Разное

Романс – это небольшое лирическое музыкальное произведение. История романса Примеры исполнения жанра романс

История романса

Романс развился из Песни; - это произведение новейшего времени. Он появился и сформировался в XV век и XIX веках. В Россию романс пришёл из Испании и вскоре приобрёл национальные черты. Появился жанр русского романса, который быстро стал популярен на волне веяний романтизма. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами.

В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как городской романс, авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования.

Черты вокального романса

По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А.С. Даргомыжского "Старый капрал" - романс с припевом в форме куплетной песни. . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.

Основные жанровые признаки романса

  1. Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  2. Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  3. В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
  4. Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность.
  5. Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

Композиторы романсов

Шуберт Франц, Роберт Шуман,Феликс Мендельсон,Иоганнес Брамс,Гуго Вольф,Эдвард Хагеруп,Жюль Масснел, Шарль Гуно,Моцарт, - лучшие представители романса на Западе. Из русских композиторов замечательные образцы в этом роде дали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Михаил Иванович Глинка, Александр Сергеевич Даргомыжский, Александр Сергеевич,Рубинштейн,Кюи, Цезарь Антонович,Пётр Ильич Чайковский,Римский-Корсаков,Булахов,Сергей Васильевич Рахманинов,Георгий Васильевич Свиридов,Николай Карлович Метнер,Борис Прозоровскию пушкин

Романс в опере

Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).

Инструментальный романс

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это - пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.

Известные исполнители

  • Агафонов, Валерий Борисович
  • Баянова, Алла Николаевна
  • Изабелла Даниловна Юрьева
  • Анна Марли (Смирнова-Марли)
  • Линчук Лилия Васильевна
  • Олег Погудин
  • Валентина Пономарева
  • Александр Малинин
  • Петр Лещенко
  • Евгений Лещенко
  • Леонид Утёсов
  • Леонид Серебренников
  • Михаил Морозов
  • Юрий Морфесси
  • Андрей Лабинский

Ссылки

  • Сайт Романсы.ру - афиша живых концертов, конкурсы романса, школы романса, история романса, он-лан заказ дисков романса, программа радио романса, ассоциация старинного русского романса Изумруд
  • Кюи, Ц. А. . Русский романс: очерк его развития . Спб: Ф. Финдейзен, 1896. (Статьи впервые напечатались в 1895 г. в Артисте и в Недели .)
  • Cайт «Русский Романс» - представляет на своих страницах информацию о жанре: стили, направления, композиторы, исполнители.
  • Вадим Козин - романсы и песни
  • Романсы Анны Марли - Русские романсы в эмиграции
  • - коллекция исполнений русских романсов и народных песен
  • ACID-Romance, новое звучание романса от Евгения Лещенко и Михаила Банцева.

Примеры Романсов

  • Романсы Две Розы , Я вас любил , и Только Раз в исполнении Виктории Лисиной
  • Мой костёр в тумане светит... , Слеза , Гори, моё сердце в исполнении Анны Смирновой-Марли
  • Дорогой длинною в исполнении Ариадны и Александра Могилко

Примечания

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Романс (литература)
  • Медовуха

Смотреть что такое "Романс (музыка)" в других словарях:

    Музыка и Лермонтов - МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия

    Романс - употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия

    Романс о влюблённых - Романс о влюбленных … Википедия

    Музыка кино Сергея Соловьёва - Музыка кино Сергея Соловьева … Википедия

    РОМАНС - (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка

    Музыка Израиля - Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия

    Романс - РОМАНС у нас, как и во Франции, название стихотворения с характером любовной песни. Это название охотно придавал своим стихотворениям Лермонтов; также оно встречается у Пушкина, Козлова, Фета; позднее, напр., у Блока («Дым от костра струею… … Словарь литературных терминов

    Музыка России - Содержание 1 Народная музыка 2 Классическая музыка, опера и балет 3 Популярная музыка … Википедия

    Музыка - У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия

    Музыка - I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия



План:

    Введение
  • 1 История романса
    • 1.1 В России
      • 1.1.1 Виды русского романса
  • 2 Черты вокального романса
    • 2.1 Основные жанровые признаки романса
    • 2.2 Текст
  • 3 Список романсов
  • 4 Известные исполнители
  • Примечания
      .1 Литература

Введение

Василий Тропинин. «Гитарист»

Рома́нс в музыке (исп. romance , от позднелат. romanice , буквально - «по-романски», то есть «по-испански») - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением .


1. История романса

Термин «романс» возник в Испании в Средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом (нем. Lied, англ. Song) .

Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XV и XIX веках. Расцвет романса как синтетического музыкально-поэтического жанра начался во 2-й половине XVIII века в Германии, Франции и России. Большое влияние на его развитие оказало творчество крупнейших поэтов Гёте и Гейне.

В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт, Шуман, Брамс, Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне, Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример - Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый - Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Во 2-й половине XIX - начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ.

Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс , рассчитанный на певцов-любителей.


1.1. В России

В России романс вскоре приобрёл национальные черты. В России вначале «романсом» называлось вокальное произведение на французском языке (пусть и написанное русским композитором), а произведение с текстом на русском языке - «российской песней» .

Затем появился жанр русского романса, который быстро стал популярен на волне веяний романтизма. В XVIII веке существовал сентиментальный романс, когда стихи поэтов типа Сумарокова или Тредиаковского писались на мотивы народных песен .

На основе русского романса в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня собственно самими цыганами.

Из русских композиторов замечательные образцы создали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Кюи, Чайковский, Римский-Корсаков, Булахов, Рахманинов, Свиридов, Метнер, Б. Прозоровский.


1.1.1. Виды русского романса

Изабелла Юрьева

  • Городской романс - авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования.
  • Цыганский романс
  • Жестокий романс
  • Казачий романс - казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. Родоначальником "казачьего романса", считается песня неизвестного автор 19 века "Не для меня придёт весна...".

2. Черты вокального романса

По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. (Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А. С. Даргомыжского «Старый капрал» - романс с припевом в форме куплетной песни) . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром. «Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого» .


2.1. Основные жанровые признаки романса

  • Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  • Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  • В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности.
  • В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
  • Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность.
  • Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

Романс встречается и в операх (например,gjgmghjghjghjghjgj романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это - пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.


2.2. Текст

Жанровые разновидности романса - баллада, элегия, баркарола, романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков - обычно это небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования .

3. Список романсов

  • Plaisir d’amour - - классический французский романс, написанный в 1784 году Жаном-Полем Эжидом Мартини на стихи Жана-Пьера Клари де Флориана.

4. Известные исполнители

  • Агафонов, Валерий Борисович (1941-1984)
  • Баянова, Алла Николаевна (р. 1914)
  • Вертинский, Александр Николаевич (1889-1957)
  • Лещенко, Пётр Константинович (1898-1954)
  • Лабинский, Андрей Маркович (1871-1941)
  • Малинин, Александр Николаевич (р. 1958)
  • Морфесси, Юрий Спиридонович (1882-1957)
  • Морозов, Михаил Александрович (р.1972)
  • Погудин, Олег Евгеньевич (р. 1968)
  • Пономарёва, Валентина Дмитриевна (р. 1939)
  • Плевицкая, Надежда Васильевна (1884-1940)
  • Словцов, Пётр Иванович (1886-1934)
  • Утёсов, Леонид Осипович (1895-1982)
  • Фигнер, Николай Николаевич (1857-1918)
  • Хиль, Эдуард Анатольевич (р. 1934)
  • Шаляпин, Фёдор Иванович (1873-1938)
  • Штоколов, Борис Тимофеевич (1930-2005)
  • Юрьева, Изабелла Даниловна (1899-2000)

РОМАНС

(испан. romance , от позднелат. romanice , букв. - " по-романски", т.е. по-испански) - музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или гитары, арфы и т.п. первоначально романс - бытовая песня на родном "романском" языке. поэтический текст романса находит разнообразное музыкальное воплощение. романс - основной жанр вокальной камерной музыки.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РОМАНС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РОМАНС в Словаре литературоведческих терминов:
    - (франц. …
  • РОМАНС в Большом энциклопедическом словаре:
    (исп. romance) музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название "романс" носят …
  • РОМАНС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально - по-романски, т. е. по-испански), камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин …
  • РОМАНС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Романс (муз.) - вокальное сочинение, написанное на небольшоестихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Ноформе Р. схож с песнью; как и последняя, …
  • РОМАНС в Современном энциклопедическом словаре:
    (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в …
  • РОМАНС
    [французское romance, от roman романский] 1) в музыке небольшая вокальная пьеса, обычно лирического содержания; также пьеса для скрипки, виолончели, фортепиано, …
  • РОМАНС в Энциклопедическом словарике:
    а, м. Небольшое вокальное произведение лирического характера. Романсный - относящийся к романсу, …
  • РОМАНС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. Старинные русские романсы. II прил. романсный, -ая, -ое …
  • РОМАНС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АНС (исп. romance), муз.-поэтич. произв. для голоса с инстр. (гл. обр. фп. и гитарным) сопровождением, важнейший жанр камерной вок. музыки. …
  • РОМАНС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    рома"нс, рома"нсы, рома"нса, рома"нсов, рома"нсу, рома"нсам, рома"нс, рома"нсы, рома"нсом, рома"нсами, рома"нсе, …
  • РОМАНС в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Небольшое музыкальное произведение лирического или лирико-драматического содержания для голоса с инструментальным сопровождением. Романсы Глинки. Цыганские романсы. Романс …
  • РОМАНС
    Поэзия для …
  • РОМАНС в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Песня про очи …
  • РОМАНС в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Гитарный …
  • РОМАНС в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. romance roman романский) 1) небольшое музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (иа фортепьяно, гитаре в т. п.); романсом …
  • РОМАНС в Словаре иностранных выражений:
    [фр. romance 1. небольшое музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (иа фортепьяно, гитаре в т. п.); романсом часто называют инструментальные …
  • РОМАНС в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • РОМАНС в словаре Синонимов русского языка:
    жанр, песня, …
  • РОМАНС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) а) Небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких-л. других инструментов (гитары, арфы и т.п.). б) Небольшая …
  • РОМАНС в Словаре русского языка Лопатина:
    ром`анс, …
  • РОМАНС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    романс, …
  • РОМАНС в Орфографическом словаре:
    ром`анс, …
  • РОМАНС в Словаре русского языка Ожегова:
    небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением Старинные русские …
  • РОМАНС в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (исп. romance), музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название «романс» носят …

Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV-XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни - как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали , Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов - , .

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.

С инструментальным сопровождением. Происхождение романса обязано Испании, где и возник сам термин «романс», который в то время обозначал светскую песню на испанском (романском) языке не на религиозный сюжет, отсюда и название романс. В конце XIX века романс стали исполнять сольно с аккомпанементом виуэлы или гитары.

Невозможно рассказать всё о русском романсе, ведь этот жанр так полюбился нашими соотечественниками, и создано огромное количество произведений в этом жанре. В Россию романс пришёл уже из Франции во второй половине XVIII века. На этот период пришёлся расцвет русской поэзии и новый жанр в вокальном искусстве пришёлся как нельзя кстати, впитав в себя характерные русские поэтические черты. Само понятие русский романс появилось гораздо позже, когда народные песенные мелодии проникли в умы образованных социал-демократов. Именно в русском-народном творчестве и находятся истоки зарождения русского романса как отдельного жанра в вокальном искусстве. Песенное творчество середины XVIII – XIX века, дошедшее до нас, в большинстве своём представлено анонимными авторами. В те времена этот жанр передавался устно, поэтому менялись и слова, и мелодия. Со временем стали появляться люди, которые пытались собрать произведения нового жанра воедино и записать их. Возможно, они и сами привносили что-то в эти произведения. Позднее к жанру романса стали обращаться многие композиторы. Самые знаменитые русские композиторы, которые сочиняли в жанре русского романса, это Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Алябьев, Варламов, Глинка, Гумилёв, Даргомыжский, Кюи, Свиридов и многие другие. Очень сильное влияние на развитие русского романса оказало влияние А.С.Пушкина. Огромное количество романсов написано на его стихи.

В дальнейшем композиторы начинают объединять романсы в вокальные циклы, создавая тем самым более крупные по форме произведения, в которых часто использовались контрастные музыкально-поэтические образы, что было бы невозможно уместить в размер одного романса.

Дальнейшее развитие жанра романса в XX веке начинается с расширения новых задач: развитие новых музыкальных форм, новый синтез музыки и поэзии. Возникает новый жанр – «стихотворение с музыкой». Такие сочинения есть у С.И.Танеева, С.В.Рахманинова, Н.К.Метнера, С.С.Прокофьева. Чтобы добиться приближения к интонациям естественной речи, композиторы используют и прозу, и произведения, написанные «белым стихом». Также, начинает развиваться инструментальная часть русского романса, особенно это ярко выражалось в фортепианных партиях, которые наравне с мелодией и стихотворением, выполняли важную музыкально-образную функцию. В романс проникает и фольклорная тематика, что ярко выражено творчеством композитора И.Ф. Стравинского. Далее советские композиторы продолжают развивать классическое направление вокально поэтического-жанра, усиливая в русском романсе песенное начало и приближая романс к песне.