Семья и Дети

Мужчина с вилами и женой картина. Американская готика

Этому способствовали и витражи, заполнявшие огромные поверхности окон, их композиции воспроизводили апокрифические сказания, исторические события, религиозные и литературные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленных корпораций, крестьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового уклада жизни. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность. Огненные, цвета граната, густо-алые, красные, желтые, зеленые, ультрамариновые, голубые и темно-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма, настраивая человека на возвышенный лад.

Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности – дало краске наивысшую звучность чистого сияющего цвета. Порождая атмосферу окрашенной воздушной среды, играя на полу, колоннах, витраж воспринимался как источник света, который углублял перспективу. Неодинаковые, но довольно толстые стекла часто были с пузырьками и не совсем прозрачными – это усиливало художественный эффект, производимый витражом. Проникая сквозь неравномерную толщу стекол, свет дробился, играл. Лучшие подлинные готические витражи находятся в соборах Шартра («Богоматерь с младенцем»), Парижа, Буржа. Великолепна «темно-пурпуровая роза» Реймского собора, «мечущие молнии» «огненные колеса» Шартрского собора.

В середине 13 века в красочную гамму вводили сложные цвета, которые образовались путем дублирования стекол (Сент-Шапель, 1250). Контуры рисунка по стеклу наносились коричневой эмалевой краской, формы имели плоскостной характер. В готическую эпоху высокого расцвета достигло искусство миниатюры, искусство средневековой книги. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Даже в иллюстрации с многофигурными композициями религиозного содержания включались тонко наблюденные реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображение птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок, поэтическое очарование которых передавал французский миниатюрист Жан Пюссель. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13–14 веков принадлежало парижской школе. В Псалтыре святого Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Фигуры рыцарей и дам исполнены грации – их формы нанесены струящимися линиями, создающими иллюзию движения. Декоративная архитектура рисунка, густота и сочность красок превращают миниатюры в украшение страницы.

Беспокойный угловатый ритм, заостренные формы, топкость извилистых линий, филигранность ажурного узора отличают стиль готической книги. В 14–15 веках иллюстрировали и светские рукописи – научные трактаты, часословы, хроники, сборники любовных песен. В произведениях куртуазной литературы в миниатюре получил воплощение идеал рыцарской любви, воспроизводились сцены окружающей жизни (Рукопись Манес, около 1320). Усилилась повествовательность. В «Больших французских хрониках» (конец 14 века) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события – это настоящие иллюстрации литературного произведения. Вместе с тем книге придавалась декоративная нарядность с помощью причудливых форм рамок и изысканных виньеток. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.

Готическое искусство – важное звено в общем развитии культуры; произведения готики, одухотворенные и величавые, обладают неповторимым эстетическим обаянием. Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств. Реалистические завоевания готики, мастера которой часто воспроизводят образ своего современника в природной и предметной среде, подготовили переход к искусству эпохи Возрождения.

Художник: Грант Деволсон Вуд

Картина написана: 1930 г.
Биверборд, масло.
Размер: 74 × 62 см

История создания

Такие критики, как Гертруда Штайн и Кристофер Морли, считали, что картина представляет собой сатиру на сельскую жизнь маленьких американских городков. Однако во времена Великой депрессии отношение к картине изменилось. Она стала рассматриваться как изображение непоколебимого духа американских первопроходцев.

По числу копий, пародий и аллюзий в массовой культуре «Американская готика» стоит наряду с такими шедеврами как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и «Крик» Эдварда Мунка.

Грант Вуд «Американская готика»

Художник: Грант Деволсон Вуд
Название картины: «Американская готика»
Картина написана: 1930 г.
Биверборд, масло.
Размер: 74 × 62 см

«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI столетий.

Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо по середине картины, старомодная даже по меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера, повторяющие форму вил, а значит и угрозу, которая адресована всем, кто посягнет. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от неуюта.

История создания

В 1930 году в городе Элдон (англ. Eldon) штата Айова Грант Вуд заметил маленький белый домик в стиле плотницкой готики. Он захотел изобразить этот дом и людей, которые по его мнению могли бы в нём жить.

Сестра художника Нэн послужила моделью для дочери фермера, а моделью для самого фермера стал Байрон МакКиби (Byron McKeeby), зубной врач художника из города Сидар-Рэпидз (Cedar Rapids) в штате Айова. Вуд писал дом и людей по отдельности, сцены, как мы её видим на картине, никогда не было в действительности.

Вуд представил «Американскую готику» на конкурсе в Чикагском Институте Искусств. Судьи оценили её как «юмористическую валентинку», но хранитель музея убедил их выдать автору приз суммой в 300 долларов и убедил Институт Искусств приобрести картину, где она остаётся и по сей день. Вскоре картину напечатали в газетах Чикаго, Нью-Йорка, Бостона, Канзас-Сити и Индианаполиса. Однако после публикации в газете города Седар-Рэпидз последовала негативная реакция.

Жители Айовы были разгневаны на то, как художник изобразил их. Одна фермерша даже угрожала откусить Вуду ухо. Грант Вуд оправдывался, что он хотел сделать не карикатуру на жителей Айовы, а собирательный портрет американцев. Сестра Вуда, оскорблённая, что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой, начала утверждать, что «Американская готика» изображает отца с дочерью, однако этот момент сам Вуд никак не комментировал.

Эта картина в России мало кому известна, однако во всем мире ее принято считать классикой американского художественного искусства.

Автором картины является Грант Вуд. Художник родился и вырос в штате Айова, где потом преподавал живопись и рисование. Все его работы выполнены с невероятной точностью до мельчайших деталей. Но самая известная его картина «Американская готика» стала поистине национальной достопримечательностью.

История картины началась в 1930 году с того, что автор случайно увидел домик в неоготическом стиле в маленьком городке штате Айова. Позже он изобразил семью, которая по его мнению могла жить в этом доме. Примечательно, что изображенные герои никакого отношения ни к этому дому, ни к друг другу не имеют. Женщина — сестра художника. Мужчина — его дантист. Портреты с них Вуд писал отдельно.
Почему готика? Обратите внимание на чердачное окно. В те времена, среди сельских плотников было популярно вплетать разные готические мотивы при строительстве жилых домов.


Пожалуй, это самое растиражированное изображение, только ленивый не придумал пародию на эту картину. Однако, в свое время картина воспринималась иначе. После опубликования репродукции этой картины в одной из местных газет на редакцию посыпались гневные письма. Жителям Айовы не понравилось как их изобразил художник. Они обвинили его в насмешке над сельским населением. Несмотря на все нападки, популярность картины стремительно росла. А в годы Великой депрессии эта картина стала фактически выражением национального духа.

В Чикаго поставили памятник картине. Предприимчивые авторы скульптур выпустили героев в большой город, прихватив с собой чемодан.

Картина сделала популярным маленький городок Алдан в штате Айова с населением почти 1000 человек. Дом и сейчас стоит на том же месте, привлекая туристов со всего света.

Пародии на картину «Американская готика».

Сюжет

Где-то на просторах Айовы затерялся дом, архитектура которого — классический пример плотницкой готики. В конце XIX века этот стиль сформировал «лицо» Среднего Запада. Желая как-то украсить свои простецкие дома, провинциальные мастера украшали их элементами в неоготическом викторианском настроении.

На фоне дома изображены мужчина и женщина. По одной версии, это супружеская пара, по другой — дочь с отцом. На второй особенно настаивала сестра художника Нэн. Она согласилась позировать, приложила усилия, чтобы подготовить нужный костюм, а Вуд в итоге выписал ее так, что она выглядела значительно старше своего возраста. Чтобы «скостить» несколько лет, Нэн во всех интервью утверждала, что женщина на полотне — именно дочь, а не жена.

Источник фото: wikipedia.org

Для мужчины позировал дантист Байрон МакКиби. Лицо 62-летнего мужчины, по мнению Вуда, все словно бы состояло из длинных прямых линий. Добродушный МакКиби согласился стать моделью, попросив лишь сделать так, чтобы знакомые его не узнали. Но, увы, вышло все совершенно наоборот.

Многое в облике персонажей Вуд воспроизвел по детским воспоминаниям о родителях: у его отца были круглые очки; нашивка на переднике взята со старой одежды матери; брошь была куплена Вудом в Европе для матери; шпиль церкви как напоминание о том, что родители — примерные пресвитерианцы — познакомились в церкви.

Интересно, что в реальной жизни обе модели были жизнелюбивы, активны, да и моложе. Но для истории они остались в тех образах, которые для них придумал Вуд. И все же художник дал слабину. В одном из своих писем он указал: «Я позволил одной пряди выбиться, чтобы показать, несмотря ни на что, человечность персонажа».


«Оценка» (1931). Источник фото: wikipedia.org

Композицию и технику Вуд позаимствовал у мастеров Северного Возрождения, чьи работы он, очевидно, видел во время своей поездки по Европе. При этом пуританская сдержанность отвечает популярной в 1920-х «Новой вещественности».

Контекст

Впервые картина была выставлена в год создания — в 1930-м. Произошло это в Чикагском институте искусств, где полотно находится по сей день. В год дебюта художник получил за картину приз в размере 300 долларов. Новости о выставке растиражировали «Американскую готику», сделав ее узнаваемой в каждом уголке страны. Практически сразу же картина стала источником для карикатур и пародий.

Одни — например, Гертруда Стайн, одна из критиков, сразу оценивших полотно Вуда, — рассматривали картину как сатиру на зашоренность жителей одноэтажной Америки. Другие видели в ней аллегорию непоколебимого духа американцев, чей дух не был сломлен Великой депрессией. Вуд на вопросы о сути полотна отвечал: «Я не писал сатиру, я пытался изобразить этих людей, какими они были для меня в той жизни, которую я знал».


Туристы позируют на фоне дома, изображенного на картине. Источник фото: nytimes.com

Жителям Айовы «Американская готика» не понравилась. Ее советовали повесить в маслобойне, чтобы молоко скисало быстрее при таких кислых лицах. Кто-то грозился откусить художнику ухо.

Судьба художника

Сам Вуд был одним из таких же деревенских жителей из Айовы. Отец скончался, когда Гранту было 10 лет, поэтому мать довольно рано отдала его в подмастерья. Уже в детстве он освоил некоторые из техник, которыми зарабатывал позднее: работа по дереву, металлу, стеклу и т. п.


Автопортрет. Источник фото: wikipedia.org

Вуд признавался, что лучшие идеи приходили, когда он доил корову. По сути своей он был больше ремесленником, нежели артистом. После окончания Школы искусств Чикагского университета Вуд изготавливал ювелирные изделия из серебра, и даже длительная поездка по Европе не смогла кардинально изменить его творческий путь. Да, он посмотрел, как работали мастера Северного Возрождения, и многое перенял у них; да, он познакомился с современными ему веяниями и трендами в европейском искусстве. Но все же он оставался и намеренно укреплял провинциализм и реализм своего творчества. Вуд был одним из организаторов движения регионализма, популярного на Среднем Западе. Представители сообщества выбирали для творчества сцены из жизни простых американцев.

Массово пародировать и тиражировать Вуда начали после постепенного восстановления от Великой депрессии. «Американская готика» с ее строгостью, непоколебимостью и пуританством начала появляться в театре, кино и даже в порнографии.

Источники:
Encyclopedia Britannica
Art Institute Chicago
The New York Times
Steven Biel «American Gothic»

Фото для анонса на главной странице и лида: wikipedia.org

Средневековье – время крестовых походов, доминирования религии над светской жизнью, переломный период в развитии европейских стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, музыки, скульптуры.

Зарождение и развитие стиля

Периодом формирования стиля стало развитое Средневековье, XII века в странах Западной Европы, в XIII – XVI веках — в Центральной Европе. Грандиозность стиля граничит с устрашением, которое способны вызывать работы живописцев и архитекторов этого периода.

Готическая живопись отличается специфической композицией, обилием цветов и оттенков, динамичностью изображения, напряженностью сюжета. В рамках изучения творений живописцев стоит рассмотреть книжную миниатюру, как репрезентативное направлении в искусстве.

Родиной стиля является Франция, где в XII веке. Оттуда готика распространилась в Германию, Испанию, Англию, Австрию. В следующем столетии готические влияния стали заметны в Италии, где сформировалось местное самобытное ответвление стиля. В период раннего нового времени стиль оформился в интернациональный формат. Дольше всего влияния готики были заметны в странах Восточной Европы.
Готика в живописи в Средние века появилась в искусстве создавать витражи.

Имприматура в живописи

Особенности стиля на раннем этапе развития

Готика сменила романский стиль – сложно не заметить принципиальные различия этих направлений искусства. В искусстве готика ассоциируется с величием, грандиозностью, особой декоративностью.
Особенность готической живописи – наличие значительного разнообразия в региональном развитии стиля. Определить единую «формулу», по которой можно дать четкую характеристику направлению искусства, невозможно. В результате исследований многих искусствоведов, готическому стилю на всей территории распространения свойственны такие черты:

  • Особое построение композиции, иллюзия материальности изображения, созданная мастерами средневековья.
  • На полотне преимущественно соседствуют различные группы лиц – их взаимодействие декоративно, лишено естественности.
  • Готика не полностью отошла от романского влияния передавать через личность изображенного человека определенный скрытый символический смысл.
  • Изображения на картинах не выглядят целостными, композиция расчлененная, каждый элемент необходимо рассматривать отдельно.
  • Картины передают реальность через метафоры.
  • Экспрессия, передаваемая через оттенки и динамику сюжета.
  • Схематичность отображения действия.
  • Религиозность, доминирование библейских и мистических сюжетов.

Минимализм как стиль в живописи

Наиболее ярким жанром считается портрет.

Развитие искусства книжной миниатюры

Оформление книг в Средние века трудно не узнать. Книжная миниатюра достигла высокого уровня развития, отображая религиозные, светские сюжеты при помощи ярких красок в узнаваемом, готическом стиле:


Миниатюра зародилась во Франции в XIII веке, наиболее известным творцом был Жан Пюссель. Благодаря развитию миниатюры в искусстве, сформировалась узнаваемая парижская школа миниатюры.

В период развитого Средневековья стало принято украшать миниатюрами не только художественные и религиозные книги, но и научные трактаты, хроники. Узоры стали более филигранные, ажурные, угловатые. Миниатюра стала более осмысленной, точнее передавала суть события, которое отображено художником.
Примером наиболее удачной передачи суть явлений и событий при помощи миниатюры является «Большая французская хроника».

Импрессионизм как стиль в живописи

Интернациональная готика

На последних этапах развития стиля в период развитого средневековья появилось интернациональное направление. Родина – Богемия, Северная Италия, Бургундия. Именно с этим направлением связывают искусство периода «заката Средних веков» или «осени Средневековья».

Отличительными чертами являлась декоративность, пышность, обилие насыщенных красок. Это наиболее вычурная готика, характеризующаяся экзальтированностью, утонченностью, особой экспрессией.

Термин «интернациональная готика» предложили только в конце XIX века искусствоведы Юлиус Шлоссер и Луи Куражо. А использовать его для обозначения поздней готики начали только во второй половине XX века. До этого времени направление называли «поздней готикой», «придворной готикой», «особенной готикой», если речь идет о живописи Германии, «мягкий стиль», «космополитическое искусство». С XX века «поздней» начали называть полотна, созданные до 1430 года, остальные перешли в разряд «интернациональной».

Живопись эпохи северного возрождения

Узнать картины в этом направлении просто:


Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Готическое искусство этого типа имела свои особенности в каждой стране, что должно бы позволять искусствоведам без труда понять, к какой стране принадлежит конкретное полотно. Но это не так. По причине активного культурного обмена и сети династических браков, из-за которых культурные особенности растекались по всему континенту, очень трудно точно установить, из какой страны был художник или где была написана картина, если отсутствует подпись автора.

Еще одна причина сложностей идентификации – работа художников на заказ. По этой причине француз мог писать полотна для итальянского, испанского двора, его работы могли быть подарены, а из-за этого образовывалась еще большая культурная путаница.

Супрематизм как стиль в живописи

Тематикой ранних произведений в готическом стиле была религия, библейские сюжеты. Интернациональное направление отходит от этой готической догмы. Период развитого Средневековья характеризуется появлением работ на светскую тематику – их заказывают представители дворянства для декорирования интерьера.

Не смотря на появление светской тематики, базовыми остаются алтарные сюжеты и религиозные образы. Интернациональная готическая живопись схожа с иконописью – особенно, наличием золотого фона, прописями золотом.

Для оформления картин использовали вычурные рамы, иногда полотно составляло несколько створок. В качестве полотен для картин использовали деревянные дощечки.

Известные мастера готики

Дуччо из Сиены

Создатель алтаря «Маэста» в Сиенском соборе с изящными панелями, украшенными изображениями на религиозную тематику. В его манере творчества отслеживаются византийские влияния.

Джотто

Мастер создания настенных росписей. Наиболее яркая работа – роспись в церкви Капелла-дель-Арена. Стиль Джотто практически не имеет влияний – это чистая готика, наполненная динамикой.

Симоне Мартини

Один из наиболее ярких творцов Флоренции. Работа «Путь на Голгофу» отличается яркостью красок, наполненностью динамикой.

Стиль живописи рококо

Траини

Создатель известной фрески на крытом кладбище рядом с Пизанским собором.

Микелино да Безоццо

Известный живописец и создатель миниатюр в стиле интернациональной готики.