Все вопросы

Великий пост — самый главный и строгий среди постов. Что можно есть во время поста? Перечень основных продуктов

Церковь придает большое значение посту. От него сильно зависит внутренняя жизнь человека, о чем свидетельствуют святые Отцы и древнего, и нашего времени.

В христианском календаре около 200 дней занято постами. Православная церковь выделяет многодневные и однодневные посты.

Основное правило: среда и пятница в течение всего года, кроме Святок и сплошных седмиц, - строго постные дни (если нет особого разрешения на послабление поста). В некоторых монастырях постятся и по понедельникам (в честь Ангелов). Затем, в году существуют 4 больших поста:

1) Великий пост - 40 дней; к нему присоединяется Страстная Седмица - последняя неделя перед Светлым Христовым Воскресением - Пасхой; подвижный пост.

2) Петров пост начинается через неделю после Пятидесятницы (Троицына дня) и кончается 12 июля на Петров день; подвижный пост, разной продолжительности.

Кроме того, строго постными считаются:

  • день Воздвижения Креста Господня (27 сентября)
  • день Усекновения главы св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября)
  • Рождественский сочельник (6 января)
  • и Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) - 18 января

Пост - это с древности установленные правила, которые способствуют молитве и помогают внутреннему росту человека. Но бывают в жизни человека обстоятельства, которые затрудняют хранение поста (скажем, нахождение в путешествии или болезнь). Тогда разрешается послабление. Пожилые больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. Однако о мерах послабления следует советоваться со своим духовным отцом.

Авва Исаак Сирии в труде "Слова Подвижнические" писал: "Кто не радит о посте, приводит в колебание все доброе, потому что пост был заповедью, вначале данною нашему естеству в остережение против вкушения пищи, и нарушением поста пало начало нашего создания. С сего начал и Спаситель, когда явился миру на Иордане. Ибо, по крещении, Дух извел Его в пустыню и постился Он там 40 дней и 40 ночей. Если постится сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон? "

Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Поэтому будем поститься, чтобы снова взойти в рай!

(Св. Василий Великий).

Христианство исходит из того, что в человеческой природе нарушена гармония между духовным и плотским началом, плоть стремится возобладать над духом. Поэтому человеку необходимы хотя бы самые простые методы самоограничения. Посты учреждены христианской церковью с целью поддержать в христианине духовно-нравственные стремления над чувственными. Но давайте посмотрим на посты с современных позиций. Строгий ритуал питания - эта та же самая психотерапия, но подкрепленная ритмом, определенным набором продуктов.

Соблюдая пост, человек как бы вступает в другое душевное состояние, отсекает от себя неблагоприятные чувственные восприятия, вызванные как внешними, так и внутренними воздействиями. При соблюдении поста, у человека появляется цель, он начинает ощущать прилив сил, бодрости, у него появляются уверенность, воля. Так же как при аутогенной тренировке, он постоянно внушает себе, что со строгим соблюдением поста у него прибавляются силы, ему гораздо легче дышать, он становится все здоровее.

Посты полезны каждому из нас, потому что организм наш зашлакован чужеродными веществами, вдыхаемыми с загрязненным воздухом: свинцом, токсическими газами, радиоактивными веществами, поступающими с пищей: нитратами, солями тяжелых металлов, пестицидами и другими химическими веществами; лекарственными средствами. В период поста мы питаемся растительной пищей, а именно растительная пища, особенно пектины, клетчатка, способствует связыванию и выведению токсических веществ из организма. Этому способствует и монотонный, стабильный состав продуктов.

Соблюдение постов более физиологично для организма, чем предполагаемое голодание или раздельное питание.

Избыточное количество пищи приводит к перегрузке, прежде всего, желудка и сердца, составные ее части поступают в кровь и забивают все клетки и ткани, происходит своего рода "удушение", неполное сгорание и нарушается обмен веществ.

Работа сердца, печени, желудка, почек, внутренних желез увеличивается за счет неусвоенных продуктов питания, происходит своего рода "загнивание" и отравление организма. Многие из нас замечают этот процесс, когда после обильного приема пищи накануне утром встают уставшие, вялые, несмотря на ночной отдых.

Но вот вы решили соблюдать пост. Пища, которую вы начинаете употреблять, производит мягкое, щадящее воздействие на функцию эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Пища должна быть слегка подсоленой, овощи необходимо употреблять в сыром, полусыром и вареном виде. Во время поста исключаются животные жиры, вводятся растительные.

Подобное питание способствует выведению холестерина и других веществ, вызывающих атеросклероз. Благотворно посты сказываются на функции почек, мочевыделительной системы. Из организма выделяется большое количество отходов питания животным белком: мочевина, мочевая кислота.

В последние десятилетия среди населения, включая и детей, резко возросло количество больных с нарушением обмена веществ: все чаще встречаются ожирение, сахарный диабет. Так, например, ожирением больны 25 - 50 процентов, а сахарным диабетом, включая и скрытые формы, до 10 процентов численности населения. Во время поста насыщение наступает более быстро, отсюда происходит суммарное уменьшение веса у людей с ожирением. Если во время постов ограничивать сахар до 0,5 г на 1 кг нормальной массы тела, то резко снижается его уровень в крови.

Конечно, многим выполнение постов покажется трудным. Но начинать необходимо постепенно. Прежде всего с воздержания от животной пищи, не исключая ее из рациона, то есть применять обычный пост. В этот период едят все, кроме мяса. Особенно полезен такой тип питания в летне-осенний период, когда много фруктов и овощей. Мясоедам трудно полностью отказаться от мяса. Вначале сократите потребление его до одного раза в день, заменяя рыбой, птицей, яйцами, творогом.

Существуют различные степени строгости поста:

  • очень строгий - сухоядение, когда употребляют только растительную пищу без масла, хлеб;
  • строгий - едят вареную растительную пищу с растительным маслом;
  • обычный - кроме того, что едят в строгий пост, едят рыбу.
  • ослабленный пост - для немощных, находящихся в пути, питающихся в столовых: едят все, кроме мяса.

Необходимо также при соблюдении постов отказаться от употребления спиртных напитков, совершенно устраняются раздражающе и возбуждающе действующие на аппетит продукты.

Что можно есть в пост? Хлеб (желательно грубого помола), кроме сдобы, каши, сваренные на воде без сливочного масла, овощи, фрукты, в том числе сушеные, орехи, грибы.

Рождественский пост (40 дней).

Перед Рождеством Христовым - с 28 ноября по 6 января. В этот пост в понедельник, среду и пятницу не следует употреблять ни рыбу, ни постного масла. После праздника святителя Николы - 19 декабря - рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Последние дни поста - со 2 января - следует соблюдать так же, как и Великий пост.

Особо строгий пост налагается накануне рождества Христова, когда один раз, вечером, при восхождении первой звезды, возвещающей час Рождества Христова, разрешается вкусить "сочива", то есть сухих плодов, смоченных в воде, отчего и сам день называется сочельником.

Рождественский пост называют еще Филипповым, так как он начинается в день памяти апостола Филиппа.

Пост Святых Апостолов (Петров пост).

Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до Дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля. Устав о питании в этот пост такай же, как и в Рождественский. Если день конца поста приходится на среду или пятницу, то разговены, как и в Успенский пост, переносятся на следующий день, а в этот день едят только рыбу.

Успенский пост.

длится с 14 по 27 августа. Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Во время этого поста отмечаются три больших церковных праздника, в простонародии именуемыми Спасами.

Три Спаса в русском календаре

Есть на Руси три праздника, именуемых "Спасами": медовый, яблочный и ореховый. Каждый из них - как бы с двойным смыслом и имеет по два названия: одно - торжественное, церковное, другое - народное, крестьянское.

Первый, или медовый, Спас отмечается 14 августа; в этот день в православном церковном календаре значится официальный праздник: "Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня".

Название праздника сложилось на заре христианства. По преданию, в этот день 988 года принял крещение русский князь Владимир. Народное название "Спас", несомненно, связано с именем Спасителя - Христа. А почему "медовый"? Подмечено, что к этому дню соты в ульях бывают наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору меда.

Однако народное поверье не велит вкушать собранный мед вплоть до второго Спаса. Впрочем, ждать совсем не долго: пять дней.

Второму (яблочному) Спасу -19 августа - в церковном календаре соответствует праздник Преображения Господня. Праздник был установлен в память чудесного преображения Иисуса Христа, о котором повествуется в Евангелии от Луки (9:29). К этому дню оказался приурочен справлявшийся на Руси с давних времен народный праздник, посвященный началу сбора плодов.

Яблочный Спас - из трех Спасов самый главный.

"Пришел Спас - всему час", - говорилось в старину. До наступления этого дня не полагалось есть никаких плодов, кроме огурцов (ягоды не в счет). До сих пор многие верующие соблюдают давний обряд: в день яблочного Спаса несут в церковь для освящения первые собранные яблоки, другие плоды, мед, после чего они считаются дозволенными к употреблению в пищу. В этом обычае - отголоски древней земледельческой магии: надлежало, вероятно, задобрить соответствующего духа определенными обрядами, чтобы не "спугнуть" будущий урожай.

Как правильно поститься? Какие правила при этом важно соблюдать? Что можно есть в Великий пост? Sputnik Грузия попытался найти ответы на эти вопросы, с которыми вы сможете ознакомиться ниже.

Как правильно поститься

Из четырех многодневных постов установленных православной церковью Великий пост самый основной, продолжительный и строгий. Он состоит из двух частей и в общей сложности длится семь недель.

Первая часть — Святая Четыредесятница, установлена православными в память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне и длится шесть недель. Вторая — Страстная седмица, последняя неделя перед Пасхой, в течение которой вспоминают последние дни земной жизни и крестной смерти Спасителя.

По церковному уставу, мирянам для того, чтобы поститься, необходимо получить благословение духовника. Потому что перед вхождением в пост христиане должны духовно подготовиться, пройти таинство исповеди.

Священнослужители постоянно напоминают, что пост — это время молитв и покаяния, а не диета, которая ограничивает употребление определенных продуктов. Следовательно, в пост православным нужно в первую очередь заботиться об очищении души и помыслов, чтобы с чистым сердцем встретить Воскресение Христово. А для этого необходимо ежедневно молиться и по возможности посещать церковные службы все семь недель Великого поста.

Верующим, соблюдающим пост, категорически не рекомендуется в эти дни принимать участие во всевозможных увеселительных мероприятиях. На протяжении всего Великого поста нельзя вступать в брак, тем более венчаться. Праздновать другие торжества также следует после завершения поста. В этот период желательно воздержаться и от вредных привычек, например, от курения и спиртных напитков.

© Sputnik / Maria Tsimintia

Служители церкви считают, что человек, соблюдая пост и больше времени посвящая молитвам, отодвигая все ненужное на задний план, сможет приблизиться к Богу. Первая и последняя недели поста самые строгие, а молитвы более длительные. Некоторые верующие, по желанию, принимают в эти дни только воду и хлеб.

По церковным канонам, в Чистый понедельник, первый день поста, и Великую пятницу (последняя пятница перед Пасхой) принято полностью отказываться от пищи.

Что можно, что нельзя

Отказ от некоторых продуктов и физическое очищение — одна из важных составляющих Великого поста. Люди, у которых нет проблем со здоровьем, в период поста должны отказаться в первую очередь от любой пищи животного происхождения. К ней относят все сорта мяса и птицы, яйца, животные жиры, молочные продукты.

В эти дни также запрещается есть рыбу, за исключением пары дней. А также все то, что содержит элементы этих продуктов. Основные продукты, которые можно принимать во время поста — злаки, фрукты, овощи.

По церковным канонам, составлять меню постной кухни нужно по следующим принципам:

понедельник, среда, пятница — сухоядение, то есть разрешено есть хлеб, фрукты, овощи;

вторник, четверг — можно есть горячую пищу растительного происхождения без масла;

суббота, воскресенье (кроме заключительной недели поста) — разрешается пища растительного происхождения с постным маслом.

© photo: Sputnik / Сергей Никонец

Рыба разрешается лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим — Вербное воскресенье, которое в 2017 году выпадает на 9 апреля.

В Страстную (красную) пятницу, которая в 2017 году выпадает на 14 апреля, нельзя принимать пищу до выноса плащаницы во время церковной службы.

Раньше пост соблюдался очень строго, особенно на первой неделе и на страстной. Люди воздерживались даже от приема воды до девяти часов утра. Цари и вельможи тоже постились, как и простой народ, употребляя в эти дни только грибы и овощи.

От поста освобождаются тяжело больные люди, беременные женщины, кормящие матери, военные, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также путешественники и дети до семи лет. С семи до 14-ти лет дети могут держать пост только по средам и пятницам. А после 14-ти лет подросток сам должен выбрать, соблюдать ему пост или нет.

Если у вас есть проблемы со здоровьем, прежде чем принять решение о посте, обязательно стоит посоветоваться с врачом о том, сможете ли вы поститься без нанесения вреда вашему здоровью.

Во время поста воздерживаться нужно не только от скоромной пищи, но и от зависти, злобы, склок и скандалов. Также в эти дни нужно совершать как можно больше добрых дел, ибо без этого пост теряет свое значение.

Священники считают, что в случае, если человек станет нервным и раздражительным из-за запрета на определенную пищу, то лучше прекратить пост. Потому что это не диета, а период духовного очищения, которого невозможно достичь, находясь постоянно в раздраженном состоянии.

Правила и традиции

На протяжении семи недель, в течение которых продолжается Великий пост, верующие должны соблюдать определенные традиции и вспоминать самые значимые деяния святых угодников.

В первую неделя, которая называется Федорова неделя, поминают защитников Христовой веры. В субботу верующие чтят память мученика Феодора Амасейского, который несмотря на пытки отказался приносить жертвы языческим богам.

Вторая неделя поста проходит в поминании Григория Паламы — наследный аристократ в двадцать лет отказался от блестящих перспектив и оставил царский двор константинопольских правителей, чтобы провести жизнь в отшельничестве на горе Афон в заточении монастырей и пройти путь до звания архиепископа Фессалоникийского, православного богослова, полемика и философа.

Третья неделя поста называется Крестопоклонной. В это время верующие совершают поклонение Кресту Животворящему. Церковь выставляет Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

Четвертая неделя поста посвящена жизни Иоанна Лествичника, который в шестнадцать лет отправился в горы Синая, чтобы принять монашество. Впоследствии он еще сорок лет жил в пустыне отшельником, а затем стал настоятелем обители в Синае. Именно Иоанн стал автором Лествиц — духовных аскетических скрижалей, которые призваны помочь верующим в достижении духовного совершенствования.

На Великий пост, в ходе его первой части, приходится сразу три родительские субботы — второй, третьей и четвертой недели поста установлены для поминовения усопших.

Пятая неделя поста проходит в поминовении жизни и деяний покровительницы всех кающихся грешниц — Марии Египетской. Жизнь святой Марии — великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии, должна убеждать всех в великом милосердии Божьем.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

На шестой неделе (воскресенье) православные празднуют великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник называется также Вербным воскресеньем — день, когда вспоминают о событиях, когда Иисус вошел в Иерусалим. На Всенощном бдении освящаются окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений, которые затем раздают верующим. Накануне — на утрени и литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Вербным Воскресеньем заканчивается Четыредесятница и наступает Страстная Седмица. Каждый день этой недели является Великим, так как сопровождался важнейшими библейскими событиями — Тайной вечерей, предательством, судом, Голгофой и чудесным Воскрешением.

Поэтому пост в ходе последней недели ужесточается, особенно в Красную пятницу — в день казни Иисуса. Великая суббота — единственная суббота в течение всего года, когда можно соблюдать строгий пост. Те люди, которые готовятся к причастию, не должны пить и есть ничего после восьми часов вечера. В том случае, если кто-то нарушит пост, должен покаяться и продолжить его, но не прекращать ни в коем случае.

В последнюю неделю поста нужно раскаяться в вольных или невольных прегрешениях, причаститься и очиститься от всего греховного, так как на протяжении этой недели Иисус терпел ради людей жестокие муки.

На этой неделе верующие должны максимально оградиться от мирской суеты — не смотреть телевизионные программы, не слушать музыку и как можно больше находиться дома.

Польза

Согласно исследованиям, пост в первую очередь полезен для здоровья. Во время принятия постной пищи организм очищается от холестерина, что уменьшает количество сердечно-сосудистых заболеваний. Благоприятно влияет пост и на другие жизненно важные системы организма, но только в том случае, если вы будете делать это правильно. А вот если нарушать правила питания поста, то можно нанести вред своему организму.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

В любом случае ваше питание должно быть сбалансированным и содержать все необходимые элементы. Поэтому медики советуют задуматься о правильном замещении продуктов.

Например, мясо, птицу, рыбу, молочные продукты и яйца заменить на бобовые, орехи, семечки, различные злаковые и каши, изделия из муки грубого помола. Этим вы сможете возместить дефицит белка в рационе.Для любителей сладкого остается мед и сухофрукты, которые являются источником важных витаминов и микроэлементов. Кстати не забудьте принимать витаминно-минеральный комплекс.

Старайтесь пить в этот период больше жидкости — кисели, компоты, воду, чай и так далее. Кушать желательно небольшими порциями несколько раз на день.

Но все же главное значение поста остается в духовном очищении. Постящийся, отказываясь от деликатесов, мысленно готовит себя ко встрече с Богом. В этом и есть главная суть и ценность поста.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Великий пост - самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

«Что такое Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил; дар – поистине драгоценный для всех ищущих спасение, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям» - говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Великий пост - самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему. Первая подготовительная неделя – “Неделя мытаря и фарисея” – называется “сплошной седмицей”, потому что на ней нет поста на трапезе.

В воскресенье во время Литургии читается Евангелие “О мытаре и фарисее” (Лк. 18, 10-14). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: “Покаяния отверзи мне двери...”

Во вторую подготовительную неделю – “Неделю о блудном сыне, среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия “О блудном сыне” (Лк. 15, 11-32), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие.

В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136-й псалом: “На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом...” Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.

Третья подготовительная неделя называется “мясопустною”, или “сырною”, а по народному – “масленица”. В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье “мясопустной недели”, соответственно евангельскому чтению, носит название “Неделя о Страшном суде” (Мф. 25. 31-46). Этим чтение Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется “сыропустом”: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.

На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф. 6, 14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.

Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть “ .

Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.
Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.

По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.
В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.

Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.

Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

ОСОБЕННОСТЬ ВЕЛИКОПОСТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров.

Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье.

В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего...”, которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.

В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение “колива” (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.

Неделя вторая чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.

Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Следующая за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.

Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора “Лествицы”.
В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.
В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.

Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской.

Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.

Неделя шестая Великого поста называется “Неделей ваий”, в просторечии – вербным воскресеньем” (или Цветоносным), и празднуется “Вход Господень в Иерусалим”. Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим.

Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках “знамение победы” – цветущие вербы с возжжеными свечами.

После Вербного воскресенья наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте. Пост на этой седмицы, как и на первой, строгий (то есть без масла).

А в Великую Пятницу – в день всеобщей скорби о распятом Спасителе – принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с изображением Христа, лежащего во гробе. Каждый день седмицы имеет название – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В эту неделю верующие начинают готовиться к Пасхе и стараются чаще посещать храм.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы, у которой Иисус Христос не нашел истинного плода, обличил ее и проклял.

Эта смоковница изображает не только сонмище иудейское, но также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.

Кроме повествования об иссушении смоковницы, читается Евангелие с притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, а потом и его сына.

Притча изображает ожесточение иудеев, избивавших прежде пророков, а потом распявших и Сына Божия, пришедшего на землю. Этой притчей Церковь поучает нас не уподобляться этим виноградарям, дерзостно нарушая заповеди апостольские и Господни и тем самым продолжая распинать Сына Божия своими грехами.

Свое содержание церковная служба Великого Вторника заимствует из притч о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в Великий Понедельник повествования о Втором пришествии Христовом.

Этими воспоминаниями Святая Церковь учит верующих духовному бодрствованию, особенно необходимому в дни сопереживания страданиям Господа за нас; притча о талантах побуждает к употреблению дарованных нам способностей и сил на служение Господу, особенно делами милосердия, которые Он принимает как личную заслугу Себе Самому: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф. 25, 40).

В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды.

Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток .

Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи.

На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая учениками, сказал:приимите, ядите: сие есть Тело мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26-28). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще “Чистым” – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.

В Великий Четверток вечером в храме совершается “Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа”. Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений.

В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.

В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон “О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы”. Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
(В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.)

Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.

На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными.

После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.
По окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.

Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти – прообраз всеобщего воскресения из мертвых всех людей в день Страшного Суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом праведникам.

Это праздник для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни сораспинается со Христом, ведя духовную брань со страстями и грехом. Великий пост является путем ко дню Светлого Христова Воскресения и несет в себе смысл сораспятия и совоскресения нас со Христом. опубликовано

Великий и строгий пост, который мы совершаем перед Пасхой, очень полезен во всех отношениях. Сейчас мы разберем пользу поста для верующего человека, что можно и что нельзя делать в Великий Пост.

И зачем он вообще нужен этот пресловутый пост, без которого и так «нормально» живется?

Вспомним святого Апостола Павла , который пишет «Воздержание на все полезно». То есть, воздерживаться от пресыщения полезно человеку во всех отношениях. Это подтверждает, например, медицина и здравый смысл .

В наше время рынок переполнен. Все доступно — и продукты питания и предметы быта и информация. Современный человек живет в полном достатке и полагает, что это нормально. Но на самом деле — вредно. Давайте немного поразмышляем на эту тему!

Нормальное состояние человека, это когда он безусловно выполняет свою земную миссию, возложенную на него Господом Богом от рождения, занимает свое место в жизни, трудится «в поте лица» как сказано в Ветхом Завете, планомерно и разумно себя загружает таким образом, чтобы быть максимально производительным и одновременно довольным жизнью.

В случае потери трудоспособности из-за чрезмерного ослабления наступает апатия и уныние. А это уже грех. А саму трудоспособность надо поддерживать — пищей, сном, разумным отдыхом, чистотой и теплом.

Никто не говорит, что нужно ограничивать себя в пост беспредельно. Человек должен быть здоров и работоспособен. Поэтому — забота о теле, как носителе души человеческой, никогда не перестанет быть актуальной. Но забота о теле в пост — это забота и о его (тела) очищении и своего рода — перестроении тела на нормальный жизненный лад.

Пища в пост

Тот, кто ни в чем себе не отказывает — обязательно разленится. Девиз — брать от жизни все, пока можно — заведомо обречен на фиаско. Пресыщение в пище, например, ведет к ожирению, болезням сердца, диабету. Пресыщение в выпивке ведет к деградации всего организма, к циррозу и к смерти в конечном итоге.

Но раньше всего умирает душа, не получающая своей, духовной подпитки. Душу тоже надо кормить. Если тело не забываем насытить трижды в день, то и душа хочет своей пищи — молитвы.

Мы молимся о Вас!

Кто лакомит себя и привык есть все, что захочется, как правило, забывает о молитве. Наполненное пищей тело требует дополнительного сна. И уже на ум никак не придет желание позаботиться о душе.

Напротив, если немного ослабить тело пищевым постом, то легче будет голова соображать, возникнет желание активнее продумать свою жизненную позицию, просмотреть свои проекты заново, просчитать шаги достижения целей, попросить помощи Свыше и благодарить Бога.

Кто уже научился хоть мало-мальски молиться, тот знает, какое благодатное состояние наступает в душе, если хорошо и умиленно почитать молитвы, настроиться внимательно в храме, почитать Священное Писание и поразмышлять над прочитанным!

Это тот самый мир в душе, который достигается молитвой и постом. И этот мир — самое главное для человека. Он и создает желаемое и так трудно достижимое человеческое счастье. Данное благодатное и умиленное состояние души, когда оно приходит, надо беречь как можно дольше. Не осквернять себя пустословием, осуждением, пресыщением пищей и информацией.

Вот мы и подошли к теме духовного поста, который превыше телесного. На самом деле, телесный пост дан нам Самим Богом в поддержку духовного поста. А сам духовный пост выражается в воздержании чувств:

— глаз, зрения — не смотри на грех, не читай греховных книг, исключи зомбоящик — тв;

— ушей, слуха — не слушай греховные речи, сплетни, рассказы, осуждение, кривотолки;

— вкуса и обоняния — не стремись к лакомству, довольствуйся поддержкой тела простой пищей;

— рук — не твори грех;

— ног, чтобы не вели на грех. Также половое воздержание. И так далее.

Многие бы возразили, а как жить тогда? Что же тогда можно в пост?

Все очень просто.

Надо осознать тебе, человече, что ты настолько пал, что не можешь выбраться из ямы страстей самостоятельно. Ты пресыщен всеми соблазнами мира, ты живешь не своей жизнью, смотря телепередачи и сериалы, ты и помыслить не можешь, что такое чистота христианская и свобода от греха! Так вот упражнение поста и дает тебе возможность вернуться к Богу, очистить душу и тело и навыкнуть в молитве.

Вместо грязной теле-информации, например о политике, кровавости и разврате, ты посмотри канал СОЮЗ, проникнись духовностью, СДЕЛАЙ УСИЛИЕ! Господь судит по намерению. И дает силы любому старающемуся. Помни, что Царство Божие силой берется, как учит Господь. Пустоту и тоску, которые могут образоваться при потере привычного образа жизни, можно заполнить добродетелью и полезным общением, а также чтением душеспасительной литературы.

Твоя молитва может быть слабой и недостаточной. Соборная молитва имеет бОльшую силу. Духовное общение с единомышленниками и более опытными людьми в духовном плане помогут тебе на этом пути своей поддержкой. Правда, в наше время желает быть лучше. Но выбирать свой путь и нести ответ пред Господом в свое время предстоит ТЕБЕ и только тебе.

Вместо скоромной мясо-сальной привычной пищи научись употреблять растительную — овощи, фрукты, крупы и их производные. На самом деле постные блюда еще лучше и вкуснее мясных. Следует помнить, что с мясом мы поглощаем трупный яд. И еще. Слон такой большой и сильный, а питается травой!

Нарушение поста не карается Церковью. Наверно только Боженька смотрит на нас как на чад неразумных.Человек сам себя наказывает, когда отказывается от поста.

Первая Заповедь в раю была — не ешь от древа познания добра и зла. А поскольку человек нарушил волю Божью, то пал. Последствия грехопадения испытываем все мы через века и тысячелетия. И, всместо того, чтобы истреблять грех, мы его почему-то только приумножаем. Поэтому не стоит удивляться, что с годами становится все труднее жить.

И вот, чтобы этого не было, навыкай в посте и молитве! Пост по силам любому. Но и сам пост должен быть посильным. Иным путем постится ребенок, иным — полноценный взрослый, иным постом постятся больные, немощные и престарелые. Подходить к посту надо разумно.

Мы не изверги. Не должны издеваться над собой. Свыше сил — это уже не пост. И вообще, пост ради поста — не спасителен. Пост нужен для христианского совершенства и спасения души.

ПОСТ — ЭТО ДУХОВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

Постите, обязательно постите! Возродится и усовершенствуется душа Ваша.

И проживете дольше во здравии, чем думали.

Православный церковный календарь постов и трапез на 2019 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2019 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2019 год

Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье

с 11 марта по 27 апреля
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Весенний мясоед рыба рыба

с 24 июня по 11 июля
горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
Летний мясоед сухоядение сухоядение

с 14 по 27 августа
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Осенний мясоед сухоядение сухоядение
с 28 ноября 2019 года по 6 января 2020 года до 19 декабря горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
20 декабря – 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Зимний мясоед рыба рыба

в 2019 году

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.

в 2019 году

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

в 2019 году

С 14 по 27 августа в 2019 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

в 2019 году

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2019 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до
Сырная (масленица) – неделя перед (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
– неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

  • Вы только что прочитали статью Церковный православный календарь на 2019 год . Если Вы хотите знать больше о православных постах , тогда обратите внимание на статью .