Семья и Дети

Морально-философский смысл сказки «Маленький принц» Сент-Экзюпери. Анализ «Маленький принц» Сент-Экзюпери Значения планет из повести маленький принц

«Маленький принц» появился на свет в 1943-м году, в Америке, куда Антуан де Сент-Экзюпери сбежал из оккупированной нацистами Франции. Необычная сказка, одинаково хорошо воспринимаемая как детьми, так и взрослыми, оказалась актуальной не только в период Второй мировой войны. Сегодня ей по-прежнему зачитываются люди, пытающиеся найти в «Маленьком принце» ответы на вечные вопросы о смысле жизни, сущности любви, цене дружбы, необходимости смерти.

По форме – состоящая из двадцати семи частей повесть, по сюжету – сказка, рассказывающая о волшебных приключениях Прекрасного принца, покинувшего из-за несчастной любви родное королевство, по художественной организации – притча – проста в речевом исполнении (по «Маленькому принцу» очень легко учить французский язык) и сложна в плане философского содержания.

Главная идея сказки-притчи – утверждение истинных ценностей человеческого бытия. Главная антитеза – чувственное и разумное восприятие мира. Первое – характерно для детей и тех редких взрослых, которые не утратили детской чистоты и наивности. Второе – прерогатива взрослых людей, прочно укоренившихся в мире созданных ими же самими правил, зачастую нелепых даже с точки зрения разума.

Появление Маленького принца на Земле символизирует рождение человека, приходящего в наш мир с чистой душой и любящим сердцем, открытым для дружбы. Возвращение сказочного героя домой происходит путём реальной смерти, наступающей от яда пустынной змеи. Физическая смерть Маленького принца воплощает в себе христианскую идею о вечной жизни души, которая может отправиться на Небо, только оставив на земле свою телесную оболочку. Годовое пребывание сказочного героя на Земле соотносится с идеей духовного роста человека, учащегося дружить и любить, заботиться о других и понимать их.

Образ Маленького принца основан на сказочных мотивах и образе автора произведения – представителе обнищавшего дворянского рода, Антуана де Сент-Экзюпери, носившего в детстве прозвище «Король-Солнце». Маленький мальчик с золотистыми волосами – это душа так и не выросшего автора. Встреча взрослого лётчика со своим детским Я происходит в один из самых трагичных моментов его жизни – авиакатастрофе в пустыне Сахара. Балансирующий на грани жизни и смерти автор узнаёт историю Маленького принца во время ремонта самолёта и не просто разговаривает с ним, но и идёт вместе к колодцу, и даже несёт своё подсознание на руках, придавая ему черты реального, отличного от него персонажа.

Взаимоотношения Маленького принца и Розы – аллегорическое изображение любви и разности её восприятия мужчиной и женщиной. Капризная, гордая, прекрасная Роза манипулирует своим возлюбленным до тех пор, пока не теряет власть над ним. Нежный, робкий, верящий в то, что ему говорят, Маленький принц жестоко страдает от ветрености красотки, не сразу понимая, что любить её нужно было не за слова, а за дела – за тот чудесный аромат, который она ему дарила, за всю ту радость, что она приносила в его жизнь.

Увидев на Земле пять тысяч Роз, космический путешественник приходит в отчаяние. Он чуть было не разочаровывается в своём цветке, но вовремя встретившийся ему на пути Лис объясняет герою давно забытые людьми истины: о том, что смотреть нужно сердцем, а не глазами, и быть в ответе за тех, кого приручили.

Художественный образ Лиса – аллегорическое изображение дружбы, рождающейся из привычки, любви и желания быть кому-то нужным. В понимании животного друг – тот, кто наполняет его жизнь смыслом: разрушает скуку, позволяет видеть красоту окружающего мира (сравнение золотистых волос Маленького принца с пшеничными колосьями) и плакать при расставании. Маленький принц хорошо усваивает данный ему урок. Прощаясь с жизнью, он думает не о смерти, а о друге. Образ Лиса в повести также соотносится с библейским Змеем-искусителем: впервые герой встречает его под яблоней, животное делится с мальчиком знанием о самых важных жизненных основах – любви и дружбе. Как только Маленький принц постигает это знание, он тут же приобретает смертность: на Земле он появился, путешествуя с планеты на планету, а вот уйти с неё может только путём отказа от физической оболочки.

В роли сказочных чудовищ в повести Антуана де Сент-Экзюпери выступают взрослые люди, которых автор выхватывает из общей массы и помещает каждого на свою планету, замыкающую в себе человека и словно под увеличительным стеклом показывающую его сущность. Стремление к власти, честолюбие, пьянство, любовь к богатству, глупость – наиболее характерные черты взрослых людей. Общим для всех пороком Экзюпери выставляет деятельность/жизнь, лишённую смысла: король с первого астероида правит ничем и отдаёт только те приказы, которые могут выполнить его выдуманные подданные; честолюбец не ценит никого, кроме себя; пьяница не способен выйти из порочного круга стыда и выпивки; деловой человек без конца складывает звёзды и находит радость не в их свете, а в их стоимости, которую можно написать на бумаге и положить в банк; старик-географ погряз в теоретических умозаключениях, не имеющих ничего общего с практической наукой географии. Единственным разумным человеком, с точки зрения Маленького принца, в этом ряду взрослых выглядит фонарщик, чьё ремесло полезно для других и прекрасно по своей сути. Возможно, именно поэтому оно и теряет свой смысл на планете, где сутки длятся одну минуту, а на Земле уже вовсю работает электрическое освещение.

Повесть о мальчике, явившемся со звёзд, выдержана в трогательном и светлом стиле. Она вся проникнута солнечным светом, который можно обнаружить не только в волосах и жёлтом шарфике Маленького принца, но и в бескрайних песках Сахары, пшеничных колосьях, оранжевом Лисе и жёлтой Змее. Последняя сразу же опознаётся читателем как Смерть, ведь именно ей присуще могущество, большее, «чем в пальце короля», возможность «унести дальше, чем любой корабль» и способность решать «все загадки». Змея делится с Маленьким принцем своим секретом познания людей: когда герой жалуется на одиночество в пустыне, она говорит, что «среди людей тоже» бывает «одиноко».

Печальный конец не отменяет жизненно утверждающего начала сказки: автор начинает слышать звёзды и по-новому видеть мир от того, что «где-то в безвестном уголке вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел не знакомую нам Розу».

Главная мысль произведения «Маленький принц» Экзюпери легко определяется после прочтения.

Главная мысль «Маленький принц» Экзюпери

Автор в лице Маленького принца показывает нам что является главным и имеет смысл в жизни. Как научиться доверять друг другу, быть добрыми и понимать что мы в ответе за тех кого приручили, о том что мы должны помнить что мы все «родом из детства». Ведь Маленький принц сам проходил этот путь, познавал мир который находится вокруг него, и научилься слушать свое сердце.

«Любить - это не значит смот­реть друг на друга, это значит смотреть в одном направле­нии» - эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. «Маленький принц» был написан в 1943 году, и трагедия Евро­пы во Второй мировой войне, воспоминания писателя о раз­громленной, оккупированной Франции накладывают свой от­печаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, жи­вую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художест­венным его осмыслением. Только художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Ещё на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь - как будто ещё рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит внутрен­ней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человече­ский труд должен иметь смысл, а не просто превращаться в ме­ханические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно.

Особенности сюжета «Маленький принц»

Сент-Экзюпери берёт за основу традиционный сказочный сюжет (Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.), но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, стра­дающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях Маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоисти­ческими и мелочными страстями. Но это только внешняя сто­рона сюжета. Несмотря на то что Маленький принц ребёнок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, кото­рых встречает на своём пути главный герой, намного страш­нее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает те­лесную смерть. В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и линия Малень­кого принца, история его жизни.

«Маленький принц» — детство, но в то же время глубокомысленное произведение. Антуан де Сент-Экзюпери поместил в легкую и небольшую сказку отражение реального взрослого мира с его достоинствами и недостатками. Местами это сатира, миф, фантастика и трагический рассказ. Поэтому многогранная книга нравится и маленьким, и большим читателям.

«Маленький принц» родился во время Великой отечественной войны. Началось все с рисунков Экзюпери, на которых он изображал того самого «маленького принца».

Экзюпери, будучи военным пилотом, однажды попал в авиакатастрофу, это произошло в 1935 году в Ливийской пустыне. Бередившие старые раны, воспоминания о катастрофе и новости о начавшейся мировой войне вдохновили писателя на создание произведения. Он задумался о том, что каждый из нас несёт ответственность за место, где он живет, будь то маленькая квартира или целая планета. А борьба ставит эту ответственность под сомнение, ведь именно в ходе той ожесточенной схватки многих стран было впервые применено смертоносное ядерное оружие. Увы, многие люди наплевательски относились к своему дому, раз позволили войнам довести человечество до таких крайним мер.

Произведение было создано в 1942 году в США, спустя год оно стало доступным для читателя. Маленький принц стал заключительным творением автора и принес ему мировую известность. Автор посвятил свою книгу другу (Леону Верту), причем, тому мальчику, которым его товарищ когда-то был. Стоит отметить, что Леон, который был писателем критиком, являясь евреем, страдал от преследований в период развития нацизма. Ему тоже пришлось покинуть свою планету, но не по своей воле.

Жанр, направление

Экзюпери рассуждал о смысле жизни, и в этом ему помогал жанр притчи, для которого характерна ярко выраженная мораль в финале, назидательный оттенок повествования. Сказка в качестве притчи — наиболее распространенное скрещение жанров. Отличительной чертой сказки можно назвать то, что она имеет фантастический и простой сюжет, но при этом носит поучительный характер, помогает юным читателям сформировать нравственные качества, а взрослым задуматься над их взглядами и поведением. Сказка – отражение реальной жизни, но действительность подается читателю через вымысел, как бы это парадоксально не звучало. Жанровое своеобразие произведения говорит о том, что «Маленький принц» — философская сказка-притча.

Произведение также можно отнести к фантастическому рассказу.

Смысл названия

Маленький принц – история о путешественнике, который странствует всей вселенной. Он не просто путешествует, а находится в поиске смысла жизни, сущности любви и секрета дружбы. Он познает не только мир вокруг, но и себя, и самопознание – его главная цель. Он еще растет, развивается и символизирует непорочное и нежное детство. Поэтому автор нарек его «маленьким».

А почему принц? На своей планете он один, она вся принадлежит ему. Он очень ответственно подходит к своей хозяйской роли и, несмотря на скромный возраст, уже выучился за ней ухаживать. Подобное поведение наталкивает на мысль, что перед нами благородный мальчик, управляющий своим владением, а как его лучше назвать? Принцем, ведь он наделен властью и мудростью.

Суть

Сюжет берет свое начало в пустыне Сахара. Пилот самолета, совершив вынужденную посадку, встречает того самого Маленького принца, что прибыл на Землю с другой планеты. Мальчик рассказывал своему новому знакомому о своем путешествии, о тех планетах, на которых успел побывать, о своей прежней жизни, о розе, что была его верной подругой. Маленький принц так сильно любил свою розу, что готов был отдать за нее жизнь. Мальчику был дорог его дом, ему нравилось наблюдать за закатами, хорошо, что на его планете их можно было лицезреть несколько раз на дню, и для этого Маленькому принцу нужно было только двигать стул.

Однажды, мальчик ощутил себя несчастным и принял решение отправиться на поиски приключений. Роза была горда и редко одаривала покровителя своим теплом, поэтому не удерживала его. Во время своего путешествия Маленький принц встретил: Правителя, который уверен в своей абсолютной власти над звездами, Честолюбца, для которого главное, чтобы им восхищались, Пьяницу, который пьёт из чувства вины за злоупотребление алкоголем, как бы это парадоксально не звучало. Мальчик встретил даже Делового человека, главным занятием которого является подсчет звезд. Маленький принц столкнулся с Фонарщиком, зажигавшим и тушившим фонарь на своей планете каждую минуту. Повстречал он и Географа, который за всю свою жизнь не видел ничего, кроме своей планеты. Последним местом положения путешественника стала планета Земля, где он нашел настоящего друга. Все основные события описаны нами в кратком содержании книги для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

    Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении.

    Человек должен беречь свой дом, а не раздирать его войнами на окровавленные, безжизненные части. Эта мысль особенно актуальна была тогда, в дни Второй Мировой Войны. Маленький принц ежедневно убирал свою планету, не позволяя баобабам принять угрожающие масштабы. Если бы мир смог вовремя объединиться и смести с лица земли национал-социалистическое движение во главе с Гитлером, то кровопролитие можно было предотвратить. Ибо те, кто любит мир, должны были позаботиться о нем, а не запираться на своих маленьких планетках, думая, что гроза пройдет мимо. Из-за этой разобщенности и безответственности правительств и народов пострадали миллионы людей, и писатель призывает, наконец, научиться преданно и ответственно любить ту гармонию, которую обеспечивает только дружба.

    Чему учит?

    История Маленького принца – удивительно проникновенная и поучительная. Творение Экзюпери повествует о том, как важно иметь верного друга рядом и как важно нести ответственность за тех, кого ты «приручил». Сказка учит любить, дружить, предостерегает от одиночества. Кроме того, не стоит запираться на своей маленькой территории, отгораживаясь от всего мира вокруг. Нужно выходить из зоны комфорта, познавать новое, искать себя.

    Экзюпери также призывает читателя слушать не только свой разум в принятии решений, но и свое сердце, ведь главного глазами не увидишь.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Антуана де Сент–Экзюпери

Урок литературы по сказке Антуана де Сент–Экзюпери "Маленький принц".

Задачи урока:

    воспитывать в учащихся чувство любви к прекрасному;

    учить навыкам рассуждения над философскими понятиями: счастье, любовь, дружба;

    учить чтению в лицах;

    учить инсценировать эпизоды, сыграть правильно роль, понять её;

    продолжить обучение выразительному чтению.

Оборудование, наглядность :

1) иллюстрации детей на тему: “Каким вы представляете Маленького принца?”, “Розу” (выставка детских рисунков);

2) Портрет А. С – Экзюпери, статья с биографией автора;

3) музыкальная запись “Волшебный полёт” (группа “Спэйс”).

На доске: тема урока, вопросы для беседы, плакаты с эпиграфом к уроку

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.

Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Постановка целей, задач урока.

III. Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся более подробно с произведением французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Вы поближе узнаете героев сказки, их мысли, чувства, желания; мы будем учиться анализировать художественное произведение, а также совершенствовать навыки правильного чтения, чтения наизусть, учиться инсценировать литературное произведение. Это будет урок-размышление, урок-рассуждение.

Учитель: Антуан де Сент-Экзюпери, выдающийся французский писатель и профессиональный лётчик, погиб в 1944 году во время боевого вылета.

Находясь на лечении после аварии в Нью-Йорке он пишет своё произведение “Маленький принц” в 1942 г. И издаёт его там же впервые весной 1943 г.

Ни одно законченное произведение не вынашивалось им так долго, как “Маленький принц”.

По-настоящему мотивы “Маленького принца начали складываться у Сент-Экзюпери с началом войны. В этот период он не редко рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крылышками смотрит из-за облачка на землю, на её дома, на овец. Этот удивлённый мальчик всё сильнее не давал покоя писателю, лётчику, бойцу, проповеднику духовных ценностей, зовущему людей на борьбу.

Сент-Экзюпери как писатель ставил перед собой всегда одну и ту же задачу: выразить себя, раскрыть в себе человека- того, кто нуждается в любви и кто способен любить.

Маленький принц” бросает свет на другие произведения писателя, и их не возможно понять во всей глубине замыслов и устремлений без этой сказки.

Посвящение Леону Верту – “Леону Верту, когда он был маленьким” – символично. “Маленький принц” был как бы ответом Сент-Экзюпери своему другу на все споры, которые они вели, и этот ответ должен был показать всю никчемность споров и расхождений перед лицом того прекрасного, что есть в каждом человеке, как бы глубоко это прекрасное не было запрятано.

Музыкальная пауза: “Спэйс” - “Волшебный полёт”, на фоне музыки звучит чтение посвящения.

IV. Анализ произведения.

Чтение 1 главы

Вопрос: Как вы считаете, почему взрослые не понимали автора, когда он был маленьким, показывал свои рисунки?

Анализ 2 главы

Эпизод “Встреча с маленьким принцем” зачитывается.

Вопрос: А каким вы себе представляете маленького принца? Нарисуйте его портрет словами. (Дети рисуют словесные образы и сопоставляют их со своими рисунками)

Анализ 4 главы

Вопросы: Какое важное открытие сделал автор, познакомившись с маленьким принцем?

На какой планете жил принц? Как называлась эта планета?

Как была открыта его планета?

Ответ : Странный народ эти взрослые.

Вопрос : В чём истинная красота? (Когда появился новый друг?”

Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань , а на крыше голуби ”.

Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы…”

Это очень печально – когда забывают друзей. Не у всякого был друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр”.

Вопрос : Почему дети и взрослые смотрят на мир по разному?

Анализ эпизода. Глава 5

На планете маленького принца есть такое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету…”

Вопрос : Баобабы – что это? С чем их можно сравнить?

Но если дашь волю баобабам, беды не миновать”

Анализ 6 главы

Долгое время у тебя было лишь одно развлечение: ты любовался закатом…

Мне кажется, что я у себя дома. Знаешь, когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце.

Вопрос : Почему маленький принц любил закат?

Ответ : Мечты, думы, воспоминания.

Анализ 7 главы

Вопрос : В чём настоящая ценность в понимании окружающего мира, человека?

Анализ эпизода : “Я знаю одну планету, там живёт такой господин с багровым лицом. Он за всю жизнь не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: “Я человек серьёзный”. Он гриб, не человек”.

(Сравнение с цветком – о развитии чувств) “Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз…” “Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня?”

Инсценировка глав 8–9 (Автор, Роза, Маленький принц)

Анализ эпизода

Вопросы : Как вы думаете, любил ли маленький принц розу?

В чём проявляется это чувство?

Что такое любовь?

Инсценировка главы 10. (Автор, Король, Принц)

Обращаем внимание детей при анализе на слова Короля: “Власть должна прежде всего быть разумной”. Король, который отдавал приказания, которые должны быть исполнены, был добр.

Инсценировка главы 11. (Честолюбец, Принц)

Он был один на планете и говорил и думал о том, что он лучше всех”.

Вопрос: Что значит слово “честолюбец”? Почему он на планете был один?

Анализ главы 12. Пьяница. “Хочу забыть, что мне совестно, совестно пить”.

Вывод: Пьянство – болезнь века.

Инсценировка главы 13. (Деловой человек, принц)

Вывод: Ничего вокруг себя не видит, значит, это тоже не настоящий человек?

Анализ главы 14. Фонарщик

Вопросы: Почему из всех людей, которых видел маленький принц, больше всех понравился фонарщик? (Зажигает огни, выполняет нужную работу, дарит людям свет)

Анализ главы 15. Географ. Учёный, который не двигается с места и ничего не видит. Следовательно, ничего не может открыть.

Анализ глав 16–18.

Выводы: “Среди людей тоже одиноко”, “Их носит ветром. У них нет корней,- это очень неудобно”.

Глава 20. Встреча с розами. “Вы красивы, но пустые, ради вас не хочется умереть…Она – моя”. (О единственном друге, возлюбленной). “Ведь он теперь знает, что твоим становится только то, чему ты отдал свою душу”.

Глава 21. Встреча с лисом. “Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. “Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Ты в ответе за свою розу”.

Вопросы: Что такое дружба? Что значит приручить? (Полюбить, подружиться)

Глава 22. “Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень – очень дорога, и если её у них отнимут, дети плачут…” (Рассуждение о счастье)

Глава 25. Обсуждение высказывания. “На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз…и не находят того, что ищут. А ведь то, что они ишут, можно найти в одной – единственной розе, в глотке воды. Но глаза слепы. Искать надо сердцем.

Вывод: Для счастья так нужно мало. И если ты человек любящий, добрый, умеющий разглядеть в малом большое, то ты обязательно будешь счастлив.

V. Заключение : Золотые колосья пшеницы; оживают звёзды; звон серебряных колокольчиков. Когда мы кого-то приручили, мы чувствуем себя сразу богатыми – столько новых впечатлений и переживаний, потому что всё, решительно всё вокруг напоминает о любимом, прирученном нами существе, и является “подарком сердца”. Серьёзные, деловые люди не получают таких подарков. Да они были бы не способны их оценить. Поэтому Маленькому принцу становится ясно, что их могущество и богатство лишь кажущиеся, на самом деле они бессильны и нищи. В “Маленьком принце” автор обращается в равной мере и к детям и к взрослым – ко всем, маленьким и большим, кто хочет задуматься над жизнью и попытаться понять, что же в ней имеет настоящую ценность. Сказка является философской, оказывается, и об очень серьёзных и глубоких вещах можно говорить совсем просто и всем понятно, особенно, если обладаешь чувством юмора.

VI. Подведение итогов урока.

«Продолжай поиски самого себя…»

(Урок-размышление по философской сказке

А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

Цели урока.

Дидактическая:

    Помочь учащимся в постижении философского смысла повести-сказки.

Развивающая:

Воспитательная:

Оборудование урока:

    ноутбук, проектор, электронная презентация к уроку.

    Музыкальные записи

    задания для работы

Тип: урок-размышление с использованием СОТ

Ход урока

Оргмомент.

На доске тема урока: «Вернется ли к нам Маленький принц?»

Эпиграф: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». А. Сент-Экзюпери.

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым именем. Это французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за все, что происходит в мире.

1 слайд

Антуан Сент-Экзюпери был летчиком. Человек необычайно яркой одаренности, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. «Детство – вот огромный край, откуда приходит каждый», - писал Экзюпери. «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». В его творчестве, пожалуй, нет книги, где бы он ни вспомнил о своем детстве. Экзюпери всегда умел ценить дружбу, считая это чувство самым драгоценным, что есть на земле. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, участвовал в борьбе испанских республиканцев, нередко бывал на грани смерти. Друзья вспоминали: «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на все!».

2 слайд

В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами.

Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.

«Лежа в снегу, я тебя видел, но ты меня не замечал», - сказал потом чудом спасшийся Гийоме.

«Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?»

«Кто же еще решился бы летать так низко в этих горах?» - ответил Гийоме.

Когда он проделывал головоломные трюки, машина начала разваливаться в воздухе. «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу»,- успел подумать он и нашел в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.

3 слайд

Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент-Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.

Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель, отдав последние деньги.

Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес – самому их творить; и пусть это будут даже самые маленькие чудеса.

Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее.

Ему принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.

4 слайд

«Маленький принц» - философская сказка. В самом широком философском смысле – это история о любви и дружбе, о жизни и смерти;

- Прошу вас определить жанровые черты сказки. Докажите их присутствие в тексте произведения. Приведите примеры символов и аллегорий.

- Расскажите о встрече летчика с Маленьким принцем;

- Как Маленький принц жил на своей планете?

5 слайд

Чему учит нас, обитателей Земли, Маленький принц?

Как вы понимаете слова автора: «Дети, берегитесь баобабов!». Чем же они опасны?

Почему Маленький принц просит нарисовать намордник для барашка?

Какое место в жизни мальчика занимала Роза?

6 слайд

Почему же Маленький принц улетает от нее?

Чему учат нас здесь золотоволосый мальчик и Роза?

Зачем герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?

Странствия Маленького принца.

Работа в парах.

Посещая различные планеты, Маленький принц встречается с взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. Расскажите о каждой планете и об отношении малыша к их обитателям. Какие уроки вынес Маленький принц с каждого астероида? (Уроки записывают на специальные листы, попутно работают со словарями.)

«Астероид» - 325. Планета короля» – сообщение первой пары. Учащиеся раскрывают значения слов: астероид, подданный, авторитарный, рассказывают, почему мальчик покинул короля. Зачитывают философские мысли Экзюпери : «Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр», «С каждого нужно спрашивать то, что он может дать», «Власть, прежде всего, должна быть разумной».

«Астероид - 326. Планета честолюбца» - выступление второй пары. Объяснение слов: тщеславие, честолюбец, эгоист. Рассказ о встрече с честолюбцем. Маленький принц понял, что тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

«Астероид – 327. Планета пьяницы» - работа над словами: совершенство, вера, деградация. Урок, который выносит Маленький принц: пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя, в водке он находит забвение. Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если это нужно.

«Астероид – 328. Планета делового человека» - толкование слов: деловой человек, красота, польза. Поразмышляем над словами: «А звездам от тебя нет никакой пользы».

Урок: если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

«Астероид – 329. Планета фонарщика» - учащиеся рассказывают о том, почему Маленький принц хотел подружиться с фонарщиком. Урок: быть верным слову, не покладая рук работать, вопреки лени и трудностям освещать людям путь.

«Астероид – 330. Планета географа» - работа со словарем: репутация, формалист. На этой планете принц понимает: так жить нельзя.

Вывод:

Изображая путешествия Маленького принца по разным планетам, Сент-Экзюпери демонстрирует нам ложные смыслы жизни. Он показывает нам порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний. Судьбы их печальны, но никто из них не взывает о помощи, не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя.

А теперь расскажите о посещении мальчиком планеты Земля.

Похож ли летчик на ранее встреченных героев? (нет, он общителен, добр, бескорыстен, заботлив);

Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому принцу? («Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил, ты в ответе за свою розу». Чтение диалога Лиса и Маленького принца по ролям. Глава 21);

Как вы понимаете слово «приручить»? К нам это относится? Почему мы взяли эти слова в качестве эпиграфа к уроку?;

Почему Маленький принц почувствовал себя очень-очень несчастным, когда увидел сад, полный роз? (Он чувствует себя обманутым и обедневшим, он верил, что его Роза – единственная, а в одном только этом саду пять тысяч таких же красавиц. Но Маленький принц понимает, что его Роза неповторима: «Вы ничуть не похожи на мою Розу. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким прежде был мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный во всем свете. Мне моя Роза дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее загораживал ширмою, оберегая от ветра… Она моя»).

В этом главный урок науки любви. Любовь – труд. Дорогим становится тот, о ком заботимся, кому отдаем душу, кого приручили.

Почему Маленький принц возвращается на свою планету? (Потому что он приручил свою розу, он в ответе за нее).

С темой любви смыкается тема подвига, тема ответственности. На что решается принц, ради того, чтобы улететь на свою планету? (Он должен умереть на Земле, освободившись от груза своего тела. Маленькому принцу больно и страшно, но он идет на это, обращаясь за помощью к мудрой змее, у которой «хороший яд»).

Прочитаем конец XXVI главы – сцену прощания с взрослым человеком. «Напрасно ты идешь со мной. Тебе будет больно на меня смотреть, тебе покажется, будто я умираю, но это неправда».

Как характеризует эта сцена летчика и Маленького принца? они приручили друг друга.

В финале сказки автор обращается к нам: «Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем – совсем не все равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке Вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам розу.

Взгляните на небо. И спросите себя, жива ли та Роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел? И вы увидите – все станет по-другому…

И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!»

Давайте поразмышляем над этими словами.

Ребята, как вы считаете, почему автор так желает, чтобы Маленький принц вернулся на Землю? (Чтобы взрослые наконец-то поняли то, что понимают дети. Чтобы люди посмотрели на себя и на свои поступки глазами чистого, искреннего, доброго друга, стали лучше и совершеннее);

Как вы думаете, вернется ли к нам мальчик с золотыми волосами? (размышления ребят).

7 слайд

Чтение

(Искать надо сердцем…

Нет в мире совершенства

Слова только мешают понимать друг друга

твоя роза – единственная в мире

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь)

8 слайд

Истина… Чтобы найти её, «надо искать сердцем». А если «сердце видит» - песок не просто жёлтый, а «золотой, как мёд», «звёзды на небе расцветают» и для каждого человека они свои, и вода в роднике среди пустыни, «как музыка». Всё это загадочно и непостижимо, как и то пространство, которое продолжается до неба и выше!

    Задумывались ли вы, почему сказка начинается и заканчивается встречей со змеёй?

    (Приход и уход человека на этой планете болезнен. Когда уходит человек, будто бы белая планета прекращает своё существование.)

    Ваши ощущения в финале сказки (трагедии)

    Выводы

Ученица читает стихотворение Евг. Евтушенко. «Людей неинтересных в мире нет»

Финал на фоне песни «Нежность» (Хворостовский)

Дома: сочинение «Берегитесь баобабов»

В 1943 году было впервые опубликовано интересующее нас произведение. Расскажем кратко о предыстории его создания, а затем проведем анализ. "Маленький принц" - произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором.

В 1935 году Антуан де Сент-Экзюпери во время полета в направлении "Париж-Сайгон" попал в авиакатастрофу. Он оказался на территории расположенной в Сахаре, в ее северо-восточной части. Воспоминания об этой аварии и о нашествии фашистов побудили автора задуматься об ответственности за Землю людей, о судьбах мира. В 1942 году он писал в дневнике, что переживает за свое поколение, лишенное духовного содержания. Люди ведут стадное существование. Вернуть человеку духовные заботы, - задача, которую ставил перед собой писатель.

Кому посвящено произведение?

Интересующая нас повесть посвящена Леону Верту, другу Антуана. Это важно отметить, проводя анализ. "Маленький принц" - повесть, в которой все наполнено глубоким смыслом, в том числе и посвящение. Ведь Леон Верт - это еврейский писатель, журналист, критик, потерпевший преследования во время войны. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму. В тяжелое время создавал свою повесть-сказку Экзюпери. Против насилия он боролся словом и иллюстрациями, которые вручную создал для своего произведения.

Два мира в повести

Два мира представлено в этой повести - взрослые и дети, как показывает проведенный нами анализ. "Маленький принц" - произведение, в котором деление это сделано отнюдь не по возрастным признакам. Например, пилот - человек взрослый, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. А детская душа жаждет другого - дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения - противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув планету, маленький принц на своем пути встречает "странных взрослых", понять которых он не в силах.

Путешествие и диалог

В основу композиции положены путешествие и диалог. Общую картину существования теряющего моральные ценности человечества воссоздает встреча с "взрослыми" маленького принца.

Главный герой путешествует в повести с астероида на астероид. Он посещает, прежде всего, ближайшие, на которых живут по одиночке люди. Каждый астероид имеет номер, как квартиры современного многоэтажного дома. В цифрах этих заключен намек на разъединение людей, которые обитают в соседних квартирах, а живут будто на разных планетах. Для маленького принца встреча с обитателями этих астероидов становится уроком одиночества.

Встреча с королем

На одном из астероидов жил король, на весь мир смотревший, подобно другим королям, весьма упрощенно. Для него подданные - все люди. Однако короля этого мучил такой вопрос: "Кто виноват в том, что его приказы невыполнимы?". Король научил принца, что судить себя сложнее, чем других. Усвоив это, можно стать поистине мудрым. Властолюбец любит власть, а не подданных, поэтому и лишен последних.

Принц посещает планету честолюбца

На другой планете обитал честолюбец. А ведь тщеславные люди ко всему глухи, кроме похвал. Лишь славу любит честолюбец, а не публику, поэтому и остается без последней.

Планета пьяницы

Продолжим анализ. Маленький принц попадает на третью планету. Следующая его встреча - с пьяницей, сосредоточенно думающим о себе и в итоге окончательно запутывающимся. Этому человеку совестно за то, что он пьет. Однако пьет он для того, чтобы забыть о совести.

Деловой человек

Деловому человеку принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки "Маленький принц", смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Деловой человек считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания.

Фонарщик

И лишь на пятой планете главный герой находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако планета его крохотная. Для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого.

Встреча с географом

Географ, пишущий толстые книги, жил на шестой планете, которую создал в своей повести Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения был бы неполным, если бы мы не сказали пару слов и о нем. Это ученый, и красота для него эфемерна. Никому не нужны научные труды. Без любви к человеку, оказывается, все лишено смысла - и честь, и власть, и труд, и наука, и совесть, и капитал. Покидает и эту планету маленький принц. Анализ произведения продолжается описанием нашей планеты.

Маленький принц на Земле

Последнее место, где побывал принц, - странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери "Маленький принц". Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она "соленая", "вся в иглах" и "совсем сухая". Неуютно жить на ней. Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета - не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев.

Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются. Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды.

Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц. Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей - зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет.

Дружба с Лисом

Проведя анализ "Маленького принца" Экзюпери, мы выяснили, что на Земле мальчику скучно. И у Лиса, еще одного героя произведения, скучная жизнь. Оба они ищут себе друга. Лис знает, как его найти: нужно кого-то приручить, то есть создать узы. И главный герой понимает, что нет магазинов, в которых можно купить друга.

Автор описывает жизнь до встречи с мальчиком, которую вел Лис из повести "Маленький принц". позволяет заметить, что он до этой встречи лишь боролся за свое существование: охотился на кур, а на него охотились охотники. Лис, приручившись, вырвался из круга защиты и нападения, страха и голода. Именно этому герою принадлежит формула "зорко лишь сердце". Любовь можно перенести на многие другие вещи. Подружившись с главным героем, Лис полюбит и все остальное в мире. Близкое в его сознании соединяется с далеким.

Летчик в пустыне

Легко представить домом планету в обжитых местах. Однако для того, чтобы понять, что такое дом, необходимо оказаться в пустыне. Именно на эту мысль наводит анализ "Маленького принца" Экзюпери. В пустыне главный герой повстречался с летчиком, с которым затем подружился. Летчик не только из-за неисправности самолета оказался здесь. Он был заколдован пустыней всю свою жизнь. Имя этой пустыни - одиночество. Летчик понимает важный секрет: в жизни есть смысл тогда, когда есть ради кого умирать. Пустыня - это место, в котором человек испытывает жажду общения, задумывается о смысле существования. Она напоминает о том, что домом человека является Земля.

Что хотел сказать нам автор?

Автор хочет сказать о том, что люди забыли одну простую истину: они в ответе за их планету, а также за тех, кого приручили. Если бы все мы поняли это, вероятно, не было бы войн и экономических проблем. Но люди очень часто бывают слепы, не прислушиваются к собственному сердцу, покидают свой дом, ища счастья вдалеке от своих родных и близких. Антуан де Сент-Экзюпери отнюдь не ради забавы написал свою сказку "Маленький принц". Анализ произведения, проведенный в этой статье, надеемся, убедил вас в этом. Писатель обращается ко всем нам, призывая внимательно всмотреться в тех, кто нас окружает. Ведь это и есть наши друзья. Их необходимо беречь, как считает Антуан де Сент-Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения на этом закончим. Предлагаем читателям поразмышлять самостоятельно над этой повестью и продолжить анализ собственными наблюдениями.