На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах...

братишка привет, это интересно,
и мне понравилось, молочина,
что пишешь!
ну мы к агрессорам врядли относимся,
чаще приходилось защещатся.

Че рифмой баловень ли легкой,
иль ритмом выколоть дерзнул,
лохматый хан,
гроза монголов,
шатры в подножьях растянул,
дымит очаг,
и братской встрече
ужель сыскать важнее дел,
посметь ли им, богам перечеть,
простор Бармийских бдя надел.
рвы обороны режут плуги,
те что когда - то сея хлеб,
во ржи топя в мозолях руки,
вспахали рощи, между...

Рисуется чёрным мелом крест,
В пробирке пляшет алый червь,
Сжимается комком беглый тест,
Суглобом нервным ноет зверь…
Съедавши плазменные комки,
Запухли сушёные мозги,
Недуг закорчился юлой,
Итог вздымается больной…
Замочки заперлись на точках,
Закончен жизненный разбег
Ночей, прощанием во след
Денёчки вылеглись на строчках,
Промеж ними смысловая
И ярость…, и запятая?!

Пора бы всем друзья анализ сдать,
И правду-матку о себе узнать,
Философский ум с сознаньем вместе,
В совокупленьи замесили тесто.

О качестве судить такой смеси,
Нужна простая сдача теста пробы,
Но с ней возиться срочно не спеши,
Вначале протестировать попробуй.

Что в пищу мы порой употребляем,
В нагрузку на желудок, печень, почки,
Представить страшно, что мы испражняем,
Так можно и дойти до крайней точки.

А как мы дышим и порой вдыхаем,
Дым сигарет и запах предприятий,
А что...

Мы друг другу нужнее,
Чем может казаться.
Днем и ночью на помощь
И зимою и летом.
Мы ведь знаем об этом.
Нет роднее, чем мы.
Нет родней и дороже.
Каждый раз лишь поддержка
От несчастья спасает.
Ты был рядом всегда
Я хочу рядом быть тоже.
Просто помни, что ближе,
Чем семья, не бывает.
Мы совсем не похожи.
Но лишь для кого-то.
Мысли наши сойдутся-
Не нужно ответа.
Может, станешь ты строже.
Ты мой брат - это много.
Мы ведь знаем об этом.

Угнаться бы братцы за мухой, нам.
И расслышать нам голос истины, бы.
Нет смысла в сонном искании, на.
Труден путь вечного прозренья, увы.

Не ходили бы вы братцы Туда,
Не крутили бы Коллайдер.
Навострили бы Плуга...
Вспомнили М. Шрайдер.

Зачем Дарвин, сукин сын
Выдумал цепочку?
Зачем с России, с Украины
Тупо катят бочку?

Нам не пить с той бочки пиво
Не глотнуть немножко.
Растянули слишком сильно,
Порвалась гармошка.

Муж, чтоб сдать анализы как надо,
Встал, мочой наполнил пузырёк,
А для кала, будь оно неладно,
Подошёл от спичек коробок.

Это лучше чем от пасты тюбик...
На приём к врачу текла река,
И звучало очень дружелюбно -
Извините, можно огонька...

Муж ушёл и словно провалился.
У жены от слёз стекала тушь,
Морги обзвонила все... В больнице
Через день нашёлся блудный муж

Весь в бинтах, спасибо, что не помер.
Отвечал муж из последних сил:
"Что со мной случилось, я не помню...

Ответ оставил Гость

Стихотворение "На братских могилах" В.С.Высоцкий написал в 1965 году. Многие фронтовики считали, что он воевал, но поэт - человек послевоенной эпохи. Но он действительно пишет о войне так, как будто сам прошел фронтовыми дорогами.
В стихотворении всего четыре строфы, сюжет как таковой отсутствует. Но сила строчек в другом, она в чувствах поэта, которые он передает нам, читателям. В стихотворении использована кольцевая композиция, Высоцкий дважды акцентирует внимание на строчке "На братских могилах не ставят крестов...", начиная с неё стихотворении и практически завершая (она предпоследняя в четвертом катрене). Символичен образ Вечного огня, в котором находит отражение и вспыхнувший танк, и горящие русские хаты, и горящий Смоленск, и горящий рейхстаг, и горящее сердце солдата. Усиливает звучание стихотворения анафорический повтор слова "горящий". А под гранитными плитами спят беспробудным сном наши солдаты, отдавшие жизнь за свою Родину. И заканчивает поэт стихотворение риторическим вопросом "Но разве от этого легче?!". Да, нет здесь крестов, нет заплаканных вдов.
И звучит стихотворение как напоминание о той страшной войне, которая забрала миллионы жизней русских людей.

Высоцкий называл "Братские могилы" песней со счастливой судьбой, так как она получила долгую жизнь. "Братские могилы" была на пластинке, в кино, в театре, и, казалось бы, все уже отыграно, отработано, а я ею всегда начинаю концерты, почти каждое выступление. Так что песня живет", - говорил он.

Сам Высоцкий всегда называл «Братские могилы» своей первой военной песней. Впервые она была исполнена в 1963 году на дне рождения отца Высоцкого - Семёна Владимировича - полковника и почётного гражданина городов Кладно и Праги.

Поначалу Высоцкий предлагал песню для спектакля Театра на Таганке «Павшие и живые», в котором играл. Она прекрасно подходила для эпизода, когда прямо на сцене зажигался Вечный Огонь, но по каким-то соображениям в спектакль так и не вошла.

Зато попала в к/ф «Я родом из детства», снятый в 1966 году на студии «Беларусьфильм» режиссёром Виктором Туровым, где Высоцкий сыграл роль танкиста Володи. Кстати, первоначально песни в фильм не планировались.

В. Высоцкий: «Беларусьфильм», пожалуй, единственная студия, где так бережно используются песни в фильмах всегда. Виктор Туров, другие ребята, которые работают здесь, находят возможность и место для этих песен, чтобы они были на равных с изображением».

Правда, «Братские могилы» в фильме прозвучали не в авторском исполнении. Жена режиссёра - Светлана Турова - вспоминала, что было много споров по поводу того, кто должен исполнять песню. И чтобы не было проблем с согласованием фильма (имя Высоцкого уже тогда было одиозным), решили, что песню должен исполнять Марк Бернес. Воспоминания же жены Бернеса - Лилии Михайловны - рисуют немного другую картину. Высоцкий пришёл к знаменитому исполнителю «Тёмной ночи» и предложил ему на выбор несколько песен. Бернес остановился на «Братских могилах», но с одним условием - он изменит звучание этой песни под себя. Марк Наумович мотивировал своё условие так: «Володя, мне нужна мелодия, без этого я петь не могу». И, действительно, в фильме эта песня прозвучала несколько иначе - более мягко и душевно. Высоцкий, разумеется, не возражал, а после смерти Бернеса нередко посвящал «Братские могилы» его памяти.

В. Высоцкий:
«Я с ним был знаком, в конце жизни дружил с ним, и он пел эту песню и на концертах потом. А нам нужен был голос, который бы звучал после войны сразу. И во время войны. Чтоб было такое узнавание голоса. И вот во время сцены, когда женщины с заплаканными глазами подходят к стене, которая вся выщерблена пулями и снарядами, и кладут к могиле неизвестных солдат кто цветы, кто зелень, в это время Марк Бернес поёт эту самую песню... И вот после этого фильма мы получали много писем. И даже было одно письмо от женщины, на глазах которой в 42-м году расстреляли двух её сыновей. Она лишилась памяти. В течение многих-многих лет всё силилась вспомнить, где же это было. И вот она нам написала письмо, что когда зазвучала песня «Братские могилы», то она вспомнила это место, где случилась эта трагедия. А этого места не было. Мы его сами построили. Вы понимаете? Но было такое сильное воздействие на неё вот этой вот сцены: сочетание музыки, текста и изображения вместе, что она подумала, что вот это было здесь на самом деле».

Как бы там ни было, песни из к/ф «Я родом из детства» стали первым «официальным» признанием Высоцкого, как автора-исполнителя. В этом качестве его имя было указано в титрах, а 21 августа 1966 года «Братские могилы» в исполнении Бернеса прозвучали по радио. В 1967 году текст песни был напечатан в журнале «Новые фильмы», став первой публикацией Высоцкого в прессе, а сама песня выходила на пластинках-миньонах в 1972 и 1979 годах.

1-ый этап урока: подготовка к восприятию нового материала - слово учителя о Высоцком, его жизненном кредо - словарная работа: кредо – твердые убеждения, взгляды - опережающее задание: «Я не люблю» чтение наизусть 2-ой этап урока: восприятие и осмысление материала по теме - Словарная работа: интерпретация – толкование, раскрытие смысла, разъяснение того или иного текста - -примерный план анализа поэтического произведения - - основные законы поэзии, опорная схема - - анализ стихотворения «Братские могилы»


3-ий этап урока - обобщение проделанной работы - «Братские могилы» в исполнении автора - групповое творческое задание: определение пафоса стихотворения, его идеи, актуальности темы. -рефлексия - домашнее задание: сочинение «Мое открытие Высоцкого» Эпиграф к уроку: Эпиграф к уроку: Носил он совесть близко к сердцу, Как носит свой осколок ветеран…


Анализ помогает понять глубинный смысл стихотворения, заключенные в нем идеи, образы, чувства, и то, какими средствами они создаются. В художественном тексте каждое слово, каждый знак несет информацию. Эта информация может быть второстепенной и даже третьестепенной, но помогает понять оттенки общего смысла. Случайность деталей исключается самим понятием искусства. В художественном тексте все закономерно. В художественном тексте каждое слово, каждый знак несет информацию. Эта информация может быть второстепенной и даже третьестепенной, но помогает понять оттенки общего смысла. Случайность деталей исключается самим понятием искусства. В художественном тексте все закономерно.


Поэтическая идея «путем зерна» прорастает из каждого слова. Сухие лингвистические факты развертываются в яркие картины и образы. Здесь важно взаимодействие элементов художественного текста. Изменения, происходящие в языке, не влияют на стабильность текста. Он продолжает нести ту информацию, которая была заложена первоначально. Значение слов, их стилистическая окраска – величина постоянная. Изменения, происходящие в языке, не влияют на стабильность текста. Он продолжает нести ту информацию, которая была заложена первоначально. Значение слов, их стилистическая окраска – величина постоянная.




Высоцкий был одним из лидеров становления такого типа сознания, которое мы сегодня называем плюрализмом. Он наглядно продемонстрировал, какой мощный источник энергии во множественности взглядов на жизнь. В его стихах реальная многоголосица нашей очень пестрой и очень разной жизни, близость к этой реальной жизни. Способность понимать чужие взгляды, новая глубина социального видения – вот что такое феномен Высоцкого. В его стихах реальная многоголосица нашей очень пестрой и очень разной жизни, близость к этой реальной жизни. Способность понимать чужие взгляды, новая глубина социального видения – вот что такое феномен Высоцкого.


Он затронул важные и больные моменты нашей истории: рассказал о войне, о летчиках-асах и солдатах штрафных батальонов, о трудном послевоенном времени, о стройках и космонавтах, об обывателях и йогах, но главным героем его произведений была правда. Правда о самом себе, о современниках, о нашей истории. Стихи Высоцкого поражают убедительной честностью и умной простотой. Правда о самом себе, о современниках, о нашей истории. Стихи Высоцкого поражают убедительной честностью и умной простотой.






Сегодня мы будем читать это стихотворение, но не просто читать, а попытаемся с помощью анализа раскрыть его смысл, то есть займемся интерпретацией. Работаем по примерном у плану анализа поэтическо го текста Работаем по примерном у плану анализа поэтическо го текста


1. Внетекстовые связи (эпоха, факты биографии, время и место написания, обстоятельства жизни 2. Композиция – построение произведения 2. Композиция – построение произведения В стихотворении 4 катрена. Катрен – самая распространенная форма строфы в поэзии. В конце произведения повторяются начальные строки, значит, композиция кольцевая, которая сужает и концентрирует смысловое пространство. Сюжет отсутствует, на первом плане чувства поэта, его оценка событий. В стихотворении 4 катрена. Катрен – самая распространенная форма строфы в поэзии. В конце произведения повторяются начальные строки, значит, композиция кольцевая, которая сужает и концентрирует смысловое пространство. Сюжет отсутствует, на первом плане чувства поэта, его оценка событий.


3. Ритм и интонация. В интонировании свой закон, он вписан в текст особой записью стихотворной речи. Ритм создает характер речи, придает выразительность. Начинают звучать звуковые повторы, насыщенные поэтическим смыслом. Становятся значимыми и количество слогов в строке, и порядок ударения. Ритмика соединяется со смыслом. Стихотворение написано амфибрахием, что придает ему торжественность и строгость.(амфибрахием написан гимн России) 4. Размышление над словом. 4. Размышление над словом. Каждое слово, каждый изобразительный прием имеют значение для раскрытия смысла стихотворения. Находим идиоглоссы, обладающие смысловой многогранностью. Вступая во взаимодействие друг с другом, они устанавливают ассоциативные связи и образуют поэтический мир стихотворения. Это доминанты, концентрирующие в себе идейно-эстетический смысл. Каждое слово, каждый изобразительный прием имеют значение для раскрытия смысла стихотворения. Находим идиоглоссы, обладающие смысловой многогранностью. Вступая во взаимодействие друг с другом, они устанавливают ассоциативные связи и образуют поэтический мир стихотворения. Это доминанты, концентрирующие в себе идейно-эстетический смысл.


5. Пафос 6. Идея 7. – актуальность тематики – все это вместе дает полное толкование стихотворного произведения Изобразим схематично основные законы поэзии, которые возводят произведение к вершинам поэтического творчества. Изобразим схематично основные законы поэзии, которые возводят произведение к вершинам поэтического творчества.


1- катрен. Строгие, чеканные строки(в каждой строке – глагол, фонетически точная рифма) создают эмоциональную взволнованность, сопереживание. Картина окружающей реальности, нарисованная в строфе, говорит о чувствах автора, о его осознании величия подвига наших солдат. Нет адресов у этих могил, а боль утраты настолько велика и горька, что можно только скорбно молчать у Вечного огня. Нет крестов на этих могилах – тут требуется особый памятник. (вечный огонь – символ) Цветы к этому памятнику от тех, в ком жива память (неопределенно-личные предложения)


2-ой катрен В первой строке – реальная картина страшных сражений. Точная метафора передает весь накал боев. А в следующей строке – противопоставление.(глаголы в 1 строке, во 2 – их нет) Ревущий грохот сменяет покой гранитных плит., под которыми спят вечным сном известные и безымянные защитники Отечества




3 строфа – это целый звукосмысловой комплекс. Здесь с помощью анафоры выдвигается слово горящий. Это слово - путь к созданию ключевого образа. Роль анафоры экспрессивная и ритмообразующая. Также анафора придает строфе смысловую целостность, в результате возникает единый смысловой образ – образ символический.


В Вечном огне отблески огня горящих русских хат, за которые с горящим от праведного гнева и любви сердцем солдат погибал в горящем танке. В этом огне и зарево поверженного рейхстага. Характерная для Высоцкого звукопись с помощью аллитераций и ассонансов создает почти осязаемые ощущения.






Сама форма вопроса – одна из сильных позиций в тексте. Вопрос поставлен так, что ответ нам ясен. Три строчки последней строфы отделены от заключительной строки многоточием., то есть паузой. Эта пауза, графически обозначенная многоточием, несет глубокий смысл. Реалии первых строк не могут слиться с последним вопросом


Весь стих пронизан идеей патриотизма.

В первые четыре строки умещено невероятное количество страдания, тоски, необъятного горя. В каждом слове горечь утраты самых мужественных и отважных, имена которых неизвестны и образ которых не сохранился, о которых мы можем говорить только в общем, обо всех разом. Их подвиги на расписаны, но героизм их от этого не уменьшен.

В следующих строках автор подчеркивает патриотизм каждого солдата, воевавшего за одно, за нашу землю, за нашу Родину. И каждый солдат с потерянным именем – герой. Бесстрашие воевавших победило врага и не сломлен дух ни каким горем, ни каким поражением.

В последнем четверостишие Высоцкий горит о невосполнимой, необъятной утрате, которая касается не каждого по-отдельности, а всех вместе. И нет меры великой скорби о смерти неизвестных героев.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Впервые о Владимире Высоцком заговорили в начале семидесятых. Его доходчивые и нехитрые песни-монологи привлекли к себе внимание самых разных людей....
  2. Внутреннее рабство, а в более широком смысле – предсказуемость поведения, шоры, “флажки” питают фатализм. Неспособность понять, что на белом свете...
  3. Стихотворение «Зарыты в нашу на века.. » изначально было песней, которая была написана в 1971 г. к фильму “Неизвестный, которого...
  4. В произведениях Высоцкого есть множество творческих находок, роднящих его с психодрамой. Знаменитая “Притча о правде и лжи” (1977), в которой...
  5. Хороводы связаны со многими календарными праздниками. В. И. Даль перечислил следующие хороводы (по календарю): радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, Никольские,...
  6. Еще одну тематическую группу песен Высоцкого можно было бы назвать условно сатирической. Условно, потому что социальная, политическая и философская сатира...
  7. Василий Теркин – главный герой одноименной поэмы. В его образ автор вложил черты настоящего русского духа и героизма. Даже фамилия...