, собранными Бюро городов, а также литературой по городскому управлению, переданными ему из библиотеки. Чуть позже в него стали поступать материалы «текущего момента» от местных совдепов (как документы, так и фотографии). Кроме того, в Музей был передан архив бывшей Коломенской районной думы.

Интересна судьба Художественного отдела. Данное подразделение, которое возглавил В.Я. Курбатов (ставший также заместителем директора музея), предполагалось устроить в виде временных выставок (ввиду существования Музея Старого Петербурга). Отдел развернул бурную деятельность, и к концу января 1919 г. им была подготовлена выставка «Виды Петрограда и его окрестностей» - первая выставка, открытая Музеем Города. В 1919 г. в состав этого отдела была включена также экспозиция «Внутреннего убранства жилья», созданная в особняке графини Карловой (набережная Фонтанки, д. 46), который был передан Музею Города еще 16 ноября 1918 г. В июле 1919 г. директор отмечал, что «что Художественный отдел теперь не только консультант, но и фильтр, пропускающий материал до передачи его в другие отделы и хранитель материала специально-художественного характера».

Но постепенно этот отдел был преобразован - часть экспонатов была передана в Музей Старого Петербурга (как и предполагалось изначально), а на основе остальной части коллекции были созданы отдел Искусства в жизни города и Садово-парковая секция, находившаяся в составе отдела Архитектуры города.

Кроме того, что при образовании музея в Аничковом дворце помещения Александра III и Марии Федоровны в Аничковом дворце были включены в его состав и получили название «Исторических комнат». Их обустройством также занимался Художественный отдел, а в 1920 г. они были «переданы» в подчинение отдела «Искусство в жизни города».

Отдел Коммунальной и социальной гигиены с самого начала существования имел наибольшую коллекцию (наряду с Музеем Старого Петербурга) среди всех остальных отделов Музея, так как в него уже летом 1918 г. поступили материалы гигиенических выставок. Первоначально эти материалы были размещены в 6 комнатах одного из задних флигелей на усадьбе Аничкова дворца рядом с манежем. Предметом изучения этого отдела, названного в 1918 г. Отдел охраны здоровья в городах, стал город и его население, как социально-экономическая и коммунально-хозяйственная организация.

В коллекцию этого отдела входили материалы по канализации, санитарным требованиям к жилищу и жилищным условиям в городах, водоснабжению, благоустройству улиц, кладбищенскому делу; а также «материалы, характеризующие влияние крупных фабрично-заводских предприятий на санитарное состояние городских районов» и «материалы по развитию в городах специальных болезней и по освещению общих основ санитарного обслуживания населения в городах и во внегородских местностях».

Театрально-зрелищный и музыкальный отдел просуществовал недолго. Как уже отмечалось, его создание предполагалось в первоначальном варианте Положения о музее, но в утвержденном Положении такое подразделение не значилось. Тем не менее отдел некоторое время функционировал под руководством Л. И. Жевержеева. Основные задачи подразделения были сформулированы следующим образом: 1) всестороннее освещение роли театра и зрелищ в культурной жизни города; 2) собирание иллюстрированных изданий, гравюр эстампов, фотографий и т.п. театрально-зрелищной жизни города; 3) составление справочной библиотеки; 4) собирание планов, проектов театральных сооружений и их театрально-технического оборудования. В феврале 1919 г. отделом был организован цикл лекций «Театр в жизни города» (эти лекции читал П. О. Морозов), но вскоре эта деятельность была приостановлена из-за незначительного числа слушателей (на лекции приходило 15 - 25 человек). Планировалось также открытие выставки «Народного театра», однако подготовить ее не удалось, а вскоре отдел прекратил существование.

Архитектурный отдел был создан в 1919 г. и первоначально назывался Архитектурно-строительным отделом. Заведующим этим подразделением с самого начала являлся Л. А. Ильин. Его усилиями здесь была создана одна из наиболее значительных экспозиций музея. Основой для коллекции отдела стал «Архив строительных предположений» царствования Николая I (7 атласов, 23 тома, 598 листов чертежей), обнаруженный в Аничковом дворце, а также различные чертежи, планы, фотографии. Официальное открытие Отдела состоялось 6 октября 1922 г., а полностью для посетителей он был открыт 2 июля 1923 г.

Экспонаты Технического отдела первоначально должны были освещать «технические вопросы, входившие в ведение городского управления»: 1) пути сообщения (сухопутные, в том числе улицы, мосты, транспорт; водные), 2) водоснабжение, 3) очистка города, 4) освещение, 5) сношения в городе (почта, телеграф, телефон), 6) пожарное дело. Выставочные помещения были готовы уже к февралю 1919 г., однако развернуть свою деятельность таким образом сотрудникам отдела не удалось, и вскоре он был расформирован (точная дата не известна, скорее всего, это произошло в ходе переподчинения музея, но в мае 1920 г. отдел еще функционировал, и в состав его коллекции планировали передать материалы о появлении трамваев в Санкт-Петербурге). Большая часть материалов (в первую очередь, по планировке и застройке городов) была передана в Архитектурный отдел.

Социально-экономический отдел возник последним из подразделений Музея Города и некоторое время даже не имел собственных помещений. В первую очередь, сотрудники отдела занялись сбором статистического материала о рабочем и жилищном вопросах, а также составлением диаграмм, характеризующих «рабочие бюджеты в связи с ростом цен на предметы первой необходимости».

Культурно-просветительный отдел Музея города просуществовал недолго - когда встал вопрос о сокращении штатов (а это произошло уже в январе 1919 г.) заведующая отделом Е. К. Замысловская заявила, что все сотрудники отдела получили приглашение принять университетские кафедры в провинции, поэтому провести сокращение в этом отделе можно очень легко. Однако тогда это предложение не было принято, и отдел продолжил свою деятельность, подготовив в 1919 г. две выставки - «Игрушка и ее значение в жизни ребенка» и «Букварь и детская книга».

Структура Библиотечного отдела периодически менялась. Необходимость создания при музее библиотеки осознавалась с самого начала, и в то же время уже в апреле 1918 г. (то есть при обсуждении структуры и функций будущего музея) Л. А. Ильин говорил о возможности существования библиотеки для каждого отдела. Поэтому в каждом из отделов возникали свои библиотеки. Для создания общей библиотеки ее заведующим В. М. Андерсоном были предприняты попытки добиться передачи в музей книжных собраний библиотеки Министерства внутренних дел (70 000 книг), библиотеки Комитета трудовой помощи (600 книг), библиотеки бывшего Главного Управления по делам местного хозяйства. Этого сделать не удалось, и библиотека пополнялась за счет отдельных поступлений книг, не нужных другим отделам, а большая часть книг была передана из «эвакуированных» библиотек Варшавы, Вильно, Риги, Юрьева и т.д. (эти города в результате Гражданской войны оказались за пределами России). В июне 1920 г. по предложению Я. Д. Щупака в библиотеку были переданы все материалы (справочники, периодические издания) ликвидированного незадолго до того Бюро Городов. В то время она размещалась в особняке графини Карловой на набережной реки Фонтанки.

Кроме того, в конце января 1919 г. П. Ю. Сюзор обратился к директору Музея с предложением создать отдел Пострадавших от войны городов и мер и средств или способов их восстановления, посвященный разрушениям городов в годы Первой мировой войны. По мнению автора записки, материалы отдела должны были отображать:

1) Картину существующего положения городов, пострадавших от войны. Общие планы городов с обозначением на них пострадавших частей. Снимки, чертежи, описания главнейших зданий, изувеченных действиями неприятеля или вызванных ими пожарами (снимки, чертежи и описания разрушений и настоящего положения пострадавших памятников и зданий, художественного или исторического значения);

2) проекты и предположения правительств и местных управлений городских по восстановлению городов и селений в первоначальный или измененный вид;

3) собрание образцов строительных материалов как естественных так и искусственных применяемых в разных городах с данными о их огнеупорности, прочности;

4) законоположения, обусловливающие расположение построек, свободных пространств, улучшения, украшения городов и прочая литература;

5) способы и меры и средства для практического осуществления восстановления городов - финансовая сторона - и достигнутые результаты.

Это предложение 14 февраля 1919 г. было передано на заключение в Архитектурный и Технический отделы, однако предложенный им отдел так и не был создан (возможно, помешала смерть П. Ю. Сюзора, заключения отделов обнаружить не удалось).

Однако со временем Народный комиссариат просвещения все меньше внимания стал уделять Музею Города, сразу возникли проблемы с финансированием. Уже в январе 1919 г., когда члены Комитета служащих музея по совету товарища Народного комиссара просвещения Гринберга решили обратиться к председателю Музейной коллегии Г. Ятманову за содействием в поиске средств, выяснилось, что «тов. Ятманов отнесся чрезвычайно отрицательно к самому существованию Музея Города, который он считает даже нелегальным учреждением».

При этом в органах управления городского хозяйства Петрограда не отказались от идеи создания музея. Городская Дума формально продолжала существовать еще некоторое время после Октябрьской революции, но в сентябре 1918 г. Советом комиссаров Союза коммун Северной области не было издано постановление об окончательном ее упразднении. К этому времени управление местным хозяйством уже полностью сосредоточилось в советских органах.

28 июня 1919 г. на заседании Совета по урегулированию плана города Петрограда и его окрестностей было принято решение: «организовать Музей города как показательную школу для предприятий, в котором помещалось бы все от внешности города до внутреннего убранства комнат». 14 августа В. В. Степанов на заседании Совета сделал развернутый доклад о музее В результате прений, в ходе которых поднимался также и вопрос о возможности «связать» Музей Города, находящийся в другом ведомстве, с Советом Коммунального хозяйства, был принципиально решен вопрос о необходимости создания Музея города Петрограда.

После этого заседания Степанов внимательно ознакомился с состоянием дел в Музее Города и в середине сентября выступил на одном из следующих заседаний Совета по урегулированию Петрограда, где подчеркнул, что Музей Города перестает быть «жизнеспособным учреждением» и «склоняется к разложению». Председатель Совета Коммунального хозяйства Л. М. Михайлов, присутствовавший на том заседании, согласился с необходимостью учреждения музея города Петрограда и предложил поставить вопрос «об ускорении разложения Музея Города в смысле передачи в Музей Городского Строительства тех отделов и их оборудования, которые имеют отношение к Петрограду и должны быть в Новом Музее». В. С. Кривенко обратил внимание и на необходимость помещения для музея. Так как свободных площадей у органов управления городского хозяйства не было, то для этой цели он предложил воспользоваться частью помещений Аничкова дворца. То есть в сентябре 1919 г. в Совете Коммунального хозяйства сформировался план создания Музея города Петрограда на основе части коллекций Музея Города (той, которая имела непосредственное отношение к Петрограду), а также использования для этого части помещений Аничкова дворца, который занимал в все тот же Музей Города.

Надо сказать, что Музей Города в тот период находился в очень тяжелом положении. В октябре 1919 г. выяснилось, что финансовое положение Музея очень неопределенное (смета на второе полугодие 1919 г. не прошла). Рабочая Коллегия собиралась послать одного из членов в Москву для выяснения настоящего положения Музея. Однако командировка не принесла никаких результатов - стало ясно, что наркомат просвещения не в состоянии содержать Музей Города, находящийся в Петрограде.

Той же осенью свалилась и еще одна напасть: в период наступления на Петроград войск Н. Н. Юденича в октябре 1919 г. были использованы для целей обороны укрепленного района. Ввиду этого неотложного мероприятия все экспонаты отделов, библиотечные фонды, а также материалы делопроизводства Музея были спешно сняты с мест и сложены в очень ограниченном помещении, в том случайно беспорядочном состоянии, к какому обязывает поспешность военного времени. К восстановлению прежнего порядка в отделах администрация приступила только с 1 апреля следующего года (зимой, как известно, разразился и топливный кризис, что не позволило вести нормальную работу в неотапливаемых помещениях).

В этой ситуации (а в 1920 г. ситуация с финансированием не улучшилась) руководство Музея Города приняло решение на перевод в ведомство Совета Коммунального хозяйства.

Первая официальная встреча между руководством музея и представителями органов управления городского хозяйства Петрограда состоялась 5 мая 1920 г., на одном из заседаний Рабочей коллегии Музея Города. Тогда четко обозначились мнения сторон - руководители Совета Коммунального хозяйства настаивали на создании Музея города Петрограда и расформировании отделов, не имеющих отношения к истории Санкт-Петербурга - Петрограда, а руководители Музея Города отстаивали необходимость сохранения Музея Города. По итогам заседания было принято решение образовать Согласительную комиссию в составе трех членов от Рабочей Коллегии Музея Города и трех от Совета Коммунального хозяйства для непосредственного рассмотрения и согласования существующей программы Музея Города и имеющейся в Совете Коммунального хозяйства программы Музея города Петрограда.

Согласительная комиссия, председателем которой стал Л. А. Ильин, впервые собралась 11 мая 1920 г. При обсуждении названия большинство членов согласились с тем, что суживать его не следовало бы, и характер работы музея должен оставаться прежним. При этом допускалась «стать на практическую точку зрения и прибавить к нынешнему названию слово «Петрограда» (по сметным соображением)». Против такой постановки вопроса выступил Степанов, подчеркнувший, что «переход Музея Города должен быть произведен так, чтобы цели Музея Города и Совкомхоза могли быть соединены и по возможности без ущерба как для той, так и для другой стороны… Здесь не детали, а вся конструкция и если бы в Музее Города не нашла себе достаточного отражения петроградская жизнь, то он не представлял бы особого интереса для Совета Коммунального хозяйства».

Спустя несколько дней он огласил разработанную им программу, по которой музей предполагалось разделить на два отдела: а) Исторический (история города, городского управления); б) Музей городского благоустройства и городского хозяйства. Исторический отдел он хотел разделить на несколько подотделов по хронологическому принципу, а второй отдел должен был состоять из 19 подотделов: 1) Естественно-исторический, 2) Планировка города и его застройка, 3) Пути сообщения, 4) Водоснабжение, 5) Освещение, 6) Очистка города, 7) Строительное дело и жилищный вопрос, 8) Пожарное дело, 9) Население, 10) Продовольствие, 11) Народное здравие, 12) народное образование, 13) Пути сношения, 14) Торгово-промышленный, 15) Труда, 16) Социального обеспечения, 17) Театр и зрелища, 18) Спорт, 19) Общий отдел (по преимуществу статистический), дающий представление о развитии деятельности органов городского управления в различных отраслях городского хозяйства, его финансовом положении, а также о развитии муниципализации в области производства, торговли и удовлетворения потребностей населения. В ходе обсуждения выяснилось, что принципиальных расхождений в программах нет (со стремлением Степанова выделить Петроград никто не возражал), некоторое несоответствие лишь во взгляде на то, как и какой должен быть представлен материал в отделах.

На одно из следующих заседаний (1 июня) был приглашен представитель отдела Научных учреждений и высших учебных заведений Наркомата просвещения М. Д. Орехов, который заявил, что отдел ничего не имеет против перехода Музея Города из его ведения в Совкомхоз, но высказал пожелание, чтобы в научно своей деятельности музей все же и в дальнейшем находился в тесном контакте с Коллегией научных музеев Наркомпроса.

После этого дело было передано на рассмотрение центральных органов в Москву, где вопрос решился очень быстро, и с 1 июля музей города перешел в подчинение Совета Коммунального Хозяйства. В акте отмечалось, что Музей Города остается в Петрограде и получает название Музея Города Петрограда. В этом же документе оговаривалось, что Музей состоит непосредственно в ведении Совета Коммунального Хозяйства и его Председателя. Музей по вопросам научной своей деятельности находится в постоянном общении с Музейной Коллегией Научного отдела Компроса (Комитета просвещения). При этом за музеем сохранялись все прежние помещения, и в нем сохранились все коллекции.

Чуть позже Отдел Градостроительства разработал и принципы дальнейшей деятельности музея, которыми предусматривалось, что в обязанности Музея входит:

А) Собирание предметов, отражающих строение и развитие городов и поселений и отраслей их хозяйств в прошлом и настоящем, в положительном и отрицательном отношениях.

Б) систематизация этих предметов и образование постоянной показательной выставки по всем отраслям градостроительства и коммунального хозяйства.

В) организация осмотров публикой этих выставок и объяснение ей значения выставленных предметов и хода развития градостроительства и Коммунального хозяйства.

В новом Положении обращает на себя внимание первый пункт, в соответствии с которым на Музее лежало собирание коллекций, отражающих развитие городов, а не только города Петрограда. Это означало, что идеи В.В. Степанова (он, к слову, уже не принимал участия в работе музея) не были приняты, и за музеем сохранилось прежнее название - Музей Города. В целом сохранилась и старая структура музея - он состоял из 12 отделов: 1) Старого Петербурга; 2) Социально-экономический; 3) Охраны Здоровья; 4) Водоснабжения и канализации; 5) Освещения; 6) Связи и сношений (этот отдел так и не был развернут - Н.С.); 7) Путей и средств сообщений; 8) Пожарный; 9) Архитектурно-строительный; 10) Садовый; 11) Искусства в жизни города; 12) Культурно-Просветительный. В каждом из этих отделов была создана историческая часть.

При этом коллекции, находившихся в «Исторических комнатах» императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, находившиеся по-прежнему в ведении Музея Города, юридически осталось в ведении Музейного отдела Комиссариата Народного просвещения (а сотрудники, обеспечивавшие сохранность коллекции, оказались в подчинении Отдела по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины). Однако два года спустя, в 1924 г. «Исторические комнаты» снова оказались в подчинении Музея Города входили в состав Архитектурного Отдела.

В феврале 1921 г. Музей состоял из следующих отделов:
1. Социально-экономический - зав. Михаил Петрович Капица.
2. Охраны здоровья - зав. Захар Григорьевич Френкель.
3. Технический - зав. Григорий Дмитриевич Дубелир.
4. Архитектурно-строительный - зав. Лев Александрович Ильин.
5. Искусства в жизни города - зав. Владимир Яковлевич Курбатов.
6. Культурно-просветительный - зав. Екатерина Константиновна Замысловская.
7. Музей Старого Петербурга - зав. Петр Петрович Вейнер.
8. Справочное бюро - зав. Яков Давыдович Щупак.

При сравнении Положения 1920 г. и структуры музея в феврале 1921 г. можно обратить внимание на появление Технического отдела. Фактически это был новый отдел, задачей которого являлось освещение вопросов об обеспечении городов: 1) энергией для производства и транспортом для перевозки сырья и продуктов производства и 2) специальными устройствами для оказания населению города общественных услуг и транспортом для перевозки населения по территории города. Однако функционировать этот отдел начал только в конце 1927 г.

Серьезные изменения произошли в структуре библиотеки. Дело в том, что в состав Музея была включена Фундаментальная библиотека отдела градостроительства, которую было решено объединить с музейной библиотекой (туда допускались все граждане, но на дом книги выдавались только сотрудникам музея). В 1921-1923 гг. она именовалась Фундаментальной библиотекой, а в 1924 г. она вошла в состав созданного Библиотечно-информационного отдела. В состав этого отдела, помимо библиотеки, входили Секция организации коммунального хозяйства и Научно-справочное бюро, собиравшее справочный материал по вопросам коммунального хозяйства СССР, Западной Европы и Америки консультирует как по вопросам теоретическим, так и по практическим касающимся организации коммунального хозяйства на местах.

Кроме того, самостоятельным подразделением являлся Отдел Внутреннего Убранства жилья, расположенный в бывшем особняке графини Карловой (набережная Фонтанки, д. 46), который был включен в состав Музея Города в марте 1919 г. Эта секция организационно была включена в состав Архитектурного отдела, но в то же время состояла на хозрасчете, причем бюджет его составлялся из суммы входной платы, получаемой от посетителей Отдела, а также из сумм, получаемых от квартплаты сдававшихся 5 квартир. Для посетителей эта экспозиция была открыта в 1924 г.

Однако уже к 1923 году структура несколько изменилась:
1) Организации коммунального хозяйства (при нем справочное бюро);
2) Социально-Экономический;
3) Коммунальной и Социальной гигиены;
4) Технический;
5) Архитектуры Города;
6) Искусства в жизни города;
7) Коммунального просвещения (отдел просвещения в жизни Города);
8) Музей «Старый Петербург».
9) Фундаментальная библиотека.

Кроме того, летом 1923 г. в состав отдела Коммунальной и социальной гигиены был переведен с территории городских боен Мясной музей.

ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 3. Л. 49.
Шпиллер Р.И. Государственный Музей истории Ленинграда // Музей и власть. М., 1991. Ч. 2. С. 152.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 72. Оп. 1. Д. 3. Л. 49.
Шпиллер Р.И. Государственный Музей истории Ленинграда // Музей и власть. М., 1991. Ч. 2. С. 151.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.
Там же. Л. 12.
Впервые мысль о создании такого подразделения была высказана в середине октября после доклада З.Г. Френкеля о финляндском бюро городов. (ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 6. Л. 31; Д. 7. Л. 44 об. - 45.). А в Музее Города Бюро городов создано 18 ноября 1918 г. - ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 6. Л. 36; Д. 7. Л. 65 об. - 66.
Музей Города к Октябрю 1927 г. Л., 1928. С. 36-37.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 8.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 2. Л. 175.
На заседании Рабочей Комиссии 10 октября Было рассмотрено заявление З.Г. Френкеля о финляндском Бюро Городов, после чего Л. А. Ильин предложил создать аналогичное Бюро в Музее Города - ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 6. Л. 31; Д. 7. Л. 44 об. - 45.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 12. Л. 8.
Выставка была открыта 26 января 1919 г., а за первые два месяца ее посетило 6118 человек - ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 5. Л. 2.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 2. Л. 100-101.
Там же. Л. 157.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 27. Л. 66.
Музей Города к Октябрю 1927 г. Л., 1928. С. 35.
Там же.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 72. Оп. 1. Д. 5. Л. 4 ОБ.
Там же. Л. 5 об.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 17. Л. 9.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 1. Л. 17.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 15. Л. 20.
Музей Города к Октябрю 1917 года. Л., 1928. С. 54.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 2. Л. 63.
Журнал заседания Рабочей Коллегии Музея Города 13 января 1919 г. // ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 28. Л. 4.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 2. Л. 67.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 1. Л. 29; Д. 9. Л. 1.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 17. Л. 13.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 2. Л. 212.
Там же. Д. 23. Л 27 об.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 12. Л. 2.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 1. Л. 89.
Журнал заседания Рабочей Коллегии Музея Города 13 января 1919 г. // ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 28. Л. 3. Интересно, что в апреле 1929 г. Г. Ятманов был назначен директором Музея Города, правда, находился на этом посту недолго. - Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 40. Л. 50.
Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и гражданской войны. СПб., 2000. С. 14.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 38. Л. 6 об.
Там же. Л. 23.
В этой связи можно отметить и один интересный факт - в январе 1919 г. Виктор Владимирович читал в Музее Города лекции по статистике и уже тогда имел некоторое представление о состоянии дел в этом учреждении - Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 7. Л. 5.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 38. Л. 25.
Там же. Д. 9. Л. 53.
Там же. Д. 3. Л. 25.
Там же. Д. 32. Л. 8-9.
В состав комиссии вошли М.П. Капица, В.Я. Курбатов, З.Г. Френкель; М.П. Рославлев, В.В. Степанов, А.Д. Шмидт.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 32. Л. 12-13.
Там же. Л. 16 об.
Там же. Л. 17-19.
Там же. Л. 21.
Там же. Д. 69. Л. 3.
Там же. Д. 34. Л. 1.
Там же. Д. 4. Л. 1-2.
Там же. Д. 3. Л. 6.
Журнал заседания Совета Отдела по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины. 2 февраля 1922 г. // ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 123. Л. 1.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 3. Л. 24.
Музей Города к Октябрю… С. 54.
ЦГА СПб. Ф. 3199. Оп. 2. Д. 200. Л. 109.
Музей. Т. 1. 1923 г. С. 71.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 3. Л. 42.
ЦГА СПб. Ф. 3199. Оп. 2. Д. 201. Л. 1.
ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 341. Л. 1.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 37. Л. 5.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 156. Л. 39.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 3. Л. 42; Ленинградская правда. 1924. № 239. 18 октября. С. 6.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 32. Л. 6; Музей. 1923. Т. 1. С. 71.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 32. Л. 7.
Вопросы коммунального хозяйства. 1928. № 10. С. 105.
Конрад-Яворский А. Музей Города приближается к производству // Вопросы Коммунального хозяйства. 1930. № 5. С. 65.
Шпиллер Р. И. Государственный Музей истории Ленинграда // Музей и власть. М., 1991. Ч. 2. С. 156.

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник расположен в Можайском районе Московской области, в 120 км западнее Москвы.

Официальное название музея ФГБУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник». Сокращенное официальное название – Музей-заповедник «Бородинское поле».

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник имеет статус федерального государственного учреждения культуры, входит в перечень федеральных государственных музеев (утв. распоряжением Правительства РФ от 5 января 2005 г. N 4-р) и подчиняется непосредственно Министерству культуры РФ.

Музей-заповедник Бородинское поле основан по указу императора 26 августа 1839 г. на месте Бородинского сражения и является старейшим из музеев мира, созданных на полях сражений.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 мая 1961 г. № 683 Бородинское поле было объявлено Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником с включением в него памятных мест и исторических памятников Бородинского поля и Государственного Бородинского военно-исторического музея.

В 1995 г. указами Президента РФ Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 24 января 1995 г. № 64), а также в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (Указ Президента РФ от 20 февраля 1995 года № 176).

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник имеет филиалы в г. Можайске Можайский историко-краеведческий музей (создан приказом Министерства культуры РСФСР от 07.01.86 г. №4) и Дом-музей художника С.В. Герасимова.

В настоящее время усилия музея направлены на формирование и развитие музейного собрания, обеспечение сохранности музейных фондов, создание оптимальные условия для их хранения. Одной из важных задач музея-заповедника является работа по комплектованию, хранению, учету, каталогизации музейных коллекций (фондов). Приоритетным направлением деятельности музея стала экспозиционно-выставочная работа. Важным направлением деятельности музея остается реставрация движимых и недвижимых памятников. Не менее значима работа по подготовке и дальнейшей реализации проектов и планов по воссозданию утраченных недвижимых памятников истории и культуры, реконструкции, восстановлению, сохранению и дальнейшей музеефикации историко-культурного ландшафта и отдельных памятников и объектов Бородинского поля.

Одним из основных направлений деятельности музея остается научно-исследовательская, научно-просветительская и издательская работа. Ежегодно проводятся научные конференции. Издательская и научно-просветительская деятельность музея направлена на публикацию результатов научных исследований, материалов ежегодных научных конференций, популяризацию памятников истории и культуры, расположенных на территории музея-заповедника, его коллекций, привлечению в музей более широких кругов населения.

В настоящее время в Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике работают более 200 человек.

– это внутренняя организация музея. Она включает администрацию, фонды, экспозицию, хозяйственные службы, вспомогательные подразделения. Основными структурными подразделениями музея являются: филиал, научный отдел (сектор), лаборатория, мастерская. По основным направлениям деятельности музей имеет научные отделы или сектора: экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-просветительный. Для решения отдельных научных задач в музее могут на определенный срок создаваться отделы, сектора или комплексные целевые группы. Основную деятельность музея обеспечивают научно-вспомогательные и производственные подразделения (библиотека, архив, реставрационные мастерские, лаборатория звукозаписи, фотолаборатория, типография, а также отдел кадров, канцелярия и др.). Структурные подразделения музея действуют в соответствии с положениями о них, утвержденными директором музея. В крупных музеях организуются также совещательные органы при директоре: Научно-методический, Редакционно-издательский, Ученый и Художественный советы, а в головных музеях – Совет по координации.

Научно – исследовательская работа в музее – направление музейной деятельности, определяемое задачами музея как научно-исследовательского учреждения. Заключается в получении новых знаний на основе изучения музейного собрания. Включает исследования по профильным дисциплинам и музееведческие исследования. Научно-исследовательская работа в музее является основой всех направлений музейной деятельности – научного комплектования музейных фондов, фондовой, экспозиционной и научно-просветительной работы. Специфическими музейными формами научно-исследовательской работы являются в первую очередь научная обработка музейных фондов и научное проектирование экспозиции. Основными документами, определяющими направления и формы научно-исследовательской работы в музее, являются: научная концепция комплектования музейного собрания, научная концепция фондовой работы, научная концепция экспозиции, объединяющиеся в рамках научной концепции музея .

Экспозиционная работа – одно из главных направлений музейной деятельности, предметом которого является музейная экспозиция. Основное содержание экспозиционной работы в музее составляет проектирование музейных экспозиций. Сюда входит научное проектирование, осуществляемое научными сотрудниками – экспозиционерами, художественное проектирование, осуществляемое художниками экспозиции, рабочее и техническое проектирование, осуществляемое художниками экспозиции и инженерами.

Разработаны методики экспозиционной работы. Это совокупность способов и приемов построения музейной экспозиции. Она возникает в результате обобщения опыта экспозиционной работы. Можно выделить: методику проектирования музейной экспозиции, отражающую основные способы организации экспозиционной работы в целом и конкретные рекомендации и требования, относящиеся к структуре экспозиции, задающие приемы компоновки и группировки материалов. Специфика экспозиционной методики определяется также профилем музея.

Кроме проектирования в экспозиционную работу входит разработка тематики и проблематики системы экспозиций музея, изучение литературы по профильным для музея дисциплинам, реэкспозиция, наблюдение за состоянием экспонатов в экспозиции, монтаж и демонтаж экспозиции. Экспозиционная работа проводится сотрудниками экспозиционных отделов музея. Важным разделом экспозиционной работы в музее является выставочная работа.

Музейная выставка – это временная музейная экспозиция, посвященная актуальной теме и построенная на музейных экспонатах. Она может быть передвижная и стационарная. К музейным выставкам относятся: выставки фондов, выставки новых поступлений, художественные, мемориальные и т.д. Выставочная деятельность музея – это область экспозиционной и научно-просветительной работы, связанная с планированием, созданием и эксплуатацией системы выставок. Выставочная деятельность дополняет работу основной экспозиции и позволяет более полно раскрывать профиль и направление работы музея, шире использовать возможности музейного собрания, привлекать материалы из других музеев и частных коллекций. Осуществлять оперативную разработку актуальной тематики музейными средствами и охватывать большее число посетителей. Выставочная деятельность способствует также пополнению коллекций музея, отработке и совершенствованию методов экспозиционной и научно-просветительной работы. Составной частью выставочной деятельности является обмен выставками с другими музеями. В целом выставочная деятельность характеризуется общим числом, тематикой, типами выставок, посещаемостью и соотношением включенных в них подлинников и воспроизведений. Развертывание системы выставок по актуальной тематике является важным моментом развития всякого музея, способствует более полной реализации его социальных функций.

Ни один музей не мог существовать без наличия коллекции предметов. Формированием музейного собрания, обеспечением его сохранности, изучением музейных предметов и коллекций, созданием условий для их использования занимается одно из основных направлений музейной деятельности – фондовая работа. Формирование музейных коллекций является основой реализации музеем функции документирования. Предметы группируются в коллекции на основе одного или нескольких признаков: по типам источников, происхождению, содержанию и др. Коллекции бывают: личные, частные, мемориальные, персональные, систематические, тематические, учебные. Музейная коллекция – основная форма организации хранения музейных предметов.

Музейные фонды структурированы. Их структура – это система организации музейного собрания, которая остается неизменной при любых возможных изменениях состава фондов. Обычно включает три основных элемента: основной фонд, научно-вспомогательный и фонд временного хранения. Основной и научно-вспомогательный фонды могут подразделяться на профильный фонд, непрофильный фонд и дублетный фонд. Последних два фонда могут объединяться в рамках обменного фонда. Фонд временного хранения подразделяется на фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов. В естественнонаучных музеях выделяется также фонд сырьевых научных материалов.

Совокупность конкретных предметов и материалов, образующих данное музейное собрание называется составом музейных фондов. Если структура музейных фондов для музея одного профиля является стабильной, то состав фондов в каждом музее – разный; ему свойственна динамичность, определяемая процессами комплектования и изучения музейных коллекций, а также – особенностями их хранения. Состав музейных фондов можно охарактеризовать по числу предметов в основном фонде и в научно-вспомогательном фонде или по числу предметов, относящихся к каждому из основных типов – вещевых, письменных, изобразительных, кино-, фото- и фоно-источников.

Вся деятельность музея основывается на определенной методике. Научно-методическая работа в музее – это направление музейной деятельности, связанное с разработкой, выявлением, описанием и внедрением передовых методов и профессиональных приемов музейной работы. Она охватывает вопросы комплектования музейных фондов , фондовой, экспозиционной и научно-просветительной работы, а также реставрации музейных предметов, рекламы и пропаганды музейных коллекций и т.д. Научно-методическая работа по профилю музея координируется центральными и головными музеями путем распространения методической литературы, проведения консультаций, рецензирования и т.д. Важным звеном научно-методической работы является система повышения квалификации музейных работников.
Музей в системе воспитательной работы. Понятие музейной педагогики.

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя.

Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога.

Как особая область знаний и исследований музейной педагогики начинает формироваться в 1960-е годы, чему способствовали процессы возрастания социальной роли музейной педагогики в обществе и его демократизации. Большой вклад в развитие музейной педагогики на втором этапе внесли немецкоязычные страны, где появляется ряд музейно-педагогических центров (например "Школа и музей»).

Для формирования представления о предмете музейной педагогики и ее понятийного аппарата серьезное значение имела состоявшаяся в 1970-1980 годах дискуссия, в которой приняли участие ведущие западногерманские музееведы Р. Ромедер, А. Кунц, В. Клаузевиц и другие. Ее основным итогом стали расширительная трактовка МП и осознание ее связи с исследовательской, экспозиционной, собирательской работой музеев.

В СССР понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 годов и постепенно получало все большее распространение. Аврам Моисеевич Разгон в 1982 году на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей».

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности . С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской аудитории.

Основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться:


  • Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культ. наследию и привитие вкуса к общению с муз. ценностями.

  • Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

  • Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

  • Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.

  • Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров .
Термин культурно - образовательная деятельность используется в музееведении с начала 1990-х годов.

Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации посетителями, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуются образовательно-воспитательная и др. функции.

Содержание культурно - образовательной деятельности выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с системой образования. Еще в 1970-е годы отмечалось, что в арсенале музея можно выделить до ста различных форм, среди которых отмечают 10 базовых форм. Это: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки, студии, клубы; литературные вечера, киносеансы, концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Существует множество характеристик форм: традиционные - новые; динамичные - статичные; групповые - индивидуальные; активные - пассивные; простые - комплексные; разовые - цикловые; коммерческие - некоммерческие и т.д. Например, к традиционным формам, послужившим основой для появления новых, относятся лекции и экскурсии, конференции, научные чтения, консультации, клубы, кружки, студии.

В современных условиях культурно - образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.

Для приобретения методических навыков в музейно - педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия. Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейно - педагогической программы.

Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и

направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации.

Основные направления исследований в сфере музейной педагогики можно структурировать следующим образом:


  • Проблема изучения образовательной специфики музея.

  • Эффективность музейной коммуникации.

  • Изучение музейной аудитории.

  • Создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей.

  • Установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно-образовательной деятельности.

  • Изучение истории музейно-педагогической мысли и культурно-образовательной деятельности музеев.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие/ Л. М. Шляхтина. – 2- е изд. стер. – М.: Высш. шк., 2009. – 183 с.: ил. – (Образование через искусство).

  2. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – 2- е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с. – («Gaudeamus»).

краеведческий музей экспозиция коллекция

История Челябинского государственнго краеведческого музея началась в 1913 году, когда ботаник и географ Ипполит Михайлович Крашенинников выступил с инициативой создания в городе естественно-исторического музея. 5 сентября 1913 года в Челябинском реальном училище собрались энтузиасты, которые решили организовать в Челябинске естественно-исторический музей (тематическую ориентацию музея обусловили естественно-научные интересы организаторов) и местный филиал Уральского общества любителей естествознания. Для размещения экспозиции было решено использовать помещения реального училища, где начался сбор материалов, книг для библиотеки. Однако просуществовал музей недолго. Его развитию помешали административные барьеры. К тому же началась Первая мировая война. Музей, организованный в Челябинском реальном училище, был закрыт. За непродолжительное время его работы (1913-1914) были собраны первые коллекции и сформирована небольшая библиотека. Через несколько лет идея организации в Челябинске музея возродилась. 18 апреля 1918 года состоялось организационное собрание Приуральского общества изучения местного края, инициатором которого явился Д. В. Мошков. 1 июля 1918 года члены общества открыли на Большой улице (ныне улица Цвиллинга), в доме В. М. Крашенинниковой, историко-этнографический и естественно-исторический музей для осмотра и приема коллекций. Осенью 1918 года Д. В. Мошков уехал в Омск. Вместо него председателем Приуральского общества изучения местного края стал Иван Гаврилович Горохов. Позднее он возглавил краеведческий музей.

За полтора года члены общества собрали 154 книги и 28 карт для библиотеки музея, коллекции по минералогии, геологии, палеонтологии, зоологии, ботанике, археологии. К этому времени музей получил статус губернского. Осенью 1922 года, сменив несколько помещений, музей обосновался в двухэтажном каменном здании на улице Труда, 28 (ныне дом № 88), что позволило краеведам активно взяться за реализацию намеченных планов. В 1920-е годы активно проводились масштабные археологические исследования в окресностях Челябинска, результаты которых были представлены в виде публикаций в газетах и сборниках. В 1924 и 1925 годах было организовано несколько выставок, посвященных итогам работы музея, а также истории Пугачевского восстания и восстания декабристов.

Закат «золотого десятилетия краеведения» для Челябинского музея ознаменовался переездом в 1929 году в здание Свято-Троицкой церкви (там он разместился на шестьдесят лет). В 1930-е годы музей подпал под жесткий контроль со стороны государственных и партийных органов, его деятельность связывалась с идеологической пропагандой, что и стало причиной коренной перестройки экспозиционной работы: упор делался на представление социалистического строительства в ущерб прочим темам. С началом Великой Отечественной войны Челябинский областной краеведческий музей был закрыт, его помещения переданы НКВД. В 1946 году сотрудники музея открыли выставку «Роль Челябинска в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», которая работала до 1949 года. Позднее музей закрылся для посетителей. Параллельно проводилась исследовательская работа.

  • 1 февраля 1957 года И. Г. Горохов ушел с поста директора Челябинского областного краеведческого музея. После того как П. В. Мещеряков занял место директора, он активно взялся за работу. После капитального ремонта здания отдел природы переместился на вновь отстроенный второй этаж, к тому же он подвергся систематизации. Были разграничены отделы истории и отдел социалистического строительства. В 1973 году в здании на улице Каслинской, 15, где размещались и фонды музея, открылась экспозиция, посвященная советскому периоду истории Челябинской области. В 1975 году посетители смогли увидеть разделы природы и дореволюционной истории, разместившиеся в церковном здании на улице Кирова, 60а. Экспозиция соответствовала уровню развития музейного дела тех лет, одновременно выполняя пропагандистские и идеологические функции. В 1982 году музей получил помещения в здании на проспекте Ленина, 49, где после ремонта началось строительство экспозиции, посвященной истории советского периода. В 1989 году здание Свято-Троицкой церкви передали Русской православной церкви. Музей потерял основные площади. Таким образом, Челябинский областной краеведческий музей не располагал отдельным специализированным зданием, поэтому не мог обеспечить сохранность предметов, а также представить посетителям цельную, объемную, масштабную экспозицию. Музей не имел самых необходимых служебных помещений для размещения мастерских, лабораторий, складов, лекционного зала, помещения для хранения документации. На фоне проблем с экспозицией и музейными зданиями сотрудники музея проводили исследовательскую работу. В 2003 году губернатор Челябинской области П. И. Сумин подписал долгожданное решение о строительстве для музея специализированного здания. Внешним обликом здание напоминает крепость, но в то же время оно построено в современном стиле. Наряду с экспозиционными и выставочными залами в новом здании краеведческого музея на более десяти тысячах квадратных метров расположились кабинеты сотрудников, помещения для хранения фондов, лаборатории реставраторов и таксидермиста, собственная типография, фотолаборатория, конференц-зал, мастерские и складские помещения.
  • 1 июня 2006 года состоялось торжественное открытие нового здания Челябинского областного краеведческого музея. Одной из первых в новом здании открылась уникальная экспозиция Детского музея. В кратчайшие для музейной практики сроки -- в течение 2006 и 2007 годов -- сотрудники Челябинского краеведческого музея подготовили экспозиции еще двух залов -- природы и древней истории, истории и народного быта.

В 2008 году открылся зал истории XX века. Экспозиция охватывает период с конца XIX века до начала 1990-х годов. Кроме того, в новом здании появилась возможность проводить масштабные выставки. Так, только за первые три года работы музея в новом здании прошло 105 выставок. За последние годы реорганизована структура музея, разработаны основные документы (устав, научная концепция, программа комплексного развития), осуществлен переход на учет фондов по системе КАМИС. Краеведческий музей, ставший в конце 2011 года государственным, является методическим центром для музеев Челябинской области, проводит курсы повышения квалификации музейных работников. Кроме того, ЧГКМ выпускает различные сборники, проводит семинары, научные конференции.