Психология

Известные предприниматели меценаты. Самые известные меценаты россии

Строгановы. Меценаты и коллекционеры

Есть выставки, ценность которых не ограничивается только художественным значением. К ним смело можно отнести открывшуюся в Эрмитаже выставку "Строгановы. Меценаты и коллекционеры". Прежде всего - это выставка-акция, дань памяти и уважения людям, составившим славу и гордость России. В этом своем значении она является логическим продолжением линии, начатой в свое время выставкой "Морозов и Щукин - русские коллекционеры" в ГМИИ им. А. Пушкина.

Коллекционирование произведений искусства было едва ли не обязательным занятием для представителей лучших российских фамилий. Известны целый ряд крупных частных коллекций, такие как собрания И.И. Шувалова, Е. Р. Дашковой, А. А. Безбородко, Н. Б. Юсупова и др. И одно из первых мест в ряду русских собирателей принадлежит семейству Строгановых.

Более 370 произведений искусства, ранее входивших в коллекции разных представителей семьи Строгановых, впервые снова собрались вместе на выставке "Строгановы. Меценаты и коллекционеры". Их удалось собрать, благодаря усилиям многих музеев - Эрмитажа, Русского музея, Государственного музея-заповедника "Павловск". Научно-исследовательского музея Российской Академии Художеств, Сольвычегорского историко-художественного музея и др., куда после революции разошлись работы из семейной коллекции Строгановых.

Воображение зрителей поражает здесь все: художественное качество представленных произведений, необычайное жанровое разнообразие работ, временные и географические рамки происхождения вещей, удивительные истории их попадания в Россию, и, наконец, их количество (при том, что это лишь часть большого собрания).

Среди значительных коллекций произведений искусства в домах русской аристократии наиболее ценным по качественному и количественному составу было собрание Строгановых, начало которому положил барон Сергей Григорьевич Строганов (1707 - 1756). В 1754 году он поручил перестроить свой дом на Невской проспекте зодчему Ф.-Б. Растрелли и с этих пор дворец стал местом собирания и хранения художественных коллекций, которые принесли славу не только их владельцам, но и России.

Коллекционером европейского масштаба стал сын барона, граф Александр Сергеевич Строганов (1733 - 1811). Особенно славилась его картинная галерея, получившая широкую известность благодаря изданию каталогов, подготовленных самим коллекционером. В каталоге 1793 года упоминаются 87 картин пятидесяти пяти западноевропейских художников. В издании 1800 года в галерее уже было 116 произведений семидесяти двух живописцев. Собрание включало работы итальянских, французских, голландских, фламандских и испанских мастеров. Предпочтение Строганов явно отдавал итальянским живописцам, главным образом художникам Возрождения и академистам XVII века. В дальнейшем в собрании появились картины русских мастеров. Особый интерес во дворце вызывал Минеральный кабинет, где была сосредоточена коллекция минералов, найденных на территории России и разных стран Европы, а также множество окаменелостей: кораллов, моллюсков, рыб, черепах, растений. Вероятнее всего, основная часть декоративных изделий из камня, происходящая из дома-музея Строгановых и затем поступившая в Эрмитаж, была собрана в конце XVIII - первом десятилетии ХIХ века.

При графе Сергее Григорьевиче Строганове (1794 - 1882) собрание приобрело поистине музейное значение. В Строгановском дворце была создана одна из первых в России коллекция иконописи, в которой произведения мастеров строгановской школы составляли большую и самую значительную часть коллекции. Более доступными для осмотра стали вещи прикладного характера: мебель, табакерки, вазы из цветного камня с бронзой, шандалы и канделябры, мелкая бронзовая пластика. Огромную ценность представляла обширная библиотека, пополнявшаяся всеми владельцами дома. Помимо увеличения коллекции живописи, значительно увеличилась нумизматическая часть. Особенное внимание Сергей Григорьевич уделял коллекционированию русских и византийских монет.

Его старший сын, Александр Сергеевич Строганов (1818-1864), собирал западноевропейские монеты. В 1925 году нумизматическая коллекция, более 53000 монет, поступила в Отдел нумизматики Эрмитажа, существенно обогатив несколько разделов его собрания. Наиболее редкие и интересные монеты представлены на выставке.

Самостоятельное превосходное собрание художественных произведений собрал сын Сергея Григорьевича, Павел Сергеевич Строганов (1823 - 1911). Вслед за отцом он приобретал произведения ранних итальянских мастеров XV - начала XVI веков, мелкую пластику из дерева, керамику и мебель. Большой раздел в собрании занимали также картины фламандских и голландских живописцев. А позднее его собрание пополнилось произведениями современных западных и русских мастеров. Свои коллекции Павел Сергеевич размещал в имении "Знаменское - Кориян" Тамбовской губернии, а в 1857 году начал строительство дома по проекту архитектора И.А.Монигетти в Санкт-Петербурге, на Сергиевской 11, который был завершён в 1859 году. Представленные на выставке пять акварелей позволяют воссоздать облик этого дома. После смерти Павла Сергеевича в Эрмитаж, согласно завещанию, был передан ряд произведений, среди которых были представленные на выставке "Несение креста" Дж. Ф. Майнери, "Комната в голландском доме" П. Янсенса. Павлу Сергеевичу принадлежала и экспонируемая "Капризница" А. Ватто, которая поступила в Эрмитаж уже после революции.

Младший сын Сергея Григорьевича, Григорий Сергеевич (1829 - 1911), проведший большую часть жизни в Риме, знал о трудностях, связанных с приобретением произведений искусства для Эрмитажа. Поэтому в конце жизни он хотел передать Эрмитажу ряд художественных вещей. В 1911-1912 годах наследники графа князь Владимир Алексеевич и княжна Александра Алексеевна Щербатовы передали в дар музею шестнадцать предметов из его коллекции.

Для Строгановых античность не была основным предметом собирательства. Но Александр Сергеевич обладал небольшой коллекцией антиков и скульптур под антик. В это время внимание к античному искусству было обязательно для истинного знатока. Античная скульптура приобреталась и для украшения дворца, который к 70-е годы XVIII века представлял собой великолепный неоклассический ансамбль. В интерьерах дворца неоклассические имитации соседствовали с подлинниками, копиями и слепками. Любовь к классическим древностям Сергей Григорьевич передал своим сыновьям - Григорию и Павлу, ставшими видными собирателями своего времени. Среди роскошных художественных собраний Павла в доме на Сергиевской улице были этрусские и аттические расписные вазы, бронзовые и терракоттовые статуэтки, светильники из глины. В 1920-е годы эта коллекция поступила в Строгановский дворец. После закрытия Строгановского дворца в Эрмитаж были переданы 15 мраморных скульптур, 135 бронз и 50 терракот, изделия из стекла, резные камни.

Китайские предметы были у Строгановых уже в XVIII веке. Документально зафиксированные приобретения были сделаны при Александре Сергеевиче. Обширная коллекция китайских изделий хранилась в собрании графа Павла Сергеевича Строганова в доме на Сергиевской улице, которые можно увидеть на представленных на выставке акварелях 1860-х годов. На выставке экспонируются две чашки из черного лака с инкрустацией перламутром, оправленных во французскую бронзу, изображенные на акварели Ж. Мэйблюма "Зеленая гостиная". На "китайском маскараде", организованном царской семьей в январе 1837 года в Аничковом дворце, Павел Сергеевич был одет в китайский вышитый халат, который также можно видеть на выставке. В собрании Государственного Эрмитажа находится около шестидесяти китайских изделий, поступивших в 1928 году из дворцов Строгановых.

Строгановы собрали первую в мире коллекцию позднеантичных и восточных раннесредневековых серебряных сосудов, ядро которой составили иранские чаши, изготовленные при династии Сасанидов. Эта богатейшая коллекция включала в себя 29 предметов, по большей части настоящих шедевров. В 1925 году почти вся она была передана в Государственный Эрмитаж.

Небольшое эрмитажное собрание мексиканских древностей обязано Строгановым лучшими своими экспонатами. Мексиканские памятники из дворца Строгановых до наших дней остаются лучшими в России по качеству. Они были переданы в Эрмитаж в 1926 - 1928 годах. Ацтекский бубенец в форме воина-орла является шедевром мирового уровня Строгановские коллекции в 1920 - 1930-е годы были распределены по музеям, часть распродана на аукционе. Выставка "Строгановы. Меценаты и коллекционеры" даёт возможность представить и понять значительную роль, которую сыграла династия Строгановых в культурной жизни России.

"Основная цель выставки - воспитание у петербужцев исторического вкуса и напоминание о значимости династии Строгановых для культурной жизни России" - сказал на открытии директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Возвышение семьи Строгановых началось еще с допетровских времен. В Смутное время и позже Строгановы помогали законной власти денежными взносами. В одной из жалованных грамот Петра Великого вычислено, что Строгановы во время междуцарствия и при Михаиле Феодоровиче пожертвовали деньгами 841 762 руб., что на современный счет составит около 4 миллионов рублей. За эти услуги Строгановы были возведены в звание "именитых людей" и получили право именоваться с "вичем". По званию "именитых людей" Строгановы подлежали только личному царскому суду, могли строить города, крепости, содержать ратных людей, лить пушки, воевать с владельцами Сибири, вести беспошлинно торговлю с азиатскими инородцами. Уложение царя Алексея Михайловича отводит им особую статью (ст. 94, гл. Х).

Огромные средства Семена Иоанникиевича Строганова давали ему возможность оказывать Петру I значительную помощь во время Северной войны; около 1701 г. он на свои деньги снарядил два военных фрегата. Жена его, урожденная Новосильцева, была первой статс-дамой при дворе. Имения Григория Строганова были еще увеличены Петром I по восьми жалованным грамотам, так что в одних только Пермских владениях у него было "на лицо" 44643 человек, да 33235 человек "в бегах и в мире скитающихся".

Во второй половине XVIII века предпринимательская деятельность Строгановых приходит в упадок. В XVIII веке, когда начался процесс "одворянивания", то есть получения купцами дворянских званий, Строгановы одними из первых смогли совершить переход в привилегированное сословие.

В 1722 г. Петр Великий за заслуги последнего "именитого мужа" Строганова, Григория Дмитриевича, возвел его сыновей Николая, Александра и Сергея в "баронское" достоинство. Они стали родоначальниками трех ветвей Строгановской фамилии. Сын Сергея Александр был возведен в 1761 г. императором Францем I в "графское" достоинство Римской империи, а в 1798 г. император Павел I возвел его и в графы Российской империи.

Сергей Григорьевич (1707 - 1756), барон, генерал-лейтенант, пользовался благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны и отличался редкой благотворительностью; в "Академических Ведомостях", по поводу его смерти, было сказано, "что он око был слепых, нога хромых и всем был друг". Любя искусство, он основал богатейшую картинную галерею в своем доме, выстроенном знаменитым Растрелли.

В разные годы на протяжении нескольких поколений представители этой фамилии занимали высокие должностные посты, оставив по себе память, в том числе, и на административном поприще.

Стоит вспомнить в этой связи Александра Сергеевича Строганова (1733 - 1811). Один из самых просвещенных людей своего времени, он довершал образование в Европе, в 1752-54 годах слушал лекции в Женевском Университете, был знаком с Вольтером и другими выдающимися людьми. При Екатерине II стал сенатором. В 1766 г. в его доме собирались депутаты, избранные в комиссию по составлению проекта Нового уложения. Как член последней, он особенно настаивал на устройстве школ для крестьян. Он был директором петербургской Публичной библиотеки. В 1758 году стал почетным членом только что созданной Академии художеств, а в 1800 году Павел I назначил его Президентом Петербургской Академии художеств, где он "своей деятельностью снискал славу и любовь соотечественников". Павел I также возложил на А. С. Строганова сооружение памятника А. В. Суворову и строительство Казанского собора. Формально строительство субсидировало царское правительство, фактически - граф А. С. Строганов. В осуществление грандиозной постройки граф вложил львиную долю своего состояния. При Александре I А. С. Строганов стал членом Госсовета. И в день его похорон император Александр I шел пешком от Казанского собора до Александро-Невской лавры за гробом именитого человека России.

Другой Александр Сергеевич Строганов (1818 - 1864), граф, егермейстер двора Его Величества, известный как собиратель средневековых и новоевропейских монет; был одним из основателей Санкт-Петербургского археологического общества и членом Одесского общества и истории древностей Российских.

Сергей Григорьевич (1794 - 1882), граф, генерал от кавалерии, генерал-адъютант, член Государственного совета. Пятнадцати лет от роду поступил в Институт корпуса инженеров путей сообщения; отличился в Бородинском сражении, в 1828 г. - в делах под Шумлой и Варной. В 1831 - 1834 гг. исполнял обязанности военного губернатора в Риге и в Минске. В 1835 г. назначен попечителем Московского учебного округа. Время его управления (1835 - 1847) было, по общему отзыву современников, блестящей эпохой для Московского университета. В 1859 г. он основал Археологическую комиссию, председателем которой был до конца жизни; много содействовал раскопкам на Черноморском побережье. Вместе с А.Д. Чертковым значительно поднял научный интерес к русской нумизматике и составил богатейшую коллекцию русских монет. В 1854 - 1855 гг. участвовал в Севастопольской кампании; в 1859 - 1860 гг. был Московским военным генерал-губернатором, в 1863 - 1865 гг. председателем комитета железных дорог. Был главным воспитателем великих князей Николая, Александра, Владимира и Алексея Александровичей.

Строгановы-меценаты одна из главных тем данной выставки. Сегодня мы имеем возможность узнать больше и об этой стороне их деятельности.

Уже в конце XVI и начале XVII века Строгановы поддерживали творчество наиболее искусных иконописцев, стремившихся к особому изяществу живописи, заказывая и приобретая их произведения для своих "горниц". В тот период сложилась "строгановская" художественная школа. В конце XVII века можно говорить и о строгановском стиле в архитектуре. Именно в этом стиле выполнена церковь Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде, построенная на средства Г. Д. Строганова.

Александр Сергеевич (1733 - 1811) стал одним и из выдающихся русских меценатов в полном смысле этого слова. Он покровительствовал талантам как в искусстве, так и в литературе. Его поддержкой пользовались Державин, Бортнянский, Богданович, Крылов. В конце ХVIII века граф Строганов открыл свои коллекции для общественного обозрения, как тогда говорили "для общей пользы". Художественное собрание Строгановых служило и педагогическим целям - здесь проводились занятия питомцев Академии художеств, президентом которой был А. С. Строганов. "В его картинной галерее занимались художники, просвещались соотечественники, и в Библиотеке сама императрица Екатерина II брала читать Вольтера у А. С. Строганова", что засвидетельствовано в сохранившемся формуляре. Библиотека А. С. Строганова была богата рукописями и считалась лучшей в России. Как и галерея она была доступна для посещения. Его дом посещали Левицкий, Иванов, Шебуев, Щукин, Мартос. Знаменитый Воронихин вышел из его дворовых людей и был обязан Строганову своим образованием и карьерой. Александр Сергеевич принимал большое участие в делах благотворительности императрицы Марии Федоровны, был покровителем писателей и художников. "При его поддержке Гнедич смог взяться за свой великий труд - перевод "Илиады" Гомера".

Особой добротой в роду Строгановых прославилась графиня Наталия Павловна (1796 - 1872). Современники отмечали удивительную мягкость ее характера и сердечную кротость. "В особенности отличалась она состраданием к ближнему и вообще неимущим людям;вся ее жизнь вращалась в кругу своей семьи, деяний добра, и другого мира у нее не было. Так она начала свое существование, так и провела всю свою жизнь, так и отошла в вечность".

Еще один известный благотворитель и меценат - граф Сергей Григорьевич Строганов (1794 - 1882) - с 1835-го по 1847 год был попечителем Московского учебного округа и Московского университета. Этот период современники назвали "строгановским временем". Управляя университетом, Строганов умел находить и поощрять талантливых преподавателей. Грановский, Кавелин, Соловьев, Буслаев, Бодянский - вот только несколько профессоров, которые начали свою университетскую деятельность в это время, а впоследствии стали гордостью российской науки. Понимание С. Г. Строгановым необходимости развития в стране высшего образования сказалось на неприятии им ограничения доступа в университет лицам низших сословий и на его борьбе с цензурой. Он энергично выступал за улучшение состояния гимназий и начальных школ, подготовив "Положение о городских начальных училищах в Москве". Именно С. Г. Строганову, большому любителю археологии, многим обязано Общество истории и древностей российских, в котором он был председателем на протяжении 37 лет (с 1837-го по 1874 год) и для которого он добился звания Императорского с государственным субсидированием (не забывая при этом и о постоянном собственном финансировании). Ему же своим появлением обязана Археологическая комиссия. Под его руководством и на его средства были напечатаны "Древности Российского государства"и целый ряд других изданий, в том числе и те, автором которых был он сам: "Дмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме, строенный с 1194 по 1197 г." (Санкт-Петербург, 1849) и критический разбор сочинений Виолле: "О русском искусстве" (Санкт-Петербург, 1879).

Сергей Григорьевич основал на свои средства в Москве техническую школу рисования - первую российскую рисовальную школу. А в 1825 году он организовал в Москве знаменитое ныне Строгановское училище.

Граф Александр Григорьевич Строганов в бытность его в Одессе интересовался деятельностью тамошнего Общества истории и древностей России, был его президентом и сделал очень много ценных пожертвований в музей. Громадная его библиотека завещана Томскому университету.

А Сергей Александрович Строганов в 1914 году открыл свой дворец и его художественную галерею самой широкой публике.

Традиции меценатства продолжают и современные потомки Строгановы. Сама эта выставка смогла состояться во многом благодаря деятельному участию Строгановского фонда, основанного баронессой Элен де Людингаузен, последней представительницей рода Строгановых, проживающая ныне в Париже. По представлению Государственного Русского музея Элен Де Людингаузен (баронесса Строганова) в 1999 году награждена почетным дипломов Президента РФ за активную благотворительную и спонсорскую деятельность. При поддержке Строгановского фонда уже осуществлен ряд крупных проектов, в настоящее время восстанавливается мебельный гарнитур для Большого Танцевального зала дворца Строганова. Финансовую поддержку оказывает фонд и Казанскому собору.

На торжественное открытие выставки "Строгановы. Меценаты и коллекционеры" прибыло 180 почетных гостей - благотворителей Строгановского фонда. Среди них представители королевских домов Европы, аристократических семей, видные политики, банкиры и т.д.

Виктор Петров

Российские предприниматели 19 века относились к своему делу иначе, чем западные предприниматели. Они считали его не столько источником доходов, сколько миссией, которая была возложена на их плечи Богом или судьбой. В купеческой среде считалось, что богатство должно использоваться, поэтому купцы занимались коллекционированием и благотворительностью, которая рассматривалась многими как предназначение свыше.

Большинство предпринимателей тех времен являлись достаточно честными коммерсантами, считавшими меценатство чуть ли не своей обязанностью.

Именно за счет меценатов в России появлялись музеи и театры, крупные храмы и церкви, а также обширные коллекции памятников искусства. При этом российские меценаты не стремились предавать свое дело огласке, напротив – многие помогали людям при условии, что их помощь не будет афишироваться в газетах. Некоторые меценаты даже отказывались от дворянских титулов.

Расцвет меценатства, начавшегося в России с 17 века, наступил во второй половине 19 века. Городские дворцы и загородные дворянские усадьбы были переполнены обширными библиотеками редких книг и коллекциями западноевропейского/российского искусства, которые их владельцы подарили государству.

Известные меценаты

Одним из наиболее известных меценатов России был Савва Мамонтов, происходивший из старинного купеческого рода. Благодаря ему построили одну из первых железных дорог на территории России, соединившую Сергиев Посад с Москвой. Также Мамонтов часто принимал у себя художников, которых он поддерживал, заказывая у них дорогие работы. Меценатство Мамонтова распространялось и на музыку – именно он учредил Частную русскую оперу. В Частной русской пел легендарный Федор Шаляпин, талант которого впервые открыли в этом музыкальном учреждении.

Еще одним меценатом 19 века являлся Савва Морозов, оказывающий материальную поддержку больницам, приютам, культурным заведениям и нуждающимся студентам. Не отставал от него и Павел Третьяков, основавший Третьяковскую галерею, собравший огромную коллекцию русских картин и опекавший Арнольдовское училище глухонемых детей. Кроме того, Третьяков вносил крупные пожертвования семьям солдат, погибших во время русско-турецких и Крымской войн.

Остались в памяти людей и такие меценаты, как Митрофан Беляев, Василий Тредиаковский, Иван Остроухов, Алексей Бахрушин и Степан Рябушинский. Людей, преданных меценатству, всегда было мало, однако каждый из них свято верил в благое дело и стремился исполнять его со всей своей ответственностью.

И. Крамской "Портрет П.М. Третьякова"

Отечественное меценатство — уникальное явление. А если учесть, что Россия сейчас переживает нелегкие времена, то можно считать вопрос о меценатстве актуальным.

В наши дни культура находится в тяжелом положении, в поддержке нуждаются не только провинциальные библиотеки и театры, но даже и знаменитые, известные на весь мир музеи и другие учреждения культуры.

Меценаты основывали заводы, строили железные дороги, открывали школы, больницы, приюты… Чтобы подробно рассказать обо всех, нужен формат не статьи, а целой книги, причем не одной. Мы же остановимся только на некоторых именах.

Но сначала о самом термине «меценатство». Русским синонимом является понятие «благотворительность». Но откуда пришло к нам заимствование?

История термина «меценатство»

Меценат – человек, который на безвозмездной основе помогает развитию науки и искусства, оказывает им материальную помощь из личных средств. Нарицательное название «меценат» происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената (Мекената), который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе.

Бюст Мецената в одном из парков Ирландии

Гай Цильний Меценат (около 70 до н. э. - 8 до н. э.) - древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Личный друг Октавиана Августа и своего рода министр культуры при нём. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным.

Во время гражданской войны в Римской империи он устраивал примирение враждующих сторон, а после окончания войны во время отсутствия Октавиана вел государственные дела, был свободен от низкопоклонства и заискивания, смело выражал свои взгляды и даже удерживал иногда Октавиана от вынесения смертных приговоров. Поэты того времени находили в нем покровителя: он помог Вергилию возвратить отнятое у него имение, а Горацию подарил свое поместье. Он умер, оплакиваемый всем народом, а не только друзьями.

Ф. Бронников "Гораций читает свои стихи Меценату"

Впрочем, благотворительность в России – дело не такое уж и редкое. Эта система жертвования стала складываться уже с принятием христианства на Руси: ведь первые богадельни и больницы начали строиться при монастырях, а большинство меценатов XIX века были выходцами из купеческой старообрядческой среды. П. А. Бурышкин, исследователь московского купечества, считал, что на свой труд и доходы купцы «смотрели не только как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела» . Период XVIII-XIX вв. дал России так много благотворителей, что его называют «золотым» веком меценатства. В Москве особенно много таких памятников человеческому милосердию. Вот, например, Голицынская больница.

Голицынская больница

Городская клиническая больница № 1 им. Н.И. Пирогова

Голицынская больница была открыта в Москве в1802 г. как «больница для бедных». В настоящее время это Голицынский корпус Первой городской клинической больницы.

Голицынская больница была построена по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова на средства, которые были завещаны князем Дмитрием Михайловичем Голицыным «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». При разработке проекта Казаковым был использован принцип городской усадьбы. Непосредственно руководством строительства занимался двоюродный брат князя действительный тайный советник, обер-камергер Александр Михайлович Голицын.

Открытая в 1802 г., она стала третьей больницей в Москве гражданского ведомства. В Голицынскую больницу принимались на бесплатное лечение представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян, - «…и русские, и иностранцы, всякого пола, звания, вероисповедания и национальности».

В 1802 г. в больнице было 50 коек, а в 1805 г. - уже 100. Дополнительно в 1803 г. при больнице была открыта богадельня для неизлечимых больных на 30 мест. Управляющим больницей в течение многих лет служил Христиан Иванович Цингер. Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москву заняли войска Наполеона, он остался в больнице один и сумел не допустить её разграбления, а также сберёг оставленные ему на хранение больничные деньги. За добросовестную службу Христиан Иванович Цингер получил звание потомственного дворянина.

А теперь немного о том, на чьи средства была построена эта больница.

Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793)

А. Браун "Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына"

Князь Дмитрий Михайлович Голицын - русский офицер и дипломат из рода Голицыных. В 1760-1761 гг. исполнял обязанности посла в Париже, а затем был отправлен послом в Вену, где сыграл большую роль в улучшении отношений российского двора с императором Иосифом II. Одним из первых среди русских он увлёкся собиранием полотен старых мастеров (художников Западной Европы, работавших до начала XVIII столетия).

Д. М. Голицын был известным благотворителем. 850 тысяч рублей, доходы от двух имений в 2 тыс. душ и свою картинную галерею он завещал на устройство и содержание больницы в Москве. Его воля была осуществлена двоюродным братом — князем А.М. Голицыным. Больница до 1917 г. содержалась на средства князей Голицыных, а затем воля Д.М. Голицына нарушена последующими наследниками - распродажей его галереи.

Он скончался в Вене, но его тело по желанию родных и с высочайшего соизволения в 1802 г. было перевезено в Москву, где и похоронено в склепе под церковью Голицынской больницы.

Истинные меценаты никогда не стремились афишировать свою деятельность, скорее, наоборот. Часто, совершая крупную благотворительную акцию, они скрывали свои имена. Известно, что Савва Морозов, например, оказал большую помощь в основании Художественного театра, но при этом поставил условие, чтобы его имя нигде не упоминалось. О Савве Тимофеевиче Морозове наш следующий рассказ.

Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905)

Савва Тимофеевич Морозов

Происходил из старообрядческой купеческой семьи. Окончил гимназию, а затем физико-математический факультет Московского университета и получил диплом химика. Общался с Д. Менделеевым и сам написал исследовательскую работу о красителях. Обучался также в Кембриджском университете, где изучал химию, а затем в Манчестере — текстильное дело. Являлся директором Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°». Ему принадлежали хлопковые поля в Туркестане и несколько других товариществ, где он был пайщиком или директором. Благотворительностью занимался постоянно: на своих фабриках он ввел оплату по беременности и родам работающим женщинам, выделял стипендии молодым людям, обучавшимся в стране и за рубежом. Известно, что на его предприятиях рабочие были более грамотными и образованными. Помогал он и нуждающимся студентам Московского университета.

В 1898 г. он вошел в состав Товарищества для учреждения в Москве театра и регулярно вносил большие пожертвования на строительство и развитие МХАТа, инициировал строительство нового театрального здания. За границей на его деньги были заказаны самые современные приспособления для сцены (осветительное оборудование в отечественном театре впервые появилось именно здесь). На здание МХТа с бронзовым барельефом на фасаде в виде тонущего пловца Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей.

К сожалению, связи с революционным движением, а также личные обстоятельства привели С.Т. Морозова к преждевременной смерти.

Семью Бахрушиных в Москве называли «профессиональными благотворителями». В 1882 г. Бахрушины пожертвовали городу 450 000 рублей на строительство больницы. Эта акция положила начало целой серии подобных благотворений. А общие пожертвования семьи (только крупные) составили сумму более 3,5 млн. рублей.

В семье Бахрушиных была традиция по окончании года, если он был финансово благополучным, выделять определенную сумму на помощь бедным, больным, учащимся. Благотворительную деятельность они вели и в Зарайске, откуда были родом родители, и в Москве. По воспоминаниям современников, к роскоши в семье Бахрушиных никогда не тяготели. Бесплатная лечебница на двести мест для неизлечимо больных, городской сиротский приют и приют для деревенских детей из нищих семей, бесплатный дом, где жили нуждающиеся вдовы с детьми и учащиеся девушки, детские сады, училища, бесплатные столовые и общежития для курсисток - это далеко не полный перечень их благотворений. Василий Алексеевич написал завещание, согласно которому пять вузов (Московский университет, Московская духовная академия и семинария, Академия коммерческих наук и мужская гимназия) получили деньги на стипендии для студентов. Четыре театра, в том числе театр Корша, строились частично на деньги Бахрушиных.

Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929)

Алексей Александрович Бахрушин

Купец, меценат, известный коллекционер, основатель знаменитого театрального музея, который в 1913 году он подарил Академии наук.

А. Бахрушин окончил частную гимназию и занялся семейным делом -«Товариществом кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья». Но постепенно он увлекся собирательством и отошел от дел. Под влиянием кузена, Алексея Петровича Бахрушина, он стал собирателем, причем интерес именно к театральной старине пробудился у него не сразу. Афиши, программки спектаклей, фотопортреты актеров, наброски костюмов, личные вещи артистов - все это собиралось в доме Бахрушина и стало его страстью. Его сын вспоминал, что над Бахрушиным посмеивались: «Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина». Но эта страсть постепенно оформилась в серьезное увлечение, и 29 октября 1894 г. Бахрушин представил общественности целую выставку. Именно этот день Бахрушин считал днем основания Московского литературно-театрального музея. Он старался наиболее полно представить историю русского театра от самого его зарождения. Он организовал «Бахрушинские субботы», которые пользовались большой популярностью у актеров и театралов. У него бывали А. Южин, А. Ленский, М. Ермолова, Г. Федотова, Ф. Шаляпин, Л. Собинов, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко. Скоро появилась традиция приходить не с пустыми руками. Например, звезда Малого театра Гликерия Николаевна Федотова преподнесла Бахрушину все дары, которые накопились у нее за годы ее сценической жизни. В его собрании, постепенно ставшем обширным и многообразным, было три раздела - литературный, драматический и музыкальный.

Со временем А.А. Бахрушин стал задумываться о судьбе своих богатств. Ему очень хотелось, чтобы вся Москва имела к ним доступ. Но когда он предложил передать свой музей в собственность Московского городского самоуправления, руководители города, лишь заслышав об этом, стали всячески отмахиваться: «Что вы?! Мы с третьяковским и солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут вы еще с вашим! Увольте, Христа ради!..»

Его сын, Ю.А. Бахрушин, вспоминал: «Отец был в отчаянии - огромное собрание, уже тогда стоившее сотни тысяч, предлагаемое бесплатно государственным учреждениям, оказывалось никому не нужным. Сломить чиновничью косность оказалось невозможным». Заинтересовалась уникальной коллекцией только Академия наук. Четыре года ушло на то, чтобы уладить формальности, и только в ноябре 1913 г. состоялась передача музея Академии наук.

Театральный музей имени А.А. Бахрушина

Российские меценаты были образованными людьми, поэтому они старались развивать приоритетные отрасли отечественной науки, открывать галереи и музеи для просвещения населения страны, помогать в строительстве театров…

В связи с этим можно вспомнить Третьяковскую галерею, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Московскую частную оперу С.И. Мамонтова, Московскую частную оперу С.И. Зимина, уже упоминавшийся нами Московский Художественный театр, Музей изящных искусств, на строительство которого заводчик, крупный землевладелец Ю.С. Нечаев- Мальцов потратил более 2 млн. рублей, Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и т.д. Остановимся хотя бы на одном примере.

Московская частная русская опера (Мамонтовская опера)

Савва Мамонтов поддерживал это начинание финансово и морально. Сначала труппа частной оперы состояла из итальянских и русских певцов, среди которых был Ф. Шаляпин и Н. Забела, а декорации и костюмы создавал М. Врубель. На годы выступлений Шаляпина в Мамонтовской опере (он пробыл солистом четыре сезона - с 1896 по 1899) пришёлся взлёт его артистической карьеры. Сам Шаляпин отмечал важность этого времени: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента» . Покровительство Мамонтова дало возможность таланту Шаляпина раскрыться в полной мере. Сам певец рассказывал: «С.И. Мамонтов сказал мне: «Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу! Всё это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия».

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

И. Репин "Портрет С.И. Мамонтова"

С.И. Мамонтов родился в богатой купеческой семье. Окончил гимназию, а затем поступил в Петербургский университет, позже перевелся в Московский университет, где учился на юридическом факультете. Отец Мамонтова занимался строительством железных дорог, но сына не привлекало это занятие, он больше увлекался театром, хотя по настоянию отца ему пришлось вникать в семейное дело, строительство железных дорог, а после смерти отца занять пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги. Одновременно он активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивал домашние спектакли. В 1870 г. Мамонтов и его жена покупают усадьбу писателя С.Т. Аксакова в Абрамцево, она в дальнейшем становится центром художественной жизни России.

Усадьба Абрамцево

Здесь подолгу жили и работали русские художники И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, а также музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.

Однако в 1890-х годах Савва Мамонтов становится банкротом. Безусловно, не без «помощи» государства и интриг заинтересованных лиц (директора Международного банка А. Ю. Ротштейна и министра юстиции Н. В. Муравьёва). Мамонтов был арестован и посажен в Таганскую тюрьму, его имущество описано. Несмотря на все усилия друзей Мамонтова и положительное мнение рабочих, он несколько месяцев просидел в тюрьме. Освобождению Саввы Мамонтова сознательно препятствовал Муравьёв Н. В., который целенаправленно искал сведения о злоупотреблениях Мамонтова, но найти ничего не смог.

В тюрьме Мамонтов по памяти лепил скульптуры охранников. Известный адвокат Ф. Н. Плевако защищал в суде Савву Мамонтова, свидетели говорили о нём только хорошее, следствие установило, что он не присваивал денег. Присяжные его оправдали, после чего зал суда взорвался аплодисментами.

Ярославль. Открытие памятника Савве Мамонтову

Имущество С. Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения ушли в частные руки. Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной, часть акций досталась другим предпринимателям, в том числе и родственникам Витте.

Все долги были погашены. Но Мамонтов потерял деньги и репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. До конца жизни он сохранил любовь к искусству и любовь старых друзей - художников и музыкантов.

Савва Иванович Мамонтов скончался в апреле 1918 г. и был похоронен в Абрамцеве.

Варвара Алексеевна Морозова (Хлудова) (1848-1918)

Варвара Алексеевна Морозова

В память о муже Абраме Абрамовиче Морозове она построила психиатрическую клинику на Девичьем поле, которую вместе с купленным участком земли передала Московскому университету, положив начало созданию Клинического городка на Девичьем поле. Затраты на строительство и оборудование клиники составили более 500 000 руб., огромные по тем временам деньги. Строительство клиники стало одним из первых ее благотворительных мероприятий. Несколько раньше, еще при жизни первого мужа, Варварой Алексеевной было устроено начальное училище и ремесленные классы при них. Изначально училище было расположено в доме А. А. Морозова на Большой Алексеевской улице, позднее же переместилось в новое, специальное построенное для него здание, на особо приобретенном для него в 1899 г. участке, переданное в 1901 г. в дар городу. Это училище было одним из первых в Москве профессиональных училищ. На средства В. А. Морозовой были также построены здания Рогожских женского и мужского начальных училищ.

В. А. Морозова внесла большой вклад в создание учебных заведений: Пречистенские рабочие курсы и городской народный университет им. А. Л. Шанявского. Он получил от В. А. Морозовой 50 тыс. рублей. Благодаря ее участию и активной помощи было построено общежитие для студентов Императорского Технического училища. В 1885 г. В. А. Морозовой была основана первая в Москве бесплатная общедоступная читальня им. И. С. Тургенева, рассчитанная на 100 читателей и располагавшая богатым книжным фондом. Значительные средства были пожертвованы ею на нужды Московского университета. При ее фабрике существовала больница, родильный приют, торговая школа для малолетних рабочих.

Михаил Абрамович Морозов (1870-1903)

В. Серов "Портрет М.А. Морозова"

Крупнейший меценат своего времени. На его средства были учреждены Институт злокачественных опухолей (в настоящее время в здании размещается Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена), зал греческой скульптуры в Музее изящных искусств. Различные суммы были выделены консерватории, Строгановскому училищу для поддержки молодых художников, артистов и музыкантов. В коллекции М.А. Морозова начитывалось 60 икон, 10 скульптур и около 100 картин, среди которых произведения современных французских и русских художников.

М.А. Морозов – продолжатель династии меценатов Морозовых, купец, предприниматель, коллекционер западноевропейской и русской живописи, скульптуры. Он старший сын известного московского купца Абрама Абрамовича Морозова и Варвары Алексеевны Морозовой (Хлудовой), старший брат коллекционера и мецената Ивана Абрамовича Морозова, муж знаменитой меценатки и хозяйки московского литературно-музыкального салона Маргариты Кирилловны Морозовой, отец Михаила Михайловича Морозова (Мики Морозова), учёного-шекспироведа и пианистки Марии Михайловны Морозовой (Фидлер). Потомственный почётный гражданин. Директор Товарищества Тверской мануфактуры, гласный Московской городской думы, почётный мировой судья, председатель купеческого собрания, коллежский асессор. Директор Русского музыкального общества.

Иван Абрамович Морозов (1871-1921)

В. Серов "Портрет И.А. Морозова"

Пополнил перешедшую после брата М.А. Морозова коллекцию большим количеством картин импрессионистов и постимпрессионистов. После революции собрание было национализировано и на его основе организован II Музей нового западного искусства (I Музеем было щукинское собрание). В 1940 г. коллекция была расформирована частично в Музей изобразительных искусств, частично в Эрмитаж. Например, в его коллекции была знаменитая картина П. Пикассо «Девочка на шаре».

П. Пикассо "Девочка на шаре"

Петр Иванович Щукин (1857-1912)

Петр Иванович Щукин

Собрал и подарил государству коллекцию, составившую основу коллекции Исторического музея. До конца жизни оставался хранителем музея и продолжал нести все расходы, платить жалование служащим и пополнять фонды музея.

Сергей Иванович Щукин (1854-1936)

Д. Мельников "Портрет С.И. Щукина"

Московский купец и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Собрал богатейшую коллекцию картин современной западной живописи, признанных спустя годы шедеврами мирового искусства. По завещанию передал свое собрание в дар государству.

Э. Дега "Голубые танцовщицы"

Щукин покупал картины на свой вкус, предпочитая импрессионистов, а затем и постимпрессионистов. Щукину удалось собрать лучшие образцы современного ему французского искусства. Он признавался своей дочери: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок – покупай её» . В коллекции С.И. Щукина была, например, картина Э. Дега «Голубые танцовщицы», а также картины Моне, Пикассо, Гогена, Сезанна.

Федор Павлович Рябушинский (1886–1910)

Ф. Чумаков "Портрет Ф.П. Рябушинского"

Из семьи российских промышленников и банкиров. Был страстным путешественником, заинтересовался географией, интерес к которой привел его к идее организовать научную экспедицию на Камчатку. Со своим замыслом Ф. П. Рябушинский обратился в несколько научных учреждений Москвы и Петербурга, но не нашел у них поддержки. Только Русское географическое общество согласилось на участие в ее проведении.

На его средства экспедиция была проведена в 1908–1910 гг. и названа его именем.

Организационные вопросы экспедиции решались Ф. П. Рябушинским с учеными: океанографом Ю. М. Шокальским и картографом П. П. Семеновым-Тян-Шанским. Финансирование экспедиции взял на себя Ф. П. Рябушинский. Он и сам хотел в ней участвовать, но болезнь не позволила ему это осуществить. В 1910 году он умер от туберкулеза, но завещал родственникам довести экспедицию до конца.

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913)

И. Крамской "Портрет Ю.С. Нечаева-Мальцова"

В 46 лет Нечаев-Мальцов неожиданно стал владельцем империи стекольных заводов, получив ее по завещанию. Его дядя, дипломат Иван Мальцов, был в Тегеране единственным, кто уцелел во время событий в русском посольстве в Тегеране, когда погиб поэт-дипломат Александр Сергеевич Грибоедов. Мальцов оставил дипломатию и продолжил семейный бизнес: стекольное производство в местечке Гусь. Он привез из Европы секрет цветного стекла и начал выпускать прибыльное оконное стекло. Всю эту хрустально-стекольную империю, вместе с двумя особняками в столице, расписанными Васнецовым и Айвазовским, и получил немолодой чиновник-холостяк Нечаев, а вместе с ними - и двойную фамилию.

Профессор Иван Цветаев (отец Марины Цветаевой), занимавшийся организацией в Москве Музея изящных искусств, познакомился с ним и убедил дать 3 миллиона для достройки Музея.

Ю.С. Нечаев-Мальцов не только не желал известности, но все 10 лет, пока создавался Музей, сохранял анонимность. 300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости, а когда выяснилось, что 10-метровые колонны для портика сделать в России невозможно, зафрахтовал в Норвегии пароход. Из Италии он выписал искусных каменотесов.

На его деньги были основаны Техническое училище во Владимире, богадельня на Шаболовке и церковь в память убиенных на Куликовом поле.

Вход в Георгиевский собор, подаренный Ю. С. Нечаевым-Мальцовым городу Гусь-Хрустальный

Важной чертой делового мира в России XIX века была идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Этому явлению дали название «меценатство». - покровительство богатых людей развитию науки и искусству, появившееся в России XVIII веке. Меценат является не только покровителем, но и человеком, очень хорошо разбирающимся в различных жанрах искусства и умеющим уловить новые направления их развития.
В «Советском энциклопедическом словаре» дается информация о приближенном
императора Августа, римском вельможе Гае Цильние Меценате, выполнявшем при императоре дипломатические, политические, а также частные поручения(I век до н. э.). Его покровительство талантливым поэтам сделало имя Меценат нарицательным.
Меценатами стали называть людей, добровольно жертвующих деньги и даже целое состояние на построение всевозможных общественных сооружений (театров, больниц, храмов, учебных заведений), помогающих людям искусства: писателям, художникам, поэтам, актерам и музыкантам. Как писал К. С. Станиславский: «Для того чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты».
Вообще отношение предпринимателя к своему делу в России было не совсем таким, как на Западе. Российские деловые люди смотрели на свою деятельность не столько как на источник наживы, но и как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Считалось, что богатство дается в пользование, а не в накопление, поэтому в купеческой среде необычайно были развиты благотворительность и коллекционерство, на что смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела. Многие предприниматели имели репутацию честных коммерсантов. Для большинства купеческих семей меценатство частенько становилось обязательным.
Именно усилиями этих людей в России создавались театры и музеи, обширные собрания высокохудожественных памятников искусства, центры духовной жизни. Причем основной массе российских меценатов не нужна была реклама, например, С. Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Московского Художественного театра при одном условии: о нем не должны упоминать в газетах. Некоторые меценаты отказывались от дворянства, например, А.Бахрушин, собиратель произведений искусства, библиофил, завещавший свои коллекции Историческому музею.
Развитие меценатства в России началось с XVIII, а во второй половине XIX века наступил его расцвет. В загородных дворянских усадьбах, в городских дворцах собирались замечательные коллекции памятников российского и западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Некоторые из которых были подарены затем государству.
Каждый город имел своего покровителя-мецената, но особо славились московские меценаты.
Имя Саввы Мамонтова известно всей России. Его отец Иван, купец из известного старинного рода, переселился из Сибири в Москву в 40-х годах XVIII века и через десять лет стал почетным гражданином второй столицы. Его усилиями была построена одна из первых российских железных дорог - Троицкая, которая соединила Москву и Сергиев Посад. Савва Мамонтов был четвертым сыном Ивана. После смерти отца он стал возглавлять железнодорожную компанию.
Как писал о нем К. С. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве»: «Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на Север, в Архангельск и Мурман, для выхода к океану, и на юг, к Донецким угольным копям, для соединения их с угольным центром, хотя в то время, когда он начинал это важное дело, над ним смеялись и называли его аферистом и авантюристом». Донецкая железная дорога была построена в 1882 году, Вологодско-Архангельская - в 1897 году. Савва Мамонтов состоял председателем правления Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
Но все же, больше мы знаем о нем, как о деятеле культуры. Он часто вспоминал, как в юности участвовала в постановке пьесы островского «Гроза», играл роль Кудряша, а сам драматург в этой же постановке исполнял роль Дикого. На досуге Савва Иванович любил сочинять оперы, затем их ставили на домашней сцене в имении Абрамцево, которое быстро сделалось одним из центров творческой жизни России. Сюда гостеприимный хозяин приглашал своих друзей из мира искусства, в основном художников и музыкантов, по одному и семьями, предоставлял им жилье во флигелях, вместе с ними выходил на этюды, на природу. К нему приезжали Поленов, Крамской, Васнецов, Серов, Врубель, Чайковский, Мусоргский. Мамонтов не только оказывал им гостеприимство, но и поддерживал материально, заказывал дорогие работы.
Также им была учреждена Частная русская опера, благодаря которой был открыт гениальный Ф. Шаляпин. Важно, что благодаря Мамонтову появилось понятие театральный художник, который с его подачи становится полноправным членом труппы. Для постановки «Снегурочки» Римского-Корсакова В. Васнецов нарисовал знаменитую серию набросков костюмов и декораций. На спектаклях мамонтовской оперы впервые выявилось выдающееся дарование К. Коровина как декоратора.
Еще один представитель одной из знаменитейших фамилий в истории предпринимательства - (младший). Его отец Савва Морозов (старший) был крепостным у Рюминых, но своим трудолюбием, невероятной трудоспособностью и упорством за огромные деньги выкупил от дворян Рюминых «вольную» и добился зачисления в купцы I гильдии. Еще через 20 лет он и его семья стали почетными гражданами и получили свой дом в Москве. Крупней фирмой Морозовых стала Никольская мануфактура. Савва Морозов (младший) закончил химическое отделение Московского Императорского Университета, затем изучал химию в Кембридже и в то же время знакомился, как организовано текстильное дело на английских фабриках. В 1886 году он стал директором Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко». На Руси ходили легенды о невиданном богатстве Морозовых, но сам Савва Тимофеевич (мл.) был непритязателен и скромен в быту, хотя в его новом особняке на Спиридоньевке устраивались шикарные приемы и балы. Там можно было увидеть Шаляпина, Боткина, Мамонтова, Чехова, Книппер-Чехову, Горького, Станиславского и многих известных лиц того времени.
Савва Морозов много занимался благотворительностью, жертвовал деньги на строительство больниц, приютов, культурных заведений, был почётным членом Общества пособия нуждающимся студентам Московского университета. С. Морозов оказал колоссальную помощь МХТ. В 1898 году вошёл в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра, постоянно вносил денежные средства на строительство и развитие Художественного театра, некоторое время заведовал его финансовой частью, также был инициатором и председателем правления паевого товарищества по эксплуатации театра и строительства нового театрального здания в Камергерском переулке. Как сказал ему самому К. Станиславский: «…внесенный Вами труд мне представляется подвигом, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…»
Нельзя не упомянуть имя Павла Михайловича Третьякова , известного мецената, предпринимателя, собирателя произведений русского изобразительного искусства, основателя Третьяковской галереи.
Павел Третьяков родился в Москве в семье торговца льняным полотном. Через два года у него родился брат Сергей. Братья с детства были приучены к работе и выполняли поручения в лавке отца наравне с другими работниками. Оба получили хорошее домашнее образование. В 1850 году после смерти отца Павел и Сергей стали наследниками его льняного производства, открыли в Москве магазин полотняных, бумажных и шерстяных товаров, а затем по завещанию отца основали прядильную фабрику в Костроме, ставшую вскоре крупнейшей в Европе.
В 1950-х годах П. Третьяков начинает собирать коллекцию русского искусства. Первые приобретенные им работы: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. После им были приобретены картины А. К. Саврасова, И. П. Трутнева, Л. Ф. Лагорио, Ф. А. Бруни и других мастеров. Практически сразу он решил передать свое собрание городу, о чем говорилось в его завещании, составленном в 1860 году. Очень высоко Павел ценил творчество художника В. Перова, всячески поддерживал его, заказывал ему портреты, также он помогал и другим художникам, например, К. Флавицкому, Ф. Бронникову.
Для собранной коллекции в 1874 году Павел построил специальное здание - галерею, открывшуюся для всеобщего обозрения в 1881 году. На следующий год Павел Третьяков передал всю свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
Павел вместе с братом был попечителем Арнольдовского училища глухонемых детей. Он приобрел большой каменный дом с садом для ста пятидесяти воспитанников, мальчиков и девочек, и все материальное обеспечение взял на себя, но это было известно немногим. Еще он делал пожертвования семьям погибших солдат во время Крымской и русско-турецких войн.
В мире всегда есть и будут меценаты разного калибра, масштаба, уровня, коллекционеры. Но в истории и памяти людей остались немногие: С. Морозов, С. Мамонтов, Павел и Сергей Третьяковы, В. Тредиаковский, М. Беляев, И. Остроухов, С. Рябушинский, А. Бахрушин. Настоящих меценатов всегда было немного.

Мы ВКонтакте

Меценатам!

Вы можете оказать посильную материальную помощь на поддержку и развитие театральных проектов. Через Яндекс деньги 41001620055519 По вашему желанию мы можем поместить вашу(и) фотографии, статьи, контактные данные в клубе

Важной чертой делового мира в России XIX века была идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Этому явлению дали название «меценатство». Меценатство - покровительство богатых людей развитию науки и искусству, появившееся в России XVIII веке. Меценат является не только покровителем, но и человеком, очень хорошо разбирающимся в различных жанрах искусства и умеющим уловить новые направления их развития.

По вопросам меценатства пишите

Введение

Наше внимание в данном реферате будет принадлежать теме меценатства в России (и самим меценатам) XIX-начало XXвв.

Цель работы: изучить особенности меценатства в России периода конца XIX-начала XXвв.и рассказать о некоторыми меценатах России этого периода.

Хронологические рамки исследования: вторая половина XIX-началоXX вв Российская благотворительность - явление глубоко духовное и нравственное, имеющее под собой религиозную основу. «Спешите делать добро» - эти слова доктора Газа, которого называли «святым доктором», и сегодня указывают путь всем тем, кому небезразлична судьба России и всех ее детей.

И, «возвращаясь на круги своя», начинают возвращаться в нашу жизнь любовь, доброта, милосердие и сострадание - непреходящие ценности человечества

Меценатство рассматривается как покровительство искусствам, наукам, собирание больших библиотек, коллекций, художественных галерей, строительство театров и поддержка творческих коллективов и т.п., то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры. В этом смысле меценатство можно рассматривать как форму просвещенного благотворения.

Среди меценатов начала 19 в. - высокообразованные аристократы, часто люди искусствава (братья Виельгорские, А. Ф. Львов и др.). В салонах братьев Виельгорских, графов Лавалей, Румянцевых получили известность М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Г. Рубинштейн П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь, Д. В. Григорович, К. П. Брюллов и мн. др.

Меценаты-коллекционеры организовывали частные музеи (Русский музеум П. П. Свиньина, Румянцевский музеум и др).

Меценатская деятельность в России второй половины XIX-XX вв

Если в XVIII в. меценатская деятельность ассоциировалась в основном с привилегированным сословием (прежде всего с дворянством), то со 2-ой половины XIX века к этой деятельности активно подключаются крупнейшие российские предприниматели. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую мощь и стала искать свое место в общественной жизни в условиях, когда политическая деятельность находилась под запретом.

Видными меценатами были многие представители императорских фамилии: императрица Екатерина II на основе приобретенных по ее повелению коллекций основала Эрмитаж; император Александр III на основе коллекций императорского дома учредил Русский музей. Члены императорских фамилий оказывали помощь деятелям культуры, науки, при их финансировании и личном участии основаны Русское музыкальное общество, Петербургская консерватория.

Великий князь Николай Михайлович поддерживал деятельность Руского исторического общества, финансировал различные научные издания. С середины 19 века меценатсво получило широкое распространение в среде купечества, для которого благотворительность и меценатство сделались традицией.

Важнейшей частью широкой благотворительности было меценатство, сыгравшее огромную роль в формировании и развитии отечественной культуры. Слово «меценатство» происходит от имени римского государственного деятеля Гая Цильния Мецената, жившего в 1 в. до н. э. и помогавшего талантливым римским поэтам того времени. Имя Мецената, как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов, стало нарицательным и вошло в языки многих народов мира. Меценатами мы называем людей, добровольно жертвующих деньги, состояние и т. д. на построение различных общественных сооружений (храмов, театров, больниц, учебных заведений), помогающих художникам, писателям, поэтам, музыкантам. «Для того чтобы процветало искусство, -- писал К. С. Станиславский, -- нужны не только художники, но и меценаты». Именно усилиями меценатов в России создавались обширные собрания высокохудожественных памятников искусства, музеи, театры и другие центры духовной жизни.

Меценатство как поддержка частными лицами культуры, науки и искусства получило развитие в России с 18 в., когда в стране возникли предпосылки для образовательной, музейно-собирательной и памятнико охранительской деятельности. В городских дворцах и загородных дворянских усадьбах собирались замечательные коллекции памятников западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Однако лишь отдельные представители российской аристократии 19 -- начала 20 в. -- Н. П. Румянцев, А. С. Уваров и П. С. Уварова, М. К. Тенишева, Ю. С. Нечаев Мальцев и другие дарили свои коллекции государству или жертвовали большие средства на устройство новых музеев.

Расцвет меценатства наступил во второй половине 19 в. благодаря российскому купечеству, придерживавшемуся православных традиций помощи ближнему и поддержки культурных общественных учреждений. Нередко меценатство становилось обязательным для многих купеческих семей. Каждый большой и малый город имел таких покровителей, но московские меценаты славились по всей России. Знаменитый род промышленников Морозовых оставил после себя множество памятников культурно-просветительной деятельности. Так, на средства Марии Федоровны и Феодосии Ермиловны Морозовых строились и украшались многие старообрядческие храмы, Сергей Тимофеевич Морозов построил в Леонтьевском переулке Кустарный музей, а Савва Тимофеевич -- великолепное здание Художественного театра.

Профессиональными благотворителями называли современники семейство купцов Бахрушиных, щедро жертвовавших миллионы на строительство храмов, больниц, приютов, домов с бесплатными квартирами.

Александр Алексеевич Бахрушин передал на строительство здания театра Корша (теперь МХАТ им. Горького на улице Москвина) крупную сумму денег. Но более всего помнят москвичи и россияне Алексея Александровича Бахрушина -- основателя знаменитого театрального музея, подаренного хозяином в 1913 г. Академии наук.

Не менее известными покровителями культуры были и московские купцы Щукины. Меценатство и коллекционирование -- давняя традиция этой семьи. Петр Иванович, собравший огромную коллекцию памятников русского искусства, выстроил на свои деньги здание музея на Грузинской улице, а затем в 1905 г. подарил его Историческому музею с собранием, насчитывавшим около 24 тыс. предметов! Его брат Сергей Иванович собрал замечательную по полноте коллекцию современной западноевропейской живописи, ставшую позже украшением Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Основу крупнейшего в мире музея русского искусства -- Третьяковской галереи составила коллекция купца Павла Михайловича Третьякова, переданная им в 1892 г. в дар Москве. Крупный железнодорожный промышленник Савва Иванович Мамонтов, человек разносторонне одаренный, большой знаток и ценитель искусства, создал в своем имении Абрамцево своеобразный творческий кружок, объединявший таких талантливых мастеров русского искусства, как В. Д. Поленов, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, В. А. Серов и другие. На сцене Частной оперы в Москве, основанной на средства Мамонтова, расцвел гениальный дар Ф. И. Шаляпина.

К сожалению, Октябрьская революция 1917 г. разрушила сложную систему благотворительности, заменив ее унифицированной сетью государственных заведений. С уничтожением частной собственности погибло как явление и меценатство. Многие благотворители и меценаты в одночасье стали нищими или же были вынуждены эмигрировать. Большинство же из оставшихся охраняли свои собрания вплоть до их национализации.

В 1920 -- 1930 гг. почти все частные музеи, завещанные городу и стране, вопреки воле бывших владельцев были ликвидированы и их коллекции вошли в состав крупнейших музеев.

Лишь с конца 1980-х гг. в стране стали создаваться политические и социально-экокомические условия для возрождения забытых традиций милосердия и меценатства, и ныне появляются новые предприниматели, жертвующие на реставрацию и сооружение храмов, поддержку науки, культуры и искусства, здравоохранения, издательскую деятельность. В Москве работает Музей частных коллекций, созданный по инициативе известного собирателя произведений искусства И. С. Зильберштейна.

В то же время необходимо отметить, что свобода пожертвований всячески сдерживалась государством. Например, пожертвователь, желавший выплачивать стипендию своего имени в каком-либо учебном заведении, был обязан внести сразу всю сумму, проценты с которой обеспечивали бы средства на одну стипендию, т.е. на стипендию в 400 руб. в год - единовременно предоставить 10 тыс. руб. Существовал также закон, который запрещал открывать благотворительные заведения, пока они полностью не обеспечены капиталом. Вот почему только очень состоятельные люди могли воплотить в жизнь свое желание создать приют или больницу, школу или библиотеку. По этой же причине основное количество коммерческих учебных заведений было учреждено не частными лицами, а специальными обществами, такими как Московское общество распространения коммерческих знаний. Общество любителей коммерческих знаний и др., а также купеческими обществами и биржевыми комитетами.

Говоря о мотивах благотворительной деятельности купечества, надо отметить и такой факт, что именно эта деятельность открывала скорый и верный доступ к чинам, орденам, почетным званиям и прочим отличиям, к которым предприниматели не могли быть равнодушны, поскольку это влияло на их общественное положение. Лишь редкие жертвователи, такие как Третьяков, Морозов, Мамонтов, Кокорев и некоторые другие были равнодушны к правительственным наградам.

Поощрять благотворительную деятельность частных лиц начала еще Екатерина II. При ней за активную благотворительную деятельность и меценатство можно было получить звание «почетного гражданина», которое давало ряд льгот и привилегий, в частности позволяло носить шпагу, получать личное дворянство и т.д. По имени купца Горохова, перечислявшего деньги в различные благотворительные фонды, была названа улица в Петербурге.

Участие в деятельности благотворительных обществ, членство в попечительских советах школ, училищ, приютов, музеев и т.п. считалось в дореволюционной России «государственным делом», а поэтому находилось под покровительством и регулярно поощрялось властями. Так, известный предприниматель К.Т. Солдатенков к сер. 80-х гг. XIX века «за пожертвование и усердие» имел ордена: Станислава 3-й степени (1864 г.), Станислава 2-й степени (1868 г.), Анны 2-й степени (1861 г.), Владимира 4-й степени (1885 г.).