Все вопросы

Классицизм, его философские и эстетические основы. Классицизм

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) - направление в литературе и искусстве конца XVII - начала XIX в. Классицизм возник и сложился как художественный стиль и направление во Франции в XVII в., отразив форму и содержание культуры французского абсолютизма.

Эстетическая теория классицизма нашла наиболее полное выражение в «Поэтическом искусстве» Н. Буало (1674), в «Начальных правилах словесного искусства» Ш. Баттё (1747), в доктринах французской Академии и др. Характерными чертами эстетики классицизма — является ее нормативность, стремление к установлению строгих правил художественного творчества, а также регламентация эстетических критериев оценок художественного произведения. Художественно-эстетические каноны классицизма четко ориентированы на образцы античного искусства:

перенесение тематики сюжетов, характеров, ситуаций из арсенала античной классики как нормы и художественно-эстетического идеала, наполнение их новым содержанием.

Философской основой эстетики классицизма — явился рационализм (особенно Декарта), идеи о разумной закономерности мира. Отсюда вытекают и идейно-эстетические принципы классицизма: логичность формы, гармоническое единство созданных в искусстве образов, идеал прекрасной, облагороженной природы, утверждение идеи государственности, идеального героя, решение конфликта между личным чувством и общественным долгом в пользу долга. Классицизм свойственны иерархия жанров, деление их на высшие (трагедия, эпос) и низшие (комедия, басня, сатира), установление трех единств - единства места, времени и действия в драме. Ориентация искусства классицизма на ясность содержания, четкую постановку социальных проблем, этический пафос, высоту гражданского идеала делала его социально значимым, имеющим большое воспитательное значение. Классицизм как художественное направление не умирает вместе с кризисом абсолютной монархии во Франции, а преобразуется в просветительский классицизм Вольтера, а затем в республиканский классицизм эпохи Французской буржуазной революции (Ж. Давид и др.).

Классицизм нашел отражение во всех видах и жанрах искусства: в трагедии (Корнель, Расин), комедии (Мольер), басне (Лафонтен), сатире (Буало), прозе (Лабрюйер, Ларошфуко), в театре (Тальма). Особенно значительны и исторически продолжительны достижения искусства классицизма в архитектуре (Ардуэн-Мансар, Габриель и др.).

В России эстетика и искусство классицизма получили распространение в XVIII в. Эстетика русского классицизма нашла отражение в трудах Феофана Прокоповича («Пиитика» - 1705 г.), Антиоха Кантемира («Предисловие к переводу писем Горация» и др.), В. К. Тредиаковского («Слово о премудрости, благоразумии и добродетели», «Рассуждение о комедии вообще» и др.), М. В. Ломоносова («Посвящение к „Риторике”», «О нынешнем состоянии словесных наук в России»), А. П. Сумарокова (критические статьи в журнале «Трудолюбивая пчела», сатира «О благородстве», «Епистола его императорскому высочеству государю великому князю Павлу Петровичу в день рождения его 1761 года сентября 20 числа» и др.).

В одах М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, трагедиях А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина, театральной деятельности Ф. Г. Волкова, И. А. Дмитревского, живописи А. П. Лосенко, архитектуре В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, А. Н. Воронихина, скульптуре М. И. Козловского, И. П. Мартоса оформились принципы классицистской эстетики, преобразованные на русской почве, наполненные новым национальным содержанием. Определенной трансформацией принципов классицизма — является ампир (см. ).

Классицизм - эстетически значимое направление в искусстве, зародившееся в 17 в., развивавшееся в 18 и прослеживающееся в 19 вв. Характеризуется обращением к античной классике как к строгому нормативному образцу совершенной гармонии. Эстетические идеи классицизма формируются в ключе распространявшего в ту эпоху свое господство рационализма - философско-научной доктрины, согласно которой разум - высшая способность человека, позволяющая ему познавать и даже преобразовывать мир, становясь отчасти вровень с Богом, реорганизовывать общества. Разум, с точки зрения рационализма, - не только главная, но и единственная полностью адекватная способность человеческого ума. Чувства - это только предпосылка рациональных умозаключений, сами по себе туманящие ясную истину; мистическая интуиция ценна своей включенностью в систему рациональной аргументации. Такое воззрение не могло не сказаться на соотношении сфер культуры, которое начало формироваться в высших кругах общества стран Европы: наука, философия и математика в особенности - вот главные движущие силы прогресса познания; искусству отведена более скромная, вторичная роль сентиментального наслаждения, легкого развлечения и доходчивого, впечатляющего назидания; традиционная же религия, не «просветленная» рациональным идеями философского деизма, - это полезная для общественного организма вера простого необразованного народа - своего рода стабилизатор в области общественных нравов.
Классицизм опирается на нормативную эстетическую теорию. Уже Рене Декарт, французский математик и философ первой половины 17 века, в своих оригинальных для того времени сочинениях «Рассуждение о методе», «Компендиум музыки» и др. утверждает, что искусство должно быть подчинено строгой регламентации со стороны разума. При этом язык произведений искусства, по Р. Декарту, должен отличаться рациональностью, композиция строиться на строго установленных правилах. Главная же задача художника - убеждать, прежде всего, силой и логикой мыслей. Для нормативной эстетической теории классицизма характерны рационализм, выверенная ясность, формальный расчет с ориентацией на пропорциональность, целостность, единство, уравновешенность и завершенность форм, связь с идеями политического абсолютизма и морального императива. Нормативные принципы классицизма предполагали четкое деление на высокие и низкие жанры.
Эти принципы классицизма проявляются во всех видах искусства: В театре, придерживавшемся идейных обобщений Н. Буало (Корнель, Расин, Мольер, Лопе де Вега, и др.); в литературе (Лафонтен) в архитектуре, особенно светской - дворцово-парковой (образ Версаля) и гражданской, так и церковной (Лево, Ардуэн-Мансар, Лебрен, Ленотр, Джонс, Рен, Кваренги, Баженов, Воронихин, Казаков, Росси и др.); в живописи (Пуссен, Веласкес, Вермеер, Рембрандт, Ван Дейк): В скульптуре (Канова, Торвальдсен и др.) в музыке (Глюк, Гайдн, Моцарт, ранний Бетховен и др.) Некоторые из перечисленных великих творцов искусства в своих глубоких выразительных замыслах выходили за рамки строгой нормативности классицизма, постулируемой им раздельности высокого и низкого жанров, но их творчество все же объединяется принципами выразительной ясности, лаконизма и стройности стиля, характерных для этой эпохи.
Наиболее ярким представителем эстетической теории искусства той эпохи был Никола Буало (1636 - 1711) - французский поэт-сатирик, теоретик классицизма, нормы и правила которого изложены им в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» - своеобразном наставлении начинающему поэту, художнику.
Н. Буало - сторонник преобладания в творчестве поэта (и в искусстве вообще) интеллектуальной сферы над эмоциональной. Он считает, что произведения искусства обращены не столько к чувству, сколько к разуму. Наиболее важные признаки красоты - то, что легко улавливается разумом - это ясность, отчетливость. Все непонятное одновременно и некрасивое. Ясной должна быть идея произведения, его воплощение, ясны и отчетливы части и вся архитектоника произведения. Простота и ясность - вот мотив знаменитого принципа «трех единств», распространявшихся Н. Буало на поэзию и драматургию в их совершенной композиционности: единства места (действие географически локализовано, хотя и предполагает смену сцен), единства времени (действие должно укладываться в одни сутки, один день), единство действия (сменяющие друг друга сцены должны соответствовать временному порядку событий). При этом и изображаемые характеры на должны меняться на протяжении всего произведения. Эти принципы, по мысли Н. Буало, являясь прямыми проявлениями законов разума, дисциплинируют творческие возможности поэта и позволяют читателю или зрителю без препятствий, легко, а потому и удовлетворяюще полно понять передаваемое содержание.
Правдоподобие - ключевое понятие эстетики искусства Н. Буало. Поскольку Н.Буало представляет прекрасное как разумное и естественное. Разум — основа общезначимости норм вкуса. Тем самым, прекрасное так или иначе подчиняется истине. Но правда жизни это и нормативная идеализация, а не одно лишь верное отображение. Красота, по Н. Буало, вносится в мир неким разумным духовным началом, и произведение искусства, как продукт разумной деятельности, оказывается совершеннее творений природы. Духовная красота ставится выше физической, а искусство - выше природы.
Н. Буало конкретизирует сложившуюся в классицизме теорию жанров при их делении на высшие и низшие: Так, трагедия должна изображать высокое и героическое, а комедия - низкое и порочное. Герои комедии - простой народ, излагающий свои мысли не выспренним языком риторики, а легким современным светским языком.
Новые идеи Просвещения во многом были связаны с принципами классицизма и представляли органичное единство с ним во многих явлениях культуры 18 века. Эпоха Просвещения в своих аксиоматических началах столь же рационалистична, что и нарождавшееся мировоззрение 17 в.. но в отличие от раннего рационализма, Просвещение - это целая программа, направленная уже не столько на овладение силами природы за счет научного познания ее законов (этот процесс, начатый в 17 в., конечно, продолжался), сколько на трансформацию всей культуры и всего общество на началах разума, на основе новых научных знаний, во многом противоречащих духовной традиции, коренившейся еще в установках Средневековья. Проект Просвещения, авторы которого - французские, английские и немецкие мыслители (Д.Дидро, Вольтер (М.Ф.Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Д.Юм, И. Гердер и др., многие из которых были членами тайных мистических обществ рационалистического толка, таких, как иллюминаты (от лат. illuminatio - просвещение) - состоял в целом ряде взаимосвязанных направлений: консолидация научных знаний и распространение рационального знания нового типа на вопросы философского понимания человека, общества, культуры, в том числе и искусства; распространение научных знаний и ценностей новой генерации среди широких слоев общества, обращаясь к образованной публике; совершенствование законов, по которым живет общество, вплоть до революционных преобразований.
В связи с этим одна из линий философии Просвещения - выявление границ познающего разума и его связи с другими познающими и деятельными силами человека, такими, как осмысляющее чувство - отсюда появление философской эстетики как самостоятельной дисциплины, - такими, как воля, сфера которой трактовалась как сфера практического разума. Соотношение естественности и культуры понималась просветителями по-разному: доминирующим идеям культурно-цивилизационного прогрессизма противостоял тезис естественности человека, броско выраженный в призыве Жан-Жака Руссо: «Назад, к природе». Еще один аспект, связанный с реализацией программных задач Просвещения - выход познания на горизонты мировой культуры, начало освоения внеевропейского опыта культуры, искусства и религии и, в частности, появления понятия мировой художественной культуры (И. Гете).
Идеи Просвещения в искусстве - выразились в ряде новых явлений художественной жизни 18 в. - в демократизме - выходе искусства за рамки светских салонов, кабинетов и дворцов в публичные концертные залы, библиотеки, галереи, в обращении к темам народной жизни и национальной истории, в отказе от героического аристократизма и воспевании образов простолюдинов, в смешении высоких и низких жанров, в популярности бытового жанра и жанра комедии; в интересе к общественной жизни и прогрессу; в антиклерикализме и карикатурно ироничной критике обветшалых пережитков средневековья и порочных нравов, в том числе прикрываемых личной благочестия; в либерализме - проповедании свободы личности и в то же время в нравственной проповеди простоты и естественности человека, скоординированых с благом общества; в широких энциклопедических интересах и внимании к внеевропейским культурам; в реализме - отображении простой натуры, социального контекста и психологической ауры человеческих образов, в идиллической приверженности к естественности и верности человеческому чувству в противовес могущему ошибаться разуму.
В литературе и театре это сказалось в творчестве Бомарше, Лессинга, Шеридана, Гольдони, Гоцци, Шиллера, Гете, Дефо, Свифта; в живописи - Хогарта, Гейнсборо, Рейнольдса, Шардена, Греза, Давида, Гойи, Левицкого; в скульптуре - Гудона, Шубина и др.
Многие идеи просвещения претворялись в формах искусства, выработанных эстетикой классицизма, так что можно говорить о реальной близости этих стилей при определенном идейном размежевании их принципов. Некоторые просветительские мотивы гармонировали и с игривым и изысканным придворным стилем рококо. В рамках идей позднего Просвещения сформировался оригинальный стиль сентиментализма (особенно в поэзии и живописи), характеризующийся мечтательностью, чувствительностью, особой ролью передаваемого чувства в постижении жизни и сострадания (симпатии) в моральном воспитании, природосообразности и идиллической пасторали - в духе философии Ж.Ж.Руссо. Сентиментализм с одной стороны, и повышенно выразительные символические образы таких творцов искусства конца 18 в., как Ф. Шиллер, И. Гете, Ф. Гойя, Ж.-Л.Давид позволяют говорить об особом этапе предромантизма, подготовленного в недрах эстетики и художественной жизни эпохи Просвещения.
Философские идеи эстетики Просвещения ярко выразились в творчестве ряда крупных мыслителей 18 в., среди которых:
Александр Баумгартен (1714 - 1762) - немецкий философ, последователь Лейбница и Вольфа, основоположник эстетики немецкой классической философии. В 1735 г.
А.Баумгартен впервые ввел термин «эстетика», которым он обозначил философскую науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Эстетические воззрения Баумгартена изложены в трудах: «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения», «Эстетика».
Готхольд Эфраим Лессинг (1729 - 1781) - немецкий философ - просветитель, драматург, литературный критик, теоретик искусства, выступавший за сближение литературы и искусства с жизнью; за освобождение их от оков сословно-аристократической нормативности. Искусство, по Лессингу, есть подражание природе, толкуемое широко, как познание жизни. Обосновывая теорию реалистического искусства, опирается на терминологию Аристотеля и творчество Шекспира для борьбы с классицизмом. Основное теоретическое произведение Лессинга: «Лаокоон. О границах живописи и поэзии».
Иоганн Гёте (1749 - 1832) - немецкий поэт, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель. В молодости Гёте - один из вождей движения «Буря и натиск». Искусство, по Гёте, призвано противостоять отжившим условностям, обветшалой морали, бороться против угнетения личности. Искусство И. Гёте трактовал как «подражание» природе. По сути дела он сформулировал идею «Типизации». Для обозначения любой творческой силы Гёте ввел понятие «демоническое». Основные работы И. Гёте: «Простое подражание природе. Манера. Стиль», «Учение о свете».
Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии. Главное произведение И. Канта по проблемам эстетики - «Критика способности суждения». Эстетическое начало оказывается у И. Канта основополагающей априорной (определяющей конституцию сознания до всякого эмпирического опыта) формой - формой незаинтересованного, универсального по своему приложению суждения вкуса. Суждение вкуса связано со способностью чувствовать удовольствие или неудовольствие на основе принципа «целесообразности без цели», производными от которой оказываются практическая целесообразность действия человеческой воли и законосообразность активности разума. Основные категории эстетики Канта - целесообразность (гармоническая связь частей и целого), прекрасное и возвышенное. Кант развеял рационалистические и утилитаристские представления о прекрасном, сведя чувство прекраснного к «незаинтересованному» удовольствию, доставляемому созерцанием эстетической формы. При этом основное достоинство произведения искусства, по И.Канту, не столько их жизненное содержание, сколько совершенная форма, апеллирующая к доопытной эстетической способности человека. Сущность возвышенного, по Канту, в нарушении привычной меры. Суждение о возвышенном требует развитого воображения и высокой моральности. Для восприятия искусства нужен вкус, для творения - гений - уникальная личность, наделенная высокой степенью творческого воображения.
Георг Гегель (1770 - 1831) - выдающийся представитель немецкой классической философии, взгляды которого сформировались под влиянием рационализма, свойственного эпохе Просвещения. Однако Г. Гегель в своей поистине универсальной философской системе преодолел рамки просветительских идей. При формировании своей оригинальной методологии он испытывал влияние и ранних романтических мотивов, которые были заметны в концепциях немецких философов начала 19 в. И. Фихте и Ф.Шеллинга. Г.Гегель сделал метод рациональной рефлексии более совершенным, способным постигать противоречия бытия и сознания, интегрировать в себе как строго рационально-логические, так и специфически эстетические и даже мистические модели движения мысли, вписывающиеся, по Гегелю, в более широкие координаты диалектической логики, правда, превращавшиеся, тем самым, в модальности разума. Г. Гегель - создатель системы объективного идеализма на основе метода диалектики.
В ранний период творчества Г. Гегель считал, что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и добро соединяются родственными узами лишь в красоте. Позднее, эстетика предстает у Г.Гегеля как философия искусства. Искусство занимает подчиненную, в сравнении с философией как абсолютной формой самопознания духа ступень в историческом развитии исторического сознания.
Новизна эстетики Г.Гегеля зрелого периода состояла в акцентировании связи искусства и красоты с деятельностью человека и с развитие «объективного духа», то есть, иными словами, культуры общества в целом. Красота по Гегелю всегда человечна. Предельно общей эстетической категорией у Гегеля выступает прекрасное. Эстетике Гегеля присущ исторический принцип рассмотрения материала. Диалектическую триаду саморазвития искусства образуют, последовательно сменявшиеся в ходе истории, его формы: символическая (Древний Восток), классическая (Античность) и романтическая (Христианская Европа). В Эстетике Гегеля были подробно рассмотрены виды искусства. Всюду он старался уловить принцип развития. Главное произведение, в котором изложена эстетическая концепция Г. Гегеля - «Лекции по эстетике».

Классицизм (от лат. classicus - первоклассный) - это направление в искусстве, литературе и эстетике XVII-XVIII вв. Эстетика классицизма ориентировала поэтов, художников, композиторов на создание произведений искусства, отличающихся ясностью, логичностью, строгой уравновешенностью и гармонией. Все это, по мнению классицистов, нашло свое полное выражение в античной художественной культуре. Для них разум и античность - синонимы. Рационалистический характер эстетики классицизма проявился в отвлеченной типизации образов, строгой регламентации жанров, форм, в отвлеченной интерпретации античного художественного наследия, в обращении искусства к разуму, а не к чувствам, в стремлении подчинить творческий процесс незыблемым правилам и канонам. Наиболее целостную эстетическую систему сформировал французский классицизм. Его мировоззренческой основой послужил французский рационализм Реме Декарта (1596-1650). В своем программном труде «Рассуждения о методе» (1637) философ подчеркнул, что структура разумного вполне совпадает со структурой реального мира, а рационализм и есть -идея принципиального взаимопонимания. Подчинение государству, исполнение государственного долга - высшая добродетель индивида. Человек-мыслитель уже не как свободное существо, что характерно для ренессансного мировоззрения, а подчиненное чуждым ему нормам и правилам, ограниченное неподвластными ему силами. Этот период характеризуется не только упрочением абсолютистской власти, но и расцветом мануфактуры, чего не знало Возрождение. Таким образом, характеризуемый период отличается победой регламентирующего мануфактурного производства, успехами в области точных наук, расцветом рационализма в философии. В этих условиях складывается теория и практика эстетики классицизма

Рационализм и нормативизм эстетики классицизма. Классицизм - одно из важнейших направлений искусства. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, живописцев и музыкантов, зодчих, ваятелей и актеров, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, комедии Мольера, музыка Люлли, поэзия Лафонтена , парковый и архитектурный ансамбль Версаля, картины Пуссена.

Согласно кодексам искусства, от художника прежде всего требовалось "благородство замысла". Сюжет картины обязательно должен был иметь назидательную ценность. Поэтому особенно высоко ценились всякого рода аллегории, в которых более или менее условно взятые образы жизни непосредственно выражали общие идеи. Самым высоким жанром считался "исторический", куда входили античная мифология, сюжеты из знаменитых литературных произведений, из Библии и тому подобное. Портрет, пейзаж, сцены реальной жизни считались "малым жанром". Самым незначительным жанром был натюрморт.

Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм; а как произведение искусственное, сотворенное, созданное руками человека по плану, с определенной задачей и целью.

Наиболее полно изложил правила и нормы классицизма крупнейший теоретик этого направления Никола Буало (1636-1711) в трактате » Поэтическое искусство », который был задуман по образцу «Науки поэзии» («Послание к Пизонам») Горация и завершен в 1674 г.

- 99.00 Кб

ВВЕДЕНИЕ

Среди многочисленных художественно-эстетических направлений и течений, выделяемых современными культурологами, классицизм занимает совершенно особое положение. Именно он стал первой целостной и осознающей саму себя системой в истории европейской культуры.

Значение этого направления для последующего развития искусства и литературы Нового времени было весьма важным; достаточно лишь упомянуть, что под знаком всевозможных модификаций классицизма процесс культурной эволюции в странах Европы, Северной и Латинской Америки проходил в течение двух столетий, а неоклассицистические тенденции прослеживаются отдельными специалистами даже в культуре многоликого XX века.

И хотя закат классицизма произошёл в XIX веке, о его значении и роли в истории культуры он до сих пор спорят, а художники и писатели до сих пор обращаются к его сокровищнице за вдохновением и сюжетами.

ПОНЯТИЕ КЛАССИЦИЗМА

Классицизм (от лат. classicus - образцовый; термин введен романтиками в 19 в. в процессе борьбы с классицистами) - это художественный стиль в европейском искусстве 17 - начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума), классицизм был также его своеобразной антитезой, так как с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания мира как гармоничного целого. Такие понятия, как общество и личность, человек и природа, стихия и сознание, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими, что сближает его (при сохранении всех кардинальных общемировоззренческих и стилистических различий) с барокко, также проникнутым сознанием всеобщего разлада, порождённого кризисом ренессансных идеалов.

Художественная концепция мира классицизма рационалистична, внеисторична и включает в себя идеи государственности и стабильности (устойчивости).
Классицизм возник в конце эпохи Возрождения, с которой он имеет ряд родственных черт:

1) подражание античности;

2) возврат к забытым в эпоху Средневековья нормам классического искусства (откуда и его название).

Обычно различают классицизм 17 в. и классицизм 18 - начала 19 вв. (последний в зарубежном искусствознании часто именуется неоклассицизмом), но в пластических искусствах тенденции классицизма наметились уже во 2-й половине 16 в. в Италии - в архитектурной теории и практике Палладио, теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио; более последовательно - в сочинениях Дж. П. Беллори (17 в.), а также в эстетических нормативах академистов болонской школы. Однако в 17 в. классицизм, развивавшийся в остро-полемическом взаимодействии с барокко, лишь во французской художественной культуре сложился в целостную стилевую систему. В лоне французской художественной культуры преимущественно формировался и классицизм 18 в., ставший общеевропейским стилем. Лежащие в основе эстетики классицизма принципы рационализма (те же, что определили философские идеи Р. Декарта и картезианства) обусловили взгляд на художественные произведения как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Эстетической ценностью в классицизме обладает лишь непреходящее, неподвластное времени. Придавая огромное значение общественной функции искусства, классицизм выдвигает новые этические нормы, формирующие образ его героев: стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей - долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания. Закреплению теоретических доктрин классицизма способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).

В середине 18 в. принципы классицизма преобразовывались в духе эстетики Просвещения. В архитектуре обращение к "естественности" выдвигало требование конструктивной оправданности ордерных элементов композиции, в интерьере – разработки гибкой планировки комфортабельного жилого дома. Идеальным окружением дома становилась пейзажная среда "английского" парка. Огромное влияние на классицизм 18 в. оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности (раскопки Геркуланума, Помпеи и др.); свой вклад в теорию классицизма внесли труды И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Милиции.

Классицизм стремился все разложить по полочкам, для всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров - «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).

В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), в творчестве И.В. Гете и Ф. Шиллера (Германия), одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедиях А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина (Россия).

Для театрального искусства классицизма характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие вообще называют «золотым веком» театра.

Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер (наст. имя Жан-Батист Поклен) (1622-1673). Долгое время Мольер путешествовал с театральной труппой по провинции, где знакомился со сценической техникой и вкусами публики. В 1658 г. он получил разрешение короля играть со своей труппой в придворном театре в Париже. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Преодолевая схематизм итальянских комедий дель арте (ит. commedia dell"arte - комедия масок; основные маски - Арлекин, Пульчинелла, старик купец Панталоне и др.), Мольер создал жизненно достоверные образы. Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян («Мещанин во дворянстве»). С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью: «Тартюф, или Обманщик», «Дон-Жуан», «Мизантроп». Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра.

Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» великого французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше (1732-1799). В них изображен конфликт между третьим сословием и дворянством. На сюжеты пьес написаны оперы В.А. Моцарта и Дж. Россини.

Классическая комедия развивалась также в Италии и Англии. И в XVIII в., несмотря на экономический спад, Венеция оставалась столицей карнавалов, театров и беззаботного веселья. В этом небольшом городе работало семь театров - столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. На венецианские карнавалы тогда, как и двести лет спустя, съезжались люди со всей Европы. Здесь творил Карло Гольдони (1707-1793), создатель национальной комедии. Он осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра, вытеснив искусственный жанр комедии дель арте реалистической драматургией, с живыми характерами, остроумной критикой пороков общества. Его перу принадлежит 267 пьес, в том числе «Слуга двух господ», «Хитрая вдова» и «Трактирщица». Современником Гольдони был Карло Гоцци (1720-1806). Он писал сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте: «Любовь к трем апельсинам», «Турандот» и другие о жизни театральной Венеции.

Крупнейшим английским драматургом XVIII века был Ричард Бринсли Шеридан (1751 -1816). Наибольшую известность получили его комедии нравов, прежде всего «Школа злословия», направленная против безнравственности «высшего» света, пуританского лицемерия буржуа.

Если Мольера называют основоположником классической комедии, то родоначальниками классической трагедии считают двух других французов. В пьесах Пьера Корнеля (1606-1684) и Жана Расина (1639-1699) строго выдержано золотое правило классической драмы - единство места, времени и действия. Язык героев их произведений проникнут пафосом и патетикой. В основе большинства пьес лежит трагический конфликт страсти и долга. В трагедии «Гораций» Корнеля развивается тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов). В трагедиях «Митридат», «Федра» Расина дано поэтическое изображение трагической любви и противоборства страстей в человеческой душе, утверждается необходимость следовать требованиям нравственного долга. Семья, государство и монархия, по Расину, незыблемы, верность им должен сохранять каждый гражданин. Французский театр эпохи классицизма, руководствуясь вкусом придворной публики, перенес на сцену идеалы абсолютизма, создал тип героя, который преодолевает самого себя, подчиняет свои чувства интересам государства, борется за честь и славу.

Литература классицизма развивалась под знаком господства рационализации художественной мысли, поскольку содержанием литературного процесса стало освобождение чувств, мыслей и представлений человека от гипноза иррациональной соборности прошлого. Новое сознание в качестве динамически активной силы было противопоставлено окружающей действительности, косному и неподвижному миру вещей, Разум просвещенного человека утверждается как начало, превосходящее объективную действительность. Логика дана лишь сознанию и отрицается в вещах и явлениях. Волевой интеллект господствует над материальной данностью, внешний мир предстает в непросвещенной сознанием стихийности. Поэтому герои литературы классицизма погружены в глубокие раздумья, рассуждают и спорят, полемизирует с неприемлемыми взглядами.

Литературное творчество в целом сохраняет упорядоченный, подчиненный сознанию характер, его предмет предстает ясным и расчлененным. Поэзия строилась на гармонической соотнесенности между человеком и миром, на их соответствии друг другу, на безграничности познания. Писатели классицисты сходили в своих представлениях о человеке из определенной нормы. Герой должен соотносить свои поступки с нормой, только при этом условии он может ориентироваться и в искусственном мире поэзии и в естественном мире природы. Искусство призвано формировать идеалы, стоящие выше преходящего и изменчивого.

Читатель эпохи классицизма постепенно приобщается к античной поэзии, истории, которые наряду с философией, архитектурой стали противостоять библейским легендам, житиям.

Решительные сдвиги связаны с новыми принципами письменного слова. Оно теряет свой культовый характер, насыщается деловыми, бытовыми функциями. Акт чтения уже не составляет привилегию священнослужителей. Развитие книгопечатания, чрезвычайно интенсифицирующее механизм переписки и переиздания, способствовало разрыву тесной связи между автором и текстом, который уже напрямую не имеет отношения к стоящему за ним обряду. Светский характер книжного дела позволяет активизироваться индивидуальным авторским формам и начинаниям.

Особую роль приобретает в эпоху классицизма филология, находясь в центре гуманитарных наук. Поэты изучают не только древние тексты, но и обращаются к письменному языку правовых узаконений, философских размышлений, общественных деклараций, риторических трактатов; возникает совершенно новый тип писателя, светского интеллигента, отличающегося свободолюбивым и разносторонним характером своих духовных запросов и умонастроений. Литература классицизма реализует смысловые потенции образа в художественном слове, наступает эпоха профессионализации поэтов, художников, музыкантов.

Свое самостоятельное существование музыка закрепляет в звуке, живопись в краске и композиции. Особенно активно новые тенденции проявляются в архитектуре и скульптуре, так как они предельно последовательно соответствуют принципу зрелищности. Почти все виды искусства постепенно лишаются культовых функций, приобретают универсально светский характер.

В живописи тенденции классицизма намечаются уже во второй половине XVI века в Италии. Однако его расцвет наступил только во французской художественной культуре, где из разрозненных элементов он сложился в целостную стилевую систему. Основой теории классицизма был рационализм, опиравшийся на философскую систему Декарта. Принципы рационализма предопределили взгляд на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственных восприятий. Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность. Наиболее ярко классицизм представлен работами французских живописцев и скульпторов Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Ж.О.Д. Энгра и Э.М. Фальконе.

Иногда специалисты различают академический классицизм первой половины XVII века и неоклассицизм конца XVIII - начала XIX вв.

Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594-1665). Его заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа, увлекавшихся философией античных стоиков. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена - люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена - это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Клод Лоррен (1600-1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века.

Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз - живописец Давид (1748-1825). Возвращение классицизма получит наименование неоклассицизма. Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. Давид - один из величайших исторических портретистов. Он завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX).

Между двумя классицизмами - ранним (академическим) и поздним (неоклассицизмом) господствующие позиции занял стиль рококо.

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССИЦИЗМА

Среди основных представителей классицизма можно выделить Р.Декарта, П.Корнеля («Рассуждения о драматической поэзии» и др. тексты), Ф. д’Обиньяка («Практика театра»), Н.Буало («Поэтическое искусство»), Баттё и др. Опираясь на «Поэтику» Аристотеля и «Науку поэзии» Горация и их многочисленные итальянские комментарии 16 в., а также на образцы античного искусства и словесности, теоретики классицизма попытались выработать идеальную систему правил (своего рода идеальную поэтику, или эстетику), на которые должно ориентироваться подлинное высокое искусство. В основу ее были положены античные принципы красоты, гармонии, возвышенного, трагического. Особое внимание классицисты уделяли драматическим искусствам, как главным в их понимании. Одним из сущностных принципов классицизма стала аристотелевская категория «правдоподобие», понятая как создание обобщенных, идеализированных и аллегоризированных изображений значимых в назидательно-дидактическом плане событий жизни легендарных особ или эпизодов античной мифологии. «Это не означает, что из театра изгоняются подлинное и возможное; но принимают их там постольку, поскольку они правдоподобны, и для того, чтобы ввести их в театральную пьесу, приходится опускать или изменять обстоятельства, которые правдоподобием не обладают, и сообщать его всему, что нужно изобразить» [Ф. д’Обиньяк // 10, с. 338].

Описание работы

Значение этого направления для последующего развития искусства и литературы Нового времени было весьма важным; достаточно лишь упомянуть, что под знаком всевозможных модификаций классицизма процесс культурной эволюции в странах Европы, Северной и Латинской Америки проходил в течение двух столетий, а неоклассицистические тенденции прослеживаются отдельными специалистами даже в культуре многоликого XX века.

Классицизм

Классицизм - одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).

Исторические корни классицизма

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики. «Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру.

Законы классицизма

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

Герой в трагедиях классицизма

Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Обобщивший законы этого направления, французский автор Н.Буало-Депрео в своем стихотворном трактате Поэтическое искусство, утверждает: Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остается он всегда собой.

Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно выбранному масштабу – трагическому или комическому. О трагическом герое у Н.Буало сказано:

Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,

У вас пусть будет он отважен, благороден,

Но все ж без слабостей он никому не мил…

Он плачет от обид – нелишняя подробность,

Чтоб мы поверили в его правдоподобность…

Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,

Нас должен волновать и трогать ваш герой.

От недостойных чувств пусть будет он свободен

И даже в слабостях могуч и благороден.

Раскрыть человеческий характер в понимании классицистов означает показать природу действия вечных, неизменных в своей сущности страстей, их влияние на судьбы людей. Основные правила классицизма. И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе. В 17 в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.

Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом). Волнует зримое сильнее, чем рассказ, Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз. (Н.Буало)


Похожая информация.