Все вопросы

Проникновение русских на урал. История Урала

Краткий обзор истории Урала с древнейших времен и до XX века.

Каменный век на Урале

Палеолит

Заселение территории Урала древним человеком началось во времена раннего палеолита – 300-100 тысяч лет назад. Климат в то время был более мягким и теплым, что способствовало расселению людей. Было два направления переселения: одно – из Средней Азии, второе – с Восточно-Европейской равнины, Крыма и Закавказья. Ученые это определили по сходству орудий труда.

Самые ранние стоянки древнего человека на Урале – Мысовая (республика Башкортостан) и Ельники II (Пермский край). На стоянке Ельники II были обнаружены кости трогонтериевого слона, что позволило датировать памятник. Также к раннепалеолитическим памятникам относятся Ганичата I и II, Борисово, Слудка, Тупица, грот Большой Глухой на реке Чусовой и другие.

К среднему палеолиту (200–40 тысяч лет назад) относят археологические памятники Богдановка (Челябинская область) и Пещерный Лог (Пермский край). В верхнем (позднем) палеолите (40-10 тысяч лет назад) человек появился даже на Приполярном Урале (стоянка Бызовая), также известны памятники Медвежья пещера и Гарчи I на Северном Урале , стоянка им. Талицкого и Заозерье на Среднем Урале и Горново V на Южном Урале . К концу верхнего палеолита относят уникальные памятники пещерной живописи в Каповой и Игнатьевской пещерах (14-13 тысяч лет назад).

Орудия труда люди в то время изготавливали из камня – кварцита, яшмы, кремня. Путем сколов гальки получали орудие под названием чоппер (чоппинг) или рубило. Также из камня делали скребла для обработки шкур, скобели для обработки дерева. Позже стали изготавливать нуклеус, с которого скалывали тонкие пластины, использующиеся в качестве сборного режущего инструмента.

Древние люди выживали с помощью охоты. Добытые шкуры и кости использовались для строительства жилища. Также собирали ягоды и коренья.

Мезолит

В эпоху мезолита (9-7 тысячелетие до н.э.) началось массовое заселение Урала. К тому времени сформировалась современная речная сеть. Многочисленные мезолитические памятники найдены в бассейнах рек Кама , Уфа , Белая , Тура, Исеть, в верховьях Урала. Люди изобрели вкладышевые орудия труда, лук, стрелы, лыжи, сани, лодки. Жили в полуземлянках, шалашах или чумах. В эпоху мезолита появилось первое домашнее животное – собака (кости двух особей найдены на Кокшаровско-Юрьинской стоянке). В то же время вымерли многие крупные животные: мамонт, шерстистый носорог и другие. Помимо охоты и собирательства, древние люди освоили рыболовство.

К этому периоду относятся святилища в камне Дыроватый на Чусовой и на горе Голый камень .

Богатая коллекция орудий собрана на Шигирском торфянике в Свердловской области. Самая уникальная из тех находок - Шигирский идол, древнейшая деревянная скульптура в мире.


Неолит

Это была последняя стадия каменного века (6-4 тысячелетие до н.э.). В это время климат на Урале (теплый и влажный) был наиболее благоприятен для растительности и животного мира, распространялись леса. В неолите человек освоил изготовление глиняной посуды. Благодаря различным орнаментам на посуде археологи различают археологические культуры и датируют памятники. Появились и новые технологии обработки камня: пиление, сверление, шлифование. Появились каменные топоры, тесла, долота, стамески. Стали строиться большие жилища из бревен.

Из-за различных природных условий (тайга, лесостепь, степь) появилась разница в развитии древних культур Южного, Среднего и Северного Урала. В неолите началось разделение финно-угорского языка и формирование этнической основы современных уральских народов .

Энеолит (медно-каменный век)

Переходная эпоха от неолита к бронзовому веку (III тысячелетие до н.э.). Климат в это время стал более прохладным. Увеличивается неоднородность развития населения разных районов Урала. На Южном Урале уже начала осваиваться металлургия. Самый ранний металлургический очаг связан с Каргалинскими медными рудниками (Оренбургская область). Ранние металлические орудия получали методом ковки, хотя основным материалом для орудий труда по-прежнему являлся камень. Возникло искусство резьбы по дереву (образцы сохранились в Шигирском и Горбуновском торфяниках).

В южной части Урала появилось скотоводство. Происходит одомашнивание лошадей.

В эпоху неолита–энеолита была сделана большая часть писаниц на прибрежных скалах на реках Вишера , Тагил , Тура, Реж , Нейва , Ирбит , Исеть, Серга , Уфа , Ай , Юрюзань, Зилим, Белая. Они отражают мифологические мировоззрения древних людей, воспроизводят ритуальные сцены. К этому времени относится и необычный памятник-святилище Савин в Курганской области.

Бронзовый век

Во II тысячелетии до н.э. на Урале началось массовое освоение металлургии бронзы, из нее изготовляли орудия труда, оружие, украшения. Полученный в результате плавки металл разливали в литейные формы или подвергали ковке.

На Южном Урале медь добывали главным образом на месторождениях Таш-Казган, Никольское, Каргалы. Изделия из бронзы широко распространяются, укрепляются торговые связи.

На Южном Урале возникла так называемая «Страна городов», самые известные из поселений которой – Аркаим и Синташта. Считается, что там изобрели боевые колесницы и разработали тактику колесничного боя.

Бронзовый век на Урале вмещает много археологических культур. Передвижения населения приводили к смешению, а то и к исчезновению ряда групп.

В то же время в бронзовом веке увеличивалась неравномерность развития населения разных археологических культур. В степной и лесостепной зоне развивалось пастушеское скотоводство, а возможно и земледелие. На севере лесостепной и юге лесной зоны жители сочетали охоту, рыболовство, скотоводство, земледелие. В таежных и тундровых местностях развивалась охота и рыболовство.

К эпохе бронзы относится сейминско-турбинский транскультурный феномен – случайные находки в лесном Зауралье и памятники с этими находками, отлитыми по новой технологии тонкостенного литья с использованием сердечника. След этого феномена тянется с Алтая, через Урал, Поволжье, Карелию.

У населения бронзового века сложился культ умерших. В степной зоне начали появляться курганные могильники, а в лесной – грунтовые. По вещам, которые клали рядом с умершим, можно понять, чем он занимался и какое положение занимал в обществе.

Железный век

Постепенно люди освоили изготовление орудий труда и оружия из железа. Такие изделия были значительно прочнее бронзовых, их можно было затачивать. Происходит разложение первобытно-общинного строя и переход к классовому обществу.

Историки делят железный век на два этапа: ранний железный век (VII век до н.э. – III век н.э.) и поздний железный век (с III века н.э. до начала II тысячелетия н.э.). В начале эпохи железные изделия появлялись только в приуральских степях у кочевых племен савроматской культуры. В лесостепной и на юге таежной зоны изделия из железа появились не ранее V-IV веков до н.э. и были связаны с иткульским и ананьинским очагами цветной металлургии и металлообработки.

Из-за похолодания в эпоху раннего железного века и как следствие сокращения пищевых ресурсов в степной части Южного Урала возникает полукочевое и кочевое скотоводство. Во второй половине I тысячелетия до н.э. начинается потепление и установление более сухого климата, в результате чего кочевники продвигаются на север, в уральские лесостепи. На Южном Урале сформировалась самобытная савроматская культура, которую затем сменила сарматская культура. Главным источником для их изучения стали курганы.

Из-за угрозы военных нападений с юга строятся городища – укрепленные поселения. Формируется пушной торговый путь, связавший юг и север. В это время возникает пермский звериный стиль (медные литые изображения животных, птиц, людей), появляются святилища-костища.

В позднем железном веке случилось Великое переселение народов – передвижения племен в II-VI веках н.э. Все началось с продвижения кочевых степных племен, которые подтолкнули к перемещениям лесостепных и даже лесных племен Зауралья и Приуралья. В это время возник башкирский народ, произошло формирование современных народов Урала. В VI-XII веках пришло время стабилизации уральских обществ и оформления племенных союзов.

Средние века (X- XVII вв.)

Новгородские купцы и вольные ушкуйники стали первыми из русских людей, проникшими на Урал. Они меняли у «югры» (предков хантов и манси) свои товары на пушнину, а также взимали дань. С XII века такие походы на Урал и в Северное Зауралье стали регулярными.

Однако русскую колонизацию Урала в этот период сдерживало противодействие Волжской Булгарии. Решающее значение оказало монгольское нашествие, покорившее племена бассейна Оби и Иртыша, башкир, южных удмуртов, разгромившее Булгарию. В конце XIII – XIV веке часть булгар и кочевников-половцев переселилась на территорию Приуралья.

Со временем Пермь Великая перешла в руки московских князей и вошла в состав Русского государства. В этот период для укрепления позиций Москвы в Прикамье развернули деятельность православные миссионеры. Они уничтожали языческие святилища и обращали местные народы в православие.

Начался процесс переселения манси с западного склона Урала на восточный. Этот процесс усилился, когда началось массовое переселение на Урал крестьян из Поморья. К XV веку жившие на реках Конда, Пелым и нижнем течении реки Сосьва манси объединились в Пелымское княжество, центр которого был в Пелымском городке близ слияния Пелыма с Тавдой.

Время от времени совершались набеги на русские земли. Во время одного из них, в 1481 году, погиб великопермский князь Михаил, был уничтожен ряд населенных пунктов. Москва так же организовывала военные походы в Зауралье (в частности, в 1465, 1483, 1499 годах). Югра присоединилась к Москве, однако подданство не было прочным.

В XIV веке у сибирских татар зародилась своя государственность. Возникло Тюменское ханство с центром в городке Чимги-Тура (позже на этом месте возникла Тюмень). Позже оно расширилось и стало Сибирским ханством со столицей в городке Сибирь, или Кашлык (близ современного Тобольска). Татары настраивали манси против русских, да и сами устраивали набеги.

Разгром Иваном Грозным в 1552 году Казанского ханства привел к добровольному вхождению в состав России основной части Башкирии.

В освоении Среднего Приуралья большое значение оказал род Строгановых. Основатель рода Аника Федорович Строганов в 1558 году попросил разрешение заниматься солеварением на реке Каме, обязавшись взамен оборонять земли от набегов и основывая укрепленные городки. Царская грамота пожаловала Строгановым обширные земли от устья Лысьвы до устья Чусовой. Позже строгановские владения стали еще больше. Население Прикамья стало быстро увеличиваться, возникали новые населенные пункты.

Из коренных народов Урала к XVI веку наибольшую численность имели народы Приуралья – башкиры, коми-пермяки, удмурты, меньше было представителей народов Зауралья – манси, хантов, сибирских татар.

В 1570-е годы Сибирское ханство во главе с ханом Кучумом совершало набеги на строгановские городки. Для борьбы с ними Строгановы наняли волжских казаков во главе с атаманом Ермаком . Так начался знаменитый поход Ермака, «взявший Сибирь».

Поход Ермака. Картина П. Шардакова. Этнопарк истории реки Чусовой

На реках Урала и Зауралья стали появляться русские города и остроги, Урал все более активно осваивался русскими. Первое время за Урал попадали речным путем. В 1597 году началось строительство первой сухопутной дороги через Урал, разведанную крестьянином Артемием Бабиновым. Дорога получила название Бабиновской. В 1598 году возник город Верхотурье .

Освоение Урала постепенно шло с севера на юг. На реке Яик (Урал) появился ряд казачьих поселений.

В XVII веке русская колонизация Урала приобрела массовый характер. В основном крестьяне и посадские люди Русского Севера переселялись на Урал по доброй воли, но были и те, кого отправляли по царскому указу.

Большинство населения Урала принадлежало к крестьянству. Например, в последней четверти XVII века таких было около 80%. Примерно 60% из них должны были платить в казну денежный или хлебный оброк (черносошные крестьяне). В строгановских вотчинах жили крепостные крестьяне, которые несли как оброчные, так и отработочные повинности.

В XVII веке основным занятием населения Урала было сельское хозяйство. Главными культурами были рожь и овес, хотя также сеялись ячмень, пшеница, полба, гречиха, горох, просо.

Тогда же, в XVII веке, на Урале начали появляться первые небольшие заводы. В 1631 году на реке Нице (территория Свердловской области) возник первый казенный железоделательный завод (Ницинский). Железо получали сыродутным способом в четырех небольших домницах. Работать на заводе обязали крестьян, отрабатывавших заводскую повинность. Через полвека завод закрылся.

Находки с Ницинского завода. Музей истории и археологии Среднего Урала

В 1634 году заработал Пыскорский казенный медеплавильный завод (Пермский край), проработавший до конца 40-х годов. В 1640 году возник казенный железоделательный завод (Красноборский) и на реке Вишере в Чердынском уезде, однако из-за истощения руд и он проработал недолго.

В 1669 году на реке Нейве возник частный железоделательный завод братьев Тумашевых (закрылся в 1680 году). Свой небольшой завод был и во владениях Далматовского монастыря, на реке Железнянке при ее впадении в Исеть.

Однако лучше всего в то время было развито солеварение. Крупнейшим солеваренным центром страны была Соль Камская (Соликамск) .

Новое время (XVIII – XIX вв.)

Первая четверть XVIII века ознаменовалась административными реформами Петра I. В то же время на Урале начали возникать заводы. Первыми, почти одновременно, в 1701 году были пущены Невьянский и Каменский заводы, вскоре были основаны Алапаевский и Уктусский казенные заводы. Затем количество заводов быстро увеличивалось. В строительстве заводов участвовали частные предприниматели. В 1702 году Невьянский завод передали Никите Демидову, с которого началась крупная династия уральских промышленников. Также крупнейшими заводовладельцами стали Строгановы и Яковлевы. Росло население Урала, обильно возникали новые населенные пункты. На Урале было много старообрядцев, которые переселялись сюда из центральной части страны, скрываясь от преследований. Большое значение имело строительство в 1723 году Екатеринбургского завода.

В XVIII веке Урал стал крупным горно-металлургическим центром. На заводах трудились мастеровые (они выполняли на заводах все производственно-технические работы) и работные люди (вместе с приписными крестьянами они были задействованы на вспомогательных работах, к ним относились рудокопы, углежоги, плотники, лесорубы, возчики, каменщики и т.д.). Они обязаны были трудиться на заводах «навечно», освобождались от работы лишь по старости или тяжелой болезни.

С появлением заводов возросло значение водных путей. По рекам Чусовая, Белая, Уфа, Ай и другим сплавляли заводскую продукцию. К началу XIX века Урал давал 4/5 русского чугуна и железа, а Россия была на первом месте в мире по производству черных металлов.

В 1730-е годы на Южном Урале была создана сеть укрепленных линий – крепостей (старая и новая Закамские, Оренбургская (Яицкая), Сакмарская, Исетская). Здесь служили в том числе казаки. Возникла Оренбургская экспедиция с целью освоения южной части Урала. Это способствовало смещению русского населения с севера на юг.

В 1704-11, 1735-37, 1738-39, 1740 годах на Урале вспыхивали крупные башкирские бунты. Башкиры нападали на деревни и слободы, сжигали дома, громили заводы. В 1773-74 годах вспыхнула Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, выдававшего себя за Петра III.

В XVIII веке начинают появляться первые учебные заведения, однако настоящее развитие образование начало получать лишь к концу XIX веке. При этом большинство детей школу все же не посещало.

Когда в XIX веке на Западе начался индустриальный переворот, российская промышленность стала значительно отставать.

Принятие указа 1812 года о разрешении золотодобычи частным лицам привело к открытию на Урале многочисленных приисков, вскоре вспыхнула золотая лихорадка. Центр управления золотопромышленностью располагался в Екатеринбурге. Крупными золотопромышленниками были Рязановы, Казанцевы, Баландины, Зотовы. К 1845 году доля России в мировой добыче золота составила 47%. До открытия калифорнийских и австралийских месторождений она обогнала все страны мира. На Урале были открыты и богатые залежи платины (95% мировой добычи).

В XIX веке оживилась торговля. Годовые обороты ярмарок Урала в масштабах страны превышали 20%, из них 80% ярмарочного оборота на Урале давала Ирбитская ярмарка – вторая в России после Новгородской.

В то же время в XIX веке часто вспыхивали восстания, уральские крестьяне боролись за свои права. Урал и Зауралье стали местом ссылки декабристов.

Важным этапом в развитии страны стала отмена крепостного права 19 февраля 1861 года. Юридически крестьяне обрели свободу, однако на деле все оказалось сложнее. По закону мастеровым предоставлялась только усадьба и покосы, но не наделы. Этим они привязывались к заводам. За пользование мастеровыми покосом, выгоном, лесом предусматривалась возможность отработки на заводах. Заводчики продолжали быть хозяевами значительных сельхозугодий и обширных территорий.

Благодаря реформам Александра II люди стали вовлекаться в активную общественную жизнь, заметную роль играла интеллигенция.

К концу XIX века Урал стал проигрывать конкуренцию новому крупному металлургическому центру в Донбассе. Предприятия были технически отсталыми, реконструировались слабо, истощалась рудная и топливная база. В итоге на Урале разразился промышленный кризис. Для поиска путей выхода из кризиса в 1899 году по заданию министра финансов С.Ю. Витте на Урал отправилась экспедиция группы ученых и инженеров во главе с Д.И. Менделеевым.

Вскоре началась эпоха потрясений: первая мировая война, революция, гражданская война…

Использованная литература:

История Урала с древнейших времен до конца XIX века. - Екатеринбург, 2002.

Материалы Музея истории и археологии Среднего Урала

Судя по летописям, русские начинают проникать на Урал в XI веке. В 1092 году новгородцем Гюрятой Роговичем, одним из бояр или крупных купцов, был организован поход на Печору и в Югру, т. е. на Северный Урал в места, где проживали предки современных манси. Походы новгородцев на Урал предпринимались и в XII веке. Известны набеги на Северное Приуралье в 1187 годах, поход в Югру в 1193 – 1194 годах. Вероятно, были и походы, о которых не осталось записей в памятниках письменности.

Новгородцев эти места привлекали прежде всего как богатые пушниной, мехами. В XI – XII веках русские ещё не создавали здесь оседлых поселений. Русское оседлое поселение появляется в Верхнем Прикамье только в XIV – XV веках.

Имеются некоторые косвенные свидетельства появления и пребывания древних новгородцев в этом регионе. Так, при раскопках в бассейне реки Колвы Искорского городища археологами были обнаружены следы русской гончарной посуды, имеющей аналогии с керамикой древнего Новгорода XIV – XV веков.

Имеются и другие косвенные данные о пребывании в Верхнем Прикамье древних новгородцев, например, занесённый им сюда языческий культ Перуна и почитание громовых стрел – пальчатых сосулек, образующихся в песках от удара молнии и сварки песка. В одном из пермских памятников 1705 года говорится об использовании громовой стрелы в качестве оберега: « Аника Детлев на той свадьбе у него, Родиона, был в вежливцах. А для обороны де на тое свадьбу, чтобы его, Родиона, и жену его сторонние люди не испортили, имал громовую стрелу да святую траву.»

Таким образом, следы пребывания древних новгородцев на Верхней Каме и Вишере имеются, но говорить об образовании говоров, в основе которых лежали бы только новгородские, убедительных оснований нет, так как, во – первых, до XIV века здесь не было постоянных поселений и, во – вторых, в Верхнее Прикамье довольно рано начинают проникать не только новгородцы, но и другие русские, в частности владимиро – суздальцы. И Пермь Великая, как с XIV века начинают называть территорию Северного Прикамья, становится местом соперничества новгородцев и владимиро – суздальцев.

Существовал путь и с севера – из Поморья в Каму, так называемый Печорский волок: с притока Печоры речки Волосницы в бассейн Камы на речку Вогулку. На Волоснице и Вогулке до сих пор сохраняются места с одинаковым названием Печорский волок. Путь был длинный и сложный: с Вогулки в речку Еловку, затем в Берёзовку, из неё в обширное Чусовское озеро, далее в Вишерку, Колву, в Вишеру и, наконец, в Каму.

В XVI – XVII веках это был путь рыболовецких артелей чердынцев, отправлявшихся на промысел на притоки Печоры, особенно на реки Щугор и Илыч. Но он активно использовался и для переселения с Печоры в Прикамье. Так, в чердынских документах 1682 году упоминается житель Усть – цилемов, т. е. человек, либо сам вышедший из Усть – цильмы, либо имевший предков, прибывших оттуда.

Этими путями проникали в Верхнее Прикамье новгородцы, двинцы, поморы. В XV веке, как позволяют судить раскопки и письменные памятники существовали русские городки под защитой которых начинают селиться и русские крестьяне, в основном носители севернорусских говоров.

В 1472 году состоялся поход князя Фёдора Пёстрого, в результате которого Пермь Великая окончательно вошла в состав Русского государства. Его отряд состоял из устюжан, белозёрцев, вологжан и вычегжан, т. е. жителей Русского Севера. Часть их осталась жить в Камско – Колвинском поречье, т.к. Фёдор Пёстрый был послан сюда воеводою и создал укрепленный городок в Покче. От говоров первых поселенцев, пришедших с севера Руси, и ведут свое начало, возникающее здесь русские говоры.

В появляющихся городах в XV – XVI веках, безусловно. Звучала такая же диалектная речь, как и в находящихся поблизости сельских поселений. Позднее, в XVII веке, языковая ситуация в городах оказалась более сложной. Большая часть их населения пользовались теми же говорами, какие складывались вокруг городов. Но вместе с тем в городах разговорная речь была представлена и другими разновидностями, так как там проживали, кроме крестьян, ремесленники, торговцы, солдаты, представители администрации, духовенства. Наряду с речью крестьян здесь звучала речь служителей культа, знавших церковно – книжный язык, и приказных, владевших деловым языком. Здесь были представлены и различные профессиональные языки: речь солеваров, мыловаров, металлургов, кузнецов и т. д. И, безусловно, речь людей, знакомых с деловыми и церковными текстами, хотя их было немного относительно всех жителей городов, наладывало свой отпечаток на зарождавшееся городское просторечие. XVI – XVII века оказываются временем не только активного заселения в Перми Великой – Чердынской земли и Соли Камской, но и активного переселения вниз по Каме вплоть до Ново – Никольской слободы, основанной в 1591 году. Именно этот период становится временем возникновения русских старожильческих говоров на Западном Урале. Однако значительность заселяемой территории и неодинаковые условия освоения отдельных районов привели к тому, что в пермских говорах разных районов обнаруживаются различия, что складывается множество говоров.

Заселялась Пермь Великая, как об этом свидетельствуют данные писцовых книг и многих чердынских документов XVII века, жителями Северной Двины, Мезении, Пинеги, Выми, Виляди, Вычегды, Сухоны, Юга, Печоры, Вологды, Вятки, где уже сложились в своей основе севернорусские говоры, генетически связанные с новгородскими. Население, прибывшее на Русский Север из Москвы, Владимира, Поволжья т. д., усваивала местную севернорусскую речь, хотя и накладывала на неё некоторый опечаток, особенно в лексике. Во второй половине XVII и особенно в XVIII веке в Пермь Великую начинают пребывать старообрядцы из Нижегородской губернии, из Заволжья. Они несут свои говоры и поселяются рядом с уже сложившимся здесь населением.

В XIX веке продолжались миграции населения внутри Прикамья, приводившие к освоению новых территорий. Так, идёт поток старообрядцев на Верхнюю Колву и Верхнюю Печору. Старообрядцы осваивают и другие районы, поселяются в соликамских деревнях, в Чусовских городках и селе Копально на Чусовой, в западной части современных Сивенского, Верещагинского и Очерского района, в Юрлинском районе. Определенная изолированность старообрядцев, традиционность в занятиях, культуре способствовали сохранению элементов, принесённых в основном из Заволжья говоров. Однако в тех населенных пунктах, где старообрядцы поcелялись рядом с нестарообрядцами, они постепенно полностью усваивали сложившееся здесь старожильческие говоры.

История освоения Урала человеком носит многовековой характер. Уже издревна немногочисленные человеческие племена, расселялись преимущественно по берегам рек, стали осваивать подножье Уральских гор. Основным же этапом освоения Урала можно назвать время промышленного подъема в России. Когда в начале восемнадцатого века царь Петр, заботясь о славе и величии России, прозорливо определил направление развития России, тогда Уральские кладовые засияли перед взором новых российских промышленников с небывалой силой.

Одним из первых разработчиков уральских богатств в истории считаются промышленники Строгоновы. Кроме заводов и мастерских они оставили после себя в своем рядовом имении Усолье-на-Каме бытовые строения (дом, часовню, Спасо-Преображенский собор), которые сегодня считаются культурным наследием индустриального прошлого Уральского края.

Следующий этап освоения Урала принадлежащий так же старинной династии промышленников Демидовых. Среди оставшихся промышленных памятников, построенных на территории вотчины Демидовых – остатки доменных печей знаменитого Невьяновского завода, плотины, известная Невьяновская наклонная башня, господский дом, «Царь-домна», корпус которой сохранился до сих пор.

На месте промышленных разработок стали появляться города на Урале. Одним из первых в 18 веке построены так называемые «города – заводы»: Невьянск, Нижний Тагил, Баранча, Кушва, Златоуст, Алапаевск и другие. Эти города, по описанию русских писателей того времени, утопали в бесчисленных разветвлениях Уральских гор среди дремучих лесов. Высокие горы, прозрачная вода, непроходимый лес окружают эти поселения людей, создавая атмосферу свежести и торжественности, несмотря на постоянно дымящиеся трубы тружеников заводов.

Интересно, что будучи одним старейших на планете районов металлургического производства, Урал снабжает цветными и черными металлами не только Россию, но и переднюю Азию, а позже способствовал развитию машинного производства в ряде европейских стран и даже Америки. Большую роль сыграл Урал в отечественных войнах 18–20 веков. В годы первой мировой войны и особенно – второй, Урал стал кузницей военной мощи России, главным арсеналом Красной Армии. На Урале же в годы второй мировой войны стала создаваться советская атомная и ракетная промышленность. Первые градовые установки под ласковым названием «катюша» тоже родом с Урала. На Урале же частично находилась и сеть научных лабораторий по разработке новых видов вооружений.

В данной работе описаны особенности истории освоения Урала русскими людьми.

История освоения Урала

Интенсивное освоение Урала началось в переломную историческую эпоху XVII–XVIII в., открывшую начало «имперской цивилизации» (А. Флиер), или новому времени в истории российского государства. Особое место Урала в данный период определено тем, что этот порубежный регион стал исторической зоной первого российского опыта формирования новой «русскости» (термин П.Н. Савицкого), как синтеза усилии двух культур: новой – государственно-западнической и старой – «почвенной» и «порубежной» одновременно.

XVII век в истории освоения Урала можно рассматривать как период массовой «вольной» крестьянской колонизации, связанной, преимущественно, с аграрным развитием края. В течение столетия здесь сформировалось старожильческое русское население, воспроизведшее на новом месте обитания черты традиционной культуры в варианте русского Севера. В данный период «низовой» элемент являлся лидером колонизационного движения. Государство едва успевало вносить в этот быстротечный процесс свои административные коррективы.

В XVIII в. Урал, как никакой другой район страны, испытал на себе все новации и издержки «европеизации», в результате чего и определился тип специфической «уральской» субкультуры. Ее базовым элементом стала горнозаводская промышленность. Строительство более 170 заводов за столетие, производство чугуна с 0,6 млн. пудов в начале века до 7,8 млн. пудов к его концу, завоевание международного рынка металла – все это являлось несомненным итогом промышленного прогресса. Но индустриальный феномен российской европеизации стал возможным не только вследствие активного заимствования западных технологий, но и создания специфической системы организации горнозаводской промышленности, основанной на феодально-поместных принципах и принуждении. На смену вольной народной колонизации приходит принудительное переселение на Урал десятков сотен крепостных крестьян, а также превращение потомков вольных поселенцев из государственных крестьян в «приписных», по принуждению выполнявших «заводскую» повинность. К концу XVIII в. их насчитывалось более 200 тыс. человек. В Пермской губернии, по характеру наиболее «горнозаводской», «приписные» в это время составляли свыше 70% в составе государственных крестьян.

К середине XIX в. из разнородной массы зависимых людей формируется специфическая сословная группа – «горнозаводское население». Оно и явилось социальным субстратом, определившим своими профессиональными и бытовыми традициями культурный облик, горнозаводского Урала.

Природу этого молодого российского сословия можно считать промежуточной в отношении к классическим социальным образцам – крестьянам и рабочим. Насильственный отрыв массы мастеровых людей от привычной крестьянской среды обитания определил их маргинальное состояние и создал долговременную взрывоопасную социальную атмосферу в уральском регионе. Перманентное проявление разных форм социального протеста стало характерной чертой «уральской» культуры.

Хозяйственно-экономическую базу уральского феномена составил горноокружной строй промышленности. Главный элемент этой системы – горный округ – представлял многоотраслевое хозяйство, функционировавшее на принципе самодостаточности. Горнозаводской комплекс обеспечивал себя сырьем, топливом, энергоресурсами и всей необходимой инфраструктурой, создавая бесперебойный замкнутый производственный цикл. «Натуральный» характер горнозаводской промышленности основывался на монопольном праве заводовладельцев на все природные ресурсы округа, устранявшем конкуренцию их производству. «Натуральность», «замкнутость», «поместный строй промышленности» (В.Д. Белов, В.В. Адамов), ориентация производства на государственный заказ, слабые рыночные связи составляли природные черты этого явления. Организационно-административные преобразования первой половины XIX в. «улучшили» эту систему, превратив горнозаводской Урал в «государство в государстве» (В.Д. Белов). С современных позиций «оригинальный строй» уральской промышленности необходимо связывать с переходным характером российской экономики периода Нового времени. Такой подход (например, у Т.К. Гуськовой) представляется плодотворным, поскольку трактует этот строй как эволюционный этап от традиционного общества к индустриальному.

Сложившаяся в XVIII – первой половине XIX в. уральская горнозаводская культура сохранила свои черты даже к началу XX в. Уральский горнозаводский поселок консервировал атмосферу крестьянского, по природе, общественного и семейного быта, чему способствовало наличие у мастеровых своих домов, огородов, земельных наделов, животноводческого хозяйства. Мастеровые сохранили историческую память о патерналистских устоях горнозаводской системы, что выразилось в живучести «обязательственных отношений». Их социальным требованиям свойственна ориентация на попечительство со стороны заводов и государства. От других групп российских рабочих их отличали невысокий профессионализм и низкая величина заработной платы. По свидетельству И.Х. Озерова, уральский рабочий начала XX в. психологически был нацелен на уравнительный принцип оплаты труда. Привыкнув к сложившемуся уровню заводского заработка, он в случае его увеличения нерационально тратил деньги, пускаясь в загулы. Он не склонен был менять привычную рабочую специальность на другую, даже если это было материально выгодно. Культурные влияния на жизнь горнозаводской среды являлись чрезвычайно скудными, вследствие особенностей социальной структуры горнозаводского Урала, удаленности заводских поселков от культурных центров. Иррациональные черты социальной психологии уральского мастерового и другие характеристики его социального облика утверждают версию о его принадлежности к переходному типу культуры.

Таким образом, «уральская горнозаводская» субкультура типологически примыкает к переходным межцивилизационным явлениям. Урал наиболее выразительно продемонстрировал их черты, что позволяет рассматривать данный регион как своего рода «классику» переходных состояний модернизирующихся обществ.

Заключение

Можно сказать, что уральцы, особенно, – второго и третьего поколений потеряли национальную идентичность. В большинстве своем они перестали быть русскими, украинцами, белорусами. Они перестали быть и татарами, и башкирами, т.е. «коренными» жителями Урала. Эта утрата, полагаем мы, стала следствием стихийно сложившейся «стратегии» формирования населения Урала из ссыльных. Если в советское время здесь были многочисленные острова «Архипелага ГУЛАГ», а главное – районы постоянного места жительства освободившихся заключенных и ссыльнопоселенцев, то таковым местом Урал был и до революции. Советскому ГУЛАГу здесь предшествовал царский протогулаг, начиная с Анны Иоанновны, а может быть, и с Петра I.

Сибирь тоже заселялась ссыльными и переселенцами. Но туда попадали деревнями и патриархальными семьями. Переселенцы не рвали коренные связи с родственным и соседским – общинным окружением. Часто переселенцы были из местностей, охваченных смутой. Так, прадед автора юнцом попал на каторгу за то, что до смерти запорол барина. Он пахал, а проезжавший мимо барин, походя и ожог плетью. Прадед не стерпел, стащил обидчика с лошади, отобрал плеть и … А, отбыв ссылку, вернулся домой, но лишь затем, что б забрать в Сибирь родню и соседей. Так и возникла южнее Тюмени деревня Ожогино, и существовала, пока, уже на моей памяти не стала южной окраиной города.

Добру, справедливости, честности, Любви к своей Родине учит нас русская народная сказка.

Из преданий, легенд (фольклорных рассказов) мы узнаём о жизни ставшей историей. В них реальные сведения могут сочетаться с вымышленными представлениями. Содержанием их служит всегда действительная быль, но рассказ, переходивший от поколения к поколению, из века в век, часто носит на себе печать сказки.

В своей работе я попытался опираясь на древние легенды, на известные исторические памятники в окрестностях Нижнего Тагила: Горбуновский торфяник, стоянку вблизи горы Медведь Камень, стоянка древнего человека на берегу Черноисточинского пруда изучить историю формирования народностей Среднего Урала.

1. Урал в древних легендах.

Рассказы античной древности о северных землях – Урале и Сибири относятся к тому далекому времени, когда эта местность была весьма мало известной.

По свидетельству древнегреческого историка Геродота (V век до н. э.), широко использующего мифы и легенды,. у подошвы высоких гор живут люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющие свой особенный язык. А что находится выше этого народа - никто не знает. Путь пресечен высокими горами, через них никто не может перейти. Плешивцы рассказывают. будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними - другие, которые спят шесть месяцев в году. Есть основания предположить, что объектом этих сведений были уральские земли.

Сведения античных легенд упоминают о живущих там одноглазых и одноногих людях. Весьма любопытные сведения содержатся в рукописной русской статье XV века «О человецех незнаемых на восточной стороне и о языцех розных», в ней продолжается древняя традиция легендарных рассказов о малоизвестных народах и землях в северной части света:. по пуп люди мохнаты до долу, а от пупа вверх - как и прочие человеци. а коли едят, и они крошат мясо да рыбу да кладут под колпаки или под шапку, и как почнут ясти, и они плечима движут вверх и вниз. живут в земле. ходят по подземелью. день да нощь со огни.

Такими предстают в средневековых легендах жители Северного Урала и Зауралья. Так, сюжет об умирающих на зиму (т. е. засыпающих) людях, связан с тем, что зимой северные народности скрывались в юртах и сообщались ходами, вырытыми под снегом. Раскопки нового времени подтвердили это на глубине метра, и соединялись переходами туннельного типа. Мотив необыкновенного, даже чудовищного вида людей, (мохнатые, волосатые) впечатление от характерной меховой одежды северных жителей.

Легенды о умирающей и воскресающей природе «прикрепились» к Уралу и Зауралью. Определенно указан и период засыпания: с 27 ноября по 24 апреля (т. е. зимний период).

В легенде о немой меновой торговле продуктом обмена являются меха, пушнина. Эти реалии придают рассказу урало-сибирский колорит, который ощущается и в другом легендарном повествовании - о «белках молоденьких» и «оленъцах маленьких», выпадающих из тучи на землю.

Новгородцы, бывая на Северном Урале и в Зауралье и уезжая оттуда с богатой пушниной, охотно рассказывали традиционную для северных народностей легенду о падающих с неба белках. Немало ходило рассказов о золотом богатстве малоизвестной земли, в которой «боги из чистого золота.

В народных представлениях складывался образ Уральской земли, изумительно богатой, но достигнуть ее трудно из-за природных преград. В рассказе югры новгородцам (XI век):. есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотой как до неба. Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса, поэтому и не доходим до них никогда.

Легенды крепко и верно привязаны к нашей местности, к конкретным сопкам, рекам, пещерам. Коренные обитатели не мыслили себя без единения с горами, грозной природной реальностью. С этим и связано описание коренных обитателей Урала.

Изучив описание древних людей я выяснил, что у нас могли проживать: ханты, манси, фино-угоры, башкиры, татары.

Это создана картина первоначального заселения территории Среднего Урала используя легенды.

2. Первый человек на Урале.

Первым районом, охваченным массовым переселением Русских людей на Восток стал Урал, протянувшийся каменным поясом от студеного Ледовитого океана. Урал, каменным поясом, перехватывает посредине нынешнюю Россию, но в далекие времена это была новая территория Российского государства. Непроходимые и угрюмые леса заполнили все вокруг. Лапчатые ветви елей и пихт не дают свету проникнуть до земли, а в самом низу человеку и топором не прорубиться через бурелом, и почти невозможно добраться до Уральских сказочных богатств. Но здесь у людей появился союзник - синие ленты многочисленных рек и их притоков. Переселение на Урал началось с освоения обширной реки Камы и ее притоков.

В глубокой, седой древности, когда человек только-только вырвался из лона природы и стал активно колонизировать нашу планету, на Урал пришли первые неандертальцы. Произошло это примерно 75 000 лет назад. Пришли они преимущественно из Средней Азии и Кавказа и заселили территории Среднего и Южного Урала. Эти территории были свободны от ледника, который доходил то нынешнего Соликамска. Эти первые люди оставили нам могильники, орудия труда.

Неандерта́лец, человек - ископаемый вид поздних людей, обитавших 300 - 24 тысячи лет назад.

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см) и массивным телосложением. По объёму черепной коробки они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми.

Неандерталец, несомненно, относился к человеческому роду. Сначала его изображали полусогнутым, глуповатым на вид, волосатым и похожим на обезьяну. Теперь стало известно, что эта ошибочная реконструкция базировалась на ископаемом скелете, который был сильно деформирован болезнью. Было обнаружено множество ископаемых остатков неандертальцев, подтверждающих, что они не очень отличались от современных людей. Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить.

Тем не менее, в течение многих тысяч лет постепенно неандертальцы вымерли, и их место заняли Homo Sapiens (человек разумный). Наиболее отчетливые их следы археологи нашли в слое мезолита 15 – 6 тыс. лет назад (стоянки Березовская, Кама-Жулановская, Огурдинская и др.).

В настоящее время на Урале известны десятки тысяч памятников, которые рассказывают о далеком прошлом нашего края. Одним из таких памятников является Горбуновский торфяник, торфяник у населённого пункта Горбуново, близ Нижнего Тагила, где были открыты и исследованы остатки 8 разновременных поселений эпох неолита и бронзы (3 тыс. до н. э. – 10 - 9 вв. до н. э.).

Археологами открыто болотное поселение: это остатки деревянных домов с глинобитным полом легкой берестяной крышей. Сохранились части жилых построек в виде деревянных настилов, на которых обнаружено множество предметов быта: обломки глиняной посуды, орудия из дерева и камня, поплавки и грузила для сетей, кремнёвые наконечники стрел, гарпуны из кости, наконечники мотыг из рога, замечательные изделия из дерева - сосуды в виде фигур лося и водоплавающей птицы, идолы, вёсла, бумеранг и др. Это выполненная из дерева посуда, которая существовала в III тысячелетии до нашей эры. Посуда, которой пользовались еще в бронзовом веке. Ее ручки изготовлены в виде голов водоплавающих птиц. Помимо деревянных, обнаружено много изделий из бересты, а также из глины. Находки свидетельствуют, что основными занятиями населения были рыболовство, охота и, возможно, земледелие.

Вероятно, именно это первое население людей современного антропологического типа и стало предком многих племен, а потом и народов, местного населения.

Расположение естественных водных путей - рек и определили места расселения первых жителей Уральского края. К VIII – IX вв. н. э. коренным населением его были ханты и манси, а также коми-пермяки, удмурты и башкиры, первые и законные хозяева уральских земель, их природных богатств, не сразу открывшихся людям.

Средний Урал заселялся с севера. Юго-восточную часть Зауралья - места, расположенные по течению рек Лозьвы, Выи, Тагила, Мугая, Нейвы, Режа, Пышмы, в результате сложных миграционных процессов постепенно заселили манси, или вогулы, потомки древних угро-финских племен. К юго-западу от них, в верховьях Чусовой и ее притока Сылвы, поселились родственные вогулам угры. Русские стали называть их остяками До XVII века коренным населением тагильского края был народ, называвший себя манси (русские их называли вогулы). Его язык входит в финно-югорску группу уральской языковой семьи. Манси – полуоседлые охотники, рыболовы, оленеводы. Основными жилищами для них являлись юрта и чум.

Манси свойственно особое отношение к хозяину леса – медведю. С древнейших времен они проводили особый обряд поклонения этому зверю – медвежий праздник. С убитого медведя снимали шкуру с головой и лапами и доставляли ее домой. Вечером под звуки инструмента сангыльтапа начинался праздник, который длился пять ночей, если добыт медведь, четыре – если медведица, два-три – если медвежонок. Люди пели священные «медвежие» песни, рассказывали сказания, танцевали, участвовали в драматических представлениях, после чего приступали к ритуальному поеданию мяса медведя.

Коми-пермяки и удмурты занимались земледелием и скотоводством. Их жилища из деревянных срубов с глинобитными полами напоминали русские избы. На хозяйственную деятельность, материальную и духовную культуру этих народов заметное влияние оказывало общение с соседями - русскими крестьянами на западе и татарскими поселенцами на юго-востоке.

Башкиры, владея довольно большой территорией, не стали, однако, земледельцами. Селища древних башкир состояли из легких жилищ типа юрт и были разбросаны по обширной территории. Продолжая кочевой образ жизни, пустующие земли они сдавали в аренду русским крестьянам, которые уже с XVI века стали селиться на Южном Урале.

3. Проникновение русских на Урал.

Первый этап освоения русскими уральских земель начинается в I тысячелетии н. э. походами русских войск на Урал и стихийными крестьянскими переселениями, а заканчивается вхождением народов Западного Урала (коми-пермяков и большинства удмуртов) в состав Русского государства.

Интерес русских к Уралу был вызван естественными богатствами края, главным образом пушниной. К тому же воображение людей подогревалось доходившими до них мифами и легендами о несметных природных богатствах восточных земель, о "белках, падающих прямо из облаков", о "стерегущих золото грифах".

Сначала решили попытать счастья новгородцы. Они первыми из европейцев еще в XII веке проникли за Урал: организовали военный поход на север - с целью добыть дорогую пушнину - "рухлядь" и собрать дань с "югры" - угро-финских племен. Несколько раз предпринимали новгородцы походы "за Камень" и позже - в XII, XIV веках.

В результате этих походов северные уральские земли попали в данническую зависимость от Новгорода и стали называться его волостями.

Борьба Московского княжества за новгородские волости была частью борьбы за создание русского централизованного государства. Приуральские земли были нужны как плацдарм для борьбы с казаками и Сибирским ханством и для пополнения казны за счет сбора дани.

Московское княжество укрепляло свое влияние в северо-восточных землях путем внедрения христианской церкви. Церковная колонизация началась при епископе Стефане, который в 1383 году был назначен митрополитом московских в Пермь Вычегодскую. Благодаря миссионерской деятельности Стефана, богатейший край земель вычегодских коми в конце XIV века был присоединен к Москве.

В начале XV века в крае возникают первые русские поселения, основанные московскими ставленниками.

В 1462 году московское войско совершает поход из Устюга на вятскую землю и в Великую Пермь, чтобы укрепить московские позиции в Вятской земле, присоединив Верхнее Прикамье.

Во второй половине XV века идет борьба русского государства с Казанским ханством. В 1468 году татарскому войску был нанесен урон.

В конце XV века происходит присоединение земель удмуртов к русскому государству.

Весной 1500 года завершился трудный и победоносный поход присоединения к московским владениям земли от Печоры до Оби.

Таким образом, к началу XVI века вся Пермь Великая стала частью русского государства. Первые русские поселения - городки Анфаловский, Покча, Чердынь, Усолье Камское стали центрами управления и экономического освоения русскими Западного Приуралья и крепостями обороны.

Уральские племена, еще в эпоху первобытности, стали созидать свою неповторимую культуру. Тесно связанная с суровой и прекрасной уральской природой культура народов Урала отражала их восприятие окружающего мира, духовность и религиозные верования, служила опорой нравственности, любви и глубокого уважения к родной земле.

Со временем Русские люди сами освоили непростое ремесло охоты. Переселенцы, освоившись на Уральских отрогах, добывали бобра и соболя. Люди шли в тайгу на безлюдные и пустые земли с одной единственной целью – остаться здесь жить, в серьез и надолго. Переселенцы пробирались в северное Предуралье по водным путям. Другой путь к новым незаселенным землям шел по Северной Двине, Вычегде, Ижме, но опять же приходил в верховья реки Камы.

Природные богатства Урала и их рассредоточение определили не только заселенность, но и род занятий переселенцев. Основными факторами были климат и почва. На севере Урала появилось множество мелких поселений, а на юге, в Предуралье и Зауралье появились крупные поселения, доходом которых служило сельское хозяйство. Шли века, поселения крепли и развивались.

Люди, столетия назад бывшие переселенцами, стали коренными жителями этих мест. Развитие техники дошло до освоения несметных сокровищ, лежащих в Уральских недрах. От кустарной и неорганизованной добычи драгоценных камней, люди перешли к добыче железной руды. В те далекие годы руда добывалась тоже кустарным способом, но этого хватило, чтобы в уральской тайге задымили сталеплавильные заводы. Кроме руды, под рукой было несметное количество леса и вода. Именно так, много веков назад средний Урал превратился в горнозаводской промышленный центр.

Особые, не имеющие аналогов, отношения сложились у коренных уральских народов с русскими первопроходцами. Простые люди пришли на Урал не завоевывать, не подчинять себе кого-то, а жить рядом в согласии и мире, хозяйствовать, растить детей, улучшать свою долю. С самого начала появления русских переселенцев на Урале они вступили в самые тесные взаимодействия с аборигенами: хозяйственные, бытовые, культурные. Произошло сближение и взаимопроникновение разных культур и цивилизаций. Крестьяне, торговые люди, ремесленники, купцы, предприниматели оказались готовы вложить энергию, сметку и просто силу в новое дело.

Уральская земля была поднята к жизни их физической и духовной энергией, полита их потом, застроена их руками. Это они раскорчевывали непроходимые таежные дебри, строили рудники, заводы, шахты, города и слободы, прокладывали дороги. Заселение и освоение Урала русскими - великий трудовой подвиг народных масс России.

Урал не стал колонией, а превратился в неразрывную составную часть Русского государства, его экономики и культуры. Создались благоприятные условия для использования огромных природных богатств этого региона, который превратился в "опорный край державы", один из основных ее промышленных районов.

С 1904 по 1926 г. численность населения выросла более чем в 2 раза. Причем существенно расширился перечень национальностей, проживающих на территории Уральской области. По материалам переписи 1926 г. были учтены представители более 70 народов, в том числе татары составили 2,85 % общей численности населения, башкиры - 0,87 %, марийцы - 0,28 %, удмурты - 0,2 % и т. д. В сравнении с 1908 г. значительно выросла численность татар и, напротив, сократилось число башкир.

В 1998 году, во время переписи населения, в Свердловской области насчитывалось 120 национальностей, в 2002 году перепись показала уже 140 национальностей.

Самая большая диаспора в Свердловской области - русские (4 млн. человек), затем идут татары (около 150 тыс. человек), украинцы (55 тыс. человек), марийцы, удмурты (от 15 до 30 тыс. человек), и друг

Мы видим большое разнообразие коренных народностей Урала. Все они оставили свои следы в истории развития и освоения уральских земель.

Сегодня наш город Нижний Тагил, как и любой другой, многонациональный. Большой единой дружной семьей живут все населяющие его национальности и народности. Мы, тагильчане, это - русские, украинцы, белорусы, марийцы, татары, удмурты, башкиры, и другие национальности - часть великой семьи, которая зовется Россия.

Образовавшиеся в наше время в России одиннадцать основных регионов складывались постепенно и обусловлены исторически.

В западную зону центрально-европейской части страны входят: Центральный, Северо-Западный, Центрально- Черноземный, Волго-Вятский; в северной европейской части России - Северный регион; восточно-европейская часть состоит из Поволжского и Уральского регионов; восточная зона (Сибирь) - Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский регионы; территория Дальнего Востока - Дальне-Восточный регион; юг европейской части - Северо-Кавказский регион.

В границы Уральского региона входят несколько административных единиц: две национальные республики - Удмуртия и Башкортостан и пять областей: Пермская, Свердловская, Оренбургская, Курганская и Челябинская.

Каждая административная единица имеет свою социально-экономическую специализацию. Доминирующие занятия населения вытекают из общего профиля региона и состава его населения. Территория Урала расположена вдоль горного хребта, который, возникая у заливов Ледовитого океана, тянется на протяжении почти 2500 км к северным берегам Аральского моря. Только в северной своей части он имеет вид сплошной, трудно пересекаемой гряды, а к югу окончательно сглаживается и расплывается в незначительные возвышенности.

Геологическое строение Уральского хребта уникально. Большая, в сравнении с другими горами, степень разрушения верхних покровов, обнажившая глубинные породы, превратила его в страну, не только изумительно богатую полезными ископаемыми, но и редкую по доступности этих подземных богатств для самых простых разработок.

На Урале добывают и обрабатывают самоцветы, основные центры которых находятся в Свердловской области. Добыча и производство тяжёлых, лёгких и цветных металлов определили промышленный характер развития края. В настоящее время на Урале сложились мощные комплексы металлургии, лесной, деревообрабатывающей, горной, лёгкой промышленности, машиностроения и химии.

Уголь и руда добываются во всех частях Уральского региона, кроме Курганской области, развивающейся в основном как сельскохозяйственный район. Цветная и чёрная металлургия Урала - старейшая в стране - насчитывает почти три века существования и является ведущей в Свердловской, Челябинской, Пермской, Оренбургской областях и Башкортостане.

Машиностроительные комплексы, изготовляющие орудия труда для всех отраслей народного хозяйства и продукцию оборонного значения, размещаются по всей территории Урала, главным образом в больших городах.

Огромные лесные ресурсы способствуют развитию лесной промышленности, объединяющей предприятия лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозобумажной и лесохимической промышленности.

Сельское хозяйство в северной части Урала имеет в основном пригородный характер. В южной части хозяйства в основном специализируются на производстве зерна и животноводства. Черноземные почвы, обширные степи и долины рек, благоприятные природно-климатические условия в Курганской и Оренбургской областях, Башкортостане и Удмуртии способствуют успешному развитию сельского хозяйства и пчеловодства.

В области речной системы Уральский край примыкает к основным водным магистралям востока Европы и Сибири - рекам Волге и Оби. Эти реки воспринимают в себя подавляющее большинство местных водопротоков, и только небольшая их часть уходит из Урала через самостоятельный северо-западный путь - реку Печору. Кроме рек Камы и Белой на Урале нет крупных судоходных рек. Однако речной транспорт играет огромную роль в хозяйственной жизни Башкортостана, Удмуртии и Пермской области, обеспечивая районные и межрайонные перевозки.

Урал и Западная Сибирь славятся богатством недр. Богаты Горы Уральские полезными ископаемыми: железные руды залегают отдельными гнёздами и легко плавятся, медно-цинковые (колчедановые) содержат золото и серебро; алюминиевые, марганцевые и никелевые; месторождения золота, платины и серебра можно считать крупнейшими в мире, асбест, тальк, кварциты, огнеупорные глины и россыпи цветных и драгоценных камней.

Откуда пришло слово «Урал»?

Впервые слово «Урал» упоминается в официальных документах конца XVII века. Ещё раньше это географическое место называли Камнем, Поясом, Каменным Поясом, Земным Поясом.

Есть предположение, что слово это от мансийского «ур» (гора) или «ур-ала» (крыша горы). Но сами манси называют Уральские горы - «Нёр» (Камень), ханты - «Кёв», коми - «Из», ненцы - «Нгарка Пэ» (Большой Камень).

Возможно, название «Урал» позаимствовано у тюрских народов с юга. Самый длинный хребет на Южном Урале и поныне называется Уралтау, то есть «Урал-гора».

Есть предположение, что разгадку нужно искать в эвенском языке, где «ур» - гора, «ур-л» - горы.

И всё-таки до сих пор слово «Урал» - загадка и совершенно непонятно, как русские, продвигаясь с запада на восток, позаимствовали название Урал у жителей Восточной Сибири .

Урал в древнейших легендах

Рассказы античной древности о северных землях - Урале и Сибири относятся к тому далёкому времени, когда эта местность была весьма мало известной.

По свидетельству древнегреческого историка Геродота (V век до н.э.), широко использующего мифы и легенды:

" …у подошвы высоких гор живут люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющие свой особенный язык. А что находится выше этого народа - никто не знает. Путь пресечен высокими горами, через них никто не может перейти. Плешивцы рассказывают …будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними - другие, которые спят шесть месяцев в году."

Алексеев М.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей XIII-XVII вв. - Иркутск, 1932. - т.1. Введение. - с. 20-21.

Есть основания предположить, что объектом этих сведений были уральские земли. Торговые связи античного мира с древней уральской землёй вполне выяснены. Ещё греческий писатель Аристей Проконесский (VII век до н.э.) описал путь торговых караванов с юга на север - от берегов Чёрного моря, вдоль течения Волги и Камы, через Урал около будущего Екатеринбурга, дальше в восточную и южную Сибирь. Сведения античных легенд подтверждаются более поздними источниками: историки и географы начала XVI века - Минстерус в «Космографии» и Алаус Магиус в «Описании северных земель» упоминают о живущих там одноглазых и одноногих людях. Весьма любопытные сведения содержатся в рукописной русской статье XV века «О человецех незнаемых на восточной стороне и о языцех розных», в ней продолжается древняя традиция легендарных рассказов о малоизвестных народах и землях в северной части света:

…по пуп люди мохнаты до долу, а от пупа вверх - как и прочие человеци…
…а коли едят, и они крошат мясо да рыбу да кладут под колпаки или под шапку, и как почнут ясти, и они плечима движут вверх и вниз…
…живут в земле…ходят по подземелью…день да нощь со огни…

Титов А. Сибирь в XVII в.: Сборник старинных русских статей о Сибири и прилежащих к ней землях. - М., 1980. - с. 4-6.

Такими предстают в средневековых легендах жители Северного Урала и Зауралья. В наши дни в разных районах Уральского края ещё бытуют порою эти традиционные мотивы. Легенды большей частью поддаются реалистическому толкованию. Так, сюжет об умирающих на зиму (т.е. засыпающих) людях, по объяснению Адама Олеария (XVII век), связан с тем, что зимой северные народы скрывались в юртах и сообщались ходами, вырытыми под снегом. Раскопки нового времени подтвердили это. Известный тобольский краевед Р.Г.Игнатьев в 70-х годах XIX века раскопал курган в Куртамышском районе и обнаружил особую планировку построек земледельцев эпохи бронзы: они находились в земле, на глубине метра, и соединялись переходами туннельного типа. М.П.Алексеев справедливо объясняет мотив необыкновенного, даже чудовищного типа людей (мохнатые, волосатые) впечатлением от характерной меховой одежды северных жителей. Таким образом, в легендарных, баснословных сведениях, уходящих истоками в первое тысячелетие до новой эры, содержались правдоподобные представления. Они переплетались с фантастикой, причём последняя в то время доминировала, придавала легендарность рассказам.

Для познания удивительной далёкой северной земли были привлечены и легенды, сопровождавшие культ греческого Диониса или египетского Озириса - божества умирающей и воскресающей природы. «Прикрепившись» к Уралу и Зауралью, они конкретизируются: засыпанные на полгода люди живут в области Лукоморья, на горах, за Обью. Применительно к северным землям определённо указан и период засыпания: с 27 ноября по 24 апреля. Разными, порою очень сложными путями распространялись древние легенды об Урале и его населении. Различным было и сочетание традиционного и нового в их содержании.

В самом раннем известии об Урале в русских летописях (под 1096 годом) содержится легендарный рассказ о немой меновой торговле. Он был услышан новгородским юношей, посланным новгородцем Гюрятой Роговичем в Печору к людям, которые платили дань Новгороду, а от них в земли Югорские. Таким путём рассказ попал на новгородскую землю. Сообщённый же Гюрятой князю Владимиру Мономаху вошёл в его "Поучение”, став достоянием "Повести временных лет”.

Дивное чудо мы нашли, о котором не слыхивали раньше, а идёт этому уже третий год: есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотою как до неба, и в горах тех стоит крик великий и говор, и кто-то сечет гору, желая высечься из неё; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, и не понять языка их, но показывают на железо и делают знак руками, прося железо; и если кто даст им нож или секиру, они в обмен дают меха.

Необычный образ жизни древних поселенцев Арала - живут в земле, засыпают на полгода; живут в горах, стремятся высечься, выбраться - поражал русских людей. Князь Владимир Мономах объяснил это непонятное явление с помощью легенды античных времён о людях, «заклёпанных» Александром Македонским в высокие горы в северных странах:

Александр, царь Македонский, дошёл в восточные страны и увидел людей нечистых из племени Иафетова, и … убоялся, как бы они не размножились и не осквернили землю, и загнал их в северные страны, в горы высокие; и по велению Божию сомкнулись за ними горы великие, только не сошлись горы на 12 локтей, и тут воздвиглись ворота медные, и покрылись сунклитом. Свойство сунклита таково: ни огонь его же не берёт ни огонь, ни железо. Только в последние дни света выйдут эти люди из горы.

Повесть временных лет. По Лаврентьевской летописи 1950 года. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. - М.; Л., 1950, Т.1.

В легенде о немой меновой торговле продуктом обмена являются меха, пушнина. Эти реалии придают рассказу урало-сибирский колорит, который ощущается и в другом легендарном повествовании - о «белках молоденьких» и «оленьцах маленьких», выпадающих из тучи на землю:

Когда я пришёл в Ладогу, поведали мне ладожане, что… живы ещё старики, которые ходили за Югру и Самоядь и видели сами в северных странах, как спустится туча, и из той тучи выпадут белки молоденькие, будто только что родившиеся, и, выросши, расходятся по земле, а в другой раз бывает другая туча, и из неё выпадают оленьцы маленькие и, выросши, расходятся по земле. Этому у меня есть свидетель посадник Павел Ладожский, и все ладожане. Если же кто этому не верит, пусть почитает Хронограф. В царствование Прова во время дождя из тучи великой пшеница с водою многою смешанная попадала, которую собрав, засыпали в закрома большие. Тае же при Аврелии серебряные крупинки упали на землю, а в Африке три камня упали громадных… В царствование… Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали египтяне ковать оружие, а до того они палицами и камнями бились.

Повесть временных лет. По Лаврентьевской летописи 1950 года. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. - М.; Л., 1950, Т.1.

Новгородцы, бывая на Северном Урале и в Зауралье и уезжая оттуда с богатой пушниной, охотно рассказывали традиционную для северных народностей легенду о падающих с неба белках. Немало ходило рассказов о золотом богатстве малоизвестной земли, в которой «боги из чистого золота»:

При устье Оби в области Обдоре стоит идол Золотая баба, или Золотая старуха. Это статуя в виде старухи, которая держит в утробе сына, и уже виден там ещё ребёнок, её внук.

О человецах незнаемых на восточной стране…с. 31

Наряду с легендарными рассказами, пришедшими из XI - XII веков, бытовали в XV - XVI веках реалистические повествования об изобилии мягкой рухляди в одежде:

…а платье носят соболие, а товар их соболи… А платие соболие и рукавицы и ноговицы, а иного платиа у них нет, ни товару никоторого; а соболи у них черны велми и великы; шерсть жива соболи по земли ся волочит.

Титов А. Сибирь в XVII веке. - М., 1890. - с. 3,5.

Теперь меха дороги, а было время, они были дешевле: так, например, жители Перми и Печоры обыкновенно выплачивали за железный топор столько собольих шкурок, сколько их, связанных вместе, московские купцы могли протащить в отверстие топора, в которое вставляется ручка.

Алексеев М.П. Сибирь в известиях… Изд. 2-е. - с. 267.

В народных представлениях складывался образ Уральской земли, изумительно богатой. Но достигнуть её трудно из-за природных преград. В рассказе югры новгородцам (XI век):

…есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотой как до неба… Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса, поэтому и не доходим до них никогда…

Повесть временных лет. - с.367-368.

Немецкий дипломат и путешественник С.Герберштейн, посетивший Россию в первой четверти XVI века, отмечал в своей книге ( 1549 г . издания):

За этой рекой (Печорой) простираются… высочайшие горы, вершины которых из-за непрерывных дуновений ветров совершенно лишены всякого леса и почти даже травы… Князь Московий Василий, сын Иоанна, некогда посылал через Пермию и Печору для исследования местности за этими горами и для покорения тамошних народов двух начальников из своих приближённых: Симеона Фёдоровича Курбского… и князя Петра Ушатого. Из них Курбский, в мою бытность в Московии, был ещё в живых и на мои расспросы об этом исходе отвечал, что он потратил семнадцать дней на восхождение на гору и всё-таки не мог перейти через верхушку горы, называемую на его родном языке Столп, то есть Колонна.

Герберштейн С. Записки о Московских делах. СПб., 1908. - с.133.

По следам древних обитателей Урала

Первая пещерная стоянка первобытных жителей Урала была обнаружена в 1878 году на берегу реки Пышмы около села Сухой Лог инженером Ф.Ю.Гебауэром.

При исследовании дна естественной пещеры были найдены остатки костей животных, наконечники кремневых стрел, оконечность копья из кремнисто-глинистого сланца, несколько костяных инструментов.

В 1827 в деревне Палкино, на современной территории Верх-Исетского района, купец С.С.Сигов искал клад, а нашёл человекообразных и птицеобразных идолов из меди. Сейчас они хранятся в Эрмитаже.

Зимой 1980 года в Игнатиевской карстовой пещере на Южном Урале были обнаружены росписи красной охрой. На стенах и сводах пещеры изображены мамонты, носороги, лошади, змеи, птицевидные фигурки и рисунки знакового характера - ряды полос и пятен. Радиоуглеродный анализ показал возраст - 14500 лет. Это древнекаменный век.

Следы пребывания доисторического человека, а их более тысячи предметов, которые хранятся в музеях, показывают, что стоянки располагались в разных точках Урала. Люди в древности селились возле воды, по берегам рек и озёр, часто там, где выходили месторождения железа и разных руд.

По словам Геродота, в V веке до н.э. существовал сухопутный торговый путь, ведущий из греческого города Ольвии, лежащего в устье Днепра, на северо-восток, до подножия высоких гор. Путь этот шёл через земли многих племён, и ходившие по нему скифы должны были пользоваться семью языками и семью переводчиками. Археологические находки подтверждают рассказы о постоянных торговых отношениях народов Приуралья со скифами.

Сведения об Урале XI - XVII веков разноречивы. Письменность сюда ещё не проникла, а своих письменных памятников этого периода нет. Поэтому учёными тщательно изучаются все заметки летописцев, путешественников и купцов, посетивших этот край. Первые письменные известия русских появились задолго до присоединения Урала к Русскому государству и до появления в документах самого термина «Урал». Они восходят к сведениям из «Повести временных лет»: « …А се суть инии языци, иже дань даютъ Руси: чюдь, меря, весь, мурома, черемись, мордъва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норома, либь: си суть свой язык имуще, от колена Афетова, иже живуть въ странахъ полунощныхъ ».

В новгородских грамотах 1264 года даётся перечень новгородских владений: «А се волости новгородьские: Вологда, Колоперемь, Заволоцье, Тре, Перемь, Югра, Печера, а ты волости держати мужи новгородьскыми» . В последней по времени договорной грамоте, заключённой между Новгородской республикой и великим князем московским Иоанном III (1471), так же упоминаются « Заволочие, Тир, Пермь, Печера, Югра, Вологда с волостями ».

В «Пермской летописи» говорится, что в 1472 году посланные Иоанном III войска, проходя по Пермской земле, повсюду встречали « дружеский приём и ласки » у местных жителей, продвигались быстро, строили и укрепляли города. « Вся земля Пермская покорилась Иоаннну. Это завоевание, которым владения Московские присоединились ко хребту гор Уральских, обрадовало государя и народ, обещая важныя торговыя выгоды ». (Шишонко В. Пермская летопись. Первый период. Пермь, 1881)

На рубеже XIV - XV веков, после падения татаро-монгольского ига на Руси, усилилась военная опасность со стороны Казанского и Сибирского ханств. Уральские земли постоянно подвергались нападениям.

Осенью 1581 года состоялся поход Ермака через Урал, а в 1583 году Иван IV отдал приказ о походе в Сибирь.

Первые русские поселения на Урале

В присоединённых к Русскому государству приуральских землях начали складываться органы управления и административное деление. Территории разделялись, подбирались места, где возводились деревянные стены с башнями и «тайниками» (подземными ходами и переходами). Центрами сельских округов стали погосты. Появились остроги - это самый распространенный тип поселения, форпосты - защитники восточных окраин. Росла численность населения, стали расти «городки», а затем «города».

Для примера расскажем о Нижне-Чусовском «городке». Он был основан в 1568 году. Располагался на береговой террасе невысокого берега реки Чусовой. Площадка имела форму неправильного треугольника: длина по краю берега 500 м ., ширина - 250 м . Археологи говорят, что при закладке городка был использован метод планировки Новгорода и Москвы. А предметы, найденные при раскопках идентичны аналогичным предметам русских городов XV- XVI веков.

Лозьвинский городок был основан в 1588-89 годах в устье реки Ивдель, впадающей в Лозьву. Это первое поселение на восточном склоне Урала располагалось в судоходной части реки для того, чтобы выполнять задачи «продвижения в Сибирь». Здесь имелась церковь, воеводский дом, укрепленные стены, но сильный пожар уничтожил деревянные постройки, и в 1597 году оставшиеся укрепления были разобраны и переправлены в Пелым. Пелым заложен в 1593 году по царскому указу в центре земель, населенных враждебно настроенными мансийцами на берегу реки Тавды. К деревянным стенам кремля с двух сторон примыкал посад, обнесенный острогом. В кремле находился воеводский дом, церковь и тайный погреб для хранения боеприпасов и казны. При воеводе находился многочисленный гарнизон. Известно, что Пелым играл большое значение в Уральском регионе, являясь вторым городом после Верхотурья. Позднее он стал центром уезда, включавшего вогульские волости по рекам Конде, Лозьве, Сосьве и Тавде. К концу XVI века в основном сложилось население территории, которая стала частью земель русского государства, и называлась Большой Урал.