Психология

История жизни. Франц Петер Шуберт — музыкальный гений XIX столетия Роберт шуберт биография кратко

Биография

Детство

В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь , и в 1813 году он принял решение оставить капеллу. Шуберт вернулся домой, поступил в учительскую семинарию, а затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец . В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка , Моцарта и Бетховена . Первые самостоятельные произведения - оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор - он написал в 1814 году .

Зрелость

Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах . В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать - песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори) .

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел , но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

Последние годы

Первая могила Шуберта

Творчество

Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, около 600 песен. При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Ее поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.

В 1897 году издатели Брайткопф и Гертель выпустили критическое издание сочинений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс. Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были или упорными популяризаторами музыки Шуберта, или делали аллюзии на неё в собственной музыке. Бриттен, который был совершенным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты .

Неоконченная симфония

Точная дата создания симфонии си минор (Неоконченной) неизвест­на. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце , и Шуберт представил две её части в 1824 году .

Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил её на концерте в 1865 году. Опубликована симфония была в 1866 году .

Осталось тайной самого Шуберта, по­чему он не завершил «Неоконченную» симфонию. Ка­жется, он был намерен довести её до логического конца, первые скерцо были полностью закончены, а ос­тальные обнаружены в набросках.

С другой точки зрения «Неоконченная» симфония - вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. Так, в своё время Бетховен создал сонаты из двух частей, а позднее у композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением .

В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда (англ. Brian Newbould ) и российского композитора Антона Сафронова).

Сочинения

Октет. Автограф Шуберта.

  • Piano Sonata - Moderato
    Piano Sonata - Andante
    Piano Sonata - Menuetto
    Piano Sonata - Allegretto
    Piano Sonata - Moderato
    Piano Sonata - Andante
    Piano Sonata - Scherzo
    Piano Sonata - Allegro
    Mass in G, movement 1
    Mass in G, movement 2
    Mass in G, movement 3
    Mass in G, movement 4
    Mass in G, movement 5
    Mass in G, movement 6
    Impromptu in B-flat, movement 1
    Impromptu in B-flat, movement 2
    Impromptu in B-flat, movement 3
    Impromptu in B-flat, movement 4
    Impromptu in B-flat, movement 5
    Impromptu in B-flat, movement 6
    Impromptu in B-flat, movement 7
    Impromptu in A-flat, D. 935/2 (Op. 142 No. 2)
    Der Hirt auf dem Felsen
  • Помощь по воспроизведению
  • Оперы - Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьеррабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в том числе Граф фон Гляйхен, и др.;
  • Зингшпили (7), в том числе Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);
  • Музыка к пьесам - Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же);
  • Для солистов, хора и оркестра - 7 месс (1814-1828), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовные сочинения, оратории, кантаты, в том числе Победная песнь Мирьям (1828);
  • Для оркестра - симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;
  • Камерно-инструментальные ансамбли - 4 сонаты (1816-1817), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-1826), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.;
  • Для фортепиано в 2 руки - 23 сонаты (в том числе 6 незавершённых; 1815-1828), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827-28), 6 музыкальных моментов (1823-1828), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы , лендлеры , немецкие танцы, менуэты, экосезы , галопы и др.; 1812-1827);
  • Для фортепиано в 4 руки - сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.;
  • Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения;
  • Песни для голоса с фортепиано, (более 600) в том числе циклы «Прекрасная мельничиха » (1823) и «Зимний путь» (1827), сборник «Лебединая песня» (1828), «Третья песня Эллен » («Ellens dritter Gesang», также известная как «Ave Maria Шуберта»).

В астрономии

В честь музыкальной пьесы Франца Шуберта «Розамунда» назван астероид (540) Розамунда (англ.) русск. , открытый в 1904 году.

См. также

Примечания

  1. Ныне входит в состав Альзергрунда , 9-го района Вены.
  2. Шуберт Франц . Энциклопедия Кольера. - Открытое общество. 2000.. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 24 марта 2012.
  3. Walther Dürr, Andreas Krause (Hrsg.): Schubert Handbuch , Bärenreiter/Metzler, Kassel u.a. bzw. Stuttgart u.a., 2. Aufl. 2007, S. 68, ISBN 978-3-7618-2041-4
  4. Dietmar Grieser: Der Onkel aus Preßburg. Auf österreichischen Spuren durch die Slowakei , Amalthea-Verlag, Wien 2009, ISBN 978-3-85002-684-0 , S. 184
  5. Andreas Otte, Konrad Wink. Kerners Krankheiten großer Musiker. - Schattauer, Stuttgart/New York, 6. Aufl. 2008, S. 169, ISBN 978-3-7945-2601-7
  6. Kreissle von Hellborn, Heinrich (1865). Franz Schubert , pp. 297-332
  7. Gibbs, Christopher H. (2000). The Life Of Schubert . Cambridge University Press, pp. 61-62, ISBN 0-521-59512-6
  8. Например, Крайсль на стр. 324 описывает интерес к творчеству Шуберта в 1860-х годах, а Гиббс на стр. 250-251 описывает размах торжеств по случаю столетия композитора в 1897-м.
  9. Liszt, Franz; Suttoni, Charles (translator, contributor) (1989). An Artist’s Journey: Lettres D’un Bachelier ès Musique, 1835-1841 . University of Chicago Press, p. 144. ISBN 0-226-48510-2
  10. Newbould, Brian (1999). Schubert: The Music and the Man . University of California Press, pp. 403-404. ISBN 0-520-21957-0
  11. В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. - М.: Музыка. 1983. - С. 155
  12. В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. - М.: Музыка. 1983. - С. 212

Литература

  • Глазунов А. К. Франц Шуберт. Прил.: Оссовский А. В. Хронограф, перечень произведений и библиогр. Ф. Шуберта. - М.: Academia, 1928. - 48 с.
  • Воспоминания о Франце Шуберте. Сост., перевод, предисл. и примеч.

(1797- 1828)

Биография Шуберта Франца, ограниченная небольшим временным отрезком, поражает насыщенностью, вместившихся в нее событий. Родился известный композитор в столице Австрии, в Вене, 31 января 1797 г. Его отец был школьным учителем. Свои необыкновенные музыкальные способности Шуберт проявил еще в младенчестве, а, начиная с семилетнего возраста, начал серьезно занимался пением, и учиться играть на нескольких музыкальных инструментах. Будучи подростком, Франц пел в капелле, организованной при королевском дворе. Руководил этим музыкальным коллективом известный австрийский композитор Антонио Сальери, который стал давать талантливому мальчику уроки по основам композиции.

В период жизни с 1814 по 1818 годы Франц Шуберт работал помощником учителя в школе, и занимался творческой деятельностью. В этот период времени им было создано много интересных музыкальных произведений, среди них много песен, которые были написаны композитором на стихи известных поэтов того времени, таких как Гете, Шиллер и Гейне, и на произведения мало известных литераторов того времени. В возрасте 17 лет Франц Шуберт написал две симфонии (вторую и третью), три мессы, а его песенное наследие пополнилось настоящими шедеврами - «Маргарита за прялкой», «Лесной царь». За очень короткую жизнь этим гением было создано более 600 песен.

Большим популяризатором вокального наследия композитора стал его современник известный в Вене певец - И. М. Фогль. Благодаря его пропагандистской деятельности, и стараниям друзей Франца Шуберта, его произведения стали печатать.

Шуберт не только создавал прекрасные произведения, до сих пор вызывающие восхищения потомков, но его творчество отличается еще и новаторством. Так созданные им песенные циклы «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха» представляют собою цикл вокальных монологов, объединенных одним сюжетом. До него никто не создавал подобных музыкальных произведений.

Обладая поистине многогранным талантом, Франц Шуберт много писал для театра. Им было создано 6 симфоний, и среди них «Неоконченная». Написанные им оперы, кроме «Волшебной арфы», не имели большого успеха. Композитор много работал и над созданием духовной музыки, но большинство этих произведений осталось неизвестными. Исключение составляют лишь мессы As-dur и Es-dur. За очень короткую жизнь композитором было создано без малого 1000 произведений.

В Вене в семье школьного учителя.

Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам.

В возрасте 11 лет Шуберт был — школу-пансион для солистов придворной капеллы, где помимо пения изучал игру на многих инструментах и теорию музыки под руководством Антонио Сальери.

Во время обучения в капелле в 1810-1813 годах он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В 1813 году он поступил в учительскую семинарию , в 1814 году начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время Шуберт сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Иоганна Гете "Гретхен за прялкой".

К 1815 году относятся его многочисленные песни, среди которых "Лесной царь" на слова Иоганна Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля (комическая опера с разговорными диалогами).

В 1816 году композитор закончил 4-ю и 5-ю симфонии , написал более 100 песен.

Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставил работу в школе (это привело к разрыву отношений с отцом).

В Желизе, летней резиденции графа Иоганна Эстерхази, он выполнял обязанности учителя музыки.

Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом Иоганном Фоглем (1768-1840), который стал пропагандистом вокального творчества Шуберта. На протяжении второй половины 1810-х годов из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни, в том числе популярные "Скиталец", "Ганимед", "Фореллен", 6-я симфония. Его зингшпиль "Братья-близнецы", написанный в 1820 году для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, но принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама "Волшебная арфа", поставленная несколько месяцев спустя в Театре Ан-дер-Вин.

Он пользовался покровительством аристократических семей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке его 20 песен, но опера "Альфонсо и Эстрелла" на либретто Франца фон Шобера, которую Шуберт считал своей большой удачей, была отклонена.

В 1820-х годах композитором были созданы инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная" симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, девятая по счету).

В 1823 году он написал вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера, оперу "Фьебрас", зингшпиль "Заговорщицы".

В 1824 году Шубертом были созданы струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта "Смерть и девушка") и шестичастный Октет для духовых и струнных.

Летом 1825 года в Гмундене близ Вены Шуберт сделал наброски своей последней симфонии, так называемой "Большой".

Во второй половине 1820-х годов Шуберт пользовался в Вене весьма высокой репутацией — его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали новые песни композитора, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-1826 годов выделяются фортепианные сонаты, последний струнный квартет и некоторые песни, среди которых "Молодая монахиня" и Ave Maria.

Творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки. 26 марта 1828 года композитор с большим успехом дал в зале общества авторский концерт.

К этому периоду относятся вокальный цикл "Зимний путь" (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием "Лебединая песнь".

19 ноября 1828 года Франц Шуберт скончался в Вене от тифа в возрасте 31 года. Он был похоронен на Вэрингском кладбище (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены рядом композитором с Людвигом ван Бетховеном, скончавшимся годом ранее. 22 января 1888 года прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.

До конца XIX века значительная часть обширного наследия композитора оставалась неопубликованной. Рукопись "Большой" симфонии была обнаружена композитором Робертом Шуманом в конце 1830-х годов — впервые она прозвучала в 1839 году в Лейпциге под управлением немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона. Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850 году, а первое исполнение "Неоконченной симфонии" — в 1865 году. Каталог произведений Шуберта включает около одной тысячи позиций — шесть месс, восемь симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Если творчество Бетховена, его старшего современника, питалось революционными идеями, которыми было проникнуто общественное сознание Европы, то расцвет дарования Шуберта пришелся на годы реакции, когда для человека обстоятельства его собственной судьбы стали важнее социальной героики, столь ярко воплощенной бетховенским гением.

Жизнь Шуберта прошла в Вене, которая даже не в самую благоприятную для творчества пору оставалась одной из музыкальных столиц цивилизованного мира. Здесь выступали знаменитые виртуозы, с огромным успехом ставились оперы всеми признанного Россини, звучали оркестры Ланнера и Штрауса-отца, поднявших на небывалую высоту венский вальс. И все же несоответствие мечты и реальности, столь очевидные для того времени, порождали у творческих людей настроения тоски и разочарования, а сам протест против косного самодовольного мещанского быта выливался у них в бегство от действительности, в попытку создать свой собственный мир из узкого крута друзей, истинных ценителей прекрасного...

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в предместье Вены. Отец его был школьный учитель - человек трудолюбивый и добропорядочный, который и своих детей стремился воспитать в соответствии со своими представлениями о жизненной стезе. Старшие сыновья пошли по стопам отца, тот же путь был предуготован и Шуберту. Но звучала в доме и музыка. В праздники здесь собирался кружок музыкантов-любителей, сам отец учил Франца игре на скрипке, а один из братьев - на клавире. Теорию музыки Францу преподавал церковный регент, он же учил мальчике и игре на органе.

Вскоре окружающим стало ясно, что перед ними необыкновенно одаренный ребенок. Когда Шуберту исполнилось 11 лет, его отдали в церковно-певческую школу - конвикт. Там был свой ученический оркестр, где вскоре Шуберт стал исполнять партию первой скрипки, а иногда даже дирижировать.

В 1810-м году Шуберт написал свое первое сочинение. Страсть к музыке охватывала его все больше и больше и постепенно вытеснила все остальные интересы. Его угнетала необходимость изучать то, что было далеко от музыки, и через пять лет, так и не закончив конвикта, Шуберт ушел из него. Это привело к ухудшению отношений с отцом, который все еще пытался наставить сына "на путь истинный". Уступая ему, Франц поступил в учительскую семинарию, а затем исполнял обязанности помощника учителя в школе своего отца. Но намерениям отца сделать из сына учителя с надежным заработком так и не суждено было осуществиться. Шуберт вступает в самую интенсивную пору своего творчества (1814-1817 годы), не слыша отцовских предостережений. К концу этого периода он уже автор пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен, среди которых есть такие как "Маргарита за прялкой", "Лесной царь", "Форель", "Скиталец" - их знают, их поют. Ему кажется, что мир вот-вот распахнет ему дружественные объятья, и он решается на крайний шаг - бросает службу. В ответ возмущенный отец оставляет его без всяких средств к существованию и по сути рвет с ним отношения.

В течение нескольких лет Шуберту приходится жить у своих друзей - среди них тоже есть композиторы, есть художник, поэт, певец. Образуется тесный круг близких друг другу людей - душой его становится Шуберт. Был он небольшого роста, плотный, коренастый, близорукий, застенчивый и отличался необычайным обаянием. К этому времени относятся знаменитые "шубертиады" - вечера, посвящаемые исключительно музыке Шуберта, когда он не отходил от фортепьяно, тут же, на ходу, сочиняя музыку... Творит он ежедневно, ежечасно, без устали и остановки, как будто знает, что осталось ему недолго... Музыка не оставляла его даже во сне - и он вскакивал посреди ночи, чтобы записать ее на клочках бумаги. Чтобы каждый раз не искать очки, он не расставался с ними.

Но как бы ни старались помочь ему его друзья, это были годы отчаянной борьбы за существование, жизнь в нетопленых комнатушках, ненавистные уроки, которые ему приходилось давать ради мизерного заработка... Нищета не позволила ему жениться на любимой девушке, которая предпочла ему богатого кондитера.

В 1822 году Шуберт пишет одно из лучших своих произведений - седьмую "Неоконченную симфонию", а в следующем - шедевр вокальной лирики, цикл из 20 песен "Прекрасная мельничиха". Именно в этих произведениях с исчерпывающей полнотой выразилось новое направление в музыке - романтизм.

Лучшие дня

В эту пору благодаря усилиям друзей Шуберт помирился с отцом и вернулся в семью. Но семейная идиллия была недолгой - уже через два года Шуберт снова уходит, чтобы жить отдельно, несмотря на полную свою непрактичность в быту. Доверчивый и наивный, он часто становился жертвой своих издателей, наживавшихся на нем. Автор огромного количества сочинений, и в частности песен, которые еще при его жизни стали популярны в бюргерских кругах, он едва сводил концы с концами. Если Моцарт, Бетховен, Лист, Шопен как прекрасные музыканты-исполнители немало способствовали росту популярности своих произведений, то Шуберт виртуозом не был и решался выступать разве что в роли аккомпаниатора своих песен. А о симфониях и говорить нечего - ни одна их них так и не была исполнена при жизни композитора. Более того, и седьмая, и восьмая симфония были потеряны. Партитуру восьмой через десять лет после смерти композитора нашел Роберт Шуман, а знаменитая "Неоконченная" была впервые исполнена лишь в 1865 году.

Все больше и больше Шуберт погружается в отчаяние и одиночество: кружок распался, его друзья стали людьми семейными, с положением в обществе, и лишь Шуберт оставался наивно верен идеалам молодости, которая уже прошла. Он был робок и не умел просить, но в то же время и не желал унижаться перед влиятельными людьми - несколько мест, на которые он был вправе рассчитывать и которые обеспечили бы ему безбедное существование, были в результате отданы другим музыкантам. "Что будет со мной... - писал он, - мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб...". Он не знал, что старости у него не будет. Второй песенный цикл Шуберта "Зимний путь" - это боль неоправдавшихся надежд и утраченных иллюзий.

Последние годы жизни он много болел, бедствовал, но творческая активность его не ослабевала. Даже наоборот - музыка его становится все глубже, масштабнее и выразительнее, идет ли речь о его фортепьянных сонатах, струнных квартетах, восьмой симфонии или песнях.

И все-таки, пусть только однажды, он узнал, что такое настоящий успех. В 1828 году его друзья организовали в Вене концерт из его произведений, который превзошел все ожидания. Шуберт снова полон дерзновенных планов, он интенсивно работает над новыми произведениями. Но до смерти остается несколько месяцев - Шуберт заболевает тифом. Ослабленный годами нужды организм не может сопротивляться, и 19 ноября 1828 года Франц Шуберт умирает. Имущество его оценивается за гроши.

Похоронили Шуберта на венском кладбище, выгравировав на скромном памятнике надпись:

Смерть похоронила здесь богатое сокровище,

Но еще более прекрасные надежды.

Австрия

В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт - придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Оставив капеллу в г., Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка , Моцарта и Бетховена . Первые самостоятельные произведения - оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор - он написал в г.

Почему Шуберт не завершил симфонию?

Иногда обыкновенному человеку трудно по­нять тот образ жизни, который ведут творческие люди: писатели, композиторы, художники. Их труд иного рода, чем работа ремесленников или счетоводов.

Франц Шуберт, австрийский композитор, прожил всего 31 год, но написал более 600 песен, много прекрасных симфоний и сонат, большое количест­во хоров и камерной музыки. Он трудился очень напряженно.

Но издатели его музыки платили ему мало. Нехватка денег все время преследовала его.

Точная дата, когда Шуберт сочинил Восьмую Симфонию си минор (Неоконченную) неизвест­на. Она была посвящена музыкальному обществу Австрии, и Шуберт представил две ее части в 1824 году.

Рукопись пролежала более 40 лет, пока ее не обнаружил венский дирижер и не исполнил ее на концерте.

Навсегда осталось тайной самого Шуберта, по­чему он не завершил Восьмую симфонию. Ка­жется, он был намерен довести ее до логического конца, первые скерцо были полностью закончены, а ос­тальные обнаружены в набросках. С этой точки зрения "Неоконченная" симфония - вполне законченное произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей.

Сочинения

Октет. Автограф Шуберта.

  • Оперы - Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьерабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в т. ч. Граф фон Гляйхен, и др.;
  • Зингшпили (7), в т. ч. Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);
  • Музыка к пьесам - Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же);
  • Для солистов, хора и оркестра - 7 месс (1814-28), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовые сочинения, оратории, кантаты, в т. ч. Победная песнь Мирьям (1828);
  • Для оркестра - симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;
  • Камерно-инструментальные ансамбли - 4 сонаты (1816-17), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-26), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.;
  • Для фортепиано в 2 руки - 23 сонаты (в т. ч. 6 незавершённых; 1815-28), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827-28), 6 музыкальных моментов (1823-28), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы , лендлеры , немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812-27);
  • Для фортепиано в 4 руки - сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.;
  • Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения;
  • Песни для голоса с фортепиано , (более 600) в т. ч. циклы Прекрасная мельничиха (1823) и Зимний путь (1827), сборник Лебединая песня (1828).

См. также

Библиография

  • Конен В. Шуберт. - изд. 2-е, доп. - М.: Музгиз, 1959. - 304 с. (Наиболее подходит для начального ознакомления с жизнью и творчеством Шуберта)
  • Вульфиус П. Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества. - М.: Музыка, 1983. - 447 с., ил., нот. (Семь очерков о жизни и творчестве Ш. Содержит самый подробный на русском языке указатель сочинений Шуберта)
  • Хохлов Ю. Н. Песни Шуберта: Черты стиля. - М.: Музыка, 1987. - 302 с., нот. (Исследуется творческий метод Ш. на материале его песен, даётся характеристика его песенного творчества. Содержит список из более 130 названий работ о Шуберте и его песенном творчестве)
  • Alfred Einstein: Schubert. Ein musikalisches Portrit, Pan-Verlag, Zrich 1952 (als E-Book frei verfügbar bei http://www.musikwissenschaft.tu-berlin.de/wi)
  • Peter Gülke: Franz Schubert und seine Zeit, Laaber-Verlag, Laaber 2002, ISBN 3-89007-537-1
  • Peter Härtling: Schubert. 12 moments musicaux und ein Roman, Dtv, München 2003, ISBN 3-423-13137-3
  • Ernst Hilmar: Franz Schubert, Rowohlt, Reinbek 2004, ISBN 3-499-50608-4
  • Kreissle, «Franz Schubert» (Вена, 1861);
  • Von Helborn, «Franz Schubert»;
  • Rissé, «Franz Schubert und seine Lieder» (Ганновер, 1871);
  • Aug. Reissmann, «Franz Schubert, sein Leben und seine Werke» (Б., 1873);
  • H. Barbedette, «F. Schubert, sa vie, ses oeuvres, son temps» (П., 1866);
  • M-me A. Audley, «Franz Schubert, sa vie et ses oeuvres» (П., 1871).

Ссылки

  • Каталог сочинений Шуберта, незавершенная восьмая симфония (англ.)
  • НОТЫ (!)118.126Мб, PDF-формат Полное собрание вокальных сочинений Шуберта в 7 частях в Нотном архиве Бориса Тараканова
  • Франц Шуберт: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Франц фон Зиккинген
  • Франц фон Хиппер

Смотреть что такое "Франц Шуберт" в других словарях:

    Франц Шуберт (значения) - Франц Шуберт: Франц Шуберт великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. (3917) Франц Шуберт типичный астероид главного пояса, названный в честь австрийского композитора Франца Шуберта … Википедия

    (3917) Франц Шуберт - У этого термина существуют и другие значения, см. Франц Шуберт (значения). (3917) Франц Шуберт Открытие Первооткрыватель Фреймут Борнген (англ.) Дата обнаружения 15 февраля 1961 Эпоним Франц Шуберт … Википедия

    Франц Петер Шуберт - Franz Peter Schubert Литография Йозефа Крихубера Дата рождения 31 января 1797 Место рождения Вена Дата смерти … Википедия

    Шуберт, Франц Петер

    Шуберт Франц - Франц Петер Шуберт Franz Peter Schubert Литография Йозефа Крихубера Дата рождения 31 января 1797 Место рождения Вена Дата смерти … Википедия

    Шуберт Франц Петер - Франц Петер Шуберт Franz Peter Schubert Литография Йозефа Крихубера Дата рождения 31 января 1797 Место рождения Вена Дата смерти … Википедия

    Шуберт Ф. - Франц Петер Шуберт Franz Peter Schubert Литография Йозефа Крихубера Дата рождения 31 января 1797 Место рождения Вена Дата смерти … Википедия

    Шуберт Франц Петер - Шуберт (Schubert) Франц Петер (31.1.1797, Лихтенталь, близ Вены, ‒ 19.11.1828, Вена), австрийский композитор. Род. в семье школьного учителя. Его первыми музыкальными наставниками были отец (скрипка), старший брат Игнац (фортепьяно), регент… … Большая советская энциклопедия

    Шуберт - (нем. Schubert, чеш. Šubrt, польск. Szubert) фамилия; Шуберты дворянский род Известные носители Шуберт, Бернис Гидуз (1913 2000) американский ботаник. Шуберт, Вацлав (1825 1885) чешский протестантский религиозный… … Википедия