Психология

Образ библиотекаря в художественной литературе и кино. Образ библиотекаря в художественной литературе

Слайд 1
Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве.
Быть библиотекарем – то же, что ехать на велосипеде:

если вы перестаете нажимать на педали и двигаться вперед,

вы падаете.

Д. Шумахер.
Я получил образование в библиотеке.

Причем, совершенно бесплатно.

Р. Бредбери.
Библиотечная профессия не такова, какой ее обычно представляют, она – не для слабых душой.

В самом деле, отсутствие престижности, расхожее представление о библиотекарях, как о глубоко замкнутых, интровертных, не от мира сего личностях, - с этим приходится мириться и существовать или бороться профессиональным объединениям библиотекарей не только в нашей стране, но и по всему миру. Специфика библиотечной работы, как в древние времена, так и в наши дни, остается загадкой для большинства.
Слайд 2
Интересно то, что совершенно невозможно определить все разнообразие деятельности библиотекаря, используя для этого один единственный глагол, тогда как врач – лечит, учитель – учит, повар – готовит еду и т.д.

В энциклопедических словарях слово «библиотекарь» часто отсутствует. Слово «библиотека» есть, а слова «библиотекарь» нет. Толкование слова, обозначающего нашу с вами профессию, чаще звучит так: библиотекарь - работник библиотеки, в обязанности которого входит обработка поступающих в библиотеку книг, их хранение и выдача читателю.

Во французском энциклопедическом словаре Larousse 1980 года издания есть такое определение: библиотекарь - лицо, которому поручили управление библиотекой или присмотр за оной.

Остановиться я решила на следующем определении, понравившемся мне больше других своей многогранностью.

Библиотекарь - работник библиотеки, выполняющий операцию или комплекс операций по формированию библиотечного фонда, обслуживанию пользователей, созданию и использованию материально-технической базы, управлению персоналом и библиотекой в целом.
Слайд 3
Одной из многочисленных задач современного библиотекаря является создание условий, организация информационной среды библиотеки, чтобы с наибольшей экономией умственных сил и времени пользователя информация интериоризировалась (т.е. была бы глубинно усвоена) им.
Слайд 4
Библиотечная профессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении, что каждый день приносит знакомство с новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, новыми людьми, ежедневно возникают разные неповторимые ситуации.

На своей странице в Facebookе Российская государственная библиотека открыла интересную рубрику "Историческая жалоба". Здесь публикуются наиболее выдающиеся заметки, поступившие в жалобную книгу библиотеки.

Вот некоторые из них:
Слайд 5
"Очень просим вас, чтобы в вечерние часы библиотекари-консультанты удваивались или утраивались на рабочих местах, особенно в зале каталогов. Демченко И.В. 5 мая 1936 года".
«На вопрос, где бы читателям выпить воды с сиропом, библиотекарша ответила: «нигде». Мне, советскому человеку, такое отношение непонятно. Рядом с гардеробом иногда стоит самовар, но только в качестве издевательства, потому что при нём нет стакана! Неужели нельзя чем-нибудь заполнить этот пробел?» - негодовал 12 июля 1937 г. некто Черных Н.В.
Слайд 6
"Я считаю, что культурный человек не должен наблюдать за тем, как читают другие, даже если этот человек и сотрудник библиотеки! Нужно же всё-таки доверять людям и понимать особенности их настроения! А сотрудница Розенталь нагло продолжала оставаться в пределах читального зала и иногда бросать в мою сторону косые, подозрительные взгляды пока я сам оттуда не вышел. Считаю, что всё это было проделано с её стороны грубо, стыдно и нетактично", - возмущается неизвестный читатель в жалобной книге 21 июня 1937 г.
Слайд 7
Мы работаем для нашего читателя, каким бы он ни был. Профессиональной чертой библиотекаря должно быть высокое педагогическое мастерство. Нужно прежде всего любить людей, дифференцированно походить к различным категориям читателей, учитывая особенности их информационных запросов, помогать ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, объясняя доходчиво и терпеливо. Помимо эрудированности, мы должны быть чуткими и отзывчивыми, всегда неизменно вежливыми и внимательными.

Контакт с читателем должен быть доверительным. Ведь положительное отношение к специалисту возникает не только и не столько потому, что он хорошо ориентируется в фонде, но и из-за его доброжелательности, способности непринужденно и увлекательно вести беседу, охотно помогать в выборе книг. Настоящему библиотекарю свойственно сопереживание, эмпатия к другому человеку.

Общение с читателем – это обмен информацией. Помните ли вы, что 40% информации усваивается благодаря интонации речи, что помимо текста существует подтекст? К сожалению, «открытие» этих истин происходит порой в конфликтных ситуациях.
Слайд 8
Для библиотекарей, осуществляющих постоянный контакт с читателями, умение по-деловому общаться становится профессионально необходимым качеством, поэтому к речи библиотекаря предъявляются повышенные требования. Особое значение имеет частота и четкость произношения, связность, логичность, богатство словарного запаса, ясность при постановке вопросов и ответов, оптимальная для восприятия скорость речи.

Личное обаяние и приятная внешность также необходимы библиотекарю. А хороший психологический климат в библиотеке создают жизнерадостность и чувство юмора ее сотрудников.
Слайд 9
Сегодня профессия библиотекаря рассматривается в широком социальном контексте. В нашей нынешней, весьма напряженной жизни люди приходят в библиотеку не только за книгами, но и ради общения, для обретения душевного комфорта и равновесия.

В условиях глобальной информатизации все изменяется: меняются интерьеры, фонды, материально-техническая база, оснащенность библиотек. Но готовы ли к переменам сами библиотекари?..

Я не очень давно работаю в библиотеке. Но изучив эту проблему, мне стало интересно, почему до сих пор отечественный библиотекарь в глазах других предстаёт в образе серой мышки, почему выглядит не самым лучшим образом?

Характер изображения библиотекаря в художественной литературе и киноискусстве предстает отражением отношения к ним (то есть к нам, уважаемые коллеги) общества.
В отечественном кинематографе и литературе можно выделить следующие характерные образы библиотекарей:
1. Подвижник или святой. Это тип библиотекаря-праведника, думающего только о благополучии библиотеки, в которой он работает. Такие библиотекари видят цель своей жизни и счастье в том, чтобы сохранить книги для будущих поколений. Они безвозмездно и бескорыстно помогают людям, предоставляя им знания и информацию.

2. Идеалист, мечтающий приобщить всех читателей к «разумному, доброму, вечному». Библиотекари данного типа мечтают перевоспитать своих читателей посредством серьезной литературы, заставляющей думать.

3. Бунтарь, революционер, не согласный с политической системой, взглядами и порядками, существующими в обществе. К сожалению, очень часто такие библиотекари рассматривают библиотеку лишь как вынужденное и временное пристанище.

4. Честный и бедный труженик. Самый распространенный тип отечественного библиотекаря.
В зарубежной литературе и кино образы библиотекарей несколько ярче и заметней. Тем не менее, писатели и режиссеры зачастую изображали и изображают библиотеку как символ крушения жизненных планов. (Ниже падать уже некуда.) Такие стереотипы сохраняются вплоть до 2000-х годов.

Сегодня в зарубежном искусстве образ библиотекаря стал гораздо интереснее. Нашего коллегу можно «повстречать» и в фантастике, и в любовных романах, и в остросюжетных фильмах, детективах, в мистике и даже в ужастиках…
Я хочу представить вашему вниманию подборку произведений отечественных и зарубежных писателей и режиссеров на данную тему.
Итак, ПРО КИНО.

Открывает нашу подборку фильм

«Библиотекарь» США, 2004 г. Режиссер Питер Уинзер.
Слайд 10

Получив приглашение на собеседование в столичную библиотеку, студент-ботаник Флинн Карсен даже и не думал, что эта работа станет смыслом его жизни. Однако, то, что предложили ему работодатели, сильно отличается от будничной работы библиотекаря, перебирающего карточки посетителей и расставляющего книги по полкам. Оказывается, у библиотеки может быть тайная сторона, скрытая от глаз обывателей…
Слайд 11
«Брак по расчету». Россия, 2002 г. Режиссер – Ю. Павлов. В ролях: Н. Курдюбова, Е. Стычкин.

Провинциальный библиотекарь была уверена, что браки совершаются на небесах. Но когда на ней и ее отце повис огромный долг, задумала срочно найти богатого супруга, который уладил бы все материальные проблемы. После многочисленных поисков героиня поняла, что может рассчитывать только на себя…
«Багровые реки». Франция, 2000 г. Режиссер: Матье Кассовиц.

Реми, потомственный библиотекарь престижного колледжа в Альпах, непосредственно в фильме не появляется – его зверски убивают еще до начала триллера. Однако выясняется, что именно сотрудник библиотеки был причастен к генетическим экспериментам в стенах колледжа... И библиотекарь выполнял свою роль, рассаживая читателей попарно, согласно составленной в ректорате схеме…
Слайд 12
«Блюз опадающих листьев». Россия, 2006 г. Режиссер: Александр Михайлов. В ролях: Евгения Добровольская, Илья Рутберг, Юлия Рутберг.

Молодая библиотекарь Ксения, до недавнего времени решавшая свои многочисленные семейные и финансовые проблемы, в один день становится обладательницей наследства – огромной квартиры, счета в банке и нового Мерседеса, а вместе с этим множества тайн и загадок. Ксения понимает, что в этой жизни ничего не бывает просто так…
«Влюблен по собственному желанию». СССР, 1982 г. Режиссёр: Сергей Микаэлян. В ролях: Евгения Глушенко, Олег Янковский.

Героиня фильма – молодая, милая, образованная, но малопривлекательная внешне библиотекарь Вера с никак не складывающейся личной жизнью. Случайно она сталкивается в метро с бывшим спортсменом Брагиным. Он бросил спорт, его бросила жена, он пропил все, что нажил за годы спортивной карьеры и работает на заводе токарем, что его совершенно не радует. Поговорив, герои приходят к выводу, что влюбиться можно по желанию, в человека, которого просто наметишь. И они решили опробовать эту теорию, построенную на аутотренинге и самовнушении…
Слайд 13
«Живет такой парень». СССР, 1964 г. Режиссер: Василий Шукшин. В ролях: Леонид Куравлев, Белла Ахмадулина, Лидия Александрова.

История про молодого алтайского шофера Пашу Колокольникова, который, рискуя жизнью, предотвращает пожар бензовоза. Балагур и шутник, Пашка любит пофорсить. Ему нравится Настя, местный библиотекарь, но девушка предпочитает ему заезжего инженера, который её-то своей ровней не считает.
«У озера». СССР, 1970 г. Режиссёр Сергей Герасимов. В гл. ролях: Н. Белохвостикова, В. Шукшин.

Библиотекарь Лена Бармина – главная героиня прогремевшего более 40 лет назад на всю страну кинофильма. «У озера» - это фильм-размышление об ответственности человека перед другими людьми, родной природой и окружающим нас миром. А еще это история любви.

Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1971 году.
Слайд 14
«Пистолет в сумочке Бетти Лу». США, 1992 г. Режиссер Аллан Мойли. В гл. роли: Пенелопа Энн Миллер.

Героиня американского комедийного детектива Бетти Лу Перкинс работает в тихой провинциальной библиотеке. Она обожает своего мужа – полицейского, но он слишком увлечен работой и не обращает на нее внимания. Однажды Бетти находит на речном берегу настоящий пистолет, кладет его в сумочку, а затем начинаются невероятные приключения.

В этом фильме показан бунт библиотечных работников, когда они, устав от своего беспросветного существования, монотонной работы и всеобщего равнодушия идут на рискованные действия.
Слайд 15
«Как пройти в библиотеку?» Россия, 2011. Режиссер Е. Малков. В ролях: Т. Бибич, Т. Черкасова.

Владелец сети ночных клубов Олег Баринов по пути на работу заезжает в районную библиотеку, чтобы отдать ненужные книги, которых дома у него накопилось много, а выбрасывать их на помойку ему не позволяет воспитание. В библиотеке он знакомится с Аллой - невзрачной, незаметной девушкой-библиотекарем, которая сначала не производит на него ни малейшего впечатления…
«Мумия» США, 1999 г. Режиссер Стивен Соммерс. В ролях: Р. Вайс, Б. Фрейзер.

Конечно, я не могла пропустить этот фильм, ведь его главная героиня Эвелин говорит: «Я горжусь тем, кто я есть… Я – библиотекарь!».

Эвелин не только библиотекарь, она еще и историк, лингвист, и она знает сложнейший древний язык, мечтает прочитать Книгу Мертвых. Именно благодаря знаниям Эвелин герои фильма побеждают вставшую из гробницы мумию.
Фильмы фильмами, но наша профессиональная судьба (а для многих она неотделима от личной) заключена все же в книге. Судьба библиотекаря – смотря в книгу, видеть в ней собственное отражение. Это накладывает определенный отпечаток и формирует особый образ, далеко не всегда однозначный.
Итак, далее – ОБРАЗ БИБЛИОТЕКАРЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 16
Василий Шукшин «До третьих петухов. Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума».

Это сказка-притча. Здесь ожившие литературные герои называют библиотекаря «вульгаритэ». Содержание телефонного разговора, который ведет героиня, не привлекает к ней поклонников, а совсем наоборот, делает образ женщины-библиотекаря примитивным и пошлым.

Лилия Беляева «Семь лет не в счет»

Библиотекарь в книге – честный и бедный труженик. Главный герой на семь лет уезжает зарабатывать деньги на Сахалин. За это время его жена Лариса превращается в типичную (по мнению автора) библиотекаршу с узлом волос на затылке и в бесформенном свитере: «Одна... утром, днем, вечером... Дома, в библиотеке. Книги, полки, книги...». В повести описываются и другие библиотекари. Это принципиальная заведующая читальным залом, а также две подруги Ларисы, для которых увидеть мир обеспеченных людей - все равно, что «слетать на Марс».
Слайд 17
Александр Володин «Идеалистка»

Автор не называет даже ее имени. Она – библиотекарь по профессии и идеалистка по жизни. Она изо всех сил верит в чистую и светлую любовь на всю жизнь, хотя знает, что многие легко сходятся всего лишь на неделю. В ее голове перемешаны истории любви - Офелии, Агафьи Тихоновны, Бедной Лизы, Анны Карениной и даже Дульсинеи Тобосской. И ни возраст, ни жизненные невзгоды никогда не изменят ее романтического восприятия мира. Потому что, как сказано в пьесе, «стыдно быть несчастливой».
Н.К. Горбунов «Доклад»

«Святость» библиотекаря приводит к трагикомическим ситуациям. Так, в рассказе библиотекарь искренне радуется за профессора, беззастенчиво использующего в своем выступлении редкие материалы, которые она собирала по крупицам в течение долгого времени.
Слайд 18
Илья Эренбург. «День второй».

Глядя на героиню этого романа, библиотекаря Наталью Петровну Горбачеву, «люди думали, что она похожа на книжного жучка и что в ее голове только номера каталога. Другим она казалась большой уродливой буквой... Наталья Петровна Горбачева не спасала ни свою жизнь, ни добро, ни революцию. Она спасала книги. Она была одинока, немолода и некрасива. Никто не знал даже, как ее зовут – говорили: библиотекарша. Они не знали Натальи Петровны… Она подходила к ним и жалобно шептала: «Товарищи, пожалуйста, осторожней!» Она страдала оттого, что никто из этих людей не чувствовал к книгам той любви, которая переполняла ее сердце. Нескладно всхлипывая, Наталья Петровна говорила: «Книги – большая вещь! …их нельзя сжечь, их надо хранить...»
Ларри Бейнхарт «Библиотекарь, или Как украсть президентское кресло»

Университетский библиотекарь Дэвид Голдберг работает на эксцентричного пожилого миллиардера, последнее желание которого - оставить потомкам мемориальную библиотеку о себе и своих достижениях. Впрочем, самая запоминающаяся вещь в его деятельности, как случайно обнаруживает Голдберг - тайна большой политики, которая никогда не должна выплыть наружу. Это заговор по фальсификации президентских выборов! За главным героем, библиотекарем, систематизирующим архивную информацию, начинается настоящая охота.
Слайд 19
Роман Сенчин «Елтышевы»

Валентина Викторовна, мать семейства, которое неуклонно катится к полной гибели - библиотекарь, женщина в годах, уставшая и отяжелевшая. Ни разу мы не увидим ее с книгой: такой привычный способ забыться в беспросветных буднях не приходит в голову ни автору, ни героине. Не разглядим в ней ни проблеска книжных (в смысле высоких) принципов и ценностей. Периодически она вспоминает, кто написал такую-то книжку, которую она когда-то выдавала. Не вспомнив, быстро успокаивается.
Александр Солженицын «Раковый корпус»

Один из персонажей некто Алексей Филиппович Шулубин – в молодости боевой командир, позже «красный профессор» – преподаватель философии. Он избежал сталинских лагерей, но на воле прошел все стадии запугивания, унижения. В действии романа Шулубин – библиотекарь. Профессия библиотекаря в романе оказалась тем крайним пределом, до которого можно было унизить человека, сделав его несчастным, сломленным полностью.
Слайд 20
Людмила Улицкая «Сонечка»

Людмила Улицкая написала яркий, удивительный образ библиотекарши Сонечки: «Целых двадцать лет, с семи до двадцати семи, Сонечка читала почти без перерыва. Она впадала в чтение как в обморок, оканчивавшийся с последней страницей книги.... Был у нее незаурядный читательский талант, а может, и своего рода гениальность. Отзывчивость ее к печатному слову была столь велика, что вымышленные герои стояли в одном ряду с живыми, близкими людьми...» .

О повести «Сонечка» когда-то напечатали в одном из наших профессиональных изданий. Автор статьи писала: «Сонечка» – это гимн нашей профессии, гимн в прозе, который надо читать стоя. «Сонечка» – наша честь и слава, …главная и любимая наша мысль о библиотекаре».

Мое мнение по поводу характера главной героини расходится с мнением автора этой статьи, и я думаю, что далеко не каждая из нас увидит в Сонечке образец для подражания и в профессиональном, и в личном плане.
Вера Калашникова «Ностальгия»

Действие в повести происходит в наши дни. Ее героиня Полина, по профессии библиотекарь, «говорит по-английски и по-французски... у нее собран большой материал для своей диссертации; надо только в немецких архивах немного порыться... Она умная, решительная современная женщина (тип нового русского библиотекаря), очень начитанная.

Ее ужасает окружающая бездуховность, наркомания, проституция. Разочарованная отечественной действительностью, Полина уезжает в Германию, к своему жениху. Однако и там она не находит успокоения… Повесть необычна и привлекает внимание тем, что в ней, в одной из первых в российской современной литературе, простой библиотекарь приравнивается к академикам, наделен большим интеллектуальным потенциалом.
И именно на этой высокой ноте мне хотелось бы закончить. Конечно, есть и другие образы, и множество других персонажей. Регламент нашего мероприятия не позволяет продемонстрировать все примеры образа библиотекаря, которые возможно обнаружить в художественной литературе и кино (приятно удивляет то, что их немало).

Как это ни странно, но социологические исследования показывают, что в азартные игры чаще всего играют люди двух типов. Большая их часть имеет весьма спокойные профессии (например, библиотекарь), а остальные заняты профессиональной деятельностью, связанной с высоким риском (полицейские, спасатели). Первые это делают из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни, а эмоции, между тем, рвутся наружу; а у вторых склонность к риску превращается в привычку.

Я не призываю вас играть в азартные игры, но хочу пожелать привнести этот азарт, огонь в душе, в нашу профессиональную деятельность; сохраняя традиции, постоянно желать нового. И тогда уже в скором будущем в кино и литературе появятся совсем иные образы российских библиотекарей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2015

    Процессы управления, управления формированием, сохранностью, использованием библиотечного фонда. Управление библиотечно-информационными электронными ресурсами библиотек. Система финансирования библиотек, библиотечного фонда в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Действующие нормативные документы, затрагивающие интересы библиотек и библиотечных работников Беларуси. Кодекс профессиональной этики библиотекаря. Создание на базе библиотек публичных центров правовой информации. Инфраструктура библиотечной системы.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Библиотека Ярослава Мудрого. Социальные и коммуникативные функции современных библиотек. Модернизация библиотечного дела, развитие национальной электронной библиотеки. Уровень автоматизации библиотек. Статистические данные о состоянии сельских библиотек.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Анализ основных положений Кодекса этики российского библиотекаря, где изложены стандарты профессионального поведения, отвечающие задачам и интересам библиотечной профессии. Проблема библиотечно-информационного обслуживания современных пользователей.

    контрольная работа , добавлен 08.05.2010

    Существование и развитие профессии библиотекаря по работе с детьми: профессиональная квалификация и кадровые проблемы. Исследование роли детского библиотекаря в приобщении к чтению. Образование, профессиональные компетенции, профессиограмма библиотекаря.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2013

    Теоретические основы имиджа: понятие, структура, функции. Гендерные аспекты имиджа. Современный имидж женщины-министра. Имидж российских министров сельского хозяйства Елены Скрынник, соцразвития Татьяны Голиковой, экономразвития Эльвиры Набиуллиной.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2010

    Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Центральной музыкальной школы. Способы привлечения учащихся в музыкальную школу.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2008

Профессия библиотекаря - одна из самых благородных профессий, требующая любви к делу, самоотверженности, силы души. Эта профессия считается социально значимой, но не престижной, почти незаметной.

Образы библиотек и библиотекарей в русской художественной литературе ХХ в. весьма интересны и противоречивы. Авторы книг отмечают черты, характерные для того или иного исторического периода, показывают положение библиотек в обществе, а также создают чисто литературные образы и ассоциации, устойчивые стереотипы библиотекарей.

Характер изображения книги, библиотеки и библиотекаря в художественной литературе предстает отражением отношения к ним общества. А произведения литературы позволяют осмыслить место библиотеки в жизни общества, уяснить имидж библиотекаря в социуме, ибо отношение к чтению, книге, библиотеке и ее сотрудникам зависит не столько от статуса учреждения, количественных показателей его деятельности, его социальной функции, сколько от бытующих в обществе представлений и стереотипов.

Вашему вниманию представлен выборочный список произведений отечественных и зарубежных писателей на данную тему.

Багмут, И. Драгоценное издание : рассказ

Рассказе, где описывается бой в развалинах одной из областных библиотек. В разгар сражения один из бойцов неожиданно вспоминает как нечто недостижимо-далекое обычную библиотечную тишину: «в его воображении всплыл роскошный вестибюль библиотеки и та особая, уютная тишина читального зала, когда слышен только тихий шелест переворачиваемых страниц» (10). Библиотека, потерявшая около 2 млн томов, была открыта на следующий же день после освобождения города. Одну из уцелевших книг, взятую главным героем в свою часть под честное слово, вернул в библиотеку его товарищ, поскольку тот «погиб при исполнении боевого задания».

Биргер, А. Заклятие слов: повесть

Писатель со знанием библиотечного дела повествует о работе библиотекаря. Тепло, трогательно, с симпатией рассказывает о библиотечном труде.

Библиотека в провинциальном городке. Кажется, что это самое тихое и безобидное место, где время течет медленно и ничто не может нарушить раз и навсегда установленный порядок. Известный столичный писатель, приехав на встречу с читателями, неожиданно попадает в водоворот мистических и загадочных событий, связанных с местной библиотекой.

Борисов, Л. Блокада : рассказ

В рассказе затрагивается трагическая тема блокады Ленинграда и книжных собраний в осажденном городе. Автор отмечает, что настоящему библиофилу, даже если бы у него и был килограмм крупы, стыдно было бы покупать за эти «деньги» целую философскую библиотеку, поскольку это - «цинический случай».

Володин, А. М. Идеалистка: пьеса

Пьеса А. Володина «Идеалистка» написана в 1962 г. В центре пьесы образ библиотекаря-идеалиста, мечтающего приобщить всех читателей к «разумному, доброму, вечному» и, в первую очередь, к чтению «серьезной» литературы. Это произведение - монодрама, исповедь героини о прожитой жизни. Имени у нее нет, автор называет ее несколько отчужденно - Она, есть профессия - библиотекарша. Четыре встречи, оставившие след в жизни героини, - четыре расставания. В 80-е годы по «Идеалистке» был снят телефильм с участием А. Фрейндлих и Н. Михалкова

Воробьёв, Е. Шелест страниц : рассказ

Рассказ - о блокадном Ленинграде, ленинградцу Е. Воробьеву душевно близка эта тема. Здесь ощутима особая атмосфера, запоминаются точные детали: шестьсот вымерзших чернильниц в Публичной библиотеке.

Галин, А. Библиотекарь: пьеса

Вынеся профессию героя в заглавие, драматург подчеркнул ее «знаковость». В пьесе представлен тип библиотечного работника - человека, не согласного с политической системой и существующими в обществе порядками, рассматривающего библиотеку как своеобразное убежище.

Действие пьесы происходит в библиотеке психоневрологического диспансера, затерянного где-то в российской глубинке. Судя по всему, библиотекой никто не пользуется. В ней, однако, целых три сотрудника, так или иначе загнанные в эту ловушку. Герой сослан в библиотеку по указке КГБ за издание какого-то невинного самиздатского журнала.

Скоро его должны «реабилитировать» - и он сможет покинуть библиотеку. Но в последний момент «библиотекарь» вступается за несправедливо преследуемого юношу и, как можно понять, его ждут новые напасти. Весьма знаменательно, что именно в библиотеке автор нашел «праведника», способного на самопожертвование: «Бунт слабых людей - самый сильный бунт!».

Георгиевская, С. Серебряное слово : повесть

"Серебряное слово" - повесть о молодой девушке-библиотекаре, уехавшей из Москвы в далекую Туву, о ее юношески страстном и глубоко ответственном отношении к своему делу.

Грекова, И. Летом в городе: рассказ

«Когда цветут липы, город весь погружается в запах. Пахнет в трамваях, в магазинах, на лестницах. В большом библиотечном зале тоже пахло липами. Окна были раскрыты, и, когда налетал ветерок, каждый чувствовал присутствие лип...»

Елизаров, М. Библиотекарь: роман

«Библиотекарь» - это, по сути, первый большой постсоветский роман, реакция поколения 30-летних на тот мир, в котором они оказались. За фантастическим сюжетом скрывается притча, южнорусская сказка о потерянном времени, ложной ностальгии и варварском настоящем. Главный герой, вечный лузер-студент, «лишний» человек, не вписавшийся капитализм, оказывается втянут в гущу кровавой войны, которую ведут между собой так называемые «библиотеки» за наследие советского писателя Д.А. Громова.

Вокруг книг разворачивается целая реальность, иногда напоминающая остросюжетный триллер, иногда боевик, но главное - в размытых контурах этой умело придуманной реальности, как в зеркале, узнают себя и свою историю многие читатели, чье детство началось раньше перестройки. Для других - этот мир, наполовину собранный из реальных фактов недалекого, но безвозвратно ушедшего времени, наполовину придуманный, покажется не менее фантастическим, чем умирающая профессия библиотекаря.

«Это книга о гибели советских читателей, которые вечно горят в пламени литературы соцреализма, - считает председатель жюри «Русский Букер», критик Евгений Сидоров.

Залыгин, С. Южноамериканский вариант : роман

Роман "Южноамериканский вариант", сугубо "городское" повествование о душевной маяте современной интеллигентной женщины.

Каверин, В. Скандалист, или Вечера на Васильевском острове : роман

В романе много страниц посвящено библиотекам

Калашникова, В. Ностальгия : повесть

Калашникова, В. Ностальгия Действие в повести происходит в наши дни. Ее героиня Полина, по профессии библиотекарь, «говорит по-английски и по-французски... у нее собран большой материал (для своей диссертации - Б.С.), надо только в немецких архивах немного порыться....».

«Кстати, именно вчера ночью Полине приснился вещий сон... Ее дом объят пожаром, стебли пламени уже поднимаются снизу, из подвала, огонь ярится на кухне, в коридоре, и она не может вырваться. Ну что же, узнаю тебя, жизнь, принимаю, и приветствую звоном щита. В библиотеку назад не примут, хотя можно податься в другую, попроще, и общаться уже не с академиками...». Она умная, решительная современная женщина (тип нового русского библиотекаря) и, что очень важно, весьма начитанная - «всю жизнь только и делала, что книги читала». В то же время ее ужасает окружающая бездуховность, наркомания, проституция: «... при коммунистах... порядок был... телевизор можно было смотреть. А сейчас у нас показывают сексфильмы... спрашивается, откуда к нам пришла эта гадость?». Разочарованная действительностью, Полина уезжает в Германию, к своему жениху. Однако и там она не находит успокоения: немецкий мужчина слишком расчетлив, там тоже проститутки и наркоманы... Конец истории трагичен. Полина гибнет в автокатастрофе.

Эта повесть символична. В ней, в одной из первых в российской современной литературе, образ библиотекаря наделяется высоким интеллектуальным потенциалом, способным на равных общаться с цветом нации (в данном случае - академиками).

(Звезда. - 1998. - № 9. - с. 33-104)

Крапивин, В. Оранжевый портрет в крапинку: повесть

Юля, героиня повести - практикантка в библиотеке очень маленького городка Верхоталье.

Лиханов, А. Детская библиотека : повесть

Повести «Магазин ненаглядных пособий», «Кикимора» и «Детская библиотека» А.А.Лиханова составляют часть романа в повестях «Русские мальчики». Все они о том, как прошли войну дети, ставшие школьниками в военное лихолетье, чем была заполнена их жизнь.

Лобанова, Л. Из жизни читательницы : роман

Марина устала от одиночества и безнадежности ни к чему не ведущих отношений с женатым мужчиной. Она живет среди книг и мечтает хоть как-то изменить свое унылое существование. И однажды мечты сбываются...

Теперь у Марины есть все и интересная работа в новом журнале, и даже роман с известным писателем. Но... как отличается реальность бытия литературной богемы от всего, что рисовалось ей в воображении! И как нелегко найти счастье в мире тех, кто избрал своим уделом Слово!..

Логан, Б. Библиотекарша

Реджина Финч мечтала работать в библиотеке - ей казалось, что ничего интереснее быть не может, и она была безумно счастлива, что ее мечта сбылась. Но в первый же рабочий день она стала свидетелем возмутительной сцены: двое молодых людей страстно предавались любви в одной из комнат Нью-Йоркской публичной библиотеки. Негодование Реджины было велико, но она не могла не заметить, как красив и сексуален молодой человек. Она была бы удивлена, узнав, что ее ждет: совсем скоро красавец мачо, осквернивший святая святых, станет ее бойфрендом...

Майрон Вики, Дьюи. Кот из библиотеки, который потряс весь

Герой этой книги - реально существовавший рыжий кот по кличке Дьюи, который в 1988-2006 годах жил в публичной библиотеке маленького города Спенсер, в штате Айова, США.

Книга представляет собой воспоминания его хозяйки Вики Майрон. Она работала в библиотеке Спенсера 25 лет, из них 20 была директором библиотеки и все это время вместе с ней был кот Дьюи - главный обитатель библиотечного здания, почетный сотрудник, талисман и всеобщий любимец.

Итак, какие переживания может вынести животное? Сколько жизней у кошки? Как получилось, что несчастный котенок-подкидыш сделал маленькую библиотеку местом встречи окрестных жителей и центром притяжения для туристов, а провинциальный американский городок - известным во всем мире? Об этом и многом другом в потрясающей книге Вики Майрон, которая сумела тронуть душу миллионов читателей во всех уголках планеты.

Майрон Вики, Девять жизней Дьюи. Наследники кота из библиотеки, который потряс весь мир

Трогательная история о рыжем коте из библиотеки городка Спенсер, описанная в книге Вики Майрон «Дьюи», вызвала миллионы восторженных отзывов. Читатели так прониклись атмосферой душевного тепла, которое дарил людям Дьюи, что вдохновили Вики Майрон написать продолжение.

В новой книге - девять историй о котах, которые объединили людей, подарили им надежду и помогли справиться с жизненными трудностями, научили радоваться, любить и сострадать.

Рыбакова, С. Приходской библиотекарь : рассказ

В рассказе С. Рыбаковой «Приходской библиотекарь» Вика, Виктория работает в приходской библиотеке. «Для нее работа была даром Божьим, который она ценила. Но и читатели, в свою очередь, давали Вике многое. Они все в суетном мире были единомышленниками.

(Наш современник. - 2002. - № 10. - С. 94-101)

Сенчин Р. Елтышевы: роман

Валентина Викторовна, мать семейства, которое неуклонно катится к полной гибели - тоже библиотекарь, женщина в годах, уставшая и отяжелевшая. Ни разу мы не увидим ее с книгой: такой привычный способ забыться в беспросветных буднях не приходит в голову ни автору, ни героине. Не разглядим в ней ни проблеска книжных (в смысле высоких) принципов и ценностей. Периодически она вспоминает, кто написал такую-то книжку, которую она когда-то выдавала. Не вспомнив, быстро успокаивается...

(Дружба народов.- 2009.- №3,4)

Стрехнин, Ю. Есть женщины в русских селеньях : повесть-быль

Улицкая, Л. Сонечка: повесть

Людмила Улицкая вывела яркий, удивительно самозабвенный характер библиотекарши Сонечки.

«Она окончила библиотечный техникум, стала работать в подвальном хранилище старой библиотеки и была одним из редких счастливцев, с легкой болью прерванного наслаждения покидающих в конце рабочего дня свой пыльный и душный подвал, не успев насытиться за день ни чередой каталожных карточек, ни белесыми листками требований, которые приходили к ней сверху, из читального зала, ни живой тяжестью томов, опускавшихся в ее худые руки».

Героиня «Сонечки», как в многолетнем обмороке, запоем читает книги, но реальность жизни - любовь, семья, материнство - выбивает ее из чтения... Наступает старость: умирает муж, уезжает дочь, - и она возвращается душой к великой литературе, которая дает пищу для души, примирение, наслаждение...).

Повесть "Сонечка" удостоена премий: Медичи (1996, Франция) и им. Джузеппе Асерби (1998, Италия).

Черноков, М. Книжники: роман

Причудливый мир библиофилов дореволюционной России предстает на страницах романа М. Чернокова «Книжники». В нем подробно и колоритно описаны и «сумрачные петербургские лавки антикваров», и сами книжники, всецело предавшиеся своей всепоглощающей страсти. При этом за помощь в разыскании книг они готовы вытерпеть какое угодно прозвище - «алхимики, пустосвяты, пыльная чудь» и т.п.

В целом «Книжники» М. Чернокова - одно из очень редких в отечественной литературе произведений, полностью посвященных библиофильской тематике, и в последующие десятилетия ничего подобного уже не печаталось.

2010-10-21 23:58:33 - Ирина Иннокентьевна Платонова
1. Багмута И.А. Драгоценное издание, (в рассказе описывается бой в развалинах одной из областных библиотек)

2. Бернард Ханна Мисс Библиотекарша У скоромного библиотекаря Эрин рухнули все надежды найти верного и любящего мужа. Теперь она мечтает лишь о ребенке. И никаких мужчин, никаких романов!

3. Беляева Л. И. Семь лет не в счет

4. Брэдбери, Рэй `И духов зла явилась рать...` (фантастика, про мужчину-библиотекаря)

5. Булгаков М.А. Сколько Брокгауза может вынести организм?

6. Володин А. Идеалистка

7. Галин А. М. Библиотекарь

8. Горбунов Н. К. Доклад

9. Горышин Г. Тридцать лет

10. Грекова И. Летом в городе

11. Дубровина Т., Ласкарева Е. `Высший пилотаж`Библиотекарь Маша уже не верила в возможность счастья - судьба никогда не баловала ее подарками. И вдруг счастье само буквально свалилось ей на голову. Летчик из упавшего самолета оказался тем самым, единственным, любимым. Голова закружилась от восторга. Но ложь, козни завистников и глупые случайности мешают окрепнуть в ее сердце робкому, долгожданному чувству, имя которому - любовь...

12. Елизаров М. `Библиотекарь` bookz.ru/authors/elizarov-mihail/bibliote_873.html Литературная премия Русский Букер за лучший роман 2008 года
13. Ильин В.А. Я люблю тебя, жизнь

14. Каверин В.А. Скандалист, или Вечера на Васильевском острове (в романе много страниц посвящено библиотекам)

15. Казаков Ю. Дом под кручей

16. Кассиль Л. А. Сердце библиотеки: Очерк.

17. Кузнецов А. Огонь

18. Калашникова, В. Ностальгия
Действие в повести происходит в наши дни. Ее героиня Полина, по профессии библиотекарь. Разочарованная действительностью, Полина уезжает в Германию, к своему жениху. Однако и там она не находит успокоения: немецкий мужчина слишком расчетлив, там тоже проститутки и наркоманы...

19. Караваева А А. Мера счастья

20. Карелин Л. В. Микрорайон

21. Лидин В.Г. Книга бессмертна Рассказ про заведующую районной библиотекой, сумевшую сохранить в условиях оккупации немалую часть библиотечного фонда

22. Литвиновы Анна и Сергей Одноклассники smerti. Читатели вновь встретятся с полюбившимися героями Литвиновых - журналистом Дмитрием Полуяновым и его невестой Надей Митрофановой. Они оказываются в эпицентре таинственных событий. Надя - девушка милая, но очень правильная и предсказуемая. Да и чем может удивить скромная библиотекарша? Поэтому, когда погибла бывшая одноклассница Нади, Дима не сомневался: это случайность. Непонятно только, почему невеста нервничает и умоляет, чтобы он расследовал смерть девушки. На первый взгляд, никаких загадок нет: обычное бытовое убийство. Но Надя настаивает на расследовании. Заинтригованный Полуянов берется за это дело и очень скоро узнает: оказывается, тихоня Надежда в прошлом вела жизнь, весьма далекую от нынешней образцовой. И нажила себе могущественных врагов - настолько серьезных, что даже сейчас, спустя десять лет, ее жизнь в опасности...

23. Лиханова А.А. Детская библиотека (Глазами детей военной поры показана библиотека)

24. Матвеев М.Ю. Книжные люди в русской литературе ХХ века Как представлены библиотеки, библиотекари, а также библиофилы в русской художественной литературе ХХ века www.library.ru/3/reflection/articles/matveev_01.php www.spbguki.ru/files/Avt_Matveev_1243239702.doc

25. Мусатов А. И. Острожская библия

26. Некрасов В.П. В родном городе

27. Распутин В. Г. Пожар

28. Рекемчук А. Тридцать шесть и шесть

29. Русских, Анна. Женщина в поисках выхода из тупика [Текст] : рассказ / А. Русских// Нева. - 2008. -№ 3. - С. 123-138 Трагическая судбьа женщиныбиблиотекаря: пьянство и жестокость мужа, проблемы с сыном, гибель сына. magazines.russ.ru/neva/2008/3/ru5.html

30. Рыбакова С. Приходской библиотекарь www.hram-ks.ru/RS_rassk_v1.shtml

31. Семенов Т. В. Уличные фонари

32. Сенчин Роман Елтышевы (Дружба народов.2009.№3,4) Валентина Викторовна, мать семейства, которое неуклонно катится кполной гибели - тоже библиотекарь, женщина в годах, уставшая и отяжелевшая.Ни разу мы не увидим ее с книгой: такойпривычный способ забыться в беспросветных буднях не приходит в голову ни автору, ни героине.Не разглядим в ней ни проблеска книжных (в смысле высоких) принципов и ценностей. Периодически онавспоминает, кто написал такую-то книжку, которую она когда-то выдавала. Не вспомнив, быстро успокаивается

33. Солженицын, А.И. `Раковый корпус` Один из персонажей некто Алексей Филиппович Шулубин в молодости боевой командир, позже красный профессор преподаватель философии. Он избежал сталинских лагерей, но на воле прошел все стадии запугивания, унижения. В действии романа Шулубин библиотекарь, полностью сломленный, несчастный человек.

34. Стрехнин Ю. Ф. Есть женщины в русских селеньях

35. Тихонов Н.С. Бесстрашные книголюбы Очерк про лейтенанта, собиравшего книги под огнем немцев в развалинах Петергофа

36. Улицкая Л. `Сонечка` Людмила Улицкая вывела яркий, удивительно самозабвенный характер библиотекарши Сонечки.Героиня `Сонечки`, как в многолетнем обмороке, запоем читает книги, но реальность жизни любовь, семья, материнство - выбивает ее из чтения Наступает старость: умирает муж, уезжает дочь, и она возвращается душой к великой литературе, которая дает пищу для души, примирение, наслаждение

37. Умберто Эко `Имя розы` Ученый монах Уильям Баскервильский с учеником Адсоном прибывает во францисканский монастырь, чтобы расследовать серию загадочных убийств. Расследование ведет его в самые глубины обширной библиотеки аббатства,а убийства, как он выясняет, были совершены из-за редкого экземпляра второй части Поэтики Аристотеля, посвященной комедии и смеху

38. Фриснер Эстер Смерть и библиотекарь Сколько раз уже нам встречался этот сюжет Смерть приходит за своей очередной жертвой и уходит, несолоно хлебавши, но, как видно по этому рассказу, сюжет еще далеко не исчерпан. Эстер Фриснер удалось создать свою собственную ни на что не похожую историю этой ставшей уже классической встречи, при этом придав Смерти ряд необычных черт.

39. Черноков М. Книжники. Причудливый мир библиофилов дореволюционной России предстает на страницах этого романа

40. Шагинян М. С. Сутки в Ленинградской Публичной библиотеке

41. Шаргородская Инна Охота на Овечкина Сказочная история, приключившаяся со скромным библиотекарем Михаилом Анатольевичем Овечкиным на границе параллельных миров и вполне реального Петербурга.

42. Шукшин В. М. Психопат

43. Эренбург И. Г. День второй, До третьих петухов, Доверенное лицо читателя

44. Яковлев Ю. Я. Рыцари книги

У студентов 1 курса специальности «Библиотековедение» заочного отделения ТОККиИ прошла дискуссия на тему «Образ библиотекаря и библиотеки в художественной литературе» (дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности»).

В центре внимания оказались весьма интересные и противоречивые образы библиотекарей русской и зарубежной художественной литературы.

Для разбора студенты взяли следующие произведения отечественных авторов, советского и постсоветского времени: Бабель И.Э. «Публичная библиотека» (Золотых К.С.), Лиханов А.А. «Детская библиотека» (Саморукова Е.С.), Георгиевская С.М. «Серебряное слово» (Берестова В.П.), Елизаров М.Ю. «Библиотекарь» (Петина Ю.Н.), Улицкая Л.Е. «Сонечка» (Подщеколдина И.В.).

Жанровым разнообразием отличались произведения зарубежных авторов, охарактеризованные студентами: Майрон, В. Дьюи. «Кот из библиотеки, который потряс весь мир» (Голодок Е.С.), Белл Логан «Библиотекарша» (Котухова А.С.), Терри Пратчетт «Посох и Шляпа» (Татарникова Ж.Е.) Ларри Бейнхарт. «Библиотекарь, или Как украсть президентское кресло» (Печникова О.В.), Ион Колфер «Очень страшная мисс Мерфи» (Котова А.Д.) Здесь и политический детектив, и женский роман, и детское фэнтези. Одни из авторов дают конкретную характеристику героини - библиотекаря, другие открывают внутренний мир библиотекаря через действие, зачастую на отвлеченную тему.

Художественная литература подробно и точно анализирует библиотечные стереотипы, позволяющие несведущему человеку представить место и роль библиотечной профессии в обществе.

Очень часто образ библиотекаря никак не соответствует нашему представлению о себе. Как показывают примеры из художественной литературы, библиотекарь – весьма неадекватный человек в глазах писателей, журналистов, то есть тех, кто озвучивает и одновременно предопределяет общественное мнение.

Тем не менее надо читать художественную литературу о людях своей профессии: здесь описаны и разобраны все психологические типы и ситуации. И нельзя говорить о развитии нашего профессионального сознания, пока мы не будем знать о себе достаточно.