Инф. технологии

Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему

Ну что же, они -люди как люди. Любит деньги, по ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны; ну, что ж? и милосердие иногда стучится в их сердца, обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос таимо испортил их.
Слова Воланда, взятые в качестве эпиграфа, сказаны им после наблюдения нравов и образа жизни москвичей. Но мессир не остановил действия своей свиты, а продолжил свои наблюдения. Свита же его просто создавала ситуации, в которых люди наиболее ярко проявят свои качества. И, наблюдая их, Воланд смог сделать такой вывод.
Конечно, он мог бы увидеть это и в обыкновенной жизни москвичей, только наблюдая за ними со стороны. Ведь всякое вмешательство может изменить не просто жизни отдельных людей, но и историю всего народа.
Однако, как мы дальше видим, у таинственного гостя столицы были свободны только несколько дней. Он приехал на встречу, которая происходит раз в сто лет и после нее спешно должен уехать. И, чтобы увидеть, как люди ведут себя в определенных условиях, свита и создает эти условия специально для отдельных людей и для целой группы в «пол-Москвы». Но в результате попадающие в эти условия люди гибнут или попадают под следствие, или в психиатрическую лечебницу. Действительно ли так жестоки эксперименты таинственных гостей столицы? Спасся ли хоть кто-нибудь от этих испытаний?
Свита незваного гостя, хотя и недолго пробыла в Москве, однако успела познакомиться с большей частью города. И каждый человек в большей или меньшей степени пострадал от них. Если объединить всех пострадавших в группы, то мы увидим, что на сеансе черной магии в варьете мессир объяснил все причины, по которым простые обыватели Москвы стали его жертвами: чрезмерная любовь к деньгам, любопытство, легкомысленность и квартирный вопрос.
Возьмем, к примеру, председателя жилтоваршцества Никанора Ивановича Бо-сого/Гибель одного из жильцов его дома стала для него лишь новым случаем подзаработать денег. Не напрасно его встречали в коридорах, брали за руки, таинственно заглядывали в глаза и задушевно шептали на ухо. Всем известна была продажность председателя, а он только ждал самого выгодного предложения. К его безмерной любви к деньгам примешивается и легкомыслие. Увидев неожиданно большую сумму, Никанор Иванович совершенно не обратил внимания на обстоятельства, которые всем бросались в глаза: внешний вид предложившего деньги человека. Он вспомнил об этом, когда было уже слишком поздно. И неожиданно у человека появилась совесть и продолжила его мучения. Ведь страшные сны, мучавшие Босого в больнице, были результатом того, что ему стало стыдно за свои дела. Как сказал мессир черный маг, в общем, человек он был неплохой. Однако, он не был и хорошим человеком. Итак, Босой стал жертвой собственной жадности.
Театр варьете был полон зрителей. Но никто из них не удивился ни посыпавшимся с неба червонцам, ни внезапному появлению на сцене великолепного дамского магазина. Именно желание без труда получить желаемое и легкомыслие толкало на сцену женщин и даже мужчин. Никто из них не задумался, за что он может получить такое благо: безмерное количество денег и необыкновенные вещи, которые невозможно купить в московских магазинах. Только высокий чиновник пожелал разоблачения. И женщины, сопровождавшие его, не бросились в «магазин». Эта группа была в отстранении от массы людей. Высокий пост позволял ему иметь все желаемое. И он потребовал категорически разоблачения. И получил его. Разоблачили его самого, чем обеспечили ему большие неприятности дома и, вероятно, на службе. Снова человек сам был повинен в собственных несчастиях. Ему очень хотелось всенародно оскорбить и унизить чародея. Видимо, это доставляло ему большое удовольствие и дома, и на службе, и в театр в тот день он пришел лишь ради этого. И он получил возможность почувствовать себя всенародно оскорбленным.
Примером жертвы другого рода можно представить Ивана Бездомного. Он, напротив, очень внимательный и недоверчивый. Встретив подозрительного незнакомца, он старается установить его личность, чтобы «доложить куда следует». И все же Иван становится первой жертвой мастеров черной магии. Увидев внезапную смерть Берлиоза, Иван понял, как нелепы могут быть утверждения человека о его способности управлять миром. Затем Иван запутался до того, что не мог уже управлять даже собственными мыслями и желаниями. Иван стал жертвой не Во-ланда, но самого себя. Так же и другие жители Москвы стали жертвами собственной алчности, глупости, эгоизма. -.
Во всей Москве Воланд с компанией нашел лишь одну чистую и бескорыстную душу. Только один человек получил от него то, что хотели получить все. Это была Маргарита, искренно полюбившая Мастера и желавшая для себя только одного: возможности наслаждаться покоем любимого человека, и, хотя, по мнению Волан-да, Мастер не был достоин такого, Маргарита заработала это для него. Но покой среди людей невозможен. И Маргарита со своим Мастером покинули людей, землю и отправились вслед за странной группой, неизвестно, откуда появившейся и неизвестно, куда ушедшей. Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?

Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве М.А. Булгакова. Художник создавал его на протяжении 12 лет. В этом произведении автор выразил свои взгляды на Свет и Тьму , Добро и Зло, Верность и Предательство, Любовь и Ненависть.

Через весь роман проходят образы послереволюционной Москвы и москвичей, современников Булгакова. Автор подробно описал быт и нравы московских литераторов , которые очень хорош знал. Кроме того , Булгаков нарисовал жизнь и других жителей Москвы 20-30-ых годов: служащих Варьете, работников домкома, продавцов и просто уличных зевак.

В романе свое отношение к современникам и коллегам писатель выражает с помощью свиты Воланда. Эти герои судят и наказывают порочных москвичей , восстанавливая справедливость, которой нет в реальной жизни Москвы 20-30 годов.

Роман открывается знакомством читателя с представителями «пишущей братии»: председателем Массолита М.А. Берлиозом и подающим надежды поэтом Иваном Бездомным. Вникая в их беседу, мы сразу сталкиваемся с ложью, узостью мышления , приспособленчеством. Берлиоз отчитывает Бездомного за его антирелигиозную поэму, героем которой был Иисус Христос. Мы понимаем, что это «творение» было написано молодым поэтом не от души, а в угоду власти. Булгаков показывает нам , как в то время рождались известные поэты. Талант учитывался в последнюю очередь, на первый план выходило неукоснительное следование слову партии и вождя.

Достаточно просто взглянуть на председателя Массолита, чтобы понять, какие люди ценились в то время. Берлиоз давно уже продал свой талант за теплое местечко , он не способен отличить настоящее произведение искусства от мишуры, а настоящего поэта от подделки. Сам Булгаков относился к этому герою с большой иронией. Просвещая Бездомного в вопросах религии, «высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того , как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек , - поэт узнавал все больше и больше…» Душа Берлиоза давно мертва, поэтому Воланду и его помощникам остается только одно – убить тело Михаила Александровича.

Не лучшим образом выглядят и представители Варьете. Директор театра Степа Лиходеев – гуляка, лентяй, пьяница, враль. Подобны ему и сотрудники Варьете: финдиректор Римский, администратор Варенуха. Они заботятся лишь о своем благополучии. Эти герои без зазрения совести берут взятки, хамят, врут, подличают. Поэтому все эти работники Варьете и получают свое наказание от Воланда. Лиходеев в одно мгновение был выкинут в Ялту , Римского напугала до полусмерти Гелла, а Варенуха побывал в шкуре вампира.

Одним из ярких «московских» персонажей является Никанор Иванович Босой, председатель домкома. Этого «великого» взяточника знали все жители его дома. Единственной возможностью добиться от него улучшения жилищных условий была либо большая взятка, либо звонок от влиятельного человека. Никакие другие доводы (тяжелое семейное положение , большое количество детей) на Никанора Ивановича не действовали. Сама фамилия героя иронична. Несмотря на то, что герой всегда был сыт, одет и обут, он оставался Босым.

И этот герой был справедливо наказан свитой Воланда. Взяточничество обернулось против Никанора Ивановича. Он принял взятку советскими червонцами , которые в «нужный» момент превратились в доллары. Босого арестовали. Уже в камере герою приснилось, что он валютчик и его продолжают преследовать.

Для того, чтобы показать главные пороки москвичей, Булгаков на страницах своего романа устраивает сеанс разоблачительной черной магии. Ничто так не оживляет внимания публики, как падающие из-под купола червонцы. Приличная , казалось бы, московская публика начинает устраивать бедлам в погоне за деньгами: «В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» и другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам как толкану!» и вдруг послышалась плюха». Тем самым Булгаков показывает невероятную тягу москвичей к легкой наживе. Ради денег они готовы на все, даже потерять человеческий вид.

Не лучшим образом выглядит и женское население Москвы. Советских дам очень легко было подкупить всякими заграничными штучками. Москвички с радостью мерили иностранные платья , забыв обо всем на свете: «И вот тут прорвало начисто, и со всех сторон на сцену пошли женщины…Одна, как буря, ворвалась за занавеску,…овладела первым, что подвернулось , - шелковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов».

Булгаков замечает, что современные ему москвичи – неверные супруги, они падки до денег и т.д. Но больше всего их испортил квартирный вопрос, как метко и иронично замечает Воланд.

Но при всех своих недостатках жители Москвы – неплохие люди. Им свойственны жалость , сочувствие. Так, они просили Воланда не мучить конферансье Бенгальского, которому за надоедливость оторвали голову.

Таким образом, свита Воланда творит в Москве справедливый суд, наказывая москвичей за все их недостатки. Эта кара – последняя надежда и Мастера, и самого автора. Только Дьявол может защитить и поставить на место зарвавшихся жителей Москвы , погрязших в своих пороках…

В разделе на вопрос за что кого и как наказывал Воланд? (мастер и маргарита) заданный автором танька =) лучший ответ это 1. Берлиоз наказан Воландом за его веру в мнимые ценности и за сознательное служение им. Он не толко сам проповедует официально утвержденные истины, но итребует этого от своих подчиненых.
2. Понтий Пилат наказанстрашными муками совести не за то, что санкционировал казнь Иешуа, а за то, что сделал это вопреки своей совести, из одной только трусости.
3.Босой за незаконную сдачу квартир в аренду и взяточничество оказывается сначало в милиции, а затем в клинике для душевнобольных.
4.А. А. Семпляров за чрезмерное покровительство хорошеньким девицам вылетает с должности театрального начальника и становится заведующим грибозаготовительным пунктом.
5. Андрей Фокич (буфетчик Варьете) за нанесения ущерба здоровью людей приговаривается к смерти от рака печени.
6. Бездомный6 страдани. которые выпадают на его долю из-за встречи с Воландом, очищают его душу и помогают осознать чудовищную нелепость написанных им стихов и поэм.

Ответ от Колосок [новичек]
Я хотел бы познакомиться с Воландом.


Ответ от россыпь [гуру]
Варенуха - ложь
Римский - так и не смогла понять, за что. Возможно, за чёрствость, бездушие.. .
Лиходеев - пьянство
Жорж Бенгальский - пошлость
Барон Майгель - провокатор, доносчик


Ответ от Ђатьяна Лекторович [гуру]
Воланд, не вредит людям, наказывает их только за аморальные поступки - жадность, доносительство, пресмыкательство, взятки и т. п. Он ироничен, но не глумлив, склонен к озорству
Тот, у кого в душе поселилось зло - его подопечный. Сам Воланд, не умножает зло, а лишь следит за ним, а по мере необходимости - пресекает и справедливо судит.


Кто из героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему

Литературовед Б. В. Соколов считает, что «нечис-тая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обна-жает перед нами людские пороки». Это действительно так. Столкновение с дьявольской силой выводит в ро-мане на всеобщее обозрение то, что обычно скрыто от глаз.

Первой жертвой свиты Воланда становится Берли-оз, «председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ». Воланд предсказывает ему скорую гибель, что сбывается с поразительной точно-стью. Чтобы понять, почему он стал жертвой нечистой силы, нужно прежде всего задуматься над тем, что являл собою возглавляемый им МАССОЛИТ. Раз-говор Берлиоза с Бездомным дает об этом некоторое представление.

Бездомному, входящему в МАССОЛИТ, заказана антирелигиозная поэма. Он написал ее не так, как требовалось, и вот теперь редактор Берлиоз разъясня-ет ему, как и что надо было изобразить. О правдивом описании действительности речи в ведомстве Берлио-за никогда не шло, не идет и теперь. Данная поэма — не первое подобное (заказное) творение Бездомного, а Бездомный — не единственный в МАССОЛИТЕ автор, занимающийся такого рода работой. За это наказан и сам Иван, оказавшийся в сумасшедшем доме и нашед-ший, к счастью, в финале свой истинный путь.

Творцам из МАССОЛИТА противопоставлен в ро-мане Мастер, для которого творческая свобода — вещь принципиально важная. Враждебно относится к МАССОЛИТовцам и сам автор, на собственном опыте узнавший, что значит противостоять таким, как Бер-лиоз.

Яркое представление о МАССОЛИТЕ читатель по-лучает, ознакомившись с описанием «Дома Грибоедо-ва». Красноречиво говорят о содержании деятельно-сти литераторов, а также о самой цели пребывания их в МАССОЛИТЕ многочисленные вывески, а также разговоры писателей. «Рыбно-дачная секция», «Од-нодневная творческая путевка», «Квартирный во-прос» — это лишь некоторые из них. Ресторан в «Гри-боедове» «считался самым лучшим рестораном в Мо-скве», потому что он отличался «качеством своей провизии» и тем, «что эту провизию отпускали по са-мой сходной, отнюдь не обременительной цене». Ма-териальные выгоды зовут писателей в МАССОЛИТ, а не их подлинное призвание. Они же лишают их чести и совести. С горькой иронией писатель говорит о том, что шикарные дачи получают «наиболее талантли-вые» литераторы МАССОЛИТа и что в саму эту орга-низацию нельзя было вступить, не имея «литератур-ного таланта».

Наказан и напуган свитой Воланда также Степа Лиходеев, директор театра Варьете, безответствен-ный руководитель, вся жизнь которого состоит из по-сещения увеселительных заведений и прочих развле-чений. «Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том что им поручено. Начальству втирают очки!» — так характеризует Степу Коровьев. «Он такой же ди-ректор, как я архиерей»,— присоединяется к нему Азазелло.

Разоблачен нечистой силой Никанор Иваныч Бо-сой, «председатель жилищного товарищества дома № 302-бис по Садовой улице». Воланд говорит о нем, что он «выжига и плут». В предложении «переводчи-ка» «заключался ясный практический смысл», по-этому Босой и приял его. За взяточничество, злоупот-ребление служебным положением наказан Босой. «... брал! Брал.... Прописывал за деньги, не спорю, быва-ло», — признается он.

Не проходит свита Воланда и мимо администрато-ра Варьете Ивана Савельевича Варенухи, который с удовольствием соглашается отнести кляузу на Лихо-деева куда следует. Кроме того, по мнению нечистой силы, Варенуха хамит и лжет по телефону. Пройдя «перевоспитание», Иван Савельевич приобрел всеоб-щую популярность и любовь за свою невероятную от-зывчивость и вежливость.

Жертвой свиты Воланда становятся и зрители Варьете, «отоварившиеся» в дамском магазине на его сцене. Охваченные алчностью они хватали в нем все подряд. Их дальнейшее обнажение символизирует об-нажение пороков.

Прямо на сеансе в Варьете нечистая сила разобла-чает Аркадия Аполлоновича Семплеярова, председа-теля акустической комиссии, изображающего из себя «интеллигентного и культурного человека» и беруще-го без зазрения совести под весьма сомнительное по-кровительство «хорошеньких девиц». Позже на до-просе ему пришлось рассказать «и про Ми лицу Анд-реевну Покобатько с Елоховской улицы, и про саратовскую племянницу, и про многое еще, о чем рассказы приносили Аркадию Аполлоновичу невыра-зимые муки» и чем нечиста была его совесть.

Наказан за донос Алоизий Могарыч. Прочитав ста-тью Латунского про роман мастера, он написал на него жалобу о том, что тот хранит у себя нелегальную литературу. Цель этого кляузничества состояла в же-лании избавиться от мастера и занять его комнату. Несмотря на дружбу, Алоизий Могарыч предал мас-тера, он совершил подлость, стремясь извлечь для себя выгоду любыми средствами.

Удивительное превращение происходит с предсе-дателем зрелищной комиссии Прохором Петровичем, постоянным девизом которого на работе стали репли-ки вроде «не принимаю», «вы чего без доклада влезае-те», «я занят». Превращение бездушного, грубого и ленивого горе-руководителя в говорящий костюм весьма символично.

Обличен нечистой силой заведующий филиалом зрелищной комиссии, «вконец разваливший облег-ченные развлечения». «Очки втирал начальству!» выдает его коллега.

Жестоко обошлась свита Воланда и с Максимилиа-ном Андреевичем Поплавским, приехавшим из Киева в Москву. «В чем же было дело? В одном — в кварти-ре»,— сообщает о нем автор. Поплавского «мысль о переезде в Москву настолько точила., в последнее вре-мя, что он стал даже худо спать». Смерть Берлиоза по-казалась ему отличным шансом реализовать свои дав-ние намерения. Максимилиан Андреевич готов был «невзирая ни на какие трудности… унаследовать квартиру племянника на Садовой». Его не огорчила смерть родственника, она стала средством достиже-ния корыстных целей. За корысть он и поплатился.

До смерти напугали проделки нечистой силы бу-фетчика Сокова, большого мошенника, нажившего капитал на продаже некачественных продуктов и об-мане посетителей буфета.

Досталось и той самой Аннушке, разлившей на горе Берлиоза свое масло. Аннушка умеет притво-ряться «весьма искусно», ее не терзают муки совести. Найдя драгоценность, она не прочь «камушки-то... выковырять» или «распилить ее на куски», У схва-ченной с поличным Аннушки наглость сразу пропада-ет, она полностью преображается и многократно по инерции кричит свое «мерси».

Лицемер же Николай Иваныч не случайно превра-щается в борова. Изображая из себя добропорядочно-го семьянина, он не прочь при этом завести отноше-ния с Наташей. Николай Иваныч глуп и труслив. Воз-вратившись с бала сатаны, он требует удостоверение «на предмет предоставления милиции и супруге», но позже оказывается арестованным «исключительно по глупости своей ревнивой» жены. На допросе Николай Иваныч «не счел нужным упомянуть о том, что он явился в спальню с выброшенной сорочкой в руках и что называл Наташу Венерой».

Жертвой свиты Воланда становится также Смир-новский рынок, на котором цены «кусаются» и обслу-живаются только обладатели валюты, в основном го-ворящие на чисто русском языке.

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков-сатирик беспощадно бичует самые разные людские пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, хан-жество и др. Наказание его героям в них самих. Они наказаны тем ужасом, который поселился в их душах и остался там даже после исчезновения Воланда.

Цели:

1) Образовательные: выявить сюжетно-композиционную роль Воланда в романе.

2) Развивающие: развивать умение характеризовать героя-персонажа, определяя его идейно-художественную роль в системе образов.

3) Воспитательные: показать пагубное воздействие различных человеческих пороков – корысти, пошлости и других.

Оборудование: памятки-схемы анализа персонажей.

(см. в Приложении 1)

Технические средства обучения: видеомагнитофон, телевизор.

Методы и приемы: эвристическая беседа; сравнительный анализ эпизодов; постановка проблемы, вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие; индивидуальный опрос по самостоятельно проведенной работе.

Ход урока.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. СООБЩЕНИЕ

ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

II. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.

1. Анализ сюжетной линии «Воланд и его свита».

Учитель . Кто же такой Воланд? Почему он со свитой оказывается в Москве?

Ученик . Сатана. В переводе с немецкого языка – слово означает «черт» (Faland).

Учитель. Образ дьявола у Булгакова нетрадиционен. Этот герой лишен роли клеветника и провокатора, какую он сыграл в Новом Завете; за ним оставлена лишь роль судьи – обличителя человеческих пороков и распорядителя душами грешников. Именно с этой целью он появляется в Москве.

2. Анализ портретов представителей московского мещанства.

Учитель . Итак, если Воланд – судья, то какими способами он восстанавливает справедливость, то есть кого он наказывает и за что?

Учащиеся, отвечая на этот вопрос, опираются на таблицу «Жертвы Воланда». (см. в Приложении 2)

В финале обсуждения делается вывод :

Никто не наказан случайно, каждый получил по заслугам. Воланд высмеивает, ниспровергает, а порой и уничтожает при помощи своей свиты все то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило великий идеал. И в результате каждый получает по своей вере. Выходит, что никто не в силах избежать этого закона жизни: «Все будет правильно. На этом построен мир», - говорил Воланд.

Учитель . Почему из всех жертв Воланда, пожалуй, самое жестокое и даже, казалось бы, не совсем справедливое получает Берлиоз? В чем же состоит его вина, до такой степени несоизмеримая с грехами всех остальных персонажей?

Ученик. Ключ к разгадке этой истории – в иронической реплике Воланда: «Что ж это у вас, чего не хватишься, ничего нет!». Булгаков верил в то, что в человеческой жизни на земле существует какое-то «иное» измерение, придающее этой земной жизни смысл и цель… И задача писателя напомнить людям, что это измерение есть высшая, истинная реальность. Для обозначения этого иного измерения бытия у разных писателей было свое слово. Булгаков называл Бессмертием, Вечностью. Берлиоз же совершенно искренне убежден, что все происходящее совершается только на Земле. Вина Берлиоза, его страшный, непрощенный грех состоит в том, что он отрицает существование не только Иисуса Христа, но и Дьявола.

Учитель . Давайте сравним философию жизни Иешуа и Воланда.

3. Составление сопоставительной схемы, раскрывающей

жизненную позицию Иешуа и Воланда.

Иешуа

«Злых людей нет на свете»

Для него «… все люди добры». Следовательно, добро в человеке изначально и человек способен к саморазвитию и самоочищению без помощи зла.

Очищение от пороков и недостатков идет естественным путем, то есть по собственному желанию, через искреннее раскаяние (Иван Бездомный, Левий Матвей).

Воланд:

«- Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

Герои оказываются как бы вывернутыми наизнанку (Варенуха, прежде черствый к людским просьбам, страдает от излишней деликатности).

Герой убежден в преобладании греховного начала в человеке. А потому исправление пороков должно идти путем вмешательства зла, так как сам человек измениться не способен.

Учитель . Можно сделать вывод, что булгаковский Воланд не просто дьявол, он необходимый элемент морали мира. Он не просто противоположность Иешуа, но и дополняющее его начало. Так в чем же тогда смысл противопоставления Воланда и Иешуа?

Ученик . Благо, которое совершает Воланд, есть благо лишь для внешнего мира, внутри себя человек остается страдающим, ослабленным. Иешуа же несет благо прежде всего для самого человека, исцеляя его душу, освобождая от тяжкого груза предрассудков, и тем самым человек сам, добровольно несет благо во внешний мир.

4. Проверка творческого домашнего задания

«Свита Воланда».

Четыре ученика получили задание – составить следственное психологическое досье на Воланда, Бегемота, Коровьева, Азазелло. Ребята готовили задание по опорной схеме.

1. Имя (прозвище).

2. Внешний вид героя.

3. Привычки, манеры его поведения.

4. Характер героя.

5. Род деятельности.

6. Характер взаимодействия с другими героями.

Варианты досье в Приложении 3.

5. Анализ 12 главы «Черная магия и ее разоблачение».

Слово учителя. Испокон веков в народе считалось, что душа человека не поддается преображению. Во времена Булгакова господствовала другая точка зрения, согласно которой изменение социальной системы общества повлечет за собой изменение души человека. Воланд для того и прибывает в Москву, чтобы на практике проверить правильность этой социальной гипотезы, то есть «значительно ли изменилось московское народонаселение? »

Просмотр кадров кинофильма, эпизод- искушение Воландом публики.

Выводы. То, что происходит в театре – ряд ужасных опытов, но вместе с тем и проверок на человечность и бесчеловечность людей. Всевидящий герой, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что сам ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена.

6. Постановка проблемного вопроса.

Можно ли как-то переделать, изменить этот мир? Что может противостоять стихии и хаосу?

После высказываний ребят делается вывод.

Достигнуть «царства истины и справедливости», проповедуемого Иешуа, человечество может, как утверждает Булгаков, только путем следования добру, любви и милосердию.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Учитель. Если Воланд – Сатана, всемогущный Князь Тьмы,то, олицетворяя вечно существующее зло, он направляет его против зла, существующего в обществе и людях, тем самым совершая добро.

То есть зло для Воланда не цель, а средство:

- расправиться с людскими пороками;

- нарушить рутину жизни, застоя и предрассудков;

- унизить прохвостов, грязных людишек, хапуг, плутов.

IV. ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

2. Подумать, чем Мастер и Маргарита отличаются от московских обывателей?

Приложение 1

ПАМЯТКА

для анализа образа-персонажа

  1. Дайте полную характеристику действующего лица в той мере, в какой она дана автором: опишите портрет, расскажите биографию, охарактеризуйте поведение, раскройте взгляды и убеждения героя, разберитесь в мироощущении.
  2. Определите структуру образа: как художник раскрывает характер героя, какие сцены и части текста особенно важны для характеристики, определите их идейно-художественную роль, укажите наиболее выразительные художественные детали.
  3. Сформулируйте отношение героя к другим персонажам данного произведения: в каком окружении изображается тип (люди, обстановка, природа), какое значение для раскрытия характера они имеют.
  4. Разберитесь в художественной выразительности образа: насколько живо воспринимается он вами, вызывает ли конкретные представления о людях соответствующего времени, возбуждает ли мысли, эмоции; подумайте, какими средствами эта выразительность достигнута.
  5. Раскройте идейно-обобщенный смысл образа – его историческую обусловленность, идейную направленность и общественную действенность; какой человеческий характер изобразил художник, что в нем типичного и типично для какой общественной группы, среды, эпохи; какое общечеловеческое значение имел этот образ для своей эпохи и имеет в настоящее время.
Приложение 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

ДЕЛО № 1

ПРОФЕССОР ЧЕРНОЙ МАГИИ ВОЛАНД.

(ОН ЖЕ КОНСУЛЬТАНТ, ОН ЖЕ САТАНА. ОН ЖЕ ДЬЯВОЛ, ОН ЖЕ ЧЕРТ).

Дата рождения – не установлена.

Внешние приметы: рост высокий, рот кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый – зеленый. Брови черные, одна выше другой. Голос низкий, тяжелый, порой переходящий в хрип. Смех раскатистый, громоподобный. Одевается преимущественно во все черное. При себе носит трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. Не женат.

Характер: жесткий, но справедливый. Вспыльчив. Нетерпим к фальши. Обладает способностью предугадывать события с поразительной точностью. В разговоре остроумен, но и нещадно правдив (до бесцеремонности): вспомним о предсказании смерти Берлиоза, буфетчика Сокова, барона Майгеля и т.д. Крайне проницателен. С будущими жертвами вежлив, предусмотрителен и услужлив (например, со Степой Лиходеевым). Держится с достоинством и хладнокровием. Среди сообщников пользуется большим авторитетом. С поличным не взят, т.к. действует через своих сообщников. Неуловим.

ДЕЛО № 2

КОРОВЬЕВ, БЫВШИЙ РЕГЕНТ.

(ОН ЖЕ ПЕРЕВОДЧИК, ГАЕР. ОН ЖЕ КЛЕТЧАТЫЙ.

ОН ЖЕ ФАГОТ. ОН ЖЕ РЫЦАРЬ).

Дата и место рождения – не установлены.

Внешние приметы: ростом в сажень, но в плечах узок. Худ неимоверно. Физиономия глумливая. «Усишки у него, как куриные перья». Глазки маленькие, иронические и полупьяные.

Одет в клетчатые брюки (подтянутые настолько, что видны грязные белые носки), клетчатый картуз и клетчатый кургузый пиджачок. На носу носит странное, никому не нужное пенсне, в котором одного стекла вовсе нет, а другое треснуто. Способен к изменению физического состояния и переходам его из твердого в газообразное и наоборот.

Склонен прикидываться и ломаться.

Характер язвительный и насмешливый. В общении с жертвами склонен к чрезмерной любезности, чем и обезоруживает (а вернее сказать, обескураживает) собеседника.

В разговоре развязен до бесцеремонности, навязчив и нагл. Чрезвычайно разговорчив. Излюбленный прием воздействия – искушение (деньгами, нарядами) с последующим надувательством, а также словесное обличение скандального характера. При этом выражается резко и прямолинейно. Имеются случаи рукоприкладства (например, с Варенухой – администратором варьете).

Действует в одиночку или с сообщником (в лице кота по кличке Бегемот). Неуловим по причине внезапности появления и исчезновения.

ДЕЛО № 3

КОТ ПО КЛИЧКЕ БЕГЕМОТ.

Дата и место рождения не установлены.

Источник и способ дрессировки – также.

Внешние приметы: «Громадный, как боров, черный, как грач или сажа, с отчаянными кавалерийскими усами». Голос рисует в воображении толстого мужчину с кошачьими чертами лица.

Характер скандальный, с хулиганскими наклонностями, однако не воровской (по свидетельству самого подследственного, у него скорее лапы отсохнут, чем он прикоснется к чужому). Хвастлив, манерен, франтоват, крайне обидчив. Фантазия развита до беспредельности, вследствие чего является большим плутом и хитрюгой. Умен. В обращении с жертвами бесцеремонен и развязен. В кругу своей шайки играет роль шута. В расправе с жертвами изобретателен и искусен. Действует в основном с сообщниками в лице Коровьева и Азазелло.

ДЕЛО № 4

АЗАЗЕЛЛО (ОН ЖЕ РЫЖИЙ).

Дата и место рождения – не установлены.

Внешние приметы: вид разбойничий. Роста маленького, но необыкновенно широкоплеч. Один глаз с бельмом. Рот кривой, с торчащим из него клыком. Цвет волос огненно-рыжий. Голос гнусавый. Поведение и манеры джентльменские. Почтителен.

Характер вспыльчивый, но отходчивый. В разговоре с жертвами прямолинеен и немногословен. Угрюм. Основная обязанность – приводить в исполнение наказание, даваемое свыше. Действует основательно, точно и аккуратно. На руку тяжел. Вооружен (оружие имеет холодное и огнестрельное). Стреляет с чрезвычайной меткостью и виртуозностью. Среди членов шайки пользуется уважением, в котором присутствует некоторая доля боязни. Действует в одиночку, открыто, без лишних слов.

Е. И. Устич, МОУ СОШ с. Варваровка, Октябрьский район, Амурская область