Все вопросы

Риторические вопросы: примеры, теория. Риторический вопрос - это выразительный стилистический прием

Риторический вопрос, как эффективное ораторское средство используется для того, чтобы переубедить или привлечь внимание. Но как научиться правильно его задавать, чтобы не попасть в неловкость? Мы расскажем обо всех тонкостях употребления этой риторической фигуры.

Что такое риторический вопрос

Риторический вопрос - это оборот речи, который, имея форму вопроса, не требует ответа. Фактически, это утверждение с вопросительной интонацией, легко превращающееся в обычное предложение.

Людям свойственно ошибаться. – Свойственно ли людям ошибаться?

Если приходит болезнь, человека нужно лечить. – Нужно ли лечиться, когда приходит болезнь?

Такое обращение предполагает, что все адресаты заранее знают ответ, поэтому не станут проговаривать вслух свои мысли. Но сознание все равно ответит, создав внутренний образ и поток ассоциаций. Иллюзия разговора и диалога делает слушателей причастными, хотя на самом деле каждый может оставаться на своей территории комфорта.

Чаще всего риторический вопрос встречается в прозе и поэзии, публицистике, статьях на общественную тематику, политических выступлениях и дебатах.

Эта стилистическая фигура имеет следующие функции:

  • Подчеркнуть выразительность;
  • Предать изречению эмоциональной окраски;
  • Обратить внимание на выступающего;
  • Перенестись к определенному событию или месту;
  • Возбудить любопытство к себе или своему выступлению;
  • Вовлечь в беседу;
  • Поставить акцент на контрасте, противоположностях;
  • Процитировать, упомянуть знаменитость, ссылаясь на ее опыт.

Какие бывают риторические вопросы

  • Вопросительно-риторические . Человек формулирует фразу таким образом, чтобы дать эмоциональную оценку происходящему, выразить личное отношение:

Как я могла забыть дома телефон? (осуждение собственной растерянности, особенностей характера).

  • Побудительные . Они имеют менторский характер, призывающий к действию, но сформулированы мягче, чем приказ.

А вы еще не собираетесь ложиться на свою верхнюю полку? (вежливая, но резкая просьба перейти на свое место в поезде).

  • Отрицательные . Они отрицают какие-то события или явления, хотя в их структуре частица «не» отсутствует.

Вот было мне когда-то 18 лет: смогу ли я вернуть время назад? (сожаление о прошлом, осознание факта, что молодость не вернуть).

  • Утвердительные . Они усиливают уверенность в своей правоте. Характеризуются категоричностью, ярко выраженной эмоциональностью, напористостью, иногда даже надменностью.

Как можно так одеваться? (небрежность, осуждение внешнего вида другого человека).

Неужели есть люди, которые не любят шоколад? (уверенность в том, что шоколад должны любить все, удивление с долей иронии).

Риторический вопрос может нести как негативный, так и позитивный посыл:

  • Сопереживание, забота, поддержка:

Тебе плохо?

Ты правильно поступил. Кому бы это понравилось?

Неужели шеф не понимает, что ты тоже живой человек?

  • Цинизм, провокация, сарказм:

Как можно быть такой расхлябанной?

Вы думаете, что одни такие?

И каков будет ваш следующий промах?

У каждого есть свое восприятие мира, поэтому нет ничего удивительного в том, что услышанная фигура речи покажется непонятной. В таком случае стоит потратить время, чтобы точно разобраться в смысле, который несет изречения.

  • Если фраза «вытянута» из литературного произведения, нужно рассматривать ее в контексте эпохи, в которой жил автор, образа героя, а также главной идеи самого текста.
  • Большинство открытых вопросов стали идиомами, найти их можно в словаре фразеологизмов и крылатых выражений. Именно там рассказывается об их происхождении, подаются примеры, где уместно употреблять эту фигуру речи.
  • Переиначить обращение так, чтобы оно стало утверждением: «Я враг себе?» («Я себе не враг»).
  • Учитывать переносный или скрытый смысл. Зачастую оратор, используя разнообразные стилистические фигуры, старается завуалировать суть, чтобы не казаться слишком банальным.

Как и где правильно использовать риторический вопрос

Перед тем, как употребить риторический вопрос, желательно ознакомиться с особенностями его формулировки:

  • Обдумать, какую мысль эта фигура должна донести, как повлиять на слушателя.
  • Убедиться, что в данной коммуникативной ситуации можно будет избежать двузначности, недопонимания.
  • Максимально сократить вопрос, убрав из него лишние, непонятные, отвлекающие или слишком сложные слова.
  • Чтобы привлечь внимание аудитории и вывести ее из состояния покоя, то эту риторическую фигуру нужно использовать в начале речи.
  • Для подведения итогов его следует употребить в конце монолога.
  • Такие вопросы уместно использовать рядом с другими иторическими фигурами речи: восклицанием и обращением.
  • Все обороты требуют четкого и правильного произношения, уверенного голоса, а также сопровождения соответствующей мимикой и жестикуляцией.

Правильно сформулированная стилистическая фигура запоминается надолго, подталкивает к размышлениям и вызывает паузу в виде задумчивого молчания аудитории. Если это произошло – успех достигнут.

Когда ставят риторический вопрос

Чаще всего риторический вопрос ставится в двух случаях:

  • Когда ответ на него слишком очевиден, и коммуникатора нужно только подтолкнуть к выводам или раздумьям.

Вы не заставите человека любить чтение, если не пробудите интерес к литературе. Не станет же он пить, если не имеет жажды?

  • Когда ответ на вопрос не известен никому или его вообще не существует.

Кто в этом виноват?

Что делать?

Риторический вопрос – секретное оружие Черчилля

Британский государственный и политический деятель Уинстон Черчилль вошел в историю как мастер риторики, мыслитель, писатель, журналист. Его выступления имели ошеломляющий успех, влияя на ход истории. Слово стало для него настоящим оружием, вызывающим здравый смысл многочисленной аудитории.

В 1941 году, после нападение Японии на Перл-Харбор, мистер Черчилль был приглашен принять участие в заседании объединенного конгресса. Во время своего выступления он, прочитав «список нанесённого ущерба», заявил, что не находит логического объяснения действиям японцев и считает их людьми, потерявшими рассудок. После многозначительной паузы оратор спросил:

Как вы считаете, что они за люди?

Реакция зала не заставила долго ждать. Присутствующие сенаторы, политики, журналисты поднялись с кресел, взорвавшись аплодисментами. Этот риторический вопрос, поставленный Черчиллем в нужное время, сказал больше, чем многочасовые выступления других конгрессменов.

Черчилль раскрыл секрет своего ораторского мастерства: прием сильного риторического вопроса можно использовать в монологе только один раз. Обязательно условие таково: он должен звучать просто и резко. Одна строка – идеальная длина для этой фигуры речи.

Риторический вопрос может стать мощным оружием любого оратора, если он научится им пользоваться. Это несложно, если запомнить несколько важных правил, придерживаться наших рекомендаций и учесть секрет Черчилля.

Чаще всего риторические вопросы используются, чтобы подчеркнуть значимость утверждения и обратить внимание слушателя или читателя на конкретную проблему. При этом использование вопросительной формы является условностью, т.к. ответа на такой вопрос не ожидается или же он слишком очевиден.

Будучи одним из средств выразительности, риторические вопросы широко применяются в текстах художественного . Например, они часто использовались в произведениях русской XIX века («А судьи кто?», «Кто виноват?», «Что ?»). Прибегая к этим риторическим фигурам, писатели усиливали эмоциональную окраску высказывания, заставляли читателей задуматься над ним.

Нашли применение риторические вопросы и в публицистических произведениях. В них, помимо усиления текста, риторические вопросы помогают иллюзию беседы с читателем. Нередко этот же прием используют и во выступлений и лекций, выделяя ключевые фразы и вовлекая аудиторию в размышлений. Выслушивая монолог, человек невольно обращает особое внимание на высказывания, произнесенные с вопросительной интонацией, поэтому такой заинтересовать аудиторию очень эффективен. Иногда выступающий использует не один, а череду риторических вопросов, таким образом акцентируя внимание слушателей на самом важном доклада или лекции.

Помимо риторических вопросов, как в письменной, так и в устной речи используются риторические восклицания и риторические обращения. Так же, как и в риторических вопросах, главную роль тут играет интонация, с которой произносятся эти фразы. Риторические восклицания и обращения тоже относятся к средствам усиления выразительности текста и передают эмоции, чувства автора.

Видео по теме

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее адресата речи. Отличительным признаком этой конструкции является грамматическая форма именительного падежа. Кроме определения предмета, одушевленного или неодушевленного, обращение может содержать оценочную характеристику и выражать отношение говорящего к адресату. Для установления роли слов, называющих того, к кому обращаются с речью, следует выяснить, какими признаками может «обладать» эта конструкция.

Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, названия лиц по степени родства, по , положению в обществе, должности, званию, по взаимоотношениям людей. Реже как обращение используются клички животных, названия неодушевленных предметов или явлений природы, обычно в последнем случае олицетворяемых. Например:
- «А знаете, Шурочка, я должен вам кое-что сообщить». В роли обращения – имя собственное.
- «Брат мой! Как я рад тебя видеть!» Обращение называет лицо по степени родства.
- «Куда ж меня ты вынес, ?» Слово «океан» является , называя неодушевленный предмет. Такие конструкции используются в художественной речи, делая ее образной и выразительной.

В устной речи обращение оформляется интонационно. Для этого используются разные виды интонаций.
Звательная интонация характеризуется усиленным ударением и наличием паузы после обращения. В письменной речи такая интонация запятой или восклицательным знаком. (Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!)
Восклицательная интонация обычно используется в риторическом обращении, называющем поэтический художественный образ. (Летите , воспоминанья!)
Интонация вводности отличается понижением тона и быстрым темпом произношения. (Я страшно рад, Варенька, что вы ко мне заглянули.)

Если в разговорной речи основная функция обращений – дать наименование адресату речи, то в художественной они выполняют стилистические функции и являются носителями экспрессивно-оценочных значений. («Куда прешь, воровская харя?»; «Хорошая, любимая, мы друг от друга далеко ».)

Метафоричность поэтических обращений определяет и особенности их синтаксиса. Например, в художественной речи часто употребляются распространенные и однородные обращения (Услышь меня, хорошая, услышь меня, заря моя вечерняя, неугасимая.) Часто они придают речи интимность, особый лиризм. (Ты жива еще, моя старушка?)

Обратите внимание, что по грамматической форме обращение совпадает с подлежащим и приложением. Их не следует путать: подлежащее и приложение являются членами предложения и к ним задается вопрос. Обращение – это конструкция, грамматически не связанная с другими членами предложения, поэтому синтаксической роли не выполняет и вопрос к нему не ставится. Сравните:
«Ее мечты всегда были романтичны». Слово «мечты» является в предложении подлежащим.
«Мечты, мечты, где ваша сладость?» Это синтаксическая конструкция .

Видео по теме

Часто в ораторской и художественной речи используются приёмы выразительности – для привлечения внимания слушателя, акцентирования в речи. Это и структурные, и смысловые акценты, и интонационные особенности, и синтаксические. Одним из самых распространённых выразительных средств является риторический вопрос .

Определение.

Риторический вопрос – это вопросительная конструкция предложения, которая передаёт определенный посыл так же, как и повествовательное. То есть не требует на поставленный вопрос ответа.

В риторическом вопросе имеет место некое противоречие между заданной синтаксической формой – собственно вопросительной структурой – и смыслом, содержанием.

Посыл, который содержит риторический вопрос, связан с желанием выразить определенные эмоции и настроения, задать конкретный тон. Риторический вопрос подразумевает готовый и понятный читателю/слушателю ответ.

Используются риторические вопросы в:

  • художественных текстах: стихотворных и прозаических,
  • публицистике и СМИ,
  • ораторском искусстве.

Обычно в риторическом вопросе заложен протест. Например, у Александра Грибоедова в «Горе от ума» задаётся вопрос: «А судьи кто?» – ответ на который предполагает отрицание права окружения главного героя судить его поступки.

Примеры риторических вопросов.

В текстах и речи как риторические часто используются вопросы с:

  • местоименным вопросительным словом («И какой же русский не любит быстрой езды?» – Николай Гоголь),
  • вопросительной частицей, без специальных вопросительных слов («Я к Вам пишу – чего же боле? Что я еще могу сказать?» – Александр Пушкин).

Как правило, в конце риторического вопроса на письме используется вопросительный знак, реже – восклицательный:

  • Владимир Маяковский: «Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче?»
  • Александр Пушкин: «Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался!»

Возможна постановка двойного знака.

Роль риторических вопросов в стихотворении «Вечернее размышление».

Что значит появление риторического вопроса в тексте? Он предполагает работу мысли читателя. Так литературоведами отмечается серьёзная роль использования риторического вопроса в стихотворении Михаила Ломоносова «Вечернее размышление»:

«Но где ж, натура, твой закон?» – предполагается ответ, что её нет.
«С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?» – по утрам всегда восходит солнце и это очевидно, ответ не требуется.

«Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?» – предполагается, что такого быть не может.
«Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?» – здесь просматривается идеология деизма, присущая Ломоносову.


Ритори́ческий вопро́с - риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Также риторическим вопросом можно считать вопрос, ответ на который крайне очевиден. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.

Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.

Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, - своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, - так наз. фигуры (см.). Отличительной чертой этих оборотов является их условность, т. е. употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. Так, Р. в. представляет собой, в сущности, утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее уже известен, например:

Могу ль узреть во блеске новом Мечты увядшей красоту? Могу ль опять одеть покровом Знакомой жизни наготу? Жуковский В.А.

Очевидно, что смысл этих фраз в утверждении невозможности вернуть «мечты увядшей красоту» и т. д.; вопрос является условным риторическим оборотом. Но благодаря форме вопроса отношение автора к явлению, о котором идёт речь, становится гораздо более выразительным и эмоционально окрашенным.

Аналогичный условный характер имеет и риторическое восклицание, в котором восклицательная интонация не вытекает из смысла слова или фразы, а произвольно ей придаётся, выражая тем самым отношение к данному явлению, например:

Взмах! Взлёт! Челнок, снуй! Вал вертись вкруг! Привод вихрь дли! Не опоздай! Брюсов В.Я.

Здесь слова «взмах», «взлёт»,а так же слова вылет и влёт, так сказать, констатирующие движение машин, даны с восклицаниями, выражающими те чувства, с которыми поэт эти машины наблюдает, хотя в самих этих словах по их непосредственному смыслу для восклицательной интонации оснований нет.

В этом же примере находим и риторическое обращение, т. е. опять условное обращение к предметам, к которым в сущности обращаться нельзя («Челнок, снуй!» и т. д.). Структура такого обращения та же, что и в риторическом вопросе и риторическом восклицании.

Таким образом все эти риторические фигуры являются своеобразными синтаксическими конструкциями, передающими известную приподнятость и патетичность повествования.

Примеры риторических вопросов

  • Быть или не быть?
  • Доколе?
  • Кто виноват и что делать?
  • "А судьи кто?" (Грибоедов)
  • "Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?" (Пушкин)

Риторический вопрос - это фигура речи, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который ответ не требуется, поскольку заранее крайне очевиден. Другими словами можно сказать, что риторический вопрос представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.

Особенностью таких оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в предложениях, где этого по сути не требуется, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность.

в примерах:

  • «И какой же русский не любит быстрой езды?» Н.В. Гоголь
  • «И что такое рыцарь без удачи?» Д"Артаньян
  • «Разве я сторож брату моему?» Каин
  • «Быть или не быть?» Гамлет
  • «Что делать?» Чернышевский
  • «Ну когда уже наступит пятница?» Народное
  • «Почему начальник дурак?» Народное
  • «Зачем я вчера пил?» Народное

Так почему же вопрос назван риторическим? На самом деле все очень просто. Ораторское искусство было популярно еще с античных времен. Еще древние греки осваивали искусство речи, назвав эту науку риторикой (др.-греч. ῥητωρική - «ораторское искусство» от ῥήτωρ - «оратор»).

Похожими оборотами речи, усиливающими её выразительность, являются риторическое восклицание и риторическое обращение. Античные ораторы рассматривали риторические фигуры как некие отклонения речи от естественной нормы, «обыденной и простой формы», некое искусственное её украшение. Современное видение, напротив, исходит скорее из того, что фигуры - естественная и неотъемлемая часть человеческой речи.

Именно в диспутах были придуманы названия различным оборотам речи, в том числе риторические обороты. Ведь мы их и так используем в повседневной жизни даже не подозревая, как они правильно называются.