Непознанное

Стратегическое мышление. Что такое стратегическое мышление и как его развить

В одной и той же ситуации разные люди ведут себя по-разному. Причем если одни с успехом справляются со сложными задачами, то другие постоянно набивают шишки, наступая на одни и те же грабли. Одни строят успешный бизнес чуть ли не на ровном месте, другие же проходят мимо подобной идеи, не считая ее заслуживающей внимания.

Так почему же одни способны увидеть, понять и оценить тенденции и перспективы, а другие нет? Да потому что одни способны мыслить стратегически, а другие нет.

Человек со стратегическим мышлением обладает способностью думать системно, учитывая все факторы и просчитывая вероятности, ведь недаром в переводе с греческого слово «стратегия» означает искусство управления.

Для обыденных рутинных действий, совершаемых нами каждодневно, вполне достаточно и обыденного мышления. Но тому, кто хочет от жизни большего, умение просчитывать последствия как своих, так и чужих действий наперед, просто необходимо.

При отсутствии стратегического мышления невозможно построить успешный бизнес, потому что только с его помощью можно составить долгосрочный план действий, решить, куда вложить капитал, как распределить ресурсы и спрогнозировать конечный результат.

Называя в быту некоторых людей из нашего окружения прозорливыми, дальновидными, обладающими чуйкой, порой расчетливыми, мы не догадываемся, что они, в общем-то, обладают природным умением мыслить стратегически.

В личной жизни неумение видеть последствия своих действий, смотреть наперед приводит к отсутствию мотивации и желания что-либо делать и к внутренней расхлябанности.

Для людей, работающих в команде, ― к отсутствию общей цели, несогласованности и разногласиям. В итоге возникает ситуация, как в басне Крылова «Лебедь, щука и рак», когда каждый тянет воз в свою сторону: «На лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, а только мука».

Отсутствие стратегического мышления у руководителей компании приводит к упущенным возможностям, незапланированным расходам, напрасным тратам ресурсов и утрате конкурентоспособности.

Тем не менее, стратегическое мышление ― не врожденное качество, а значит, ему можно научиться. И самый главный учитель ― это опыт, как личный, так и профессиональный.

Как развить умение мыслить стратегически

1. Учиться предвидеть

Прежде чем предпринять какое-то действие, мы должны мысленно представить себе дальнейшее развитие событий и результат, который в итоге получим. Например, спросить себя: «Чего я хочу добиться и к чему приведут мои действия или слова?».

Готовясь к публичному выступлению, мы можем не только хорошенько продумать текст, но и представить себе вопросы, которые последуют из зала. Во-первых, таким образом мы лучше запомним то, о чем будем говорить. А во-вторых, наши ответы будут более уверенные, ведь мы заранее уже приготовим на них ответы. К тому же любопытно будет потом посмотреть, насколько мы «угадали».

Тренировать стратегическое мышление можно на каждом шагу. Например, мы отправляемся в поездку и собираем вещи, рассматривая ситуацию наперед и предполагая, что нам необходимо взять с собой на случай непогоды, болезни, утери документов или денег.

Конечно, мы не можем учесть все нюансы, ведь в некоторой мере мы зависим и от случая. И наши попытки предвидеть не должны напоминать гадание на кофейной гуще. Мы должны опираться на свой жизненный опыт в жизни или профессии, даже если он невелик. Тем любопытнее будет сравнивать результаты, которые мы получим «до» и «после».

2. Использовать визуализацию

Создание зрительных образов и их мысленное описание поможет нам научиться видеть предметы, события, проекты и пр. в деталях. Например, мы говорим «дерево» и начинаем его себе представлять в деталях: насколько оно старое, высокое, как низко его ветки находятся от земли, какие птицы на нем сидят, глубокие ли у него корни и т. д. Однако человек, мыслящий стратегически, должен видеть не только детали, но и не упускать из виду всю картину― «дерево» в целом.

3. Продумывать запасные варианты

Стараясь предположить ход событий, мы мысленно составляем план, в соответствии с которым будем действовать. Порой кажется, что мы продумали все до мелочей, но ситуация складывается так, что на ум приходят слова: «Человек предполагает, а Бог располагает», или «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Возникают непредвиденные обстоятельства, в которых мы теряемся, поскольку мысленно спланировали иной вариант действий.

Поэтому в качестве тренировки, планируя свои действия, можно предположить несколько вариантов развития событий и «отрепетировать» свои действия в каждом случае. Назовем это запасным планом «Б».

Можно вспомнить какую-нибудь сложную конфликтную ситуацию, произошедшую с нами, когда мы остались недовольны своим поведением, и представить хотя бы три варианта выхода из нее, которые были бы для нас менее болезненные. В дальнейшем, если мы попадем в подобные обстоятельства, то сможем предвидеть результат и легко выбрать для себя оптимальный вариант поведения.

4. Учитывать прошлый опыт ― как свой, так и чужой

Человечество за время своего существования накопило немалый опыт во всех сферах жизни. Поэтому решая какую-то проблему или задачу, в первую очередь стоит подумать, а не занимался ли кто-то до нас чем-то подобным. Основываясь на чужом опыте, мы можем предвидеть ход событий и существенно продвинуться вперед, не изобретая велосипед в ситуации, когда на нем уже давно катаются.

Говорят, что успешных людей от других отличает то, что пока другие думают, успешные совершают и анализируют ошибки. Для них ошибки ― не ошибки, а опыт. После своих действий они задают себе вопросы: почему вышло не так, как задумано; каков будет результат, если пойти другим путем? И таким образом их стратегическое мышление только совершенствуется.

5. Развивать логическое мышление, выходя за рамки привычного

Мы не слишком напрягаемся в обыденной жизни, принимая механические решения и нередко мысля шаблонно, чем и отличаемся от людей неординарных, с развитым стратегическим мышлением.

Например, ход мыслей героя одного известного сериала, который смотрит на булочки, посыпанные кунжутом, следующий: кунжут доставляется в Америку из стран, где в следующем году созревшие цикады уничтожат его урожай. Значит, скупив кунжут по нынешней стоимости, можно будет продать его впоследствии дороже и неплохо заработать. Можно сказать, что этот человек обладает стратегическим мышлением, ведь для большинства остальных это просто булочки.

И, конечно же, чтобы мыслить таким образом, нужна не просто чуйка, а знания и опыт.

Стратегическое мышление — это способность осознавать промежуточные задачи на пути к цели. К этим задачам могут относиться: достижение промежуточных целей, осознание необходимых ресурсов, помощь других людей и так далее.

Если упростить, то это похоже на компьютерную игру, где для достижения цели(прохождения игры), нужно сначала пройти множество уровней. Только в жизни человек сам формулирует те уровни, которые он должен пройти. В жизни человек не просто игрок, но и автор игры.

Например, стратегической целью может быть строительство дома. Первой целью будет заработать денег. Второй — купить землю. Третьей — сделать проект. Четвертой — найти хороших строителей. Пятой — начать строить дом. Шестой — осуществлять контроль над строительством. Седьмой и финальной — переехать в дом.

Каждый их этих пунктов сам состоит из множества подпунктов. Способность всё это осознать, спланировать и реализовать и обеспечивается стратегическим мышлением.

Из каких навыков состоит стратегическое мышление?

Стратегическое мышление — это не какая-то данность, которая у одних есть с рождения, а другим недоступна. Это конкретный сложный навык, который люди вырабатывают с течением жизни. Этот навык состоит из более мелких, которые мы сейчас и рассмотрим.

Умение ставить конкретную цель

Навык кажется очевидным, но это не совсем так. Многие люди не знают, чего они конкретно хотят добиться, предпочитая мыслить какими-то абстрактными категориями. Их сознание просто к этому не приучено. А между тем, этот навык является наиглавнейшей составляющей в любом деле.

Многие люди совсем не склонны задумываться о том, чего они хотят и по этой причине остаются всегда неудовлетворенными. Даже если им попадаются просто золотые возможности, они их просто не видят, ведь их внимание не настроено должным образом.

Вернусь к примеру с домом. Абстрактной целью является просто желание — “Хочу построить дом”. Это не слишком конкретная цель. Конкретная цель — это “Хочу дом вот по этому проекту, расположенный вот в этом месте за такую-то стоимость.”

Такая цель уже позволяет что-то оценивать и планировать. Пока же человек не конкретизирует чего он хочет, он будет находиться в зоне фантазий. Которые так и останутся фантазиями.

На этом этапе человек отвечает на вопросы: “Зачем мне это?”, “Для кого это делается?”, “Стоит ли оно того?, “Чего конкретно я хочу добиться?”. Ответы на эти вопросы позволят отсечь всё лишнее на следующих этапах. Позволит делать только самое необходимое и сэкономить ресурсы.

Сбор информации о цели

Невозможно разрабатывать какую-то стратегию без сбора информации. Полководец не может составить план войны против того соперника о котором он ничего не знает. Так и в любом деле.

Это нужно для того, чтобы как можно более точно представить себе промежуточные этапы, оценить необходимые ресурсы, оценить вероятность успеха и многое другое.

Умение собирать информацию — это комплексный навык, в который входит умение общаться с людьми, работать с источниками, анализировать информацию, либо умение поручить данную часть работы другому человеку или организации.

На этом этапе стратегически мыслящие люди отметают те цели, которых невозможно добиться с имеющимися ресурсами.

Планирование

На основе полученных сведений разрабатываются промежуточные цели, которые затем анализируются таким же образом.

На данном этапе человек уже может четко видеть слабые места своего плана. Это последний шанс отказаться от затеи с минимальными потерями.

На данном этапе человек планирует график по которому он будет действовать, формулирует сроки, разрабатывает возможные действия на случай затруднений.

Это самый объемный компонент стратегического мышления. Требует от человека способности мысленно моделировать развитие событий.

Действие.

Стратегически мыслящего человека отличает от остальных быстрый переход от планирования к делу. Он постоянно проверяет свои мысли на практике. Некоторые тестируют свой план на какой-то маленькой модели.

Даже самый лучший план не делает из человека стратега, если он этот план не реализовал. После того, как человека понял чего он хочет, он принимает решение.

Это отдельный и сложный навык. Многие люди вообще не способны принимать самостоятельные решения. Для этого у человека должен быть навык совладания со стрессом, чтобы он мог действовать в условиях неопределенности

Корректировка плана

Чем опытней человек, тем точнее он представляет себе ресурсы которые нужно будет затратить, промежуточные цели, которых нужно будет достигнуть и так далее. Однако невозможно всё предусмотреть.

По этой причине необходимо постоянно вносить коррективы в план. Это довольно сложно. Для того, чтобы не уйти совсем в другую сторону, необходимо постоянно держать мысленно конечную цель, ради которой всё делается. Это позволяет отделять главное от второстепенного.

Здесь от человека требуется навык самокритики, умение подвергать сомнению ранее принятые решения, но при этом способность держать внимание не цели.

Иные составляющие стратегического мышления

То, что я описал выше является необходимым, но недостаточным в достижении цели. Требуются кое-какие дополнительные качества личности, которые я сейчас опишу.

Умение делегировать полномочия

Большинство дел невозможно сделать в одиночку. Нам всегда не хватает ресурсов: навыков, знаний, времени, денег. Тот человек, который хочет добиться успеха в каком-то значительном проекте, понимает, что необязательно делать всё самому. Часть этапов можно поручить другим людям, часть ресурсов можно занять.

Навык видеть свои слабые места, умение понять, что легче поручить что-то другому — необходим стратегически мыслящему человеку.

Ведь стратегическое мышление это не только умение достигать цели, но и умение делать это наиболее оптимальным путем. Для этого человек должен объективно оценивать границы своих возможностей.

Разумеется в каком-то маленьком деле можно обойтись своими силами. Но от таких проектов и прибыль меньше.

Например, даже такое маленькое дело, как организация ведения этого блога, потребовала обратиться к нескольким специалистам.

Открытость новому.

В основной массе люди предпочитают действовать по старинке. Эта «болезнь» характерна для всех людей. Однако успешные люди имеют в своем арсенале навык иногда преодолевать свою инертность и пробовать новое.

Достигнуть результата можно совершенно различными способами. Глупо и губительно для дела не рассматривать новые варианты действий.

Стратегическое мышление подразумевает поиск всё более эффективных способов действовать. Но без навыка иногда преодолевать свою инертность, невозможно искать новые пути решения задач.

Широта мышления.

Широта мышления — это способность охватить максимальное количество областей действительности при решении проблемы. Для этого нужно обладать широким кругозором и опытом.

Такое качество личности позволяет видеть новые возможности, связи между явлениями. является прекрасным бонусом, который позволяет поднять стратегическое мышление человека на новый уровень.

Данное качество должно быть выражено хотя бы в слабой степени, иначе человек неизбежно будет совершать массу ошибок и неправильно оценивать обстановку.

Без умения мыслить стратегически невозможно добиться чего-то значительного. Стратегическое мышление не дается от рождения, но к счастью каждый может этому научиться, если будет дисциплинированно развивать в себе необходимые навыки.

Стратегическое мышление - это ментальный процесс, применяемый человеком в контексте достижения успеха в игре или других начинаниях. Результатом этой деятельности являются мысли о том, как вести себя в настоящем, чтобы получить что-то в будущем.

1. Размышляйте

Этот совет уже присутствовал в тексте. Но он настолько важен, что мы оформим его в отдельный пункт.

Стратеги создают связи между идеями, планами и людьми, которые другие не видят. Но как вы можете создать эти связи, если вы никогда не даете своему уму возможность увидеть их?

Другими словами, подсказка о том, как мыслить стратегически, является первым словом в самой фразу: «мыслить». И это означает принять на себя обязательство замедлить работу и позволить вашему разуму развернуться в другую сторону.

Простой способ сделать это: запланировать время на размышления. Лучший инструмент: бумага и ручка. Время дня: утро или вечер.

2. Расширяйте свой кругозор

Невозможно стать стратегом, если вы не будете интересоваться миром и происходящими в нем событиями. Но и этого мало: нужно понимать человеческую психологию, изучать работу мозга, читать научные книги и многое другое.

Стратегическое мышление и любопытство идут рука об руку. В конце концов, чем больше идей и опыта у нас есть, тем больше материала есть для установления связей.

Приобретать опыт можно не только из книг: отправьтесь в небольшое путешествие, знакомьтесь с новыми людьми, изучайте природу. Также посещайте семинары и конференции на самые разные темы. Обновляйтесь постоянно.

3. Принимайте решения

Стратегия - это не только мысль; это также выполнение задачи. Поэтому, как только вы начнете создавать идеи и устанавливать связи между ними, вам придется приступить к принятию решений о том, что делать дальше. А так как всегда существует ограничение во времени, деньгах и ресурсах, нужно научиться расставлять приоритеты.

Когда мы мыслим стратегически, то принимаем непопулярные, тяжелые решение. Чтобы оптимизировать прибыль придется кого-то уволить, закрыть какую-то продуктовую линейку. Или что еще сложнее: тратить меньше времени на семью, чтобы достичь успеха в бизнесе. Или наоборот.

Худшее, что может быть в этой ситуации - не суметь принять четкое решение и выбрать не тот путь.

4. Отдаляйтесь и приближайтесь

Мы часто не видим леса за парой деревьев. Поэтому необходим баланс: нужно смещать фокус внимания то на детали, то на общую картину.

Свои преимущества и недостатки есть у обоих подходов. Когда мы смотрим на ситуацию в общем, то можем упустить важнейшие детали, не заметить нюансы. Если же чрезмерно вдаемся в детали, можем пойти не в ту сторону, заниматься совершенно не тем, чем планировали изначально.

Знать, когда приближаться, а когда отдаляться - это тонкое мастерство, которое можно воспитать лишь с опытом. Сейчас же важно знать, что есть два уровня масштаба в любой ситуации.

5. Задавайте вопросы

Мы уже говорили о важности вопросов. Они помогают навести резкость, выяснить причины, заметить следствия, сосредоточиться на важном.

Задавайте себе подобные вопросы:

  • Что в моей стратегии работает, а что - нет?
  • Что меняется в мире? В каких областях?
  • Что нужно людям?
  • Что нужно мне?
  • Откуда я знаю, что не заблуждаюсь?
  • В каких областях мне нужно улучшаться?
  • Какие книги стоит прочитать?
  • Каковы слабые стороны моей стратегии?
  • Как их можно превратить в преимущества?
  • Что может пойти не так?
  • Рациональна ли эта идея?
  • Могу ли я доверять этому источнику?

Поиск ответов имеет значение. Он включает мозг на полную мощность и заставляет его искать ответы. Важно не останавливаться и подбрасывать своему разуму все новые и новые вопросы.

6. Поставьте себя на место другого человека

Стратегия, которую вы создали, безусловно опирается и на других людей. А значит, если вы неправильно понимаете особенности человеческой натуры, то можете наделать массу ошибок.

Вы можете думать, что создали сплоченную команду профессионалов, которая создаст новый продукт за следующие шесть месяцев. Но этого мало, важно еще ежедневно уметь вызывать у них энтузиазм и мотивацию, искать правильные стимулы, мудро направлять работу.

Научитесь разрешать конфликты, потому что без этого вся ваша стратегия может стоить не больше, чем бумага, на которой она напечатана. Это невероятно важно именно в бизнесе.

7. Осознайте свои собственные предубеждения

Чтобы стать стратегом, нужно постоянно подвергать сомнению свои мысли. Признание того, что идеи могут быть ошибочными, не влияет на ваш собственный авторитет, а, скорее, наоборот. Вы открыты для проверки фактов и своего мышления, что только позволяет разуму развиваться.

Задайте себе следующие вопросы:

  • Каковы нынешние обстоятельства?
  • Является ли моя точка зрения верной? В чем ее изъяны?
  • Что влияет на мое мышление?
  • Какой прошлый опыт привел меня к этой точке зрения?

8. Научитесь понимать последствия

Каждый выбор имеет последствия. После того, как создадите несколько версий реализации своей стратегии, подумайте о последствиях каждого варианта. Этот шаг важен для принятия окончательного решения; с практикой станет легче.

Четкое определение эффектов различных сценариев важно для принятия окончательного решения. Задайте эти вопросы, чтобы оценить, какой результат будет лучше всего соответствовать вашему видению:

  • Каковы «за и против» каждого варианта?
  • Что каждый из них подразумевает?
  • Какая стратегия поможет реализовать цели лучше всего?
  • Есть ли в этом варианте шанс реализовать долгосрочные возможности?

Книги

Развитие стратегического мышления во многом зависит от количества усвоенной информации и умения использовать стратегические методы. Это база, на которой растут наши знания и опыт. Следующие книги пополнят эту базу.

  • «48 законов власти» Роберт Грин.

Лидтка наблюдал пять “главных признаков стратегического мышления на практике”, которые напоминают компетенции:

    Перспектива систем , относится к способности понять значения стратегических действий. «У стратегического мыслителя есть умственная модель полной непрерывной системы создания стоимости, его или ее роли в пределах него и понимания компетенций, которые оно содержит».

    Намерение сосредоточилось , что означает более решительный и меньше distractible, чем конкуренты на рынке. Приписывая Гамелю и Прэхэлэду с популяризацией понятия, Лидтка описывает стратегическое намерение как «центр, который позволяет людям в организации выстраивать и усиливать свою энергию, сосредотачивать внимание, сопротивляться отвлечению и концентрироваться столько, сколько это берет, чтобы достигнуть цели».

    Взгляды во время означают способность держать прошлое, настоящее и будущее в памяти в то же время, чтобы создать лучшее принятие решения и внедрение скорости. «Стратегию не ведет одно только будущее намерение. Это - промежуток между сегодняшней действительностью и намерением для будущего, которое важно». Планирование сценария - практическое применение для слияния «думающий вовремя» в создание стратегии.

    Гипотеза, которую ведут , гарантируя, что и креативное мышление и критическое мышление включены в создание стратегии. Эта компетентность явно включает научный метод в стратегическое мышление.

    Интеллектуальный оппортунизм , что означает быть отзывчивым к хорошим возможностям. «Дилемма, вовлеченная в использование хорошо ясно сформулированной стратегии направить организационные усилия эффективно и эффективно, должна всегда уравновешиваться относительно рисков теряния из виду альтернативных стратегий, лучше подходящих для меняющихся условий».

Как развивать стратегическое мышление

От того, что понимание ключевой управленческой компетенции «стратегическое мышление» (в т.ч. навык видения конечного результата или стратегическое видение) разное у HR и T&D, самих сотрудников компаний и руководителей, возникает путаница, чему учить, как именно развивать этот навык, как понять, что навык развит хорошо. Специальные книги и тесты по-разному смотрят на эту компетенцию, иногда еще больше запутывают, чем помогают.

Эта статья поможет Вам лучше сориентироваться, что же все-таки такое стратегическое мышление (не путать со стратегическим менеджментом) и как его можно развивать.

Краткая характеристика: Стратегическое мышление - это способность человека прогнозировать результаты и последствия действий (своих и чужих) на много шагов вперед. Эта способность не относится только к бизнес-навыкам, это скорее личностная составляющая, определяющая уровень личностной зрелости человека. В обиходе мы называем это прозорливостью, мудростью, осознанностью, дальновидностью, чуйкой, а иногда расчетливостью (в зависимости от контекста и того, как и для чего человек эту способность использует).

Стратегическое мышление состоит из следующих основных элементов :

Видение (способность предвидеть, как будет развиваться та или иная ситуация, способность ответить на вопрос, к какому результату могут привести различные действия)

Миссия (четкое понимание и принятие своего места в общей системе, в окружении, в т.ч. места компании или команды, причем не формальное, принятое сегодня в бизнесе, а глубинное, на уровне понимания взаимосвязей)

Ценности (осознание базовых приоритетов и принципов, в соответствии с которыми должны приниматься стратегические и тактические решения, способность отличить истинные ценности от лозунгов, смелость следовать ценностям)

Возможности (способность в каждой, даже самой негативной ситуации, находить для себя выгоды и возможности приближения к поставленным целям).

Есть, конечно, и другие элементы, но фокуса внимания только на этих четырех составляющих может быть вполне достаточно, чтобы обеспечить заметный существенный результат в развитии стратегического мышления.

Чем отличается стратегическое мышление (и в первую очередь навык видения) от навыка целеполагания:

Рассмотрим на примере: Человек едет в машине, вдруг авария. Он видит (сформировалось видение), что плохо дело (в процесс полета за обочину, например), но цель его совсем другая - выйти из ситуации целым и невредимым. Исходя из этой цели, появляется новое видение того, какие последствия ждут человека в случае реализации его цели (видение картинки своих действий и результата).

Т.е. видение - это способность предвидеть события или формировать детальный образ желаемой ситуации (события, предмета), прогнозировать последствия на несколько шагов вперед. Ключевое слово - способность. Видение помогает в определении целей, но не тождественно целям. Цель и видение очень связаны друг с другом, целеполагание можно также рассматривать как одну из составляющих стратегического мышления.

Отсутствие развитого стратегического мышления приводит :

- В отношении самого человека : непосредственно сказывается на самомотивации и желании что-то делать, наличии жизненной силы, т.к. наличие четкого видения - один из самых мощных источников личной энергии, внутренней и лидерской. Если нет собственного «вижу и хочу», мозг его заменит на «надо» (т.е. «чужое хочу и вижу»). Недаром последнее время такое распространение получили техники визуализации, трансерфинга, и даже пользующийся сегодня популярностью 7-тысячелетний Цигун опирается во многом на механизмы работы воображения и визуализации (представлять движение энергии и проч.). Это работает и дает много сил, открывает огромный спектр возможностей практикующему человеку.

Кроме того, именно видение конечного результата позволяет осуществлять более целенаправленные действия, затрачивая меньше ресурсов и добиваясь большей эффективности каждому конкретному человеку.

- В отношении команды : без наличия единого видения конечного результата происходит ситуация как в басне «Лебедь, рак и щука», когда каждый тянет ситуацию в свою сторону из-за несогласованности. Единое видение результата минимизирует разногласия внутри команды и является основой для согласованного движения к цели (т.к. только согласования цели не достаточно, на уровне деталей видения картинки всегда отличаются, причем довольно существенно). С другой стороны, если, например, руководитель не осознает все векторы движения каждого члена команды, не может спрогнозировать итоговый результат такого движения, то затраты ресурсов будут увеличиваться в разы, а результат может быть не достигнут.

- Для компании отсутствие четкого видения у руководства грозит существенными затратами и потерями ресурсов, внутренними конфликтами, упущенными возможностями и другими неприятными причинами потери конкурентной позиции на рынке.

Первоначальная задача по развитию стратегического мышления сводится к тому, чтобы каждое действие обучаемого было максимально осмысленно на предмет, к каким последствиям оно может привести в различных перспективах, насколько эти перспективы желанны человеку, какие другие действия можно предпринять, чтобы получать желаемый результат. Одним из критериев развитого навыка является привычка человека самостоятельно задавать себе вопрос: «чего я хочу в результате?» или «к каким результатам приведет это действие?». Кроме того, хорошим уровнем развития этого навыка является наличие четких приоритетов для принятия решений.

В дальнейшем можно развивать навык стратегически мыслить относительно команды и компании. Кто-то начинает с конца, предлагая осваивать технологии прогнозирования развития бизнеса, не касаясь личностной способности. Это тоже возможный вариант. Но в этом случае мы должны понимать, что человек освоит технологию, а не разовьет соответствующую способность у себя в целом («чуйку»). Как только появится нестандартная ситуация, технология даст сбой. А личностная способность останется и будет работать как в обычной жизни, так и в бизнес-ситуации.

Основные техники по развитию навыка:

1.Вопросы, связанные с видением результата действий человека в различной перспективе. Например: «Чего вы хотите в результате этого действия, проекта, этих слов?» «К какому результату приведет ….?» «Что Вы сделали, чтобы убедиться в том, что видение результатов у Вас единое с подчиненным, руководителем?» «Какие ценности Вы транслировали делая то, что вы сейчас делаете, насколько это соответствует вашему видению себя как руководителя?» «Этого ли вы хотели?», «Как это Ваше конкретное действие согласуется со стратегией компании, видите ли Вы связь?» и др..

2. Визуализация и детальное описание видения результата различных действий и проектов (или, например, встреч или других отдельных составляющих деятельности человека).

Упражнение в качестве примера:

Представьте дерево. Представили?

Тогда проверьте себя на наличие четкого видения картинки:

На каком уровне от земли находится первая ветка снизу (метров, см)?

Насколько глубоко уходят корни в землю у этого дерева?

Какие живые организмы окружают это дерево, как они на него влияют и оно на них?

Сколько колец есть на стволе этого дерева (если бы была возможность распилить ствол поперек)?

Если эти вопросы вызвали детальные образы, породили дополнительные картинки, то это сигнал того, что Вы представили дерево достаточно в общем виде, не осознавая деталей (многие в принципе не могут представить дерево - это означает, что затылочная часть мозга функционирует слабо - надо развивать, т.к. она же отвечает за стратегическое мышление).

Настоящее видение результата (или стратегическое видение) - это именно привычка представлять картинку полностью - и в целом и в деталях . На первом этапе развития навыка полезно будет задавать себе подобные вопросы про детализацию видения, осознание этих самых деталей. Потом привычка видеть объемно станет частью Вашего мышления. Аналогичное упражнение можно делать в отношении конкретных бизнес-задач и идей.

Другое интересное упражнение: Вспомните любую сложную, возможно конфликтную ситуацию, в которой вы оказались. А теперь сформулируйте как минимум три варианта своих возможных действий в этой ситуации, чтобы они приближали Вас к достижению Ваших жизненных или профессиональных целей и соответствовали Вашим ценностям (как выйти из этой ситуации не просто безболезненно, а с пользой для себя).

Многие люди, конечно, свои ценности не осознают, подменяя их лозунгами. Да и цели жизненные не у всех есть, но все же, стоит сделать это упражнение, чтобы продиагностировать свою способность замечать возможности, которые дает нам жизнь даже в самых сложных ситуациях. Например, недавно мы работали с развитием лидерства среди молодежи в крупной компании. На соответствующем тренинге мы рассматривали примеры аварий по вине участников - как эту ситуацию можно использовать, чтобы получить продвижение по карьерной лестнице того, кто в этой аварии непосредственно виноват, при этом обязательно следовать своим ценностям (которые мы определили до этого)… Реакция большей части участников тренинга на предложение найти решение для этой задачки - «это же невозможно!», но хорошенько подумав, они находят решение. И удивляются, что это, оказывается, возможно. Достаточно быть внимательными к деталям, видеть картинку ситуации как можно подробнее и помнить о своих ценностях.

Тренируя на таких «офф-лайн» примерах нашу способность замечать возможности, мы со временем научимся принимать стратегические решения уже ситуативно, мгновенно. И не только в отношении простых решений, но и для решений на уровне всей компании.

Не менее важной является навык выявлять причинно-следственные связи различных явлений. Это тоже можно тренировать. Достаточно иногда останавливаться и смотреть на любую ситуацию отстраненно, стараясь выделить первопричины и цепочку последствий каждого решения. Чем длиннее и детальнее удается выстроить цепочку причинно-следственных связей, тем, скорее всего, эффективнее будет принятое в итоге решение.

32. Необходимость применения стратегического менеджмента

Внешняя среда, в которой действуют ныне разнообразные по форме хозяйственные организации, становится качественно иной: постоянно повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. Управление должно быть теперь более приспособленным к рыночной саморегуляции.

Потребность в стратегическом видении особенно сильно проявляется в последнее время, характеризующееся высочайшей динамичностью. Мы являемся свидетелями глубинного изменения общества, меняется система ценностей и приоритетов. Происходят существенные изменения деловой среды, вызванные, прежде всего, процессами глобализации. Кроме того, наблюдается взрывной рост технологий и смещение «вектора бизнеса» в сторону клиента, который в конечном итоге и «голосует» за или против победы конкретной компании.

Проанализируем, какие преимущества дает управленцам (прежде всего высшего звена) знание стратегического менеджмента. Кроме того, что стратегический менеджмент заставляет всерьез задумываться о будущем организации, он позволяет:

Формулировать на рациональной основе возможные стратегии и определять, в какой мере подходит организации та или иная стратегия;

Находить альтернативные пути развития бизнеса, чтобы выбрать оптимальный из них;

Развивать умение ориентироваться в будущем, что приводит к систематическому учету возможных последствий тех или иных решений;

Более эффективно и грамотно размещать ресурсы организации;

Понимать природу и значение неопределенностей и рисков в развитии бизнеса;

Использовать методологию системного подхода в решении организационных проблем и на этой основе развивать более эффективное управление;

Связывать в единый комплекс взаимозависимых элементов процессы коммуникации, координации и контроля в рамках организации как целого;

Стимулировать мотивацию и энтузиазм сотрудников, определять миссию организации и понимание значения достижения организационных целей для индивидуального развития и роста сотрудников;

Преодолевать сопротивление переменам, формировать инновационную организационную культуру.

Стратегический менеджмент развивает широту управленческого мышления руководителей, делает их более полезными для организации. Руководители, имеющие знания и навыки в области стратегического менеджмента, имеют больше шансов добиться быстрого роста по служебной лестнице. А начинающим руководителям стратегический менеджмент позволяет достаточно быстро понять, как работает организация, какова взаимосвязь ее структурных компонентов, какова роль отдельных индивидов в принятии важных организационных решений .

Развитое тактическое мышление – залог успеха практически в любой деятельности. Оно помогает одерживать победы на войне, в спорте и в более повседневных вещах – в обучении и решении бытовых проблем. Сегодня мы больше узнаем о тактическом мышлении и его структуре и рассмотрим упражнения для развития этого полезного навыка.

Немного теории

Тактика – это набор приемов, средств для достижения определенной цели. Наиболее часто ее упоминают в связи с ведением боя (тактика ведения боя), со спортом (тактика соревнования), с игрой (тактика игры).

Тактическое мышление – это быстрое, оперативное и целесообразное протекание мыслительных процессов, направленное на поиск рациональных путей решения задачи и достижение цели. Человек с таким мышлением продумывает все действия на несколько шагов вперед. Это можно сравнить с партией в шахматы, когда игроку для достижения победы необходимо не только продумать свои ходы, но и предугадать ходы противника и адекватно ответить на них. Упрощенная схема результатов тактического мышления будет выглядеть как цепочка логических выводов со структурой «Если…, то…».

Тактическое мышление обладает следующими характеристиками:

  1. Действенность. Данный вид мышления неразрывно связан с практической деятельностью, включен в нее. Ученик будет думать, какое решение математической задачи выбрать, именно в процессе работы над ней.
  2. Импровизационность. В процессе решения задач и на пути к достижению цели могут возникать различные непредвиденные обстоятельства, которые не были учтены и продуманы. Тактическое мышление позволяет быстро сориентироваться в ситуации и принять решение-импровизацию. Например, ребенок продумал свои ответы на вопросы учителя на уроке. Но у него спросили что-то, что он не ожидал. Ученик с развитым тактическим мышлением способен легко отойти от ранее намеченного плана и выдать импровизированный ответ.
  3. Оперативность. Такое мышление всегда быстрое и четкое. Например, школьника вызывают отвечать у доски параграф по истории. За несколько секунд необходимых, чтобы встать из-за парты, ребенок продумывает, что и в какой последовательности он скажет, как ответит на вопросы и т.д.
  4. Вероятность. Заключается в том, что любое предположение не может быть абсолютно точным – всегда остается некоторая доля того, что сделанный посредством тактического мышления вывод неверен. Например, школьник решает задачу по физике. Исходя из условий, ученик уже может предположить, каким будет ответ, но не может быть уверен в этом на 100%.

Таким образом, тактическое мышление является весьма полезным навыком, помогающим ученикам даже в самых обычных ситуациях обучения. Оно включает в себя следующие задачи:

  • Постановка целей. Например, решение конкретной математической задачи, блестящий ответ у доски, победа на школьной олимпиаде и т.д.
  • Анализ собственных возможностей в данный момент времени. Ученику необходимо взвесить свои сильные и слабые стороны.
  • Учет условий. Необходимо проанализировать и принять во внимание все внешние факторы решения задачи/проблемы: где проходит, в какое время, кто находится рядом и пр.
  • Прогноз препятствий и трудностей. Необходимо предположить, какие именно затруднения могут возникнуть и как их разрешить в этом случае.
  • Составление запасного плана. Т.к. тактическое мышление характеризуется вероятностью, школьнику необходимо продумать, как он будет действовать, если его первоначальный план не сработает

На первый взгляд эти задачи кажутся достаточно сложными, особенно для ребенка. Но с помощью интересных игровых упражнений тактическое мышление можно развить у представителя любого возраста и пола.

Разгадай значение каждого символа

Каждый символ равен определенному числу. Пользуясь приведенной ниже таблицей, разгадай значение всех фигур. После каждой строки и столбца указана сумма значений символов.


Воздушные шары

Есть четыре шарика (два черных и два белых) с напечатанными на них номерами. Они расположены так, что цифры на них образуют следующую последовательность: 3, 4, 2, 1. Их поменяли местами. Задача: найди новую последовательность, отвечающую условиям:

  • Цифра, стоящая с краю слева в два раза больше соседней.
  • Нечетные номера находятся рядом друг с другом.
  • Белые шарики находятся рядом друг с другом.

Нестандартный «морской бой»

В сетке 6 на 6 клеток необходимо расположить три крейсера (4 палубы-клетки), три шлюпки (3 палубы-клетки) и три буйка (1 клетка). При этом следует учитывать значения, стоящие напротив строчек и столбцов. В каждом из них не должно быть больше или меньше заполненных клеток, чем указано. Например, в первой строчке приведенной ниже сетки не должно быть заполнено более/менее 5 клеток. При этом между одной и четырьмя заполненными клетками должен быть как минимум один пробел.


Если…, то…

Данное упражнение можно использовать абсолютно в любых ситуациях. Необходимо спровоцировать ребенка на предугадывание результата своих действий и возможного развития событий. Например:

  1. Если ты пойдешь гулять в дождь, то…
  2. Если ты плохо выучишь урок, то…
  3. Если ты выиграешь школьную олимпиаду, то…
  4. Если тебя вызовут к доске, а ты не уверен, то…
  5. Если ты станешь решать задачу таким способом, то…
  6. И т.д.

Кейворды

Кейворд – это разновидность кроссворда, с вписанными в сетке числами, под каждым из которых зашифрована определенная буква. Для подсказки в сетку внесено одно слово, на основе которого идет дальнейшая расшифровка.

Для решения этого кроссворда необходимо продумывать действия на два шага вперед, что является отличной тренировкой тактического мышления.

Импровизация

Можно использовать упражнения на творческую импровизацию и импровизацию решений:

  1. Творческая. Придумай окончание песенки, стихотворения; покажи сценку на тему школьной жизни и др.
  2. Решений. Упражнение включается непосредственно в выполнение какой-либо деятельности, в решение задачи. Например, придумай другой ход решения задачи, так как появилась новая переменная; каким путем ты пойдешь, если две дороги, по которым планировалось идти ранее, перекрыты и пр.

Судоку

Еще одной разновидностью головоломок для развития тактического мышления являются судоку – японский «числовой кроссворд». Он состоит из сетки 9 на 9 (внутри расположены 9 квадратов каждый в 9 клеток), которую необходимо заполнить цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждом столбце и строчке они встречались только один раз.


Составление плана действий

Для развития тактического мышления школьнику необходимо научиться планировать свою деятельность. Для тренировки этого умения можно:

  1. Планировать занятия на день, несколько дней, неделю и т.д.
  2. Продумывать последовательность выполнения любого действия: поход в школу, мытье посуды, решение задачи по химии, ответ у доски и пр.
  3. Составлять масштабные планы, с учетом всех мелочей. Например, план похода, план достижения цели (получение пятерки в четверти, выигрыш на олимпиаде/соревнованиях и т.п.).

Составление плана, особенно масштабного, должно занимать большое количество времени. Рекомендуется делать это поэтапно, постепенно добавляя новые детали и внося коррективы.

Размести шестиугольники

Ниже представлено несколько шестиугольников и поле, куда их необходимо вставить. Разместить фигуры нужно таким образом, чтобы в местах их соприкосновения (жирные линии) совпадали числа в треугольниках. Переворачивать шестиугольники нельзя.

Ориентирование на местности, чтение карты

Упражнение может выполняться в реальных или виртуальных условиях (компьютерные игры). Здесь ребенку необходимо:

  • Поставить цель. Например, выбраться из леса, найти речку, выбрать наиболее короткий маршрут и т.д.
  • Заранее хорошо ознакомиться с картой местности. В случае необходимости помогите ученику расшифровать какие-то знаки, определить его местоположение и пр.
  • Соотнести данные карты с тем, что он видит в реальности. Например, количество деревьев на карте и на поляне.
  • Выбрать маршрут. Определяется в зависимости от поставленной цели.
  • Достичь цели, внося коррективы при необходимости. В процессе прохождения маршрута могут возникать различные препятствия, в результате которых первоначальный план может изменяться. Можно заранее попросить школьника продумать эти трудности и пути их решения или оставить это на потом для тренировки быстроты и импровизационности тактического мышления.

«Алфавитное» путешествие

В расположенные ниже овалы необходимо вписать буквы от А до Л (включительно). Чтобы сетка была заполнена верно, нужно соблюдать условия:

  • Буква Д находится восточнее, чем буква Г.
  • Ж расположена строго (любое место на той же горизонтали/вертикали) севернее Д и западнее В.
  • А стоит рядом с К.
  • К находится строго севернее А.
  • Б расположена строго на запад от буквы А.
  • З севернее, чем Е и В.
  • И находится рядом с З, строго в северном направлении.
  • Л стоит строго западнее Е и строго севернее Г.

Шахматы

Пожалуй, это одно из самых трудных, но действенных упражнений. Если ребенок не умеет играть в шахматы, то рекомендуется начать с основ: объяснить правила, показать возможные ходы.

Когда ученик уже может самостоятельно вести партию, необходимо помочь ему с тактикой игры: спрашивайте его о значении каждого хода и его возможных последствиях.

В выпуске использованы картинки из книги Филлипс Ч. «Логика + тактическое мышление».