Все вопросы

Живопись русская лубочная картина с русалками. Русский изобразительный лубок

– русские народные картинки ручной работы, представляющие собой богатый и выразительный слой истории, культуры и искусства Российского государства. Эти некогда популярные изображения, отличающееся простотой и доступностью образов, красноречиво говорят о жизни и мировоззрении простых людей прошлого.

На Руси лубок появился в 16 веке. Учёные всё ещё спорят о происхождении названия «лубок». Некоторые говорят, что оно пошло от слова «луб», старорусского названия липы, на досках которой вырезали картинки. Другие же утверждают, что оно связано с лубяными коробами, в которых их разносили. А московская легенда гласит, что всё началось с Лубянки, улицы, где жили мастера лубочного искусства.

Рисунки выводили на специальным образом распиленных досках и называли «фряжскими листами», затем «потешными листами» и «простовиками». Изначально в них преобладали религиозные сюжеты, после чего лубок стал удобным и недорогим способом распространения информации, историй нравственно-поучительного характера и пропаганды. Шло время, техника лубка менялась. В 19-м веке древесина уступила место металлу и работы стали изящнее. Сюжетами служили житие святых, былины и песни, басни и портреты императорской семьи, сцены из жизни крестьян, сказок и романов, знания о далёких странах и исторических событиях.

Дорогие лубочные картины украшали царские палаты и боярские терема. Простой народ скупал на ярмарках недорогие (по цене от полкопейки) чёрно-белые лубки, отдавая предпочтение комическим рисункам. Многие представители высшего общества отказывались назвать искусством творения народных художников-самоучек. Но в наши дни русский народный лубок украшает собрания крупнейших музеев.

Для Нью-Йоркской публичной библиотеки наиболее «урожайный» период по сбору крупных и редкостных книг с гравюрами из Восточной Европы пришёлся на десятилетие с 1925 по 1935 год. Тогда советское правительство национализировало и продавало за рубеж содержимое императорских дворцовых библиотек. В одной лишь Нью-Йоркской публичной библиотеке представлены предметы из девяти императорских библиотек, а также издания, принадлежавшие 30 членам императорской семьи. Библиотека приобрела их на месте (и по хорошей цене), откомандировав для пополнения книжных фондов Ярмолинского Авраама Цалевича (1890-1975), куратора славянского отделения с 1917 до 1955 год. Он приехал в советскую Россию в 1923 году, а в 1924 вернулся в Штаты. Ценные экспонаты из фонда императорских дворцовых библиотек также приобрела Библиотека Конгресса США и Гарвардский университет. Букинист Ганс Краус написал:

«Эти [русские дворцовые] коллекции, столь малоизвестные и высоко оценённые на Западе, содержали невероятные материалы. Настолько раритетных восточноевропейских произведений в этом полушарии ещё не видели. У царей и цариц усердно служили книжные коллекционеры. Кроме приобретённых книг их собрания пополнялись многочисленными полученными в подарок изданиями, напечатанными на специальной бумаге, с роскошными переплётами, в шёлке или сафьяне и с имперским гербом. («Сага о редкой книге», 1978, стр. 90-91.)

Значительную часть библиотечной коллекции лубка занимают и произведения из собрания выдающегося деятеля культуры Российской империи, Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895). Он был личностью исключительно многогранной. Тайный советник, юрист и реформатор судебной системы всей душой любил искусство. Собственными усилиями он скупал материалы и издавал иллюстрированные книги, среди которых «Русские народные картины», «Русские гравёры и их произведения», «Словарь русских гравированных портретов», «Достоверные портреты московских государей», «Материалы для русской иконографии» и другие сборники. Потратив большую часть своего состояния, Ровинский собрал одну из лучших частных коллекций российской и западноевропейской графики. После его смерти экспонаты рассредоточились по различным музеям, библиотекам и другим культурным учреждениям России. На Западе же сбереглись замечательные серии томов, которые он публиковал зачастую крайне малочисленными тиражами.

На сайте Нью-Йоркской публичной библиотеки, где опубликован альбом «Русский народный лубок 1860-1870-х годов» , представленно почти 200 изображений, мы отобрали 87 наиболее интересных.


Нечаянность, 1867.



Новая песня, 1870.



Трудолюбивый медведь, 1868.



Морские сирены, 1866.



Как купчихи гуляют, 1870.



Вот как в Москве ярославцы половые трудятся, с красотками веселятся, 1870.



Похороны кота крысами и мышами, 1866.



Клеветник и змея, 1869.



Конёк-Горбунок, 1870.



Вылетел в трубу, 1872.



В Марьиной роще, 1868.



В Петербурге места нет, едет в деревню дураков обманывать, 1870.



Замечательнейший из великанов, скороходов и уродов Серпо Дидло, 1866.



Жидовская карчма, 1868.



Спор большого носа с сильным морозом, 1870.



Кащей и его желание, 1867.



Напраслина, 1867.



Небылица в лицах, 1868.



Новейший карточный оракул, 1868.



Перековка старых на молодых, 1871.



Храбрый воин Аника, 1868.



Сильный и храбрый богатырь Аника воин, 1865.



Сильный и храбрый Бова Королевич поражает Полкана богатыря, 1867.



Сильный и славный храбрый воин Аника, 1868.



Славный сильный и храбрый Бова Королевич поражает Полкана богатыря, 1868.



Славный сильный и храбрый витязь Еруслан Лазаревич, 1868.



Сильный храбрый богатырь Илья Муромец, 1868.



Сильный могучий Бова Королевич побеждает Полкана богатыря, Еруслан Лазаревич побеждает трехглавого змея, 1867.



Сильный славный храбрый богатырь Иван Царевич 1868.



Крестьянин и Смерть, 1868.



Хищные волки, напавшие на проезжающих, 1868.



Как львица воспитала царского сына, 1868.



Упрек старосты с бурмистром, 1870.



Правда и ложь, 1871.



Кринолин, 1866.



Курение цыгары, 1867.



Ловля рыбы на озере, 1870.



Мамаево побоище на Куликовом поле в 1380 году, 1868.



Муж жену веселит, 1868.



Мздоимец-ростовщик, 1870.



Нападение англичан на Соловецкий монастырь, 1868.



Переправа российских войск через Дунай 11 марта 1854 года, 1869.



Песня "Что ты спишь мужичок", 1871.



Песня про то, как жена пила пиво да мужа накормить позабыла, 1866.



Песня "Возвращение на родину из Питера промотавшегося трактирщика", 1870.



Поднесение государю хлеба-соли в Москве, 1865.



Под Одессой 10 апреля 1854 года, 1864.



Рачительное домоводство, 1870.



Раек, 1970.



Романс, 1867.



Русская крестьянская свадьба, 1865.



Шамиль Иман Чечни и Дагестана, 1870.



Сказка о том, как мастеровой черта надул, 1867.



Скупой, 1866.



Ступени человеческого века, 1866.



Травля змея и тигром, 1868.



Царь Иоанн Васильевич Грозный, 1868.


А ну-ка, Мишенька Иваныч, 1867.



Чепуха для смеху народу на потеху. Как звери с птицами охотника погребают, 1865.



Деревня, 1970.



Генерал Топтыгин, 1868.



Ах, барыня, 1870.



Английский милорд, храбрый рыцарь Гуак, храбрый рыцарь Францил Вентцян, богатырь Бова Королевич, богатырь Еруслан Лазаревич, 1861.



Его императорское высочество наследник цесаревич великий князь Александр Александрович и её императорское высочество великая княгиня Мария Фёдоровна, 1871.



Горный пейзаж, 1870.



Карл Великий и змея, 1870.



Турецкая тройка спешит с донесением турецкому Султану о занятии Карса российскими войсками, 1870



Жизнь за царя Ивана Сусанина, 1866.



Даниил длинный великан, 1868.




Катенька, 1867.


Била жинка мужика, 1867.


Била жинка мужика, 1867.


На деньги молодец наш льстится, 1867.


Песня "Я цыган молодец...", 1867.


Песня "Ходили девушки по берегу...", 1867.


Песня "Мужик пашенку пахал", 1867.


Песня малороссийская, 1868.


По владимирскую клюкву, разносчик балясник, 1867.


Прощание, 1867.


Роспись приданого, 1867.


Русская песня "Не брани меня, родная...", 1867.


Русская деревенская песня "Отдал меня батюшка", 1867.


"Слон и Моська", 1867.


Цыганка, 1867.


Железная дорога. Рассказ сбитенщика про железную дорогу, 1868.


Сегодня увидела в сети лубочные картинки, раскрашенные локальными пятнами с преобладанием фиолетового цвета, и почему-то они оказались созвучными моему настроению. Хотя раньше к лубку (народной картинке, предназначенной для тиражирования и массового распространения) относилась совершенно равнодушно. Удивившись такой перемене вкуса, решила освежить в памяти сведения об этом виде искусства.


Мыши кота хоронили. Лубок

В России лубок был распространен в XVII - начале XX века, породив массовую лубочную литературу, которая выполняла социальную функцию - приобщала к чтению беднейшие, малообразованные слои населения.

В справочниках сообщается, что свое название лубок получил от луба (верхней твердой древесины липы), которая использовалась в XVII веке в качестве гравировальной основы досок при печати картинок. В XVIII столетии луб заменили медные доски; в XIX-XX - картинки печатали типографским способом, однако название «лубочных» за ними сохранялось.

По поводу лубка вспомнились слова , чьи лекции по русскому искусству мы слушали в Суриковском институте: «Деревянная церковная скульптура соотносится с работами Растрелли так же, как лубок с голландской гравюрой, потому что представляют разные пути в искусстве». Лубок противостоял петровской гражданской гравюре, которую Петр I активно насаждал. Как писал историк И.Е. Забелин, русская народная жизнь при Петре лишь снаружи была заставлена разными немецкими «декорациями», а внутри оставалась такой же, как и раньше.

Николай Николаевич говорил: «В целом, лубок был защитой русского народного мировоззре-ния. Если Петр I вводил точные науки, то в лубке защищался, как бы мы теперь сказали, поэтический замысел, сказка. Если гравюры Шхонебека подписывались, в общем-то, языком газеты и официальных документов, то в лубках мы находим сказы, былины, песни, а также прибаутки, поговорки. Если на гравюрах Петра было все абсолютно серьезно, потому что они являлись, прежде всего, документами, то в лубке появ-ляется много смеха, иронии. И, наконец, если петровская гравюра всегда выполнялась на меди, была чистой графикой, за что ее ценили некоторые художники XX века и опирались на нее как на чистую графику (мирискуссники, например)…, то лубок графикой не назовешь, - это совершенно особое, не только графическое изображение». Русские лубочные картинки раскрашивались яркими красками.


К середине XIX века, в условиях широкого распространения книж-ной печати и господства академического искусства, слово «лубок» стал синонимом чего-то непрофессионального и грубого. В тот период он понимался как жаргон, как топорная работа. Когда хотели сказать о чем-то антихудо-жественном, то приводили в пример лубок.

В лубочном искусстве существовали разные жанры. Например, большое распространение получили лубочные картинки на церковные темы (сюжеты Священного писания, житийной литературы, духовных притч). Существовали лубки поэтические, сказочные, иллюстрировавшие былины. Среди картинок были и пейзажные - с изображением природы, памятных мест; были лубки-карты. Бытовали лубки жанровые, картинные, с придуманным сюжетом, и психологические - со свиданиями, свадь-бами, сговорами. Были лубочные картинки обрядовые и календарные. Наконец, существовали лубочные бестиарии, на которых показывались звери и птицы.


Лубок являлся не только праздничным искусством, использовавшимся для укра-шения интерьеров домов, но и оружием сати-ры. Существовали, к примеру, по-литические картинки, направленные против Петра I и его реформ. В них появились сатирические портреты Петра I в виде кота. Этот образ был создан, видимо, кем-то со стороны оппозиции, может быть, в старообрядческой среде, противостоявшей Петру, которого воспринимала антихристом. На лубковых картинках с изображениями котов делались смелые надписи, с прямым намеком на деятельность Петра.


«Мыши кота хоронили» - сатирическое изображение похорон Петра I в Петербурге, как говорится в книге Д.А. Равинского «Русские народные картинки». Сами надпи-си лубка подтверждают эту мысль, а также изображение духового оркестра, впервые заигравшего на похоронах Петра I. До того времени на Руси никогда и никого не хоро-нили с музыкой. Это была европейская традиция, которая потом привилась, вошла в жизнь России, и к XVIII - XIX векам стала вполне обычной. Но в начале XVIII века она производила сенсацию.

В разных вариантах данного лубка Равинский находил разные надписи балаганного характера. Например, на одном из них внизу изображена мышь с трубочкой в зубах, сидящая верхом на другой мыши, которая везет бочонок с вином. Над ними надпись: «Мышка тянет табачишко». Имеется в виду . Также имеется в виду и торговля водкой, которая сначала была частной, а затем превратилась в государст-венную монополию.


Иногда лубок выполнял значение газетной хроники, заменяв-шей современный телевизор. В лубке сообщалось о событиях, которые происходили в стране. В частности, рассказывалось о том, что в России появились слоны, которых привели из Персии в подарок императрице Анне Иоанновне. Путешествие слонов, за которым с любопытством следила вся Россия, описывалось в лубке: слоны изображались на Волге, переправляющиеся через Москва-реку, оказавшиеся в Петербурге. Эта история, довольно смешная, но достоверная, приводилась в документах той эпохи и иллюстрировалась лубками, как своего рода приложением к газете.

Хроникой можно назвать и знаменитый лубок, который назывался «Как ловили кита в Белом море». Рассказ, лежавший в его основе, не был придуман, а заимствован из газеты «Московские ведомости», в которой сообщалось, что такого-то числа, дня и года в Белое море заплыл кит и был выловлен сетями.



Как считал Николай Николаевич Третьяков, в почвенно-традиционном русском лубке не так много было смеха и сатиры, а все-таки преобладала поэтизация жизни и церковные темы.

Церковный лубок продолжал жить и в XIX веке. В нем можно выделить разные пласты. Был, к примеру, глубокий пласт старообрядческого церковного лубочного искусства. Старообрядцы сохранили церковную традицию в лубке.

Лубок - народная картинка, вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

С середины XVII века на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине XIX века их стали называть лубками.

Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми. Все изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка - и приходилось начинать все сначала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили черную краску на стеночки. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Осталось просушить и раскрасить красками. Лубки делались разных размеров. Какие краски любили на Руси? (Красный, малиновый, голубой, зеленый, желтый, иногда черный). Красили так, чтобы сочетание было резким. Высокое качество рисунка говорило, что вначале лубки рисовали профессиональные художники, которые при Петре I остались без работы. А уже потом присоединились резчики пряничных досок и другие городские ремесленники. Гравер делал основу для картинки - доску и отдавал заводчику. Тот покупал доски, готовые к оттискам, а оттиски отправлял на раскраску (например, под Москвой в селе Измайлово жили лубочники, делавшие гравюры на дереве и меди. Женщины и дети занимались раскраской лубков.

Как делали краски: Варили сандал с добавкой квасцов, получалась малиновая краска. Акцент делали на яркий красный или вишневый цвет. Использовали лазурит для голубой краски. Варили краски из листьев и коры деревьев. Каждая мастерица раскрашивала по-своему. Но все учились друг у друга, и лучшие приемы использовали в своей работе.

Лубки очень полюбились в России. Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметике, священное писание. Любая тема освещалась в лубке с предельной глубиной и широтой. Например, на четырех полных листах повествовалось о нашей Земле. Где, какие народы живут. Много текста и много картинок. Лубки были про отдельные города, про разные события. Поймали, например, в Белом море кита, и на большом листе нарисован кит. Или как мужчина выбирает невесту, или модные наряды, или «Азбуки». И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагалось ярусами. Иногда были тексты на лубках. Во-вторых, лубки служили украшением. Русские мастера придали лубку радостный характер.

Лубок - это название, происходит от слова «луб» - лубяной, т.е. деревянный (внутренняя часть древесной коры) . Рисунки вырезали на деревянных досках. Продавали эти картинки и разносили их по всей земле русской офени (коробейники), которые хранили свой товар в лубяных коробах. Дорожили лубками очень. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказывается, как у крестьянина изба горела, а он первое, что вынес - картинки. В лубке никогда не было горя или плача. Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы. Разносчиков лубков - офеней ждали повсюду. Детишкам они несли картинки с буквами, девицам картинки с модной одеждой, про любовь, а мужчинам - что-нибудь политическое. Покажет офеня такую картинку, да расскажет, что нового произошло в стране.

Лубочные картинки, сопровождались кратким пояснительным текстом. Он отличался простотой и доступностью образов, писался живым и образным разговорным языком и нередко воспроизводился в стихотворной форме. К лубочным картинкам причисляют и рисованный лубок (нарисованные от руки настенные листы), однако главное свойство лубка - массовость, широта распространения - достигается только с помощью печати.

Тематика лубочных книг отличалась многообразием. "Здесь найдете олицетворенными догмат, молитву, гетью (легенду), нравоучение, притчу, сказку, пословицу, песню, словом, все, что пришлось по духу, нраву и вкусу нашего простолюдина, что усвоилось его понятию, что составляет предмет ведения, назидания, обличения, утешения и любопытства миллионов...", - писал один из первых исследователей лубка И.М.Снегирев.

Первоначально русский лубок носил преимущественно религиозный характер. Русские граверы заимствовали сюжеты из отечественной миниатюры, а также церковных икон. Так, из ранних печатных икон сохранился лист "Архангел Михаил - воевода небесных сил" (1668), лубки XVII века с изображением сюжетов икон Суздаля, Чудова монастыря, Симонова монастыря в Москве и др. Часто эти картинки заменяли собой дорогостоящие церковные живописные образа.

В XVIII веке наиболее многочисленными были светские сюжеты. Источником для гротеска многих из них послужили иностранные гравюры. Так, например, известный лубок "Шут Фарнос с женой" - с немецкого образца; "Пастух и пастушка" - пасторальная сценка в стиле рококо, с рисунка Ф.Буше, а гротесковые, причудливо фантастические фигуры лубка "Шуты и скоморохи" обыграны с офортов Ж.Калло и т.д.

Широкое распространение в народе имели лубки фольклорной тематики, а также "картины потешные и забавные" - изображения всевозможных увеселений и зрелищ, среди которых наиболее часто издавались лубочные картинки "Петрушкина свадьба", "Медведь с козой" и особенно "Битва Бабы-Яги с крокодилом". К национальному фольклору восходит и известный лубок "Как мыши кота погребают", долгое время считавшийся пародией на погребальную процессию Петра I, якобы созданную в начале XVIII века раскольниками, яростно боровшимися с петровскими реформами. Сегодня ученые склонны думать, что сюжет этого лубка появился еще в допетровское время, хотя самый ранний, дошедший до нас оттиск этой гравюры датируется 1731 годом. Известный в нескольких вариантах, в том числе "сезонных" (зимнее погребение на санях и летнее - на телеге), этот лубок неоднократно переиздавался с небольшими отклонениями в названии ("Как мыши кота хоронили", "Мыши кота на погост волокут" и др.), в различной технике (гравюра на дереве, на металле, хромолитография) не только на протяжении XVIII века, но и почти вплоть до Октябрьской революции.

Много лубков создавалось на тему учения и быта различных социальных слоев населения России: крестьянина, горожанина, чиновника, купца и пр. ("Муж лапти плетет, а жена нити прядет" , "Знай себя, указывай в своем доме"); в лубочных картинках находили отражение события внутренней и международной жизни ("Извержение Везувия в 1766 году", "Взятие Очакова", "Победа генерал-фельдмаршала графа Салтыкова при Франкфурте в 1759 году"), военный быт русских солдат, их политические настроения и др. В период военных действий лубок часто выполнял роль газеты, плаката, листовки-прокламации. Так, в 1812-1815 годах была выпущена серия лубочных картинок-карикатур на Наполеона и французскую армию, созданная Н.И.Теребневым, известным русским скульптором и художником. Широко известен патриотический лубок под названием "Боевая песенка донцов", получивший распространение во время русско-японской войны 1904-1905 годов, текст к которому ("Эй, Микадо, будет худо, перебьем твою посуду") был написан В.Л.Гиляровским.

Большой популярностью среди русского народа пользовались лубочные картинки с портретами царей. В 1723 году Петром I была введена строгая цензура изображений лиц царской фамилии, что, однако, не помешало появлению на книжном рынке лубочной картины с портретом мнимого Петра III - Емельяна Пугачева и никогда не царствовавшего императора Константина Павловича.

Начиная с середины XVIII века лубочные картинки часто сшивались вместе или выпускались в виде книжки с большим количеством иллюстраций, впоследствии сохранившихся лишь на обложке. Одной из первых русских лубочных книжек считается "Жизнеописание славного баснотворца Эзопа", выпущенная в 1712 году и впервые напечатанная гражданским шрифтом. В форме лубочных изданий выпускались былины, сказки, сонники, переделки так называемых рыцарских романов и т.п. Наиболее часто издавались лубочные книжки сказочного содержания: "О Еруслане Лазаревиче", "Бова Королевич". Большим спросом пользовались лубочные издания исторической тематики: "Шут Балакирев", "Ермак, покоривший Сибирь", "Как солдат спас жизнь Петра Великого" и др., а также лубочные календари.

Лубочные картинки и книжки были, как правило, анонимными, не имели выходных сведений и гравировались народными мастерами-самоучками, однако существовали и профессиональные писатели лубочных книг. Наибольшей известностью из них пользовался Матвей Комаров - автор знаменитой "Повести о приключениях английского милорда Георга и бранденбургской марк-графини Фредерики-Луизы" (1782), не исчезавшей с книжного рынка в течение 150 лет. Со временем появилась целая литература, называвшаяся лубочной, со своими авторами, издателями, традициями и пр.

С течением времени техника изготовления лубочных картинок совершенствуется: во второй половине XVIII века начинает применяться гравюра на меди, а с начала XIX века - литография, значительно удешевившая лубочные издания. Произошли изменения и в окраске лубка. Так, если в XVII-XVIII веках лубочные картинки раскрашивались от руки отдельными умельцами в восемь-десять красок, то в XIX веке - обычно лишь в три-четыре (малиновая, красная, желтая и зеленая). Сама раскраска к середине XIX века приобретает характер фабричного производства и становится более грубой, небрежной ("по носам"). Изменилось читательское назначение лубочных изданий: если в XVII веке лубок с одинаковым успехом обслуживал все слои русского общества, то уже в первой четверти XVIII века основной сферой его распространения становится растущее городское население: купцы, торговцы, средние и мелкие церковные служащие, ремесленники. Крестьянским же, по-настоящему массовым, лубок становится уже в XIX веке.

В XVIII-XIX веках главным центром изготовления лубочных изданий традиционно была Москва, где возникли первые фабрики Ахметьевых, М.Артемьева. Постепенно производство лубочных изданий перешло в руки мелких торговцев, имевших собственные типографии. В Москве в первой половине - середине XIX века главными производителями лубка были династии Логиновых, Лаврентьевых, А.Ахметьев, Г.Чуксин, А.Абрамов, А.Стрельцов и др., в Петербурге - издатели А.В.Холмушин, А.А.Касаткин и др. В селе Мстера Владимирской области печатал лубочные издания археолог И.А.Голышев, много сделавший для просвещения народа. Лубочные издания просветительского характера выпускали многочисленные комитеты грамотности, издательства "Общественная польза" (основано в 1859 году), "Посредник" (возникло в 1884 году) и др. Лубки религиозного содержания, а также бумажные образки и иконы изготовлялись в типографиях крупнейших русских монастырей, в том числе Киево-Печерского, Соловецкого и др.

В 80-е годы XIX века монополистом лубка на русском книжном рынке становится И.Д.Сытин, впервые начавший изготовлять лубочные издания машинным способом, значительно улучшивший содержание и качество лубочных изданий (хромолитография в пять-семь красок), увеличивший их тиражи и снизивший розничные цены. Его стараниями был создан так называемый новый лубок, который по своему рисунку, характеру оформления, цветовой гамме отличался от традиционных листовых изданий. И.Д.Сытин впервые выпустил серию портретов русских писателей (А.С.Пушкина, И.С.Никитина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.В.Кольцова и других) и подборки-переделки их произведений, издавал лубки военно-патриотической и исторической тематики, на сказочные, бытовые, сатирические сюжеты, лубочные буквари, календари, сонники, гадательные книжки, святцы, литографированные иконы и т.п., которые тысячами закупались офенями прямо на фабриках и развозились по всей Росси и

На рубеже XIX-XX веков лубок продолжал оставаться основным видом книжного товара, предназначенного для широких народных масс, и в первую очередь для крестьян и жителей окраин России.

Роль лубка, но уже как средства массовой пропаганды и агитации, особенно возросла в годы революции. В этом качестве он продолжал существовать до начала 30-х годов. В условиях, когда большая часть населения страны была неграмотной, яркое, образное и выразительное искусство лубка, понятное и близкое миллионам, как нельзя лучше отвечало задачам времени. В 1915 году Ф.Г.Шиловым, известным антикваром дореволюционной России, был выпущен небольшим тиражом альбом лубочных картинок под названием "Картинки - война русских с немцами", созданный художником Н.П.Шаховским в подражание лубку XVIII века. Все картинки издания были воспроизведены литографским способом и раскрашены от руки; текст к ним написал В.И.Успенский, известный коллекционер и издатель многочисленных памятников древнерусской литературы.

Много лубков на тему революции было создано художником А.Е.Куликовым, в том числе "Крещение революцией", "Внимая ужасам войны", "Женщина в старом быту", "Кто забыл долг перед Родиной?" и др. Его произведения в этом жанре в 1917 году были изданы секцией ИЗО Московского Совета солдатских депутатов, а в 1928 году Государственный музей Революции СССР тиражом 25 тысяч экземпляров издал серию открыток из шести наименований с лубками и частушками А.Е.Куликова.

Таким образом, лубочные издания представляют собой своеобразный вид антикварной книги. Среди них встречаются подлинные произведения народного творчества, отразившие быт, нравы и чаяния русского народа. Каждая лубочная картинка сегодня является интереснейшим памятником и документом своей эпохи, несет на себе приметы и черты своего времени - именно такой подход должен лежать в основе изучения русских лубочных картинок. При этом, цензура лубочных изданий, существовавшая в России с конца XVII века и первоначально распространявшаяся лишь на "духовный" лубок, а с XIX века - на весь без исключения, серьезного влияния на его эволюцию не оказала.

Основным справочником по русскому лубку является капитальный пятитомный труд Д.А.Ровинского "Русские народные картинки" (СПб., 1881). Обладатель лучшей в России коллекции лубочных изданий, неутомимый исследователь всех государственных и известных ему частных собраний, Д.А.Ровинский собрал воедино, тщательно описал и прокомментировал, указывая источники, 1800 лубочных картинок.

Здравствуйте!

Это статья из серии «Рисуем лубки». Сегодня, как и было обещано - курочка и петушок в лубочном стиле.

Это первые ласточки, дальше будут лубочные картинки покруче. Я очень люблю, постоянно рисую и уже здорово навострилась. А почему я так ратую, чтобы и вы тоже обучались этому народному стилю, а вот именно потому: я всегда была за ведущую роль реализма в обучении детей изобразительному искусству. Но от стилизации никуда не денешься, просто напропалую отрицать все её виды – неразумно.

Так вот лубочный стиль как раз и представляет прекрасное сочетание стилизации, реализма, юмора, и всё это –в народных исконных традициях, а не зарубежно-мультипликационные веяния. Патриотическое воспитание, господа! Давайте учить детей любить народное искусство своей родины. Например, лубок.

Ещё почему я вас собираюсь приобщать к лубочным картинкам - а специфика моей темы такая: развитие рук и глазомера. Штриховки в этом деле незаменимы. А лубочный стиль как нельзя более «штриховочный».

В продаже, конечно, встречаются детские альбомы раскрасок с лубками. Прекрасно. От раскрасок своя польза тоже есть. Но те лубки, которым я буду учить вас я всё же призову вас рисовать самим - пользы будет несопоставимо больше.

Мотивационное вступление на этом закончу, и перейдём к делу.

Сегодня курочка и петушок, как я и обещала. Курочку будем копировать с доподлинно-старинного лубка, а петушка потом сочиним сами.

Возьмём квадратный лист бумаги (я,как всегда, работаю на обёрточной - мне нравится зернистая фактура и бежевый цвет цвет(кому как, а мне снежная белизна ватмана кажется холодной и не греет душу).

Сначала набросок карандашом - теперь композиция ясна.

В центре листа намечаем тело - почти горизонтально. Шея вперёд и вверх, голова довольно крупная: древний мастер изобразил весьма башковитую курочку. Ноги согнём правильно. Заметим - они сравнительно маленькие - курочка не бройлерная.

Обозначаем крыло и хвост -неравнобокая метёлка перьев. Вот и добрались до штриховки. Обозначаем пёрышки и прочие детали.

Фигура курочки готова, займёмся местностью. Обратите внимание -в лубочных картинках земля обычно изображается условно, как несколько волнистых линий с характерной косой штриховкой понизу.

Рисуем несколько цветочков. Опять же заметьте - цветочки условные и в лубках используются лишь несколько видов. Зелень мастера лубка вставляли для украшения и уравновешивания композиции.

Курочку нарисовали. Ай, молодцы!

Но это, как говорят в сказках, была не служба, а службишка.

А вот теперь, размялись и действительно за дело возьмёмся: нарисуем петуха.

Причём, чтобы развивать не только руки, но и глазомер, фигуру петуха развернём встречно.

Тело наметили, голова, хвост…может, для интереса крылья поднимем, чтобы петух ими хлопал?... Нет, не смотрится. Идея с крыльями вверх не стоящая(но сама по себе идея разнообразить образы хороша, просто смотреть надо что выходит). Ладно,по-старинке сложим крылья на спине.

Теперь крепкие ноги и детали головы - гребень, глаз, шелкова бородушка...

Наведём характерную лубочную штриховку:

Лубочного петуха нарисовали, характерную окружающую среду навели.

Теперь ещё один штрих для лубочности: я уже говорила вам, что одна из особенностей лубков – текст в картинке. Шрифт выберем - стилизованную под старославянскую кириллицу. Замечу, что разметка текста и выполнение надписей так же один из действеннейших способов развития глазомера и шрифтовыми работами мы ещё будем с вами заниматься много и с разными подходами.

За разговорами надпись уже и сделали. Теперь наведём рамочку и добавим на пустых местах цветочков. Ну вот - наши два пробных лубка: петушок и курочка. Вот сейчас я в фоторедакторе немножко наведу на петушка желтизну(под старину): ух! Красота! Самый что ни на есть лубок 17 века.

Лубочные картинки вместе с вами копировала и сами сочиняла Марина Новикова.

Понравилось рисовать лубки?


Метки: ,

Лубочные картинки появились на Руси в середине XVII века. Сначала их называли «фряжскими картинками», позже «потешными листами», а потом «простонародными картинками» или «простовиками». И лишь со второй половины 19 века их стали именовать «Лубками». Огромный вклад в собирательство картинок внёс Дмитрий Ровинский, издавший сборник «Русские народные картинки». В этом обзоре 20 лубочных картинок из этого сборника, разглядывать которые можно бесконечно, открывая для себя много занятного, нового и интересного.



Tempora mutantur (времена меняются) гласит латинская пословица. Ещё в первой половине 20-го века всё народное считалось недостойным внимания интеллигентных и просвещённых людей, а сами учёные считали унизительным интересоваться, например, лубочными картинками. В 1824 году известный археолог Снегирев, который написал статью о лубочных картинках и намеревавшийся прочитать ее в заседании «Общества любителей российской словесности» был обеспокоен, что «некоторые из членов сомневаются, можно ли допустить в Обществе рассуждение о таком пошлом, площадном предмете».



Мало этого, ещё в 1840-х годах Белинскому приходилось энергично защищать Даля от аристократов, которые порицали писателя за любовь к простонародью. « Мужик — человек, и этого довольно — говорит Белинский, — чтоб интересовались им так же, как и всяким барином. Мужик — наш брат по Христу, и этого довольно, чтобы мы изучали его жизнь и его быт, имея в виду их улучшение. Если мужик не учен, не образован, это не его вина », - писал Белинский.



Но даже в то время были счастливые исключения - личности, которым было под силу выполнить настоящие богатырские подвиги вопреки общественным табу. Примером такого подвига является труд Ровинского «Русские народные картинки».


«Русские народные картинки» - это три тома атласа и пять томов текста. К каждому тексу прилагается яркая лубочная картинка. Первый том атласа вмещает «Сказки и забавные листы», второй - «Исторические листы», третий - «Духовные листы». Атлас, чтобы избежать цензуры, был издан всего в 250 экземплярах. Текстовые тома - приложение к атласу. В трёх первых дано описание собранных в атласе картинок. Необходимо отметить, что каждое описание выполнено подробнейшим образом с соблюдением орфографии оригинала, указанием на более поздние образцы, указывались размеры картинки и способ гравировки. Всего в книге описано около 8000 картинок.



Четвёртый том - ценный материал для различных справок, которые могут потребоваться в работе. Четвертый том текста « заключает в себе примечания к описаниям, напечатанным в первых трех книгах, и некоторые добавления о картинках, вновь приобретенных мною, — говорил Ровинский, — после отпечатания первых трех книг ». Вторая половина этого тома - алфавитный указатель ко всему изданию.


Пятый том делится на пять глав:
. Глава 1. Народные картинки, резанные на дереве. Гравирование на меди.
. Глава 2. Откуда наши граверы заимствовали переводы (оригиналы) для своих картинок. Пошиб, или стиль, рисунка и сочинения в народных картинках. Раскраска старинных народных картинок была весьма тщательная. Заметки о народных картинках на Западе и у народов восточных, в Индии, Японии, Китае и на Яве. Народные картинки, гравированные черной манерой.
. Глава 3. Продажа народных картинок. Назначение и употребление их. Надзор за производством народных картинок и цензура их. Цензура царских портретов.
. Глава 4. Женщина (по взглядам Пчелы). Женитьба.
. Глава 5. Учение в старые годы.
. Глава 6. Календари и альманахи.
. Глава 7. Легкое чтение.
. Глава 8. Легенды.
. Глава 9. Народные увеселения. Пьянство. Болезни и лекарства против них.
. Глава 10. Музыка и пляска. Театральные представления в России.
. Глава 11. Шутовство и шуты.
. Глава 12. Шутовские листы на иностранцев. Карикатуры на французов в 1812 году.
. Глава 13. Народное богомолье.
. Глава 14. Картинки изданные по распоряжению правительства.

Даже и такое краткое оглавление указывает на бесконечное разнообразие содержания народной картинки. Лубочная картинка заменяла для народа газету, журнал, повесть, роман, карикатурное издание - все то, что должна бы была давать ему интеллигенция, смотрящая на него как на одного из своих меньших братьев.



Народные картинки стали называть лубочными вначале 20-го века. Название это учёные толкую по-разному. Одни считают, что это производная о слова «луб», на котором резали первые картинки, другие говорят о лубочных коробах, в которые укладывали картинки для продажи, а, по мнению Ровинского, слово лубочный относилось ко всему, что делалось непрочно, плохо, на скорую руку.



На Западе гравированные картинки появились еще в XII веке, и они были самым дешёвым способом донеси до народа изображения святых, Библию и Апокалипсис в картинках. В России гравирование началось в одно время с книгопечатанием: уже к первой печатной книге «Апостол», которая вышла в 1564 году, была приложена и первая гравюра - изображение евангелиста Луки на дереве. Отдельными листами лубочные картинки стали появляться только в XVII веке. Это начинание поддерживал сам Пётр I, который выписывал из-за границы мастеров и платил им жалование из казны. Прекратилась такая практика только в 1827 году.


Во второй половине XVIII века резанием досок для народных картинок занимались серебряники в селе Измайлово. Они резали картинки на дереве или меди, а печатались картины на фигурной фабрике Ахметьева в Москве, у Спаса во Спасском. Работали печатники и в Ковровском уезде, во Владимирской губернии, в деревне Богдановке, а также в Почаевском, Киевском и Соловецком монастырях.


Угощение Наполеона в России.

Купить лубочные картинки можно было в Москве в проломах у Никольской улицы, у церкви Гребневской Божьей Матери, у Троицы Листов, у Новгородского подворья и главным образом у Спасских ворот. Достаточно часто их покупали вместо деревянных образов, а также для научения детей.


Сначала картинки не подпадали под цензуру, но с 1674 года появляются указы о запрете таких картинок. Но народные картинки по-прежнему издавались и продавались, не желая знать ни о каких запрещениях, ни о каких указах. В 1850 году, по Высочайшему приказу, «московский генерал-губернатор граф Закревский, приказал заводчикам народных картинок уничтожить все доски, не имевшие цензурного дозволения, и впредь не печатать таковых без оного. В исполнение этого приказания заводчики собрали все старые медные доски, изрубили их при участии полиции в куски и продали в лом в колокольный ряд. Так и прекратило свое существование бесцензурное народное балагурство».