Инф. технологии

Душевная трагедия катерины в драме гроза. Сочинение трагедия катерины в драме гроза островского

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков.

Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» порядков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.

Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужала духовно и морально. Катерина была незаурядной личностью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная прелесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал делать то, что ей, Катерине, не хотелось.

Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катерина была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету;, «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомолок, которые каждый день были в доме, и на шитье по бархату (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства).

После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник то не то не мог понять, Это одиночество было первым, шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к героине. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.

Еще одна боль Катерины - непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравнению с Катериной, у него не было никогда своего мнения - он подчинялся мнению другого, более сильного человека. Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе.

Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, только образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины. Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Однако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружающие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!».

Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду ввела? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье - ему вечный позор!».

Нравы города Калинова, его грубость да «бедность нагольная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков

Характер у меня».

Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Катерину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролюбов видит воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Катерины неоднозначен.

Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является прекрасным образом русской женщины в русской литературе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Сочинение

Тема: "В чем трагедия Катерины в пьесе Островского "Гроза""

Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского "Гроза" является Катерина. Она выросла в доме небогатого купца. Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катерина была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету: "Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела".

После замужества её жизнь изменилась. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь "Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…" - говорит она Кабанихе, заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Любимый ею Тихон оказался "маменькиным сынком". В доме Кабановых Катерина оказалась одна, ее мир, ее душу никто не мог понять. Это одиночество было первым, шагом к трагедии. Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному. С этих пор душа её замкнулась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной. Правило установленное Кабановой заставляло таиться, хитрить. Она этого не хотела, да и не умела. Она говорит Варваре: "Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". Трагедия её в кроткости характера. По моему мнению, Катерина с Тихоном могли стать счастливыми только после смерти свекрови. Будь Катерина другой, то Тихон никогда бы не уехал без любимой. Измены бы не было, если её поддержал бы муж: вниманием, любовью.

От одиночества её влечёт к Борису. Ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее. Влечет и потребность любви, не нашедшая отзыва в муже. Оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание простора, свободы.

Многие люди совершают поступки, не отдавая себе отчёта о последствиях. Последствия поступка Катерины - это душевная рана и беспокойство о грехопадении. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Не умея хитрить и притворяться она признаётся во всём мужу. Оскорбляя и унижая Катерину, свекровь ставит последнюю точку в отношениях.

Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Она действует по первому зову сердца, по первому душевному порыву. И в этом выходит ее беда. Такие люди как Катерина не приспособлены к реальной жизни и все время чувствуют, что они лишние. Она не может жить дальше со своим грехом, и решается на самоубийство. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше "в неволе". В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы.

Смерть Катерины протест обществу и ее освобождение. Многие женщины той эпохи проживали жизнь именно так, не решаясь освободиться.

катерина островский гроза

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История создания и сюжет драмы А.Н. Островского "Гроза". Подробное изучение характеров главных героев пьесы. Рассмотрение образов хозяев жизни, смирившиеся под властью самодуров, героев, выражающих протест против темного царства, Катерины, грозы.

    реферат , добавлен 26.06.2015

    Из творческой истории "Грозы". Конфликт и расстановка действующих лиц в "Грозе". О народных устоях характера Катерины. Сущность трагедии Катерины. Внутренняя перенапряженность, катастрофичность жизни. Любовь к красоте и гармонии божьего мира.

    реферат , добавлен 31.01.2007

    Идейный пафос пьес А.Н. Островского. Определение места, которое занимают пьесы "Гроза" и "Бесприданница" в его литературном творчестве. Героини Кабанова и Огудалова как отражение русского женского национального характера. Сравнительный анализ образов.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2012

    История создания, сюжет драмы "Гроза". Система образов, построенная на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз новой жизни. Главные и второстепенные персонажи.

    реферат , добавлен 16.06.2015

    Судьба Катерины. Драма А.Н. Островского "Гроза". Ее сила в том, что она одна восстала против "темного царства", но погибла, словно птица, не сумела вырваться на свободу. Повсюду царило непонимание, ненависть, самолюбие.

    сочинение , добавлен 01.06.2008

    Между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к свободе; их протест против "темного царства". Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина - натура гораздо более сильная, чем Лариса.

    сочинение , добавлен 16.06.2002

    Отражение мифологических, фольклорных и литературных истоков в повести Достоевского. Специфика образа Катерины в системе персонажей. Его художественные отражения в произведениях других авторов. Портретная и речевая характеристика главной героини.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2017

    Проблема перелома общественной жизни, смены социальных устоев в пьесе А. Островского "Гроза". Образ Кулигина - простого мещанина, механика-самоучки, благородного мечтателя. Положительные черты героя, его протест против самодурства и дикости в обществе.

    сочинение , добавлен 12.11.2012

    краткое изложение , добавлен 21.04.2011

    Лирическое раскрытие картин волжского пейзажа города Калинов в пьесе А.Н. Островского "Гроза". Литературное воссоздание быта Калинина в пьесе: образ улиц, трактиров и жизни жителей города. "Темное царство" и жесткий образ города Калинин в пьесе "Гроза".

Драма А.Н.Островского «Гроза» была признанной общественной пьесой сразу после своего выхода. И это неудивительно, ведь автор показал новую героиню, противопоставленную купеческому обществу с его домостроевским укладом. Судьба главной героини пьесы Катерины Кабановой в самом деле трогает своей драматичностью. Героиня противопоставила себя невежеству и закоренелости, царящих в обществе, где нет места духовно одаренным натурам. Неравная борьба с человеческой черствостью приводит Катерину к добровольной смерти, завершающей драматическую судьбу героини и сам ход пьесы.

С одной стороны, сюжет пьесы совершенно прост и типичен для того времени: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, разочаровавшаяся в жизни с нелюбимым супругом во враждебной обстановке чужой семьи, полюбила другого человека. Однако ее запретная любовь не дает ей покоя, и, не желая принимать мораль «темного царства» («делай, что хочешь, лишь бы шито да крыто было»), признается в своей измене принародно в церкви. После этого признания жизнь не имеет смысла для Катерины, и она кончает жизнь самоубийством.

Но, несмотря на незатейливый сюжет, образ Катерины является невероятно ярким и выразительным, становясь символом неприятия враждебного консервативного общества, живущего по законам домостроя. Не зря в своей критической статье, посвященной пьесе, Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».

Выросшая в вольной обстановке родной семьи, Катерина была чрезвычайно эмоциональной и искренней натурой, отличаясь от представителей «темного царства» глубиной своих чувств, правдивостью и решительностью. Открытая другим людям, Катерина не умела обманывать и лицемерить, поэтому не прижилась в семье мужа, где даже ее ровесница Варвара Кабанова считала главную героину слишком «мудреной», даже чудной. Сама Варвара давно уже приспособилась к правилам купеческой жизни, способностью к лицемерию и лжи все больше напоминая мать.

Катерина отличалась невероятной силой духа: следовало обладать сильным характером, чтобы отвечать пожилой жестокой свекрови на многочисленные оскорбления. Ведь в родной семье Катерина не привыкла к унижению человеческого достоинства, потому что была по-другому воспитана. Автор с чувством глубокой любви и уважения к Катерине рассказывает нам, в какой обстановке, под влиянием чего сложился сильный женский характер главной героини. Недаром Островский несколько раз по ходу пьесы вводит образ птицы, символизирующий саму Катерину. Подобно пойманной птице, она оказалась в железной клетке, доме Кабановых. Как тоскующая по свободе птица рвется к воле, так и Катерина, осознав невыносимый, невозможный для нее образ жизни в чужой семье, решилась на последнюю попытку обрести свободу, найдя ее в любви к Борису.

В чувстве Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Однако в отличие от грозы, любовь должна приносить радость, а Катерину она ведет к пропасти. Ведь Борис, племянник Дикого, по сути своей мало отличается от остальных жителей «темного царства», в том числе мужа Катерины Тихона. Борис не сумел оградить Катерину от ее душевных мук, можно сказать, предал, разменяв свою любовь на почтительное уважение к дядюшке ради получения своей части наследства. В своем безволии Борис также стал причиной гибельного отчаяния Катерины. И все же, несмотря на понимание обреченности своего чувства, Катерина всеми силами души отдается любви к Борису, не испытывая страха перед грядущим. Она не боится, как не боится грозы Кулигин. И потом, на мой взгляд, в самом названии пьесы, в свойствах этого явления природы, есть что-то присущее характеру главной героини, подверженной искренним стихийным порывам своей души.

Таким образом, душевная драма Катерины заключается именно в том, что в силу своего характера главная героиня, не сумев принять убеждений среды, в которую попала, не пожелав притворяться и обманывать, не видит другого пути, кроме самоубийства, добровольного ухода их жизни в лицемерной и ханжеской купеческой среде города N. Есть особая символика в эпизоде покаяния Катерины, во время которого разразилась гроза и пошел дождь. По сути своей дождь, вода являются символами очищения, но в пьесе Островского общество оказывается не столь милосердным, как природа. «Темное царство» не простило героине подобного вызова, не позволив ей выйти за жесткие границы негласных законов ханжеского провинциального общества. Так, окончательный покой нашла измучившаяся душа Катерины в водах Волги, спасаясь от жестокосердия людей. Своей смертью Катерина бросила вызов враждебной ей силе, и как бы ни рассматривал читатель или критики этот поступок, нельзя отказать героине «Грозы» в силе бесстрашного духа, приведшего её к освобождению из «темного царства», став в нем истинным «лучом света»!

Задачи и тесты по теме "В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные причины, условия, уступки, цели, следствия) - Сложноподчинённое предложение 9 класс

Цель: проанализировать образ Катерины; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  • создать условия для развития у учащихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, умений сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия;
  • формировать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: компьютер, слайды по теме урока (прилагаются), два кусочка пластилина - чёрного и белого, тексты по пьесе.

Мы знаем, что характер Катерины выдержит себя,
несмотря ни на какие препятствия,
а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Н.А. Добролюбов

Только сознательное уважение человека к самому себе
даёт ему возможность спокойно
и весело переносить все мелкие и крупные неприятности,
которые не сопровождаются сильной физической болью.

Д.И. Писарев

Ход урока

1. Организационный момент.

Дорогие ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении. Я думаю, что наш урок пройдёт в тёплой атмосфере. Хочу пожелать вам успехов, уверенности в себе, хорошего настроения.

2. Постановка задач и актуализация знаний.

Сегодня мы с вами завершим изучение пьесы А.Н. Островского “Гроза”. Тема урока – “Образ Катерины. Её душевная трагедия”. Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.

Я предлагаю вам посмотреть на облака. Каждый из вас делал это многократно, смотрел и фантазировал, что представляет собой каждое облако.

А что теперь видите вы?

Ученики делятся своим мнением. (Воздушные замки, животное, храм и т.д.)

Учитель. Почему вы не увидели одно и то же? (Каждый ученик индивидуален, имеет своё мнение и свою точку зрения).

Ученики делают вывод, как это связано с темой урока и работой на уроке.

Учитель. Правильно, ребята. Каждый из вас воспринимает образ главной героини по-своему, потому что вы оцениваете её действия и поступки, исходя из своих взглядов и жизненного опыта.

Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке и сформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.

(Дать характеристику образу Катерины, рассмотреть причины её смерти, раскрыть значение понятий “грех”, “свобода”, “неизбежность”, “красота”, ответить на вопросы “Был ли иной путь у Катерины? В чём сила характера Катерины?)

Понятия и вопросы выводятся на слайдах презентации.

3. Информационный поток.

Работа в группах.

Задание первой группе:

Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь.

(Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот. Ухаживала за цветами, слушала рассказы странниц, ходила в церковь. Ей часто виделись странные вещи: ангелы в золотом столбе, храмы золотые; ей снилось, что она летает.

Катерина - крайне религиозный человек. А религиозный человек должен жить по Закону Божьему.

Но есть ещё один факт, который говорит нам о характере главной героини. В шесть лет, когда её дома обидели, она села в лодку и поплыла по Волге. Нашли её через сутки вёрст за десять от дома. Это говорит нам о том, что Катерина – своевольный, своенравный человек, способный на необдуманные поступки, чтобы сохранить свою свободу и независимость).

Задание второй группе:

Охарактеризовать отношения Катерины и Тихона, Катерины и Бориса. Можно ли считать чувство Катерины к Борису любовью?

(Катерина очень рано вышла замуж за Тихона. Она попала в семью, где мать заправляла всем. Тихон иногда пытался возразить матери, заступиться за жену, но попытки пресекались в самом их начале. Тихон искал свободу вдали от дома. Ему нужно было выпить и погулять, а жена была для этого обузой. Поэтому он на просьбу Катерины взять её с собой отвечает: “С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!”

Тихон любит Катерину. Это мы видим, когда он узнаёт о гибели жены. Но его слабость, бесхарактерность не дали ему возможность показать эту любовь Катерине.

От безысходности своего положения главная героиня ищет любви. Эту любовь она находит в Борисе Григорьевиче. Они практически не общались, виделись мельком, чаще в церкви. Но Борис Григорьевич говорит о своей любви, и Катерина считает свои чувства любовью. В ней заключается для героини вся жизнь; вся сила её натуры, все её живые стремления сливаются здесь. К нему влечёт её потребность любви, не нашедшая себе отзыва мужа, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Но эта любовь и есть для неё грех. (Работа с понятием. Обращение к заповедям в “Законе Божьем).

Можно ли любовь Катерины и Бориса назвать настоящей? Борис, как и Тихон, отталкивает её, не желает взять с собой. Он зависит от дяди. После последнего свидания с Катериной он говорит: “Только одного надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго”. Он понимает её душевное состояние. Может, но не хочет её спасти. Но Катерина, несмотря ни на что, умирает со словами: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”)

Задание третьей группе:

Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины?

(После своего безоблачного детства Катерина попадает в дом Кабановых, в “тёмное царство”. Свекровь вечно её унижает, оскорбляет, не даёт спокойно жить с мужем. Ей не с кем поговорить. Варвара хоть и пытается понять невестку, но она не такая, как Катерина: “Главное, чтобы всё было шито-крыто”. С каждым днём это “тёмное царство” охватывает Катерину, давит на неё. Нет спасения и в любви. Жизнь становится невыносимой. И Катерина чаще задумывается о самоубийстве).

Задание четвёртой группе:

Как характеризуют образ Катерины Д. И. Писарев и А. Н. Добролюбов? В чём заключается противоречие в прочтении драмы критиками?

(Н.А. Добролюбов и Д. И. Писарев дали Катерине совершенно разную характеристику. Н. А. Добролюбов назвал героиню “лучом света в тёмном царстве”. Он считает Катерину сильной женщиной. Д. И.Писарев считает, что все действия и поступки Катерины лишены всякого здравого смысла. Он относит её к “вечным детям и карликам”.

Их мнения расходятся потому, что каждый рассматривал характер, исходя из своих жизненных позиций, взглядов и опыта.)

Учитель. Теперь мы с вами узнаем, какой образ Катерины создавали актрисы, которые играли её роль на сцене (демонстрация слайдов с портретами П. Стрепетовой и М. Ермоловой).

В истории театра лучшей исполнительницей роли Катерины Кабановой, первенство которой признавали даже знаменитые актрисы Федотова и Ермолова, осталась Л.П. Косицкая, для которой Островский специально написал эту роль.

Эту роль играли Пелагея Стрепетова и Мария Ермолова.

Стрепетова характеризовала Катерину как покорную жертву тёмного царства. “Она создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всём его ужасе, но и во всей его нетленной красоте”. (В.М.Дорошевич. Старая театральная Москва. – М.: Петроград, 1923).

Е.Карпов так вспоминает об игре Стрепетовой в пятом акте драмы: “…С бледным лицом, с огромными, полными печали, глубокими глазами, распущенными по плечам чёрными волосами, выходит Стрепетова. Ясно звучит её обаятельный голос, хотя говорит она словно про себя, и сколько глубокой, безнадёжной грусти, сколько любви, сколько тонкой поэзии в этом голосе…”.

Характеризуя игру Стрепетовой, А.С. Суворин замечал, что её трактовка роли Катерины решительно расходится с трактовкой Добролюбова. О конце Катерины он писал как о “тихой агонии умирающего сердца и потемневшей головы”. “Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния…Сколько их умирает так просто, молчаливо…”.

Ермолова подчёркивала в образе Катерины внутреннюю энергию, готовность к протесту против деспотизма и самодурства. “Добролюбов назвал конец Катерины “отрадным”: таков он был у Ермоловой, - пишет С. Н. Дурылин. – Её Катерина, действительно, была не мимолётная искра, а “луч света в тёмном царстве”, луч смелый, сильный, яркий, предвещающий восход солнца, разгоняющий мрак. Такую Катерину нельзя ни оплакивать, ни жалеть, как Катерину Стрепетовой, перед ней можно преклоняться, как перед трагической героиней, у неё можно учиться мужеству героической воли. Эта Катерина была восторженно встречена демократическими зрителями 1870-г годов… Ермолова доказала, что это “бытовая драма” - могучая русская народная трагедия, а эта роль русской женщины из глухого городка – образ героический, раскрывающий и печальную судьбу русской женщины в прошлом, и её способность к победе над этой злой долей”.

И Стрепетова, и Ермолова в своих интерпретациях образа акцентировали внимание зрителя на разных сторонах личности Катерины.

Стрепетова имела право рассматривать Катерину как жертву общества, тёмного царства. Сам Островский высоко ценил игру Стрепетовой. т.к. артистка будила в душах зрителей протест против тех жизненных условий, которые привели Катерину к гибели. Катерина Ермоловой сама была олицетворением протеста против тёмного царства. Игра Ермоловой рождала ощущение новой жизни, звала к активной борьбе за счастье и справедливость.

Учитель. А теперь посмотрим, какой образ Катерины создала наша ученица (ученица читает наизусть монолог Катерины из пятого акта драмы.)

Ответ на вопросы.

1. Какое значение понятие свободы (работа с понятием) у Катерины, Бориса, Тихона?

2. Какие моменты жизни Катерина воспринимала как знак свыше?

3. Почему Катерина покаялась публично?

4. Можем ли мы назвать Катерину сильной женщиной?

5. Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

Приём “Помощь психолога”.

Катерина оказалась в очень сложной ситуации. В наше время люди могут обратиться за помощью в решении проблемы к психологу. Один из приёмов, которые рекомендуют специалисты – составление двух списков. В один записываются позитивные последствия решения, в другой – негативные. Давайте попробуем составить два списка “для будущей жизни” Катерины, основываясь на тексте пьесы и используя цитаты.

(Все “за” и “против” можно “взвесить” на чашах весов. Кладём грузик на одну чашу, если решение позитивное, на другую – если негативное.

Позитивные стороны Негативные стороны
  • “Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полётом птиц, ощущать на себе солнечный свет…”
  • “Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…”
  • “Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно – создам свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…”
  • “Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет…”
  • “Мою любовь у меня никто не отнимет…”
  • Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от матери…”
  • “Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь…”
  • “Сколько радости принесут
  • мне дети…”
  • “Найдут, силой поволокут домой…”
  • “Свекровь заест совсем…”
  • “Никогда не быть мне свободной…”
  • “Тихон не простит, снова придётся видеть его недовольное лицо…”
  • “Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни…”

Учитель. Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу. Давайте попробуем провести небольшой опыт. Перед вами лежат два кусочка пластилина – чёрный и белый. Представим, что это человеческие души. Попробуйте их помять. Мягкие, легко поддающиеся. Представим, что каждый человек рождается на свет с белой и чистой душой. Но у каждого человека есть ещё и характер. Человек живёт, общается с людьми. Люди бывают плохие и хорошие. После общения с ложью, несправедливостью, душа человека чернеет. Со временем всё больше и больше. От человека, от его характера и силы воли зависит, как поступать: поддаться злу и тьме или сохранить свою душу чистой.

Теперь мы можем ответить на вопрос: “Был ли иной путь у Катерины?”

(Нет. Хоть самоубийство – это грех, но Катерина таким способом спасла свою светлую душу. А все представители “тёмного царства” и есть самоубийцы своих душ. И именно они являются грешными. Таким образом, смерть Катерины была неизбежной (работа с понятием).

4. Обобщение изученного.

Учитель. Я предлагаю составить диаманту, в которой вы можете дать обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).

Диаманта – стихотворение из семи строк, построенное на антонимии понятий.

1. Тема (существительное).

2. Два определения (прилагательные).

3. Действия (три глагола).

4. Ассоциации (четыре существительные).

1, 2 антонимы 3,4

5. Действия (три глагола).

6. Два определения (прилагательные).

7. Тема (существительное).

Катерина.

Непосредственная, честная.

Любит, стремится, бунтует.

Свобода, страсть, замкнутость, грех.

Разочаровывается, страдает, гибнет.

Уставшая, раскаявшаяся

Бедная Катерина.

Учитель. Я просила вас подумать, с какими произведениями литературы, музыки, живописи ассоциируется у вас образ Катерины, её мысли, поступки.

1. Ученики прочитали стихотворение К.Д. Бальмонта “У моря ночью”, т.к. оно помогает им ощутить то, что испытывала Катерина в последние моменты жизни. (Чтение наизусть данного стихотворения).

2. Из музыкальных произведений были предложены “Siciliano” Баха и “Храните Господа с небес” Лядова. Первое – ассоциация со всей жизнью Катерины, второе – вера Катерины в Бога.

3. Из произведений изобразительного искусства учащиеся предложили картины И.И. Левитана “Вечер на Волге” (место, где разворачивались события драмы , красота (работа с понятиями) природы сопоставляется с красотой главной героини, воды Волги поглотили в себя эту красоту) и К. Моне “Впечатление. Восходящее солнце(яркое оранжевое пятно солнца и луч, который падает на воду – это светлый образ Катерины и её характера).

5. Домашнее задание.

1. Составить тест из 10 заданий по пьесе “Гроза”.

2. Подготовить сообщение “Проблема человеческого достоинства в пьесе “Гроза”.Составить технологическую карту “Алфавит”.

3. Письменно ответить на вопрос “В чём заключается новаторство Островского?”

6. Рефлексия.

На доске крепятся изображения островов с названиями “Остров познания”, “Остров счастья”, “Остров безразличия”, “Остров сомнения”, “Остров интереса”. Ученики крепят клеящийся листочек на тот остров, где они побывали на уроке.

/ / / Душевная трагедия Катерины в пьесе Островского «Гроза»

Основным конфликтом пьесы Островского « » является борьба старого, архаичного и нового. Но нельзя упускать также и личностный конфликт между человеческими чувствами и человеческими принципами.

В один из дней в «темном царстве» - месте, где правит тирания и страх, появляется совершенно другой человек, который отличается от всех своей честностью, открытостью и преданностью. Этим человеком была главная героиня произведения Катерина. Именно непохожесть на других стала причиной жизненной трагедии девушки.

В Островский показал нам чистый и непорочный характер русской женщины. Женщины, которую отличает горячее сердце и твердый характер.

Пьеса начинается описание красот Волги. Красота и нетронутость природы стали фоном, на котором развивалась трагедия главной героине. Вроде бы все в Калинове спокойно, жизнь идет своим чередом, если бы сила общественного мнения, которая подтолкнула Катерину к обрыву.

Будучи сильной личностью, главная героиня сначала не обращает внимания на общественную молву, ей все равно, что про нее говорят и думают. Она не боится людского суда. Но, к сожалению, людской суд для Катерины стал невыносим. Она говорит: «Все и ходят за мной целый день, и смеются мне прямо в глаза...».

Трагедия главной героини случается на глазах у жителей Калинова. Она признается публично в измене мужу, она сводит счеты с жизнью у всех на виду.

Островский показывает нам Катерину, как очень чуткую натуру с богатым внутренним миром. На страницах произведения мы видим главную героиню в различных эмоциональных состояниях. Она, то грустить, то радуется, то тоскует, то находится в смятении чувств, то в порыве страсти. Катерина словно возрождается, влюбляясь в Бориса. Конечно же, она пытается гнать от себя любовные мысли, она не готова предать своего мужа, но потом признается сама себе, что образ Бориса постоянно находится перед ее глазами. В конечном итоге, главная героиня остается верна своим принципам. Она продолжает терпеть издевательства Кабанихи.

В сцене прощания с Тихоном, Катерине снова пришлось испытать силу своего терпения. Девушка была обижена отношением своего мужа, ведь в его речах были слышны слова его матери. В этот момент Катерина почувствовала, что произойдет непоправимое после отъезда Тихона.

В эпизоде с ключом девушка пытается разобраться в своих чувствах. Но понимает, что себя не обмануть. В этом мы видим всю силу характера Катерины. Она не хочет и не может притворяться, быть не честной с собой. Девушка сетует на горечь своего положения. Именно оно и подтолкнуло Катерину на решительные действия. Главная героиня принимает окончательное решение быть с Борисом, а последствия ее уже не волнуют.

Находясь у калитки в сад, Катерина все еще сомневается в правильности своего поступка, но потом идет по зову своего сердца.

Главная героиня не испугалась общественной молвы. Она публично заявила о своей измене мужу. Катерина понимала всю греховность своего поступка, но готова была переступить через свои принципы и быть с любимым человеком.

В финале пьесы Катерина погибает. Ее поступок можно оценивать по-разному. Она не смогла реализовать свою мечту – быть с любимым человеком, но смогла показать всю трагедию «темного царства», что погубило ее.

Катерина смогла предать свои принципы ради любви. Для нас она никогда не будет падшей женщиной. Мы запомним ее как человека, который боролся за свою мечту пусть даже таким образом.