Здоровье

Основные мотивы китайской символики. Символы в китайской живописи

Символика в Китайском искусстве имеет важную роль – она наполняет смыслом объекты искусства и, порой, придает им оберегательный и благопожелательный характер. Человек учится у природы красоте и гармонии, в Китае же это любование природой возведено в абсолют. Немногие способны устоять перед нежностью лотоса и укрытыми за его листьями уток-мандаринок или величавым изгибом тигриной спины, обращенных к нам с картин китайских мастеров. Любуясь китайской живописью, важно понимать, какие именно чувства и понятия вкладываются в те или иные образы. И в этом кардинальная разница между китайской и европейской живописью. Китайские картины принято не просто воспринимать как красивое изображение объекта, их нужно “читать”. Ниже приведены основные символы китайской живописи с иллюстрациями.

Цветы и деревья

Лотос. Изображения лотоса широко распространено в китайской живописи. Китайцы верят, что цветок растер в раю, на небе и почитался как священное растение ещё до распространения буддизма. Лотос олицетворяет совершенство, является символом духовного раскрытия, чистоты, плодородия и целомудрия.

Сосна в китайской живописи пользуется большой популярностью. Это вечнозеленое дерево, даже зимой не сбрасывает своих иголок. Сосна символизирует духовную стойкость, мужество, жизненную силу, сдержанность, постоянство и долголетие. Что касается семейных ценностей то, благодаря сдвоенным иголкам, сосна служит символом супружеского счастья и верности.

Бамбук – многолетнее, вечнозелёное растение, растущее с удивительной скоростью, к тому же очень прочный. Изображение бамбука очень популярно в китайской живописи. Он ассоциируется с долголетием, стойкостью к жизненным невзгодам, высокими моральными качествами. Интересно то, что бамбук является символом сыновьей почтительности и преданности. Бамбук одно из четырех благородных растений наряду с
орхидеей, хризантемой и сливой.

Цветущая дикая слива мэйхуа , как и все лиственный деревья в живописи Китая, олицетворяет вечный круговорот природы: появляются молодые листья, растут, опадают и вновь появляются. По популярности изображения, слива запросто может соперничать с бамбуком. Как и бамбук, слива является одним из четырех благородных растений. Даже во времена династии Тан было заложено отдельное направление живописи, посвященное сливе. Цветущая дикая слива мэйхуа символизирует чистоту помыслов, невозмутимость, спокойствие, гармонию. Цвести она начинает, когда еще холодно, нередкое явление цветы дикой сливы в снегу. Неудивительно, что мэйхуа символизирует зиму и несгибаемость.

Орхидея .Этот нежный утонченных цветок является одним из четырех благородных растений. Орхидея олицетворяет весну, честь, чистоту помыслов, благородство. И кроме того это символ женского начала и красоты.

Хризантема так же как и орхидея, одно из четырех благородных растений. Этот цветок украшает собой сады до поздней осени, как бы бросая вызов зиме, и символизирует бодрость духа. Так же орхидея это символ покоя и может представлять ученого-отшельника.

Пион – цветок императоров. Это символ богатства, изобилия, почести и карьерного роста. Так же пион это человеческая красота, романтика, страсть, любовь.

Магнолия очень красивое дерево и украшение любого сада. Цветы этого дерева расцветают, когда листья еще не появились. Магнолия это символ красоты, женственности, очарования и нежности.

Персик . Китайцы верят, что в садах богов растут эти золотые плоды и дают им длинную жизнь.

Нарцис в доме приносит удачу. В китайской живописи это символ чистоты и женской преданности.

Ива воспринимается как символ женственности. Так же ива знаменует весну и прохладу в полуденный зной.

Гранат воспринимается как многочисленное потомство, «множество сыновей под одной крышей».

Глициния древовидное вьющееся растение, со светло-лиловыми или белыми кистями, расцветает весной и украшает сады и улицы в течении всего лета. В китайской живописи символизирует этапы жизни.

Гибискус . Родиной гибискуса принято считать Китай. Цветы этого красивого, неприхотливого цветка похожи на волшебных бабочек. Гибискус удивляет широким диапазоном форм и размеров, а так же большой палитрой красок. Кроме своих декоративных качеств, гибискус имеет целебные свойства. Из цветков гибискуса приготавливают напиток Каркаде. В китайской живописи Гибискус символизирует удачу в карьерном росте.

Хурма . Это вечно зеленое дерево или кустарник. Деревья доживают до пятисот лет. Китайцы традиционно рисуют особый сорт, который состоит как будто из двух половинок. Одним из любимых сюжетов китайских мастеров – хурма припорошенная снегом. Хурма это символ радости, удачи во всех делах и пожелание успешного завершения задуманного (По китайски слово “хурма” созвучно слову “дело”).

Тыква горлянка . Молодые плоды этого растения можно употреблять в пищу, старые испокон веков использовали в качестве сосуда для питьевой воды и пищи, а так же для изготовления музыкальных инструментов. Тыква горлянка используется как талисман, оберегающий и поддерживающий здоровье, накапливающий в себе положительную энергию, обеспечивающий хорошее настроение и привлечения финансового благополучия. В китайской живописи это символ здоровья, процветания и магической силы.

Капуста – королева среди овощей и символизирует благосостояние.

Птицы

Журавль считается посланцем богов. Как и у многих народов мира, журавль в китайской культуре ассоциируется с удачей, счастьем, верностью, свободолюбием. Так же в Китае журавль это символ долгожительства, бессмертия, бдительности, преуспевания и высокого положения в обществе.

Утки – мандаринки символизируют супружеское счастье, крепкую семью, любовь.

Воробьи умные, бойкие и плодовитые птички. Они благополучно живут рядом с человеком даже шумных мегаполисах. Мы настолько к ним привыкли, что даже не замечаем их. Воробей это вестник, несущий благие новости. Это символ согласия, а так же мужского начала.

Феникс широко используется в качестве женского символа и часто изображается рядом с драконом, это символы императора и императрицы. Это символ совершенства и благодеяния, мира и процветания.

Павлины являются родственниками обычных кур, но при этом они одни из самых уникальных и красивых птиц в природе. На полотнах павлин символизирует изящество, достоинство, бессмертие, величие, неподкупность, гордость, красота и благородство. Пара павлинов – успех в делах.

Петух олицетворяет мужское начало, смелость, благожелательность, достоинство и верность. Петух вестник зари, солнца и духовного возрождения. Своим громким пением эта птица созывает Богов и заявляет о своей силе. В Китае Петух считается птицей солнца и поэтому изображения красного Петуха является талисманом против огня. По восточному гороскопу знак Петуха стоит десятым.

Орел символ смелости, мощи, скорости и проницательности.

Ласточки – эти маленькие быстрые птички большую часть своей жизни проводят в воздухе. На лету они едят, пьют, спариваются и даже спят. В Китае считается, что если ласточка свила свое гнездо под крышей дома, то ждет обитателей этого дома процветание и удача. В живописи изображение ласточки символизирует приход весны.

Дикий гусь. Так как дикие гуси мигрируют на Юг, то есть летят за солнцем, они ассоциируются со светлым началом Ян. В Гохуа пара гусей это символ брака и не удивительно, ведь гуси формируют пару на всю жизнь. Парящие дикие гуси в небе символизируют тоску по родным местам. А еще гуси это символ долгожданных вестей. И даже на современном почтовом гербе Китая можно увидеть стилизованную фигурку гуся.

Сорока. В Китае считается, что увидеть или даже услышать сороку это хорошее предзнаменование и начатое дело обернется удачей. Гнезда сорок возле дома тоже к удачи. В живописи сорок тоже символ удачи и доброго предзнаменования. Так же пара сорок это весть о скорой свадьбе. И в наши дни на свадебных открытках можно увидеть изображение сорок.

Насекомые

Пчела. Маленькие неутомимые труженики, приносящие людям пользу, на холсте это символ трудолюбия, усердия, бережливости, тяжелого труда. Изображение пчелы может быть намеком на повышение по службе, если еще присутствует обезьяна, солидное повышение. Пион в окружении пчел символизирует влюбленную девушку.

Бабочки на картине это символы лета или осени, изобилия. Так же они символизируют семейное счастье, женскую красоту, радость, удачу, свет. Две бабочки на картине это намек на счастливую семейную пару, любовь и гармонию.

Цикады – эти крылатые насекомые, способные издавать громкие, мелодичные звуки, являются символами молодости и счастья.

Сверчок. Мелодичное стрекотание любимца детских сказок - символ домашнего очага, уюта и покоя. Сверчки более голосисты, чем кузнечики, и репертуар у них богаче. Интересно то, что поют только самцы. Самки петь не умеют. В китайской живописи сверчок символизирует лето, храбрость и боевой дух.

Рыбы и морские гады

Золотые рыбки часто упоминаются во многих преданиях и символизируют долголетие, достаток и гармонию. Кроме того золотые рыбки и карпы это символы процветания, исполнения желаний и успеха.

Карп : известна легенда, где карп проплыл против течения, достиг врат дракона, чтобы стать драконом. Поэтому карп стал символизировать упорство и настойчивость. Так же изображение карпа символизирует удачу, военную славу, счастье, долголетие и отгоняет злых духов. Пара карпов это символ гармонии в семейных отношениях, счастливый брак.

Креветка

Изображения креветки означает счастье, удачу, а так же такое качество как умение общаться с людьми. Еще креветка это благоприятный символ для бизнеса.

Китайский художник Ци Байши очень любил рисовать креветок - не экзотических морских, а обычных речных, которых обычно называют «креветками с длинными лапками». Он целыми днями пристально наблюдал жизнь этих ракообразных в речках, озерах и прудах пекинских парков, старался уловить своеобразие их движений, изменение цвета в разной воде, взаимосвязь друг с другом.

Уже в преклонном возрасте Ци Байши сказал: «Я рисую креветок уже несколько десятилетий и только сейчас начинаю немного понимать их характер».

Известный китайский писатель Лао Шэ сказал: «На картинах Ци Байши движения креветок в воде переданы так, что кажется, будто они живые».

Млекопитающие

Лошади – умные, сильные, верные, храбрые животные – лошади всегда были замечательными помощниками человеку и в труде, и в бою. В древнем Китае была почитаема, она символизировала скорость, силу, напор, стремительность, уверенность. Лошадь это знак процветания, достижение задуманного.

Буйволы – крупные, сильные, со смелым нравом эти дикие быки являются символом трудолюбия, надежности и храбрости.

Тигр. В древнем Китае поголовье тигров было велико, они встречались повсеместно, и считался царем зверей. Огромное количество метафор содержат в себе качества хищника. Тигр это честь, бесстрашие, символ настоящего солдата, защитник от злых духов. Тигр был символом воинской доблести. Среди военных изображение тигра служило знаком отличия. В древние времена тигров, для устрашения врагов, изображали на щитах, и воины надевали тигриные шкуры с хвостами. В легендах Бог в виде тигра частенько спускался на землю.

Летучая мышь – единственные млекопитающие, на Земле умеющие летать – летучие мыши имели множество названий: волшебная мышь, летающая мышь, небесная мышь и даже ночная ласточка. В отличие от большинства стран, где к летучим мышам относятся с отвращением, в Китае летучая мышь это символ долголетия, удачи и счастья. Да и звучание названия этого животного похоже на слово удача.

Мифические существа

Дракон мифическое животное, он один из самых почитаемых персонажей в Китае. В китайской культуре дракон символизирует доброе начало ян и стихию воды. Ведь китайские поверья говорят, что драконы обитают в реках и морях, но могут взлетать в небеса и может летать без крыльев. Дракон это глава всех водных существ. Есть даже ежегодный праздник драконьих лодок. Дракон это символ императора. «Живой дракон» это было одно из титулов императора, а императорский трон назывался драконьим престолом. Изображения дракона символизирует выносливость, силу, мужество, великодушие. А так же это символ бдительности и безопасности.

__________
dveimperii.ru

Китайские символы являются неотъемлемой частью одной из древнейших культур на земле. Чтобы понимать, насколько «стар» Китай, как государство, достаточно обратить внимание на тот факт, что одни лишь письменные исторические источники охватывают период времени в три с половиной тысячи лет.

А есть ведь еще и устные предания, и археология. Именно поэтому китайские символы (картинки различных символов представлены ниже) фактически относятся к религиозно-этической системе, которая действительно формировалась тысячи лет, закономерно переживая определенные метаморфозы, но никогда не меняясь по своему существу.

Китайские символы и их значения своими корнями уходят глубоко в историю Древнего Китая, еще в так называемый «доимперский Китай» (этот исторический период завершился в 221 году до нашей эры). Позже на смену династиям Ся, Шан и Чжоу пришли Цинь и Цин, при этом традиционные китайские символы (фото этих символов во множестве представлены в Сети, а некоторые мы разберем в рамках данного материала) не изменили ни техники написания, ни значения, сохранив суть, образность, культурный колорит. Разумеется, эпоха «Имперского Китая» (вплоть до 1911 года) внесла в этот семантический пласт свои коррективы, но это вовсе не значит, что древние китайские символы (их значение в частности) что-то потеряли. Напротив, до эпохи «Нового Китая» культура этого древнего народа неустанно обогащалась, собственно многие традиционные учения живы в Китае до сих пор. Чего только стоят письмена «Книги Перемен», известный на весь мир даостский символ Инь-Ян, и конечно иероглифы.

Так или иначе, но китайская символика – одна из древнейших на образных систем планеты, как минимум, на это указывает официальная археология. Наиболее известные китайские символы – иероглифы – зародились еще в середине I тысячелетия до нашей эры. Например, медные монеты из Лояна в виде мотыги датируются как раз V-III веками до н.э. На этих монетах мы видим китайские символы (фото представлено ниже), которые очевидно стали «прародителями» современной нам иероглифической системы, которая, кстати, потом не менялась почти полторы тысячи лет. Разумеется, начертание несколько отлично, но – в минимальной степени, различия аналогичны различиям между, скажем, скандинавскими и венедскими рунами. Но, конечно, в отличие от рун китайская символы и их значение принципиально отличаются от того, что привычно нам. Ведь здесь образы не абстрактны, а конкретны, они теряют в глубине, но приобретают в широте, так сказать.

В XIII веке Чингисхан и его монгольские орды вторглись в Китай, взяв Пекин в кратчайшие сроки (ну да, тогда ведь «великой китайской» еще не было). Но китайская символика (значение символов, их написание, сакральный смысл) остались неизменны даже после десятилетий монгольского гнета. В итоге, китайские символы, картинки которых мы видим в древних книгах, в росписи храмов, на археологических артефактах, действительно несут в себе существенную часть культуры, которая сохранялась в относительно неизмененном виде тысячелетиями (официальная версия китайских историков говорит о нижнем пределе в 5 тысяч лет). В этом смысле китайские иероглифы – символы наиболее знаменитые. Важно отметить, что иероглифическая письменность (ее также называют идеографическая, собственно, это «более научный» вариант) уникальна по той простой причине, что в отличие от письменности алфавитной здесь каждому знаку приписывается конкретное значение, причем не только в плане фонемики. При этом китайские иероглифы – символы, которых насчитывается несколько десятков тысяч, что, мягко говоря, в тысячи раз превосходит любую другую языковую систему по количеству структурных элементов. Но здесь нужно отметить, что современная китайская письменность (байхуа) в большей степени – разговорная, хотя от этого включенные в нее иероглифические знаки не теряют своей глубины и образности. Сегодня именно байхуа считается в Китая официальным. Хотя при этом вэньянь, так называемый «классический китайский», который практически не используют с начала XX века, был значительно ближе к первоисточнику.

Символика китайской живописи – это отдельная тема, которой мы посвятим немало материалов. Дело в том, что символика китайской живописи не менее уникальна, чем язык этой страны, пожалуй, китайских живописцев справедливо будет назвать истинными мастерами образности. Конечно, всем известные такие графические образы, как цветущая сакура, гора Фудзи. Анималистические жанры еще более оригинальны и глубоки, ведь именно здесь мы встречаем знаменитого китайского дракона (в различных вариациях и ипостасях) и демонов-лисиц, которых нет ни в одной другой культуре. Не удивительно, что символика китайской живописи является одной из наиболее актуальных тем для современных культурологических исследований.

Также особого внимания заслуживает символика китайских узлов и китайские символы года. Оба символических направления стали популярны в начале XX века, когда Китай стал вести «более открытую» внешнюю политику. Теперь китайские символы года едва ли не популярнее Зодиака и других гадательных систем. Здесь, конечно, стоило бы вспомнить о системе «Небесные ветви и Земные корни». Это древнекитайская гадательная (это если очень грубо) эзотерическая система, причем традиционные символы года – это скорее следствие «Небесных ветвей…», чем ее органичный элемент, но это уже тема другого разговора.

Символика китайских узлов не менее любопытна. Традиционные чжунгоцзе, «китайские узлы» на территории этой страны появились еще в эпоху палеолита, об этом говорят многочисленные археологические находки. Китайцы завязывали узлы «на удачу», «на память», «на любовь». Символика китайских узлов глубока и разнообразна и также заслуживает отдельной беседы. При этом нельзя обойти внимание китайские символы тату, которые сегодня можно встретить «у каждого второго». К сожалению, большинство подобных татуировок делается вовсе не территории Китая, поэтому ошибки встречаются излишне часто. Более того, китайские символы тату в самом Китае… как бы это сказать цензурно… в общем, не стоит ждать хорошего отношения от местного населения, если у вас на теле есть подобное изображение. В конце концов, это логично, ведь речь идет о чужой культуре. Кроме того, китайцы, как и славяне исконно свято верили в то, что тату – вовсе не необходимость, а сделанная до 33 лет она в любом случае приносит лишь вред. Именно поэтому китайские символы тату – это тема, которую даже не стоит затрагивать.

Символизм присутствует в жизни народа любой страны, даже самой цивилизованной и высокоразвитой. С момента зарождения цивилизации человеку была свойствена вера в волшебную силу различной мистической атрибутики - амулетов, идолов, оберегов, талисманов. Чаще всего в их роли выступали изображения элементов живой природы, в первую очередь - реальных и мифических животных.

У каждого народа существуют свои верования о влиянии сил природы на жизнь людей. В Китае это - знаменитое учение Фэн-шуй («ветер» и «вода»). Талисманов Фэн-шуй, активизирующих различные виды энергии, привносящей в жизнь человека позитивные перемены, существует великое множество. Некоторые из них, за тысячелетнюю историю своего существования, стали своеобразными символами Поднебесной империи.

Дракон 龙 lóng

Один из любимейших символов, который обязательно должен быть изображен с драгоценным «аксессуаром» - жемчужиной мудрости в лапах. Дракон - божественный покровитель самого императора. Невзирая на свою устрашающую внешность, этот мифический персонаж являет собой доброту, абсолютную гармонию, мудрость и величие. Обязанность дракона - обеспечить своему владельцу финансовый успех, удачу в бизнесе и построении карьеры, защитить от недоброжелателей.

По преданию, Дракон имеет тело змеи, брюхо лягушки, рога оленя, глаза зайца, уши коровы, золотую чешую карпа, хвост и лапы тигра. Дракон, ставший со временем символом всего Китая, возник как собирательный образ животных, окружавших первобытных охотников. Черты кабана, лошади, верблюда, змеи слились воедино, и получился дракон, изображение которого остается неизменным уже четыре тысячи лет.

Первые рисунки драконов были найдены на гадательных костях и панцирях черепах.

По китайским народным верованиям, дракон — повелитель водной стихии — дарил людям влагу. Он щедро орошал поля тех, кто верно ему служил, защищая крестьян от неисчислимых бедствий.

В иерархии китайских божеств дракон занимал третье место после неба и земли. Его изображали в самых причудливых формах. Глаза дракона похожи на кроличьи, а уши — на коровьи; у него растут длинные усы; туловище походит на тело змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют орлиные когти. Встречается и другой вариант: голова дракона, как у верблюда, усы, как у зайца, глаза, как у быка, шея, как у змеи, брюхо, как у ящерицы, чешуя, как у карпа, когти, как у орла, лапы, как у тигра. Иногда дракона изображали в виде большой змеи или животного, напоминавшего одновременно и тигра и лошадь. Но во всех случаях облик чудовища был величественным, суровым и воинственным.

Существовали четыре типа драконов: небесный дракон, охранявший обители богов; божественный дракон, посылавший ветер и дождь; дракон земли, определявший направление и глубину рек и ручьев; дракон, охранявший сокровища.

Народная фантазия создала множество разновидностей драконов — повелителей водной стихии. Существовало поверье, будто моря, реки и озера управляются драконами, которые не поднимаются в небо. Они известны под названием: желтый дракон (хуан лун), змеевидный дракон (цзяо лун), извивающийся дракон (пань лун). Чуть ли не все непонятные явления природы люди стали связывать с проделками дракона. Его изображали в облаках и в тумане или в волнах, чтобы создать представление о способности вызывать ветер и волны. Он взмывал в небо и парил в облаках, скалил клыки и выпускал когти.

Китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести. Среди многих титулов императора наиболее почетным был «живой дракон» . Императорский трон именовался «драконьим престолом». На гербе государства красовался дракон.

Легендарный правитель Китая Фуси ввел, по преданию, чины и ранги для чиновников и каждому из классов назначил особого драконьего покровителя. Так, парадные халаты чиновников высшего, седьмого ранга украшал вышитый золотыми нитками дракон лун, у которого на лапах было по пять когтей. Одеянию менее высокопоставленных лиц приличествовал дракон ман, обладавший всего четырьмя когтями.

Драконы разделялись не только по числу когтей. На высшей ступеньке драконьей иерархии стояли драконы, умеющие летать. У них в подчинении находились духи-драконы. Затем — земные драконы: они когда-то были летающими, но по разным причинам потеряли такую способность. Замыкали список подземные драконы, в чью обязанность вменялась охрана кладов.

Один «современник драконов» Ван Чун рассуждал таким образом: «Дракон имеет форму. Если он имеет форму, то может двигаться. Если он движется, то должен есть. Если он ест, то имеет материальную природу. Существо, имеющее материальную природу, реально».

Драконов существовало великое множество — от гигантских до совсем крошечных. Рассказывали даже о драконе величиной с мизинец — эдакий дракончик-с-пальчик.

Изображение дракона в Китае можно было увидеть повсюду: в храмах, во дворцах, на мемориальных обелисках, на древних сооружениях, на стенах крестьянских домов (в виде картинки или вырезки из бумаги). В разное время, особенно часто в мае и июне, проходили религиозные процессии в честь дракона — "Моления о дожде". Составным элементом такой процессии был танец дракона. Рядом с мифическим чудовищем колыхались знамена различных цветов: желтые и белые символизировали ветер и воду, черные и зеленые — тучи. На пути процессии раскладывали костры — на них сжигали "жертвенные деньги".

Феникс 凤凰 fènghuáng

Прототипом красной птицы Феникс стал священный символ древних египтян - птица Бену. Феникс (кит. Фен-хуан) символизирует бесконечность бытия и воскрешение в огне после смерти. Он олицетворяет также добрую удачу и возрождение духа человека в нелегкой вечной борьбе против искушений и сложностей материального мира.

Цилинь 独角兽

С легкой руки первых миссионеров, преследовавших благую цель - адаптировать китайский фольклор к европейским представлениям о фауне Востока, цилиня стали называть китайским единорогом. Описания цилиня в мифологии Китая весьма противоречивы.

Различают, как минимум, шесть «пород» этого чудо-зверя, из коих наиболее популярным является кирин. Он главенствует над всеми животными, обитающими на суше, а в Фэн-шуй олицетворяет божественное единство двух начал, пробужденное сознание, внутреннее умиротворение, благородство и мудрость.

Черепаха 龟 guī

Флаг КНР 五星红旗 wǔ xīng hóng qí

Флаг Китая представляет собой красное полотнище (пропорции 2:3), в левом верхнем углу которого изображено пять пятиконечных звезд желтого цвета. Одна звезда больше, чем остальные – символизирует Коммунистическую партию Китая, а четыре маленьких желтых звезды - четыре класса населения: крестьян, рабочих, интеллигенцию и буржуазию.

Правда, существуют также и другие интерпретации этих звезд: некоторые считают, что они означают Ханьцев и 4 других народности Китая (самых распространенных), или, например, коммунистическую партию и другие партии Китая. Но исторически это не подтверждено. Единственное, что объединяет все эти интерпретации, так это то, что в любом случае 5 звезд символизируют единение и сплочение народа Китая. Почему красный цвет? Дело в том, что он символизирует революцию 1949 года, ведь именно тогда было образовано КНР и принят этот флаг.

27 сентября 1949 г. именно этот вариант флага был утвержден как официальный флаг КНР. Стоит заметить, что был проведен большой конкурс, на котором были представлены и другие варианты флагов. Один из них, например, на красном фоне изображал одну большую желтую звезду, а под ней три линии. Три линии символизировали три главных реки Китая – Хуанхэ, Янцзы и Чжэцзян, красный цвет – цвет пролитой во время революции крови, а большая желтая звезда – Коммунистическую партию Китая. Но этот вариант не был принят, так как три линии были восприняты как нечто, разобщающее население.

Гимн Китая

Гимн был написан в 1935 году поэтом Тянь Хань и композитором Не Эр. Впервые он был использован в качестве официального гимна КНР в 1949 году на международной конференции в Праге. Во времена культурной революции 60-годов Тянь Хань был арестован и гимн был запрещен. В это время официальным гимном КНР была композиция 东方红 (Dōngfāng Hóng) "Красный восток".

В 1978 году "Марш добровольцев" был вновь принят в качестве официального гимна, но с другими словами. Поддержки народа новые слова гимна не нашли, и поэтому в 1982 году было принято решение восстановить в качестве государственного гимна "Марш добровольцев" 1935 года.

Марш добровольцев 义勇军进行曲 yìyǒngjūn jìnxíngqǔ

Слова гимна

起来!不愿做奴隶的人们!
Qĭlái! Búyuàn zuò núlì de rénmen!

把我们的血肉,筑成我们新的长城!
Bă wŏmen de xuèròu zhùchéng wŏmen xīn de chángchéng!

中华民族到了最危险的时候,
Zhōnghuá Mínzú dào liǎo zùi wēixiăn de shíhòu,

每个人被迫着发出最后的吼声。
Měigerén bèipò zhe fāchū zùihòu de hŏushēng.

起来!起来!起来!
Qĭlái! Qĭlái! Qĭlái!

我们万众一心,
Wŏmen wànzhòng yīxīn,

冒着敌人的炮火,前进!

冒着敌人的炮火,前进!
Mào zhe dírén de pàohuŏ, Qiánjìn!

前进!前进!进!
Qiánjìn! Qiánjìn! Jìn!

Перевод гимна

Вставай, кто рабом стать не желает!
Из своей плоти Великую стену поставим!
Для судьбы нации грозный час наступил,
И из груди рвётся клич наш последний:
Вставай! Вставай! Вставай!
Нас миллионы, но сердцем мы едины,
Под огнём канонады смело мы в бой пойдем,
Вперёд! Вперёд! Вперёд!

Государственный герб Китайской Народной Республики
中华人民共和国国徽
zhōnghuá rénmín gònghéguó guóhuī

Создателем герба КНР является известный архитектор Лян Сычэн. Государственный герб Китайской Народной Республики представляет собой ворота Тяньаньмэнь (Ворота небесного спокойствия) в красном круге. Над воротами изображены 5 желтых звезд, как и на флаге. Красный круг окружен колосьями пшеницы – символом крестьянства и аграрной революции в Китае. А внизу, под воротами, находится зубчатое колесо, которое символизирует рабочий класс. 20 сентября 1950 года он был утвержден в качестве официального герба Китайской Народной Республики.

Многообразие видов и сортов цветов является неисчерпаемым источником идей для китайцев. Каждый цветок имеет свое символическое значение. Часто изображения весьма условны и имеют настолько несвойственные природе цвета, что очень трудно определить конкретный вид.

подарок китайская перегородчатая эмаль клуазоне ваза чайница шкатулка


В соответствии с общими правилами искусства они изображаются будто бы при виде сверху. Каждый цветок практически всегда изображается в соседстве с какой-то конкретной птицей. Птицы с длинными хвостами, например, феникс, павлин, петух и фазан, изображаются вместе с пионом; утка – с лотосом; ласточка – с ивой; перепела и куропатки в основном изображаются вместе с просом; аист и сосна, будучи эмблемами долголетия, тоже соседствуют в одном изображении.
Бамбук, сосна и слива мэйхуа считаются тремя неразлучными, верными друзьями, потому что остаются зелеными и в холода. Их часто изображают вместе.
В качестве символов двенадцати месяцев года нередко используют различные цветы и цветущие плодовые культуры.
Цветочный календарь так же дает пояснения, что обозначает тот или иной цветок.
Январь (и зиму в целом) олицетворяет цветок сливы.
Цветок персика принадлежит февралю. Он означает победу красоты над злом и несёт в себе секрет бессмертия.
Для марта, представляющего весну, символом выбран цветок древовидного пиона. Он символизирует богатство, честь, любовь и привязанность, женскую красоту, здоровье и процветание.
Цветок вишни посвящен апрелю.
Цветок магнолии – маю. Подобно многим другим цветкам, это – олицетворение женской красоты и свежести.
Середина года – июнь – отмечена цветком граната. Он означает пожелание большого потомства: если кто-нибудь захочет уточнить число своих потомков, пусть пересчитает зёрна в плоде граната.
Символ июля – цветок лотоса. Поскольку у лотоса можно видеть бутоны, цветки и плоды одновременно, его считают также символом прошедшего, настоящего и будущего.
Август – груша.
В девятом месяце года главенствуют цветки мальвы.
В десятом – хризантемы, посвященные ещё и осени в целом. То, что хризантема выдерживает холода, символизирует благородство и нерушимую дружбу.
Ноябрь обозначен душистым цветком гардении.
А декабрь – алым маком.
Четыре сезона представлены следующим образом: три цветка пиона – для весны, лотос – для лета, хризантема - для осени и слива мэйхуа для зимы.
Некоторые виды растений считаются символами тех или иных качеств человека. Так, орхидея символизирует изящество и скромность, бамбук – прямоту и стойкость, персик – долголетие, хризантема – символ совершенства, осеннего спокойствия и изобилия. Или, например, сочетание сливы и бамбука символизирует прочную дружбу.

Учение Фен-Шуй опирается на цикл пяти основных элементов (огонь, вода, земля, дерево и металл). Именно на этот же цикл опирается и символика в клуазоне.

Объясняется это просто – такой цикл характерен и для вселенной в целом, и для отдельно взятого человека. Каждому элементу соответствует свой цвет и свое животное, способное передать то, что хотел сказать мастер.

Земля – Императорский дракон – желтый цвет (хуан) – ЦЕНТР МИРА – символ Китая

Именно золотой Императорский дракон символизировал Поднебесную в целом и Императорскую династию в частности.

С чем у вас ассоциируется дракон?

Конечно же, с мощью, мудростью и силой. Кроме того, это плодородие всей страны в целом, стабильность, успех и закон.

Золотой дракон в качестве символа использовался только для императорской семьи, поэтому если вам попала в руки старинная ваза, курительница, блюдо в стиле клуазоне с золотым драконом – радуйтесь и гордитесь – вам достался предмет из правящей семьи.

Правда, обычный народ тоже не захотел отказываться от символа основного защитника, поэтому в качестве украшения использовалось изображение драконов других цветов.

Дерево – Бирюзовый дракон – зеленый (лазурный, голубой) цвет (цин) – восток

И снова дракон,но в другом обличье.

В данном значении дракон символизирует расцвет, зарождение, защиту от зла и нечисти. Это символ неба, его просили о дождях и плодородии полей.

Если вы счастливый обладатель произведения искусства, выполненного в технике перегородчатой эмали, где изображен голубой или бирюзовый дракон – смело вносите этот предмет в дом, призывая благополучие и достаток.

(Китайцы действительно очень ценят дракона и преклоняются перед ним. Его изображения можно встретить везде – в домах, в храмах, в рисунках и т.д. На самом деле, употребление Дракона в символике – это отдельная тема для разговора.

Поэтому запомните одно – дракон в символике клуазоне – это благоприятный и добрый признак. Любая вещь с его изображением станет отличным и символичным подарком.)

Огонь – Феникс – красный (хун) – юг

Вряд ли найдётся человек, который не слышал о чудесной птице Феникс, способной возродиться из пепла.

Активность, стремительность, буйство жизни и красок. Феникс – это преисполненная мудрости птица, дарующая людям радость, красоту и надежду.

Кстати, Феникс считается самой главной птицей и его изображение на сувенирной продукции – это символ пожелания максимального благополучия, счастья и веселья.

(именно поэтому в радостные моменты жизни китайцы надевают красные одежды, ориентируясь на вечно живущую красную птицу феникс и желая, чтобы радость и веселье не прекращались)

Металл – Тигр – белый (бай) – запад

Белый цвет – это цвет траура. Запад – место духов, зла и царства мертвых (вот так вот необычно китайцы воспринимают западный мир).

Но здесь есть один нюанс, который вам будет знать небезынтересно:

Белый цвет и символику использовали в ритуальных предметах, но изображение белого тигра – это серьезный охранный амулет, что сделало это символ чрезвычайно популярным в клуазоне – мастера достаточно часто изображают его на декоративных предметах и сувенирной продукции.

Если вы цените обереги, эмаль клуазоне, где изображен белый тигр, станет отличным пополнением коллекции.

Вода – Черепаха (или Сокровенный воин) – черный (хэй) – север

Черный цвет – это тайна покрытая мраком, некоторый намек на смерть, но не негативный символ.

Китайская философия рассматривает смерть как переход на кардинально новый этап развития.

Черный цвет (вода) символизирует медлительность, текучесть и изменчивость, а черная черепаха отождествляется с тайными знаниями и науками, ученостью.

Кроме того, черепаха – это символ долголетия и мудрости, что автоматически делает сувенирную продукцию с изображением черной черепахи красивым и многозначительным подарком.

Это главные китайские символы, однако есть целый ряд второстепенных и не менее значимых.

Помимо Феникса, китайская философия ценит еще несколько птиц, выражающих скрытый смысл.

* петух – символ множества достоинств (мужество, защита, надежность, дружелюбие и т.д.). Цвет петуха – особое послание (например, Красный Петух в качестве изображения на той же вазе клуазоне защищает от пожара, а Белый Петух охраняет от злых духов)

* фазан – птица счастья и красоты

* императорская утка символизирует семейное счастье и верность супругов друг другу (ваза в стиле клуазоне с изображением уточек – отличный подарок молодоженам или в годовщину свадьбы)

В Китае (а соответственно, в народном творчестве и технике перегородчатой эмали) ценятся не только священные животные. Китайцы с трепетом относятся к цветам, причем не ко всем, а к пяти избранным видам:

* пион – король цветов, символ почестей, богатства, весны и любви. Блюдо или ваза, украшенные пионами – очень благодарный и доброжелательный подарок для любого человека.

Согласитесь, даже один взгляд на яркие цветы уже вызывает улыбку?

* хризантема – символ радости, беззаботной жизни и счастья. Особенно ценятся желтые хризантемы и если вы их увидели в орнаменте, знайте – это к удаче.

* священный лотос (цветок буддистов) – символ безупречной чистоты, способствует удачным медитациям и созданию спокойной домашней обстановке.

(если в вашей семье часты конфликты или постоянно возникают споры, обязательно поищите кувшин, вазу, курительницу (что угодно) в стиле клуазоне с изображенным на нем лотосом и установите в наиболее посещаемой комнате вашего жилья)

* орхидея и магнолия изображаются как символы нежности и любви.

Теперь вы осознаете, как все непросто в технике перегородчатой эмали, столь развитой в Китае и популярной во всем мире?

Абсолютно неважно, являетесь ли вы коллекционером или просто цените красивые вещи и подбираете что-то, чтобы украсить интерьер или преподнести в подарок – теперь вы сможете выбрать сувенирную продукцию в соответствии с тайной символикой мастеров.

Изящная вещица, которая окажется в ваших руках, будет не просто результатом чьего-то профессионализма, она будет особым посланием и пожеланием, завуалированным в орнаменте из изображений цветов и животных…