Государство

Описание ночей в повести белые ночи. Центральная Городская Детская Библиотека им

И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса

А. Пушкин "Медный всадник"

К огда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки, наступают знаменитые белые ночи. Наблюдается это явление на широтах, превышающих 60, когда центр Солнца в полночь опускается под горизонт не более чем на 7. Продолжаются белые ночи в Петербурге с 11 июня по 2 июля. Однако следует сказать, что хотя это удивительное природное явление наблюдается в обоих полушариях, как литературное явление оно стало феноменом только петербургской культуры. Белые ночи - визитная карточка Санкт-Петербурга. Летними белыми ночами поднимаются крылья петербургских мостов и по Неве проходят караваны судов. И тогда кажется, что весь город плывет в неведомое. Так, как сказал об этом Б. Окуджава.
Плывут дома, как корабли из дальних стран,
Спокойных дум не нарушая
Ночь белая, - сегодня ты - мой океан,
Мне по душе твоя душа большая.
Н а протяжении трех столетий по-разному раскрывался в литературе образ петербургских белых ночей. О дивных петербургских ночах писали поэты, прозаики, историки, философы и публицисты. Все они создавали свой образ - призрачный, манящий, прекрасный, иногда зловещий. Одно из ранних описаний летней белой ночи находим у Михаила Никитича Муравьева (отца известного декабриста) в статье "Богине Невы" (1794). В идиллии Н.И. Гнедича "Рыбаки" (1821) возникает целостное описание петербургской белой ночи. Создатель русского толкового словаря В.И. Даль, приводя большое количество слов с прилагательным белый, не ввел словосочетание белая ночь. Можно утверждать, что русская литература постепенно выходит к новому восприятию образа белая ночь, создавая разнообразные, художественно выразительные описания. Неслучайно, певец Петербурга Ф. Достоевский одну из своих сентиментальных повестей, пронизанную фантастическим светом и поэзией, назвал "Белые ночи", Н. Гоголь, продолжая художественное исследование этого явления, писал " …в белую ночь город кажется погруженным в "мечтательность" и "задумчивость"… великий французский писатель А. Дюма утверждал, что " любить в белую ночь, значить любить вдвойне", а знаменитый Казанова неожиданно для себя открыл, что "белые ночи есть целомудрие". В литературе образ "белых ночей" присутствует как полнокровный герой, как фон, как место действия.
А нтология имеет не только частный характер, но может заинтересовать библиотекаря, краеведа, педагога, учащегося. Предлагаемый сборник художественных текстов и библиографических списков авторов включает широкий круг имен литераторов. Читатель найдет здесь строки В . Кюхельбекера, А.Пушкина, Н.Агнивцева, А. Блока, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого - всего 44 автора.
С оставители не ставили своей целью оценивать или сравнивать описание белых ночей, собрав воедино разных авторов. Цель иная, дать прекрасную возможность не только "погрузиться" в культуру прошлого, но и связать её с ценностями сегодняшнего дня.
М атериал сгруппирован в алфавитном порядке имен авторов текстов и снабжен краткими биографическими сведениями.
Э то только часть из создаваемого электронного каталога "Белые ночи", которая станет полноправным компонентом информационных ресурсов библиотеки, дополняя и обогащая его полнотекстовыми базами данных.

Николай Агнивцев 1888 - 1932

Н иколай Агнивцев - поэт, драматург, детский писатель, получил известность среди студенческой молодежи и петербургской богемы благодаря своему музыкально-лирическому дарованию. В 1921 написал цикл стихов, посвященных Петербургу. Петербург для Агнивцева - сказочный город, "вознесенный словом над Невой". Он населен тенями некогда живших, ныне живущих и выдуманных людей.

Белой ночью

Белой ночью белый ландыш
Я воткну, грустя, в петлицу
И пойду за белой сказкой
В белый призрачный туман. . .

Посмотрите, посмотрите,
У Цепного моста кто-то
В старомодной пелерине
Неподвижно смотрить вдаль. . .

Господин в крылатке тихо
Про него шепнул другому:
- "Николай Васильич Гоголь -
Сочинитель "Мертвых душ". . .

У Сената, сдвинув брови,
Гнет сверкающую шпагу
Незнакомец в треуголке
С пистолетом при бедре. . .

Отчего так странно-бледен
Незнакомец в треуголке?
Отчего сжимает петля
Золоченый воротник?..

Чу! К нему, гремя оружьем,
С двух сторон подходят двое.
Подошли: "Полковник Пестель,
Нас прислал к вам Государь"!


Наклонившись над Невою,
Вспоминает о минувшем
Странный город Петербург!

Посмотрите, посмотрите,
Вот задумался о чем-то
Незнакомец в альмавиве,
Опершись на парапет...

С Петропавловской твердыни
Бьют петровские куранты,
Вызывая из могилы
Беспокойных мертвецов!

И тотчас же возле арки,
Там, где Зимняя Канавка,
Белый призрак Белой Дамы
Белым облаком сошел. . .

Зазвенели где-то шпоры,
И по мертвому граниту
К мертвой даме на свиданье
Мчится мертвый офицер! . .

- "Герман?!"-"Лиза?.." И, тотчас же,
Оторвавшись от гранита,
Незнакомец в альмавиве
Гордый профиль повернул.

- Александр Сергеич, вы ли,
Вы ли это?.. Тот, чье Имя
Я в своих стихах не смею
До конца произнести?!

Белой, мертвой странной ночью,
Наклонившись над Невою,
Вспоминает о минувшем
Странный город Петербург. . .

Странный город

Санкт-Петерург - гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!

Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!

Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя - в граните и в стихах!

И майской ночью в белом дыме,
И в завываньи зимних пург
Ты всех прекрасней - несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!

Вдали от тебя, Петербург

Ужель в скитаниях по миpy
Вас не пронзит ни разу, вдруг,
Молниеносною рапирой
Стальное слово "Петербург"?
Ужели Пушкин, Достоевский,
Дворцов застывший плац-парад,
Нева, Мильонная и Невский
Вам ничего не говорят?
А трон Российской Клеопатры
В своем саду, и супротив
Александринскаго театра
Непоколебленный массив?
Ужель неведомы вам даже
Фасад Казанских колоннад?
Кариатиды Эрмитажа?
Взлетевший Петр, и Летний Сад?
Ужели вы не проезжали
В немного странной вышине
На старомодном "империале"
По Петербургской стороне?
Ужель, из рюмок томно-узких
Цедя зеленый пипермент,
К ногам красавиц петербургских
Вы не бросали комплимент?
А непреклонно-раздраженный
Заводов выборгских гудок?
А белый ужин у "Донона?"
А "Доминикский" пирожок?
А разноцветные цыгане
На Черной речке, за мостом,
Когда в предутреннем тумане
Все кувыркается вверх дном;
Когда моторов вереница
Летит, дрожа, на Острова,
Когда так сладостно кружится
От редерера голова!..
Ужели вас рукою страстной
Не молодил на сотню лет,
На первомайской сходке красный
Бурлящий Университет?
Ужель мечтательная Шура
Не оставляла у окна
Вам краткий адрес для амура:
"В. О. 7 л. д. 20-а?"
Ужели вы не любовались
На сфинксов фивскую чету?
Ужели вы не целовались
На Поцелуевом мосту?
Ужели белой ночью в мае
Вы не бродили у Невы?
Я ничего не понимаю!
Мой Боже, как несчастны вы!...

Санкт-Петербургские триолеты
Скажите мне, что можеть быть
Прекрасней Невской перспективы,
Когда огней вечерних нить
Начнет размеренно чертить
В тумане красные извивы?!
Скажите мне, что можеть быть
Прекрасней Невской перспективы?..

Скажите мне, что может быть
Прекрасный майской белой ночи,
Когда начнет Былое вить
Седых веков седую нить
И возвратить столетья хочет?!
Скажите мне, что может быть
Прекрасный майской белой ночи?..

Скажите мне, что можеть быть
Прекрасней дамы Петербургской,
Когда она захочеть свить
Любви изысканную нить,
Рукой небрежною и узкой?!
Скажите мне, что можеть быть
Прекрасней дамы Петербургской?. ..

Иннокентий Анненский 1855-1909

И ннокентий Анненский поэт, драматург, критик, переводчик, непревзойденный мастер поэтических деталей. Его творчество, неразрывно связанное с Петербургом, по-прежнему производит неотразимое впечатление. Стихотворение "Петербург" было написано поэтом в 1903 году.

Петербург

Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты…
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.

Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.

Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.

А что было у нас на земле,
Чем вознесся орел наш двуглавый,
В темных лаврах гигант на скале, -
Завтра станет ребячьей забавой.

Уж на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешеный выдал,
Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.

Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Ни миражей, ни слез, ни улыбки…
Только камни из мерзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки.

Даже в мае, когда разлиты
Белой ночи над волнами тени,
Там не чары весенней мечты,
Там отрава бесплодных хотений.
1903

Молодой человек двадцати шести лет - мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие - прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся «чудно прекрасною».

Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решётки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» же никогда не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается в рассказ о «романах», которые провожатый создавал в мечтах, о влюблённостях в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте. Ее условие - «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому можно довериться, у кого попросить совета.

Во вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой. Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему «существа среднего рода» - «мечтатели», - чья «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного». Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди «волшебных призраков», в «восторженных грёзах», в воображаемых «приключениях». «Вы говорите, точно книгу читаете», - угадывает Настенька источник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнуться в «одиночестве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». После «фантастических ночей» на него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны». «Мечты выживаются», душа хочет «настоящей жизни». Настенька обещает Мечтателю, что теперь они будут вместе. А вот и ее исповедь. Она сирота. Живёт со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а два последних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наружности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера «Севильский цирюльник». Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «заплакала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без «порядочного места», а потому не мог сразу жениться. Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы, где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошёл. Уже три дня он в Петербурге. В условленном месте его нет... Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, что и делает на следующий день.

Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придёт, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихорадочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку. И все же Мечтателю достаёт самоотверженности утешать и обнадёживать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка сравнивает жениха с новым другом: «Зачем он - не вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». И продолжает мечтать: «зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле...» Благодарно принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу: «вы выздоравливаете», «вы полюбите...» «дай вам Бог счастия с нею!» Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.

И вот наконец четвёртая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной «бесчеловечно» и «жестоко». Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчику и заставить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость: она больше не любит обманщика и постарается его позабыть. «Варварский» поступок жильца оттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: «вы бы так не поступили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?» Мечтатель больше не вправе скрывать уже угаданную девушкой правду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать» ее своим «эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной? И действительно, в ответ раздаётся: «я не люблю его, потому что я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно...» Если Мечтатель подождёт, пока прежние чувства совсем улягутся, то благодарность и любовь девушки достанутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених. Вскрикнув, задрожав, Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже, казалось бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя. Он молча глядит вслед влюблённым.

Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощении за невольный обман и с благодарностью за его любовь, «вылечившую» ее «убитое сердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!» И все же Мечтатель должен остаться «вечно другом, братом...». Опять он один во вдруг «постаревшей» комнате. Но и через пятнадцать лет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: «да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»


































1 из 33

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Описание Изучить явление белых ночей; Собрать информацию, соответствующую выбранной теме, из различных источников;Исследовать, проанализировать информацию;Определить продолжительность белых ночей;Рассчитать положение Солнца над горизонтом и исследовать протяженность белых ночей в г.Череповце на 2010год.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Что такое белые ночи? Белые ночи - ночи, в течение которых естественная освещённость так и не становится слишком низкой, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. Вблизи полярных кругов (с внешней их стороны) это явление наблюдается вблизи солнцестояния (в северном полушарии - в июне, в южном - в декабре).

№ слайда 7

Описание слайда:

Где наблюдаются белые ночи Определение белых ночей зависит от определения сумерек. Если принять определение гражданских сумерек, то белые ночи могут наблюдаться на широте не ниже 60°, хотя о них говорят и в несколько низших широтах; впрочем, общепринятое определение отсутствует. В широтах выше полярного круга белые ночи наблюдаются в течение одной-трёх недель до наступления полярного дня и после его окончания. Там, где полярного дня нет, белые ночи наблюдаются вблизи солнцестояния, в течение тем большего количества ночей, чем широта местности выше, причём наивысшая освещённость ночи наблюдается в ночь солнцестояния.

№ слайда 8

Описание слайда:

Белые ночи в России Наиболее известным российским городом, где наблюдаются белые ночи, является Санкт-Петербург. Другие города (перечислены от самых тёмных и коротких к самым светлым и продолжительным белым ночам): Череповец, Вологда, Березники, Магадан, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Сургут, Сыктывкар, Петрозаводск, Якутск, Ухта, Архангельск, Северодвинск.Белые ночи также можно наблюдать в тех городах, где наблюдается и полярный день: Мурманск, Норильск, Воркута - 2-3 недели до наступления полярного дня и столько же после его окончания.

№ слайда 9

Описание слайда:

Белые ночи за территорией России На всей территории стран: Финляндия, Исландия, Гренландия, Антарктида.На большей части территории: Швеция, Норвегия, Канада.На меньшей части территории: Эстония (север), Великобритания (Оркнейские и Шетландские острова в Шотландии, а также Южные Оркнейские острова в Антарктике), США (почти вся Аляска, за исключением южных районов).

№ слайда 10

Описание слайда:

Белые ночи в Санкт-Петербурге Официально в Санкт-Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля; период очень светлых ночей длится с 25-26 мая до 16-17 июля. Белые ночи - своеобразный символ Санкт-Петербурга: к этому времени приурочиваются различные фестивали и народные гуляния. Образ «Белые ночи» широко используется в искусстве и литературе.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Белые ночи на полюсах На Северном и Южном полюсах белая ночь наблюдается непрерывно в течение примерно 15-16 дней до восхода Солнца и столько же после его захода. На Северном это примерно с 3 по 18 марта и с 26 сентября по 11 октября, на Южном - с 23 марта по 7 апреля и с 7 по 21 сентября.

№ слайда 15

Описание слайда:

Белые ночи в Череповце Таблица расчетов положения Солнца над горизонтом Череповец - крупнейший город Вологодской области, административный центр Череповецкого района, один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр своего субъекта федерации (Вологда) как по численности населения, так и по промышленному потенциалу. Население - 310 тыс. чел. (1.10.2009 год). Череповецкая агломерация (Череповецкий район и город Череповец) - 360 тыс. чел.Координаты: 59°08′00″ с. ш. 37°55′00″ в. д.

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

Вывод В таблице приведен расчет положения Солнца над горизонтом с 9 июня по 4 июля 2010 года. Солнце заходит за горизонт в 22:00 и восходит в 04:00. Солнце максимально опускается под горизонт до -7,77 градусов 9 июня в 00:00 часов и 4 июля в 01:00, что соответствует наступлению навигационных сумерек. Остальное время соответствует гражданским сумеркам, пока погружение Солнца под горизонт не превышает 6-7 градусов. Погружение Солнца за горизонт даже в полночь мало, что вечерние и гражданские сумерки переходят в утренние без ночной темноты.

№ слайда 19

Описание слайда:

Почему же ночь бывает белой? Как мы помним из уроков географии и астрономии, ось Земли наклонена, поэтому Солнце по-разному освещает нашу планету – получается, что зимой солнечные лучи практически не попадают на наш Север, а летом, наоборот, Солнце светит почти круглыми сутками.Санкт-Петербург, ведь именно с этим городом ассоциируются белые ночи. Это заслуга нашей литературы – именно благодаря литературным традициям многие готовы считать белые ночи достопримечательностью исключительно нашей северной столицы. Однако это не так. Белые ночи есть и в Казани, и в Кирове, и в Архангельске, и в Пскове, и в Самаре, и в Сыктывкаре.Южная граница зоны белых ночей проходит на широте 49º. От экватора до этой параллели белых ночей никогда не бывает – именно здесь и только здесь день всегда белый, а ночь – черная. На широте 49º бывает одна белая ночь в году – 22 июня. К северу от этой широты белые ночи становятся все светлее, продолжительнее и ярче.Далее…

№ слайда 20

Описание слайда:

Белыми ночами могут любоваться и москвичи, однако в столице ночи не так светлы, как в Питере. В Сыктывкаре же белые ночи еще длиннее и ярче, чем в Санкт-Петербурге. А в Архангельске ночи белее, чем в Сыктывкаре. Чем ближе к Северу, тем дольше длится период белых ночей: в Петербурге за лето бывает 23 белые ночи, в Петрозаводске – 52, а в Архангельске – 77 ночей. Близ бухты Тикси, что в Якутии, Солнце не погружается под горизонт с 12 мая по 1 августа. Представьте себе – более двух месяцев круглосуточный день!Период белых ночей – это явление положительно сказывается на внутреннем, душевном состоянии. Хочется любить, петь, творить, писать стихи, жить! Но у этого прекрасного астрономического явления есть оборотная сторона медали – страна белых ночей зимой превращается в страну черных дней. Где летом солнце лишь ненадолго прячется за горизонт, там зимой оно почти не показывается. С детства человек усваивает представление о «правильной» смене дня и ночи на Земле: ночью – темно, днем – светло. Однако на самом деле смена света и темноты на нашей планете разнообразнее детских представлений об этом. Наш мир сложен и загадочен, но при этом безумно прекрасен!

№ слайда 21

Описание слайда:

Полярный день Полярный день - период, когда Солнце не заходит за горизонт дольше 1 суток.Продолжительность: самый короткий полярный день равен почти 2 суткам и наблюдается на широте полярного круга - 66°33′ за вычетом радиуса солнечного диска (15-16′) и атмосферной рефракции (на уровне моря в среднем 35′), итого около 65°43′. Самый же долгий наблюдается на полюсах - более 6 месяцев. На Северном полюсе это примерно с 18 марта по 26 сентября, на Южном - с 21 сентября по 23 марта. Интересно, что благодаря рефракции в течение нескольких суток солнце светит одновременно на обоих полюсах.Полярный день - следствие наклона плоскости экватора Земли к плоскости эклиптики, который составляет примерно 23°26′.В России полярный день могут наблюдать жители следующих относительно крупных городов: Мурманск, Норильск, Воркута.

№ слайда 22

Описание слайда:

№ слайда 23

Описание слайда:

Сумерки - часть суток между ночью и восходом Солнца и между заходом Солнца и ночью, в течение которого Солнце уже (ещё) находится за горизонтом и невидимо, но ещё (уже) видны признаки заката (рассвета), обусловленные рассеянием солнечного света в верхних слоях атмосферы Земли. Поверхность Земли в это время освещается рассеянным светом и не полностью освещена. Благодаря тому, что в это время свет необыкновенен и романтичен, сумерки давно популярны среди фотографов и художников, которые называют этот период «режимное время».Формально, сумерки – это отрезок времени перед восходом и после захода Солнца, во время которого естественный свет обеспечивается верхними слоями атмосферы, которые, принимая прямые солнечные лучи, отражает часть их на поверхность Земли.

№ слайда 24

Описание слайда:

№ слайда 25

Описание слайда:

№ слайда 26

Описание слайда:

№ слайда 27

Описание слайда:

Различают гражданские, навигационные и астрономические сумерки. С научной точки зрения, сумерки различаются в зависимости от позиции Солнца относительно горизонта. Установлены три подвида сумерек: гражданские сумерки (самые светлые, по окончаниии или перед их началом видны самые яркие звёзды), навигационные сумерки (невозможно читать без дополнительного освещения) и астрономические сумерки (до или после них - астрономическая ночь: видны все звёзды). Для сравнения, угловой диаметр Солнца 0.5°. Примечание: Если Солнце ниже горизонта на 8.5°, на Земле освещенность так же, как ночью при полной луне.

№ слайда 28

Описание слайда:

Гражданские сумерки В условиях гражданских сумерек горизонт ясно виден и наземные объекты легкоразличимы без применения искусственного света. Гражданские сумерки - наиболее светлая часть сумерек, длящаяся от момента видимого захода Солнца за линию горизонта до момента погружения центра Солнца под линию горизонта на 6°. Во время гражданских сумерек есть возможность наблюдать ярчайшие небесные светила, например, Венеру (Венера иногда может быть видна и днём при свете Солнца). Считается, что в эту часть сумерек на открытом месте можно без искусственного освещения выполнять любые работы. Этот фактор учитывается в некоторых законах, таких, как обязательное включение фар после захода Солнца, или рассмотрение грабежа в это время как ночной грабёж, который в некоторых кодексах наказывается строже. В таких случаях, чаще чем «градусный период», используется определённый промежуток времени (обычно 30 минут до рассвета/после заката). Гражданские сумерки также могут быть описаны как период, в течение которого при хороших атмосферных условиях освещения достаточно, чтобы чётко видеть наземные объекты; утром в начале или вечером в конце гражданских сумерек чётко различима линия горизонта и при хороших атмосферных условиях хорошо видны самые яркие звёзды.Если гражданские сумерки продолжаются в течение всей ночи, то такая ночь называется белой. Летом к северу от полярного круга Солнце вообще не заходит за горизонт и наблюдается полярный день.

№ слайда 29

Описание слайда:

Навигационные сумерки Навигационные сумерки - достаточно светлая часть суток, когда центр Солнца находится ниже горизонта от 6 до 12 градусов.Считается, что в эту часть сумерек естественное освещение позволяет судоводителю ориентироваться по береговым предметам при хождении корабля вблизи берега.Навигационные сумерки вблизи дня летнего солнцестояния продолжаются всю ночь на широтах более 54°, то есть, в том числе, и в Москве, Калининграде, Нижнем Новгороде, Казани, Омске, Перми, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске и других городах на этих широтах. За рубежом частично в Казахстане, Монголии, Китае, Белоруссии, Польше, Германии, Великобритании, Канаде, США; полностью на территории Латвии, Эстонии, Литвы, Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии. В Южном полушарии - в южных территориях Аргентины и Чили.Тем не менее такого освещения недостаточно для нормальной жизнедеятельности человека (освещение на улице ближе к ночному, чем к вечернему в классическом понимании), поэтому улицы населённых пунктов нуждаются в искусственном освещении.В начале этого вида сумерек утром, или в конце его вечером, при хороших атмосферных условиях и при отсутствии других источников света, общие очертания наземных объектов могут быть различимыми, но сложные наружные операции делать невозможно, и горизонт неотчетлив. Навигационные сумерки также используются военными. Аббревиатуры BMNT -начало утренних навигационных сумерек и EENT -конец вечерних навигационных сумерек используются и принимаются во внимание при планировании военных действий. Военные подразделения могут относиться к BMNT и EENT с большей безопасностью. Это было принято частично благодаря опыту Франко-индейской войны, когда солдаты в обоих лагерях использовали эти отрезки времени для атак.

№ слайда 30

Описание слайда:

Астрономические сумерки Так называется время, когда Солнце находится от 12 до 18° ниже горизонта. Большинство случайных наблюдателей отмечают, что все небо уже полностью темное даже в самом начале астрономических сумерек вечером или конца утром, и астрономы могут легко проводить наблюдения за небесными светилами, такими, как звёзды, но слабо рассеивающие объекты, такие, как туманности и галактики могут быть хорошо видны до или после астрономических сумерек. Однако, для обычного наблюдателя астрономические сумерки неотличимы от ночи.Из наблюдений известно, что вечерняя заря прекращается, когда Солнце опустится под горизонт на 18°, при этом на небе уже видны самые слабые звёзды, а в начале астрономических сумерек утром звезды пропадут. Однако, благодаря «световому загрязнению» в некоторых местностях - главным образом в больших городах- никогда не будут видны даже звёзды 4-й величины, практически независимо от сумерек.Поэтому за начало или конец расстояние Солнца равно 108°. В приполярных широтах летом заря бывает всю ночь, в течение того времени, когда склонение Солнца больше (90° - φ) - 18°, где φ означает широту места.Продолжительность t и то склонение Солнца δ, когда сумерки будут кратчайшие, вычисляются по формулам:sin t/2 = sin 9° x sec φsin δ = -tg 9° x sin φ.

№ слайда 31

Описание слайда:

Продолжительность сумерек Продолжительность сумерек зависит от широты места и времени года. Обратите внимание на то, что в приполярных районах с сентября по март гражданские сумерки длятся всю ночь.Продолжительность сумерек перед восходом и после захода Солнца сильно зависит от широты места. В приполярных районах сумерки (если бывают) могут длиться по несколько часов. На полюсах сумерек не происходит в течение месяца до и после зимнего солнцестояния. На полюсах сумерки могут длиться до двух недель, в то время, как на экваторе они могут длиться до двадцати минут. Это объясняется тем, что в районах низкой географической широты кажущееся движение Солнца перпендикулярно горизонту наблюдателя. К тому же, линейная скорость вращения земли имеет наибольшее значение на экваторе и уменьшается с увеличением широты. Таким образом, данное место на экваторе пройдет все зоны сумерек прямо и быстро. При приближении к приполярным районам солнечный диск будет находиться под меньшим углом и опускаться под горизонт медленнее, а данная точка Земли будет проходить через различные зоны не так прямо, за большее время. В умеренных широтах сумерки имеют наименьшую продолжительность во время равноденствий, немного удлиняясь во время зимнего солнцестояния и гораздо дольше в конце весны и в начале лета. За полярными кругами летом день не прерывается на ночь и сумерки длятся буквально неделями (в полярные весну и осень). В определённый день в начале марта 2008 Северный полярный круг находился на широте 66° 33’ 42.36. В районах высоких широт ниже полярного круга, дней без перерыва на ночи не бывает, но сумерки могут длиться от заката до рассвета. Это явление часто называется «Белые ночи». Широты, выше которых в определённые времена сумерки могут длиться всю ночь: астрономические-48° 33’ 42”, навигационные-54° 33’ 42”, гражданские-60° 33’ 42”. Список крупных городов, где могут длиться всю ночь: гражданские сумерки: Архангельск, Тампере, Умео, Тронхейм, Торсхавн, Рейкьявик, Нук, Уайтхорс и Анкоридж; навигационные сумерки: Петропавловск, Москва, Витебск, Вильнюс, Рига, Таллин, Вейхерово, Фленсбург, Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Осло, Ньюкасл-апон-Тайн, Глазго, Белфаст, Гранд-Прери, Джуно, Ушуайя и Пуэрто-Уильямс; астрономические сумерки: Астана, Киев, Минск, Варшава, Кошице, Цветль, Прага, Берлин, Париж, Люксембург, Амстердам, Лондон, Кардифф, Дублин, Беллингхэм (Вашингтон), Рио-Галлегос и Пунта-Аренас. Хотя, в Хельсинки, Осло, Стокгольме, Таллинне и Санкт-Петербурге, фактически гражданские сумерки не длятся всю ночь, даже во время солнцестояния. Там во время летнего солнцестояния небо заметно светлее (белые ночи).

№ слайда 32

Описание слайда:

Движение солнца по эклиптике Считается, что полноценная астрономическая ночь начинается лишь тогда, когда Солнце опускается на 18 градусов ниже горизонта. Перед восходом сумерки сменяют друг друга в обратном порядке: астрономические, навигационные, гражданские.В южных (а точнее, в низких) широтах Солнце днем опускается под горизонт по крутой траектории и довольно быстро проходит все три порога сумерек. От заката до астрономической ночи проходит всего часа полтора, а то и меньше. В высоких широтах Солнце приближается к горизонту по пологой траектории и погружается под него медленно. Причем летом даже к полуночи оно не успевает преодолеть зону сумерек и сразу начинает подниматься. То есть полноценная астрономическая ночь наступить не успевает. Это явление и получило название белых ночей.1. В низких широтах Солнце быстро погружается под горизонт и наступает ночь.В Северном полушарии Солнце бывает выше всего (и в полдень, и в полночь) в день летнего солнцестояния 21 июня. В этот день на широтах севернее 66,5° Солнце вообще не заходит - здесь наблюдается полярный день. На широтах от 60,5° до 66,5° всю ночь продолжаются гражданские сумерки. На широтах от 54,5° до 60,5° - навигационные, а до 48,5° бывают дни, когда астрономические сумерки длятся всю ночь.

№ слайда 33

Описание слайда:

2. За Полярным кругом Солнце летом не опускается под горизонт. 3. На широте Петербурга Солнце летом медленно погружается под горизонт и всю ночь остается неглубоко - в зоне сумерек Так что можно сказать, что белые ночи характерны для большей части территории России. Другое дело, где на них обращают внимание. Санкт-Петербург (59,9° с. ш.) - самый северный в мире город с населением более миллиона человек. Сочетание особых условий освещения с архитектурой города порождает уникальное зрелище, благодаря которому белые ночи всегда тесно связаны с Петербургом.

Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М. Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек». Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта. А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.

Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.

Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом. Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции. Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?

Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?

В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями. Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит. Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм. Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.

Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?

Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.

Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М. Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой. Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.

Образ Петербурга в повести «Белые ночи»

Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом. Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма. Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.

Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои. Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно. Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.

Языковые особенности в произведении

Так же нельзя не обратить внимания на манеру речи героев — как внутренних монологов, так и диалогов — которая совсем не характерна для героев реалиста-Достоевского. Она полна различных метафор, ей характерен высокий стиль. Предложения длинные, развернутые. Очень много высказываний с ярко выраженной эмоциональной окраской.

Именно благодаря такому характеру речи нам становится понятен образ героев. Они оба тонко чувствуют, бережно относятся к чувствам других. Эмоциональны, очень часто взволнованы. Из их диалогов становится ясно, что они способны обращать внимание на незначительные мелочи, которые становятся для них очень значимыми. В их разговорах много громких фраз, обещаний. Герои достаточно радикальны в вопросах, касающихся чувства, кидаются такими словами как «навсегда», «любовь», «счастье». Их мысли о будущем, любви и дружбе звучат по-детски наивно. Но на то они оба и мечтатели.

Образ Настеньки в романе «Белые ночи»

Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.

Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»

Тип петербургского мечтателя – разновидность лишнего человека, неприспособленного к реалиям и не нужного миру. Очень много схожего имеет он со своей Настенькой. Правда, рассказчик, пожалуй, еще больший мечтатель, чем она. Его отрешенность от мира не вынуждена, как у героини, а «добровольна». Его никто не принуждал к такому отшельническому образу жизни. Он чутко реагирует на эмоции возлюбленной, боится ее ранить или задеть. В момент, когда он понимает, что его любовь безответна, он совсем не испытывает к ней негативных чувств, а так же продолжает нежно любить ее. В его душе не возникает внутреннего конфликта, любить ли Настеньку или нет.

В то же время, нельзя не заметить, что рассказчик не имеет абсолютно никакой связи с внешним миром. Даже Петербург какой-то немного вымышленный у него получается. Героиня же, напротив, как будто бы стремиться вырваться из этого отчуждения. Во многом ее жених становится ее связью с внешним миром.

Темы в романе «Белые ночи»

Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.

Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей. Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька. В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами. Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.

Идея «Белых ночей» Достоевского

Наверное, еще и поэтому он так привязывается к Настеньке. Она — его единственный собеседник, его спасение от этого одиночества, привычного ему. Общение с ней, ее привязанность к нему, становятся для героя единственным в этом мире, что имеет значение. Когда же он понимает, что не ему все же достанется любовь Настеньки, он замыкается в себе; город и все, что его окружает, становятся в его глазах как будто бы тусклее и старее. Тускнеет и стареет и он сам. Если бы это был привычный для Достоевского персонаж, пожалуй, за разочарованием последовала бы ненависть к Настеньке. Но он так же продолжает ее любить, чисто и трепетно, желает ей только добра. Или же герой мог бы разочароваться в жизни, как, например, Свидригайлов, совершить самоубийство. Но и этого не происходит — герой говорит о том, что ради этого недолгого счастья и стоило жить. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» В этой фразе и заключается идея произведения . Идея о счастье: в чем оно заключается и как много счастья может требовать один человек за всю свою жизнь? В силу того, что герой Достоевского — сентиментален, он благодарен судьбе и за эти несколько ночей. Вероятно, это те воспоминания, которыми он будет жить всю свою дальнейшую жизнь и будет счастлив, от того, что ему это удалось пережить. Этого ему и будет достаточно.

В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?

Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные. Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья. Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого. Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
А.С. Пушкин «Медный всадник»

Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.
Александр Блок

Явление, которому посвящены тысячи строк. О нем пишут в прозе, слагают стихи, сочиняют песни. Белые ночи давно стали символом северной столицы, символом романтики, загадочности. И хотя этот природный феномен характерен и для других городов, расположенных на высоких северных широтах, например, для Нового Уренгоя, Надыма, Северодвинска, именно Петербург ассоциируется с легкими, невесомыми ночами.

Официально они длятся с 11 июня по 2 июля. Но петербуржцы утверждают, что диапазон шире: примерно с 25 мая по 15 июля. В это время в городе яблоку негде упасть, туристы стекаются со всего мира, чтобы запечатлеть какого это читать ночью без света или фотографироваться после полуночи без вспышки. Номера в гостиницах разлетаются как горячие пирожки, такой ажиотаж сказывается и на ценах, они подскакивают в разы.

Туроператоры соревнуются в остроумии, предлагая на период белых ночей разнообразные туристические программы. Власти города устраивают всевозможные фестивали. Примерно месяц в северной Пальмире царит атмосфера круглосуточного праздника. Всеобщее веселье не разделяют только транспортники: метро, автобусы, троллейбусы работают в привычном графике. И это правильно, сон для водителей – дело святое.

Почему ночи белые?

Белые ночи – явление сугубо природное и научно объяснимое. Оно применимо ко всем городам, которые находятся выше 60 параллели северной широты, у Петербурга она почти 60, если совсем точно 59, 57. Солнце в здешних местах в июне-июле уходит за горизонт не сильно, поэтому темноты не наступает. Но сказать, что ночью светло также как днем не совсем правильно. Наиболее подходящее определение — сумерки. Вечерние плавно перетекают в утренние, кромешных черных красок нет, лишь приглушенные серые тона. Такой затянувшийся закат или рассвет, кому как больше нравится.

Петербуржцы утверждают, что в этот период светлее всего в районе Елагина острова и Финского залива. Это видимо как-то связано с географическим положением.

Экскурсионные маршруты

В период белых ночей туристические агентства фонтанируют идеями. Петербург в это время точно никогда не спит, да и как спать если на улице достаточно светло. Толпы гостей изучают северную Пальмиру на своих двоих, из окон одно и двухэтажных экскурсионных автобусов, с палуб прогулочных кораблей. Знаковые достопримечательности, улицы мосты предстают в непривычном освещении, окруженные ореолом серой дымки, они кажутся таинственными и загадочными.

Музеи в круглосуточном режиме в это время не работают. Но есть дни, когда в тот же Эрмитаж можно попасть белой ночью – это 20-ые числа мая, когда проводится международная акция «Ночь в музее». А вот кафе, рестораны открыты постоянно. Так что не откажите себе в возможности, выпейте кофе на открытой террасе с видом на Исаакиевский собор, а потом отправьтесь гулять по его крыше. В период белых ночей – прогулки по питерским крышам вещь, распространенная и романтичная.

Во время ночной автобусной экскурсии обязательно покажут Петропавловскую крепость, Летний сад, Медного всадника, и конечно подгадают время, а это около часа ночи, и подвезут к Дворцовому, Благовещенскому или какому другому мосту во время его разведения. Но за этим невероятным действом лучше всего наблюдать с воды, многочисленные прогулочные кораблики вам в туристическую помощь. Только выбирайте внимательно пристань. Ваша гостиница должна находиться с этой, а не противоположной стороны. Иначе коротать вам время до 5-6 утра, пока мосты не воссоединят вновь.

Праздничный Петербург

Белые ночи - это всегда атмосфера праздника. В месяц, когда солнце не уходит далеко за горизонт, устраивают всевозможные фестивали и торжества:

  • День города – 27 мая, видимо Петр Первый подгадал, чтобы дата основания была приурочена к началу сезона белых ночей. Кульминация этого дня фестиваль «Классика на Дворцовой». Вечером под открытым небом Петербурга выступают ведущие артисты Ла Скала, Метрополитен Опера, Ковент Гарден;

  • «Звезды белых ночей» — главное культурное мероприятие города. Основная сцена – Мариинский театр. В течение месяца в режиме нон-стоп зрителям демонстрируют классическое искусство. На основной сцене выступает симфонический оркестр, на Исторической – балет, Концертный зал ждет поклонников оперы. Билеты необходимо приобретать заранее. Несмотря на большое количество всевозможных постановок они пользуются огромным спросом, ведь в них участвуют звезды мирового масштаба. Ночью культурная жизнь не останавливается. Всё те же классические концерты, балет, опера;
  • «Алые Паруса» — главный городской выпускной, он проходит в 20-ые числа июня и приходится на самый пик белых ночей;

  • «Белые ночи» - это один из этапов Кубка Европы по бадминтону, проходит в Гатчине;
  • Во время белых ночей проходит фестиваль детско-юношеского творчества «Звуки и краски белых ночей»;
  • Фестиваль джаза «Свинг белой ночи»;
  • В конце мая в городе включают все фонтаны.

Коварство белых ночей

Для человека неподготовленного теряется ощущение времени. Кажется, что еще совсем рано, а часы упрямо показывают время близкое к полуночи. Поэтому чаще смотрите на часы, а еще лучше установите напоминалку вроде «через полчаса закрывается метро», «уже поздно, пора ложиться спать». Хотя многим в таком режиме очень трудно заснуть, особенно с непривычки, спасают лишь плотные шторы. Некоторые спать не ложатся специально, что не проспать такие прекрасные, романтичные, белые ночи.

И приятный бонус — видео белых ночей в Питере

Николай Журкин