Программное содержание:
- Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
- Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, мимику, движения)
- Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.
- Совершенствовать артистические навыки детей.
Предварительная работа: чтение и заучивание потешек, скороговорок, стихотворений
Материалы и оборудование: коробочка с масками эмоций, ширма настольная, королева-зеркальце, пальчиковый театр, картинки с изображением театральной сцены, маски-шапочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня предлагаю нам совершить путешествие в необычную сказочную страну, где происходят чудеса и превращения. Как вы думаете, что это за страна?
Дети: театр.
Воспитатель: А кто живет в этой стране?
Дети: сказочные герои, звери, которые умеют говорить и артисты и т.д.
В: А вы бы хотели бы стать артистами?
В: У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов.
Раз, два, три - повернись
И в артиста превратись
В: Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас в удивительный мир театра!
(впереди дети видят коробку, а на ней лежит конверт от сказочника)
В: Ребята сказочник прислал вам письмо, прочитаем!
Здравствуйте, ребята! Я узнал, что вы отправляетесь в путешествие, в мир театра и приготовил для вас кое-что полезное. Отгадав загадки, вы сможете открыть сундучок.
1) Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
2) Покупала самовар,
А спасал ее комар.
3) И зайчонок, и волчица,
Все бегут к нему лечиться.
4)В гости к бабушке пошла
Пироги ей понесла
Серый волк за ней следил
Обманул и проглотил.
5) Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила,
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
В: Все загадки отгадали, теперь мы можем открыть сундучок. Посмотрите, что нам приготовил сказочник.
Что это? (маски)
Посмотрите на первую маску (грусти) , какое настроение у нее? Почему вы так думаете? Когда мы бываем грустные? (как нам больно, или кто-то нас обидел) .
Посмотрите на следующую маску (удивление) , какое настроение у этой маски? Почему вы так думаете? Что нас может удивить? (подарок, что то неожиданное)
Посмотрите на эту маску (радости) ? А какое настроение у этого лица? Когда нам радостно? (когда нам хорошо, весело, что купили)
В: Молодцы! Положим маски в сундучок и продолжим наше путешествие.
(на пути столик с ширмой, вокруг стульчики)
В: Ребята, нам всем предлагают присесть. (дети занимают места, а воспитатель садится возле ширмы, надевает на руку деда-рукавичку и говорит из-за ширмы)
Здравствуйте, ребята!
Я- забавный старичок,
А зовут меня- Молчок
Мне, ребята, помогите
Скороговорки расскажите
И увидите вы то,
Что уж знаете давно!
В: Поможем дедушке, ребята? Знаете вы скороговорки? А как их нужно говорить? (быстро, четко)
(дети рассказывают скороговорки. Дедушка их благодарит и разрешает открыть шкатулку)
Что же дед хранит в шкатулке?
Пальчиковый театр
В: Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?
Дети: Нужно научить ее говорить.
(Ира берет девочку, Андрей Я. берет котика и показывают потешку)
Здравствуй, киса. Как дела?
Что же ты от нас ушла?
* Не могу я с вами жить
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.
В: А чему еще мы учим кукол?
Дети: двигаться.
В: Молодцы, кукол оживили, теперь мы можем двигаться дальше.
(подошли к зеркалу)
В: А мы тем временем пришли в королевство зеркал. А вот и сама королева-зеркальце.
Свет ты зеркальце, скажи
Нам всю правду расскажи
Что ребятам надо сделать
Чтобы дальше нам идти.
Вам задания я дам - выполнить спешите.
Удивитесь, как Незнайка (мимикой удивление)
Загрустите, как Пьеро (руки опущены, лицо грустное)
Улыбнитесь, как Мальвина (рот широко открыт)
И нахмурьтесь, как дите?
В: Это что еще за домик,
На пути у нас стоит
Подойдите к нему поближе
Кто живет в нем, поглядим.
(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)
В: маски-шапочки живут
В гости всех они нас ждут.
Мы сейчас наденем их
И расскажем все про них.
(сценка Котауси и Мауси)
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
"Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси!
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!"
Но ответила умная Мауси:
"Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!"
Так ответила умная Мауси -
И скорее бегом от Котауси.
(аплодисменты)
В: Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - какому? (сцена)
Посмотрите пожалуйста, как выглядит сцена в театре (иллюстрации)
Именно на сцене происходят все действия в театре, здесь выступают артисты в костюмах, иногда в масках.
В: Понравилось вам наше путешествие? Что понравилось больше всего?
Все мы сегодня с вами артистами побывали. Очень хорошо всё показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души.
А на память о нашем путешествии в мир тетра я хочу подарить вам вот такие медальоны. И надеюсь, что когда вы вырастете, кто-нибудь станет все таки настоящим артистом.
Тема занятия: Салат из сказок
Цель: создать у детей радостное настроение, активизировать речь, формировать выразительность движений, мимики, жестов, интонаций, способствовать формированию нравственных качеств личности (положительное отношение друг к другу, взаимопомощь, взаимовыручка). Создавать психологический комфорт в группе, воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности.
Ребята, вы были когда-нибудь в театре? Какой спектакль вы смотрели? Что ещё вы там видели? А за кулисы, за занавес, за который уходят артисты, вы попадали? А какое у вас было настроение, покажите мне? Какое сейчас? (Ответы детей). (Чтение сопровождается имитацией).
В мире сказок есть страна,
Там, на горе, стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок,
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Сидит ворон, не зевает,
Сказку слушать начинает…
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать её не шутка,
Чтобы сказочка сначала
Словно, реченька, журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От неё не задремал.
Воспитатель. Театр открывается, к началу всё готово… Растерянно оглядывается по сторонам. Только что это, ребята, такое, не пойму, тишина в нашем театре… Что-то, наверное, случилось… Ах, я вспомнила, зрители должны дружно хлопать в ладоши. Давайте, ребята, дружно вместе похлопаем в ладоши, и артисты непременно придут, услышав наши аплодисменты.
Воспитатель (с грустью). Что же нам делать, ребята? Вы все пришли такие весёлые, я так боюсь, как бы не омрачить ваше настроение.
Разное бывает настроение:
Сладкое, как мамино варенье,
Кислое, как дедушка-лимон
И весёлое, как колокольный звон…
Ребята, давайте будем по очереди ударять в бубен, артисты услышат и непременно придут …
Может нам поможет звон вот этого волшебного колокольчика? (слышится его звон).
Или чудо-пингвин помашет своими волшебными крылышками и позовёт артистов? (используется заводная игрушка-пингвин)
Мишка в 1 ряду что-то хочет мне сказать на ушко, (в первом ряду на стульях «сидят» меховые красивые игрушки).
Воспитатель подходит к мишке, имитируя разговор с ним.
Ребята, как вы думаете, какое у меня стало настроение после разговора с мишкой? (грустное). Знаете, почему? Буратино потерял ключ от театра и представления не будет.
Вбегает Мальвина, она держит в руке ключ:
Я так спешила,
Так бежала,
Скажите, я не опоздала?
Я же ключик нашла,
Вам, детишки, принесла!
Воспитатель. Ах, Мальвина, молодец, выручила всех, наконец!
Мальвина.
Театр открывается,
К началу всё готово,
Билеты продаются
За вежливое слово!
Воспитатель.
Девочки и мальчики,
Купите билетики,
Билеты разные,
Синие и красные.
Под песню «Маленькая страна» Мальвина «продаёт» билеты.
Воспитатель и Мальвина (вместе).
На поляне дом стоит,
Ну, а к дому путь закрыт,
Ворота мы открываем,
В этот домик приглашаем.
Занавес открывается, начинается показ кукольного театра по мотивам русской народной сказки «Колобок».
Жили-были дед да баба
На полянке у реки, —
И любили дед и баба
На сметане колобки.
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила… (Поможем, дети, бабке; имитация движений руками).
Ну, а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках (Поможем, детки, и внучке)…
Вышел ровный, вышел вкусный,
Даже есть его мне грустно…
Мышка серая бежала,
Колобочек увидала…
Мышка. «Ну и вкусный колобочек, дайте мышке хоть кусочек…»
Испугался колобок и пустился наутёк.
Плачет маленькая мышка,
Мышка-серое пальтишко,
Мышка, мышка, не тужи,
Тебе помогут малыши.
Давайте, детки, поможем горю мышки, угостим её колобками.
Дети (имитация движений).
Мы печём пшеничные
Колобки отличные,
Маслом поливаем,
Сахар добавляем.
В печку сажаем,
Колобочки выпекаем,
Мышку угощаем…
Дети подходят к мышке, угощают её колобками, мышка благодарит детей за вкусные колобки
Воспитатель. Сиди, мышка, кушай, дальше сказку слушай!
Девочка хорошая
К нам сюда идёт,
Что же эта девочка
В корзинке принесёт?
Под русскую народную мелодию входит Машенька в красивом длинном сарафане с корзинкой в руке.
Машенька пляшет, а потом говорит слова:
Я из корзины девочка,
Что у мишки за спиной,
Он сам, того не ведая,
Отнёс меня домой.
Погулять я пошла,
Колобочек нашла,
Вам в корзинке принесла (показывает).
Воспитатель. Вот так чудо-колобок, превратился он в клубок! Из корзинки достаёт клубок жёлтых ниток.
Проводится игра с клубочком ниток «Круг дружбы».
Начиная с Машеньки, ребята обматывают ниточку вокруг своего пальчика, при этом называют своё имя и передают по кругу следующему.
Воспитатель при этом говорит:
Мы в игру играть начнём, клубочком дружбы назовём.
Далее проводится игра «Карусели».
Карусели, карусели,
Мы с тобой в машину (поезд) сели,
Сели и поехали,
Карусели, карусели,
Мы с тобой на лошадь сели,
Сели и поехали
В новую сказочку приехали.
Инсценирование по мотивам произведения С. Капутикян «Маша обедает».
Час обеда подошёл,
Садись, Машенька, за стол… и т.д.
В гости к Маше приходят: собака, кошка, курочка с петушком, коза-хлопота. Мальвина всех угощает «вкусным обедом».
Подвести итог развлечения.
Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе.
«Путешествие в волшебный мир сказок»
Составила: Воспитатель
Пушкарёва Анастасия Васильевна.
Кемерово 2014
Программное содержание: Поддерживать стремление детей принимать активное участие в розыгрование сказок, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Побуждать, самостоятельно использовать (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа, проявлять импровизацию.
Развивать фантазию, артистические способности.
Ход занятия
Воспитатель собирает детей в приёмной.
Воспитатель: Ребята сегодня я предлагаю вам, совершить путешествие в не обычный сказочный мир. В мир, где происходят чудеса и превращения, где оживают сказочные персонажи. Вы догадались, что это за мир?
Дети: Мир сказок.
Воспитатель: А знаете ли вы, кто живёт в этом мире? Кто играет сказочных героев?
Дети: Артисты, сказочные персонажи.
В: А кто создаёт сценарий сказок?
Дети: Режиссёр
В: А вы хотели бы попасть в этот сказочный мир и превратиться в сказочных персонажей?
В: Тогда, строимся друг за другом, и на сказочном трамвайчике отправляемся в путешествие.
В: 1-ая остановка сказка « Волк и семеро козлят» сейчас с помощью волшебной палочки и волшебных слов вы превратитесь в персонажей этой сказки. (Дети закрывают глаза, педагог говорит волшебные слова, одевает на детей заранее подготовленные маски)
Раз, два, три - повернись
И в козлят с волком превратись.
В: Ну вот вы теперь не дети из группы соловушки, а волк и семеро козлят. А я превратилась в режиссёра этой сказки. Давайте вспомним, как начинается эта сказка?
Ответы детей.
В: А как она заканчивается?
Ответы детей.
В: Т.к. вы превратились в артистов и стали сказочными персонажами, а я режиссёром, то мы теперь можем изменить концовку у сказки. Что бы все остались живы и жили дружно. Давайте попробуем придумать другой конец этой сказки.
(Воспитатель, выслушивает варианты ответов детей если дети затрудняются воспитатель помогает)
Например: Когда волк, смог обмануть козлят, и они открыли ему дверь, он хотел их всех съесть. Но потом волку стало жалко маленьких козлят и вместо того чтобы ими по обедать, он принёс им гостинцы. А когда пришла коза, то очень удивилась, козлята спокойно гуляли на лужайке, а волк колол им дрова и смотрел за козлятами, что бы те далеко от дома не уходили.
В: Ну вот, в этой сказке мы навели порядок, теперь козе и козлятам некого бояться. Ведь самый злейший враг стал их другом. Отправляемся дальше.
(Дети строятся друг за другом и передвигаются по группе)
2-ая остановка сказка «Колобок».
1. Как эта сказка начинается?
2. Какие герои участвуют в этой сказки?
3.Что они постоянно хотели сделать с колобком?
В: А мы придумаем такую концовку, чтобы колобок остался не съеденным.
Раз, два, три- повернись
В колобка с лисой превратись.
Выслушиваются варианты детей.
Например: Лиса говорит колобку:
Сядь камне на носок да пропой ещё разок.
Колобок обрадовался, что его песня понравилась, запрыгнул к лисе на мордочку и запел, а лиса его не съела, а говорит ему:
Колобок тебе надо быть певцом, давай у нас в лесу для лесных жителей устроим концерт, ты будишь песни петь, а я на балалайке играть. Колобку очень понравилась идея лисы, и отправились они готовиться к выступлению.
В: В этой сказки тоже всё закончилось хорошо. Садимся все на наш сказочный трамвайчик и едим дальше.
3-остоновка сказка « Заюшкина избушка».
Как начинается эта сказка?
Какие герои участвуют в этой сказке?
Кто помог зайке отвоевать избушку?
Кто остался жить с зайцем?
А лиса куда делась?
А мы закончим эту сказку, чтобы некто без домика не остался.
Раз, два, три – повернись
В зайца, петуха и лису превратись.
Вместе с детьми придумывают дужный конец.
Например: Лиса собирается, выбегает из домика. Петушок с зайчиком заходят в дом и остаются там жить вдвоём. На следующие утро, постучались к ним в дверь, петушок открыл, а на пороге стоит лиса с капустой для зайчика и с пшеном для пети и говорит:
Простите, меня, пожалуйста, я вот вам гостинцев принесла.
Петушку и зайчику жалко стало лису, и они пустили её к себе жить. Днём каждый своим делом занят, а вечером собираются за круглым столом чай пьют, сказки рассказывают.
В: Ну вот в этой сказке тоже полный порядок, а нам пора возвращаться в группу. Но сначала мы должны превратиться в обычных детей.
Раз, два, три- повернись
И в ребяток превратись.
Дети строятся друг за другом и под весёлую музыку отправляются в группу. По возвращению дети зарисовывают сказку, которая им больше всего понравилась.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
Новоургальского городского поселения
Верхнебуреинского района
Хабаровского края
Вступительное занятие по внеурочной театральной деятельности
«А не пойти ли нам в театр!»
Северина Тамара Николаевна – педагог дополнительного образования
Воспитание толерантности в современном обществе одна из наиболее острых и актуальных проблем. Оно складывается из понимания и приятия чужих взглядов, терпимости, знания причин тех или иных поступков человека.
Театральная деятельность является источником развития толерантности. Это конкретный зримый результат. Театральная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам интуиции, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы действия.
Как показывает статистика, в среднем продолжительность словесного общения родителей со своими детьми не превышает 12 минут в день. Современные дети большую часть свободного времени проводят перед телевизором или компьютером. Техника заменяет детям живое общение, что отрицательно сказывается на их психике, развитии речи, умении взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Театральная деятельность способствует формированию выразительной речи, формированию духовного мира детей, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.
Данная методическая разработка предназначена для детей 7 -8 лет
Цель: заинтересовать детей театральным творчеством.
Задачи : познакомить детей с устройством театра, с профессиями людей, работающих в театре, требованиями, предъявляемые к профессии актера.
А не пойти ли нам в театр?
Тема: Вводное занятие в программу.
Цель: Знакомство и привлечение детей к миру театра. Формирование интереса к театральной деятельности.
Задачи:
1.Обучающие :
Сформировать представление о театральном искусстве. Познакомить детей с видами театров, некоторыми театральными профессиями
2. Развивающие:
Развивать познавательный интерес, творческие способности, внимание и наблюдательность.
Развивать правильное понимание театральной терминологии и использования ее в речи.
3. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к театральным профессиям
Воспитать эмоционально – положительный взгляд на мир театрального искусства и искусства в целом.
Форма проведения : урок – экскурсия.
Оборудование: Видеоряд внешний и внутренний вид театра, видеоряд различные виды театра, предметные карточки с изображением сказочных героев и одежды, зеркала, шаблоны лица человека, цветные карандаши.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. Цель нашего занятия открыть для себя волшебные двери театра! Прежде чем отправиться дружной компанией в путешествие, давайте познакомимся. Ведь это наша первая с вами встреча. Меня зовут… А ваши имена я узнаю в игре.
Игра. « Много, много, много нас»
Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей.
Много, много, много нас
Встанут________сейчас! (Олечки)
Пляшут_________сейчас! (Сашеньки)
Хохочут ________сейчас! (Ирочки)
Чихают_________сейчас! (Сереженьки)
Охают________сейчас! (Андрюшеньки)
Улыбаются______сейчас! (все)
Много, много, много нас!
П: Кто знает, что такое театр? Для чего в него ходят люди?
Выслушивает ответы детей, обобщает их. Правильно, театр - это красивое здание, где устраиваются различные постановки. Давайте посмотрим, как устроен театр внутри.
Показ слайдов с использованием терминологии: зрительный зал, ложи, балконы, сцена, занавес, кулисы, рампа, задник, яма для оркестра и др.
Игра «А не пойти ли нам в театр?»
П: А не пойти ли нам в театр?
Д: Да, да, да.
П: А как мы пойдем в театр?
Д: топают в ответ ногами.
П: А в театре большая скрипучая дверь и мы ее открываем. Как мы ее открываем?
Д: Имитируя открытие тяжелой двери, говорят: «Вжик, вжик, вжик».
П: Мы входим в зал, находим свои места и садимся. Как мы садимся.
Д: Имитируют резкую посадку на стул: «Бряк»
П: А в зале настраивают инструменты. Скрипку…
П: Барабан…
П: Но вот всё замолкает, открывается занавес, звучат аплодисменты.
Д: Аплодируют.
П: Мы познакомились с вами с внутренним устройством театра. Но в зависимости от того, какой вид спектакля показывают в театре, он так и называется. Есть кукольные театры, есть театры оперы и балета, есть драматические театры, есть театры мимики и жеста, есть детские театры, теневые и множество других.
Сейчас вы посмотрите на слайды и определите, какой, где театр?
Демонстрируются сцены различных театральных постановок.
Конспект занятия по театрализованной деятельности«Учимся быть артистами» для детей старшей группы
Цель:
1. Учить детей выразительно произносить фразу, стихотворение, несущие различную эмоциональную окраску (грустно, весело);
2. Развивать психофизические способности детей (мимику, жесты);
3. Воспитывать доброе отношение к животным;
4. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх.
Материал: карточки-рисунки с выражением лица человечка: веселого и грустного на каждого ребенка; игрушка-котенок.
Содержание:
Воспитатель: Ребята, вы хотите стать артистами?
(Ответы детей).
Воспитатель: Давайте, поиграем в артистов. А вы знаете, что артисту помогают лицо, глаза, руки. Вот сегодня мы с вами будем учиться передавать выражением лица и движениями тела, то, что мы чувствуем. Ведь эти умения помогают нам лучше передавать образы наших героев, когда мы инсценируем сказку. Начнем наше занятие с разминочки-игры «Передавалки». Будьте внимательны и четко выполняйте мои задания. Сначала я вам объясню правила этой игры. Мы передаем друг другу все молча, выражаем глазами, лицом, губами, плечами, руками в целом это всё называется мимикой и жестами. Сядьте удобно и правильно, начнем с Маши, а заканчиваем мной.
Передай улыбку соседу (по кругу);
Передай «сердилку» (сердитое выражение лица);
Передай «испуг»;
Передай «страшилку».
Воспитатель: А вот следующее задание – передай «хлопок» начнем с меня, я показываю вы передаете друг другу.
(Сначала показываю один хлопок в ладоши; три хлопка в ладоши; два хлопка и третий о колени).
После каждого выполнения задания детьми отмечаю тех детей, кто выполнил лучше.
Воспитатель: Следующее задание называется «приветствие». Посмотрите на меня, как можно передать «приветствие».
(Молча показываю: кивнуть головой, пожать руку, помахать рукой).
Вы выберите каждый для себя, как вы хотите передать «приветствие», начнем с Маши.
Воспитатель: Итак, наша разминочка закончилась. Ребята, мы передавали все молча только выражением лица т.е. мимикой и движениями т.е. жестами. Ребята, чем мы передавали? (Жестами, мимикой, движениями).
А вот теперь давайте попробуем передать наше настроение голосом: весело и грустно.
Послушайте, во такую фразу: «Поехали, поехали в лес за орехами». Давайте повторим эту фразу все вместе.
(Хоровое повторение).
Воспитатель: Ребята, у меня есть карточки-рисунки с выражениями лица человечка: веселого и грустного. Вам нужно подойти к столу и взять, то выражение лица человечка, который вам нравится.
(Дети подходят к столу и берут карточки).
Воспитатель: А теперь скажите эту фразу «Поехали, поехали в лес за орехами» с той интонацией, которого вы взяли человечка: грустного или веселого. Вот у Саши, Андрея, Васи грустный человечек. Давайте попробуем произнести грустно, представьте, что вас кто-то обидел.
(Дети по очереди произносят грустно).
Воспитатель: А у Тани, Юли, Риты веселый человечек. Давайте попробуем произнести эту фразу весело. Представьте, что вам купили любимую игрушку и у вас радостное, веселое настроение.
(Дети по очереди произносят весело).
Воспитатель: Молодцы! Дети, пройдите положите карточки на стол.
(Дети кладут карточки на стол).
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите – это котенок (беру игрушку – котенка на руки).
Воспитатель: Давайте встанем в круг. Посмотрите у меня в руках маленький котенок. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.
(Дети передают друг другу и говорят добрые слова котенку).
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а я знаю стихотворение про «Киску» Б.Заходера, хотите послушать?
(Да)
Воспитатель: Тогда проходите и садитесь на стульчики.
(Дети садятся).
Воспитатель: Послушайте и скажите грустно или весело я прочитала это стихотворение. (Читаю стихотворение с выражением).
Плачет киска в коридоре
У нее большое горе
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
Воспитатель: Смешное стихотворение? (Да).
Воспитатель: Как я прочитала стихотворение: грустно или весело?
(Ответы детей).
Воспитатель: Я прочитала с интонацией, выражением. Ребята, давайте прочитаем это стихотворение, чтобы стало жалко киску, чтобы было грустно. Послушайте сначала, как я прочитаю вам.
(Читаю грустно).
Воспитатель: Кто желает прочитать это стихотворение грустно?
(2-3 ребенка).
Воспитатель: А теперь давайте прочитаем его весело. И киску жалко и в то же время стихотворение смешное. Послушайте меня.
(Читаю весело. Затем 2-3 ребенка).
Воспитатель: Ребята, хотите сами стать кисками, которая хочет украсть сосиску? (Да).
Воспитатель: Давайте попробуем поиграть в киску. Вставайте со стульчиков. Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть сосиску со стола. Встаньте, как киска на лапки. Киска идет на кухню. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о его ножку, встаете на задние лапки и с удовольствием вдыхаете приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни. Вы тянитесь лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка. Киска бросает сосиску и убегает.
(Я говорю и имитирую все движения, детей вместе со мной).
Воспитатель: Молодцы! Садитесь на стульчики. Когда показывали все движения, имитировали киску, мне очень понравилось, как выполнял Саша. У Саши получилось хорошо. Саша, покажи ребятам.
(Я повторяю слова, ребенок выполняет движения)
Воспитатель: Ребята, вам жаль киску? (Да).
Воспитатель: Давайте пожалеем ее. Представьте, что ваша левая рука – это кошка, а правой вы ее гладите:
- Киска, кисонька, кисуля!
- Позвала котенка Юля.
- Не спеши постой, постой!
- И погладила рукой! (Л.П. Савина).
Воспитатель: Кисонька успокоилась. Ребята, а как вы, думаете, накормит хозяйка Юля киску? (Да).
Воспитатель: Чем?
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Я тоже думаю, что хозяйка погладит киску и накормит.
Ну, вот и закончилось наша игра в артистов. Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется игра, где мы передавали все молча, только мимикой и жестами? (Передавалки).
Воспитатель: А как мы передавали голосом свое настроение?
(Грустно и весело).
Воспитатель: Как называется стихотворение Б. Заходера?
(Киска).
Воспитатель: Как его рассказывали?
(С выражением).
Воспитатель: А что мы делали еще с этим стихотворением?
(Имитировали).
Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравились все, очень старались, умнички. Всем спасибо.
Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в осенний лес».
Раздел: Работа с дошкольниками.
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Программное содержание:
вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность;
закреплять приемы вождения кукол пальчикового театра, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;
развивать диалогическую форму речи, интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук;
воспитывать доброжелательные партнёрские отношения.
Оборудование: пальчиковые куклы по количеству детей, пальцеход, магнитофон, аудиокассеты (звуки леса), конверт с загадками, осенние деревья.
Ход занятия
(дети стоят у входа в театральную студию «Лукоморье»)
Вступительная беседа.
- Здравствуйте, ребята!
- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
- А вы любите осень?
У каждого из нас есть любимая пора года, но не все любят осень. Осенью становится сыро, темно и холодно. А ведь эта пора года необходима природе, людям, чтобы облегчить переход от теплого времени года к холодному. Вспомните, как в солнечный день осенью бывает красиво и дождь не всегда идет.
- Чем занимаются люди в это время года?
- А дикие животные?
А давайте мы с вами отправимся в осенний лес и все увидим своими глазами, но дорога в лес нелегка, могут встретиться разные трудности. Сможем мы справиться с ними вместе? Тогда в путь….
Путешествие в осенний лес.
Вот, ребята, мы и пришли в лес. Закройте глазки и послушайте звуки леса (дети слушают звуки леса). А теперь откройте глаза и давайте вдохнем аромат леса через нос, а выдыхать будем тонкой струйкой на свою ладошку.
Дыхательное упражнение «Аромат леса».
(дети выполняют упражнение на дыхание «Аромат»)
- Чувствуете, как тепло льется на ладошку?
2. Речевая разминка.
(произнести чистоговорки медленно, тихо, громко, быстро)
Ес-ес-ес- мы идем в лес.
Су-су-су-тихо осенью в лесу.
Ес-ес-ес - опустел осенний лес.
Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.
- Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса.
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.
- Заяц целый день скакал, от лисицы удирал,
А лисица шла по следу, искала зайчика к обеду.
Отгадывание загадок «Осеннее дерево».
(дети подходят к осеннему дереву, под ним лежит конверт с заданием)
Как красиво осень раскрасила листья на деревьях. Посмотрите ребята, а под деревом конверт. Может он дожидается нас? Чтобы познакомиться с обитателями леса, нам нужно отгадать загадки.
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
орешки я грызу.
(белка)
Рыжая, с пушистым хвостом,
живет в лесу под кустом.
Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он и не знает.
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(бобры)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.
(ежик)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)
С заданием мы справились, можно идти дальше.
Пальчиковая гимнастика «Болото».
(дети идут дальше встречают на пути болото, через которое можно перебраться по кочкам - пальцеходу)
«Встреча с жителями леса».
(дети находят на полянке пальчиковых кукол и вспоминают правила вождения кукол, затем знакомятся с диалогом «Рукавицы для лисицы», затем используя пальчиковых кукол, исполняют диалог)
Диалог «Рукавицы для лисицы» (Степанов Владимир)
По завалам, по оврагам
Шёл медведь хозяйским шагом:
- Отвечайте, звери, мне -
Вы готовы ли к зиме?
Да, - ответили лисицы, -
Мы связали рукавицы.
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
А у нас есть валенки, -
Отвечали Заиньки.
- Что нам вьюга да метель?..
Хочешь, Мишенька, примерь.
Смотрит Белка из дупла:
- Я орешков припасла.
Высоко моё дупло,
В нём и сухо, и тепло.
Hа, а я, - ответил Kрот, -
Под землёй устроил ход.
Там с красавицей-женой
Будем чай мы пить зимой.
Kрикнул Бобр Медведю с речки:
- Я дрова колю для печки.
Дай мне, Миша, только срок -
Из трубы пойдёт дымок.
Вылез Ёжик из листвы:
- Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе - грибов кадушка.
Обошел медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
III. Итог занятия (звучит тихая музыка).
Молодцы, ребята!
Наше путешествие подошло к концу.
- Вам понравился лес и его обитатели?
– Чем занимаются летом и осенью дикие животные?
Ну, а теперь нам пора возвращаться. Идем через болото, мимо осеннего дерева. До свидания лес.
Старшая группа
1 квартал
Виды деятельности
Программные задачи
Методическая литература
Театральная игра
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Учить снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми. Развивать умение произвольно реагировать на команду
Игры:
Эстафета
Знакомство
Кто во что одет?
Веселые обезьянки
Вышивание
Внимательные матрешки
Т.И. Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С. Петрова "Театрализованные игры в детском саду»
Ритмопластика
Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на звуковой сигнал. Развивать умение передавать в своих импровизациях характер и настроение музыки.
Игры и упражнения:
Самолеты и бабочки
Первая потеря
Осенние листья
Бабочки
Считалочка
Муравьи
Огонь и лед
Мокрые котята
Штанга
Кактус и ива
Конкурс лентяев Пальма
---------------------
Поющие руки
Колокола
Тарелка
Вертушки
Ветерок
Ленточки
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»
Культура и техника речи
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Учить строить диалог, подбирать слова по общим признакам и определениям к словам.
Игры и упражнения:
Мыльные пузыри
Веселый пятачок
Колокольчик
Удивленный бегемот
Фыркающая лошадь
Вопрос-ответ
Волшебная корзинка Вкусные слова
Ручной мяч
Подскажи словечко
Скороговорки
Игры на развитие интонационной выразительности
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»
А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»
2 квартал
Виды деятельности
Программные задачи
Методическая литература
Театральная игра
Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникативность в отношениях со сверстниками. Развивать быстроту реакции и координацию движений. Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами.
Игры:
Дружные звери
Цапля
Передай позу
Телепаты
Летает, не летает
Где мы побывали?
Что мы делали, не скажем
Театральные этюды:
Утро
Собака
Огородник
Жадный пес
Дворник
корова
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»
А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»
Ритмопластика
Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию
Игры и упражнения:
Медведи в клетке
Ежик
Подарок
В царстве золотой рыбки
Снежинки
Не ошибись
Поймай хлопок
Шея есть, шеи нет
Закрыть книгу, раскрыть книгу
Осьминог
Пантеры
Зернышко
Цыплята
В «Детском мире»
Веселая зарядка
Колокольчики
Ловля комариков
Волна
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»
А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»
Культура и техника речи
Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Учить составлять предложения с заданными словами. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы с различными эмоциями. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера.