Интернет

Культурно просветительская и научная деятельность музеев. История научно-просветительской деятельности

Методика подготовки и проведения экскурсии.

Понятие экскурсии: Коллективный осмотр музея, проводимый по определенной теме и специальному маршруту специалистом экскурсоводом. Это определение включает два взаимно связанных понятия: Экскурсия – группа людей пришедших для осмотра музея, и экскурсия вид научно- педагогического труда, который состоит в разработке и осуществлении системы показа музейной экспозиции, выставки, памятников истории и культуры города. Особенностью экскурсии является сочетание рассказа и показа при главенствующей роли зрительного восприятия.

Требования, предъявляемые к экскурсии: идейность, научность, профессионализм.

Идейность - воспитание любви и уважения к родному краю; повышение образованности и культуры, воспитание чувства патриотизма.

Научность - правильность и достоверность излагаемых научных фактов, использование новейших данных в области науки и краеведения

Профессионализм - ознакомление с группой и ее запросами, логичность, последовательность в изложении материала и построения всей экскурсии, правильное сочетание показа и рассказа, эмоциональность, популярность, доходчивость, занимательность в изложении, высокая культура речи, активизация группы.

Можно выделить следующие этапы подготовки экскурсии :

1. Выбор темы экскурсии, название экскурсии, определение ее цели.

2. Подбор литературы, ее изучение.

3. Отбор объектов показа, и их изучение.

4. Разработка маршрута экскурсии.

5. Работа над тезисным текстом.

6. Устная отработка экскурсии.

7. Проведение экскурсии.

В процессе подготовки экскурсии работа должна идти одновременно по двум направлениям: изучение литературы, различных источников по теме экскурсии и изучение непосредственно самих объектов показа.

    составление библиографии по всей теме и отдельным разделам;

    изучение документов и литературы общего характера по всей теме;

    изучение литературы по отдельным вопросам и разделам экскурсии: учебной, научно-исследовательской, справочной, научно-популярной, статистической;

    ознакомление с материалами имеющимися в музее (в отделах, фондах, в библиотеке.)

Фиксирование материала.

Материал может фиксироваться в виде краткой записи, выписки цитаты, тезиса, конспекта. Материал заносится на отдельные карточки в соответствии с объектом показа.

Отбор объектов показа.

Объекты показа в зависимости от роли, выполняемой в экскурсии, делятся на:

Работа над текстом экскурсии .

При работе над текстом экскурсии осуществляется распределение материала по маршруту экскурсии применительно к объектом показа, распределение времени экскурсии на отдельные подтемы.

Текст должен строго соответствовать теме и целевому назначению экскурсии.

Текст включает в себя вступление, основную часть, заключение.

Вступление раскрывает основную целенаправленность экскурсии, направляет внимание слушателей на восприятие ее содержания (не более 5-7 мин.).

Основная часть- состоит, как правило, из ряда подтем.

В этой части экскурсии должно быть:

    снабжение ее краткими цифрами и иллюстративным материалом

    краткое обобщение, оценка и вывод по каждой подтеме.

    логические переходы от подтемы к подтеме для объединения отдельных частей в единый рассказ.

Заключение - подводит итоги, обобщает, позволяет сделать оценку изложенному в экскурсии (не более 5 мин.)

Устная отработка экскурсии.

При отработке экскурсии необходимо обратить внимание на следующее:

    отработать вариант вступления к экскурсии, дать краткую справку о музее;

    отработать нужный темп речи, расставить смысловые акценты, следить за тем, чтобы речь была выразительной, четкой,

    отработать показ, описание экспонатов и логическую взаимосвязь с темой экскурсии;

    выбрать для себя и группы расположения экспонатов, чтобы во время показа они, были хорошо видны всем слушателям.

Методика проведения экскурсии.

Исходя из специфики экскурсионной работы, при ее проведении необходимо использование следующих методических приемов. Следует учесть, что один из основных принципов проведения экскурсии является принцип «от показа к рассказу». С помощью методических приемов показа экскурсовод помогает видеть объект, руководит его восприятием.

Экскурсовод может предварительно акцентировать внимание группы на детальном осмотре экспоната. Здесь уместен прием задания. Это рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей. После самостоятельного осмотра рекомендуется посредством вопросно-ответного приема подытожить наблюдения,обобщить их

Экскурсионный показ осуществляется в определенной последовательности.

1. Прием предварительного обзора. Он позволяет увидеть весь экспозиционный зал, раздел экспозиции или комплекс. Экскурсовод должен организуя первые впечатления об объекте, ориентировать их на его тематическом и художественном решении, а потом перейти к конкретным разделам, комплексам экспонатам.

2. Зрительный анализ- детальное наблюдение объекта. Экскурсовод дает как можно более полный, всесторонний анализ экспоната, но при этом не надо забывать, что это стремление может привести к отходу от темы, нарушит стройность экскурсии «пример с документом стиль, форма, характер шрифта, качества бумаги, свидетельствует об эпохе».

3. Прием зрительной реконструкции - мысленное восстановление первоначального облика объекта по сохранившимся и зрительно воспринимаемым деталям. (Предметы, археологии, быта)

4. Прием сравнения - сравниваются определенные признаки двух, трех объектов, которые одновременно наблюдаются экскурсантами. (Пример).

5. Жест в экскурсии является одним из элементов показа. Жест сопровождает рассказ и отражает личное отношение экскурсовода к сообщаемому факту. Он может сделать изложение более эмоциональным, помогает увлечь группу. Но к жесту следует обращаться по мере ощущения потребности в нем. Жесты необходимо разнообразить, технически отрабатывать. Они должны быть лаконичными.

Отметить, что неотъемлемым элементом экскурсии является рассказ. По отношению к показу он вторичен и вне показа не существует.

Методические приемы рассказа.

1. Повествование - наиболее целесообразный способ изложения событий, важных моментов биографии, сюжетов литературных произведений, раскрытия явлений природы.

2. Описание - это более подробное изложение материала об объекте, широкая характеристика его. Одновременно описываются внешние признаки экспонатов события связанные с ним.

3. Объяснение – носит доказательный характер и указывает на причины того или иного явления.

4. Комментирование.

5. Конкретизация содержания. Чаще всего это связано с конкретизацией места и времени совершения событий.

6. Цитирование. Использование в тексте экскурсии цитат, отрывков из художественных произведений, из воспоминаний, из донесений и приказов военного времени. Цитата из исторических документов – это устное доказательство выдвинутого в рассказе положения.

7. Прием литературного монтажа – рассказ строится на определенном наборе отрывков из литературных произведений, документов, воспоминаний статей, и периодической печати.

8. Прием инструктирования. При осмотре мемориальной части музея или их отдельных помещений таких в которых не может разместиться вся группа, экскурсовод указывает на что следует обратить внимание, дает инструкцию, как себя вести там, определяет время нахождения.

9. Прием беседы. Прием беседы вызывает большую активность в форме вопросов и ответов. Система наводящих вопросов активизирует каждого члена группы, раскрывает содержание темы и позволяет придти к правильным выводам.

Метод-Общего знакомого.

Интерактивный метод – Погружения в эпоху.- когда предлагается представить себя в роли участника события отраженного в экспозиции, изобразить его в лицах, быстро отыскать определенные экспонаты.

Отметить, что любой методический прием на практике должен применяться естественно, свободно и как таковой быть невидимым для экскурсантов.

Ни один из методических приемов не может быть универсальным, главным: на практике они могут переплетаться. Экскурсовод выбирает те приемы. Которые обеспечивают наибольшую эффективность.

Использование цифр в экскурсии.

Во многих экскурсиях необходимо использовать цифры, но методика использования цифрового материала имеет свои особенности.

Цифры можно разделить на три группы.

1 Необходимые цифры: исторические даты, даты жизни деятелей материалы о которых внесены в экспозиции музея.

2. Цифры сравнительные, отражающие динамику того или иного явления.

3. Абсолютные цифры. Их дают только специалистам, хорошо подготовленной аудитории.

Следует учесть: цифры, (если они правильно подобраны, умело вплетены в план рассказа) - великолепные аргументы, веские доказательства, но слушать цифры трудно. В целях лучшего усвоения цифровых данных, следует больше использовать прием сравнения – например.

Во время экскурсии перед экскурсоводом стоит важная задача – связать между собой содержание всех подтем в единое целое. Большую роль в этом играют логические переходы. Логические переходы - это словесный мостик от одной подтемы к последующей.

В некоторых случаях применяются звукозаписи, видеозаписи, Демонстрация видеофильма не должна превышать 5 мин. Звукозаписи 2-3 мин.

Экскурсии различаются по месту проведения, объектам показа, характеру тематики, целевому назначению, составу экскурсионных групп.

    Можно выделить обзорные экскурсии по музею, по городу. Они дают общее представление о музее, городе.

    Тематические экскурсии – это экскурсии на темы профильных дисциплин. Они имеют ряд вариантов:

    Сквозные – на темы охватывающие ряд исторических периодов. Например « Слава русского оружия».

    Специализированные. Например, искусствоведческие, по отдельным отраслям материальной и духовной культуры.

    Учебные экскурсии – экскурсии для учащихся в соответствии с программами образовательных учреждений.

Документирование экскурсий.

На экскурсию составляются следующие документы: маршрут экскурсии, и методическая разработка.

Маршрут экскурсии включает в себя следующие разделы: объект показа; справка об объекте; время.

Методическая разработка это уточненный развернутый план с указанием методических приемов, применяемых в экскурсии.

  1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре.

    О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. Федеральный закон.

    Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.

    Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю истории.

    Белявский М.Т. Работа в музеях с историческими памятниками (с древнейших времен до 1917 г.)

    Историческое краеведение (Основные источники изучения родного края): Пособие для студентов педвузов. \ Под редакцией Н.П. Милонова М.: 1995

    Михайловская А.И. Музейная экспозиция (Организация и техника) \Под редакцией Ф.Н. Петрова и К.Г. Матвеева.- М.: 1984.

    Музееведение. Музеи исторического профиля. Учебное пособие для вузов по спец. « История» \ Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста.- М: 1988.

    Музей и школа. Пособие для учителя.\ Е.Г. Вансалова, А.К. Ламунова. Под ред. Т.А. Кудриной.-М: 1985.

    Музейные термины \Сб. трудов Центрального музея Революции. Терминологические проблемы музееведения. М.:1986.

    Российская музейная энциклопедия: В 2-х томах.- М: 2001.

    Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. Книга для учителя.- М:1988.

    Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов.- СПб, 2000.

    Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники.- Тверь,1992.

    Шкурко А.И. Учет и хранение фондов. Методические указания.- 1976.

    Этикетаж и тексты в музейной экспозиции. Методические рекомендации \ Сост. А.М. Гак.- М. 1990.

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ

Выполнила: студентка 2 курса

очной формы обучения

направление бакалавриата:

071800 Социально-культурная

деятельность

профиль: Менеджмент социально-культурной деятельности

Козловская Светлана Вадимовна

Проверила:

канд.пед.наук, доцент

Телицына С.В

Мурманск

I. Разработка лекции "Информационно-просветительная деятельность музеев".

Лекция расчитана на стандартное количество времени 90 мин (1,5 ч). Понадобятся ноутбук, экран и проектор.

Цель лекции: сформировать у учащихся полноценное представление о музее как о социокультурном институте, развить интерес к видам музейной деятельности, расширить уже имеющиеся знания о сфере музейной практики.

Задачи:

1) продемонстрировать развитие видов музеев;

2) на примере крупнейших музеев мира показать функции музеев;

3) рассказать о формах и видах музейной деятельности.

Литература:

1) Кулемзин А.М. О музейном специалисте [Текст] / А.М Кулемзин // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. - №7. –С.77-80.

2) Лысикова О.В. Музеи мира [Текст]:Учебное пособие / О.В. Лысикова.- М.,2004. – 128 с.

3) Музейное дело России [Текст] / Под ред. М.Е. Каулен, И.М. Косовой, А.А.Сундиевой.- М.: Издательство «ВК»,2005.-2-е изд.-614 с.

4) Музей будущего [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.future.museum.ru.

5) Российская музейная энциклопедия [Текст].– М.: Прогресс, М.: РИПОЛ классик, 2005.- 848 с.: ил

План:

1. История музейного дела.

2. Виды музеев.

Отраслевые.

Комплексные.

Мемориальные.

3. Крупнейшие музеи мира.

Версаль.

Орсэ – музей из вокзала.

Музей вин.

4. Виды деятельности музея.

Коллекционирование.

5. Функции музея.

Функция документирования.

Другие функции.

Консультация.

Музейное занятие.

Музейный урок.

Экскурсия.

Спектакль.

Концерт.

Мастер-класс.

Музейный кружок.

Музейный праздник.



Фестиваль.

Музейная акция.

1. История музейного дела.

Понятие музея как социально-культурного института.

Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях.

История развития музея в XV - XVIII вв.

Возникновение музея как социокультурного института в период Возрождения.

Возникновение художественного коллекционирования в Италии в XV -XVI веках.

Художественное коллекционирование за пределами Италии.

Формирование научных коллекций в период Возрождения.

Музейное дело в XVII в. и в период Просвещения (XVIII в.).

Коллекционирование и первые публичные музеи в XVII - XVIII веках.

Художественные коллекции и музеи в различных частях Европы.

Научные коллекции и музеи XVII - XVIII веков.

2. Виды музеев.

Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы, - храм муз. В соответствии с содержанием коллекций выделяются музеи отраслевые, комплексные, мемориальные.

Отраслевые.

Работа исторических музеев связана с изучением исторических событий, памятников, археологических находок. Художественные музеи собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В литературных музеях хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством писателей. Музыкальные музеи могут быть музеями музыкальных инструментов, музыкальной культуры и мемориальными. Музеи музыкальных инструментов собирают уникальные коллекции инструментов разных эпох и народов, а также изготовленных великими мастерами. В музеях музыкальной культуры хранятся архивно-рукописные материалы, музыкальные инструменты, изобразительные материалы, фонотеки. Музыкально-мемориальные музеи создаются, как правило, в домах и усадьбах, где жили и работали известные музыканты.



Комплексные.

Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов. Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.

Мемориальные.

Мемориальные музеи создаются обычно на базе выдающихся памятников архитектуры, живой природы или на базе краеведческих, литературных, музыкальных и других музеев.

Работа музеев различной направленности регламентируется Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации, о музеях в Российской Федерации».

3. Крупнейшие музеи мира.

Картинная галерея Лувра, даже взятая в отдельности, могла бы стать музеем мирового значения. Здесь собраны великие произведения величайших живописцев - Франсиско Гойи, Рафаэля, Делакруа, Рубенса, Рембрандта.

Версаль.

В благоустройство и украшение Версаля свой вклад внесла каждая эпоха, воспоминания о себе оставил почти каждый монарх. Но образ Версаля все же прочно связан с именем Людовика XIV. При нем строительные работы велись почти сорок лет. В Версале всегда царил праздник, затянувшийся на целые десятилетия. Его главным постановщиком был Людовик XIV. Ему доставляли огромное удовольствие и Зверинец с редкостными животными, и Оранжерея с диковинными растениями. А главной гордостью короля был Версальский парк, который раскинулся на площади в 101 гектар. Начиналось все с титанической работы по осушению болот, потом сюда наносили землю, песок и камни, чтобы выровнять почву и создать искусственные террасы. Тысячи рабочих рыли каналы и строили водопровод для знаменитых фонтанов и каскадов.

Музей импрессионизма в Париже.

На первом этаже Музея выставлены и полотна «живописца радости» Огюста Ренуара - «Дорога в траве», «Натурщица на солнце». Полотна Ренуара переходят и на второй этаж Музея. Кроме них, здесь выставлены картины Клода Моне, Писарро, Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и других художников. И одним из шедевров является картина К.Моне «Впечатление», давшая название всему направлению импрессионизма.

Национальный музей искусств имени Жоржа Помпиду.

Центр Помпиду укрывает в своих стенах не только библиотеку и модульные выставочные помещения. Здесь есть еще и кинотеатр, и концертный зал, детская площадка для игр, несколько ресторанов и баров. В подвальных этажах Центра расположился Институт исследования координации акустики и музыки, который представляет собой комплекс ультрасовременных акустических лабораторий. Его концепция разработана таким образом, чтобы сочетать оптимальные

условия для акустических исследований с возможностью доступа широкой публики в демонстрационный зал.

Орсэ – музей из вокзала.

Создание этого музея стало значительным событием в культурной жизни Франции. Крупнейший вокзал Орлеанской компании, утративший своё функциональное значение, должен был превратиться “из вокзала в музей” – в этом заключалась главная идея его реставраторов и устроителей. Одной из главных задач в реализации этого проекта было не только сохранить вокзал в первозданном виде, но и включить его в современную жизнь, придать музею – вокзалу двойную функцию, – как носителя исторической памяти, так и современного подлинного явления.

Музей вин.

В 1981 году на парижской улице О был открыт Музей вина, на месте которого в XV века стоял монастырь. Скромные монахи, прозванные «добродеями», в свободное от молитв время занимались виноделием, приспособив галереи старых каменоломен под винные погреба. Монастырь славился своими винами, и сам король Людовик XIII любил, возвращаясь с охоты из Булонского леса, отведать лёгкого монастырского вина. Монахи делали вино для церковных нужд, а избытки его продавали на рынке. Но после Французской революции монастырь закрыли и разграбили, а уцелевшие его постройки до 1906 года служили зданием ткацкой фабрики.

В одной такой из уцелевших подземных галерей и был устроен Музей вина. Экспонаты его не только знакомят туристов с историей и технологией виноделия, здесь можно попробовать наиболее известные сорта французских вин: после осмотра Музея для его посетителей предусмотрена специальная дегустационная программа. Гостеприимные экскурсоводы расскажут, в какие годы, например, лучше производить бордо, а в какие – бургундское. Вам продемонстрируют и цвет, и вкус, и крепость, и букет... А желающих закрепить приобретённые познания пригласят в ресторан, который расположился в одном из подземелий Музея.

Демонстрация презентации "Музеи мира. Франция. Сокровища Лувра".

4. Виды деятельности музея.

Коллекционирование.

Формирование и хранение коллекций. Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами. Вещественный памятник - основа различных по виду музеев. Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные.

Научно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность складывается из нескольких последовательных фаз. Первая ступень - определение и классификация материма, его возможное использование для дальнейшей научной обработки и в культурно-просветительских целях, размещение поступлений в фондах и экспозиции. Научная классификация собраний музея находит отражение в составлении каталогов и другой научно-вспомогательной документации. Завершающей фазой научной обработки музейного материала являются организация экспозиции и подготовка научных публикаций. Для проведения научной работы сотрудниками музея и специалистами фондов необходимо обеспечить доступность всех материалов фондовых коллекций.

Экспозиционная деятельность.

Основу деятельности музея составляет постоянная экспозиция. Она формируется преимущественно из подлинных экспонатов, прошедших предварительную научную обработку. Главные требования к экспозиции: единство архитектурно-планировочного построения и научной концепции; хорошие условия для посетителей: организация продуманных движений, возможности индивидуального осмотра и в составе экскурсионных групп, учет интересов разных категорий зрителей; выразительная форма подачи демонстрационного материала в соответствии со структурой и тематико-экспозиционным планом музея в целом; обеспечение сохранности экспонатов: соблюдение требуемого освещения, температурно-влажностного режима, мер по охране коллекции.

5. Функции музея.

Основными функциями музейной деятельности, определяющими его место и роль в обществе и культуре, являются функция документирования, функция образования и воспитания и функция организации свободного времени.

Функция документирования.

Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком музейных предметы, которые могут выступать подлинными свидетельствами объективной реальности, комплектует музейные фонды, занимается их хранением и изучением.

Функция образования и воспитания.

Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

Функция организации свободного времени.

Функция организации свободного времени является производной от функции образования и воспитания, так как посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера.

Другие функции.

В качестве самостоятельных социальных функций музея выделяют также его научно-исследовательскую, охранную, а также коммуникативную функции.

Лекция – последовательное изложение в устной форме темы, либо ее раздела, связанных с профилем музея или с использованием материалов музейного собрания. Сформировавшись в качестве формы передачи репродуктивных знаний в сфере науки и образования, музейная лекция сохранила не только ее название, но и такие признаки, как преимущественной вербальный способ передачи информации и «статичность» ситуации общения (в противоположность «моторности» экскурсии). Существенными признаками музейной лекции также являются внеэкспозиционная форма проведения и, как следствие, – большая по сравнению с экскурсией вариативность тематического диапазона. Музейная лекция подразделяется на два вида: 1) лекция академическая (учебная) и 2) лекция научно-популярная.

Консультация.

Помимо классического варианта музейной консультации современная музейно-образовательная практика представляет различные модификации данной формы, что позволяет ее дифференцировать на два вида: 1) консультация стандартная (традиционная) и 2) консультация нестандартная (новационная), базирующаяся на методах театрализации и ролевой игры.

Музейное занятие.

Музейное занятие – специфическая форма музейной коммуникации, осуществляемая непосредственно в пространстве экспозиции или в интерактивной зоне музея и допускающая отличную от экскурсии логику и динамику маршрута осмотра экспозиции в соответствии с тематической доминантой занятия. Функция музейного занятия, соотносимого с такими направлениями образовательной деятельности музея как обучение и развитие творческих начал, заключается в апелляции к объектам экспозиционного показа для активизации процесса познания, что означает высокий качественный уровень использования музейно-педагогического потенциала музея. В зависимости от задачи музейное занятие может быть по виду: 1) обучающим и 2) развивающим, а в соответствии с ведущим методом: 1) игровым, 2) студийным, 3) практическим и 4) семинарского типа.

Музейный урок.

Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы (основного или факультативного) непосредственно на экспозиции музея. Данная форма организации музейно-педагогического процесса имеет четко выраженный адресный характер и рассчитана на коллективную работу с группой учащихся (школьным классом), характеризующуюся относительной однородностью социально-демографических и психологических признаков, а также единой мотивацией прихода в музей. Особенность музейного урока заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея, что подразумевает не только серьезную подготовку всех агентов коммуникации (школьника, учителя и экскурсовода/музейного педагога) предваряющую приход класса в музей, но и разработку заключительной фазы проверки уровня усвоения учащимися новых знаний посредством создания механизма «обратной связи». Конечный результат музейного урока с точки зрения коммуникационной теории – «коммуникация, отложенная во времени», когда влияние музея продолжает ощущаться на завершающей стадии музейного урока, осуществляемой школьным педагогом в классе.

Экскурсия.

Экскурсия музейная – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Экскурсия – форма просветительской (образовательной) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений. Главным критерием выделения экскурсии, отличающим ее от других возможных форм культурно-образовательной деятельности музея, является функция презентации экспозиции (выставки). Согласно этому критерию музейная экскурсия подразделяется на два вида: 1) экскурсия обзорная (полная презентация) и 2) экскурсия тематическая (частичная презентация, представление одного из тематических разделов экспозиции или выставки). Следующий уровень – подразделение каждого вида экскурсий на подвиды, в зависимости от методического принципа их построения: 1) экскурсии традиционные, 2) экскурсии театрализованные (интерактивные) и 3) экскурсии специализированные (с какой-либо доминирующей темой). Поправка на социально-демографические и психологические особенности контингента экскурсантов (шестой уровень классификации) позволяет далее дифференцировать экскурсии на три разряда: 1) экскурсии для детей, 2) экскурсии для подростков и 3) экскурсии для взрослых.

Спектакль.

При выделении музейного спектакля в качестве самостоятельного базового элемента классификации имеется в виду сценическая постановка, с использованием музейного интерьера, выполненная профессионалами. Все прочие варианты музейных инсценировок относятся к форме студийного занятия, построенного на методе театрализации.

Концерт.

Концерт как форма культурно-образовательной деятельности музея тесно соприкасается с проблемой использования музыки в музейной коммуникации. Согласно классификации, опирающейся на функциональный подход (Н.Г. Колокольцева), использование музыки в музее дифференцировано на три типа: 1) «озвучивание» экспозиции, 2) музыка как звучащий экспонат, 3) концерт в музее. В предлагаемой классификации принимается во внимание только форма концерта в музее.

Наряду с аттрактивностью, несомненным достоинством данной формы является ее универсальность, возможность применения практически во всех музеях, независимо от профиля. Если в исторических, художественных или литературных музеях дефиле имеет вид демонстрации мод соответствующих эпох и сословий, то в этнографическом музее на первое место выдвигаются признаки народности и этнической специфики традиционного костюма. Демонстрация моделей одежды тесно смыкается с формой бала. Бал в музее – танцевальный вечер с погружением в историко-культурную среду для получения эмоциональных впечатлений.

Мастер-класс.

Мастер-класс в этнографическом музее обычно принимает вид демонстрации искусства изготовления какого-либо изделия (или его фрагмента) в традиционном стиле. Органично вписывается в профиль этнографического музея мастер-класс по обучению элементам народного танца, основам пиктографического письма, игре на простейших музыкальных инструментах и т.д.

Музейный кружок.

Деятельность музейного кружка имеет все преимущества серийных форм («обратная связь», эффект «музейно-педагогического последействия», вызываемый фактором «коммуникации, отложенной во времени», поступательное усложнение программы, дающее возможность отследить механизм перехода количественного накопления информации в качество – приобретение учащимися знаний и навыков и т.д.); кроме того, знание индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого члена кружка, достигаемое только при длительном контакте с группой, открывает новые возможности в использовании средств, методов и методических приемов музейной педагогики. С точки зрения организации учебного процесса кружковая работа предоставляет музейному педагогу неограниченные возможности в творческом экспериментировании, придании каждому занятию оригинального облика, основанного на различном сочетании элементарных музейных форм и инноваций из других сфер культуры и образования. В этом смысле кружок сродни творческой лаборатории музейного экспериментирования.

Студия, в отличие от кружка, предполагает внесение в процесс обучения компоненты художественного творчества.

Курсы как особая форма коммуникативной деятельности музея не являются новацией в практике музейного дела. По уровню сложности данная форма культурно-образовательной деятельности музея подразделяется на: 1) курсы, адресованные широкому посетителю, 2) курсы повышения квалификации специалистов – профессионалов музейного дела и педагогов.

Отнесение музейного клуба к формам, производным от рекреационной функции музея, определяется: 1) факультативностью курса, 2) апелляцией к адресату, для которого посещение клуба мотивируется стремлением к познавательному досугу, 3) соотнесением этой мотивации с такими направлениями музейно-педагогической деятельности музея как отдых и общение.

С музейным клубом тесно соприкасается другая форма культурно-образовательной деятельности музея, получившая название «вечеров» («литературные вечера», «музыкальные вечера»), в большей степени характерная для художественных и литературных музеев. Не выходя за рамки своей компетенции, этнографический музей вносит в развитие этой формы новые идеи, подсказанные народной традицией (например «святочные вечера»).

Музейный праздник.

Праздник в музее – комплексная форма работы с музейной аудиторией, включающая в себя объединенные единой темой элементы экскурсии, тематического вечера, театрализованного представления и пр., проводящаяся на основе сценария с использованием экспозиций и музейных коллекций. Данная специфическая форма реализации культурно-образовательной деятельности музея характеризуется синкретизмом составляющих его базовых элементов, комбинируемых в различных вариантах, с четкой ориентацией на удовлетворение потребности посетителя в рекреации. В зависимости от содержания праздник подразделяется на два основных вида: 1) праздники народного календаря и 2) праздники событийные.

Фестиваль.

Несмотря на заимствованный характер формы, в настоящее время можно с уверенностью сказать, что музейный фестиваль не только удачно сочетается с задачами культурно-образовательной деятельности музея, но и в целом обогащает эту форму, внося в нее новое содержание.

Музейная акция.

Музейная акция - совокупность музейных мероприятий, чаще всего связанных с открытием и функционированием новой экспозиции или выставки. В последнее время при проведении музейных акций, наряду с традиционными формами, используются различные инновационные формы: хэппенинг, перформанс, а также иные варианты организации музейного действа, основанного на технологии интерактивности.

Основы культурно-просветительской деятельности в музее начинают складываться уже в 1930-е гг. Первоначально она состояла в основном из экскурсионной работы. Постепенно расширяются формы просветительской работы, растет посещаемость. В настоящее время, Кирилло - Белозерский музей - заповедник является известным музейно - туристическим центром. В последние годы активизировалась культурно-просветительная деятельность. Система ее строится из экскурсий, тематических занятий, лекций, тематических мероприятий, мастер - классов, просмотра видеофильмов, проведения творческих конкурсов, презентаций и др. Ежегодно музей и его филиал посещают более 200 тысяч туристов с разных уголков мира. Культурно-просветительная работа в музее направлена на патриотическое, нравственное, эстетичес­кое воспитание на основе формирования знаний об истории, культуре края. Она определяется музейными программами: «Музей и школа», «Для Вас, студенты», «На практике студенты», «Знакомьтесь, музей», «Встреча с интересным человеком», «Круглый год», «Народная мастерская», «Выездной музей», «Ура! У нас каникулы», «Встречи в музее», «В музей всей семьей».

В рамках праздников - «Заснеженный город» и «Город и его музей» в музее проходят открытия новых выставок, выступления творческих коллективов, детские игровые программы с конкурсами и состязаниями, викторины, мастер - классы.

На базе музея работают художественные студии «Кирилловская роспись» и «Лада». Целью работы студии является формирование у детей интереса к русской культу­ре и традициям родного края. На занятиях клуба «Юный экскурсовод» знакомятся с древнерусской и русской культурой, историей монастырей Белозерья, историей русской книги, народной культурой.

Музей проводит конкурсы детских творческих работ, которые ставят перед собой цель привлечение внимания детей и юношества к истории и культуре города, активизации творческой деятельности детей и молодежи. По итогам конкурсов оформляются выставки.

Сотрудники музея, владеющие секретами народного мастерства, проводят Дни мастера, мастер - классы: по кирилловской свободно - кистевой росписи, глиняной игрушке, народной кукле. К проведению отдельных занятий привлекаются народные мастера: И.В.Лужинская, М.Н.Васильева, Н.А. Боровиков, Сысоева М.А., с которыми музей сотрудничает в течение многих лет.

Одним из видов просветительной деятельности музея является создание временных и передвижных выставок, на базе которых проводятся занятия не только с детьми города Кириллова, но и в сельских школах, детских садах, домах культуры. Музеем практикуются комплексные выезды, чтобы дети могут посмотреть передвижную выставку, прослушать лекции, принять участие в игровых программах.

Ежегодно на базе музея проходят краеведческие семинары и конференции для педагогов, студентов и учащихся. Сотрудники музея постоянно оказывают методическую помощь школьным и муниципальным краеведческим музеям.

На сегодняшний день, культурно - образовательная деятельность музея становится приоритетным направлением в работе музея и находится в русле современных тенденций.

Музейные программы имеют адресный характер и включают весь спектр тем, видов, жанров, приемов, методов работы с аудиторией. Наряду с традиционными музейными формами музей ищет новые пути и формы диалога с посетителем.


Экскурсия является основной формой культурно-просвети­тельной деятельности музея. Кроме нее, музей как культурный и научный центр проводит и другую культурно-просветитель­ную работу на основе своего фондового собрания. В ходе ее фор­мируется музейная аудитория, круг друзей музея, возникаютраз-личные формы работы. Традиционно используются лекции, способные, при проявленном к ним интересе общественности, перерасти в длительные лектории, создаются кружки и клубы, объединяющие вокруг музея заинтересованных людей. Наибо­лее распространены кружки и клубы коллекционеров, краеве­дов, видящих в музее центр для удовлетворения своих интере­сов и потребностей. Работа лекториев, кружков, клубов при пра­вильной их организации может удовлетворять интересы музея и при проведении им поисково-фондовой работы, расширении тематики экспозиций и выставок.

Большую роль в культурно-просветительной работе играют контакты музея со школой. Формы работы могут быть самыми разнообразными - уроки, оказание методической помощи, участие школьников в музейных мероприятиях, кружках и клу­бах. В последнее время музей и школы перешли к педагогике со­трудничества. Большую роль в привлечении школьников в му-

зеи играет современная концепция гуманизации и гуманитари­зации образования. Музей выступает как центр образования культурой, передающий культурный опыт от поколения к поко­лению, образующий и воспитывающий всей своей деятельнос­тью. Особое внимание необходимо уделять участию школьни­ков в посильной им работе музея, участию в экскурсионной и лекционной, фондовой и выставочной работе. Это позволяет им самореализовываться как личностям. Вместо механического соединения музея и школы возникает творческое содружество. Оно может проявляться и в создании школьных музеев, в поис­ково-фондовой работе. Польза от этого может быть обоюдной. В результате общения музея и школы создается единая музей-но-образовательная среда, формирующая личности школьни­ков и способствующая развитию музея.

Музей, ища возможности расширения своей деятельности, устанавливая контакты с общественностью, все чаще использует новые формы работы. Среди них большое место занимают му­зейные праздники: фольклорные и военно-исторические, ли­тературные и профессиональные, календарные. Праздники организуются на основе музейных собраний, памятников исто­рии и культуры, входящих в состав музеев. Краеведческие му­зеи, используя праздники, объединяют вокруг себя культурные силы тех мест, где они расположены. Хорошо известны празд­нования на поле Бородина в Бородинском военно-историчес­ком музее-заповеднике, дни, посвященные памяти А.С. Пуш­кина в Михайловском и А.А. Блока в Шахматове, фольклорные праздники в музеях-заповедниках, таких как Коломенское. Новшеством для жителей Суздаля стал проведенный в 2001 г. Владимиро-Суздальским музеем-заповедником Праздник огур­ца, восстанавливающий традиции местного огородничества. В связи с ежегодным празднованием в Вязниках Владимирской области посвященного А.И. Фатьянову праздника песни здесь был образован Музей песни, ставший основой песенного твор­чества целого района. Проводимые музеями праздники, будучи массовыми, способствуют восстановлению культурных тради­ций, приобщению к ним общественности, расширению музей­ной аудитории, развитию музеев как хранителей и пропагандис­тов этих традиций. Особое значение для воспитания и образова­ния подрастающего поколения, его социализации имеют детские музейные праздники. Особо торжественной стала подготовка

к ежегодному Дню музея 18 мая. В этот день музеи России бес­платно открывают двери для всех желающих. Проводят массо­вые мероприятия, участвуют в различных общественных начи­наниях. Связь общества и музеев укрепляется.

Особой формой работы музеев стало проведение в них кон­цертов, спектаклей, театрализованных действий. Широко из­вестны проводимые в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина «Декабрьские вечера» - цикл концертов классической музыки. В последнее время музеи широко практикуют ролевые игры, в которых воссоздается историческая обстановка, а участники в соответствующих одеж­дах и обстановке становятся на время ее участниками собы­тий прошлого. Происходит включение в историческую среду, способствующее более полному ее познанию. Определенную роль в приобщении людей к музейной деятельности, расши­рении музейной аудитории играют передвижные музеи. В их возможности проникнуть даже в такие уголки, жители кото­рых по тем или иным причинам не могут выбраться в стацио­нарные музеи. В 1980-х гг. при Владимиро-Суздальском музее-заповеднике действовал передвижной голографический музей, знакомивший с голографическими изображениями историко-культурных памятников жителей Владимирской области. В условиях финансовых трудностей использование передвиж­ных музеев, помимо их культурно-просветительного значения, дает музеям при правильной организации работы дополнитель­ный доход.

Ещё одной формой культурно-просветительной работы музеев является их издательская деятельность. При этом не­обходимо учитывать:

Потребности потребителей музейной печатной продукции;

Ее внешний вид;

Конкурентоспособность с другими аналогичными изда­ниями;

Наиболее выгодные места продаж;

При рациональном, продуманном подходе к издательской де­ятельности музей от реализации своей печатной продукции может иметьдополнительныйдоход.Кмузейным изданиям относятся:

Публикации итогов научной деятельности музеев;

Издание документов, публикаций об экспонатах, храня­щихся в музее;

Издание региональной полиграфической продукции в музеях;

Издание газет и журналов, освещающих музейную про­блематику;

Издание художественных книг о музеях;

Издание сувенирной продукции, значков и грамот, марок и конвертов, календарей и плакатов.

Вся эта продукция вводит музеи в кни гоиздательский и кни­готорговый мир России, способствует распространению знаний о них. Этой же цели служат подготовленные научными сотруд­никами музея или на основе подготовленных ими пресс-рели­зов, пресс-справок и пресс-пакетов публикации в газетах и жур­налах, выступления на радио, кино-, теле^-, видеофильмы. Яв­ляясь одной из форм культурно-просветительной работы, они несут о музеях и рекламную информацию.

Вопросы и задания

1. Что такое культурно-просветительная работа музея? В чем ее зна­чение? В каких формах она осуществляется?

2. В каких формах осуществляется контакт музея и школы? Какую роль он играет в социокультурной функции музея?

4. Принимаете ли вы участие в музейных праздниках? Постарайтесь принять и описать свое мнение о них.

Заключение

Музеи в современном мире играют роль хранителей и трансформаторов общественной памяти. Создаваемая ими модель реального мира способствует передаче культурного наследия от поколения к поколению. Музеи, таким образом, выступают как социокультурное явление, способствующее как социализации отдельной личности, так и аккультурации всего общества в целом.

Деятельность музеев достаточно объемна. Она начинается с определения на основе сохранившихся памятников истории и культуры своего профиля. Следующим этапом становится собирание и сохранение исторической общественной памяти, воплощенной в музейных предметах. На их основе создается модель реального мира в виде экспозиций и выставок. Обще­ние с ними способствует культурному, в широком понимании этого слова, воспитанию, социализации как отдельных лично­стей, так и всего общества. Проводимые музеем культурно-просветительные мероприятия, расширяя состав музейной аудитории, вовлекают в сферу его воздействия широкие слои общества. Современный мир не может обойтись без музея как социокультурного института.

В этих условиях возрастает общественная роль музейных работников, музееведов, среди которых основными являются хранители, экспозиционеры и экскурсоводы. О них так ска­зал председатель Международного комитета по музеологии ИКОМ Питер Ван Менш: «Призвание, требующее специаль­ных знаний и часто длительной и интенсивной подготовки, включающей обучение умениям и методам, а также лежащим в их основе научным, или историческим принципам, поддер­живающее организационно или путем создания мнения высо­кие стандарты деятельности и ее результатов и обязывающее своих членов к постоянному совершенствованию и к выпол­нению работы, имеющей своей главной целью служение об­ществу» (Музейное дело. Музей-Культура-Общество. - М.. 1992. С. 234). В этом служении обществу- высокое призва­ние Музея и Музееведа.

Вопросы для подготовки к итоговому зачету

1. Что такое музееведение?

2. Какие причины и обстоятельства вызвали появление му­зеев?

3. Почему музей рассматривается как социокультурное яв­ление?

4. Что такое музей?

5. Как изменялось значение музеев в общественной жизни по мере развития человечества?

6. Какие функции музея определяют его социокультурное значение?

7. Какие причины вызвали появление музеев в России?

8. Почему в эпоху Петра I появились условия для создания в России первых музеев?

9. Чем характеризуется XVIII в. в истории отечественных музеев?

10. Что представляли собой первые отечественные музеи? Какое влияние они оказали на дальнейшее развитие российс­ких музеев?

11. Что явилось причиной массового создания отечествен­ных музеев в первой половине XIX в.? Какие музеи, повлияв­шие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в это время?

12. Как проявилась в развитии российских музеев первой половины XIX в. российская национальная идея?

13. Какие разновидности музеев появились в России в пер­вой половине XIX в.?

14. Какие принципы музейной работы появились в музеях России в первой половине XIX в.?

15. Как влияло социально-экономическое и общественно-политическое развитие России второй половины XIX в. на раз­витие музеев?

16. Какие музеи, повлиявшие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в России во второй половине XIX в.?

17. В чем проявилась роль купечества в развитии отечествен­ных музеев во второй половине XIX в.?

18. Какие музеи были открыты в Росси и в начале XIX в. ? Какое влияние они оказали на создание первых советских музеев?

19. В чем состояло участие российской общественности в развитии музейного дела в начале XX в.?

20. Как проходила ломка старой и создание новой музей­ной системы после Октября 1917 г.?

21. Какие музеи были созданы в период золотого века со­ветского краеведения? Какую роль в жизни общества они иг­рали?

22. Как проявлялись в развитии музеев слова А.В. Луначар­ского: «Музей - грандиозная памятная книга человечества»?

23. Какие принципы музейной работы появились в музеях в первые годы советской власти?

24. Как общественно-политические условия тоталитарно­го развития СССР повлияли на развитие музеев? В чем это про­явилось?

25. Как проявлялись в развитии музеев слова А.А. Вольте­ра: «Музей - плацдарм для организации коллективного мыш­ления масс»?

26. Что положительного и что отрицательного было в раз­витии отечественных музеев в эпоху тоталитаризма? Как это проявляется в развитии современных музеев?

27. Какие музеи характерны для тоталитарной эпохи? Ка­кие принципы музейной работы в них осуществлялись?

28. Как развивались музеи страны в годы Великой Отече­ственной войны? *

29. В каких условиях развивались музеи страны в постто­талитарный период? Как освобождение российского общества от тоталитаризма сказалось в развитии музеев?

30. Какие музеи развивались в стране в посттоталитарный период? Какое влияние они оказали на создание музейной сети современной России?

31. Какую роль играли музеи-заповедники в развитии му­зейной сети? Почему они явились новым этапом ее развития?

32. Какие причины вызвали необходимость музейных ре­форм 1990-х гг.?

33. В чем состоит суть музейной реформы 1990-х гг.? В чем ее значение для развития музеев?

34. Что представляет собой музейная сеть современной России?

35. Какие современные виды музеев являются наиболее перспективными для дальнейшего развития музейной сис­темы?

36. В чем проявляется социокультурная роль современных российских музеев?

37. Какие московские музеи имеют общероссийское значе­ние? Дайте их характеристику.

38. Какие московские музеи отражают историю и жизне­деятельность современной Москвы? Дайте их характерис­тику.

39. В чем состоит значение московских музеев в развитии общероссийской музейной системы?

40.-Что представляет собой Музейный фонд РФ? Из каких частей он состоит?

41. Какую роль в Музейном фонде РФ играют его государ­ственная и негосударственная части и каковы их взаимоотно­шения?

42. Что такое музейный предмет? Каковы условия его бы­тования?

43. Какие системы музейной классификации существуют? Дайте их характеристику.

44. Какую научно-исследовательскую работу проводят му­зеи? Какую роль она играет в развитии науки?

45. Как организуется научно-исследовательская работа му­зея? Какие научные проблемы при этом решаются?

46. Что является научными публикациями музея? Как по ним определяется эффективность работы музея?

47. Что такое фонды музея? Дайте их характеристику.

48. Из каких частей состоят музейные фонды? Как они вза­имодействуют?

49. Что такое вещь музейного значения - музейный пред­мет - экспонат? При каких условиях происходит это превра­щение?

50. Как происходит комплектование музейных фондов?

51. Как организуются и проводятся полевые экспедиции? В чем состоит их значение для работы музея?

52. Что такое фондово-закупочная комиссия? Дайте харак­теристику ее работы.

53. Как организуется и проводится фондовый учет музей­ных предметов?

54. Что такое фондовая документация? Что в нее входит? Как она оформляется?

55. Что такое учетная документация? Что в нее входит? Как она оформляется?

56. Как оформляется юридическое закрепление музейных предметов за музеем?

57. Каковы общие условия хранения музейных предметов в фондах музея?

58. Каковы общие условия хранения экспонатов в экспо­зициях и на выставках?

59. Какой режим является оптимальным для хранения в фондах музейных предметов?

60. Как обеспечить сохранность экспонатов в экспозициях и на выставках?,

61. Что такое экспозиционно-выставочная работа музеев? Дайте ее обобщенную характеристику.

62. Что такое музейная экспозиция? Каковы условия ее бы­тования?

63. Какие работы предполагает создание музейных экспо­зиций и выставок? Дайте их характеристику.

64. Какую роль играют экспозиции и выставки в осуществ­лении музеем своей социокультурной функции?

65. Что входит в понятие научного проектирования экспо­зиции? Какие работы оно предполагает?

66. Что входит в понятие художественного проектирования экспозиции? Какие работы оно предполагает?

67. Какова роль музейной экскурсии в работе музея? Дайте ее характеристику.

68. Как правильно подготовить и провести музейную экс­курсию?

69. Какую культурно-просветительную работу проводят музеи? Определите ее основные направления.

70. Как правильно подготовить и провести рекламную кам­панию деятельности музея?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, классификация и история музеев, их особенности как объектов научного исследования и туризма. Характеристика музеев Франции, историческая ценность экспонатов Лувра, Музея импрессионизма, Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Сеть и типы музеев. Нормативно-правовая база деятельности музеев Российской Федерации. Назначение и функции музея. Учет и хранение музейных ценностей. Экспозиционная и научно-исследовательская деятельность музеев, особенности их кадрового состава.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2012

    Основные понятия, функции и направления деятельности музеев Российской Федерации. Классификация музейных учреждений. Характеристика ресурсной базы музеев Санкт-Петербурга, регулирование их деятельности. Факторы привлекательности музея для посетителей.

    реферат , добавлен 21.04.2015

    История Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге - крупнейшего в России и одного из самых больших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Частная коллекция Екатерины Великой. Интересные факты Лувра и Британского музея в Лондоне.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2011

    История Пермской государственной художественной галереи - одного из лучших музеев России. Красноярский культурно-исторический музейный центр. Уникальность литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова (Мелихово). Музей-усадьба "Ясная поляна".

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Составляющие элементы, формы и методы культурно-образовательной деятельности художественного музея на примере ГУ "Республиканская картинная галерея имени А.В. Лосева". Организация и роль руководителя в проводимой работе. Задачи "музейной педагогики".

    курсовая работа , добавлен 13.12.2011

    История развития Государственной Третьяковской галереи. Путь от Русского Музея Императора Александра III до Государственного Русского музея в начале третьего тысячелетия. Сравнение методов и результатов работы музеев в период больших перемен 1980-1990 гг.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2017