Все вопросы

Какое общее название имеют науки о природе? Классификация наук по предмету исследования.

Еще будучи школьницей я думала: зачем мне это естествознание? Разве я не отличаю дубовый лист от кленового, березу от калины? Но изучать науки о природе важно! Хотя бы для того, чтобы знать, из какой травки заварить чай, когда на отдыхе вдруг заболел живот.

Науки о природе объединены в три группы

Наук о природе сегодня очень много. Они пытаются изучить и понять мир вокруг нас. По-моему, их можно объединить в три группы:

  • физические науки;
  • геологические науки;
  • биологические науки.

Все это естественные науки. Первая группа изучает неживые природные объекты, а также законы, которые ими управляют. Сюда относятся физика, химия, астрономия.

В физике ученые пытаются изучать Вселенную, набор основных законов, которые объясняют маленькие и самые большие вещи.

В химии изучают состав, строение, изменения и свойства веществ, руководствуясь химическими связями и реакциями. Очень мне нравились эксперименты на уроках химии. Когда в пробирках что-то булькало, меняло цвет и даже взрывалось. Главное, не переусердствовать. Потому что можно и школу подорвать.

В астрономии изучают небесные тела. Происхождение планеты, на которой мы живем. Другие планеты, звезды, кометы и целые галактики. А вы знаете, что, когда мы смотрим на звезды, видим далекое-далекое прошлое?


Углубление в недра

Геологические науки заставляют нас углубляться в недра. Изучают происхождение и строение Земли, геосфер, которые ее составляют. Я убеждена, если хорошо изучить геологические науки, то можно и золото нарыть.

Эта группа включает в себя геологию, океанографию, минералогию, геодинамику, палеонтологию. Самая интересная из них, по-моему, палеонтология. Она изучает жизнь, которая была на нашей планете в доисторические периоды. Все эти скелеты динозавров, кости мамонтов меня всегда восхищают.


Кто живет на нашей планете

Биологические науки исследуют живые существа. Их строение, происхождение, эволюцию, функции. Только во время школьного обучения учащиеся знакомятся почти с двадцатью биологическими науками. Не уверена, что надо аж столько много, но с радостью посидела бы снова на уроках, чтобы узнать что-то интересное. Послушайте только сами названия: лихенология, микология, цитология, гистология. Учиться и учиться!

Многие науки между собой объединяются, чтобы лучше исследовать то или иное явление. Так возникают астрофизика, биофизика, геохимия, биохимия, астрохимия и другие.

К точным наукам принято относить такие науки, как химия, физика, астрономия, математика, информатика. Так исторически сложилось, что точные науки главным образом уделяли внимание неживой природе. В последнее время говорят о том, что и наука о живой природе, биология, сможет стать точной, поскольку в ней все чаще применяются те же методы, что , физике и т.д. Уже сейчас есть точный раздел, относящийся к точным наукам, - генетика.

Математика - фундаментальная наука, на которую опирается множество других наук. Она считается точной, хотя иногда в доказательствах теорем используются допущения, которые доказательству не подлежат.

Информатика - о способах получения, накопления, хранения, передачи, преобразования, защиты и использования информации. Поскольку это все позволяют осуществлять компьютеры, информатика связана с вычислительной техникой. Она включает различные относящиеся к обработке информации дисциплины, такие как разработка языков программирования, анализ алгоритмов и т.д.

Что отличает точные науки

Точные науки изучают точные закономерности, явления и объекты природы, которые можно измерять с помощью установленных методов, приборов и описывать с помощью четко определенных понятий. Гипотезы основываются на экспериментах и логических рассуждениях и строго проверяются.

Точные науки обычно имеют дело с численными значениями, формулами, однозначными выводами. Если взять, например, физику, законы природы действуют в равных условиях одинаково. В гуманитарных же науках, таких как философия, социология, каждый человек может иметь свое мнение по большинству вопросов и обосновывать его, но доказать, что это мнение единственно правильное, он вряд ли сможет. В гуманитарных дисциплинах сильно выражен фактор субъективности. Результаты измерений точных наук можно проверить, т.е. они объективны.

Суть точных наук можно хорошо понять на примере информатики и программирования, где применяется алгоритм «если - то - иначе». Алгоритм подразумевает четкую последовательность действий для достижения конкретного результата.

Ученые и исследователи продолжают делать все новые открытия в различных областях, многие явления и процессы на планете Земля и во вселенной остаются неизученными. Ввиду этого можно предположить, что даже любая гуманитарная наука могла бы стать точной, если бы существовали методы, позволяющие раскрыть и доказать все пока необъяснимые закономерности. А пока люди просто не владеют такими методами, поэтому им приходится довольствоваться рассуждениями и делать выводы на основе полученного опыта и наблюдений.

Изучением человеческого языка в целом занимается языкознание (син. языковедение и лингвистика). Внутри этой научной дисциплины выделяются: частное языкознание, занимающееся отдельным языком или группой родственных, например, славянских; общее языкознание, изучающее природу языка, и прикладное языкознание, которое решает практические задачи носителей языка, к примеру, автоматизированный перевод.

Инструкция

В настоящее время языкознание включает в себя множество разделов и подразделов, которые исследуют языковую систему с различных точек зрения, изучая лексику, грамматику, фонетику, морфологию и т.д. Язык исследуется в аспектах антропологии (человеческого фактора – история, быт, традиции, культура), когнитивизма (соотношение языка и сознания), прагматизма и т.д.

Лексикология проводит исследование в области различных языковых пластов внутри отдельно взятого языка, к примеру, фразеологический состав языка – пословицы, поговорки, устойчивые выражения и т.д. Отдельно рассматриваются профессиональный сленг – термины и жаргон отдельных субкультур и слоев населения – тюремный, молодежный и т.д. Лексикология занимается языковыми явлениями, такими как , и прочими. Все это объединяется общим термином – словарный состав языка.

Лексикология очень тесно связана со , которая изучает в основном не отдельно взятые слова и выражения, а функциональное применение языка, выделяя особенности языковых высказываний. Стилистика исследует язык политиков, журналистов, писателей, медиков и представителей других . Ученые ищут на вопрос, чем язык отличается от устной и письменной речи, в аспекте стиля. Стилистика косвенно служит образовательным целям, демонстрируя выразительные языковые средства и разъясняя способы их применения. Таким образом, стилистика соприкасается с прикладной дисциплиной – культура речи.

В отдельный раздел языкознания выделяется грамматика. Целью раздела является изучение строя языка. В задачи грамматики входит описание способов образования слов, склонения, глаголов, образование времен и т.д. Эти задачи обуславливают появление двух подразделов грамматики: синтаксиса и морфологии. Синтаксис исследует законы построения предложения, сочетание слов в словосочетании. Морфология изучает абстрактные единицы языка под названием «морфема», которые не являются самостоятельными, а входят в

24.09.2017 статья

Как известно, экология - достаточно молодая наука, появившаяся как отдельная дисциплина на рубеже XIX и XX веков. Собственно, наукой её стали считать лишь в ближе к 60м годам XX века, когда состояние окружающей среды вызвало у людей серьёзное беспокойство. А вот предыстория экологии началась гораздо раньше: далеко не каждому известно, что, возможно, первым экологом на Земле был… Аристотель!

«История животных» Аристотеля - первый в мире учебник экологии

Трактат Аристотеля «История животных» стала первой попыткой систематизировать представителей животного мира в соответствии с их строением, средой обитания, способом размножения и т.д. В наше время некоторые названия, использованные философом, кажутся по-детски наивными. Например, Аристотель поделил животных на «кровяных» (собака, лошадь) и бескровных (сюда вошли насекомые). Однако не стоит недооценивать значение этого труда, состоящего из 10 книг, для становления современной науки экологии. На протяжении столетий, начиная с эпохи Средневековья и заканчивая XVIII веком, «История животных» использовалась как важнейший источник систематизированной информации о животных и природе.

Авторы Античного мира и тема экологии

Аристотель оказался не единственным среди своих современников, кого волновали вопросы экологии. В частности, Гиппократ (460 - 356 до н.э.), называемый отцом медицины, является автором множества трудов, посвящённых врачеванию и анатомии человека, а также темам, непосредственно связанным с экологией.

Говоря о произведениях, посвящённых изучению природы в те дни, нельзя не упомянуть и Гераклита, считающегося первооснователем диалектики. К сожалению, из всех произведений Гераклита, частично сохранился лишь труд «О природе», да и то в виде нескольких крошечных отрывков-цитат.

Сборник эпических произведений «Махабхарата», ставших одним из крупнейших литературных сборников Древней Индии, содержит сведения о повадках и особенностях более чем 50 животных, описанию которых придается не меньшее значение, чем текстам на богословскую, правовую и политическую тематики.

Теофраст Эрезийский (371 - 280 до н.э.), являющийся учеником Аристотеля, продолжил дело своего учителя по исследованию мира природы и посвятил немало времени изучению сортов и форм растений, а также их зависимости от условий существования. Результатом упорного многолетнего труда стали книги «История растений» и «Причины растений», сделавшие философа в глазах всего мира «отцом ботаники».

Средневековая наука экология

Интерес к экологии в Средние века заметно поутих в сравнении с Древним миром. Внимания общества, сосредоточенного на богословии, элементарно не хватало на изучение природы и её законов. Весь интерес к природе ограничивался изучением целебных свойств трав, а происходящее вокруг принято было считать промыслом Божиим и принимать как неизбежность.

Однако наблюдалось и проявление интереса к характеру природы в чужих, неизведанных странах. В XIII веке немалую роль в развитии экологии сыграли путешествия бесстрашного Марко Поло и его книга, написанная под впечатлением посещения невиданных в те времена далёких земель ― «Книга о разнообразии Мира».

Существенные изменения в плане интереса к экологии произошли лишь в XIII веке.

Альберт Великий (Альберт фон Больштедт)

Альберт Кельнский, возведённый в ранг святых в 1931 году, был в высшей степени примечательной личностью.

Родившийся в конце XII столетия, будущий философ примерно в 1212 году стал студентом Падуанского университета, где проявил недюжинные способности к естественным наукам, не пользующихся в то время особым успехом среди молодёжи.

Тщательно изучая труды Аристотеля, Альберт стал автором нескольких книг, в которых главное внимание уделялось основным положениям ботаники, законам жизнедеятельности растений. Именно он впервые подчёркивает взаимосвязь размножения растений с питанием и наличием «солнечного тепла», обращает особенное внимание на причины их зимнего «сна».

Венсант де Бове (1190 ―1264)

Доминиканский монах, живший во Франции в XIII, внёс свою лепту в развитие экологии как науки в виде огромной энциклопедии «Зерцало великое», одна из частей которой посвящена естественным наукам ― астрономии, алхимии, биологии ― и названа «Зерцало природное».

В качестве примера трудов, направленных на изучение природы в Средние века, можно привести также и «Поучение Владимира Мономаха», получившее распространение в XI веке, и произведение доминиканского монаха Иоанна Сиенского «О поучениях и сходствах вещей», написанное в начале XIV века.

Однако следует заметить, что отношение к природе в те времена было исключительно потребительским, и основной целью исследований являлся поиск путей обогащения и максимального использования природных ресурсов наряду с приложением минимальных усилий.

Экологическая наука эпохи Возрождения

В этот период наблюдается перелом во всех сферах жизни человека ― от выхода экономических отношений на более высокий уровень до стремительного и разностороннего развития наук.

Предпосылками подобных метаморфоз послужили политические процессы, происходящие в социуме XIV - начала XVII веков: становление буржуазного общества заставило его членов по-новому взглянуть на природу и собственно на человека как её неотъемлемую часть.

Пришла пора систематизировать стихийно копившиеся на протяжении веков знания и разделить их на самостоятельные отрасли, не смешивая воедино открытия из области физики, географии, химии и ботаники. Черты биологии как науки начали чётко прорисовываться в общественном сознании.

Конечно же, науки тех веков были далеки от экологии в современном понимании этого слова, но нельзя не согласиться, что в сравнении со Средневековьем, это был прорыв…

Имена, вошедшие в историю экологии Реннесанса

Если развитие экологии как науки в Средние века было сопряжено с накоплением знаний, то вполне естественным является то, что основной особенностью периода Возрождения стала систематизация и анализ имеющихся данных.

Первыми систематиками стали:

  • Андреа Цезальпин или Чезальпино (1519-1603), открывший период искусственных систем в ботанике и систематизировавший растения согласно строению их семян, цветков и плодов, опираясь на труды Аристотеля;
  • Джон Рей (1623-1705), создавший научное естественноисторическое общество в Англии, автор книги «Catalogue de la flore de Cambridge» и других научных сочинений, посвященных ботанике;
  • Жозеф Питтон де Турнефор (1656- 1708) ― член Парижской академии наук, создавший оригинальную классификацию растений на основании строения венчика цветка.

Можно назвать ещё множество имён, чья деятельность была объединена одной общей идеей: состояние и обилие растений непосредственно зависит от условий их произрастания, качества почвы, погодных условий и прочих факторов.

Первые экологические эксперименты

Проведение первого в истории человечества эксперимента экологической направленности стало своеобразным предвестником появления экологии как науки. Роберт Бойль (1627- 1691) ― известный английский химик ― доказал посредством эксперимента влияние атмосферного давления на животных.

Интересно, что эксперименты, связанные с растениями, начали проводиться гораздо раньше, чем с животными.

Экология и путешествия

Немалый вклад в развитие экологии сделали и путешественники XVII-XVIII веков, обращавшие внимание на образ жизни животных в разных странах, миграции и межвидовые взаимоотношения, проводя параллели и делая логические заключения о зависимости этих фактов от условий обитания.

Среди них ― Антони ван Левенгук, натуралист из Нидерландов. Французский биолог Жорж-Луи Лекле́рк, граф де Бюффо́н, чьи работы стали основой учения Дарвина и Ламарка.

Наука и сплетни

Путь становления экологии нельзя назвать гладким и планомерным ― бытовавшие в мире средневековые нелепицы продолжали провозглашаться в качестве научных аксиом.

К примеру, идея самопроизвольного зарождения жизни на Земле, господствовавшая в обществе, была наголову разбита итальянским биологом Франческо Реди ещё в конце XVII столетия, но продолжала существовать вплоть до XIX века.

Учёные мужи свято верили, что птицы и насекомые могут зарождаться из веток деревьев, а выращивание гомункулуса (человекоподобного существа) в колбе считалось вполне реальной задачей, хотя и противозаконной. Для создания мыши предположительно требовался человеческий пот, поэтому на роль лучшего материала для таких целей претендовала грязная рубашка.

Становление экологии в России

Российские натуралисты XVIII века, как и географы, уделяли серьёзное внимание взаимосвязи растительного и животного мира с климатом. Самые известные имена ученых, посвятивших этому вопросу свои труды, ― это И. И. Лепёхин и С.П. Крашенников, М. Ломоносов и С. Паллас.

Симон Паллас (1767 – 1810)

Настоящим шедевром стал труд Петера Симона Палласа, немецкого учёного, пребывавшего на русской службе, под названием «Зоография». Книга содержала подробное описание 151 вида млекопитающих и 425 видов птиц, включая их экологию и даже экономическое значение, которое они представлялидля страны. В ней Паллас особое внимание уделяет миграциям и развивает идею расселения животных по территории России с целью увеличения популяций. Благодаря этому труду Паллас заслуженно считается основателем зоогеографии.

Михаил Ломоносов (1711 – ­1765)

Известный российский учёный придавал большое значение влиянию окружающей среды на живые организмы и предпринимал попытки выяснить особенности существования древних моллюсков и насекомых, изучая их останки. Его труд «Слово о слоях земных» стало одним из первых трактатов, посвящённых вопросам геологии.

Рождение современной экологии

Если ранее экология как наука находилась на стадии зарождения, проявляясь в смежных формах ботанической географии, зоогеографии и т.д., то XIX век может по праву считаться веком появления науки экологии как биологической дисциплины.

Теория естественного отбора, идея которой принадлежит одновременно нескольким учёным (Ч. Дарвин, А. Уоллес, Э. Блайт, В. Уэллс, П. Мэтью), как и труды датского ботаника и первого эколога Йоха́ннеса Эуге́ниуса Ва́рминга, стали основой новой науки.

В конце века (1896г.) была выпущена первая книга на тему экологии, где в названии употреблялся экологический термин: «Экологическая география растений». Автор книги ― Й.Э. Варминг – создал концепцию экологии и впервые прочитал курс экологии в университете, за что обрёл заслуженное имя основателя этой науки, существовавшей первое время в форме раздела биологии

Автором самого термина «экология» является Эрнст Генрих Геккель ― естествоиспытатель и философ, живший в Германии в конце XIX― начале XX века. Кроме этого названия новой науки, Геккелю принадлежат такие термины как «питекантроп», «онтогенез» и «филогенез».

Первоначальное значение термина заметно отличалось от современного понимания этого слова. Геккель видел экологию как «…науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все условия существования» (Э. Геккель, «Всеобщая морфология организмов»).Таким образом, предназначение экологии учёный видел в изучении взаимоотношений отдельных видов, что соответствует современному пониманию аутэкологии.

Трансформация смысла, вкладываемого в термин, происходила постепенно, по мере того, как перед человечеством вставали вопросы охраны окружающей среды.

Самостоятельной наукой экология стала лишь в первой половине XX века, когда человечество вплотную подошло к вопросу необходимости охраны природы и окружающей среды. Только к середине века опыт, кропотливо накопленный на протяжении веков человечеством, был собран воедино, как мельчайшие фрагменты сложной мозаики, чтобы дать жизнь науке, чьей целью является сохранение жизни всей планеты.

Концепции Аюрведы, основные элементы мироздания - эфир, воздух, огонь, вода и земля выражены в человеческом теле как три функциональных принципа, носящих название тридоша. Из эфира и воздуха получается телесный воздух (вата доша). Огонь в сочетании с водой реализует телесный огонь (питта доша). Земля... одноразовом медикаментозном лечении, а на необходимости соблюдения определенного образа жизни до появления первых симптомов болезни, Аюрведа действительно заслуживает свое название - "наука жизни".

https://www.сайт/journal/11382

Некая субстанция или начало, которая и дает всему движение и жизнь. Они расходились в выражениях и названиях , которыми они определяли эту силу, также как и в подробностях самой теории, но основной взгляд, общий всем... тело физическое, но и мозг получает новый приток энергии и развиваются новые способности и психические силы. Тот, кто овладел наукой накопления праны, сознательно или бессознательно, часто оказывается способным излучать из себя её, как жизненную силу и воздействовать ею на...

https://www..html

Раствору добавить налоксон, блокирующий действие морфия, как анестизирующее действие исчезнет. Почему так происходит, наука не знает. Есть много других примеров изменения в физиологическом и психологическом состоянии человека после приема... до сегодняшних размеров за 10-33 секунд! Но могло ли такое быть? Равномерный "нагрев" остается для науки аномалией. 3. Ультрасильное космическое излучение Космическими лучами называют перемещающиеся почти со скоростью света протоны (или тяжелые атомные...

https://www.сайт/journal/18659

Возьмите список публикаций вашего героя и зайдите в Российский индекс научного цитирования. Попробуйте ввести в поисковый запрос названия нескольких его или ее текстов, а заодно фамилию в авторском поиске. Ожидаемое число публикаций и цитирований... же опыт с Google Scholar, перебрав названия англоязычных публикаций и разные написания фамилии автора. Важность английского также варьируется от дисциплины к дисциплине – социальные или гуманитарные науки , производящие локально потребляемое знание, тут...

https://www.сайт/journal/146374

Объединенного института ядерных исследований Андрей Попеко. "Премьер-министр земли Гессен, министр науки земли Гессен, заместитель министра науки ФРГ, председатель Общества Гельмгольца торжественно дернули за рычажки, и открылось наименование "copernicium" ... , сосиски и так далее", - добавил Попеко. Название "коперникий" было официально присвоено 112-му элементу в феврале 2010 года: о том, что 112-й элемент назван в честь польского астронома Николая Коперника, Международный союз чистой...

https://www.сайт/journal/127884

Предыдущие исследования, направленные на изучение строения и работы головного мозга, продемонстрировали, что в процесс определения названия устройства вовлечен отдел мозга, отвечающий за пуск в действие самого прибора. После того как профессор... видом деятельности, то это замедляет способность испытуемых думать о демонстрируемом приборе и извлекать из памяти его название . "Большинство людей полагают, что мыслительные процессы являются независимыми и самостоятельными ", - добавляет профессор...

https://www.сайт/journal/131160

Открыватели - физики из немецкого Института тяжелых ионов (Gesellschaft fur Schwerionenforschung, GSI) в Дармштадте, - элемент получил название коперникий. Об этом сообщил руководитель центра физики тяжелых ионов GSI Хорст Штокер. "Я только что... . Имя для нового элемента было предложено еще в июле 2009 года. До признания новый элемент носил название унунбий. Коперникий является самым тяжелым из официально признанных Международным химическим союзом элементов (признание произошло в июне...

Наука - это сфера профессиональной деятельности человека, как и любая другая - индустриальная, педагогическая и т. п. Единственное ее отличие заключается в том, что главная цель, которую она преследует, - получение научного знания. В этом и состоит ее специфика.

История развития науки

Древняя Греция считается европейской родиной науки. Жители именно этой страны первыми осознали, что мир, окружающий человека, совсем не таков, каким считают люди, изучающие его лишь посредством чувственного познания. В Греции был впервые совершен переход чувственного к абстрактному, от познания фактов окружающего нас мира к изучению его законов.

Наука в эпоху средневековья оказалась в зависимости от теологии, поэтому существенно замедлилось ее развитие. Однако со временем в результате полученных Галилеем, Коперником и Бруно открытий она стала оказывать все большее влияние на жизнь общества. В Европе в 17-м веке проходил процесс ее формирования как общественного института: учреждаются академии и научные общества, издаются научные журналы.

Новые формы ее организации возникли на рубеже 19-20-го вв.: научные институты и лаборатории, исследовательские центры. Наука стала оказывать примерно в это же время большое влияние на развитие производства. Она стала особым его видом - духовным производством.

Сегодня в области науки можно выделить следующие 3 аспекта:

  • наука как результат (получение научных знаний);
  • как процесс (сама ;
  • как социальный институт (совокупность учреждений науки, сообщество ученых).

Наука как институт общества

Проектные и технологические институты (а также сотни различных научно-исследовательских), библиотеки, заповедники и музеи входят в систему учреждений науки. В вузах сосредоточена значительная часть ее потенциала. Кроме того, в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях сегодня все больше работает докторов и кандидатов наук, а значит, и эти учебные заведения будут все активнее вовлекаться в научную работу.

Кадры

Любая человеческая деятельность подразумевает, что ее кто-то осуществляет. Наука - это социальный институт, функционирование которого возможно только при наличии квалифицированных кадров. Их подготовка осуществляется через аспирантуру, а также соискательство степени кандидата наук, присуждающейся людям с высшим образованием, которые сдали специальные экзамены, а также опубликовали результаты своего исследования и защитили публично кандидатскую диссертацию. Доктора наук - это кадры высшей квалификации, которые готовятся через соискательство или же через докторантуру выдвигаются из числа

Наука как результат

Перейдем к расссмотрению следующего аспекта. Как результат наука - это система достоверных знаний о человеке, природе и обществе. Следует подчеркнуть в данном определении два существенных признака. Во-первых, наука - это взаимосвязанная совокупность знаний, приобретенных человечеством на сегодняшний день по всем известным вопросам. Она отвечает требованиям непротиворечивости и полноты. Во-вторых, суть науки заключается в приобретении достоверных знаний, которые следует отличать от житейских, бытовых, присущих каждому человеку.

Свойства науки как результата

  1. Кумулятивный характер научного знания. Объем его за каждые 10 лет удваивается.
  2. К дроблению и дифференциации неизбежно приводит накопление научных знаний. Возникают новые ее отрасли, например: гендерная психология, социальная психология и др.
  3. Наука по отношению к практике имеет следующие функции как системы знаний:
  • описательная (накопление и сбор фактов, данных);
  • объяснительная - объяснение процессов и явлений, их внутренних механизмов;
  • нормативная, или предписывающая - ее достижения становятся, например, обязательными стандартами для выполнения в школе, на производстве и проч.;
  • обобщающая - формулирование закономерностей и законов, которые вбирают в себя и систематизируют множество разрозненных фактов и явлений;
  • предсказательная - знания эти позволяют предвидеть заблаговременно некоторые явления и процессы, неизвестные ранее.

Научная деятельность (наука как процесс)

Если практический работник в своей деятельности преследует достижение высоких результатов, то задачи науки подразумевают, что исследователь должен стремиться получить новое научное знание. Сюда входит и объяснение того, почему результат в том или ином случае получается плохим или хорошим, а также предсказание, в каких случаях он будет тем или иным. Кроме того, если практический работник учитывает комплексно и одновременно все стороны деятельности, то исследователь, как правило, интересуется глубокой проработкой лишь одной стороны. Например, с точки зрения механики человек - это тело, которое имеет определенную массу, обладает некоторым моментом инерции и т. д. Для химиков он представляет собой сложнейший реактор, где протекают одновременно миллионы разных химических реакций. Психологов интересуют процессы памяти, восприятия и т. д. То есть каждая наука исследует различные процессы и явления относительно определенной точки зрения. Поэтому, кстати, полученные результаты можно интерпретировать только как относительные в науке недостижима, это цель метафизики.

Роль науки в современном обществе

В наше время научно-технического прогресса жители планеты особенно ясно осознают значимость и место науки в своей жизни. Сегодня все большее внимание в обществе уделяется осуществлению научных исследований в различных областях. Люди стремятся получить новые данные о мире, создать новые технологии, улучшающие процесс производства материальных благ.

Метод Декарта

Наука сегодня выступает главной мира человеком. В основе - сложный творческий процесс предметно-практической и мыслительной деятельности ученого. Декарт сформулировал общие правила этого процесса следующим образом:

  • нельзя принимать ничего за истинное до тех пор, пока оно не представится отчетливым и ясным;
  • нужно делить трудные вопросы на количество частей, необходимых для их разрешения;
  • требуется начинать исследование с самых удобных для познания и простых вещей и переходить постепенно к более сложным;
  • обязанность ученого - обращать на все внимание, останавливаться на подробностях: он должен быть полностью уверен в том, что ничего не упустил.

Этическая сторона науки

Особую остроту в современной науке приобретают вопросы, которые касаются взаимоотношения ученого с обществом, а также социальной ответственности исследователя. Речь идет о том, как в будущем будут применяться достижения, сделанные учеными, не обернутся ли полученные знания против человека.

Открытия в генной инженерии, медицине, биологии обеспечили возможность воздействовать целенаправленно на наследственность организмов вплоть до того, что сегодня можно создавать обладающие некоторыми заранее заданными свойствами организмы. Настало время отказаться от принципа свободы научного поиска, ничем не ограниченного ранее. Нельзя допустить создания средств массового уничтожения. Определение науки сегодня, таким образом, должно включать и этическую сторону, поскольку она не может оставаться в этом отношении нейтральной.