Все вопросы

Готовый бизнес план по перевозке пассажиров. Своя маршрутка

Пассажирские перевозки – один из самых востребованных видов услуг. Но и конкуренция в этом деле высокая. Несмотря на это, многие стремятся попробовать свои силы в данном направлении, так как оно сулит большие и быстрые деньги. Правда, не все всегда радужно в этом бизнесе и он тоже имеет свои подводные камни, которые можно определить лишь по ходу ведения дела.

Формальная сторона подготовки дела

Бизнес-план пассажирские перевозки предполагает проводить на основе деятельности ООО или индивидуального предпринимателя. Все зависит от того, насколько большой у вас парк автомобилей и как вы его организовываете – в складчину с партнерами или самостоятельно. Имея одну-две машины, можно ограничиться индивидуальным предпринимателем. Хотя специалисты утверждают, что с таким количеством машин говорить о высоких заработках не приходится. Хорошую прибыль дают не менее десятка работающих машин. В таких случаях рекомендуется регистрировать общество с ограниченной ответственностью.

Учтите, что данный вид деятельности в нашей стране лицензируется. Поэтому после регистрации предприятия или предпринимателя, постановки на учет во всех фондах, органах, надо подать документы на оформление лицензии на перевозку пассажиров. Она выдается сроком на пять лет. Для своего парка автомобилей, особенно если у вас их примерно с десяток, надо найти соответствующий гараж, заключить с его владельцем договор аренды.

Парк из десяти машин способен достичь рентабельности в 15%. Но многое зависит от выбранных маршрутов.

Услуги

Пассажирские перевозки могут предлагаться в различных вариациях. Основными среди них являются:

  • перевозки в пределах города в качестве общественного транспорта (маршрутные автобусы),
  • междугородние перевозки,
  • услуги такси.

В любом случае основная их цель – перевозка пассажиров с различным уровнем комфорта по различным маршрутам. Самым востребованным видом станет городской автобус, который показывает наибольшие финансовые показатели. Кроме того, автобусы можно легко перебрасывать с городских на междугородние маршруты. Преимущество таких машин перед такси еще и в том, что их можно использовать под рекламную площадь. Развешивать рекламные объявления можно внутри салона, а также оформлять внешнюю часть кузова.

Офисное помещение

Если вы работаете с несколькими машинами, то офис вам может не понадобиться. Достаточно координировать работу водителей из дому. Но если у вас большой парк автомобилей, желательно иметь офис, оборудованный под диспетчерскую, рядом с которым будет организована стоянка ваших машин. Принципиальной разницы, где будет находиться офис, нет. Важно лишь чтобы территория стоянки была ограждена и охранялась. На ней желательно организовать небольшой сервисный центр для осмотра и обслуживания парка ваших автомобилей.

Формируем парк автомобилей

Для такого рода бизнеса вполне подойдут отечественные ГАЗели. Они сильно уступают импортным аналогам по потреблению топлива и горюче-смазочных материалов, но вполне рентабельны для бизнеса пассажирских перевозок. Покупка дорогих машин для этого дела мало оправдана. Единственное, эти ГАЗели должны быть в хорошем состоянии. Желательно новые, чтобы они не выходили из строя на маршруте – пассажирам, пользующимся городским транспортом, крайне важна точность в следовании маршрута.

Одна такая машина стоит около 700 тыс. руб. То есть если покупать десяток таких машин, понадобится не менее 7 млн руб. Как показывает практика, новые автомобили такого типа первые три года могут работать без дорогого ремонта, поэтому издержки по этой статье будут невысокие и длительных простоев тоже не должно быть. Единственная существенная статья расходов – это горюче-смазочные материалы. Как правило, в месяц на них уходит около тысячи рублей на одну машину.

Персонал

Для работы на одной машине нужны как минимум два водителя, которые будут работать посменно. Главное требование к водителям – опыт работы не менее трех лет и желательно да аналогичных машинах. Кроме них надо нанять еще четырех диспетчеров. Для сотрудников надо установить заработную плату не менее 30 тыс. руб.

К водителям надо предъявлять особые требования, ведь именно с ними будут контактировать ваши клиенты. Поэтому кроме профессиональных требований надо выдвигать ряд других. В том числе честность – от этого качества зависит ваша прибыль.

Реклама и бизнес

Рекламировать свой бизнес нет необходимости. Самое главное – найти удачный и востребованный маршрут, и клиенты будут приходить сами. Далее важно предлагать качественные услуги: четкое следование графику, хорошо работающие машины, вежливые водители, чистота в салонах.

Финансы

Финансовый план – одна из самых важных частей бизнеса. Если заранее четко и грамотно не просчитать все финансовые потоки, можно здорово уйти в минус. Рассчитываются финансы исходя из того, сколько примерно уйдет средств на содержание одного автомобиля, и сколько он способен принести дохода.

Расходная часть

Она формируется из стартовых затрат и постоянных. Единовременно придется вложить около 46 тыс. руб. на оформление бизнеса, если регистрировать общество с ограниченной ответственностью. Также понадобятся средства на закупку партии автомобилей из расчета 700 тыс. руб. на одну ГАЗель.

Статья постоянных расходов состоит из таких пунктов:

  • заработная плата сотрудникам – примерно 30 тыс. руб. на человека;
  • покупка горюче-смазочных материалов – от 52 тыс. руб.;
  • аренда маршрута – от 22 тыс. руб.

Доходная часть

Доход бизнеса формируется исключительно с оплаты за проезд пассажиров. При стоимости проезда в 15 руб. и постоянной загрузке около 80% выручка составляет примерно 21 тыс. руб. в день. При условии, что будет совершено не менее 14 рейсов. Это говорит о том, что бизнес окупится примерно через год, а то и за 3,5 месяца. К наивысшей точке рентабельности можно прийти через 2-3 года. После этого срока увеличивается расходная составляющая бизнеса по части серьезных и затратных ремонтов, а то и приобретения новых автомобилей.

Но надо учитывать возможные экономические и законодательные перипетии в стране, которые иногда приводят к повышению оплаты за проезд. Как показывает практика, после таких решений первые 1-2 месяца доходы резко падают, но потом постепенно приходят к прежним показателям.

Чтобы оптимизировать бизнес пассажирских перевозок, рекомендуется параллельно предлагать перевозку грузов.

Бизнес на пассажирских перевозках окупается всегда, но если работать только с одной машиной, то много не заработаешь. Доходы такого предпринимателя вполне сопоставимы с доходами наемного работника. Другое дело открытие маршрута. Как показывает практика, 10-12 машин позволят извлекать неплохую прибыль. По отзывам, бизнес на маршрутках имеет рентабельность 10-15%, но очень многое зависит от конкретного маршрута.

Резюме

Данный бизнес-план «Пассажирские перевозки» преследует цель открыть небольшое транспортное предприятие "Частный транспорт" в г. Барнаул. Компания будет заниматься перевозками пассажиров по заданному городскому маршруту.

Плановый срок окупаемости: 1 год.

Форма собственности: ООО.

Сведения о компании

ООО "Частный транспорт" будет обслуживать жителей города с 6.00 до 23.00 часов. Выбранный маршрут имеет большую протяженность и позволяет жителям города доехать из одного спального района в другой черед центр. Для реализации бизнес-плана, связанного с маршрутками, в Барнауле нам потребуется 10 микроавтобусов с учетом того, что продолжительность маршрута в летнее время года равна 1 часу (от одной конечной остановки до другой). Таким образом, интервал движения составит 6 минут.

Среда для бизнеса

Транспортная картина в городе сбалансированная. Существующее предложение в целом удовлетворяет потребности жителей, однако есть направления, пока не охваченные.

В настоящее время автобусы большой вместимости в городе не востребованы. Жители привыкли к быстрым ГАЗелям. Этот маневренный транспорт преодолевает расстояние намного быстрее, чем габаритный автобус. Кроме того, вместимость в 12-13 человек позволяет делать остановки значительно реже, что также экономит время пассажиров. В таких условиях рассчитывать на успех маршрутных перевозок, используя технику, вместимостью 30-40 пассажиров, невозможно. На коротких маршрутах еще можно применять автобусы, рассчитанные на 20-25 сидячих мест. На выбранном нами продолжительном маршруте целесообразно использовать транспорт, доставляющий пассажира в нужное место как можно быстрее.

План по маркетингу и продажам

Проведенное маркетинговое исследование свидетельствует о востребованности данного маршрута жителями города. С учетом того, что транспорт будет проходить через центр города, можно ожидать высокий спрос.

Типовой бизнес-план пассажирских перевозок показывает, что ежедневно маршрутка совершает 10 рейсов (с учетом того, что в позднее время автобусов на маршруте меньше, чем в утренние и дневные часы). Стоимость 1 поездки составляет 17 рублей. Вместимость микроавтобуса - 13 пассажиров. Следовательно, средний доход в месяц с единицы техники будет равен 66,3 тыс. рублей. Доход 10 ГАЗелей в месяц - 663 тыс. рублей, в год - 7 956 тыс. рублей.

Для того чтобы проинформировать население о новом маршруте, потребуется на остановках повесить таблички с номером маршрута и указанием основных остановок. Их стоимость составит 2 тыс. рублей. Затратная рекламная компания для данного вида бизнеса не целесообразна. Более того, само маршрутное такси является прекрасным местом для размещения рекламы, что в будущем станет дополнительным источником дохода.


Оперативный план

С учетом того, что данный вид деятельности подлежит лицензированию, подготовительная работа займет довольно много времени. Сначала потребуется зарегистрировать предприятие, открыть счет, уведомить налоговые органы и Пенсионный фонд. Далее, можно будет приступить к получению лицензии, которая имеет срок действия 5 лет.

Также нужно заблаговременно заключить договор аренды с владельцем десяти гаражей, дабы купленную технику было куда поставить.

Завершив подготовительную работу, можно приступить к покупке основных средств. Приобретаться будут отечественные ГАЗели Горьковского автозавода. Данный транспорт, к сожалению, отличается большим потреблением ГСМ, но в наших условиях покупка иной техники не оправдана. Автомобили будут покупаться новые, поскольку для горожан, ожидающих общественного транспорта, важна предсказуемость. А частые поломки и большие интервалы в маршрутных перевозках неминуемо приведут к резкому сокращению числа пассажиров. Люди обычно готовы подождать транспорт, на котором можно доехать без пересадок, если знают, что для этого потребуется немного времени.

Стоимость ГАЗелей стандартной комплектации составляет около 700 тыс. рублей. Таким образом, затраты на основные средства составят 7 млн. рублей.

Расходы на запасные части в первый год будут невелики. Как показывает практика, ГАЗели при интенсивной эксплуатации, а маршрутное такси эксплуатируется нещадно, первые три года службы не требуют дорогостоящего ремонта. Как следствие и простои по причине ремонта в эти годы не будут частыми. Значительные расходы потребуются только на ГСМ. В среднем в месяц на топливо и запасные части для 1 автобуса уходит 1 тыс. рублей.

План по трудовым ресурсам

Для начала нам потребуется 16 водителей, работающих по скользящему графику и 4 диспетчера. Водителей для городского пассажирского транспорта следует брать с опытом работы от 3-х лет. Их заработная плата должна быть не ниже 30 тыс. рублей.

Владельцы транспортных средств все чаще задумываются над вопросом: как эффективно и максимально рационально использовать свой транспорт. Выгодно ли построить бизнес на перевозке пассажиров и что необходимо сделать, чтобы данная идея сработала великолепно? Предлагаем план действий, как открыть свой бизнес по перевозке пассажиров и как безошибочно просчитать коэффициент рентабельности данного проекта.

Бизнес на перевозке пассажиров на близкие и далекие расстояния (и даже за рубеж) относится к категории предпринимательской деятельности с минимальной вероятностью обанкротиться. Причины понятны всем - пассажирские транспортные перевозки нужны всегда!

Подобное основание для открытия компании является более, чем вдохновляющим. А если начинающий предприниматель - это опытный водитель, прекрасно разбирающийся в автотехнике, умеющий грамотно подсчитать рентабельность своей деятельности, логически обосновать успехи и неудачи, сделать выводы и внедрить их на практике - такой водитель в скором будущем обязательно станет миллионером!

Именно на комментариях успешных водителей-бизнесменов и составлена данная статья. Это колоссальная помощь всем тем, кто мечтает реализовать свои навыки/таланты и достичь финансовой независимости.

Стратегия построения бизнеса предполагает выявление и учет факторов, которые будут способствовать (или категорически мешать!) получению прибыли от бизнес-деятельности.

  • Востребованность пассажироперевозок или поиск альтернативы транспортной услуги на данной территории;
  • Транспорт и все связанные с ним расходы;
  • Варианты оформления бизнеса в государственных налоговых органах и размер налоговых платежей.

Указанные три фактора предлагаем рассматривать в контексте индивидуальной предпринимательской деятельности, т.е. без организации крупной фирмы (и регистрации её, как юридического лица,) по выполнению пассажирских перевозок.

Если планируете открыть фирму, то затраты на оформление и текущие расходы увеличатся в несколько раз, но и потенциально ожидаемая прибыль также будет значительно большей.

С каждым из указанных пунктов следует разбираться внимательно, анализировать возможности и выбирать то, что станет максимально выгодным именно для Вашего случая.

Бизнес по перевозке пассажиров необходимо открывать там, где у людей есть необходимость в данной услуге. Например, если Вы проживаете в небольшом поселке, расположенном за 10 км от города, и у каждого жителя поселка есть свой транспорт - то со 100%-ой уверенностью можно сказать, что бизнес по перевозке пассажиров себя не оправдает.

Более оптимистичная ситуация, когда количество человек в поселке городского типа от 5 000, и треть из них - люди работоспособного возраста, которые трудоустроены в ближайшем городском центре, расположенном минимум за 50 км от указанного ПГТ. Таким образом, не сложно подсчитать, что потенциальными клиентами ежедневно могут быть до 1500 человек.

Конечно, в таком ПГТ обязательно уже есть пассажирский перевозчик, но хватает ли его услуг для своевременной транспортировки всех заинтересованных пассажиров, нет ли чрезмерной загруженности в транспорте-перевозчике - ответ на данные вопросы как раз и определит степень востребованности еще одного конкурента-перевозчика в данной местности.

В большом городе вариантов эффективно использовать свой транспорт всегда достаточно. Но, конечно, стоит обратить внимание на конкуренцию. Именно конкуренты (их услуги, стоимость и прочие условия транспортных предложений) по большей степени будут корректировать и Ваши показатели по данным пунктам.

В формате индивидуального ЧП достаточно эффективно на собственном транспортном средстве оказывать услуги по перевозке пассажиров без привязки к конкретной территории.

Например, в летний период организовывать поездки к морю, выполнять экскурсионные поездки, частные заказы на доставку людей к определенному месту назначения, свадебные перевозки и пр.

Конечно, если идею бизнес-плана по перевозке пассажиров акцентировать только на нерегулярных сезонных перевозках, то окупаемость всех вложений и затрат на открытие такого ЧП будет более длительной, чем если транспорт работает ежедневно круглый год.

Когда вопрос с востребованностью пассажирского транспорта для данной территории разрешен, необходимо разобраться с транспортом. На какое количество пассажирских сидячих мест нужно покупать авто, чтобы рентабельность деятельности была высокой? Аксиома «чем больше мест - тем лучше» работает не всегда. Т.к. пассажировместимость автобуса напрямую зависит от общих габаритов транспорта, а значит, влияет и на показатель топливных затрат, техническое обслуживание, налоговые платежи и пр.

Как же правильно определиться с видом транспорта:

  • Если планируете выполнять только пассажирские перевозки, то покупать нужно будет автобус;
  • Когда в перспективе также оказывать услуги по грузоперевозкам, то выгодным транспортом станет покупка микроавтобуса или минивена (например, ГАЗ, Mercedes Sprinter, Peugeot Boxer, Citroen Jumper, Fiat Ducato, Ford Transit) или другого вида грузопассажирского транспорта.

Второй вариант использования автотранспорта более рационален, т.к. позволит иметь не только доход от перевозки пассажиров, но и дополнительный доход от перевозки грузов. К слову сказать, если регулярные пассажироперевозки предполагают зависимость водителя от установленного графика поездок, то грузоперевозки - это незапланированные мероприятия/заказы, которые возникают спонтанно, а значит время их выполнения может корректироваться водителем.

При выборе автотранспорта опытные водители отдадут предпочтение транспорту с меньшим расходом топлива на 100 км, технике надежных автобрендов с большей износостойкостью, высоким уровнем комфортабельности для пассажиров и водителя (высокий потолок, мягкие сидения, багажное отделение, кондиционер в салоне) и прочими удобствами.

В том случае, если транспорт уже есть и владелец перебирает альтернативы его качественного применения - это один сценарий развития бизнеса.

Но, зачастую, бизнес по перевозке пассажиров планируют с нуля, т.е. автотранспорта нет. Как купить транспорт?

Предположим, что денежных средств на покупку нового авто нет, тогда есть два решения:

  • Купить новое авто в кредит;
  • Купить авто б/у за небольшие наличные.

Определить, какое из указанных решений, является более мудрым и рациональным, невозможно. Все зависит от конкретной ситуации, возникших нюансов. Но, определенные положительные/отрицательные характеристики у каждого из этих решений есть.

Новое авто в кредите потребует ежемесячных платежей на погашение кредита в течение нескольких лет, а значит именно на эту сумму будет снижаться чистая прибыль. Но, для такой машины практически нет опасности неожиданных поломок и затрат на ремонты. В качестве дополнительных положительных моментов однозначно можно указать время гарантии на определенное количество километров пробега + сервисное обслуживание.

При покупке машины б/у нет гарантии, что данный транспорт будет безукоризненно выполнять свои задачи длительное время. Крупные и мелкие поломки, а, следовательно, - незапланированные простои и расходы по причине ремонта - к таким ситуациям следует быть готовым. Они могут не только увеличить срок окупаемости бизнеса очень сильно, но и причинить существенный ущерб как финансам, так и авторитету предпринимателя.

Итак, вопросы с автотранспортом и его выгодным применением решены. Теперь, чтобы избежать неприятностей с законом и штрафных санкций, следует выбрать вид бизнес-деятельности. Можно зарегистрировать себя, как частного предпринимателя, а можно открыть юридическую фирму с количеством сотрудников более 50 человек. Чтобы грамотно разрешить все вопросы с легализацией бизнес-деятельности, необходимо своевременно обратиться в налоговую инстанцию по месту прописки заявителя.

Главные отличия ЧП (индивидуального предприятия) от ООО (общества с ограниченной ответственностью, которое является юридическим лицом) в следующих обстоятельствах:

  • Регистрация ЧП (ИП) проводится немного проще и быстрее, чем открытие ООО;
  • Финансовые затраты на регистрацию ЧП меньшие, чем при оформлении ООО;
  • Налоговая отчетность и сумма ежемесячных налоговых проплат выполняется по упрощенной схеме в ЧП - в ООО действует куда более сложная схема налоговой отчетности.

Вывод однозначный: если не имеете опыта индивидуального предпринимательства - то проще и надежнее открыть на первых этапах деятельности небольшое частное предприятие.

В Федеральной службе по надзору в сфере транспорта необходимо оформить лицензию на пассажирские перевозки. Этот документ выдается частному предпринимателю, занимающемуся пассажирскими перевозками, сроком на 5 лет и требует своевременного продления по истечению данного срока.

Чтобы избежать временных задержек, для первого и всех последующих случаев получения/продления лицензии, заблаговременно подготовьте такой пакет документов:

  • Заявление на получение/продление лицензии, а также заверенные копии всех учредительных документов Вашего ЧП (паспорт генерального директора предприятия, устав, свидетельство ИП или ЮЛ, выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ) + документы на аренду офиса и гаражного бокса. Если за получением лицензии обращается не собственник, то необходима будет еще и нотариально заверенная доверенность на этого субъекта;
  • Страховой полис ОСАГО на каждый рабочий автомобиль + паспорта используемых технических средств + наличие в каждом автотранспорте российских навигационных систем ГЛОНАСС и тахографов (это обязательная комплектация пассажирского автотранспорта, которые помогут отслеживать время нахождения в пути, скорость и прочие технические аспекты согласно постановлению правительства РФ);
  • Свидетельство регистрации технического средства в органах ГИБДД + талон ГТО + Договор с автосервисом (центром по осуществлению контроля за исправным состоянием автомашин);
  • Документы водителей (водительские удостоверения категории В, Д1, медицинские справки, трудовые книжки, подтверждающие стаж работы на пассажирских перевозках не менее трех лет);
  • Заверенные копии документов о прохождении собственника ЧП или должностных лиц ЮЛ, которые ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, соответствующей аттестации;
  • По закону перед рейсом здоровье водителя обязан проверить медработник: договор с лицензированным медицинским сотрудником, который будет ежедневно выполнять предрейсовый осмотр всех водителей, также необходим;
  • Реквизиты банка, с которым у Вас заключен договор на обслуживание;
  • Если Ваша компания-перевозчик арендует автотранспорт, то потребуются также договор аренды автотранспорта;
  • Квитанция об оплате кассового сбора за получение лицензии.

Несоблюдение правил подготовки/предоставления указанных документов влечет за собой отсрочку в получении лицензии на пассажирские перевозки, а выполнение пассажирских перевозок без лицензии облагается огромными штрафами по Закону РФ.

Затребовать лицензию на перевозку пассажиров у водителя или собственника компании-перевозчика могут такие государственные службы, как инспекция по безопасности дорожного движения, таможенная служба и пр. Специальную проверку на факт наличия лицензии у перевозчика и срока её действия выполняют каждые 2 года специалисты Федеральной службы.

Основные моменты для открытия автотранспортного бизнеса по перевозке пассажиров перечислены, все необходимые документы подготовлены и представлены в уполномоченные органы для получения лицензии. Теперь предлагаем заняться общим подсчетом рентабельности планируемой бизнес-деятельности. Другими словами, какое количество дохода в чистом виде Вы сможете получить.

Формула проста:

Предполагаемая прибыль за месяц - Общие затраты = Чистая прибыль.

Подсчет ожидаемой прибыли в течение месяца при ежедневном выполнении пассажирских перевозок весьма прост. Допустим, Вы используете автомобиль отечественного автопрома ГАЗель последних модификаций с максимальным количеством пассажирских мест до 13 шт. Необходимо выполнить перевозку пассажиров из города А в город В, расстояние между которыми 100 км. В течение дня Вы можете выполнить по 2 проезда из город А в город В и обратно ГАЗелью.

Стоимость проезда в автотранспорте регулируется государством и установлены предельные тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа в автобусах пригороднего и междугороднего сообщения. Стоимость проезда по Вашему маршруту не может выходить за установленные законом тарифные рамки. Чтобы определить, какая может быть цена билета в одну сторону по Вашему маршруту, возьмем аналогичную ситуацию - например, стоимость билета из Воскресенска и Подольск Московской области. Расстояние между этими городами равно 100 км, а стоимость билета минимальная по тарифам перевозчиков = 5 300 рублей.

При перевозке 13 пассажиров в одну сторону Вы можете получить:

  • 5 300 руб. х 13 пассажиров = 68 900 рублей.
  • И обратно - слолько же. Т.е. за один проезд из города А и город В и обратно доход автотранспорта будет равен 137 800 рубле.
  • За день делаем 2 проезда в обе стороны, т.е. 137 800 х 2 = 274 000 рублей.
  • За месяц ГАЗель заработает: 271 000 х 30 дней = 8 130 000 рублей прибыли.

Подсчет общих затрат

Определим показатель чистой прибыли, т.е. вычтем из дохода сумму затрат.

Время в пути затрачивается 1,5 часа, расход топлива по средним меркам с учетом остановок у ГАЗели доходит до 15 литров на 100 км. Принимая за единицу отсчета стоимость А-95 по 40 рублей за литр (+\- 10% в зависимости от региона), получим такие денежные эквиваленты:

  • за 3 часа работы (т.е. проезд в обе стороны) нужно потратить: 40 рублей/литр х 15 литров х 2 = 1200 рублей.
  • Следовательно, общие затраты только на топливо составят:
  • 2 раз х 1200 рублей = 2400 рублей за день. И порядка 72 000 рублей в месяц.
  • Уменьшим предполагаемую сумму дохода на сумму затрат на топливо за один день:
  • 274 000 - 1200 = 272 800 рублей.
  • И определим чистую прибыль за месяц: 8 130 000 -72 000 = 8 058 000 рублей.

Теперь подсчитаем амортизацию

Да, необходимо еще учесть амортизацию авто (например, замена масла в двигателе, охлаждающей жидкости, смазки в расширительном бачке гидроусилителя руля, тормозной жидкости и пр.) - это выполняется при пробеге от 10 тыс. км или в случае непредвиденных ситуаций.

Если за день машина проходит по 100 км х 4 раза = 400 км, то замена масла потребуется каждые 25 дней, а затраты на всесезонное полусинтетическое масло 10W-40 с качеством SL = порядка 200 рублей за литр. И это только для двигателя!

Не вдаваясь в подробности технического обслуживания ГАЗели, примем за отправную точку затрат на техническое содержание автомобиля сумму, равную 25% от полученной прибыли за месяц. Т.е. техническое содержание ГАЗели в месяц равно:

  • 8 130 000 х 25% = 2 032 500 рублей.
  • Итог подсчетов за месяц работы будет следующим:
  • 8 130 000 - 72 000 - 2 032 500 = 6 025 500 рублей в месяц.

Налоги для ЧП-пассажироперевозчика

Налоговые обязательства также необходимо выплачивать своевременно и в достаточном объеме. Зарегистрированное ЧП облагается налогом в соответствие с подсчитанной именно для него ЕНВДнб (налогооблагаемой базой). Эта налогооблагаемая база формируется на основе многих факторов и не мало важное значение здесь имеет КПМС (или количество посадочных мест в автотранспорте).

По последним данным налогообложение перевозчика, выполняющего регулярные пассажирские перевозки, составляет порядка 6 000 рублей в месяц. Хотя, назвать эту сумму неизменной нельзя, поскольку точный подсчет налоговых обязательств выполняется в индивидуальном порядке конкретно для каждого частного предпринимателя.

Прибыль от работы ГАЗели за месяц 6 025 500 рублей уменьшится еще на 6 000 рублей и получим 6 019 500 рублей в месяц.

Также стоит учесть и затраты на рекламу своей услуги по транспортным перевозкам пассажиров. Есть способы бесплатной рекламы (доски бесплатных объявлений, тематические интернет-площадки и пр.). А есть и платные формы: создание биг-бордов, публикация приглашений воспользоваться именно Вашим транспортом для поездки в прессе и т.п.

Просуммируем все затраты на открытие:

  • Купить микроавтобус ГАЗель новый - порядка 1 000 000 рублей;
  • Стоимость установленных навигационных систем ГЛОНАСС и тахографа не превышает 100 тысяч рублей;
  • Общая стоимость юридического оформления частного предприятия равна около 45 тыс. рублей;
  • Минимальная стоимость аренды данного маршрута составит от 22 тыс. руб в месяц;
  • Затраты на ГСМ — от 100 тысяч рублей,
  • Зарплата водителю и кондуктору — по 50 тысяч рублей.
  • Всего: 1 367 000 рублей.

Зная чистую прибыль за месяц работы, можно без труда определить время погашения всех затрат, связанных с открытием бизнеса. При благоприятных факторах, данную сумму уже реально "отбить" по итогам первого месяца работы:

  • 6 019 500 - 1 367 000 = 4 752 500 рублей за месяц - это чистая прибыль окончательная с учетом полностью погашенных долговых обязательств.

Дальнейшие месяцы уже не потребуют погашения долга за покупку машины, за установку оборудования и пр. Да, обязательные платежи в налоговую + платеж за аренду маршрута, затраты на ГСМ и амортизацию авто+ выплата заработной платы работникам - это останется. Но, валовая доля начальных расходов уже себя оправдала!

Это лишь вершина айсберга необходимых первоначальных затрат на организацию и официальное оформление частного бизнеса по перевозке пассажиров.

Если есть собственные сбережения и (пусть даже частично) сумму необходимых затрат предприниматель выплатил сразу - это хорошо. Но, в большинстве случаев при открытии нового бизнеса по перевозке пассажиров такой суммы наличных у организаторов нет. Выход есть - взять кредит в банке. А значит, сумма чистого дохода опять будет уменьшена на сумму обязательных ежемесячных процентов на погашение кредитного долга в банке. Хотя, преимуществом именно такого способа разрешения проблемы с нехваткой наличных средств станет возможность погашать сумму долга постепенно, с разбивкой на несколько лет.

Конечно, даже по предварительным подсчетам, значительная сумма всех затрат окупится уже по итогам первого месяца работы. Но, как в любом прогнозе - ошибки и упущения, а также неожиданные обстоятельства непреодолимой силы - все подобные неприятности не исключены!

Уже на этапе теоретического расчета, погрешности в построении схемы дохода, связанного с организацией услуг по перевозке пассажиров, легко обнаружить. Например, тот факт, что постоянно ездить в режиме предельной загруженности автомобиля пассажирами невозможно. Вероятны ситуации, когда машина отправится в дорогу всего с несколькими пассажирами (а то и вовсе без них!). А отклонить поездку нельзя, поскольку график работы установлен и в конечном пункте назначения (городе В), возможно, ожидают пассажиры именно на Ваш рейс. Не исключены случаи поломки и прочие неприятности. Все такие моменты приносят ущерб, который в итоге достаточно сильно может снизить количество прибыли (и увеличить срок окупаемости).

В любом случае, вывод обязательно хочется сделать оптимистичный! Кто не рискует - тот не выигрывает! Вот Золотое правило всех предпринимателей и во все времена. Опасность есть, но преодолеть её можно всегда. И даже если в начале пути что-то не получается, есть какие-то сложности - не бросайте начатое дело, а боритесь за свое доходное место под солнцем. И все обязательно получится!!

* В расчетах используются средние данные по России

От 650 000 ₽

Стартовые вложения

100 000 - 250 000 ₽

60 000 - 150 000 ₽

Чистая прибыль

11 мес.

Срок окупаемости

Маршрутные такси - это один из самых прибыльных и ликвидных видов автобизнеса. Однако его запуск сопряжен со многими трудностями, которые нужно иметь в виду начинающим предпринимателям.

В большинстве российских городов нормальное автобусное сообщение не развито. В мороз люди вынуждены простаивать на остановках по полчаса, час, а то и дольше. Приходится выбирать одно из двух зол: либо долго ждать один-единственный, но дешевый автобус, либо быстро добираться до места на дорогом такси. Маршрутки предлагают третий вариант: быстро и недорого. В последние годы маршрутные такси во многих городах России стали чуть ли не главным видом транспорта, кое-где вытеснив крупный общественный транспорт. Они ходят чаще, чем автобусы, они маневреннее, они останавливаются на остановках по требованию, а условия в салоне зачастую более комфортны.

Недостатки городских систем общественного транспорта и растущий спрос на комфортные перевозки со стороны населения делают бизнес на маршрутных такси очень перспективным для малого предпринимательства. Открыть свое небольшое предприятие можно даже при отсутствии своего автопарка и оборудования для обслуживания автомобилей. При работе одного микроавтобуса предприниматель может рассчитывать на прибыль в 3-5 раз выше уровня средних зарплат. Пассажирские перевозки не зря называют одним из самых рентабельных и ликвидных видов автобизнеса, который манит своим пассивным и легким доходом.

Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В бизнесе на маршрутках далеко не все так гладко и сладко, как многим кажется со стороны. Поэтому перед тем, как строить планы о том, сколько тысяч рублей в день вам будет приносить маршрутка, советуем внимательно ознакомиться с рынком в вашем регионе, проанализировать конкурентную среду и пообщаться с людьми, работающими в этой сфере. Стоит иметь в виду, что в некоторых городах страны маршрутки запрещены либо на их деятельность наложены серьезные ограничения.

После того, как такой анализ рынка будет проведен, в голове сложится более четкая картинка относительно правового статуса и структуры предприятия. Маршруточный бизнес возможен во многих вариациях. Можно обзавестись собственным автопарком или работать без него, оказывать исключительно услуги по перевозке пассажиров или осуществлять еще и прочие услуги (диспетчерские, техобслуживание и т.д.). Чаще всего начинают такой бизнес либо с бюджетными автобусами, либо привлекая водителей с собственными автомобилями.


Какие виды маршрутного такси есть в России

Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:

    осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

    осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.

Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:

    Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.

    Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.

    Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.

    Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.

Если же говорить о перевозке пассажиров и багажа в целом, то законодательно в России закреплены три вида перевозок: это регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. И, как вы уже поняли, деятельность маршруток попадает под первую категорию. Так что более правильным названием для этого вида транспорта будет не “маршрутное такси”, а “микроавтобус” или “автобус малой вместимости”. Кроме того, под маршруткой обычно подразумевается не муниципальный транспорт, а именно частный, работающий только за счет выручки от продажи билетов.

Что нужно для открытия своего маршрутного такси

В России работа маршруток, как и весь другой общественный транспорт, регулируется Федеральным законом № 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом...” от 13.07.2015 и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного транспорта.

Так, сегодняшние нормы законодательства предписывают всем перевозчикам использовать для стоянки транспорта специальную парковку, а для осуществления перевозки пассажиров в количестве более 8 человек необходимо обязательно иметь лицензию, карту маршрута либо свидетельство на право перевозки пассажиров, выданное уполномоченным органом муниципальной, областной или краевой властей.

Одним из основных государственных документов для осуществления пассажирских автоперевозок считается лицензия. Наличие этого документа говорит о том, что перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, что его услуги соответствуют установленным нормам и стандартам, а водители имеют необходимый стаж. Получить лицензию можно при наличии собственного транспорта или взятого в аренду.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Для получения лицензии на пассажирские перевозки необходимо собрать внушительный пакет документов и предоставить их в территориальный орган Ространснадзора. Следует иметь в виду, что отдельные лицензии выдаются на каждый из четырех видов перевозок (городские, междугородные, пригородные и международные).

В перечень документов, необходимых для получения лицензии на перевозку пассажиров, входит:

    свидетельство о регистрации юридического лица;

    заявление на получении лицензии, заполняемое по определенной форме, где обязательно указывается тип перевозок;

    документы, подтверждающие постановку лица на налоговый учет;

    копии документов, регламентированных “Положением о лицензировании”;

    копии учредительных документов предприятия, заверенных в нотариальном порядке.


И это только, скажем так, основные документы. Также понадобятся документы от водителей, которые подтверждают их трудовой стаж (трудовая книжка) и способность управлять транспортом (медицинское заключение для разрешения управления транспортными средствами), сведения о помещениях, в которых проводится техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, а именно:

    копии документов о наличии в собственности специально оборудованного помещения (выписка из ЕГРП или договор);

    декларация о наличии собственной стоянки;

    документы на техническое оборудование в помещении;

    сертификаты или прочие документы, подтверждающие соответствие помещения общепринятым нормам.

В качестве дополнительных документов понадобится договор на осуществление медицинского предрейсового осмотра водителей, документы о наличии необходимого транспорта, техпаспорт транспортного средства, диагностическая карта или талон о проведении техосмотра и заключения специалиста транспортной комиссии.

Выдача лицензии осуществляется в течение 30-45 дней после подачи заявления. До подачи документов необходимо уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Если до 2011 года лицензии выдавались на 5 лет, то теперь они выдаются бессрочно. Перед сбором документов обязательно уточните перечень на официальном портале Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, так как требования могут измениться. Получить лицензию на перевозку пассажиров могут как индивидуальные предприниматели, так и организации. За деятельность без лицензии ИП грозит штраф в 100 тыс. руб., организациям - 400 тыс. руб. Причем, при повторном нарушении нарушителя ждет не только штраф, но и конфискация транспортного средства.

Одним из камней преткновения в бизнесе на пассажирских перевозках является выбор и согласование маршрута. Дело в том, что развозить пассажиров там, где хочется, начинающему предпринимателю никто просто так не разрешит. В крупных городах вклиниться в существующие маршруты практически невозможно, рынок там уже давно поделен. Свободные ниши остались лишь в небольших населенных пунктах, и встречаются они довольно редко.Ситуация там бывает разная. Войти на рынок, например, можно если местный автобусный парк сильно устарел и нуждается в замене, а предприниматель готов вывести на маршрут новые автобусы. Чтобы узнать, есть ли возможность в том или ином городе получить маршрут, нужно обратиться в местный департамент транспорта или транспортные предприятия, обслуживающие маршруты, и заключить с ними договор для выхода на эти маршруты.


Довольно проблематично открыть и новые маршруты. Разрабатываются они Министерством транспорта региона вместе с органами местного самоуправления, а на их утверждение собирается целая кипа бумаг, включая расчеты экономической обоснованности, организационный раздел, технологический расчет и так далее. Выбор же перевозчика осуществляется через тендеры, проводимые местными администрациями. Выиграть тендер без связей практически невозможно, особенно если речь идет о прибыльных маршрутах.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Чтобы узнать все особенности получения разрешения на маршрут и входа данный бизнес вообще, предпринимателю лучше всего заблаговременно ознакомиться с его составляющими изнутри: а именно, пообщаться с владельцами и водителями автобусов и другими осведомленными людьми. Вполне вероятна ситуация, при которой легальных путей получения маршрута может и не быть. И тогда от новичка могут потребовать внушительную сумму размером до нескольких сотен тысяч рублей. Причем, надежда на то, что “единоразовый взнос” решит все дела, возможно, также разрушится. Не секрет, что тем организациям, которым удалось войти в этот бизнес, приходится регулярно поддерживать благосклонность проверяющих органов.

И перевозчики, и пассажиры сходятся во мнении о том, что традиционная “Газель” в качестве маршрутного такси уже себя морально изжила. Эти автомобили не пользуются народной любовью из-за своих некомфортных размеров и слишком низких потолков. Вместимость обычной маршрутной “Газели” составляет 8 пассажирских мест, что не очень радует перевозчиков, заинтересованных в наибольшей финансовой отдаче своих рабочих лошадок. С другой стороны, “Газель” остается самым бюджетным вариантом для начала своего дела. Подержанный автомобиль до 2010 года можно приобрести в пределах 40-170 тыс. рублей, автомобиль 2011-2013 гг. обойдется в 210-350 тыс. рублей, а более новые “Газели” можно приобрести за 400-890 тыс. руб. Новая же “Газель” обойдется в районе 1 млн. рублей.

Более вместительные, удлиненные “Газели” на 12 мест, будут стоить уже в районе 1-1,3 млн. рублей. Но при таких деньгах у предпринимателя возникает гораздо больший выбор. Например, можно, приобрести хороший подержанный микроавтобус одной из зарубежных марок, либо прибавить пару сотен тысяч и приобрести новую “Газель Next” вместимостью 18 человек. 18 сидячих пассажирских мест (в различных модификациях до 20-22 мест) - это самая распространенная вместимость маршруток сегодня. В этом классе можно найти около десятка вариантов, наиболее популярными из которых являются микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter Classic, Ford Transit, Volkswagen Crafter, Iveco Daily, Citroen Jumper, Peugeot Boxer, ГАЗ Next и Hyundai County. Причем сборка последнего в России с 2014 года не осуществляется, равно как и прекращены поставки из Южной Кореи, поэтому приобрести можно только б/у вариант.

Расценки на самые популярные микроавтобусы для маршрутного такси на 18-22 мест*


МАРКА АВТОМОБИЛЯ

СТОИМОСТЬ, ТЫС. РУБ.

до 2010

2011-2013

2014-2017

Новые (2018)

Mercedes-Benz Sprinter Classic

Volkswagen Crafter

*по данным сайта Avto.ru на 25.01.2018

Единого мнения о том, какая модель однозначно лучше и надежнее, не существует. Разумеется, покупка подержанного автомобиля в качестве маршрутного такси - это всегда риск, поэтому при ограниченных финансовых возможностях следует воспользоваться услугами лизинга. Для юрлиц и ИП лизинг - это отличная возможность не только снизить порог входа в бизнес, но и сэкономить в процессе налоговых выплат, поскольку выплаты по лизинговым контрактам могут быть учтены в виде текущих издержек, относимых на себестоимость.


Какие требования предъявлять к водителям маршрутки

Штат перевозчика может комплектоваться только квалифицированными водителями с удостоверениями категории “D”. При этом стаж вождения по этой категории не должен быть меньше 3 лет. Также необходимо наличие медицинской справки о допуске к управлению транспортом. Количество подходящих кандидатов ограничено, поэтому, частники зачастую грешат и нанимают на работу непрофессиональных водителей либо сотрудников, уволенных за провинности из муниципальных транспортных компаний.

Водитель микроавтобуса обязан выполнять указания диспетчерского персонала, соблюдать график движения по маршруту, знать места остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, ориентироваться в расположении медицинских учреждений, заправочных станций и пунктов техобслуживания.

Что касается зарплат водителям микроавтобусов, то окладная система на практике предпринимателями не используется. Фактически, водители работают по установленной норме, которая может различаться по будням и выходным дням, а оклад если и есть, то минимален. В таком случае выручка водителя включает сумму сверх положенной нормы. Минус такой схемы в том, что в погоне за выручкой, следование по маршруту превращается в битву за пассажиров с другими маршрутчиками, с подрезаниями, взаимными оскорблениями, простаиваниями на остановке и езду наперегонки с превышением скорости до следующей остановки. В итоге складывается во многом порочная система: водители думают о пассажирах в последнюю очередь, массово перерабатывают, проводя в кабине по 14-16 часов, а в случае невыплаты “плана” их могут лишить премии или потребовать доплаты из личных средств. Это не говоря уже о нарушении ПДД, авариях и прочем.

Зачастую схема построения бизнеса на маршрутках такова, что владельцем микроавтобуса является сам водитель, который обязан сам отвечать за мойку и заправку, выполнять мелкое обслуживание, включая замену колодок, масла, лампочек и фильтров, а также проводить серьезный ремонт и обеспечивать стоянку в личном гараже. Тот, разумеется тратит на все по-минимуму, так как половину выручки он и так отдает владельцу бизнеса. Как следствие - пассажиры получают “раздолбанные” маршрутки. К сожалению, чаще всего трудовые отношения между водителями и владельцами компаний-перевозчиков оставляют желать лучшего и походят скорее на “сбор дани”. Текучка кадров в этом бизнесе огромна, и в корне большинства проблем, разумеется, лежит человеческая жадность.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Другой вариант, который выбирают более добросовестные перевозчики, заключается в отстранении водителя автобуса от всех прочих обязанностей, кроме вождения на предоставленных фирмой автобусах. В таком случае расходы на бензин, ТО, мойку и ремонт остаются за компанией. С решением же вопроса прозрачности расчетов в общественном транспорте в нашей стране пока не спешат. Проблему могло бы решить введение безналичной системы оплаты с установкой валидаторов, но такая мера эффективна только в том случае, если она несет реальную выгоду для пассажиров и действует на всех видах городского транспорта. Так или иначе, но знать дневной план выручки предпринимателю все равно необходимо, какую бы систему оплаты он не ввел. Лучшим вариантом будет лично проехаться с водителем по маршруту в роли кондуктора и посчитать доходы в разные дни недели.

Возвращаясь к требованиям к водителям, не стоит забывать и об их человеческих качествах. Водители не только не должны лихачить, они должны уметь ладить с людьми. Не секрет, что работа в маршрутке - дело довольно нервное и изматывающее. Здесь крайне важно умение держать себя в руках, потому что практически ежедневно приходится иметь дело с неадекватными пассажирами, буйными, спорщиками и так далее.


Какие требования предъявляются к обслуживанию маршруток

Все автотранспортные средства должны обслуживаться на станции технического обслуживания и проверяться механиком перед каждым выездом на работу на предмет неисправностей. Также перед рейсом водители должны проходить осмотр у врача и получать допуск на выполнение своих обязанностей. Если медицинского работника в штате нет, то потребуется заключить договор с одним из медицинских учреждений на оказание соответствующих услуг.

Маршрутки должны иметь лицензионные карточки транспортного средства. Не обойтись и без оснащения приборами спутникового мониторинга ГЛОНАСС и тахографов. Автомобили должны быть технически исправны, а тип средства должен соответствовать виду перевозок.

Предпринимателю также следует позаботиться о том, где оставлять машины в нерабочее время и каким образом будет осуществляться техническое обслуживание автомобилей: собственными силами или сторонней организацией. Чтобы быть на связи со своими водителями оборудуется офис и прилегающая к нему территория автопарка. Арендная плата может стать серьезной расходной статьей, поэтому желательно найти место на окраине города.

Сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси

Однозначного ответа на вопрос о том, сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси нет. Здесь все зависит от того в каком регионе планируется стартовать, планируется или нет закупка автопарка, будут ли оказываться иные услуги. Некоторые ориентиры по вложениям можно получить из объявлений о продаже готового бизнеса. Готовый бизнес со всей документацией, микроавтобусом и водителями, которые согласны работать на нового хозяина обойдется в сумму от 650 до 1350 тыс. рублей. Вариант покупки готового бизнеса может быть привлекателен тем, что предприниматель будет избавлен от многих стартовых бюрократических преград и сможет рассчитывать на определенный поток клиентов. В этом случае покупателю останется только точно выяснить, по какой именно причине владелец продает свой бизнес. В основной период расходная часть бизнеса может включать аренду стоянки, фонд оплаты труда, расходы на ГСМ, страховку, ТО и ремонт. Также в текущие издержки может входить абонентская плата за маршрут, оплата медобслуживания, налоги.


Сколько зарабатывают маршрутные такси

Наконец, мы подошли к самому интересному вопросу. А именно, к вопросу о том, сколько зарабатывают маршрутные такси. В среднем маршрут с одним микроавтобусом в автопарке приносит в месяц порядка 85-90 тыс. рублей. Диапазон чистой прибыли варьируется от 60 до 150 тыс. рублей в месяц при оборотах в размере от 100 до 250 тыс. рублей. Соответственно, три микроавтобуса могут приносить прибыль от 180 до 450 тыс. рублей.

Размер дохода, помимо текущих затрат сильно зависит от конкретного маршрута, сезонного поведения пассажиров и их еженедельного распорядка. Разумеется, самым прибыльным является бизнес, который зарабатывает по будням, то есть по маршруту “работа-дом”. Ставку на выходные и перевозку дачников никто не делает. В выходные показатели выручки и чистой прибыли могут снижаться в 2-3 раза относительно будней.

Повысить прибыль можно с помощью размещения рекламы внутри или снаружи микроавтобусов. В салоне чаще всего используется печатная продукция: листовки, баннеры, буклеты, которые помещаются в местах на виду у пассажиров, например, на спинках сидений. На кузов же автобуса наносится специальная пленка с рисунком. Оформление производится сотрудниками рекламных агентств.

Какие тенденции и подводные камни есть в бизнесе на маршрутках

В силу того, что в бизнесе на маршрутках крутятся большие суммы, одной из его главных особенностей является закрытость. Если речь идет о крупных городах, то, скорее всего, все выгодные маршруты уже давно поделены между крупными игроками. Бизнес на маршрутках является очень коррумпированной и высококонкурентной сферой. Даже при желании строго придерживаться буквы закона, начинающий предприниматель может обнаружить, что игра по “честным правилам” на этом рынке не котируется. Кроме того, новичками зачастую недооцениваются текущие издержки перевозок. Ремонт маршруток, которые используются в режиме жесткой эксплуатации, может оказаться не только дорогостоящим, но и долговременным. Недостаток современных станций техобслуживания автобусов может выключить транспорт из работы на недели и даже месяцы. Причем повысить выручку предприниматель чаще всего не в состоянии из-за фиксированных тарифов. Тарифы могут не меняться годами, а услуги на ремонт, обслуживание и бензин тем временем постоянно продолжают расти.

Открывая бизнес на маршрутках, также нельзя игнорировать основные тенденции в этой области. В последние годы в России растет понимание того, что маршрутка - это такой вид транспорта, который губительно влияет на ситуацию с общественным транспортом в целом. Одна из главных проблем маршруток - это малая вместимость. Если маршрутка может уместить 15-20 пассажиров, то трамвай и автобус вмещает 120 человек. Для городов, страдающих от пробок, явно эффективнее заменить 6-8 маршруток на один автобус или трамвай. Маршрутки забивают дороги и остановки, вызывают большее количество ДТП и в целом обостряют ситуацию на дорогах.

Как организовать бизнес на пассажирских перевозках?

Из всех видов современного бизнеса, пассажирские перевозки могут приносить неплохой доход. Например, маршрутные такси пользуются повышенной популярностью и являются востребованным видом транспорта в большинстве населенных пунктов на территории РФ, в том числе больших и малых городах. Главные условия для открытия фирмы - это получение государственной лицензии и подготовка всего необходимого пакета документации.

Особенности бизнеса по пассажирским перевозкам

Существует несколько основных видов бизнеса, связанного с пассажирскими перевозками:
- городские перевозки;
- служба такси;
- междугородние перевозки.

Так же в зависимости от способа управления бизнес по пассажирским перевозкам может быть классифицирован следующим образом:

Служба такси;
- частный извоз.

В связи с тем, что количество жителей в крупных российских городах с каждым годом неуклонно увеличивается, потребность в частных пассажирских перевозках также возрастает.

Главными особенностями частного извоза являются следующие факторы:

Таксисты практически постоянно находятся в местах большого скопления людей;
- водители практически никогда не выезжают по вызовам на конкретные адреса;
- водитель имеет возможность работать не по четко установленному графику, а исходя из своих собственных предпочтений;
- для повышения популярности предлагаемой услуги пристальное внимание уделяется внешнему и внутреннему виду машины.

Также для полноты картины стоит отметить такие типы перевозок, которые осуществляются с применением водного и авиа транспорта. Однако, реализация подобных бизнес проектов в рамках малого и среднего бизнеса не представляется возможной. Они требуют значительных финансовых вливаний и обустройства развитой инфраструктуры. В этом смысле открытие фирмы по пассажирским перевозкам в городе гораздо проще и дешевле.

Срок окупаемости пассажирских перевозок как бизнеса в городских условиях составляет около трех месяцев. Этот срок может быть изменен как в меньшую, так и большую сторону, тут все зависит от двух главных факторов - протяженности маршрута, и количества населения в городе, где планируется открыть фирму.

Стоит также отметить довольно высокий уровень конкуренции в данном виде коммерческой деятельности, особенно в крупных городах, где сразу выйти на прибыльные и хорошие маршруты будет довольно сложной задачей для начинающего предпринимателя.

Организация полноценного бизнеса на пассажирских перевозках

Как и любой вид современной коммерции, открытие фирмы по пассажирским перевозкам невозможно без грамотно составленного бизнес плана. Это четко сформулированный и просчитанный на каждом этапе порядок действий по открытию коммерческого предприятия представленной направленности.

Одним из первых шагов по открытию бизнеса по пассажирским перевозкам должна быть регистрация в государственных органах, как юридического лица или индивидуального предпринимателя. Затем необходимо получить лицензию на осуществление этого вида бизнеса, на данный момент времени существуют несколько видов лицензионной деятельности, на которые выдается разрешение Министерством транспорта РФ:
- пассажирские перевозки, осуществляемые при использовании легкового автомобильного транспорта - первый вид лицензирования;
- пассажирские перевозки, осуществляемые при использовании транспортных средств, предназначенных более чем для восьми человек - второй вид лицензирования;
- третий вид лицензирования связан с перевозкой грузов, чей вес превышает показатель в 3,5 тонны.

В процессе подачи заявления на приобретение лицензии необходимо уплатить государственную пошлину, размер которой на данный момент времени составляет 300 рублей. После того, как будет завершена процедура одобрения, вам необходимо будет уплатить еще одну пошлину, размер которой уже составит одну тысячу рублей. Срок действия данного документа составляет 5 лет.

Если ваш бизнес по пассажирским перевозкам связан с маршрутными такси, то на каждую машину требуется заведение специальной учетной индивидуальной карты. Немаловажно для успешного развития предпринимательской деятельности получение тендера на право осуществлять пассажирские перевозки в крупном городе.

Следующий этап пассажирских перевозок, как бизнеса - это найм персонал. Потом продумывается точный маршрут движения пассажирского транспорта, он обязательно должен быть согласован с городской администрацией. Именно на данном этапе претворения в жизнь бизнес плана пассажирских перевозок нельзя сразу точно просчитать количество затраченного времени.

Поэтому гораздо более выгодным и рациональным решением будет использование уже утвержденного администрацией маршрута, который берется в аренду.

Если вы планируете осуществлять пассажирские перевозки с применением автобусов, то данный вид транспорта можно как приобрести за наличные средства, так и взять деньги в кредит. Соответственно, в зависимости от выбранного решения будут внесены определенные корректировки в бизнес план предприятия.

Неплохой вариант - это приобретение подержанного автобуса, в таком случае можно сэкономить значительную часть финансовых средств.

Однако, данное транспортное средство должно пройти техосмотр и иметь сертификаты соответствия заявленным стандартам и нормам качества. Подержанный автобус должен быть безопасен в первую очередь для пассажиров, а затраты на его возможный ремонт не должны перекрывать показатели получаемой прибыли.

Выбор транспортного средства - это ключевой момент и проблема, от решения которой во многом зависит, готовы вы заниматься данным видом коммерческой деятельности или нет. Вы можете избрать несколько возможных вариантов для решения данной задачи. Один из наиболее часто выбираемых вариантов - это найм водителей, которые являются владельцами личных транспортных средств.

Однако, надо отметить, что данное решение имеет больше минусов, чем плюсов. Главный плюс заключается в том, что возникновении какой-либо проблемы с машиной её решение полностью будет на ответственности её владельца. Тогда как стоит выделить следующие многочисленные недостатки:
- вы получаете гораздо меньше прибыли;
- постоянно присутствует риск, что водитель может уйти от вас на другой маршрут;
- сложность осуществления контроля над рабочей деятельностью.

Вывод прост - наилучший вариантом открытия бизнеса по пассажирским перевозкам - это покупка транспортных средств за свои деньги, в таком случае вы становитесь полноправным хозяином собственного бизнеса, и можете осуществлять над ним контроль, получая максимальную прибыль.

Где и как искать клиентов

Количество постоянных клиентов напрямую зависит от того маршрута, на котором работает водитель. Успешное предприятие, осуществляющее пассажирские перевозки рано или поздно обязательно столкнется с проблемой, как привлечь дополнительных клиентов. Конечно, при условии, что оно заинтересовано в развитии и увеличении прибыли.

Для того, чтобы максимально нарастить пассажиропоток и найти большое количество новых клиентов стоит позаботиться о хорошей рекламной компании.

Она может состоять сразу из нескольких элементов, таких как:
- биг-борды;
- реклама, размещенная на общественном транспорте;
- доски объявлений, и так далее.

Хорошо продуманная реклама, плюс отлаженная система скидок для постоянных клиентов позволят привлечь к вашей фирме внимание, и быстро завоевать популярность на рынке. Немаловажный фактор - это качество предоставляемой услуги. Водитель должен уметь по-деловому и вежливо общаться с пассажиром, ориентироваться в городе, не завышать цены на перевозку, и так далее.

Фирма транспортных услуг потребует от вас не только финансовых вложений, но и определенных умственных усилий. Без грамотно составленного бизнес плана пассажирских перевозок , рационального управления, четкой структурированности коммерции и умения привлекать новых клиентов для расширения деятельности, в этом виде бизнеса, который отличается высокой конкуренцией, просто-напросто делать нечего. Зато при соблюдении всех условий вы можете получать стабильный и высокий доход на протяжении длительного времени.