Здоровье

Любовь в классической литературе примеры. Тема любви в произведениях русских поэтов и писателей

Любовь считается самым прекрасным чувством, которое испытывают люди. Что же представляет собой это светлое слово, и почему мы так часто встречаем его в различных литературных произведениях? За что любовь так восхваляется поэтами и писателями?

Я думаю, что человек не может чувствовать себя счастливым без любви. На протяжении жизни мы испытываем это чувство по отношению к родителям, друзьям, потом к своим детям – мы всех любим по-разному, но обозначаем это одним словом. Как бы то ни было, любовь не может существовать без понимания, уважения, готовности прийти на помощь в трудную минуту, защитить и сделать все ради любимого человека.

Любовь – это подвиг, жертва, своеобразная вершина душевного развития человека. Одну из граней этого чувства – любовь между мужчиной и женщиной – мы наблюдаем в творениях многих писателей и поэтов, художников и композиторов, в театральных постановках и в кинороманах. Любовь представляет собой вечный неисчерпаемый источник вдохновения. Ярким примером такой безграничной любви является известная всем история Ромео и Джульетты. Герои произведения силой чувства преодолели и ненависть, и вражду, и даже смерть.

В произведениях русской литературы также встречается множество произведений, содержащих авторский гимн вечной любви. В качестве примера можно рассмотреть небезызвестный пафос стихотворения А. С. Пушкина “Я вас любил…”, в котором мы видим светлую печаль о вечной любви и проникновенную невозможность счастья с возлюбленной. Герой стихотворения благороден и бескорыстен, он верит в то, что любовь еще не угасла, но в то же время отрекается от счастья только ради благополучия любимой женщины.

В знаменитом романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” главная героиня ради любви продает свою душу дьяволу, который в результате помогает ей отомстить обидчикам любимого. Ранее Маргарита отказалась от всего ради счастливой в ее понимании жизни с Мастером.

Любовь невозможно расшифровать, у нее нет точного определения. Любовь является, пожалуй, самой сложной, таинственной и парадоксальной реальностью, с которой хотя бы один раз в жизни сталкивается каждый человек. Это чувство нельзя просчитать или вычислить, оно не поддается никаким расчетам. Любовь просто есть в нашей жизни и без нее невозможна сама жизнь.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла, и мгновенно поразила нас сразу обоих. Любовь – высокое, чистое, прекрасное...
  2. Богат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви. Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта...
  3. В. Маяковский – поэт-бунтарь, горлан и агитатор. Но одновременно это человек с чуткой и ранимой ду­шой, способный на самые светлые...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Любовная лирика М.Ю. Лермонтова

1.2 «Испытание любовью» на примере произведения И.А. Гончарова «Обломов»

1.3 История первой любви в повести И.С. Тургенева «Ася»

1.4 Философия любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Заключение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ведь любовь - это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь не стареет. Люди не всегда сознают истинную мощь любви, ибо, если бы они сознавали ее, они бы воздвигали ей величайшие храмы и алтари и приносили величайшие жертвы, а меж тем ничего подобного не делается, хотя Любовь этого заслуживает. И поэтому поэты, писатели всегда старались показать истинное ее место в человеческой жизни, отношениях между людьми, находя свои, присущие именно им приемы, и, выражая в своих произведениях, как правило, личные взгляды на это явление человеческого бытия. Ведь Эрот - самый человеколюбивый бог, он помогает людям и врачует недуги, как физические, так и нравственные, исцеление от которых было бы для рода человеческого величайшим счастьем.

Существует представление о том, что ранняя русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы. У нас нет ничего подобного любви трубадуров, любви Тристана и Изольды, Данте и Беатриче, Ромео и Джульетты... На мой взгляд, это неверно, вспомнить хотя бы «Слово о полку Игореве» - первом памятнике русской литературы, где наряду с темой патриотизма и защиты Родины ясно просматривается тема любви Ярославны. Причины более позднего «взрыва» любовной темы в русской литературе надо искать не в недостатках русской литературы, а в нашей истории, менталитете, в том особом пути развития России, который выпал ей, как государству наполовину европейскому, наполовину азиатскому, находящемуся на границе двух миров - Азии и Европы.

Возможно, в России действительно не было таких богатых традиций в развитии любовного романа, какие были в Западной Европе. Между тем, русская литература XIX века дала глубокое освещение феномена любви. В произведениях таких писателей, как Лермонтов и Гончаров, Тургенев и Бунин, Есенин и Булгаков и многих других сложились черты Русского Эроса, русского отношения к вечной и возвышенной теме - любви. Любовь - это полное изживание эгоизма, «перестановка центра нашей жизни», «перенос нашего интереса из себя в другое». В этом заключается огромная нравственная сила любви, упраздняющая эгоизм, и возрождающая личность в новом, нравственном качестве. В любви возрождается образ божий, то идеальное начало, которое связано с образом вечной Женственности. Воплощение в индивидуальной жизни этого начала создает те проблески неизмеримого блаженства, то «веяние нездешней радости», которое знакомо каждому человеку, испытавшему когда - либо любовь. В любви человек находит самого себя, свою личность. В ней возрождается единая, истинная индивидуальность.

С вулканической энергией тема любви врывается в русскую литературу конца XIX - начала XX века. О любви пишут поэты и писатели, философы, журналисты, критики.

За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за несколько веков. Причем литература эта отличается интенсивными поисками и оригинальностью мышления.

Невозможно в рамках реферата осветить всю сокровищницу русской любовной литературы, как и невозможно отдать предпочтение Пушкину или Лермонтову, Толстому или Тургеневу, поэтому выбор писателей и поэтов в моем реферате, на примере творчества которых я хочу попытаться раскрыть выбранную тему, носит скорее личный характер. Каждый из выбранных мною художников слова видел проблему любви по - своему, и разнообразие их взглядов позволяет максимально объективно раскрыть выбранную тему.

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 .1 Любовная лирика М.Ю. Лермонтова

«…Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! - любить

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил.»

Эти строки из стихотворения «1831 - июня 11 дня», словно эпиграф к лирике «сильнейших страстей» и глубоких страданий. И, хотя Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником Пушкина, это вечная тема-тема любви зазвучала у него совершенно по-иному. «Пушкин - дневное, Лермонтов-ночное светило нашей поэзии», - писал Мережковский. Если для Пушкина любовь - источник счастья, то для Лермонтова она неразлучна с печалью. У Михаила Юрьевича мотивы одиночества, противостояния героя - бунтаря « бесчувственной толпе» пронизывают и стихи о любви, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично.

Лишь изредка в стихах юного поэта мечта о любви сливалась с мечтой о счастье:

« Меня бы примирила ты

С людьми и буйными страстями »-

писал он, обращаясь к Н.Ф.И. - Наталье Федоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен. Но это лишь один, не повторившийся момент. Весь же цикл посвященных Ивановой стихов - это история неразделенного и оскорбленного чувства:

« Я недостоин, может быть,

Твоей любви; не мне судить,

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты,

И я скажу, что ты

Несправедливо поступила. »

Перед нами словно страницы дневника, где запечатлены все оттенки пережитого: от вспыхивающей безумной надежды до горького разочарования:

« И стих безумный, стих прощальный

В альбом твой бросил для тебя,

Как след единственный, печальный,

Который здесь оставлю я. »

Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь усиливает в нем сознание своей избранности, предназначенности для иной, высшей свободы и иного счастья - счастья творить. Завершающее цикл стихотворение - одно из самых прекрасных у Лермонтова - это не только расставание с женщиной, это и освобождение от унижающей и порабощающей страсти:

« Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам...»

Существует контраст между высоким чувством героя и «коварной изменой» героини в самом строе стиха, насыщенном антитезами, столь характерными для романтической поэзии:

« И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней...»

Этот типично романтический прием определяет стиль не только одного стихотворения, построенного на контрастах и противопоставлениях, но и всей лирики поэта в целом. И рядом с образом «изменившегося ангела» под его пером возникает другой женский образ, возвышенный и идеальный:

« Улыбку я твою видал,

Она мне сердце восхищала...»

Эти стихи посвящены Варваре Лопухиной, любовь к которой не угасала у поэта до конца дней. Пленительный облик этой нежной, одухотворенной женщины предстает перед нами в живописи и в поэзии Михаила Юрьевича:

«... все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья.

Так полны чудной простоты. »

И в стихах, посвященных Варваре Александровне, звучит этот же мотив разлуки, роковой неосуществимости счастья:

« Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоем! »

Отчего же так трагична судьба любящих? Известно, что Лопухина ответила на чувство Лермонтова, между ними не было непреодолимых преград. Разгадка, наверное, кроется в том, что лермонтовский «роман в стихах» не был зеркальным отражением его жизни. Поэт писал о трагической невозможности счастья в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света». Перед нами опять возникает романтический контраст между высоким идеалом и низкой действительностью, в которой он осуществиться не может. Поэтому, Лермонтова так притягивают ситуации, таящие в себе нечто роковое. Это может быть чувство, восставшее против власти «светских цепей»:

« Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.»

Это может быть гибельная страсть, изображенная в таких стихотворениях, как «Дары Терека», «Морская царевна».

Вдумываясь в эти стихи, невозможно не вспомнить знаменитый «Парус»:

« Увы! он счастия не ищет...»

Этой строке вторят другие:

«Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан? »

Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности, от покоя, за которым для него сон души, угасание и самого поэтического дара.

Нет, в поэтическом мире Лермонтова не найти счастливой любви в обычном ее понимании. Душевное родство возникает здесь вне «чего б то ни было земного», даже вне обычных законов времени и пространства.

Вспомним поразительное стихотворение «Сон». Его даже нельзя отнести к любовной лирике, но именно оно помогает понять, что есть любовь для лермонтовского героя. Для него это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Такова любовь в том мире, что зовется поэзией Михаила Юрьевича Лермонтова.

Анализируя творчество М.Ю. Лермонтова, можно сделать вывод о том, что его любовь - это вечная неудовлетворенность, стремление к чему - то возвышенному, неземному. Встретив в жизни любовь, причем взаимную, поэт не удовлетворяется ею, пытаясь возвести вспыхнувшее чувство в мир высших духовных страданий и переживаний. Он хочет получить от любви то, что заведомо недостижимо, и в результате это приносит ему вечное страдание, сладкую муку. Эти возвышенные чувства дают поэту силы и вдохновляют его на новые творческие взлеты М.Ю. Лермонтов «Стихотворения, поэмы», «Художественная литература», М. 1972 г.- С.24 .

1 .2 «Испытание любовью» на примере произведения И.А. Гончарова «Обломов»

Важное место в романе «Обломов» занимает тема любви. Любовь по мысли Гончарова, - одна из «главных сил» прогресса, миром движет любовь.

Основная сюжетная линия в романе - взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идет путем, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценности человека через его интимные чувства, его страсти. Не отступает писатель и от наиболее тогда популярного разрешения подобной ситуации. Гончаров показывает, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность.

Духовному миру Ольги Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли. Невозможность для Обломова понять и принять эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В тексте романа есть совпадение, которое оказывается прямо-таки символическим. На той же странице, где впервые произносится имя Ольги Ильинской, впервые же появляется и слово «обломовщина». Впрочем, в этом совпадении не сразу можно увидеть особый смысл. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью, взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов пройдет успешно, говоря словами Чернышевского, «гамлетовское воспитание» и возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в натуре Обломова свойства непосредственности, которая в свою очередь, вылилась в сильный душевный порыв, в страсть, бросившие его навстречу прекрасной девушке, и два человека « не лгали ни перед собой, ни друг другу: они выдавали то, что говорило сердце, а голос его проходил через воображение».

Вместе с чувством любви к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Герой преображается настолько, что Ольга, все более увлекаясь Ильей Ильичем, начинает верить в его окончательное духовное возрождение, а затем и в возможность их совместной, счастливой жизни.

Гончаров пишет, что его любимая героиня «шла простым природным путем жизни... не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли... Ни жеманства, ни кокетства, никакой мишуры, ни умысла!» Эта молодая и чистая девушка полна благородных помыслов в отношении к Обломову: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил... Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного. А спасти нравственно погибающий ум, душу?» И как много своих душевных сил и чувств отдала Ольга, чтобы достичь этой высокой моральной цели. Но, даже любовь здесь оказалась бессильной.

Илье Ильичу далеко до естественности Ольги, свободной от многих житейских соображений, посторонних и по существу враждебных любовному чувству. Скоро оказалось, что чувство любви Обломова к Ольге было кратковременной вспышкой. Иллюзии на этот счет быстро рассеиваются у Обломова. Необходимость принимать решения, женитьба - все это так пугает нашего героя, что он торопится убедить Ольгу: «... вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали». Разрыв между Ольгой и Обломовым естественен: слишком несхожи их натуры. Последний разговор Ольги с Обломовым обнаруживает всю огромную разницу между ними. «Я узнала, - говорит Ольга, - недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова. Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого».

Счастье оказалось кратковременным. Дороже романтических свиданий оказалась для Обломова жажда безмятежного, сонного состояния. «Спит безмятежно человек» - вот каким видится Илье Ильичу идеал существования».

Тихое угасание эмоций, интересов, стремлений да и самой жизни, вот все, что осталось Обломову после яркой вспышки чувств. Даже любовь не смогла вывести его из состояния спячки, изменить его жизнь. Но все - таки, это чувство смогло, пусть на короткое время, пробудить сознание Обломова, заставило его «ожить» и почувствовать интерес к жизни, но, увы, только на короткое время! По мнению Гончарова любовь - это красивое, яркое чувство, но одной любви оказалось недостаточно, чтобы изменить жизнь такого человека, как Обломов И.А. Гончаров «Обломов», «Просвещение», М.1984 г. - С. 34 .

1 .3 История первой любви в повести И.С. Тургенева «Ася»

Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» - произведение о любви, которая по мнению писателя «сильнее смерти и страха смерти» и которой «держится и движется жизнь». Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь, на молитву, на трудный подвиг». Образ Аси очень поэтичен. Именно романтическая неудовлетворенность образа Аси, печать таинственности, лежащая на ее характере и поведении, придают ей притягательность и очарование.

Некрасов после прочтения этой повести написал Тургеневу: «...она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она - чистое золото жизни. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте».

«Ася» могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончилась для Аси печально.

Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Автор показывает, как зарождалась прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновенье.

Ася сомневается, что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Она стремиться подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше человека, которого и видела-то всего несколько раз. А ведь господин Н.Н. представился девушке необыкновенным человеком в той романтической обстановке в которой они встречались. Это человек не активного действия, а созерцатель. Конечно он не герой, но сумел тронуть сердце Аси. С удовольствием этот веселый, беззаботный человек начинает догадываться, что Ася его любит. « Я о завтрашнем дне не думал; мне было хорошо.» «Любовь ее меня и радовала и смущала... Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня...» И он приходит к заключению: «Жениться на семнадцатилетней девушке, с ее нравом как это можно!» Верящий в то, что будущее бесконечно он не собирается решать судьбу сейчас. Он отталкивает Асю, которая по его мнению, обогнала естественный ход событий, скорее всего не приведший бы к счастливому концу. Лишь спустя много лет герой понял, какое значение имела в его жизни встреча с Асей.

Причину несостоявшегося счастья Тургенев обьясняет безволием дворянина, который в решительный момент пасует в любви. Отодвигать решение на неопределенное будущее - признак душевной слабости. Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих каждую минуту своей жизни И.С. Тургенев «Повести и рассказы», «Художественная литература», Ленинград, 1986 г. - С.35 .

1 .4 Философия любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргар и та»

Особое место в русской литературе занимает роман М. Булгакова « Мастер и Маргарита», который можно назвать книгой его жизни фантастико - философский, историческо-аллегорический роман « Мастер и Маргарита» дает большие возможности понимания воззрений и поисков автора.

Одна из главных линий романа связана с «вечной любовью» Мастера и Маргариты, «по Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!». Так вспоминал Мастер о своей любимой.

Должно быть, в их глазах горел какой то непонятный огонек, иначе никак не объяснишь любовь, которая «выскочила» перед ними, « как из - под земли выскакивает убийца в переулке», и поразила сразу их обоих.

Можно было ожидать, что уж, коль вспыхнула такая любовь, быть ей страстной, бурной, выжигающей оба сердца дотла, а у нее оказался мирный домашний характер. Маргарита приходила в подвальную квартирку Мастера, « надевала фартук...зажигала керосинку и готовила завтрак...когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотне вода...влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель...В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы...».

Вот так бережно, целомудренно, умиротворенно и ведется рассказ об этой любви. Не погасили ее ни безрадостные черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжкая болезнь Мастера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. Маргарита не могла расстаться с ним ни на минуту, даже когда его не было и приходилось думать, уже не будет вообще. Она могла только мысленно умалять его, чтобы он отпустил ее на свободу, «дал дышать воздухом, ушел бы из памяти».

Любовь Мастера и Маргариты будет вечной только из-за того, что один из них будет бороться за чувства обоих. Пожертвует собой ради любви Маргарита. Мастер устанет и испугается такого мощного чувства, что в итоге приведет его в сумасшедший дом. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на него повлияла и неудача написанного романа, но отказаться от любви?! Есть ли что-то, что может заставить отказаться от любви? Увы, да, и это - трусость. Мастер бежит от всего мира и от самого себя.

Но Маргарита спасает их любовь. Ее ничего не останавливает. Ради любви она готова пройти через многие испытания. Нужно стать ведьмой? Почему бы и нет, если это поможет найти возлюбленного.

Читаешь посвященные Маргарите страницы, и приходит соблазн назвать их поэмой Булгакова во славу своей собственной возлюбленной, Елены Сергеевны, с которой он готов был совершать, как написал о том на подаренном ей экземпляре сборника «Дьяволиада», и действительно совершил «свой последний полет». Наверно, отчасти так оно и есть - поэма. Во всех приключениях Маргариты - и во время полета, и в гостях у Воланда - ее сопровождает любящий взгляд автора, в котором и нежная ласка и гордость за нее - за истинно королевское ее достоинство, великодушие, такт, - и благодарность за Мастера, которого она силою своей любви спасла от безумия и возвратила из небытия.

Разумеется, этим ее роль не ограничивается. И любовь, и вся история Мастера и Маргариты - это главная линия романа. К ней сходятся все события и явления, которыми заполнены действия, - и быт, и политика, и культура, и философия. Все отражается в светлых водах этого ручья любви.

Счастливой развязки в романе Булгаков придумывать не стал. И лишь для Мастера и Маргариты автор приберег по - своему счастливый финал: их ожидает вечный покой.

Булгаков видит в любви силу, ради которой человек может преодолеть любые преграды и трудности, а так же достичь вечного покоя и счастья В.Г. Боборыкин «Михаил Булгаков», Просвещение, М. 1991 г. - С. 24 .

Заключение

Подводя итог, хочется сказать, что русская литература XIX - XX веков постоянно обращалась к теме любви, пытаясь понять ее философский и нравственный смысл. В этой традиции эрос понимался широко и многозначно, прежде всего, как путь к творчеству, к поискам духовности, к нравственному совершенствованию и моральной отзывчивости. Концепция эроса предполагает единство философии и понятия любви, и поэтому она так тесно связана с миром литературных образов.

На примере произведений литературы XIX - XX веков рассмотренных в реферате, я попыталась раскрыть тему философии любви, используя взгляд на нее разных поэтов и писателей.

Так, в лирике М.Ю. Лермонтова герои переживают возвышенное чувство любви, которое переносит их в мир неземных страстей. Такая любовь выявляет в людях все самое лучшее, делает их благороднее и чище, возвышает и вдохновляет на создание прекрасного.

В романе И.А. Гончарова «Обломов» автор показывает, что любовь является нравственным испытанием для главных героев. И результат такого испытания - состояние печали, трагичности. Автор показывает, что даже такое прекрасное, возвышенное чувство любви не смогло до конца пробудить сознание «морально» погибающего человека.

В повести «Ася» И.С. Тургенев развивает тему трагического значения любви. Автор показывает, как важно не пройти мимо своего счастья. Причину несостоявшегося счастья героев Тургенев объясняет безволием дворянина, который в решительный момент пасует в любви, и это говорит о душевной слабости героя.

В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков показывает, что человек любящий способен на жертву, на смерть ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он остается счастливым.

Времена настали другие, но проблемы остались те же: «в чем смысл жизни», «что есть добро и что такое зло», «что такое любовь и в чем ее смысл». Я думаю, что тема любви будет звучать всегда. Я согласна с мнением выбранных мною писателей и поэтов о том, что любовь бывает разная, счастливая и несчастная. Но это чувство глубокое, бесконечно нежное. Любовь делает человека благороднее, чище, лучше, мягче и милосерднее. Она выявляет в каждом все самое хорошее, делает жизнь прекрасней.

«…Где нет любви, там нет души. »

Хотелось бы закончить свою работу словами

З.Н. Гиппиус: «Любовь - одна, настоящая любовь несет в себе бессмертие, вечное начало; любовь - это сама жизнь; можно увлечься, изменить, вновь влюбиться, но истинная любовь всегда одна!"

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А.А. Ивин «Философия любви», «Политиздат», М. 1990 г.

Н.М. Велкова «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М.1991 г.

М.Ю. Лермонтов «Стихотворения, поэмы», «Художественная литература», М. 1972 г.

И.С. Тургенев «Повести и рассказы», «Художественная литература», Ленинград, 1986 г.

И.А. Гончаров «Обломов», «Просвещение», М.1984 г.

И.Е. Каплан, Н.Т. Пинаев, Хрестоматия историко-литературных материалов да 10-й класс, «Просвещение», М. 1993 г.

В.Г. Боборыкин «Михаил Булгаков», Просвещение, М. 1991 г.

Подобные документы

    Тема любви в мировой литературе. Куприн-певц возвышенной любви. Тема любви в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет". Многоликость романа "Мастер и Маргарита". Тема любви в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Две картины смерти влюбленных.

    реферат , добавлен 08.09.2008

    Тема любви - центральная тема в творчестве С.А. Есенина. Отзывы о Есенине писателей, критиков, современников. Ранняя лирика поэта, юношеская влюбленность, истории любви к женщинам. Значение любовной лирики для формирования чувства любви в наше время.

    реферат , добавлен 03.07.2009

    История создания романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"; идейный замысел, жанр, персонажи, сюжетно-композиционное своеобразие. Сатирическое изображение советской действительности. Тема возвышающей, трагической любви и творчества в несвободном обществе.

    дипломная работа , добавлен 26.03.2012

    Тема любви в произведениях зарубежных писателей на примере произведения французского писателя Жозефа Бедье "Роман о Тристане и Изольде". Особенности раскрытия темы любви в произведениях русских поэтов и писателей: идеалы А. Пушкина и М. Лермонтова.

    реферат , добавлен 06.09.2015

    Особенности любовной лирики в произведении "Ася", анализ сюжета. Действующие лица "Дворянского гнезда". Образ тургеневской девушки Лизы. Любовь в романе "Отцы и дети". Любовная история Павла Кирсанова. Евгений Базаров и Анна Одинцова: трагизм любви.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2012

    Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг. Жизнь и творчество А. Солженицына. Мотивы лирики М. Цветаевой, особенности прозы А. Платонова, основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита", тема любви в поэзии А.А. Блока и С.А. Есенина.

    книга , добавлен 06.05.2011

    Роль любовной лирики в творчестве К.М. Симонова. Цикл стихов "С тобой и без тебя" как лирический дневник в стихах. Женщина как символ вечной красоты. Тема любви на фоне военной тематики. Драматическая история отношений, пронесенная через тяжкие испытания.

    реферат , добавлен 27.03.2014

    Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Проблема взаимоотношения добра и зла и ее место в русской философии и литературе. Обличение истории Воланда и тема мистики в романе. Парадоксальный и противоречивый характер романа. Единство и борьба добра и зла.

    реферат , добавлен 29.09.2011

    Место темы любви в мировой и русской литературе, особенности понимания этого чувства разными авторами. Особенности изображения темы любви в произведениях Куприна, значение этой темы в его творчестве. Радостная и трагическая любовь в повести "Суламифь".

    реферат , добавлен 15.06.2011

    М.Ю. Лермонтов – сложное явление в истории литературной жизни России, особенности его творчества: поэтическая традиция, отражение пушкинской лирики. Любовная тема в стихотворениях поэта, роль идеала и памяти в понимании любви; стихотворения к Н.Ф.И.

Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла, и мгновенно поразила нас сразу обоих... М. Булгаков

Любовь - высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет.

Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга:

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте...

Впрочем, любовь бывает разной - страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной...

Вспомним героев романа Тургенева "Отцы и дети" - Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе.

А что же Одинцова?.. До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес. Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно. Такая любовь обречена.

Другой пример - герои произведения Булгакова "Мастер и Маргарита". Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, здесь жертвует собой ради любви Маргарита. Мастер испугался этого сильного чувства и в итоге оказался в сумасшедшем доме. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на героя повлияла и неудача, постигшая его роман. Мастер бежит от мира и прежде всего от самого себя.

Но Маргарита спасает их любовь, спасает от безумия Мастера. Ее чувство к герою преодолевает все препятствия, встающие на пути к счастью.

О любви писали и очень многие поэты.

Мне очень нравится, например, так называемый панаевский цикл стихотворений Некрасова, которые он посвятил Авдотье Яковлевне Панаевой, страстно любимой им женщине. Достаточно вспомнить такие стихотворения из этого цикла, как "Тяжелый крест достался ей на долю...", "Я не люблю иронии твоей...", чтобы сказать, сколь сильно было чувство поэта к этой красивейшей женщине.

А вот строки из прекрасного стихотворения о любви Федора Ивановича Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

И, конечно, нельзя здесь не сказать о любовной лирике Пушкина.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты...

Эти стихи Пушкин вручил Анне Петровне Керн 19 июля 1825 года в день ее отъезда из Тригорского, где она гостила у своей тетушки П. А. Осиповой и постоянно встречалась с поэтом.

Закончить свое сочинение я хочу опять же строками из еще одного стихотворения великого Пушкина:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

    Любовь... А что это такое? Мы так часто говорим "я люблю...", что уже многие не задумываются над смыслом этих слов. А ведь Роберт Рождественский прав. Жизнь каждого человека наполнена любовью, да и сама жизнь тоже начинается с любви. Каждого...

    Любовь - большое и прекрасное чувство. О нем написано множество книг. Но все равно оно остается для каждого неизвестным, неизведанным, каждый открывает его для себя по-своему. Тимко, например, открыл для себя красоту окружающего мира, увидел, какими...

    Современная литература 50--80-х годов очень быстро развивалась. Представителями этого времени были такие авторы, как Е. Евтушенко, Ю. Друнина, С. Орлов, Р. Рождественский, В. Высоцкий и другие. Всех авторов невозможно перечислить, так как их очень...

    С любимыми не расставайтесь... В. Кочетков Влюбленные часто пишут стихи. Наивные, неумелые, но - стихи. Наверное, сжатая и одновременно емкая стихотворная строка побуждает их к этому. Ведь именно в стихах легче выразить чувства. Как, впрочем,...

Тема любви всегда играла первостепенную роль в творчестве писателей и поэтов. Восхищаясь красотой и изяществом, своих муз, из-под перьев талантливых творцов выходили стихотворения, баллады и поэмы, рассказы и повести, целые романы.

Русская литература пропитана этим возвышенным чувством – любовью, порою трагической и печальной, но полной самозабвенной преданности и нежности.

Великие поэты и прозаики – Пушкин и Лермонтов, в большинстве своем говорили языком любви. Поэма А.С.Пушкина «Евгений Онегин» – полон любви неразделенной и погасшей – главные герои Евгений и Татьяна, чьи сердца так и не соединились, столкнулись с реалиями жестокого мира, непонятые друг другом, в конце концов, отвернулись от прошлого и постарались забыть.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» рассказывает о неземной любви, пылкой страсти демона к земной девушке, милой и нежной, невинной Тамаре. Но любовь эта невозможная и неестественная, была погублена самим демоном, жестоким и отверженным, который так и не смог отбросить зов своей природы и злые умыслы, мучавшие его душу.

Эти литературные творения кажутся мне весьма драматическими и угнетающими, и все-таки светлое чувство любви, в которое верят творцы поистине многолико.

Пусть мимолетны мгновения любви, но счастливы. Недолго существует идиллия, так как ей угрожают завистники, роковые обстоятельства. Любовь, по мнению писателей, тяжелый труд и талант, дарованный не каждому. Упустить птицу Любовь из рук легко, вернуть непросто.

Произведения Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Бунина («Темные Аллеи») также трагичны и оканчиваются победой жестокой реальности и крахом мечтаний и надежд.

Необычно и пронзительно правдиво стихотворение В. Маяковского «Лиличка!» – лирический герой полон безумной, одержимой и исступленной любви к женщине. Слова словно, выточенные из камня пронзают, пробивают броню, «режут» по сердцу.

Также по душе мне стихотворение А. Ахматовой «Сероглазый король», повествующей о боле и печали утраты тайного возлюбленного, любви всей жизни лирической героини.

Н. Гумилев в воем стихотворении «Она» рисуют возлюбленную женщину, простую и в то же время загадочную, непостижимую и яркую.

Поэзия и проза творит во имя любви, именно этого высоконравственного и глубокого чувства, и я уверена, что пока живо человечество, будет писаться и слагаться любовная лирика.

Введение. 3
1... Концепция любви в рассказах И.А. Бунина. 5
2. Философия любви в романе М.А. Булгакова “ Мастер и Маргарита” 8
Заключение. 10
Список использованной литературы.. 11

Введение В современном мире одной из самых актуальных тем является тема любви. Это прекрасное чувство воспевалось еще с древнейших времен, и к счастью, никогда не устареет. Любовь, какой бы она не была, одинаково волнует как взрослого, так и ребенка, многие готовы совершать подвиги ради любви, а некоторые даже не осознают всю красоту и силу этого чувства. Именно поэтому многие поэты и писатели стремились показать истинное место любви в человеческой жизни, человеческих отношениях, используя свои, присущие только им приемы, и, выражая в своих произведениях, свои взгляды на это прекрасное чувство. С вулканической энергией тема любви раскрывается в современной литературе: о ней пишут и поэты, и писатели, философы и журналисты, а также критики. За несколько последних десятилетий о любви пишется намного больше, чем за несколько веков. При этом литература отличается оригинальностью мышления и интенсивными поисками. Целью данной работы является раскрытие выбранной темы. Исходя из цели, можно выделить следующие задачу: выяснить на примере творчества двух писателей, какую роль все-таки занимает любовь в современной литературе. Конечно, невозможно в рамках одного реферата осветить всю сокровищницу русской любовной литературы, как и нельзя отдать предпочтение какому-либо автору, поэтому выбор поэтов и писателей в данном реферате, на примере творчества которых автор попытаться раскрыть выбранную тему, носит скорее личный характер. Каждый из выбранных автором писателей слова видел проблему любви по – своему, и разнообразие их взглядов позволяет максимально объективно раскрыть выбранную ими тему. В произведениях многих писателей сложились определенные особенности отношения к неувядающей никогда и возвышенной теме – любви. Любовь – это полное изменение нашей жизни, переключение организма в определенном направлении, более прекрасном, чем было раньше. В этом и заключается огромная нравственная сила любви, истребляющая эгоизм, и возрождающая человека в новом, нравственном качестве. В любви возрождается образ бога, то идеальное начало, которое связано с образом вечной красоты и женственности. Воплощение в индивидуальной жизни такого начала создает неизмеримое блаженство, то самое чувство радости, которое знакомо практически каждому человеку. В любви человек находит самого себя, свою личность. В ней отражается единая, истинная индивидуальность.

1. Концепция любви в рассказах И.А. Бунина И.А. Бунин всегда имел весьма своеобразный, отличный от большинства других писателей того времени взгляд на любовные отношения. Образ любви в его творчестве – это особое взаимодействие духа и плоти. Дух, по мнению Бунина, нельзя постичь, не познав плоти. Именно поэтому отстаивал в своих произведениях чистое отношение к телесному и плотскому. Любовь в его видении означало загадочное влечение двух полов друг к другу, чем и отличались его произведения от творчества других авторов. Одну из самых лучших книг рассказов о любви И. Бунина “Темные аллеи» не зря называют энциклопедией любовных драм, в ней писатель смог объединить и трагичность, и нежность, и красоту, связанные с прекрасным чувством любви. Герои “Темных аллей” не препятствуют природе, их поступки всегда противоречат общепринятой морали. Любовь всегда преступает норме, выходит за рамки обыденности. А аморальность для писателя является неким признаком подлинности любви, так как обыкновенная мораль оказывается привычной схемой, в которую не укладывается стихия современной жизни. При описании подробностей, связанных с риском и телом, когда автор становится беспристрастным, дабы не перейти тонкую грань, которая отделяет его искусство от порнографии, Бунин наоборот всегда много волнуется – до спазма в горле, до страстной дрожи, так как для него все, что связано с взаимоотношениями полов, овеяно тайнами и святостью. Как правило, за счастьем любви в “Темных аллеях” обязательно следует расставание или даже смерть. Герои упиваются близостью друг друга, но приводит она, к нашему сожалению, к разлуке, смерти или убийству. Счастье не всегда может быть вечным: Натали умирает в преждевременных родах, Галя Ганская отравилась, рассказе “Руся” влюбленных разлучает истеричная мать Руси. И. Бунин позволил каждому герою только насладиться прекрасным чувством, после чего лишает их возможности быть счастливыми даже жизни. Герой рассказа “Натали” полюбил сразу двоих, но семейного счастья не смог найти ни с одной. В рассказе “Генрих” очень много женских образов на любой вкус, но главный герой предпочел одиночество и свободу от “жен человеческих”. Любовь в рассказах Бунина никогда не заканчивается счастливым браком, он сам лишает своих героев личного счастья, потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере чувств. Любовь по привычке не может стать лучше, чем любовь внезапная, но искренняя. Герой рассказа “Темные аллеи” никак не может связать себя узами брака с крестьянкой Надеждой, но женившись на женщине своего круга, не обретает семейного счастья. Однако, несмотря на краткость, любовь все-таки остается вечной в памяти героя именно потому, что было мимолетной. Отличительной особенностью любви в понимании является сочетание не совсем сочетаемых вещей. Эта странная связь любви и смерти постоянно фигурирует у Бунина, именно поэтому название сборника “Темные аллеи” вовсе не означает “темные”, а просто запутанные и трагические лабиринты любви. Любовь, какой бы она не была является великим счастьем, даже если она завершается трагически. К такому выводу, пускай поздно, но приходят большинство бунинских героев, потерявших или разрушивших свою любовь. В этаком позднем раскаянии, запоздалом просветлении героев таится та самая особенность, которая позволяет нам говорить и о несовершенстве людей, которые не научились жить, осознавать и дорожить своими чувствами, и о несовершенстве самой жизни и тех обстоятельств, которые очень часто препятствуют истинным человеческим взаимоотношениям, а самое важное – о тех высоких эмоциях, которые оставляют неугасающий след духовной красоты и преданности.

2. Философия любви в романе М.А. Булгакова “ Мастер и Маргарита” Книгой жизни можно назвать фантастический, философский и исторический роман Булгакова «Мастер и Маргарита», который занимает особое место в русской литературе и дает читателям возможность понять мировоззрения и поиски автора. Один из главных принципов романа связана с “вечной любовью” Мастера и Маргариты. Возможно, в их глазах горел никому непонятный огонек, по другому никак не объяснишь ту любовь, которая “пробежала” перед ними и поразила обоих. Благодаря такой внезапной любви, мы могли ожидать пылкий, страстный, бурный роман, но все было тихо, мирно, по-домашнему. Маргарита каждый день посещала подвальную квартирку Мастера, “ надевала фартук...зажигала керосинку и готовила завтрак...когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотне вода...влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель...В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы...”. Вот как бережно и умиротворенно продвигались их отношения. Не погасили любовь ни несчастные дни, когда роман Мастера был оскорблен критиками и жизнь для влюбленных была приостановлена, ни тяжелая болезнь Мастера, ни его ничем не предвещаемое исчезновение на многие месяцы. Маргарита не могла расстаться с ним ни на секунду, она могла только мысленно просить его, чтобы он освободил ее от чувств. Чувства Мастера и Маргариты будут вечными только потому, что один из них будет бороться за чувства двоих. Маргарита пожертвует собой ради любви Маргарита, а Мастер, испугавшись такого сильного чувства, в итоге попадет в сумасшедший дом, в душе надеясь, что Маргарита забудет его навсегда. Но, разве что-либо может заставить отказаться от своих чувств? Можно сказать «нет». Но в романе именно трусость Мастера помогла ему бежать от любви, от всего мира и от самого себя. Но Маргарита еще раз доказывает, что ради любви она готова на любое испытание, даже стать ведьмой, чтобы найти возлюбленного. Когда читаешь посвященные Маргарите эпизоды, приходит соблазн назвать их поэмой Булгакова во славу своей собственной любви, с которой каждый из нас готов был совершить свой «последний полет». Наверно, отчасти так оно и есть. Во всех выходках Маргариты – и во время полета, и в гостях у Воланда – ее сопровождает любящий взгляд автора произведения, в котором и нежность, и ласка и гордость за нее – за настоящее королевское достоинство, благодарность за Мастера, которого она своей любовью спасла от безумия и возвратила в жизнь. Все события и явления отражаются в светлых водах этого ручья любви. Счастливой развязки в романе Булгаков придумывать не хотел. Только для Мастера и Маргариты писатель приберег отдельный счастливый финал: их ожидает вечный покой. Булгаков в своем произведении показал ту силу любви, ради которой любой человек сможет преодолеть любые преграды и трудности, а так же достичь счастья и покоя.

Заключение
Подводя итоги, хочется отметить, что литература на протяжении многих лет обращалась к теме любви, пытаясь объяснить ее нравственный и философский смысл. В этой традиции любовь понимается широко и многозначно, прежде всего, как путь к творчеству, к нравственному совершенствованию, а также моральной отзывчивости. Концепция любви предполагает единство философии и понятия любви, и потому она так тесно связана с миром литературных образов. На примере произведений литературы XIX – XX веков рассмотренных в реферате, автор попытался раскрыть тему любви, используя взгляд на нее разных писателей. Любовь в произведениях И.А. Бунина проявляется как прекрасное чувство, глубоко-нравственное, как великое счастье, даже если оно завершается трагически. В произведении “Мастер и Маргарита” М. Булгаков показывает, что каждый любящий человек способен на жертву ради счастья и спокойствия любимого человека. И при этом и он также остается счастливым. Времена меняются, но проблемы остаются такими же: “в чем смысл жизни”, “что есть добро и что такое зло”, “что такое любовь и в чем ее смысл”. Автор поддерживает точку зрения многих, что тема любви будет звучать вечно и согласен с мнением выбранных писателей и поэтов о том, что чувство любви бывает разное, глубокое и бесконечно нежное. Любовь делает человека благородным, мягким и милосердным. Она выявляет в каждом из нас все самое хорошее, делает нашу жизнь прекрасней.

Список использованной литературы 1. Агеносов В. В. "Трижды романтический мастер": Проза Михаила Булгакова // Агеносов В. В. и др. Литература народов России XIX–XX веков. М., 1995 – 45 с. . 2. А.А. Ивкин “Философия любви”, М. 2006 г. - 235 с. 3. Бабарынкин Ф.Г. “Михаил Булгаков”, Просвещение, М. 1991. г. – 150 с. 4. Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – 260 с. 5. Бунин И.А. Избранное, “Максла”, Рига, 1985 г – 210 с. 6. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Москва. 1966. № 11; 1967. № 1. (Первая публикация романа). 7. Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 2006. – 230 с. 8. Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения. Кемерово. - 2008 г. - 145 с. 9. Каплан И.Е., Н.Т. Пинаев. Хрестоматия историко-литературных материалов. , “Просвещение”, М. 1999 г. – 250 с. 10. Ларионов М.Ю. Художественная литература. М. 1999 г. – 140 с.

Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – с. 147.
Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – с. 182.
Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения. Кемерово. - 2008 г. - с. 34.
Каплан И.Е., Н.Т. Пинаев. Хрестоматия историко-литературных материалов. , “Просвещение”, М. 1999 г. – с. 115.