Государство

Анализ произведения "маленький принц". «Маленький принц», художественный анализ повести Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц анализ произведения дружба

Содержание "Маленького Принца" трудно передать, потому что или нужно написать одну строчку, так как декорации ко всем диалогам героев повести просты, или переписать всю книгу, если не дословно, то по несколько предложений на каждую главу. А лучше цитировать целыми абзацами. В двух словах - это воспоминания Экзюпери о Маленьком принце и нескольких днях, которые они провели вместе, затерянные в пустыне Сахаре, вплоть до смерти (или освобождения) Принца.

Звездный мальчик встречался с характерными персонажами во время путешествия и разговаривал с ними и автором (книга написана от первого лица). Любовь к единственному спутнику жизни - основная тема. "Маленький принц" также обращается к самым волнующим вопросам человеческого бытия. Если их перечислить списком, это покажется скучным - уже столько написано. Страх смерти, противостояние отцов и детей, материализм, мир детства - кого удивишь очередной сказкой обо всем этом? В чем же поразительный секрет популярности повести "Маленький принц"? Отзыв о ней можно коротко выразить так: она в десятке самых издаваемых художественных произведений ХХ века.

Жанр

Как признается в начале книги сам Экзюпери, жанр "Маленького принца" он затрудняется определить, называя книгу повестью-сказкой. Есть общепринятая классификация для литературных произведений, которая ориентирована на сюжет, объем и содержание. "Маленький принц", согласно ней, - это повесть. В более узком смысле - аллегорическая повесть-сказка с иллюстрациями самого автора.

Антуан де Сент-Экзюпери и Маленький принц

Повесть во многом автобиографичная. Но не в прямом смысле, хотя были в жизни Экзюпери многочасовые перелеты, авиакатастрофы, гибельная пустыня и жажда. Такова книга потому, что Маленький принц - это Антуан де Сент-Экзюпери, только в детстве. Нигде об этом не сказано прямо.

Но на протяжении повествования Экзюпери оплакивает свои детские мечты. Легко, без драмы, даже с некоторым юмором пересказывает комичные сюжеты из его общения со старшими родственниками в детстве. Он хотел бы остаться ребенком, каким является его новый друг, но поддался и вырос в приземленного и прагматичного летчика. Вот такой вышел оксюморон. Летчик, который вынужден возвращаться на грешную, раздираемую войной землю с неба, а душа все рвется к звездам. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

Роза

Консуэло, жена автора - это прототип Капризной Розы. Главная героиня повести простодушная, если не сказать недалекая, красивая и очень непоследовательная, наверное, как и все женщины. Если подбирать для описания ее характера одно слово - манипулятор. Принц видел все ее уловки и хитрости насквозь, но заботился о своей красавице.

Отзывы о Консуэло де Сент-Экзюпери, конечно, не могут быть столь односторонними. Одно то говорит о ее великодушии, что, несмотря на частую жизнь врозь и постоянный страх перед гибелью отчаянно смелого мужа-пилота, она оставалась с ним. Его характер был непростой. Не в смысле злобы и агрессии, а как раз в чрезмерной открытости, чем пользовались многочисленные любовницы. Несмотря на все это, брак не распался, пока их не разлучила смерть. После многих лет была опубликована их переписка, из которой явно видно, что Консуэло была музой Экзюпери, гаванью, где укрывалась его душа. И хотя темперамент самой Консуэло, которую друзья называли “сальвадорским вулканом”, в образ тихого домашнего очага вписывался не всегда, любовь между ними была всепрощающей.

Издание книги

Кажется, что книга далась Экзюпери легко. Но переводчик первого издания на английский язык Льюис Галантьер вспоминала, что он переписывал по многу раз каждый лист рукописи. А также нарисовал к повести замечательные картинки гуашью. Экзюпери писал книгу в момент острого политического противостояния во всем мире - нацистская Германия начала Вторую мировую войну. Эта трагедия живо отзывалась в душе и сердце патриота. Он говорил, что будет защищать Францию и не сможет остаться вдали от поля боя. Несмотря на все попытки друзей и начальников оградить уже популярного писателя от тягот и опасности, Экзюпери добился зачисления в боевую эскадрилью.

В 1943 году книга была опубликована в США на английском языке, где в Нью-Йорке проживал тогда писатель, вынужденный покинуть оккупированную Германией Францию. И сразу после этого повесть вышла и на французском - родном языке автора. Лишь через три года на родине Экзюпери издали "Маленького принца", автора не было в живых уже два года. И Экзюпери, и Толкин, и Клайв Льюис создали удивительные фэнтези-сказки. Все они творили в первой половине страшного для Европы ХХ века. Но так и не узнали о том, насколько их произведения повлияли на поколения после их жизней.

Пьяница

Чудо, сотворенное Экзюпери в "Маленьком принце", - это диалоги героев и Принца. Разговор с Пьяницей на очередной планете в путешествии мальчика, очень короткий по сравнению с другими, тому ярчайший пример. Всего четыре вопроса и ответа, но это лучшее изложение теории порочного круга вины, известного психологического явления, на объяснение и обоснование которого именитые психологи потратили многие страницы, а надо было включить в их труды цитату из "Маленького принца".

Это лучшая терапия для зависимых людей. Язык повести прост и ясен, но беспощадно обнажает всю глубину проблемы, причиняет боль и врачует. В этом волшебство книги "Маленький принц" - глубокое раскрытие самых потаенных, но насущных проблем всего человечества на примере одного разговора с одним индивидуумом. Об этих трудностях рода людского не принято разговаривать публично или с детьми.

Слепой, ведущий слепого

И эти диалоги ведут ребенок и разные взрослые. Маленький принц и герои - слепцы, желающие еще и поучать других жизни, и чистое дитя. Ребенок беспощаден в своих вопросах, бьет по больному, видит суть. При этом только задает правильные вопросы. Большинство персонажей-оппонентов остаются слепы и продолжают поучать всех вокруг, не видя собственной немощи.

Но читатель повести прозревает и узнает себя то в одном, то в другом персонаже. Начинает путь к свету и автор "Маленького принца".

Фонарщик

Фонарщик - единственный представитель взрослого мира, который, хотя и ворчливый, но положительный персонаж. Он верен своему слову, пусть исполнять его уже не нужно. Но все же после встречи с ним остается послевкусие из сомнения и надежды. Кажется, что не так мудро слепо следовать обещанию, утратившему смысл. Хотя жертвенность Фонарщика вызывает уважение. Но приходят на ум примеры матерей, которые горят для своих детей, но душат любовью, не переставая жаловаться на усталость, ничего не предпринимая, чтобы найти возможность отдохнуть. И все-таки, каждый раз, когда зажигается звезда-фонарик, есть надежда, что кто-то на нее взглянет. Принц особо выделил его среди всех знакомых с разных планет, оценив красоту его работы.

Лис

Самая знаменитая цитата "Маленького принца" принадлежит этому персонажу. "Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил!" - сказал он Принцу. Лис - источник основного урока, который выучил Принц. Повстречались они после горького разочарования главного героя - прекрасная Роза оказалась одной из пяти тысяч таких же, ничем не примечательный цветок с плохим характером. Огорченный ребенок лег на траву и заплакал. После встречи с Лисом Принц понял, что ему важно вернуться на свой маленький астероид к любимой Розе. Это его ответственность перед ней, и чтобы исполнить долг, он должен умереть.

Вторая важная истина, которую открыл Лис новому другу: зорко одно лишь сердце, а глазами не увидишь главного. Именно после разговора с Лисом Принц раскаялся в отношении к Розе и понял, что зря принимал близко к сердцу ее слова. Надо было любить ее такой, какая она есть, не обижаясь на простодушные выходки.

Географ и другие

Стоит быть благодарным Географу хотя бы за то, что он рассказал Принцу о Земле. В остальном - еще один крючкотвор, который считал, что его работа фундаментальная и вечная. Они все похожи - эти глупые, важные, великовозрастные люди. Деловой человек, Честолюбец, Король, Географ - эти герои "Маленького принца" со значительным видом делали бесполезные вещи и не могли остановиться и задуматься. "Но нет, я человек серьезный, мне некогда!". Одно слово - взрослые.

Планета с неплохой репутацией

Такой отзыв в "Маленьком принце" о планете Земля дает Географ. Экзюпери гораздо менее воодушевлен о ней и иронизирует. Два миллиарда взрослых, которые раздуваются от собственной значимости, легче пустоты по сравнению с их большой планетой.

Желтая змейка

Змейка - это первое живое существо, которое встретил на Земле Маленький принц. Она - сама смерть. Ядовитая настолько, что после ее укуса жизнь длится полминуты. Удивительный собирательный образ. Говорит загадками, как сфинкс. Змея - образ древнего искусителя из Библии, который посеял смерть и этим занят до сих пор. Злая, вредная тварь, которая пожалела Принца. Но только до поры, предсказав, что они еще встретятся, и чистый Мальчик со звезды будет ее искать по доброй воле.

Учится Принц, учится читатель

После каждой встречи Маленького принца, читатель постигает новую истину про себя самого. Принц тоже отправился путешествовать, чтобы учиться. В книге прямо прописаны лишь два факта - он стал несчастным из-за придирок Капризной Розы и решил путешествовать с перелетными птицами. Есть впечатление, что он устал от своей красавицы и бежал. Но, хотя она так думала и извинилась перед его отлетом за дурное поведение, причина его отлета - поиск знания.

Чему он научился в конце путешествия? Он научился любить свой прекрасный, но единственный во всем мире колючий цветок с трудным характером. В этом самая главная мысль "Маленького принца" - любить того единственного, кто послан тебе судьбой, вопреки всему, даже дурному в нем. Чтобы любовь делала его совершенством.

Отцы и дети

Еще одна главная мысль Маленького принца - противостояние мира взрослых и детей. Первый представлен в основном худшими своими членами - от забулдыги до жадины. Он неприкрыто осуждается Экзюпери, воспоминания которого из детства печальны. Чем старше он становился, тем более скрывал свой внутренний мир, учился быть "как все". Он постоянно подчеркивает, что быть взрослым и лицемерным - одно и то же. Взрослый мир на протяжении всего повествования постоянно удивлял Принца. Это тонкий и значимый момент - Принц изумлялся и не всегда понимал, а однажды до слез рассердился, но ни разу никого не осудил. И это очень помогает впускать внутрь сердца и принимать уроки от него. И дети, и взрослые лучше учатся и с радостью меняются к лучшему только в атмосфере доверия и принятия.

Христианские параллели

Для расширения кругозора и восприятия новых идей, которые в силу другого мировоззрения не приходят на ум естественным образом, интересно ознакомиться с отзывом о "Маленьком принце" христиан.

Книга "Маленький принц" своей аллегоричностью похожа на Библию. Она тоже научает мягко и ненавязчиво, через притчи. Как бы дерзко это не звучало, временами Принц напоминает Христа. Но это и неудивительно. Когда Господа попросили назвать главнейшего в Небесном Царстве, он поставил перед толпой спорящих мужчин двухлетнее дитя. Принц, как собирательный образ, впитал всю детскую непосредственность, открытость, доверие, беззащитность.

Последний разговор Экзюпери с Маленьким принцем на тему смерти как освобождения от оков тела грустный и светлый. Легкая, невесомая душа летит в лучший мир (в желанное для Принца место - к его Розе). Принц учит затерянного в пустыне великовозрастного пилота, что не надо бояться смерти.

Стоит потратить совсем немного времени, чтобы прочитать это замечательное художественное произведение, но следует приготовиться повстречать отражение своей души. Потому что лучший отзыв о "Маленьком принце" - это зеркало сердца, ведь самое главное можно увидеть только им.

1) История создания произведения. «Маленький принц» - наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Опубликовано в 1943 году как детская книжка. Интересна история публикации сказки А. Сент-Экзюпери:

Написан! в 1942 году в Нью-Йорке.

Первое французское издание: «Editions Gallimard», 1946 г.

В русском переводе: Нора Галь, 1958 г. Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» - Антуан де Сент-Экзюпери, из посвящения к книге. Во время встречи с автором Маленький принц уже знаком с рисунком «Слон в удаве».

Сама история о «Маленьком принце» возникла из одного из сюжетов «Планеты людей». Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.

2) Особенности жанра произведения. Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия. Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые ещё не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски острым зрением. То, что «Маленький принц» - сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Произведение А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» относится к жанру философской сказки-притчи.

3) Тематика и проблематика сказки. Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы - одна из основных тем сказки «Маленький принц». Эта поэтическая сказка о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность.

4) Идейный замысел сказки. «Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении»

Эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. «Маленький принц» был написан в 1943 году, и трагедия Европы во Второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. Только художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл,- а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно.

5) Особенности сюжета сказки. Сент-Экзюпери берег за основу традиционный сказочный сюжет (Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.), но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях Маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Но это только внешняя сторона сюжета. Несмотря на то что Маленький принц ребёнок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть. В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и линия Маленького принца, история его жизни.

6) Особенности композиции сказки. Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола - основной компонент структуры традиционной притчи. «Маленький принц» не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое, достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему находит решение. Начало и конец повести «Маленький принц» имеют отношение к прибытию героя на Землю или с покиданием Земли, лётчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету ухаживать и растить прекрасную Розу. Время, которое лётчик и принц - взрослый и ребёнок провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны.

7) Художественные особенности произведения. В повести очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: «...А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков...» Его проста - это детская истина и точность. Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве: «...Когда мне было шесть лет... я увидел однажды удивительную картинку...» или: «...Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул». Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери - это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Язык его произведения естественен и выразителен: «смех, точно родник в пустыне», «пятьсот миллионов бубенчиков» Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у пего новый оригинальный смысл: «вода», «огонь», «дружба» и т.д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: «они (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснуться»; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдешь...» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать». Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей - так автор общается с читателем. Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения. Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.

«Маленький принц» появился на свет в 1943-м году, в Америке, куда Антуан де Сент-Экзюпери сбежал из оккупированной нацистами Франции. Необычная сказка, одинаково хорошо воспринимаемая как детьми, так и взрослыми, оказалась актуальной не только в период Второй мировой войны. Сегодня ей по-прежнему зачитываются люди, пытающиеся найти в «Маленьком принце» ответы на вечные вопросы о смысле жизни, сущности любви, цене дружбы, необходимости смерти.

По форме – состоящая из двадцати семи частей повесть, по сюжету – сказка, рассказывающая о волшебных приключениях Прекрасного принца, покинувшего из-за несчастной любви родное королевство, по художественной организации – притча – проста в речевом исполнении (по «Маленькому принцу» очень легко учить французский язык) и сложна в плане философского содержания.

Главная идея сказки-притчи – утверждение истинных ценностей человеческого бытия. Главная антитеза – чувственное и разумное восприятие мира. Первое – характерно для детей и тех редких взрослых, которые не утратили детской чистоты и наивности. Второе – прерогатива взрослых людей, прочно укоренившихся в мире созданных ими же самими правил, зачастую нелепых даже с точки зрения разума.

Появление Маленького принца на Земле символизирует рождение человека, приходящего в наш мир с чистой душой и любящим сердцем, открытым для дружбы. Возвращение сказочного героя домой происходит путём реальной смерти, наступающей от яда пустынной змеи. Физическая смерть Маленького принца воплощает в себе христианскую идею о вечной жизни души, которая может отправиться на Небо, только оставив на земле свою телесную оболочку. Годовое пребывание сказочного героя на Земле соотносится с идеей духовного роста человека, учащегося дружить и любить, заботиться о других и понимать их.

Образ Маленького принца основан на сказочных мотивах и образе автора произведения – представителе обнищавшего дворянского рода, Антуана де Сент-Экзюпери, носившего в детстве прозвище «Король-Солнце». Маленький мальчик с золотистыми волосами – это душа так и не выросшего автора. Встреча взрослого лётчика со своим детским Я происходит в один из самых трагичных моментов его жизни – авиакатастрофе в пустыне Сахара. Балансирующий на грани жизни и смерти автор узнаёт историю Маленького принца во время ремонта самолёта и не просто разговаривает с ним, но и идёт вместе к колодцу, и даже несёт своё подсознание на руках, придавая ему черты реального, отличного от него персонажа.

Взаимоотношения Маленького принца и Розы – аллегорическое изображение любви и разности её восприятия мужчиной и женщиной. Капризная, гордая, прекрасная Роза манипулирует своим возлюбленным до тех пор, пока не теряет власть над ним. Нежный, робкий, верящий в то, что ему говорят, Маленький принц жестоко страдает от ветрености красотки, не сразу понимая, что любить её нужно было не за слова, а за дела – за тот чудесный аромат, который она ему дарила, за всю ту радость, что она приносила в его жизнь.

Увидев на Земле пять тысяч Роз, космический путешественник приходит в отчаяние. Он чуть было не разочаровывается в своём цветке, но вовремя встретившийся ему на пути Лис объясняет герою давно забытые людьми истины: о том, что смотреть нужно сердцем, а не глазами, и быть в ответе за тех, кого приручили.

Художественный образ Лиса - аллегорическое изображение дружбы, рождающейся из привычки, любви и желания быть кому-то нужным. В понимании животного друг – тот, кто наполняет его жизнь смыслом: разрушает скуку, позволяет видеть красоту окружающего мира (сравнение золотистых волос Маленького принца с пшеничными колосьями) и плакать при расставании. Маленький принц хорошо усваивает данный ему урок. Прощаясь с жизнью, он думает не о смерти, а о друге. Образ Лиса в повести также соотносится с библейским Змеем-искусителем: впервые герой встречает его под яблоней, животное делится с мальчиком знанием о самых важных жизненных основах – любви и дружбе. Как только Маленький принц постигает это знание, он тут же приобретает смертность: на Земле он появился, путешествуя с планеты на планету, а вот уйти с неё может только путём отказа от физической оболочки.

В роли сказочных чудовищ в повести Антуана де Сент-Экзюпери выступают взрослые люди, которых автор выхватывает из общей массы и помещает каждого на свою планету, замыкающую в себе человека и словно под увеличительным стеклом показывающую его сущность. Стремление к власти, честолюбие, пьянство, любовь к богатству, глупость – наиболее характерные черты взрослых людей. Общим для всех пороком Экзюпери выставляет деятельность/жизнь, лишённую смысла: король с первого астероида правит ничем и отдаёт только те приказы, которые могут выполнить его выдуманные подданные; честолюбец не ценит никого, кроме себя; пьяница не способен выйти из порочного круга стыда и выпивки; деловой человек без конца складывает звёзды и находит радость не в их свете, а в их стоимости, которую можно написать на бумаге и положить в банк; старик-географ погряз в теоретических умозаключениях, не имеющих ничего общего с практической наукой географии. Единственным разумным человеком, с точки зрения Маленького принца, в этом ряду взрослых выглядит фонарщик, чьё ремесло полезно для других и прекрасно по своей сути. Возможно, именно поэтому оно и теряет свой смысл на планете, где сутки длятся одну минуту, а на Земле уже вовсю работает электрическое освещение.

Повесть о мальчике, явившемся со звёзд, выдержана в трогательном и светлом стиле. Она вся проникнута солнечным светом, который можно обнаружить не только в волосах и жёлтом шарфике Маленького принца, но и в бескрайних песках Сахары, пшеничных колосьях, оранжевом Лисе и жёлтой Змее. Последняя сразу же опознаётся читателем как Смерть, ведь именно ей присуще могущество, большее, «чем в пальце короля» , возможность «унести дальше, чем любой корабль» и способность решать «все загадки» . Змея делится с Маленьким принцем своим секретом познания людей: когда герой жалуется на одиночество в пустыне, она говорит, что «среди людей тоже» бывает «одиноко» .

Б.Л. Губман отмечает, что в первую очередь, "Маленький принц" - философская сказка, поэтому за на первый взгляд простым сюжетом скрываются глубокие мысли. Автор затрагивает такие вечные темы, как добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть: помогают Антуану в выражении собственных мыслей такие художественные средства, как метафора, иносказание, символы и прочее.

Автор, делая акцент на том, что принц является ребенком, все же дает ему открыть такие истины которые недоступны многим взрослым. Отношения между принцем и Розой намного запутаннее, чем отношения между принцем и принцессой в народной сказке, ведь принц даже жертвует жизнью ради Розы, а на такое не каждый способен.

Анализируя произведения, мы постоянно наталкиваемся на различные романтические черты. Во-первых, это жанр самого произведения - фольклор, ведь его называют "детством человечества", а тема детства в романтических произведениях является одной из главных тем [Губман Б.Л., 1992, с.10].

Немецкие философы-идеалисты выдвинули тезис - человек равен Богу в одном, в том что может развивать собственную идею и реализовывать её, а зло в мире происходит только лишь когда человек забывает об этой истине и начинает жить только ради материальных ценностей, вести потребительский образ жизни, забывая о духовном развитии. Только детская душа и душа художника может сохранить духовное начало и не дать волю злу, поэтому романтики и затрагивали тему детства. Однако, главная трагедия взрослых не в том, что они подчинены материальному миру, а в том что они растеряли свои духовные качества и перестали жить полной жизнью.

1. "Микрозло" - зло внутри определенного человека

2. "Макрозло" - зло вообще. В произведении Антуана оно ассоциировалось с баобабами. Писатель сам иллюстрировал свою сказку и изобразил их уж очень похожими на знак свастики, их корни обтягивали нашу планету. Писатель говорит нам "Берегитесь баобабов!", поскольку деревья вырастут и захватят всю планету, ведь из семени вырастет большой баобаб, как и все взрослые вначале были детьми.

Сущность вышеизложенного сводится к тому, что взрослые должны постоянно самосовершенствоваться и не забывать про духовные потребности, иначе они станут такими, какими представлены обитатели планет Антуана де Сент-Экзюпери - серой и безликой массой.

Чтобы подробно рассмотреть эту тему, обратимся к другим ученым. Впервые тему личности и толпы в философии выделил немецкий философ-романтик И. Фихте. Он доказал, что все люди делятся на обывателей (толпа) и художников (личность) по их отношению к материальному (зло). Конфликт же между личностью и толпой неразрешим ни в каком случае.

Так же неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет "странными взрослыми", которые никогда не поймут принца, ведь они чужды друг другу. Взрослые не следуют зову сердца, они не пытаются стать личностью. Они живут в собственном мире, где все носят маски, и за ними они никогда не узнают, что такое любовь, дружба и красота.

Из этой темы вытекает основной принцип романтизма - принцип двоемирия. Миру обывателя, которому не понятно духовное начало и миру художника (Маленький принц, автор, Лис, Роза), которому присущи нравственные качества, никогда не соприкоснутся. Только Художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Вспомним, еще на планете фонарщика Маленький принц отмечает: "Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”. В данном случае принц говорит не о внешней красоте, а о внутренней; любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне красиво.

Рассмотрим эпизод разговора с географом, там затрагивается важная эстетическая тема - эфемерность прекрасного. "Красота недолговечна”, - говорит принц, поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относиться к окружающим нас вещам и не испортить внутреннюю красоту. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом, что имеет внутреннюю природу.

Еще одной важной философской темой, которая раскрыта в сказке Экзюпери, является тема отчужденности, непонимания между взрослыми и детьми, причем в космическом масштабе.

Внутренняя пустота приводит к одиночеству, говорит автор. Человек в большинстве своем судят о людях только по внешней оболочке, совсем не задумываясь об его внутреннем мире, тем самым создавая ошибочное впечатление. Люди становятся одинокими даже когда находятся вместе, они просто не стараются понять друг друга: "Где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В пустыне все-таки одиноко… - Среди людей тоже одиноко, - заметила змея”.

Одна из ключевых философских тем сказки "Маленький принц" - тема бытия. Теория о бытии так же, как и зло, состоит из двух аспектов:

1. Реальное бытие - существование, оно является временным, преходящим;

2. Идеальное бытие - сущность, оно вечное и неизменное. Смысл человеческой жизни по данной теории сводится к тому, чтобы максимально приблизиться к сущности.

"Серьезные люди” (то есть взрослые) с Земли и с планет-астероидов засели в реальном бытии и не стремятся познать вечные истины идеального бытия. В противовес им, естественно, идут принц и автор, которые открыты духовному развитию им дано понять истинную сущность мира. Это тема "зоркости” сердца, умения "видеть” сердцем. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает родную планету в поиске, не зная, что то, что ему нужно находилось совсем рядом, на его планете.

· Символичность в сказке Экзюпери.

Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны, читатель расшифровывает каждый образ так, как воспринимает лично, поэтому для одного образа значений может быть великое множество. Как упоминает А. Зверев, основными образами в сказке являются Маленький принц, Роза, Лис и пустыня. Далее, уточним, что значит каждый образ:

1. Маленький принц - это символ человека-путешественника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

2. Роза - это символ любви, красоты, женского начала

3. Пустыня - это символ духовной жажды. Она замечательна, потому что в ней таятся источники жизни, найти которые человеку помогает только сердце.

Одна из главных сюжетных линий в сказке - авария, в которую попадает рассказчик, по сути, сказка и родилась в пустыне. Такой элемент довольно-таки непривычен для читателя - мы привыкли к историям, происходящим в лесу, в горах, на берегу моря; в произведении Экзюпери лишь пустыня и звезды, потому что это нестандартная ситуация, а лишь в такое время человек переживает всю свою жизнь, переосмысливает, переоценивает ценности [Зверев А., 1997, с.7]

Рассказчик остается один на один с мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц, поэтому значение этого образа очень важно, оно помогает увидеть то, что скрыто от поверхностного взора.

А. Зверев утверждает, что сущность вышеизложенного сводится к тому, что тема детства с его свежестью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью чувств занимает центральное место в повести. Поистине - "устами младенца глаголет истина".

· Сюжетные линии и особенности композиции сказки.

В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и линия Маленького принца, история его жизни.

Первая глава повести является вводной, ключевой к одной из важных проблем произведения - проблеме "отцов" и "детей", к вечной проблеме поколений. Летчик, вспоминая свое детство и неудачу, которую он потерпел с рисунками № 1 и № 2, рассуждает так: "Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать". Эта фраза служит подводкой к последующему развитию темы "отцов" и "детей", к детским воспоминаниям автора. Взрослым не дано было понять детский рисунок рассказчика, и только Маленький принц смог быстро распознать слона в удаве. А. Коротков подчеркивает, что именно этот рисунок, который летчик всегда носил с собой, помогает установить взаимосвязь между ребенком и взрослым.

Малыш, в свою очередь, просит нарисовать ему барашка, но каждый раз рисунок получается неудачным: то барашек слишком хилый, то слишком старый. "Вот тебе ящик, - говорит рассказчик ребенку, - а в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется". Мальчику эта выдумка понравилась: он мог фантазировать сколько угодно, по-разному представляя себе барашка. Ребенок напомнил взрослому его детство, они обрели способность понимать друг друга. Умение войти в мир ребенка, понять его и принять - вот что сближает мир взрослых и мир детей.

Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола - основной компонент структуры традиционной притчи. "Маленький принц" - не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое, достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжета в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл, новую точку зрения на проблему, находит решение [Коротков А., 1995, с.26].

Начало и конец повести "Маленький принц" имеют отношение к прибытию героя на Землю или к покиданию Земли летчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету, ухаживать и растить прекрасную Розу.

Маленький принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Автор узнает лишь то, что малыш прилетел с далекой планеты, которая называется "астероид Б-612". Маленький принц рассказывает летчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, "это очень скучная работа". Но у него есть твердое правило: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету".

Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому, утверждает принц. Так, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для современно быстроразвивающегося мира.М. Филатова акцентирует внимание на том, что создается впечатление, что автор сказки предвидел будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета.

Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее - философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы [Филатова М., 1993, с.40].

Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. "Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!" - говорит он летчику. И немного погодя добавляет: "Знаешь. Когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце”. Ребенок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых.

Установившаяся гармония взаимоотношений взрослого и ребенка едва не нарушается в седьмой главе. Малыша волнует мысль о барашке и розе: сможет ли он съесть ее и если да - тогда зачем цветку нужны шипы? Но летчик очень занят: в моторе заело гайку, и он старался ее отвернуть, поэтому отвечает на вопросы невпопад, раздраженно бросая: "Ты видишь, я занят серьезным делом”. Маленький принц изумлен: "Ты говоришь, как взрослые” и "ничего не понимаешь”, как тот господин "с багровым лицом”, что живет один на своей планете и за всю жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не посмотрел на звезду, никогда никого не любил. Он только складывал цифры и с утра до вечера твердил одно: "Я человек серьезный! Я человек серьезный!. Совсем как ты”. Маленький принц, побледневший от гнева, объясняет рассказчику, как это важно - уберечь единственный в мире цветок, который растет только на его планете, от маленького барашка, который "в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил”. Малыш объясняет взрослому, как важно думать и заботиться о том, кого ты любишь, и чувствовать себя от этого счастливым. "Если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно! ”

Ребенок учит взрослого, становится его мудрым наставником, отчего тот устыдился и почувствовал себя ужасно неловко.

Рассмотрим дальнейшие главы "Маленького принца". Далее следует рассказ о Маленьком принце и его планете, и здесь особое место занимает история Розы. Н.И. Соломно утверждает, что роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но "зато она была так прекрасна, что дух захватывало! ”, и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.

Роза - это символ любви, красоты, женского начала, как мы уже говорили в главе про символичность произведения. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты, но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. "Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас”.

Рассказывая эту историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. "Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить! ” Это еще раз подтверждает мысль Лиса о том, что слова только мешают понимать друг друга. Истинную сущность можно "увидеть" только сердцем [Соломно Н.И., 1983, с.53].

Малыш деятелен и трудолюбив, он каждое утро поливает Розу, беседует с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки. И все же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало.

Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством. По мнению Сент-Экзюпери, они воплощали в себе доведенные до абсурда наиболее распространенные человеческие пороки [Моруа А., 1970, с.69]. Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений.

На планете короля Маленький принц не может понять, зачем вообще нужна власть, но испытывает к королю симпатию, ибо тот был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания. Экзюпери не отрицает власть, он просто напоминает о том, что правитель должен быть мудр и что власть должна опираться на закон.

На следующих двух планетах Маленький принц встречает честолюбца и пьяницу - и знакомство с ними повергает его в растерянность. Их поведение для него совершенно необъяснимо и вызывает только отвращение. Главный герой видит насквозь всю бессмысленность их жизни, поклонение "ложным” идеалам.

Но самым страшным в нравственном аспекте оказывается деловой человек. Его душа настолько омертвела, что он не видит ту красоту, которая его окружает. Он смотрит на звезды не глазами художника, глазами дельца. Автор не случайно выбирает звезды, этим он подчеркивает полную бездуховность делового человека, его неспособность созерцать прекрасное.

Единственный, кто делает свое дело, - это фонарщик: "Вот человек, которого все стали бы презирать - и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе”, - так рассуждает малыш. Но "верность обычаю” бедного фонарщика, который обречен на то, чтобы без отдыха зажигать и гасить свой никому не нужный фонарь, так же нелепа и грустна.

В.А. Смирнова отмечает, что бессмысленность существования, напрасно растраченная жизнь, глупые притязания на власть, богатство, на особое положение или почести - все это свойства людей, воображающих, что они обладают "здравым смыслом”. Планета людей кажется герою черствой и неуютной: "Какая странная планета!. Совсем сухая, вся соленая и в иглах. У людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь”.А. Буковская констатирует печальный факт - если этим людям рассказываешь о друге, они никогда не спросят о самом главном - их вопросы касаются совершенно несущественного: "Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец? И после этого воображают, что узнали Человека”. Заслуживает ли доверия "здравомыслящий” человек, спутавший "удава, проглотившего слона" с обыкновенной шляпой? Что дает истинное представление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом с розовыми колоннами? И наконец - перестала бы существовать планета Маленького принца, если бы открывший ее турецкий астроном отказался переодеваться в европейский костюм, а его открытие так и не получило бы признания?

Слушая звонкий и печальный голосок Маленького принца, понимаешь, что во "взрослых” людях отмерла естественная щедрость сердца, прямота и искренность, хозяйская заботливость о чистоте планеты. Вместо того чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, они ведут войны, иссушают мозги цифирью, оскорбляют суетой и алчностью красоту восходов и закатов. Нет, не так надо жить! [Буковская А., 1983, с.98].

За недоумением маленького героя скрывается горечь самого писателя по поводу того, что происходит на земле. Сент-Экзюпери заставляет читателя посмотреть на привычные явления под иным углом зрения. "Главного глазами не увидишь. Зорко только сердце! ” - утверждает автор.

Не найдя того, что искал малыш на маленьких планетах, он по совету географа отправляется на большую планету Земля. Первой, кого встречает Маленький принц на Земле, была Змея. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: "Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел”. Она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что "среди людей тоже одиноко”. На Земле принцу предстоит проверить себя и принять самое важное в его жизни решение. В.А. Смирнова подчеркивает, что змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но как бы то ни было она поможет малышу вернуться на родную планету, дав ему своего яда [Смирнова В.А., 1968, с.54].

Самое сильное впечатление переживает Маленький принц, попав в сад роз. Он почувствовал себя еще более несчастным: "Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной”, а перед ним "пять тысяч точно таких же цветов”. Выходит, у него была самая обыкновенная роза, какой же он после этого принц. Вот тут-то и приходит на помощь герою Лис.

Н.И. Соломно рассказывает нам, что издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Недаром цветок говорит о людях: "Их носит ветром”. Это иносказание можно истолковать так. Люди разучились смотреть ночью на звезды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания розы. Они подчинились суетности земной жизни, забыв о "простых истинах”: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: "Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звезд, - это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым”. И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование.

Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. "Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете. Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других." Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать - значит создать узы любви, единения душ.

А. Буковская отмечает, что любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.

Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема "расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.

Маленький принц постигает эту мудрость, а вместе с ним она открывается и пилоту-рассказчику, и читателю. Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.

· Немного о дружбе

О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования - в посвящении. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.

"Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, - говорит герой сказки. Маленькая героиня из рассказа А. Гайдара "Голубая чашка”. Светланка, подобно Маленькому принцу, обладает способностью видеть истинную сущность окружающего мира. Она смотрит на мир не предвзято. А ее отец схож с автором. Среди вечной суеты "взрослой” жизни он не вспоминает о человеческом счастье. Постоянно руководствуясь разумом, он забывает прислушаться к самому главному - к голосу собственного сердца. А маленькая девочка, независимо от своего желания, сумела показать своему отцу совершенно новый мир человеческих взаимоотношений, отношений детства; мир тоже сложный, но более богатый чувствами и каким-то внутренним пониманием красоты окружающих людей и природы [Буковская А., 1983, с.84].

В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. "Нет в мире совершенства”, - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.

Глубокий смысл скрывается в образе планеты, на которую возвращается Маленький принц: это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. "Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он /Маленький принц/. - Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.

Б.Л. Губман повторяет, что "Маленький принц" - это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство находится где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей [Губман Б.Л., 1992, с.11].

Н.П. Кубарева же отмечает, что в древних летописях, поверьях и преданиях воду стерегли драконы, но пустыня Сент-Экзюпери может стеречь ее не хуже, чем драконы, она ее может спрятать так, что никто и никогда не найдет. Каждый человек сам властитель своих родников, источников своей души, однако не все могут их отыскать.

Истовая вера автора в существование скрытых родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. В повести заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и общая направленность произведения. [Кубарева Н.П., 1999, с.107].

Подведение итогов исследования

За время, которое летчик и принц - взрослый и ребенок - провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и раскрыли собственный с другой стороны.

Мы уже говорили о жанровых особенностях повести в начальной части нашего исследования. В итоге стоит отметить и выделить следующее: "Маленький принц" - это не традиционный и общепринятый, знакомый нам всем вид сказки-притчи. Это приспособленный к современности вариант. В подтверждение этому являются многочисленные детали, образы и намеки, взятые из реалий общественной жизни XX века.

В произведении очень богатый язык, писатель использует множество средств выразительности, больше всего поражают свежие метафоры. Он естественен и выразителен: "смех, точно родник в пустыне”, "пятьсот миллионов бубенцов”, казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл. Язык Экзюпери полон воспоминаний о жизни, о мире и о детстве; он содержит весьма парадоксальные сочетания слов, что придает оригинальности данному произведению.

Стиль и особая, не похожая ни на что манера Сент-Экзюпери, - это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Нужно обладать великим писательским талантом, что видеть мир так, как Антуан. В такой манере выражать свои мысли заключена тайна, она по-новому рассказывает старые истины, открывает их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься.

Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей - так автор общается с читателем. Поэтому хочется ему верить, зная, что он не может обмануть. Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится.

Феномен сказки "Маленький принц" в том, что, написанная для взрослых, она прочно вошла в круг детского чтения.

Не все доступное взрослым откроется сразу детям, ведь многие читатели понимают сказку лишь став взрослыми и перечитав её. Несмотря на это, дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни; так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия, потому что только они умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их практическим значением!

В повести – сказке принц, путешествует с астероида на астероид, не переставал удивляться странному миру взрослых. Прежде всего, он посещает ближайшие астероиды, на которых по одиночке живут люди. Каждый астероид имеет свой номер от 325 до 330, - как квартиры многоэтажного дома. В этих цифрах намек на боязнь современного мира – разъединение людей, обитавших в соседних квартирах, словно на разных планетах. Встреча с обитателями астероидов становится для Маленького Принца грустным уроком одиночества.

На первом планете жил король, который смотрел на мир, как все короли, очень упрощенно: для них все люди – поданные. Но этого короля постоянно мучил вопрос: если его приказы невыполнимы, то кто будет в этом виноват? Он или я? Поэтому он отдавал, на его взгляд, только разумные приказания. Король успел научить принца, «что себя судить труднее, чем других, но если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты, поистине мудр». Властолюбец любит не подданных, а власть, а поэтому лишен подданных.

На второй планете жил честолюбец, а тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал. Честолюбец любит не публику, а славу – вот и остается без публики.

На третьей планете – жил пьяница, который сосредоточенно думает о себе, что окончательно запутывается: ему совестно, что он пьет, а пьет он, чтобы забыть, что ему совестно.

Четвертая – принадлежала деловому человеку. Смысл жизни его был в том, что «если ты найдешь что – нибудь, будь это алмаз, остров, идея или даже звезды, и у них нет хозяина, значит это твое». Деловой человек подсчитывает богатства, которыми он не владеет: ведь тот, кто копит лишь для себя, с тем же успехом мог бы подсчитать звезды.

Маленький принц не может понять логику жизни взрослых и приходит к выводу, что «моим вулканам и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы».

И только на пятой планете Маленький принц встречает человека, с которым он хотел бы подружиться. Это фонарщик, которого бы все стали презирать, так как он думает не только о себе. «Но его планета уж очень крохотная. Там нет места для двоих». Но фонарщик работает впустую, поскольку не знает, для кого он работает.

На шестой планете жил географ, который писал толстенные книги. Он был ученый, и для него красота эфемерна. Научные труды никому не нужны. Получается, что без любви к человеку все лишается смысла - и власть, и честь, и совесть, и наука, и труд, и капитал.

Седьмая планета – странная планета Земля. Когда Маленький принц пребывает на Землю, ему становится еще грустнее. Он видит: Земля – «совсем сухая, вся в иглах и соленая», вовсе не домашняя планета. На такой неуютной планете жить бы землянам сплоченной семьей.

Несмотря на то, что на ней насчитывалось множество королей, географов, пьяниц, честолюбивцев, на этой планете пустынно и одиноко Маленькому принцу. Он пытается найти себе друга, но змейке говорит, что «среди людей тоже одиноко», потому что, по словам цветка, «их носит ветер, у них нет корней».

«Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, что ищут, поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую И все напрасно».

Людей так много, что они не могут сойтись вместе, почувствовать себя единым целым. Миллионы людей остаются чужими друг другу, живя в чужом для них мире, – зачем же они живут? Миллионы людей мчатся в скорых поездах – а зачем им спешить? Тысяча людей продают новейшие пилюли для экономии времени, - а зачем экономить время? Ни скорые поезда, ни пилюли не соединяют людей, не приобщают их друг к другу. А без этого планета не станет домом. Скучно на земле принцу, скучная жизнь у Лиса, и оба они ищут друга. Лис знает, как найти друга: надо приручить кого-то к себе. Приручить означает: создать узы. «Если ты меня приручишь, мы станем, нужны друг другу». И Маленький принц понимает, что на его планете остался друг, которому плохо без него, так как нет таких магазинов, где можно купить друга. Будет у тебя друг: ты узнаешь цену счастья.

До встречи с Маленьким принцем Лис только и делал, что боролся за существование: он охотился за курами, охотники охотились на него. Приручившись, Лис смог вырваться из круга одного и того же - нападения и защиты, голода и страха. Самый важный секрет Лис заключил в формулу «зорко одно лишь сердце».

«Зоркое сердце» - означает способность к метафорическому зрению. Когда Лис был сам по себе, он глядел равнодушно на все, кроме кур и охотников. Приручившись, он обретает способность видеть сердцем – не только золотые волосы друга, но и золотую пшеницу.

Любовь кому-то одному может быть перенесена на многие вещи в мире: подружившись с Маленьким принцем, Лис полюбит «и шелест колосьев на ветру». В его сознании близкое соединяется с далеким: он откроет мир вокруг и почувствует себя дома – не в своей норе, а на своей планете.

В обжитых местах легко представить планету домом. Но чтобы познать это, нужно попасть в пустыню. Именно там Маленький принц повстречался с летчиком и подружился с ним. Летчик оказался в пустыне не только из–за неисправности своего самолета. Всю предыдущую жизнь он был заколдован пустыней одиночества. Самолет потерпел аварию, и летчик оказался в пустыне совсем один.

Летчик поймет самый важный секрет: «Жизнь имеет смысл, если есть ради кого умереть. Если ты готов отдать жизнь за друга, планету, свой дом».

Пустыня – это не место, где человеку одиноко. Это то место, где он испытывает жажду общения с человечеством, задумывается о смысле жизни и смерти. Пустыня напоминает, что Земля – дом человека.

Люди забыли простую истину, что они в ответе за планету и за тех, кого приручили. Если бы люди понимали это то, наверное, не было бы экономических проблем, не было бы войн.

Сказочные герои Антуана де Сент – Экзюпери оказались умнее людей, у которых нет воображения, которые забыли, когда смотрели на звезды, восхищались цветами, они, по словам принца, превратились в грибы. Кто не в состоянии посмотреть на мир по – новому, тот никогда не сможет его по – настоящему понять. Что бы любить, надо уметь видеть.

Очень часто мы слепы, не прислушиваемся к сердцу, бросаем свой дом, ищем счастья вдали от своих близких и родных.

Антуан де Сент Экзюпери говорил, что его сказка написана не для забавы, он обращается к нам: всмотритесь внимательно в тех, кто вас окружает. Это и есть ваши друзья. Не теряйте их, берегите.