Интернет

Конспект урока по истории средних веков "культура раннего возрождения в италии". Культура раннего возрождения

Урок истории в 7 классе " Культура раннего Возрождения в Италии".

План изучения темы:

1. Связь Возрождения и Античности.

2.Гуманизм Возрождения.

3 Особенности культуры раннего Возрождения.

4.Искусство раннего Возрождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Культура раннего Возрождения в Италии.

Цели урока :

Образовательная: ученик сможет раскрыть понятие «культура раннего Возрождения», «гуманисты»; назвать страну, где она зародилась и причины зарождения новой культуры, основных культурных деятелей этого периода; определить основные особенности культуры раннего Возрождения.

Развивающая : продолжить развитие у обучающихся аналитического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы

Воспитательная: воздействовать на чувства и эмоции ребят через демонстрацию учащимся прекрасных творений человека, работать в группе.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, тексты для работы, карточки с заданиями.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

План изучения темы:

1. Связь Возрождения и Античности.

2.Гуманизм Возрождения.

3 Особенности культуры раннего Возрождения .

4.Искусство раннего Возрождения.

Ход урока :

  1. Организационный момент
  1. Проверка готовности школьников к учебному занятию.
  2. Организация внимания учащихся.

II Тема и постановка цели урока

Как вы понимаете слово «Возрождение»? В чем разница между рождением и возрождением?

Посмотрите еще раз на тему урока. На какие вопросы по теме вы хотели бы получить ответ.

Демонстрация античных памятников

Что вы можете сказать об эти произведения искусства

(античные, изображен человек, красота, сила, уверенность)

Рассмотрите иллюстрации в учебнике до ….., найдите такие же прекрасные изображения человека? (их нет)

Почему нет? Что происходит? (Римская империя была завоевана варварами и люди забыли античную культуру)

Так о каком Возрождении пойдет речь на уроке? (возрождение античной культуры, когда высоко ценился человек)

Начиная с 14 века, в богатых городах Италии появляются люди, называвшие себя «любителями мудрости», они считали древнегреческую культуру идеалом, когда процветали науки и искусство, а люди были доблестными и мудрыми. А потом, думали они, пришли варвары, и воцарилось невежество и жестокость. И вот теперь любители мудрости хотели возродить ее, и поэтому новая эпоха стала называться Возрождением, а период от античности до Возрождения - средними веками. Но интерес к древней культуре не был простым копированием. Создается новая культура!

3. Изучение нового. В чем особенность новой культуры?

1. Поработайте с текстом, сравните представления о мире и человеке в Средние века и в эпоху Возрождения

Текст

Культура раннего Возрождения Италии.

Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божественном мироздании. Свои знания они называли – «познание божественного».

С 14 века новые ученые (они назывались «любители мудрости») стали изучать не только Библию и труды отцов церкви. Они все больше интересовались прошлым и настоящим своего народа. Главным в сочинениях новых ученых становится интерес к человеку, к земной жизни. Они стали называть себя гуманистами (с лат. humanus – человеческий).

В средние века верующие считали земную жизнь «смрадной», а себя ничтожными и жалкими. Человеческое тело лишь оболочка бессмертной души, его надо стыдиться, прятать от чужих глаз.

Гуманисты же воспевали земное существование, обычную жизнь с ее радостями и тревогами называли прекрасной. Человек- это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога. К чему должен стремиться человек? Гуманисты считали, что человек может и должен добиться величия уже в земной жизни. Как человек может достичь совершенства? Усилием воли и трудом человек может достичь совершенства во всем: в физической силе и красоте, в науках, искусстве, воинском мастерстве и т. д. Господь помогает активным людям. Наградой человеку, как учили гуманисты, было не блаженство на небесах, а слава среди современников и потомков.

В Средние века образцом для подражания являлся святой (бедный, нищий, отказавшийся от имущества и земных соблазнов, заботящего о спасении души). Гуманисты будили интерес современников не к святым, а к реальным людям. Сильными, прекрасными, деятельными, умными людьми восхищаются гуманисты.

В феодальном обществе «благородными », то есть лучшими, людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Неважно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами и о том, как надо поступать в жизни. Только такой человек может добиться величия и славы.

В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность . Росло число грамотных и образованных людей, которые много читали, путешествовали, говорили на нескольких языках, интересовались философией, историей, искусством. Состоятельные люди приглашали ученых, знающих греческий язык, чтобы дать хорошее образование своим детям.

Беседа по вопросам таблицы

Как стали называть людей, которые считали жизнь и человека прекрасным. (гуманистами).

2.Искусство раннего Возрождения (слово учителя, слайды,задания)

Слайд 1. Основателем гуманизма считается знаменитый поэт Франческо Петрарка, мечтавший о возрождении былой славы Рима. Однажды он увидел в церкви красивую женщину, он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы, так и не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей любимой имя Лау/ра и посвятил ей множество стихов. Он впервые назвал Мадонной земную женщину. Он был увенчан званием лучшего поэта Италии и жил при дворах итальянских правителей.

Работа над отрывком сонета Петрарки (работа в парах)

Тема: любовь. Образ: земная женщина. Основная мысль: любовь - это счастье и страдание.

Слайд 2 . Другим основоположником Возрождения стал ученик Петрарки -Джованни Боккачо. Он написал сборник новел «Декамерон». В «Декамероне» он ярко и увлекательно показал быт и нравы различных слоев итальянского общества и беспощадно высмеял лицемерие, праздность и тщеславие духовенства.

Слайд 3. В период Возрождения художники были очень знамениты, их приглашали и Папы, и правители. Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет- индивидуальный или семейный, где изображались не боги, герои и святые, а современники из разных сословий.

Одним из самых замечательных живописцев Раннего Возрождения был флорентиец Сандро Боттичелли. Самые известные картины мастера – «Весна» и «Рождение Венеры», …Мадонны

Задание . Посмотрите на произведения Сандро Боттичелли, какие черты Возрождения мы в них наблюдаем ?

(античный сюжет, безмятежность, изящество. У Мадонны - задумчивое выражение лица с тревожным и нервным волнением, как у обычных людей.

IV. Закрепление изученного на уроке .

Работа в группах (главный в группе распределяет задания, чтобы каждый в группе имел возможность принять участие при ответе) .

Задание 1 .

В «Книге о хороших обычаях», написанной жителем Флоренции в 14 в., дается ряд наставлений современникам:

Кто слишком долго спит-теряет время.

Помни, что время упущенное нельзя вернуть.

Будь тщательным и бережливым во всех своих делах.

Остерегайся лени, как самого дьявола или любого другого врага, если желаешь добиться успеха.

Всегда трудись, чтобы получить выгоду.

2. Какими способами он предлагает ее добиться?

Задание2.

Во Флоренции в 14-15 вв. торговлю сукном считали благородным занятием, а богатого купца считали «синьором», т. е. обращались к нему, как к дворянину.

Подумайте, чем отличалось новое понимание благородства от рыцарского?

Задание3.

1. Каковы цель и смысл жизни по мнению гуманиста Альберти?

-«Человек рожден на свет не затем, чтобы уныло влачить свою жизнь в праздности, а затем, чтобы стремиться к славным и великим делам».

-«Подобно судну, которому следует не гнить в гавани, а бороздить море, - мы стремимся с помощью труда достигнуть похвальной и славной цели».

-«Хотя накопление богатства не столь славно, как другие важные деяния, не следует, однако, осуждать того, кто посвящает себя делу, которое весьма полезно государству и отдельным семьям».

Задание4.

Ответьте только «да» или «нет» на следующие утверждения:

  1. Эпоха Возрождения началась в 15 веке.
  2. Новая культура огромное внимание уделяла человеку, проявляла интерес к жизни и природе.
  3. Целью жизни гуманисты считали не служение богу, а труд на пользу людям.
  4. Франческо Петрарка был знаменитым художником раннего Возрождения.
  5. Донателло был увенчан званием лучшего поэта Италии и лавровым венком.
  6. Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет.

5. Итог

Был ли урок интересным и познавательным? Чем интересен? Что понравилось?

На какие вопросы вы не получили ответы?

Что не получалось у нас на уроке?

Д.З.

1. В. 2-6, письменно любой на выбор


Тема: Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения.

Учитель истории и обществознания

Гордеева Д.В.



План урока:

  • Архитектура
  • Скульптура
  • Живопись
  • «Любители мудрости» и возрождение античного наследия
  • Новое учение о человеке и воспитание нового человека
  • Первые гуманисты в литературе и искусстве

РОМАНСКИЙ

ГОТИЧЕСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Собор Нотр-Дам в Реймсе,

Францмя, XIII в.

Аббатство Мария Лаах, Германия, XI-XIII вв.

Чем различаются данные постройки?

Почему эти архитектурные стили имеют такие названия?


РОМАНСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Капелла кающихся грешников.

Дворец Дожей в Венеции,

Больё-сюр-Дордонь. XI-XII вв.


РОМАНСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Собор в Амьене. Франция. XIII в.

Пизанский собор. Италия. XI–XII вв.


РОМАНСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Дворец дожей в Венеции

XIV-XVI в.

Капелла кающихся грешников.

Больё-сюр-Дордонь. XI-XII вв .


Линии сравнения

Романский стиль

Готический стиль


Линии сравнения

Романский стиль

Время появления и период существования

Готический стиль

IX-XI вв.

Характерные признаки архитектурного стиля

XII-XVI вв.

Массивные здания, гладкие стены, полукруглая арка.

В плане – вид креста, в центре – башня.

Стрельчатый свод. Высокие колонны, просторные, светлые залы.




2. Скульптура

Работа с иллюстрациями учебника, страница 233, 234.

  • Какие темы отражают скульптуры Средневековья?
  • Откуда берут свое начало кентавры, химеры и другие сказочные существа-скульптуры?
  • В чем вы видите главное отличие в произведениях античных и средневековых скульпторов?
  • Кто являлся главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян?
  • Как вы думаете, какова главная мысль средневекового искусства?
  • Почему в Средние века скульпторы так часто изображали Богоматерь?

Стены романских храмов были покрыты росписями, а стены готических соборов заполняли витражи – картины из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками.

Собор в Шартре,

Франция, XII век

3. Живопись



Нотр-Дам,

Франция


3. Живопись

Книжная миниатюра

Английская книжная миниатюра. Алхимика.

«Песнь о Роланде»


«Большие хроники»

Сожжение великого магистра Жака де Моле и командора Нормандии Жофруа де Шарни в 1314 г.


Сентябрь

«Календарь герцога Беррийского»

Январь


4. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия

  • В середине XIV в. в Италии зарождается новая эпоха – Возрождение (Ренессанс). Первые полтора столетия называются ранним Возрождением.
  • Чем была вызвана к жизни новая культура?
  • Расцвет итальянских городов.
  • Буржуа по-новому оценивали мир. Городские богачи были деятельностны и предприимчивы («Человек рожден не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий»).
  • Интерес к природе и человеку.
  • Интерес к древней культуре.

5. Новое учение о человеке и воспитание нового человека

  • Как церковь характеризовала положение человека в средневековом обществе?

Но в период Возрождения появились люди, которых стали называть гуманистами .




В чем проявилась новизна учения о человеке?

Как гуманисты представляли себе процесс воспитания нового человека?


В 1327 в церкви св. Клары он встретил красивую молодую женщину, которую воспел в стихах. Его сборник «Книга песен» составлен из сонетов, канцон, секстин, баллад, мадригалов, воспевающих его идеализированную любовь Лауру. Она была замужней женщиной, имела 11 детей и отказалась стать любовницей. Слава «певца Лауры», доставила ему покровительство влиятельных лиц, в частности семьи Колонна.

  • Родился в Ареццо в семье нотариуса. В 1312 семья переехала из Ареццо в Авиньон. Образование получил сначала в Монпелье, а затем в Болонском университете. Однако он ненавидел юриспруденцию. Принял духовное звание, которое открыло ему доступ к папскому двору (1326). Петрарка увлёкся блеском придворной жизни.

6. Первые гуманисты в литературе и искусстве

  • Задание: прочитайте сонет Петрарки «Из сонетов на жизнь Мадонны Лауры» на с. 240 учебника и ответьте на вопросы:
  • Какова главная тема сонета?
  • Какова основная мысль сонета?
  • Какие чувства вызывает у вас этот сонет?

6. Первые гуманисты в литературе и искусстве

  • Другим известнейшим писателем эпохи Возрождения стал ученик Петрарки Джованни Бокаччо. Он написал сборник новелл «Декамерон», в котором ярко и увлекательно показал быт и нравы различных слоев итальянского общества и беспощадно высмеял лицемерие, праздность и тщеславие духовенства.

6. Первые гуманисты в литературе и искусстве

Сандро Боттичелли (1445 - 1510) - великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи.


«Весна» (итал. Primavera ) - картина Сандро Боттичелли, написана в 1482 году. Выставлена в Галерее Уффици, Флоренция.


«Рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere ) - картина представляет собой живопись темперой на холсте размером 172,5×278,5 см. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция.


Подведем итоги:

  • Почему произведения средневекового искусства создавались под влиянием церкви?
  • Какие чувства и мысли стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы?
  • Ответьте только «да» и «нет».

«+» / «-»

  • Эпоха Возрождения началась в XV веке.
  • Новая культура уделяла огромное внимание человеку, его жизни, природе.
  • Целью жизни гуманисты считали не служение Богу, а труд на пользу людям.
  • Франческо Петрарка был знаменитым художником эпохи раннего Возрождения.
  • Донателло был увенчан лавровым венком и назван лучшим поэтом Италии.
  • Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет.

Домашнее задание:

  • § 28, 29, прочесть, ответить на вопросы устно. Подготовиться к проверочной.

Предпосылки Возрождения. В Италии в XIV-XV вв. бурно развивались города, расцветала промышленность, возникала капиталистическая мануфактура. Многие города были крупными торговыми центрами, связывавшими Италию со странами Европы и Востока. В городах находились банки, которые вели кредитные операции международного значения. Именно потому, что ранне-капиталистические отношения раньше всего зародились в Италии, в этой стране начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения.

Для ранней буржуазии и широкого круга пополанов были неприемлемы средневековый идеал аскетизма, идея греховности человека, представления о пассивной покорности судьбе. В этой социальной среде формировались новые идеи и ценности, насыщавшие культуру и придававшие ей светский, гуманистический характер.

Характер культуры Возрождения. Термин «Возрождение» (франц. - «Ренессанс») указывает на связь новой культуры с античностью. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к античной культуре с ее радостным восприятием окружающего мира и гармоническим сочетанием умственных и физических способностей человека. Отсюда попытка воскресить ушедшую культуру, достойную вечного подражания. Деятели Возрождения старались в своих трудах возродить стиль латинских писателей «золотого века» римской литературы, особенно Цицерона. С этим было связано возрождение классической латыни, которая подвергалась искажениям и варваризации в период средневековья. Гуманисты разыскивали старинные рукописи античных писателей. Так были найдены сочинения Цицерона, Тита Ливия и др. Появился интерес к греческой литературе и греческому языку. Леонардо Бруни (1374-1444), канцлер Флорентийской республики, перевел на латинский язык сочинения греческих писателей и философов - Платона, Аристотеля, Плутарха и др. В это время во Флоренцию из Византии было вывезено много греческих рукописей. Джованни Боккаччо был первым итальянским гуманистом, который мог читать Гомера по-гречески.

Но культура Возрождения не простое копирование античности. Гуманисты перерабатывали и творчески усваивали античное наследие. Итальянская культура Возрождения создала свой самобытный стиль.

Советская историография рассматривает культуру Возрождения как раннебуржуазную культуру, возникшую на почве складывавшегося в недрах феодальной формации нового, капиталистического уклада. В создании этой культуры принимали участие широкие общественные круги-от зарождающейся буржуазии до передовой части дворянства. Все это придало ей широкий общечеловеческий характер. Сама зарождавшаяся буржуазия была тогда передовым классом, поэтому в борьбе с феодальным мировоззрением она выступала в качестве представителя «...всего остального общества... не какого-либо отдельного класса, а всего страждущего человечества»". Мировоззрение деятелей новой культуры, которое выражалось в их философских, политических, научных и литературных взглядах, обычно обозначают термином «гуманизм» (от humanus - «человеческий»). Деятели Возрождения ставили в центре внимания человека, а не божество. Человека рассматривали теперь как кузнеца своего счастья, творца всех ценностей, идущего вперед наперекор судьбе и добивающегося успеха силой своего разума, твердостью духа, активностью, оптимизмом. Человек должен наслаждаться природой, любовью, искусством, наукой, он стоит в центре мироздания, считали гуманисты. Представителям новой идеологии была чужда идея греховности человека, в частности его тела; наоборот, становится признанной гармония человеческой души и тела.

Гуманисты не выступали против религии. Но они подвергали резкой критике и осмеянию пороки и невежество духовенства. Богу они отводили роль творца, приведшего мир в движение, но не вмешивающегося в жизнь людей. Отказ от церковно-рели-гиозного и аскетического мировоззрения, критика католического духовенства расшатывали основы религиозной морали и этики;

гуманистическая культура была культурой светской. Один из гуманистов-Лоренцо Валла (1407-1457) в своем трактате «О подложности Константинова дара» опроверг легенду о том, что император Константин передал папе светскую власть в Риме и на всем западе империи. Он доказал, что грамота была сфабрикована в папской канцелярии в VIII в. Это подрывало теократические притязания папы.

Одной из важнейших черт новой идеологии был индивидуализм. Гуманисты утверждали, что не родовитость, не знатное происхождение, а личные качества отдельного Человека, его ум, ловкость, смелость, предприимчивость и энергия обеспечивают успех в жизни. В трактате «О благородстве» Поджо Браччо-лини пишет: «Благородство есть как бы сияние, исходящее из добродетели; оно придает блеск своим обладателям, какого происхождения они бы ни были... Слава и благородство измеряются не чужими, а собственными заслугами...»

I Данте Алигьери. В этом новом великом интеллектуальном [движении принимала участие плеяда выдающихся поэтов, писате-

Цяей, ученых и деятелей различных областей искусства. Крупней-шей фигурой, стоявшей на грани средневековья и времени гуманизма, был флорентиец Данте Алигьери (1265-1321). Его «Божественная комедия», как никакое другое произведение того времени, отразила мировоззрение переходного периода от средних веков

|; к Возрождению. «Божественная комедия» была написана на итальянском языке (тосканское наречие) и представляла собой энциклопедию знаний средневековья. В ней выпукло отражена жизнь современной Данте Флоренции.

Данте обладал исключительной силой изображения, и его поэма, особенно ее первая часть (ад), производит потрясающее впечатление. Поэт спускается в ад и проходит все его девять кругов, руководимый Вергилием, которого Данте называет своим учителем, хотя он и язычник. В аду Данте наблюдает мучения грешников. В первом круге нет мучений - там философы и ученые древности; они язычники и в рай попасть не могут, но они и не заслуживают наказания. Во втором круге мучаются те, кто изведал преступную любовь, но Данте сочувствует им. В третьем круге мучения купцов и ростовщиков; в четвертый круг Данте, как истинный католик, поместил еретиков; в девятый - предателей Брута, Кассия, Иуду. Для клириков, купивших за деньги свои должности, в том числе и для пап, уготованы огненные ямы.

Политические страсти кипят в аду так же, как и на улицах Флоренции. Данте дал правдивое и глубокое изображение человеческих судеб, переживаний и стремлений. Потрясающее впечатление производит рассказ о политическом противнике Данте гибеллине Фаринато дельи Уберти, который спас Флоренцию от разрушения, и хотя Данте поместил его в ад, но тем не менее изобразил его и в аду гордым, сильным и мужественным человеком. Героем Данте является страдающий от адских мук Улисс (Одиссей), всегда стремившийся к «новизне и истине».

Данте написал трактат «О монархии», где он ратовал за объединение Италии, которая должна была стать центром возрожденной Римской империи.

Франческо Петрарка. Первым гуманистом Италии был Петрарка (1304-1374). Он родился в г. Ареццо (Средняя Италия), в молодости жил некоторое время в Авиньоне, где занимался в полном уединении поэтическим творчеством, потом переехал в Италию. Вместе с Боккаччо Петрарка был создателем итальянского литературного языка. На этом языке он написал получившие мировое признание сонеты о своей возлюбленной Лауре, в которых звучит глубокое и прекрасное чувство к любимой женщине. Сонеты Петрарки не потеряли своего значения и в наши дни.

Петрарка резко отрицательно относился к римской курии, называя ее «средоточием невежества»: «Поток скорбей, обитель злобы дикой, храм ересей и школа заблуждений». Его, как и Данте, тревожила мысль о раздробленности Италии, из-за чего она подвергалась насилиям со стороны могущественных соседей. Скорбь о бедственном положении его прекрасной родины звучит в канцоне «Италия моя».

Как философ, мыслитель, Петрарка противопоставлял средневековой схоластике науку о человеке, о познании его внутреннего мира. Выше всего он ценил личные качества человека независимо от его происхождения. У всех людей, по его словам, кровь одинакового красного цвета. Но этому первому гуманисту еще были свойственны душевные смятения, разлад между традиционной и новой системой воззрения. Петрарка при жизни достиг величайшего признания и славы. Римский сенат увенчал его лавровым венком; Венецианский сенат признал его величайшим поэтом своего времени.

Джованни Боккаччо. Современником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313-1375), убежденный республиканец, жизнерадостная, эмоциональная натура. Его гуманистическое мировоззрение отражено в «Декамероне», сборнике 100 новелл, написанных на итальянском языке, в которых подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, которая не знает социальных перегородок. Красной нитью проходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью. Сюжеты своих новелл, написанных реалистически и с юмором, он брал из городской жизни Флоренции. Боккаччо высмеивал и даже клеймил пороки католического духовенства, священников и монахов, показывая их невежество, лицемерие.

Церковь преследовала Боккаччо больше, чем других гуманистов, за острую сатиру. Его сочинения были включены в «список запрещенных книг». Боккаччо принадлежит сочинение «О славных женщинах» и «Жизнеописание Данте». Произведения Бок-366

каччо отражают демократическую, народную струю в раннем итальянском Возрождении. Творчество Петрарки и Боккаччо получило широкое признание не только в Италии, переводы их произведений появлялись во всех странах Западной Европы.

Большой интерес вызывала у деятелей гуманизма история, и в частности история своего народа. Они дали новую периодизацию истории. Флавио Бьондо (XV в.) написал большую работу:

«История от упадка Римской империи», где дал периодизацию всемирной истории: античность, средние века, новое время. Много внимания гуманисты Флоренции уделяли истории своего города, его возвышению и превращению в республику. Леонардо Бруни написал «Историю Флоренции» в 12 книгах. Движущей силой исторического процесса он считал самого человека.

Гуманисты придавали истории большое воспитательное значение. Вот что писал о значении истории итальянский гуманист Марсилио Фичино: «...посредством изучения истории то, что само по себе смертно, становится бессмертным, то, что отсутствует, становится явным».

Этические учения итальянских гуманистов. Основные принципы этических учений итальянских гуманистов XV в. тесно связаны с новым пониманием науки не только как воплощения знаний, но как средства воспитания человеческой личности. Это относилось с их точки зрения только к гуманитарным наукам: риторике, философии, особенно этике, истории, литературе.

Колюччо Салютати (гуманист и канцлер Флорентийской республики) (1331-1406) призывал к активной борьбе со злом и пороками для того, чтобы создать царство добра, милосердия и счастья на земле. Он подчеркивал значение свободы воли.

С именем другого канцлера Флоренции - Леонардо Бруни связана теория «гражданского гуманизма». В своих работах он утверждал, что демократия и свобода - естественная форма человеческой общности (имея в виду пополанскую демократию). Служение обществу, родине, республике он считал важнейшим нравственным долгом человека и утверждал, что высшее счастье - это деятельность на благо того общества, в котором человек живет. Леонардо Бруни был ярким выразителем идей гражданского гуманизма, но, помимо этого, он был теоретиком гуманистической педагогики, сторонником женского образования, пропагандистом античной философии.

Педагогические идеи гуманистов развил в своих трудах Верд-жерио. Он подчеркивал большую воспитательную роль истории и философии, а также грамматики, поэтики, музыки, арифметики и геометрии, естествознания, медицины, права и теологии. Цель воспитания - создание человека, разносторонне образованного, творчески активного и добродетельного.

Искусство Раннего Возрождения. Искусство Раннего итальянского Возрождения было представлено новой живописью, скульптурой и архитектурой.

Первыми крупнейшими мастерами живописи были Джотто (1266-1337) и Мазаччо (1401-1428) -флорентийские художники. Они писали на церковно-религиозные сюжеты (фресковая живопись-роспись стен внутри храмов), но придавали своим изображениям реалистические черты. Джотто был первым художником, освободившим итальянскую живопись от влияния византийской иконописи. На фресках Джотто предстают живые люди, двигающиеся, жестикулирующие, то радостные, то печальные. Фрески Мазаччо знаменуют дальнейшее развитие живописи нового типа. Он применил открытые в XV в. законы перспективы, что позволило делать изображаемые фигуры объемными и помещать их в трехмерном пространстве.

Крупным скульптором этого периода был Донателло (1386- 1466). Он основательно изучал классические античные образцы скульптуры, стараясь понять принципы их творения. Ему принадлежат скульптуры портретного типа (он был художником-портретистом), такие, как конная статуя кондотьера Гаттемалаты; реалистической фигурой является статуя Давида, убившего Голиафа, причем в статуе впервые представлено обнаженное тело.

Крупнейшим архитектором Раннего Возрождения был Брунел-лески (1377-1445). Сочетая элементы древнеримской архитектуры с романской и готической традицией, он создал свой самостоятельный архитектурный стиль. При помощи точных расчетов Брунеллески разрешил трудную задачу возведения купола на знаменитом соборе Флоренции (Марии дель Фьоре). Его архитектурным сооружениям присущи легкость, гармония и соразмерность частей (капелла Пацци во Флоренции). Брунеллески строил не только храмы и капеллы, но и здания гражданского назначения, такие, как воспитательный дом во Флоренции, поражающий своим изяществом и гармонией; палаццо Питти - новый тип дворца вместо замков средневековья. Брунеллески также, подобно другим архитекторам, строил укрепления и плотины. Аль-берти, другой крупный архитектор Возрождения, написал «Десять книг об архитектуре», где изложил научную теорию новой архитектуры, созданной им под влиянием изучения античных памятников. В другой своей работе - «О живописи» он сформулировал теорию искусства живописи, также опираясь на наследие античных художников.

Гуманистическое движение и его центры. В XV в. гуманистическое движение распространилось по всей Италии. Главным центром его оставалась Флоренция, но, кроме Флоренции, кружки гуманистов появились в Риме, Неаполе, Венеции и Милане. Правители Флоренции украшали свой город прекрасными зданиями, в библиотеках они собирали редкие книги и рукописи. Наибольшим блеском отличалось правление Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Он собирал в «Садах Медичи» картины, статуи, книги; привлекал к своему двору писателей, поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, ученых. Гуманисты были в Италии в большом почете, их приглашали папы, магистраты и государи итальянских городов-государств на работу в качестве канцлеров, секретарей, посланников, давали заказы на картины, статуи. Большой славой пользовались гуманисты-писатели. Недаром Боккаччо говорил: «Не имена великих полководцев дают славу писателям, наоборот, имена королей переходят к потомству только благодаря писателям».

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура раннего Возрождения в Италии»

Цели: - выяснить причины подъёма культуры в Италии в XIV веке;

Обеспечить усвоение нового понятия « культура Возрождения»

Познакомиться с гуманистами и их взглядами;

Развивать умение работать с учебником и находить нужную информацию;

Развивать умение рассуждать, высказываться, делать умозаключения.

Воспитывать интерес к изучению культуры других народов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знают хронологические рамки эпохи раннего Возрождения, объясняют значение понятий гуманизм, Возрождение, проводят оценку исторической личности, высказывают суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества; знают, что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения.

Метапредметные:

Познавательные : структурируют и анализируют учебный материал, выделяют в нём существенное и несущественное, используют знаково-символические средства для систематизации материала.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности, осознают значимость литературного наследия Средних веков и раннего Возрождения, проявляют интерес к шедеврам мировой художественной культуры.

Тип урока: комбинированный

Оборудование : компьютер, презентация, тесты, задания на карточках.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

Тестирование по теме: « Средневековая литература и искусство »

1. Как назывались поэты-певцы, которые проявились в Провансе в XI веке?

А) трубадуры

Б) трубачи

В) сочиняльщики

2. Что не воспевали в своих стихах поэты-певцы?

А) справедливую и богатую жизнь

Б) образ идеального рыцаря

В) служение Прекрасной даме, Мадонне

3. Как назывались рыцарские поэты, которые появились в Северной Франции. Италии. Испании, Германии?

А) трубадуры

Б) песняры

В) труверы

4. В средневековых романах отражались:

А) древние легенды и поверья

Б) взгляды древних мыслителей

В) легенды о короле Артуре, беззаветная любовь и судьба Тристана Изольды

5. Любимым жанром городской литературы был

А) поэмы

Б) рассказы в стихах и басни на бытовые темы

В) оды

6. Самым великим поэтом Средневековья был:

А) Франциск Виньонн

Б) Вергилий

В) Данте Алигьери

А) Рим и встречу с папой

Б) загробное царство

В) на небеса и разговор с Богом

8. Романский стиль характеризовался:

А) массивные здания с гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором

Б) низкие здания с большим количеством полукруглых окон

В) лёгкие здания с большим количеством просторных и высоких зданий

9. Художники средневековья стремились:

А) прославить красоту человеческого тела

Б) раскрыть богатый мир человеческой души, мысли, чувств.

В) писать портреты святых

10. Главной фигурой декора в храме, в монастырской келье, в спальне мирян было изображение:

А) Девы Марии

Б) любого святого

В) распятие Иисуса Христа

11. Средневековая живопись была представлена:

А) витражами и книжными миниатюрами

Б) фресками и мозаиками

В) картинами

Критерии оценки :

Менее 5 – «2»

От 5 до 7 – «3»

От 8 до 10 – «4»

11 – «5»

Вот мы проверили с вами, как вы усвоили изученную на прошлом уроке тему

3. Сообщение темы и целей урока .

«Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца».
М. Буанаротти

Начиная с XIV века культура Италии получает новый импульс в своём развитии. Этот период называют культурой Возрождения, как вы думаете, почему?

Чем могло быть вызвано появление новой культуры? Об этом мы и будем с вами говорить сегодня на уроке.

Запишите тему урока в тетрадь.

Какие цели мы для себя поставим сегодня на уроке при изучение данной темы?

(сл. 2) Изучать новый материал мы будем по такому плану:

    « Любители мудрости» и возрождение античного наследия.

    Новое учение о человеке.

    Воспитание нового человека.

    Первые гуманисты.

    Искусство раннего Возрождения.

Задание на урок:

(сл. 3 ) - Мне бы очень хотелось, чтобы на протяжении нашего урока вы подумали вот над каким вопросом: « Почему именно Италия стала родиной появления новой эпохи – эпохи Возрождения»

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

Как уже говорили, в середине XIV века в Италии зарождает­ся новая культура - культура Возрождения, которая распространится затем по всей Запад­ной Европе. Эпоха Возрождения, когда развива­лась эта культура, продлится до середины XVII века. Первые полтора ее столетия называют ранним Возрождением.

Как вы думаете, почему возникла эта культура? Какие причины способствовали её появлению? (ответы детей) (сл. 4)

Давайте обобщим ваши предположения и запишем в тетради причины появления эпохи Возрождения:

1) Расцвет итальянских городов

2) Развитие торговли и ремесла

3) Развитие в городах образования

4) Стремление горожан узнать больше

1 . «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. (сл. 5)

Переходим к изучению первого вопроса.

Какие цели вы для себя поставите?

В XIV веке в богатых го­родах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости ». Они преклоня­лись перед античной культурой и считали, что античность была «золотым веком», когда про­цветали науки и искусство, люди были доблест­ными и муд-рыми. А потом, думали они, при­шли варвары (готы), и воцарились невежество и жесто-кость. Варвары забыли прекрасную ла­тынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить «золотой век» и соединить его античную доблесть с хри­стианской верой.

(сл. 6) Свое время «любители мудро­сти» назвали эпохой Возрождения.

- Запишем определение :

Возрождение или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков.

(сл. 7) Так впервые появилось представление о трех этапах мировой истории: Древности, Средних веках, Новом времени.

А как вы думаете, почему людей называли « Любителями мудрости»?

Что они должны были изучать, чтобы их так стали называть?

(изучали латинский и греческий языки, разыскивали антич­ные статуи и рукописи, переписывали и изуча­ли произведения античной литературы. Часто они тратили на это все свободное время и день­ги. В поведении и даже в одежде «любители мудрости» подражали героям и философам Древнего Рима и Греции.)

Как вы думаете, люди каких профессий могли попасть в число « любителей мудрости»? (Аптекарь и герцог, цеховой мастер и университетский профессор, священник, адво­кат и чиновник)

Собравшись вместе, они увлечен­но обсуждали недавно найденную античную рукопись. Поначалу «любителей мудрости» было немного. Они поддерживали друг друга, писали друг другу письма, объединялись в кружки.
- «Любители мудрости» считали Средние века «темным провалом» в истории.

Как вы думаете, они были правы? Почему вы так считаете?

(Мы знаем, что это не так: книги Данте и стихи трубадуров, го­тические соборы, философия Фомы Аквинского не менее прекрасны, чем книги Гомера, хра­мы Акрополя и философия греков) .

Можем ли мы сказать, что античное искусство было хуже, чем новая?

(Они не луч­ше и не хуже, они другие. Но хотя для многих «любителей мудрости» был один идеал красоты и доблести - античность
- Мы с вами выяснили, кто такие « люди мудрости», а теперь познакомимся с новым учением о человеке.

2) самостоятельная работа по учебнику:

Стр. 229-230

Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с новым учение о человеке, а потом я задам вам несколько вопросов, чтобы проверить, как внимательно вы читала этот материал.

Давайте проверим, как вы поняли прочитанный материал.

Каково второе название « любителей мудрости» ? (гуманисты)

(сл. 8) – запишем определение

Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности;

Каким было отношение гуманистов к человеку? (они считали, что человек – это лучшее и главное творение Бога).

Каким способом человек может достичь звёзд и победить судьбу? (усилием воли и трудом)

Что послужит человеку наградой за его старание, труды и упорство? (слава современников)

Какой человек был идеалом для гуманистов? (« универсальный человек», который достиг совершенства во всём)
3) рассказ учителя :
3. Воспитание нового чело­века .

Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозя­ином своей судьбы. Господь пре­доставляет людям выбор и по­мощь, и только от человека за­висит, возвысится ли он до су­щества почти божественного или упадет ниже скотов.
- Природные способности по­добны зернышку, они заложены в нас при рождении. Величия достигает только тот человек, кто день за днем, год за годом неустанно выращивает это зернышко, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух.
- Давайте вспомним, кого в феодальном обществе считали « благородным»?
(у кого были знатные предки.)

Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Не­важно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами. Только такой че­ловек может добиться величия и славы.

Если бы вы сейчас оказались в Средних веках, то вас бы можно было назвать гуманными?
4. Первые гуманисты .

(сл. 9) Первым гуманистом называют итальянского поэта Франчёско Пет­рарку (1304-1374). Против воли отца Петрар­ка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консерва­тивных и более практичных родителей.
-( сл. 10) Однажды Петрарка увидел в церкви моло­дую женщину. Он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, таки не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей возлюбленной имя Лаура и посвятил ей множество стихов, которые стали одной из вер­шин европейской любовной лирики. Петрарка изобразил трагическую сложность своего чувства и первый предположил, что реальные переживания поэта могут быть интересны другим людям. Петрарка впервые назвал Мадонной земную женщину.
- Поэт 16 лет прожил в маленьком местечке Воклюз. Здесь у него было много свободного времени, и он посвящал его «студиа гуманитатис». Для Петрарки мыслители древности не аб­солютные авторитеты, а любимые учителя и собеседники. Он восхищается ими, но часто с ними спорит. Он ни за что не согласен отказать­ся от свободы размышлять и от собственного мнения.
- За годы жизни в Воклюзе Петрарка приоб­рел огромную славу, моральный авторитет. Его письма и книги читала вся образованная Евро­па.

(сл. 11) Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и императоры, и самые могущественные госуда­ри Италии выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упреки. В 1341 году на торже­ственной церемонии в Риме Петрарка был увен­чан лавровым венком и титулом короля поэтов.

(сл. 12) Учеником и последователем Петрарки был писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313- 1375). Лучшее и самое известное произведение Боккаччо - «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл. В новеллах «Декамерона», шутливых и серьезных, грубоватых и утонченных, ярко и увлекательно изображен мир Италии XTV века.
- Благодаря Петрарке, Боккаччо и их после­дователям авторитет гуманистов необыкновен­но возрос. Знатоков античной словесности при­глашали читать лекции в университеты, назна­чали на высокие должности в управлении горо­дов. Гуманиста Томмазо Перетунёлли, сына сапожника, избрали папой римским.
- В XV веке центрами культуры раннего Воз­рождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Из Италии идеи гуманистов рас­пространялись в другие страны Европы.
5. Искусство раннего Возрождения .

(сл. 13) Уже с раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения про­никнуты идеалами гуманизма.
- Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распростране­ние получает живописный и скульптурный портрет - ин­дивидуальный или семейный, где изображены не боги, герои и святые, а современники из раз­ных сословий. Благодаря таким портретам мы знаем реальный облик многих известных людей того времени.
- Используя светотень, художники достигают в изображении фигур и предметов ощущения объе­ма . Их внимание привлекают яркие характеры, глубина и сила человеческих переживаний.
- (сл. 14) Самый замечательный живописец раннего Возрождения - флорентиец Сандро Боттичел­ли (1445-1510).

(сл. 15-16) Самые известные картины мастера - «Весна» и «Рождение Венеры», ко­торые исполнены наивной безмятежности, пле­няют нежностью и изяществом.
(сл. 17 ) Менялась архитектура итальянских горо­дов. Готический собор вытянут по вертикали, он устремлен вверх, к Богу. Город Возрождения «горизонтален». Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы - палаццо, за­городные виллы, купеческие особняки, универ­ситеты, госпитали. Эти строения комфортабель­ны, созданы для удобства человека.
В эпоху Возрождения художники и архитек­торы стали пользоваться огромным уважением.
Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали папы римские, коро­ли и правители городов Италии.

5. Подведём итог урока .

Вспомните, какие цели вы поставили перед собой в начале урока. Вы их достигли?

Давайте проверим, как вы усвоили новый материал.

Игра «Да-нет»

1. В середине XIV века зарождается новая культура – культура Возрождения.

2. Её родиной считается Греция.

3. Появились люди, которые стали называть себя « любители мудрости»

4. «Любители мудрости « считали античность « тёмным провалом», а средневековье – «золотым веком»

5. В период возрождения появляется новое учение о человеке – гуманизм.

6. Гуманисты утверждали, что человек не является хозяином своей судьбы.

7. Первым гуманистом считают итальянского поэта Франчёско Петрарку.

8. Он написал знаменитое произведение « Декамерон»

9. Самым прославленным художником эпохи Возрождения является Сандро Боттиччели.

6. Выставление оценок

(прокомментировать)

    Рефлексия.

Был ли урок интересным и познавательным? Чем интересен? Что понравилось?

На какие вопросы вы не получили ответы?

Что не получалось у нас на уроке?

8. Домашнее задание:

Параграф29, заполнить таблицу «Культура Раннего Возрождения».

Всем известно, что именно Италия была сердцем всего периода Возрождения. Великие мастера слова, кисти и философской мысли появлялись в каждый из Культура в Италии демонстрирует зарождение традиций, которые будут развиваться в последующие века, этот период стал точкой отсчета, началом великой эпохи развития творчества в Европе.

Кратко о главном

Искусство Раннего Возрождения в Италии охватывает период приблизительно с 1420 до 1500 года, предшествуя и завершая Проторенессанс. Как и для любого переходного периода, для этих восьмидесяти лет характерно и идей, которые предшествовали, и новых, которые, тем не менее, заимствованы из далекого прошлого, из классики. Постепенно творцы избавлялись от средневековых концепций, переводя свое внимание на античное искусство.

Однако несмотря на то, что по большей части они стремились вернуться к идеалам забытого искусства, как в общем, так и частном все же древние традиции сплетались с новыми, но в намного меньшей степени.

Архитектура Италии во время Раннего Возрождения

Главное имя в архитектуре этого периода - это, конечно же, Филиппо Брунеллески. Он стал олицетворением ренессансной архитектуры, органично воплощая свои замыслы, он сумел превратить проекты в нечто завораживающее, и, кстати, до сих пор его шедевры тщательно оберегаются уже на протяжении многих поколений. Одним из его главных творческих достижений принято считать сооружения, расположенные в самом центре Флоренции, самые примечательные из которых купол - флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре и дворец Питти, ставшие точкой отсчета итальянской архитектуры Раннего Возрождения.

К другим важным достижениям итальянского Ренессанса относится также который находится около главной площади Венеции, дворцы в Риме руки Бернардо ди Лоренцо и другие. В этот период архитектура Италии стремится органично объединить черты средневековья и классики, стремясь к логике пропорций. Отличным примером этого утверждения можно назвать базилику Сан Лоренцо, опять же руки Филиппо Брунеллески. В других европейских странах Раннее Возрождение не оставило столь же ярких примеров.

Художники Раннего Возрождения

Итоги

Культура Раннего Возрождения в Италии хоть и стремится к одному и тому же - отобразить классику сквозь призму естественности, но творцы идут разными путями, оставляя свои имена в ренессансной культуре. Множество великих имен, гениальные шедевры и полное переосмысление не только художественной, но и философской культуры - все это принес нам период, предзнаменовавший другие этапы Возрождения, в которых устоявшиеся идеалы нашли свое продолжение.