Все вопросы

Платон: биография жизнь идеи философия: платона. Платон - биография и философское учение

Философия Платона

Философ Платон продолжает плеяду великих древнегреческих ученых, о которых помнят и сегодня. Как и его учитель Сократ, и последователь Аристотель, Платон жил в крайне неспокойный век, когда знаменитый греческий полис переживал кризис, внутри страны с новой силой вспыхнула межклассовая борьба, а, кроме того, закончилась эпоха эллинизма, сдавшись под натиском Александра Македонского.

Первые страницы биографии Платона

По свидетельству различных исторический источников Философ Платон появился на свет либо в 428 либо в 427 году нашей эры в прекрасном городе Афины. Причем он был рожден в очень родовитом семействе, так как его отец был потомком последнего афинского царь Кодра, а мать приходилась родственницей самому Солону. Именно именитое происхождение поспособствовало получению Платона прекрасного образования. Едва познакомившись с трудами Сократа, Платон стал его учеником и прямым последователем. На тот момент будущему философу было чуть больше двадцати.

Как известно, Сократ был казнен. Платон не смог смириться с той участью, которая постигла его ученика, непримиримый он покинул Афины и некоторое время блуждал по стране без цели, хотя вполне вероятно, в поисках лучшей доли для своего просвещенного ума. За все время своего путешествия Платон также побывал и в Египте, где научился многому у местных жрецов, познал еще больше, вобрав в себя частицу чужеродных знаний. После этого отправился в Италию, где достаточно тесно общался с представителями пифагорейской философской школы.

Несмотря на свои многочисленные скитания и постоянный поиск, Платон глубоко в душе был верен своей родине, городу Афины. Фактов о его странствиях на самом деле немного, по большому счету кроме его передвижений по некоторым древнегреческим городам, посещения Египта и Италии никаких других достоверных данных нет. Когда он достиг акмэ, высшего расцвета личности, которое, как полагали древние греки, приходит к человеку в возрасте 40 лет, философ Платон наконец вернулся в свой родной дом.

Открытие Академии

На протяжении дальнейшей жизни Платон уже не выезжал за пределы родного города, а праздной жизни в богатстве и роскоши предпочел уединение, которое философ разделил со своими учениками. Опасаясь, что его постигнет та же участь, что когда-то на себе испытал его учитель, Платон не выносил свои идеи на открытый показ всего города, а излагал их только в узком кругу тех людей, которым его философия действительно была близка и интересна. Он не забыл то, что когда-то рассказывал ему Сократ, а даже дополнил суждения своего учителя своими, внеся чуть больше истин.

Основа для философии Платона

Философия Платона складывалась в большей степени с момента его первого знакомства с Платоном, до того дня, когда долгое путешествие философа было окончено. Примерно 20 лет он накапливал знания и мысли, которые затем были им переосмыслены и выведены в форме совершенно новых суждениях. Все же как бы ни были новы мысли древнегреческого философа вполне понятно, что они базировались на том, что ранее высказывалось Сократом и Пифагором. От учителя он перенял особую чуткость и внимательность в отношении этики и тех проблем, которые поднимает этика, но и влияние пифагорейской школы на Платона также отрицать нельзя. В первую очередь оно проявилось в самом устройстве Академии, в том, как там велись занятия, а также в основном момента; философы в учебном заведении жили и работали вместе. Кроме организационных моментов большое внимание в школе уделялось и политике.

С учетом того, что в то время в решении политических вопросов принимали участия все полноценные граждане полиса, достигшие совершеннолетия, было особенно важным уделить внимание в том числе и политическому воспитанию. Основными аспектами, на которые обращалось особое внимание в процессе политического образования, были справедливость и острота ума. Чуть позже уже ученик Платона, Аристотель глубже изучит сущность человека-политика и выведет определение такого типа поведения.

Политический аспект образования в Академии

Вообще политика является одним из ключевых аспектов учения Платона. Свои взгляды он изложил в нескольких трактатах, объединенных под общим названием «Государство». Все политическое было сведено Платоном к личностному, он провел четкие параллели между отдельно взятыми сторонами души и типажами поведения, социальными ролями. Согласно такой концепции создание идеального государства вполне достижимо, однако для этого необходимо, чтобы каждый человек четко знал свое место и выполнял специально отведенную для него роль.

И, конечно, он должен выполнять определенные функции, которые с его собственным уровнем умственного развития не поменяются, так как изначально соответствуют его максимальным способностям. Главными в любом государстве являются воины, призванные защищать от врага. Их воспитанию стоит уделять отдельное внимание, прививая не только физические навыки и особую жизнестойкость, но и острый ум, разумность, которая позволила бы победить инстинкты, полностью подчинив их воле. Для полнейшего воплощения идеи необходимым является наличие в любом государстве людей, которые бы создавали все необходимые материальные блага. Такова платоновская схема идеального государства.

Письменные работы Платона

Разумеется, помимо устных выступлений Платон излагал свои идеи и в письменном виде, прибегая в основном к такой форме, как диалог. Философом Платоном за всю его долгую жизнь написано множество трудов, и вполне закономерно, что идеи, представленные в его ранних работах, отличаются оттого, что можно заметить уже в материалах более поздних.

Ученые, изучающие Платона и его философию, условно разделяют все его письменные работы на три этапа:
1. Ученичество - здесь наиболее ярко проявляется влияние Сократа.
2. Странствия, когда в своих суждениях философ опирается в основном на слова Гераклита.
3. Преподавание. Вполне понятно, что для последнего периода характерно влияние Пифагора и его школы, однако не только. Идеи Сократа все так же легко уловимы в различных работах, а вот влияние Гераклита со временем существенно уменьшается, отходя на второй план.

Основные положения учения Платона. Эйдос

Платон изрекал разные идеи, и все же все его мысли условно можно отнести к идеализму, основоположникам которого философ собственно и является. Главным из множества учений Платона является эйдос. В нем весь мир был разделен на две составляющие: идеи и форма, то есть, по сути материальное воплощение всех идей. В основу всего Платон заложил идею Блага, от которой уже проистекают все прочие. Под Благом философ понимает не что иное, как абсолютный идеал, высшее прекрасное, а также творца вселенной. Эйдосом же философ называл сущность любой вещи, так, для человека таковым является душа.

Душа
О самой душе Платон говорил двояко. Он осознавал, что в любом человеке есть как положительное, так и отрицательной, не бывает добродетели без греха. Представляя собой одновременно и благородство и порок, человеческая душа при земной жизни не может в полной мере познать истины. Это право она получает лишь после смерти в высшем загробном мире.

Перерождаясь, все познанное душой забывается, оставаясь лишь в виде остаточных воспоминаний, которые человек не может интерпретировать и понять. Так что по Платону выходит, что познание мира процесс бесконечный, так как едва узнав правду, мы забываем о ней. В то же время познание для человека на земле это не процесс получения знаний, а лишь попытка разглядеть правду, опираясь при этом на любовь красоту и правильные справедливые поступки.

Красота и любовь
Помимо эйдосов огромное внимание в своем учении уделяет и понятию красоты. Философ видит истинное предназначение человека в том, чтобы творить красоту посредством гармоничных законов искусства, а, кроме того, видеть прекрасное в человеке и во всем материальном, что окружает. Красота, как высшая сила дарует истину, так же, как и любовь. Последняя как раз и рождает красоту, в том числе и человеческих взаимоотношений. Получается, что именно любовь является ключевым моментом процесса познания.

Двойственность Платона
При таком конкретном разделении мира на вещественное и невещественное, многие ошибочно воспринимают все буквально, обвиняя Платона в дуализме. Однако это вовсе не так. На самом деле речь скорее о том, что для философа принципиальным было показать, что эйдосы вечны, тогда как все вещественное имеет свой конец. То есть эйдосы могут существовать и отдельно, не будучи выражены в предмете или явлении, а предмет или явление представляет собой что-то заведомо осмысленное, обладающее идеей.

Несмотря на то что Платон не стремился к общему признанию, даже наоборот, в большей степени скрывая свои труды от окружающих, этот философ получил достойное призвание еще при жизни. При чем его идеи были признаны как простым народом, так и руководителями полисов, которые не раз обращались к нему с просьбой помочь в составлении справедливых законов. Сам Платон был личностью весьма двойственной, в нем было много противоречий. К примеру, несмотря на высокоразвитый интеллект философ тем не менее искренне верил мифам, как определенным символам. Возможно, это и логично, по крайней мере, так казалось самому Платону. И все же при всей своей сложности этот мыслитель заслуженно стал известен общественности, не зря его идеи живы и поныне.

Выдающееся место в истории древнегреческой философии принадлежит Платону (428 — 347 гг. до н. э.). Платон родился в Афинах в аристократической семье. В юношеские годы подружился с Кратилом, одним из учеников , и это дает основание полагать, что в этот период он познакомился с его идеями. В юношеские годы Платон хотел посвятить себя политической деятельности , что не удивительно, так как среди политиков того времени у него были родственники и друзья. Но судьба распорядилась по-другому. В двадцатилетнем возрасте он познакомился с , и это знакомство стало решающим в его последующей жизни и деятельности. До последнего дня жизни Сократа, в течение восьми лет, Платон оставался восторженным учеником и последователем своего учителя, которого он впоследствии называл “самым достойным и справедливым человеком”.

После периода странствий Платон создал знаменитую Академию, где прожил всю оставшуюся жизнь, и которая просуществовала почти тысячу лет .

Объективный идеализм

Свои идеи Платон излагает в форме диалога . Такой литературный прием выбран не случайно. Диалог, по мнению Платона, — это более или менее адекватное отображение “живой и одушевленной речи знающего человека”. Платона не случайно считают родоначальником объективного идеализма , поскольку принципы идеализма и, в частности, примат сознания, идеи над бытием, явлением изложены им достаточно последовательно и глубоко. Более того, этот принцип хорошо просматривается в его основных диалогах. У Платона нет работы или работ, специально посвященных разработке проблемы познания, бытия или диалектики. Его идеи по этим проблемам высказаны во многих диалогах. Учение о бытии в основном изложено в диалогах “Государство”, “Теэтет”, “Парменид”, “Филеб”, “Тимей”, “Софист”, “Федон”, “Федр” и письмах Платона. В основу учения о бытии Платоном положены три субстанции: единое, ум и душа . Однозначно определить сущность этих понятий невозможно, так как Платон дает общую характеристику сущностей этих понятий, которая очень противоречива и, порой, содержит суждения, взаимно исключающие друг друга. Попытка определить природу происхождения этих первооснов окажется трудновыполнимой из-за приписывания этим сущностям свойств, нередко несовместимых и даже исключающих друг друга. С учетом этих предварительных замечаний проанализируем сущность отмеченных первоначал. Единое трактуется Платоном, главным образом, как основа всякого бытия и действительности, как первоначало. Единое не имеет никаких признаков или каких-либо свойств, по которым можно было бы определить его сущность. Оно не имеет частей и, следовательно, не может иметь ни начала, ни конца, ни середины. Одновременно единое не есть бытие, а выступает как ничто. Единое выступает как единое, но одновременно как многое и бесконечное множество. В конечном итоге единое трактуется Платоном как нечто, о чем вообще ничего определенного сказать нельзя, так как оно выше всех доступных человеческому разуму пониманий — превосходит всякое бытие, любые ощущения и всякий уровень мышления. Главное, что с определенностью можно сказать о едином, отмечает Платон в “Пармениде” — это то, что “если единое не существует, то и иное не существует”.

Первопричиной всякого сущего — явлений и вещей — у Платона выступает также ум . Разумеется, ум трактуется Платоном не только онтологически, но и гносеологически. Рассматривая ум как одну из первопричин, Платон говорил, что именно ум вместе с другими первопричинами составляет суть Вселенной, и поэтому мудрецы считают, что “ум у нас — царь неба и земли...”. Ум не только одна из основных составляющих Вселенной, он также вносит порядок и разумение в нее. “Ум устрояет (устраивает) все”, в том числе явления, достойные “мирового порядка — Солнца, Луны, звезд и всего круговращения небесного свода”. У Платона встречаются высказывания, в которых ум выступает как жизнь, как нечто живое, но, в действительности, ум рассматривается не как какое-либо живое существо или свойство, а скорее как рациональное родовое обобщение всего того, что живет, обладает способностью жить. Выражено это в достаточно обобщенной, можно сказать, метафизической форме.

Третья основная онтологическая субстанция у Платона — душа , которая подразделяется на “мировую душу” и “индивидуальную душу”. Естественно, что в качестве субстанции выступает “мировая душа”. Происхождение души трактуется Платоном неоднозначно. Как и при характеристике сущности двух предыдущих субстанций у Платона встречается немало противоречивых суждений. С учетом сказанного платоновскую “мировую душу” можно представить как нечто созданное из смешения вечной сущности и той сущности, которая зависит от времени. Душа выступает как сущее для того, чтобы объединить мир идеи с телесным миром. Она возникает не сама по себе, а по воле демиурга, под которым подразумевается “вечносущий бог”.

Подытоживая онтологическое учение Платона, следует сказать, что в качестве первопричины всего сущего он рассматривает идеальные субстанции — “единое”, “ум”, “душу”, которые существуют объективно, независимо от сознания человека. Теория познания Платона базируется не на чувственных знаниях, а на познании, любви к идее. Схема этой концепции строится по принципу: от вещественной телесной любви по восходящей линии к любви души, а от нее к чистым идеям. Платон считает, что ни чувства, ни ощущения в силу своей переменчивости никогда и ни при каких условиях не могут быть источником истинного знания. Самое большее, что могут выполнить чувства, — это выступить в качестве внешнего стимулятора, побуждающего к познанию. Результат ощущений чувств — это формирование мнения о предмете или явлении, истинное знание — это познание идей, возможное только с помощью разума. Большое внимание Платон уделяет разработке вопросов диалектики. При этом следует учесть, что его отношение к диалектике менялось по мере эволюции его философских взглядов вообще. Наиболее полно свое учение о диалектике Платон выразил в диалогах “Парменид” и “Софист”. Если в целом резюмировать его взгляды по этой проблеме, то следует отметить, что диалектика у него рассматривается как основная наука, так как с ее помощью определяется сущность всех других наук. Достигается это благодаря тому, что диалектика выступает и как наука, и как метод. В качестве метода диалектика выступает благодаря тому, что помогает четко разделять единое на многое, сводить многое к единому, позволяет представить целое как раздельно-единую множественность. Вот какой путь исследования предлагает Платон философу-диалектику: “Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый — неужели мы не скажем, что это (предмет) диалектического знания? — Кто, таким образом, в состоянии выполнить это, тот сумеет в достаточной степени различить одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от другого; далее он различает, как многие отличные друг от друга идеи охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое может взаимодействовать (с другим) и насколько нет”.

Социальная философия

Большой интерес представляет социальная Платона. По существу, он был первым из греческих мыслителей, кто дал систематическое изложение учения о государстве и обществе , которые он, судя по всему, в действительности, отождествлял.

Государство Платона

Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает..., когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...”. Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое , а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия . В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность . Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.

Платон - выдающийся древнегреческий философ-идеалист; его учение представляет собой первую классическую форму объективного идеализма. Сегодня нельзя с точностью утверждать, когда он появился на свет, большинство исследователей называют даты 428 и 427 гг. до н. э. Его родиной были Афины или Эгин; Платон был потомком семьи аристократов, которые принимали непосредственное участие в политической жизни полиса. Его образование было типичным для знати того времени. Одним из первых наставников Платона был Кратил, софист, близкий по взглядам к Гераклиту .

Примерно в 408 г. до н. э. произошло знаменательное событие, определившее всю дальнейшую биографию Платона и его мировоззрение, - знакомство с Сократом . Под его влиянием Платон перестал мечтать о карьере политика, и, как гласят предания, предал огню написанную им тетралогию в честь ближайших праздников. Сократ стал для Платона наставником и «поселился» во всех его произведениях, которые в большинстве своем были написаны в виде диалога между персонажами, главным образом, историческими.

После того как в 399 г. Сократ умер, Платон в компании нескольких друзей уехал в Мегару, где принимал участие в Коринфской войне. Известно, что в 387 г. до н. э. он побывал в Южной Италии и Сицилии, общался с представителями школы Пифагора . Именно ради этой встречи и была совершена данная поездка. Были в его биографии посещение Кирины и Египта.

В 387 г. до н. э. состоялось возвращение Платона в Афины, где он становится основателем собственной школы - Платоновской Академии (по имени героя мифологии Академуса). В этот период жизни он несколько раз приезжал в Сиракузы (на Сицилию), где активно участвовал в местной политической жизни. Так, там состоялось его знакомство с Дионом, который был приближенным Дионисия I старшего, правителя Сиракуз. Во второй раз на Сицилию Платон прибыл в 367 г. до н. э., после смерти правителя. Его целью было повлиять на Дионисия-младшего, чтобы тот стал «иллюстрацией» его идеи идеального государства, которым бы управлял справедливый мудрый царь, «философ на троне». Будучи сначала принятым весьма гостеприимно, Платон вскоре оказался изгнанником. Последнее путешествие на Сицилию было предпринято в 361 г. до н. э. по просьбе того же Диона и пифагорейцев. Однако увещевания философа не были услышаны, а его самого стали насильно удерживать на острове, и только помощь влиятельных лиц помогла благополучно вернуться на родину. Там он управлял своей школой вплоть до смерти в 347 или 348 г до н. э.

Считается, что все сочинения Платона дошли до наших дней - в виде издания, заслуга создания которого принадлежит пифагорейцу Трасиллу Александрийскому. Оно состоит из 36 сочинений, которые, в свою очередь, поделены на 9 тетралогий, отражающих эволюционный путь философии. Его сочинения, знаменитые платоновские диалоги, принято разделять на 4 группы: сократические, платонические, среднеплатонические и поздние. Высшей идеей своего учения Платон видел идею блага. Им разрабатывалась диалектика, была намечена разветвленная схема главных ступеней человеческого бытия. Широко известен, в частности, труд «Государство», где философ делится своим пониманием идеального социального устройства, представляющего собой иерархию правителя и мудрецов, чиновников и воинов и третьего сословия - ремесленников и крестьян.

Платоновские сочинения имеют немало литературных достоинств, в частности, четкую композицию, блестящий стиль, интересное, порой неожиданное содержание. У них нашлось немало подражателей, платоновские диалоги стали считаться образцом своего жанра и во многом повлияли на литературу и философию Европы.

Платон считается одним из столпов западноевропейской мыслительной традиции, и слова о том, что вся европейская философия сводится к примечаниям к Платону, - шутка лишь отчасти.

В 399 году до нашей эры по приговору суда великий греческий философ Сократ выпил чашу с цикутой. Его самому знаменитому в будущем ученику Платону исполнилось 29 лет, и гибель учителя глубоко повлияла и на всю его дальнейшую жизнь, и на его мировоззрение.

Философ, вошедший в историю под прозвищем Платон, образованному от греческого слова, означающего "широкий", родился в 427 году до нашей эры в знатной афинской семье. Его настоящее имя было Аристокл. По преданию, отец Платона Аристон был потомком Кодра, мифического царя Аттики, а мать Периктиона происходила из рода знаменитого законодателя Солона. После смерти Аристона мать Платона вышла замуж второй раз за своего дядю Пирилампа, друга Перикла. У будущего философа было два родных брата и один сводный, и со всеми у него сложились теплые отношения.

С юного возраста Платон проявлял таланты и в музыке, поэзии, живописи, и в спортивных состязаниях. Заинтересовавшись философией, он стал учеником самого яркого философа своего времени - Сократа.

Сократ признавал лишь один способ обучения - живой диалог, вопрошание и поиск ответов, полагая сочинение трактатов пустой тратой времени. Афинские власти не одобряли его общение с молодыми людьми, считали, что он пробуждает в душах ненужные сомнения, развращает умы, побуждает размышлять, не принимая на веру общепризнанные вещи. В конце концов, Сократа арестовали, судили и приговорили к казни.

Платон тяжело переживал смерть учителя и надолго покинул родной город. Начались годы странствий, философ побывал в Египте, Финикии, Персии, Ассирии, Вавилоне. Около 389 года до нашей эры Платон прибыл на Сицилию, ко двору тирана города Сиракузы Дионисия Старшего. Поначалу Дионисий радушно принял философа и увлекся его идеями, но позже наставления Платона утомили царя, и он продал его на невольничьем рынке. К счастью, друзьям удалось выкупить философа из рабства, и он отправился домой. В будущем Платон по приглашению своего друга и ученика Диона еще дважды побывал на Сицилии и пытался повлиять на Дионисия Младшего, унаследовавшего престол своего отца Дионисия Старшего. Оба раза окончились неудачей.

По возвращении Платон выкупил сад с домом недалеко от Афин, рядом с оливковой рощей, носившей имя одного из греческих героев Академа. Там открыл свою школу, которую из-за ее местоположения стали называть Академией. Ей суждено было просуществовать целых девятьсот пятнадцать лет. Над входом в Академию висела надпись: "Не геометр, да не войдет!", - поскольку Платон рассматривал математику как первую ступень в изучении философии.

Занятия в Академии были двух видов: общие, для всех учеников, и закрытые, для узкого круга посвященных. В школе придерживались четкого расписания, вели скромный образ жизни, питались овощами, фруктами, молоком. Слушателями Академии были многие прославившиеся впоследствии философы, государственные деятели и ораторы - Аристотель , Гераклид Понтийский, Ликург, Демосфен и многие другие.

Гуляя под оливами, Платон вел беседы со своими учениками, о содержании которых мы можем судить по его сочинениям. В списках до нас дошли практически все произведения Платона, хотя авторство части из них ставится под сомнение. Большинство из них написаны в форме диалогов, в которых обычно один из собеседников высказывает точку зрения Платона, а другой (или другие) - его оппонентов. Самые знаменитые из диалогов - "Апология Сократа", "Федр", "Федон", "Парменид", "Тимей", "Пир", "Законы".

Ключевой идеей философии Платона является мысль, что мир двояк: с одной стороны, есть изменчивые вещи, которые существуют лишь временно и в конечном счете погибнут, с другой, есть идеи - подлинные, неизменные, вечные, бестелесные сущности, прообразы вещей, их смыслы. Например, есть дерево, которое растет, стареет и умирает, а есть идея дерева, в которой заключается то, что представляет собой дерево вообще, что делает дерево именно деревом, а не травой, кустом или человеком. И эта идея дерева не меняется, она всюду и всегда одна и та же.

Органы чувств позволяют нам получить представление только о конкретных вещах, знание же о настоящих основах мира (об идеях) приобретается умозрительно. О единичных предметах получить надежное знание невозможно в приниципе, потому что они слишком подвержены изменениям, распаду и гибели. К примеру, мы видим бутон розы и думаем, что знаем о нем. Но завтра он распустится, а послезавтра лепестки цветка осыпятся, и то, что мы якобы знали о нем, основываясь на свидетельстве наших глаз, окажется ложным. Идея розы, вобрав в себя всевозможные ее характеристики и состояния, бессмертна. Постигнув ее с помощью нашего интеллекта, мы приобретаем точное знание, не зависящее от времени и места.

Изучение математических наук, к которым Платон относил геометрию, стереометрию, арифметику, астрономию и музыку, помогает подготовить разум к постижению идей. Но люди, по мнению Платона, неверно применяют математику, преимущественно используя ее для бытовых расчетов и решения практических задач. На самом же деле, утверждал Платон, математические объекты и законы существуют отдельно от чувственно воспринимаемого мира, и их познание необходимо для познания подлинных законов Вселенной. Именно поэтому, описывая свою модель идеального государственного устройства, Платон заявляет, что хотел бы "утвердить законом и убедить тех, которые намереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись в науке счисления".

Как же помогает математика познать подлинное устройство мира? Эта наука имеет дело с числами, которые отражают количественное представление о чем-либо, меру чего-либо. Таким образом, число выступает посредником между измеряемым миром вещей и миром идей, который служит неизменным прототипом вещественного мира. За счет этого знание, получаемое с помощью чисел, достоверно в противоположность знанию, получаемому с помощью органов чувств, которые не могут воспринимать подлинную сущность вещей.

Ум, освоивший математику, способен перейти к постижению иерархии идей и высшей из них - идеи Блага. Благо - это абсолютное совершенство, сочетающее в себе Добро, Красоту и Истину.

Отталкиваясь от своей теории мироустройства, Платон создал концепцию идеального государства, которое, разумеется, должно соответствовать идее государства. Чтобы обеспечить это соответствие, во главе государства должны стоять философы, познавшие подлинную природу вещей и способные создать наилучшие законы. Стражи должны охранять государство, а ремесленники и земледельцы поддерживать его существование, создавая необходимые для жизни продукты. Подобный вариант политического устройства Платон и хотел реализовать в Сиракузах, но потерпел поражение.

Философ прожил долгую жизнь жизнь и умер в 347 году до нашей эры. Существует несколько версий его смерти. Согласно одной из них, он умер в постели, слушая игру на свирели, согласно другой, смерть пришла к нему на свадебном пиру. Один из известных раннехристианских писателей Тертуллиан утверждает, что Платон скончался во сне.

Философия Платона жива и по сей день. Он считается одним из столпов западноевропейской мыслительной традиции, и слова о том, что вся европейская философия сводится к примечаниям к Платону, - шутка лишь отчасти.

Ученик Сократа, учитель Аристотеля - древнегреческий мыслитель и философ Платон, биография которого представляет интерес для историков, стилистов, литераторов, философов и политиков. Это выдающийся представитель человечества, живший в беспокойное время кризиса греческого полиса, обострения классовой борьбы, когда на смену эпохе эллинизма пришла эпоха Плодотворно прожил жизнь философ Платон. Биография, кратко представленная в статье, свидетельствует о его величии ученого и мудрости сердца.

Жизненный путь

Платон появился на свет в 428/427 г. до н.э. в Афинах. Он не только был полноправным гражданином Афин, но и принадлежал к древнему аристократическому роду: его отец, Аристон, был потомком последнего афинского царя Кодра, а мать, Периктиона, приходилась родственницей Солону.

Краткая биография Платона типична для представителей его времени и сословия. Получив соответствующее его положению образование, Платон приблизительно в возрасте 20 лет познакомился с учением Сократа и стал его учеником и последователем. Платон был в числе афинян, которые предлагали денежное поручительство за осужденного на После казни учителя он покинул родной город и отправился в путешествие без определенной цели: перебрался сначала в Мегару, потом побывал в Кирене и даже в Египте. Почерпнув все что мог у египетских жрецов, он отправился в Италию, где сблизился с философами пифагорейской школы. Факты из жизни Платона, связанные с путешествиями, на этом заканчиваются: он много странствовал по миру, но сердцем оставался афинянином.

Когда Платону было уже около 40 лет (примечательно, что именно к этому возрасту греки относили наивысший расцвет личности - акмэ), он возвратился в Афины и открыл там собственную школу, названную Академией. До конца жизни Платон практически не покидал Афины, жил уединенно, окружив себя учениками. Он почитал память погибшего учителя, но свои идеи популяризировал только в узком кругу последователей и не стремился выносить их на улицы полиса, подобно Сократу. Умер Платон в восьмидесятилетнем возрасте, не утратив ясности ума. Он был погребен на Керамике, вблизи Академии. Такой прошел древнегреческий философ Платон. Биография его при ближайшем рассмотрении захватывающе интересна, но многие сведения о ней весьма ненадежны и больше похожи на легенду.

Платоновская Академия

Название «Академия» происходит от того, что участок земли, который Платон купил специально для своей школы, находился вблизи гимнасия, посвященного герою Академу. На территории Академии ученики не только вели философские беседы и слушали Платона, им разрешалось там жить постоянно или краткое время.

Учение Платона развилось на фундаменте с одной стороны и последователей Пифагора с другой. У своего учителя отец идеализма позаимствовал диалектический взгляд на мир и внимательное отношение к проблемам этики. Но, как свидетельствует биография Платона, а именно годы, проведенные на Сицилии, среди пифагорейцев, он явно симпатизировал философской доктрине Пифагора. Хотя бы то, что философы в Академии жили и работали вместе, уже напоминает пифагорейскую школу.

Идея политического воспитания

Много внимания в Академии уделялось политическому воспитанию. Но в античности политика не была уделом небольшой группы делегированных представителей: в управлении полисом принимали участие все совершеннолетние граждане, то есть свободные и законнорожденные афиняне. Позже ученик Платона Аристотель сформулирует определение политика как человека, который участвует в общественной жизни полиса, в противовес идиотику - асоциальному человеку. То есть участие в политике было неотъемлемой частью жизни древнего грека, а политическое образование означало развитие справедливости, благородства, твердости духа и остроты ума.

Философские труды

Для письменного изложения своих взглядов и концепции Платон преимущественно избирал форму диалога. Это достаточно распространенный литературный прием во времена античности. Философские работы Платона раннего и позднего периодов его жизни очень разнятся, и это естественно, ведь мудрость его накапливалась, а взгляды менялись с течением времени. Среди исследователей принято условно подразделять эволюцию платоновской философии на три периода:

1. Ученичество (под влиянием Сократа) - «Апология Сократа», «Критон», «Лисий», «Протагор», «Хармид», «Эвтифрон» и 1 книга «Государства».

2. Странствия (под воздействием идей Гераклита) - «Горгий», «Кратил», «Менон».

3. Преподавание (преобладающее влияние идей пифагорейской школы) - «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «Софист», «Политик», «Тимей», «Критий», 2-10 книги «Государства», «Законы».

Отец идеализма

Платон считается основоположником идеализма, сам этот термин происходит от центрального понятия в его учении - эйдоса. Суть в том, что Платон представлял мир разделенным на две сферы: мир идей (эйдосов) и мир форм (материальных вещей). Эйдосы - это прообразы, источник материального мира. Материя сама по себе бесформенна и бесплотна, мир обретает осмысленные очертания только благодаря наличию идей.

Главенствующее место в мире эйдосов занимает идея Блага, а от нее проистекают все прочие. Это Благо представляет собой Начало начал, Абсолютную Красоту, Творца Вселенной. Эйдос каждой вещи - это ее сущность, самое главное, сокровенное у человека - это душа. Идеи абсолютны и неизменны, их бытие протекает вне пространственно-временных границ, а предметы - непостоянны, повторяемы и искажаемы, их существование конечно.

Что касается человеческой души, то философское учение Платона аллегорически трактует ее как колесницу с двумя лошадьми, управляемыми возницей. Он олицетворяет собой разумное начало, в упряжке у него белая лошадь символизирует благородство и высокоморальные качества, а черная - инстинкты, низменные желания. В загробном мире душа (возница) наравне с богами причастна к вечным истинам и познает мир эйдосов. После нового рождения понятие вечных истин остается в душе в качестве воспоминания.

Космос - весь существующий мир, есть совершенно воспроизведенный первообраз. Учение Платона о космических пропорциях также проистекает из теории эйдосов.

Красота и Любовь - вечные понятия

Из всего этого следует, что познание мира - это попытка разглядеть в вещах отблеск идей через любовь, справедливые дела и красоту. Учение о Красоте занимает центральное место в философии Платона: поиск красоты в человеке и окружающем мире, создание красоты через гармоничные законы и искусство - высшее предназначение человека. Так, эволюционируя, душа проходит путь от созерцания красоты материальных вещей к пониманию красоты в искусстве и науках, к высшей точке - постижению красоты нравственной. Это происходит как озарение и приближает душу к миру богов.

Вместе с Красотой поднять человека к миру эйдосов призвана Любовь. В этом отношении фигура философа тождественна образу Эрота - он стремится к благу, представляя собой посредника, проводника от невежества к мудрости. Любовь - созидающая сила, из нее рождаются красивые вещи и гармонические законы человеческих взаимоотношений. То есть Любовь - ключевое понятие в теории познания, она последовательно развивается от телесной (материальной) своей формы к душевной, а после - духовной, которая причастна сфере чистых идей. Эта последняя любовь и есть память об идеальном бытии, сохраненная душой.

Следует акцентировать внимание на том, что деление на мир идей и вещей не означает дуализма (который так часто впоследствии вменяли в вину Платону его идейные противники, начиная с Аристотеля), они связаны исконными узами. Подлинное бытие - уровень эйдосов - существует вечно, оно самодостаточно. А вот материя появляется уже как подражание идее, она только «присутствует» в идеальном бытии.

Политические взгляды Платона

Биография и неразрывно связаны с осмыслением разумного и правильного государственного устройства. Учение отца идеализма об управлении и взаимоотношениях людей изложено в трактате «Государство». Все строится на параллели между отдельными сторонами человеческой души и типажами людей (соответственно их социальной роли).

Итак, три части души отвечают за мудрость, умеренность и мужество. В целом эти качества олицетворяют справедливость. Отсюда следует, что справедливое (идеальное) государство возможно тогда, когда каждый человек в нем находится на своем месте и выполняет раз и навсегда установленные функции (сообразно своим способностям). По схеме, очерченной в «Государстве», где краткая биография Платона, итог его жизни и главные идеи нашли конечное воплощение, управлять всеми должны философы, носители мудрости. Их разумному началу подчиняются все граждане. Важную роль в государстве играют воины (в других переводах стражи), этим людям уделено повышенное внимание. Воинов должно воспитывать в духе главенства разумного начала и воли над инстинктами и душевными порывами. Но это не холодность машины, которая представляется современному человеку, а не затуманенное страстями понимание высшей гармонии мира. Третья категория граждан - это создатели материальных благ. Справедливое государство именно таким описывал схематично и кратко философ Платон. Биография одного из величайших мыслителей в истории человечества указывает на то, что его учение находило широкий отклик в умах современников - известно, что он получал множество просьб от правителей античных полисов и некоторых восточных государств о составлении для них сводов законов.

Поздняя биография Платона, преподавание в Академии и явная симпатия к идеям пифагорейцев связаны с теорией «идеальных чисел», которую позднее развили неоплатоники.

Мифы и верования

Интересна его позиция относительно мифа: как философ, Платон, биография которого и дошедшие до наших дней труды явно указывают на величайший интеллект, не отвергал традиционной мифологии. Но он предлагал трактовать миф как символ, аллегорию, а не воспринимать его как некую аксиому. Миф, по идее Платона, не был историческим фактом. Он воспринимал мифические образы и события как некую философскую доктрину, которая не излагает события, а лишь дает пищу для размышления и переоценки событий. Кроме того, многие древнегреческие мифы сочинялись простым народом без какой-либо стилистики или литературной обработки. По этим причинам Платон считал целесообразным оберегать детский ум от большей части мифологических сюжетов, насыщенных вымыслом, часто грубостью и безнравственностью.

Первое доказательство Платона в пользу бессмертия человеческой души

Платон - первый древний философ, сочинения которого дошли до современности не фрагментарно, а с полным сохранением текста. В своих диалогах "Государство", "Федр" он приводит 4 доказательства бессмертности человеческой души. Первое из них получило название "циклическое". Его суть сводится к тому, что противоположности могут существовать только при наличии взаимной обусловлености. Т.е. большее подразумевает существование меньшего, если есть смерть, значит есть и бессмертие. Этот факт Платон приводил как главный аргумент в пользу идеи перевоплощения душ.

Второе доказательство

Обусловлено идеей, что знание есть воспоминание. Платон учил, что в человеческом сознании существуют такие понятия, как справедливость, красота, вера. Эти понятия существуют "сами по себе". Им не обучают, их чувствуют и понимают на уровне сознания. Они - абсолютные сущности, вечные и бессмертные. Если душа, рождясь на свет, уже знает о них, значит, она знала о них еще до жизни на Земле. Раз душа знает о вечных сущностях, значит и сама она вечна.

Третий аргумент

Построен на противопоставлении смертного тела и бессмертной души. Платон учил, что в мире все двойственно. Тело и душа при жизни неразрывно связаны между собой. Но тело - это часть природы, тогда как душа - часть божественного начала. Тело стремится к удовлетворению низменных чувств и инстинктов, душа же тяготеет к познанию и развитию. Телом руководит душа. и воли человек способен возобладать над низменностью инстинктов. Следовательно, если тело смертно и тленно, то в противопоставление ему душа вечна и нетленна. Если тело не может существовать без души, значит, душа может существовать отдельно.

Четвертое, последнее доказательство

Самое сложное учение. Наиболее ярко его характеризует и Кебета в "Федоне". Доказательство исходит из утверждения о том, что каждой вещи присуща ее неизменная природа. Так, четное всегда будет четным, белое нельзя назвать черным и что-либо справедливое никогда не будет злом. Исходя из этого смерть несет тление, а жизнь никогда не познает смерти. Если тело способно умирать и истлевать, значит сущность его - смерть. Жизнь противоположна смерти, душа противоположна телу. Значит, если тело тленно, то душа - бессмертна.

Значение идей Платона

Таковы в общих чертах идеи, которые оставил человечеству в наследство древнегреческий философ Платон. Биография этого необыкновенного человека за два с половиной тысячелетия превратилась в легенду, а его учение, в тех или иных его аспектах, послужило фундаментом для значительной части ныне существующих философских концепций. Его ученик Аристотель критиковал взгляды своего учителя и выстроил противоположную его учению философскую систему материализма. Но этот факт - еще одно свидетельство величия Платона: далеко не каждому учителю дано воспитать последователя, но достойного противника, пожалуй, только единицам.

Философия Платона нашла множество последователей в эпоху античности, знание произведений и главных постулатов его учения было естественной и неотъемлемой частью образования достойного гражданина греческого полиса. Столь значимая фигура в истории философской мысли не была забыта полностью даже в эпоху Средневековья, когда схоласты решительно отвергали античное наследие. Платон вдохновлял философов эпохи Возрождения, давал нескончаемую пищу для размышлений европейским мыслителям последующих веков. Отблеск его учения виден во множестве существующих философских и мировоззренческих концепций, цитаты Платона можно встретить во всех отраслях гуманитарного знания.

Как выглядел философ, его характер

Археологи нашли много бюстов Платона, хорошо сохранившихся с древних времен и с эпохи Средневековья. По ним создано немало эскизов и фото Платона. Кроме того, о внешности философа можно судить по летописным источникам.

Согласно всем собранным по крупицам данным Платон был высокого роста, атлетически сложен, широк в кости и плечах. При этом характер имел очень покладистый, был лишен гордости, чванливости и самолюбия. Был очень скромен и всегда любезен не только с равными себе, но и с представителями низшего сословия.

Древнегреческий философ Платон, биография и философия которого не противоречили друг другу, личным жизненным путем подтверждал истинность своих мировозрений.