Психология

В каком году появился этикет. Этикет — История

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

История этикета

1. Основная информация об этикете

Слово "этикет" происходит от французского etiquette. Первоначально так называли появившиеся во второй половине XVII века карточки с написанными на них правилами того, как нужно вести себя при королевском дворе. Впоследствии данное слово стало использоваться и в более широком значении -"церемониал, установленный порядок поведения". В наши дни этикетом принято называть правила, предписывающие, как человек должен выглядеть и действовать в различных ситуациях, в обществе других людей. Эти нормы непосредственно связаны с такими понятиями, как порядочность и благовоспитанность. Отнюдь не следует думать, что хорошие манеры необходимы только в высшем обществе, а обычным людям их понимание недоступно и, в общем-то, необязательно. Воспитанными и вежливыми не рождаются, а становятся. Этому нужно учиться, и знание правил хорошего тона ничуть не менее важно, чем умение читать и писать, владение таблицей умножения. Но если неграмотного человека в наши дни можно встретить достаточно редко, то людей, не знающих или не соблюдающих элементарных правил культурного поведения в обществе, к сожалению, значительно больше.

Вряд ли найдется кто-то, кому совершенно безразлично, как его воспринимают окружающие и что они о нем думают. А ведь производимое на других впечатление зависит в первую очередь от того, как выглядит и ведет себя человек. Избежать неловких и нелепых ситуаций, конфликтов и раздражения в общении с другими помогает в первую очередь знание этикета. Его правила являются в определенной степени результатом развития этики - науки, исследующей нормы поведения, а также вырабатывающей критерии того, насколько оправданными и уместными являются те или иные действия человека в определенной ситуации. Современный этикет достаточно демократичен и универсален и базируется, прежде всего, на целесообразности и доступности. Поэтому человек, твердо усвоивший основные правила вежливого поведения, практически всегда сумеет сориентироваться и, разобравшись в сложившейся ситуации, повести себя согласно обстоятельствам.

2. Виды этикета

Очевидно, что существует огромное множество жизненных ситуаций, каждая из которых представляет собой определенный набор условий, при которых люди взаимодействуют друг с другом и между ними происходит общение. Естественно, каждая из этих ситуаций предполагает определенный тип поведения тех, кто в ней участвует. Поэтому правила этикета, постепенно формировавшиеся в течение долгого времени, не могут быть едиными, пригодными для любых случаев и действующими всегда и везде. По мере развития этикет постоянно изменялся, и в настоящее время обычно выделяют такие его виды, как повседневный, деловой, воинский, дипломатический и придворный или дворцовый. Разница между ними состоит не только и не столько в том, какие правила включает в себя тот или иной раздел этикета. Они во многом совпадают, поскольку основаны в первую очередь на вежливом и уважительном отношении людей друг к другу. Однако несоблюдение норм поведения в определенных ситуациях, например при общении на официальном, дипломатическом уровне, может повлечь за собой весьма тяжелые последствия вплоть до конфликта между двумя странами. Но это отнюдь не значит, что в быту соблюдать устоявшиеся правила поведения менее важно.

Повседневный этикет представляет собой единство норм, традиций и обычаев, которые необходимо соблюдать в ежедневном бытовом общении: в семье, в гостях, на улице, в общественном транспорте, в магазине и так далее. То есть, в тех ситуациях, с которыми каждый из нас сталкивается чаще всего. В руководствах по этикету именно этому его виду, как правило, уделяется наибольшее внимание. Ведь воспитанность человека проявляется, прежде всего, в том, как он ведет себя по отношению к своим близким, друзьям и знакомым, в общественных местах.

Деловой этикет предписывает, как нужно вести себя на работе, в контактах, касающихся ведения бизнеса, при встречах с партнерами и так далее. Причем несоблюдение принятых норм может значительно повредить имиджу человека, его карьере и успеху в делах. Во многих странах этот вид этикета имеет очень давнюю историю и основывается на давно устоявшихся традициях, относящихся, например, к организации встреч на официальном уровне, ведению переговоров, участию в деловых приемах. В России же традиции свободного предпринимательства и ведения бизнеса лишь совсем недавно возродились после их фактического отсутствия в советское время, в условиях плановой экономики. По сути дела они формируются заново, ведь существовавшие в дореволюционной России нормы делового общения в наши дни уже несколько устарели и не всегда пригодны. Именно поэтому, учитывая также современную тенденцию глобализации экономики и формирования единого мирового рынка, многие бизнесмены в нашей стране все чаще и чаще обращаются к международному деловому этикету. Ведь незнание или нарушение его правил может существенно повредить успеху бизнеса, в котором также участвуют зарубежные партнеры.

Воинский этикет представляет собой совокупность общепринятых правил общения военных друг с другом и с гражданскими лицами, предписывающих, как нужно выглядеть и вести себя при этом. Однако соблюдение этих правил важно и вне службы. Особенность воинского этикета в том, что его основами являются субординация, дисциплина и исполнительность. Причем военнослужащий должен уважительно относиться не только к старшим, но и к равным и младшим по званию.

Придворный и дипломатический этикет имеют между собой много общего, ведь исторически сложилось так, что второй сформировался на основе первого. Правила придворного или, как его еще называют, дворцового этикета строго регламентируют поведение при дворе монарха, причем важную роль здесь играют национальные традиции и особенности культуры страны. В свою очередь, дипломатический протокол принят на международном уровне и содержит правила проведения встреч государственных лиц, официальных приемов, переговоров и так далее. В отличие от трех ранее упомянутых видов этикета - повседневного, делового и воинского - знание тонкостей дипломатического и придворного общения имеет значение для сравнительно небольшого количества людей, сталкивающихся с этими ситуациями.

Существует также этикет поведения в высшей школе. Так, например, преподаватель и другие должностные лица обращаются к студентам "на Вы"; преподаватель заходит в аудиторию и здоровается со студентами, а те в знак приветствия молча встают; перед лекцией, как студенты, так и преподаватели отключают сотовые телефоны. При встрече профессорско-преподавательского состава первым здоровается младший по ученой степени или званию, а также мужчина с женщиной, но первыми подают руку для рукопожатия старший по ученой степени или женщина, и т.п. При прочих равных условиях первым здоровается тот, кто лучше воспитан.

3. История этикета

Можно с уверенностью утверждать, что вопросы нравственности, воспитанности и приличного поведения волнуют человечество уже на протяжении многих тысяч лет. Первые правила того, что мы сегодня называем этикетом, зародились, видимо, еще до появления письменности и были зафиксированы в древнейших текстах в уже сформированном виде. Литературные памятники древнего Египта, Индии и Междуречья, созданные за много веков до нашей эры, содержат наставления, касающиеся того, каким должен быть человек, и как ему надлежит вести себя в общении с окружающими. В трудах античных философов и поэтов часто поднимались вопросы воспитания и нравственности, вежливого и уважительного отношения к людям. Об этом писали Гомер, Платон, Аристотель, Овидий и многие другие выдающиеся люди той эпохи. Поэтому можно сказать, что основы этикета, являющегося частью европейской культуры, начали формироваться именно тогда.

С наступлением Средних веков многое было утеряно и забыто. Невежество и грубость нравов господствовали почти повсеместно, а "право сильного" долгое время оставалось лучшим аргументом в общении. Однако даже тогда находились люди, стремившиеся напомнить современникам о нравственности, необходимости вести себя, как подобает человеку, а не зверю. В первую очередь это были лица духовного сословия, которые, опираясь на непререкаемый авторитет церкви и Священного писания, в своих проповедях и трактатах призывали к доброте, скромности, человечности. С развитием общественной жизни и международных контактов появилась необходимость составления руководств по поведению. Первое из них, дошедшее до наших дней, принадлежит перу испанца Петруса Альфонса. Этот труд, появившийся в 1204 году, носил название "Дисциплина клерикалис" и адресовался духовным лицам. Однако страной, которая по праву может считаться родиной этикета, является все же Италия. Там внимание изящным манерам, правилам хорошего тона и поведения в обществе стало уделяться значительно раньше, чем в Англии, Франции или Германии, где вплоть до XV - XVI веков царили нравы, которые нельзя назвать иначе как варварскими. В Италии Эпохи Возрождения произошел возврат к наследию античности и его духовным ценностям, в том числе и нормам поведения. Первые руководства по этикету предназначались для придворных и аристократии, и поэтому хорошие манеры, учтивость и вежливость довольно долго оставались принадлежностью высших слоев общества. Так, при короле Франции Людовике XIV, любившем пышные торжества и роскошные банкеты, всем приглашенным на приемы во дворце раздавали небольшие карточки, на которых были указаны основные правила поведения в этой обстановке. Именно благодаря подобным мерам постепенно сложились предпосылки для появления в XVII - XVIII веках придворного этикета, многие правила из которого впоследствии перешли в современный дипломатический протокол.

С наступлением Эпохи Просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. Хорошие манеры уже не были отличительным признаком аристократии, а начали цениться и в других слоях общества. И если требования придворного этикета со временем становились все более сложными и запутанными, то в средних слоях общества зародилось стремление к демократизации норм поведения, подчинения их актуальным жизненным требованиям и целесообразности. Именно эта тенденция и по сей день играет немаловажную роль в формировании норм этикета, принятых в странах современной Европы.

Россия. История этикета в нашей стране уходит своими корнями в глубокую древность. Будучи в культурном отношении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер. Как известно, важную роль в становлении русской культуры, в том числе и культуры поведения, сыграло принятие в X веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности.

В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста, константинопольского епископа, жившего еще в IV веке. В его "Беседах на Евангелие..." можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причем их важность несомненна и в наше время. В трудах Иоанна Златоуста и других православных мыслителей почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах - умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси, всегда отличавшиеся учтивостью и вежливостью в обращении, подавая этим пример другим. Следует упомянуть и о том, что в те времена грамотных в славянских землях было в сотни раз больше, чем в Европе, причем среди них были и женщины, наравне с мужчинами участвовавшие в общественной и культурной жизни.

К сожалению, последовавшие за этим несколько веков татарского ига и феодальной раздробленности привели к упадку нравов и духовной жизни в целом. Она стала возрождаться лишь в XVI - XVII веках, когда с распространением книгопечатания стали появляться первые пособия, так или иначе касавшиеся вопросов этикета. К таковым можно отнести, например, "Домострой", в котором изложены также и правила того, как человек должен вести себя в повседневной жизни. Конечно, эти наставления содержат много патриархального, того, что кажется нам сегодня грубым и неприемлемым, особенно в вопросах семейных отношений. Однако эта книга все же сыграла очень важную роль в становлении культуры поведения в России.

Приблизить нравы и обычаи общества к европейским попытался в начале XVIII века Петр I, немало попутешествовавший и повидавший. Именно поэтому он безжалостно боролся с любыми проявлениями "азиатчины", насаждая западные традиции, порой даже насильственными методами. Именно при Петре Великом, в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием "Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению". Этот труд был адресован в первую очередь молодежи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим и так далее.

В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. На его развитие существенно повлияли социальные потрясения начала XX века: две революции, Первая Мировая и Гражданская войны. После 1917 года был период, когда этикет считался "выдумкой буржуазии", бессмысленным нагромождением нелепых правил, только осложняющих жизнь и поэтому совершенно ненужных. Последствия этого культурного регресса отчасти ощутимы и сегодня. Именно поэтому можно сказать, что в настоящий момент правила этикета в России в очередной раз обновляются и претерпевают изменения. Однако это не касается основ культурного поведения в обществе, ведь вежливость не может устареть. А самый главный принцип, известный как "золотое правило нравственности", так же, как и много столетий назад гласит: "Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой".

Подобные документы

    Составные элементы этикета - установленного порядка, совокупности правил, регламентирующих внешние проявления человеческих отношений. Виды этикета: дипломатический, воинский, общегражданский, деловой. История мирового этикета, его функции и значение.

    презентация , добавлен 02.12.2014

    Современный деловой этикет как кодекс хороших манер и правил поведения, эффективный инструмент менеджмента и маркетинга. Виды этикета: придворный, дипломатический, воинский и общегражданский. 5 шагов, помогающих войти в контакт. Телефонный этикет.

    реферат , добавлен 08.04.2009

    Суть и значение этикета, его основные виды: придворный, воинский, дипломатический, общегражданский. Особенности традиций и ритуалов в Древнем Египте и Китае. Специфика европейского этикета в разные исторические эпохи. Нормы приличного поведения в России.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2011

    Понятие этикета - установленного порядка соблюдения определенных норм поведения. Принципы делового этикета - важнейшей стороны профессионального поведения. Особенности вербального этикета, культуры речи и правил ведения переговоров. Телефонный этикет.

    контрольная работа , добавлен 27.02.2011

    Этикет как гармония внешнего и внутреннего в эпоху античности. Появление кодексов правил поведения в России: "Домострой" при Иване IV Грозном, "Юности зерцало" Петра I. Курьезы из-за строгости придворного этикета в Европе. Особенности этикета в Азии.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Назначение речевого этикета. Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование. Деловой этикет, значение правил речевого этикета, их соблюдения. Особенности национального этикета, его речевых формул, правил речевого поведения.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Этикет как манера вести себя в обществе. Историческая справка о возникновении этикета. Общие принципы международного этикета. Национальные особенности деловой этики и этикета. Основные характеристики этики делового общения в странах Востока, на Западе.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Деловая коммуникация как самый массовый вид взаимодействия людей в обществе. Рассмотрение понятия и сущности культуры партнерского общения. Изучение основ дипломатического этикета, его принципов и правил. Особенности поведения делового партнера.

    презентация , добавлен 26.04.2015

    Исторические аспекты зарождения и развития мирового этикета. Понятие этикета как сочетания формальных правил поведения, его виды и практическое значение. Особенности делового этикета западных (Америка, Франция) и восточных стран (Япония, Китай).

    курсовая работа , добавлен 30.03.2010

    Виды и нормы этикета. Культура поведения человека и его манеры. Деликатность, вежливость и тактичность как обязательные условия общения. Правила международного этикета. Рекомендации по общественному поведению в различных странах. Одежда и внешний вид.

Сам термин «этикет» появился настолько давно, что время его рождения определить довольно сложно. Однако если учесть некоторые исторические факты, то можно сделать вывод, что впервые слово «этикет» начали употреблять в обиходе во времена правления Людовика. В процессе королевского приема гостям вручались карточки (этикетки), на которых были написаны правила поведения. Вот от названия таких карточек и произошло слово «этикет».

Самые древние сведения об этикете появились около пяти тысяч лет назад. Самоотверженные греки, воспевающие любовь к Родине и готовые отдать за нее жизнь, поклонялись силе, красоте и разуму. Сдержанность и спокойствие в будни, бесшабашность в праздники и отвага в сражении – эти формы поведения были наиболее ценимы греками.

И хотя Древний Рим принял за основу греческую культуру, в связи со своими общественно-социальными условиями был исключительно дисгармоничен в собственных потребностях, эстетических и нравственных нормах. Естественно, это не могло не отражаться и в этикете: несдержанность в поведении, излишнее проявление чувств, стремление покорять роскошью в празднествах и нарядах.

В средневековую эпоху наиболее ярко выделяется каноничный и пышный этикет Византии, воплотивший в себе культуры Востока и Запада.

На Востоке придворный церемониал создавался еще до возникновения термина «этикет». Возможно, поэтому европейцам до сих пор трудно понять японский кодекс учтивости, создававшийся в условиях многовековых традиций и сложнейшей иерархии сословных расслоений. В Японии этикет обязывает к соблюдению крайней деликатности и призывает заботиться о том, чтобы ни в коем случае не поставить собеседника в неудобное положение. Однако Восток – это не одна лишь Япония. Множество правил того, как необходимо вести себя в обществе, существовало и в Древнем Китае. Более тридцати тысяч церемоний насчитывает древнекитайский этикет.

А как обстояли дела с развитием этикета за океаном? Первый американский президент Джордж Вашингтон в четырнадцать лет составил «Правила приличного поведения» , используя при этом английский перевод книжки французского монаха, выпущенной в 1640 году. Сейчас в Америке функционирует Институт этикета имени Эмилии Пост, которая является наиболее популярным автором книг, освещающих культуру поведения, причем, не только в США.

В России до XVIII века жизнь состоятельных граждан регламентировалась «Домостроем» . Это – свод правил, написанных в эпоху Ивана IV священником Сильвестром. Отец семейства обладал единоличной властью: он решал семейный суд, наказывал лукавую жену, и ребра сыну мог переломать за непослушание.

Петр I стал активным сподвижником европейских манер в российском обществе. Многие из правил, изданных в те времена, и поныне не утеряли актуальности.

Современным этикетом унаследованы традиции и обычаи практически всех народов с древних времен и до настоящих дней. При этом общество каждого государства вносит в этикет свои поправки, отражающие общественный строй страны, специфику ее исторического развития.

Однако не стоит забывать, что правила этикета, в отличие от правил морали, носят условный характер, являясь своеобразным неписаным соглашением о том, что должно считаться в поведении людей общепринятым, а что нет. Каждому культурному человеку необходимо не только знать и придерживаться основных правил этикета, но и понимать важность определенных норм взаимоотношений. Ведь умение вести себя в обществе имеет колоссальное значение: благодаря ему легко устанавливаются контакты, достигается взаимопонимание, создаются хорошие взаимоотношения.

Известный всем термин «этикет» произошел от французского слова étiquette – этика. Это свод правил подобающего поведения человека в обществе. Исторические корни термина в современном его формате уходят во времена правления французского короля Людовика XIV.

Зарождение понятия

История возникновения этого понятия берет свое начало во Франции. Связано это с тем, что термин впервые был употреблен именно при дворе французского короля . Перед очередным светским мероприятием приглашенным раздавали специальные карточки. На них были указаны основные положения поведения.

Так появился первый официальный свод правил поведения в культурном обществе. С той поры началось активное развитие этикета в высших сословиях, несмотря на то, что определенные положения и нормы существовали еще в далекие времена.

Эксперты уверяют, что первые негласные правила работали на территории Европы еще в период Средневековья, но они не были где-либо зафиксированы. Гостей, участвующих в длительных застольях, рассаживали в определенной последовательности, хотя в то время еще не было столовых приборов в их современном понимании.


Родиной понятия «этикет» общепризнанно считается Франция, однако, некоторые эксперты уверяют, что должность страны-родоначальника вышеуказанного явления оспаривает еще и Англия. Несмотря на становление определенных норм поведения, они не могли развиваться в должной мере из-за суровых и жестоких условий того времени. В результате чего, нравственность, мораль и духовность отошли на второй план.


Имеются данные, что определенные правила хороших манер появились в XIV веке в границах Италии. В государстве начал наблюдаться культурный личностный рост. Социальная сущность стала иметь значение в обществе.

В XV веке в странах Европы начали использовать личные столовые приборы. Спустя столетие, эти атрибуты стали обязательными во время проведения обедов. Использование вилки и ножа стало толчком к формированию общественного европейского этикета.

На развитие и распространение этого эффекта особо повлиял придворный ритуал. Появилась необходимость в должности церемониймейстера, который тщательно следил за выполнением всех необходимых указаний и предписаний.


Составляли списки лиц, которые имели право сопровождать монархов во время их прогулок и прочих мероприятий.

Эпоха Просвещения

Особое распространение правила этикета получили в эпоху Просвещения. В этот период они перешли с высших слоев знати на остальное население. Нормы стали упрощеннее и демократичнее, по сравнению с манерами при дворе.

Современный смысл термина складывался на протяжении нескольких веков и дошел до нашего времени. Например, рыцари, находясь в компании близких людей, снимали шлем. Это наглядно демонстрировало их доверие. Сейчас мужчины снимают головные уборы в помещениях. Также обнажали голову и в знак приветствия проходящих мимо людей.



Традиция пожимать руку при встрече тоже берет начало в Европе . Равным по возрастной категории или положению людям пожимали руку, в то время как вышестоящему человеку ее целовали.

Младший не должен был протягивать руку для приветствия первым.

Древняя Русь

Историки отслеживают процесс появления этикета на территории Руси с Допетровского периода. Этикет того времени значительно отличался от манер европейцев. Иностранные граждане часто воспринимали обыденные нормы поведения русских как нечто дикое и даже варварское.

Огромное влияние на становление правил поведения в России оказали византийские традиции. У этого государства позаимствовали не только местный этикет, но также и национальные вековые традиции. Они перешли на русские земли вместе с христианской религией. Несмотря на такие изменения, удалось сохранить языческие обряды, которые дошли до современности.

Второй фактор, который изменил привычный жизненный уклад народа – это влияние монголо-татарского ига. Отдельные элементы этой культуры перешли на земли Древней Руси.


Социальное положение

Огромное значение в обществе играло положение человека. В этом смысле жители Руси и Западной Европы были очень похожи. Русские люди также чтили старших по возрасту.

Особое отношение было к гостям. Если к дому приезжала важная особа, ее встречал лично хозяин жилья на крыльце. Младшего по социальной лестнице и возрасту встречали уже в комнате дома, а равного приветствовали в сенях.

Знатные особы того времени ходили со специальной тростью. Переступая порог здания, ее оставляли в сенях. Головные уборы снимали и носили в руках.

Огромное влияние на нормы поведения оказывала религия. Зайдя внутрь дома, гости останавливались около икон и крестились. Потом они делали три традиционных поклона, обращенных к святым образам. Далее, гости должны были поприветствовать хозяина поклоном. Близкие люди обменивались рукопожатиями и объятьями.

Как только гости уходили, они проделывали практически ту же последовательность действий, крестясь и кланяясь изображением святых. Потом прощались с хозяином. Сморкаться, чихать и кашлять в гостях было дурным тоном.



Одежда и внешний вид

Одежда русских мужчин и женщин во времена Средневековья мало чем отличалась. К тому же не существовало размерной сетки, все вещи были свободными. В холодное время года обязательно носили тулупы, душегрейки, шубы и другую теплую одежду. Красивая одежда, украшенная декоративными элементами, говорила о высоком статусе и достатке человека. Крестьяне носили при морозе валенки, а знать надевала сапоги.

По правилам хорошего тона женщины носили длинные косы. Заплетенные волосы являлись обязательным атрибутом. Распущенные волосы не носили, это считалось неприличным. Мужчин того времени украшали пышные бороды и усы.


Застолье

В начале застолья на Руси гости выписали чарку водки. Ее нужно было обязательно закусить хлебом. На столе раскладывали предварительно нарезанные яства. Вместе с ними клали столовые приборы из драгоценных металлов, однако, они не имели практической функции. Эти украшения свидетельствовали о гостеприимстве и богатстве хозяина дома.

Кости не оставляли на тарелке, а складывали в отдельную посуду.


Гости пира старались попробовать все напитки и блюда, предложенные хозяевами, это считалось признаком особого почитания.

Петровская эпоха

В развитие этикета во времена Петра I стали усиленно внедряться западные веяния. Оказала значительное влияние и мода Германии, Англии и Голландии. Существенно изменились и преобразились поведенческие нормы высшего общества того периода. Затем они перешли на обычных людей.

Спустя время, влияние вышеуказанных европейских государств сменилось на французское. В то время в государстве правила королева Елизавета. Традиция, язык, мода и многое другое перешли на русские земли.

Общественное поведение светских лиц приобрело характер сентиментализма. После оно успешно трансформировалось в романтизм. Люди начали интересоваться образованием. На первый план выходит искусство: живопись, музыка, литература.

Историки отмечают, что резкий спад влияния Франции был заметен в 1812 году, после окончания Отечественной войны.



Несмотря на общественную перестройку, сохранилась мода на французский язык. Особенно им интересовались дамы из высшего общества.

Нормы поведения в феодальном обществе Европы

Известная многим система рыцарства зародилась в Европе в XI веке. Она существенно повлияла на становление европейского, а после и мирового этикета. В этот период начали появляться новые ритуалы и традиции, которые начали буквально «впитываться» в общество. Это пора всемирно известных рыцарских турниров и подвигов во славу прекрасных дам.

Тогда же появился обряд посвящения мужчин в рыцари. Специальный обряд проводился в связи с установленными правилами и нормами. Рыцари придумывают свой личный кодекс и строго следуют ему. Правила, установленные данным сводом, становятся обязательными для воинов. В трактате указывали не только нормы поведения, но и стиль одежды, и тематику используемой символики.


Гендерное неравенство

В средневековой Европе наглядно демонстрировалось неравенство между мужчинами и женщинами. Представители прекрасного пола имели намного меньше прав и свобод, по сравнению с мужчинами того времени. Царил патриархат, и права сильной половины человечества были закреплены на законодательном уровне. Такой уклад поддерживала церковь.

Данные ограничения влияли на процесс становления поведенческих норм для мужчин и женщин.


Рыцари и дамы

Особые правила этикета зародились в результате отношений рыцарей с их возлюбленными. Мужчина практически становился слугой леди. Он выполнял все прихоти и капризы дамы сердца. Такая модель поведения существовала, даже если женщина не разделяла чувств ухажера, и любовь оставалась безответной.

Чтобы стать возлюбленной дамой рыцаря, женщина должна была соответствовать определенным нормам. Она обязана быть внешне привлекательной, общительной и любознательной. Почиталось умение вести светскую беседу. Отношения не зависели от семейного положения

Чтобы считаться настоящим рыцарем, мужчина должен быть храбрым, сильным, честным, искренним, гостеприимным и щедрым. Эти и другие качества они проявляли во время битв и многочисленных турниров. Рыцарь обязан был держать слово во что бы то ни стало. Также они устраивали пышные застолья, наглядно демонстрируя щедрость.


Подарки

Правилами хорошего тона считались подарки, которые рыцари вручали своим леди. Идеальный презент – предмет туалета (украшение, гребень, платок и многое другое). Если мужчина становился победителем в турнире, он обязательно отдавал возлюбленной коня противника и его оружие в качестве трофея. Леди имела полное право отказаться от подношения. Это говорило о ее равнодушии к мужчине.


Обеты

Рыцари и леди иногда давали клятвы друг другу. Порой они составляли бессмысленные и глупые вещи, но их придерживались в обязательном порядке. Например, мужчина мог придумать такие условия: он отказывался от стрижки волос до определенного подвига или значимой даты.


В это время женщина могла полностью отказаться от приема пищи.

Правила для придворных

Представители высшего общества должны были безупречно следовать правилам этикета. К ним выдвигались более высокие требования. В период позднего Средневековья манерам уделяли особое значение. Те правила, которые были приняты несколько веков назад, сохранились, трансформировались и преобразились.

В эпоху Просвещения начали появляться первые пособия, которые содержали положения дворцовой этики. Представители знати тщательно штудировали учебники.

В книге указывали такие положения:

  • Основные правила ведения беседы.
  • Правильный распорядок дня.
  • Как вести себя во время различных церемоний и многое другое.

История возникновения этикета уходит корнями в глубокую древность. С тех пор как люди стали жить многочисленными группами, у них появилась необходимость регулировать своё существование некими нормами, позволяющими им с наибольшим комфортом уживаться между собой. Подобный же принцип сохранился и до наших дней.

Нормы поведения минувших веков

В современном мире этикет - это не что иное, как свод правил, призванных сделать нашу жизнь приятной и безопасной в а также оградить себя и окружающих от нечаянных претензий и обид. Многие из требований, как, например, не хлопать по плечу незнакомого человека, являются вполне очевидными и диктуются самой жизнью, но есть и такие, которые передаются в виде поучений и наставлений.

История происхождения этикета в его наиболее ранней форме известна главным образом благодаря нормам поведения, изложенным в египетских и римских рукописях, а также в «Одиссее» Гомера. Уже в этих древнейших документах формулировались принципы взаимоотношения полов, начальников и подчинённых, а также устанавливались правила общения с иноземцами. Известно, что нарушение этих установок влекло за собой самые строгие наказания. В целом же нормы общения между людьми усложнялись параллельно тому, как развивалась сама история.

Рыцарский кодекс чести

Этикет в странах Западной Европы обрёл для себя особо благодатную почву в X-XI веке, с распространением среди привилегированных слоёв общества системы рыцарства. Вследствие этого появился Кодекс чести - свод правил, оговаривавший до мелочей не только нормы поведения, но и предписывающий рыцарю цвет и фасон его одежды, а также родовую геральдическую символику.

В этот период появилось множество новых весьма своеобразных ритуалов и обычаев, таких, например, как непременное участие в и совершение подвигов во имя дамы сердца, причём даже в тех случаях, когда избранница не отвечала взаимностью. Чтобы в полной мере соответствовать своему статусу, рыцарь должен был быть храбрым, благородным и великодушным. Впрочем, последние два качества необходимо было проявлять лишь в отношении людей своего круга. С простонародьем рыцарь был волен обходиться, как ему вздумается, но это уже совсем другая история.

Этикет, а точнее, неукоснительное следование его правилам, был способен порой сыграть злую шутку с теми, кто ему слепо подчинялся. Известен, например, случай, когда во время ставшей важнейшим сражением Столетней войны, французские рыцари, прискакав к своему королю Филиппу VI со срочным донесением, не посмели нарушить придворный этикет и первыми к нему обратиться. Когда же монарх, наконец, позволил им говорить, они ещё долго раскланивались, уступая друг другу это почётное право. В результате правила хорошего тона были соблюдены, но время упущено, и промедление губительно отразилось на ходе сражения.

Этикет получил дальнейшее развитие в XVII- XVIII веке при дворе французского короля Людовика XIV. Собственно, и само это слово шагнуло в мир из его дворца, где во время одного из приёмов каждый присутствующий получил карточку (по-французски - etiquete) с подробным перечнем правил поведения, которыми он обязан был впредь руководствоваться.

В допетровской Руси также существовали определённые нормы этикета, но пришли они не из Европы, а из Византии, с которой испокон века имелись тесные связи. Однако бок о бок с ними уживались дикие обычаи языческой старины, приводившие порой в замешательство иностранных послов. История этикета в России, не раз становившаяся предметом самого пристального изучения, показывает, сколь важное значение в нём уделялось социальному статусу того или иного человека.

Было принято, например, приезжая в гости к равному себе, въезжать во двор и останавливаться у самого крыльца. Если же хозяин дома был выше рангом, то полагалось останавливаться ещё на улице, и пешком идти через двор. Важного гостя хозяин был обязан встречать стоя на крыльце, равного - в сенях, а того, чей статус ниже - в горнице.

Входить в комнату полагалось без шапки, но не оставлять её в сенях, как трость или посох, а непременно держать в руках. Войдя, гость троекратно крестился на иконы, а затем, если хозяин был выше его рангом, отдавал ему земной поклон. Если же они были равны, то обменивались рукопожатием. Родственники при этом обнимались.

История русского этикета времён царствования Петра I во многом напоминает тот путь, который проделали страны Западной Европы, погрязшие некогда, как и Россия, в варварстве и бескультурье. Пётр, как и многие зарубежные монархи, силой заставлял подданных следовать нормам цивилизации. Среди высшего общества он ввёл в моду одежду европейского покроя, разрешив ношение кафтанов и армяков лишь представителям низших сословий. Он же заставил бояр под страхом внушительного штрафа брить бороды.

Кроме того, благодаря царю коренным образом изменилось положение российских женщин. Если раньше жёны и дочери даже высших сановников обязаны были сидеть по домам, то теперь они стали постоянными участницами всех праздников и торжеств. Появились и вошли в обиход правила галантного обхождения с ними. Это во многом способствовало достижению отечественным дворянством европейского уровня.

Образованность, вошедшая в моду

В конце XVIII столетия, и особенно в пору правления Александра I, среди аристократии вошла в моду образованность, а также осведомлённость в вопросах литературы и искусства. Владение несколькими языками сделалось нормой. Скрупулёзное подражание западноевропейским образцам, в одежде и манере поведения приобрело характер устойчивого стиля, именовавшегося комильфо (от французского comme il faut - в буквальном переводе «как надо»).

Ярким примером тому может служить образ, хорошо знакомого нам со школьной скамьи, Евгения Онегина. Достаточно вспомнить, какое большое значение этот повеса придавал своему гардеробу, но в то же время был способен блеснуть в обществе прекрасным владением французского языка и знакомством с античной поэзией.

По свидетельству Пушкина, он умел не только танцевать мазурку, но также разобрать латинский эпиграф, потолковать о поэзии Ювенала и тут же посвятить даме блестящую эпиграмму. Этикет того времени представлял собой целую науку, от постижения которой во много зависела карьера и дальнейшее продвижение в обществе.

Интеллигенция и новые требования этикета

Дальнейшая история развития этикета в нашей стране отмечает его подъём на новый качественный уровень в середине XIX века. Это было обусловлено реформами Александра II, открывшими путь к образованию, людям самых различных сословий. В стране появилась новая и неизвестная ранее социальная прослойка, именуемая интеллигенцией.

К ней принадлежали люди, не обладавшие высоким положением в обществе, но прекрасно образованные и, в силу воспитания, усвоившие хорошие манеры. Однако в их среде излишняя вежливость и чрезвычайно скрупулёзное следование правилам этикета, принятым в период прежних царствований, стали выглядеть несколько архаично.

Этикет XIX века предусматривал, среди всего прочего, неукоснительное соблюдение моды на украшения, в которых бриллианты и золото уступили место античным камеям, выполненным из слоновой кости или соответствующих пород камня. В дамском обществе стало хорошим тоном носить короткие причёски в память о героинях европейских революций, закончивших жизнь на эшафоте, которым перед казнью коротко подрезали волосы. Также вошли в моду, а следовательно, стали одним из требований этикета, кудри или стянутый несколькими лентами небольшой пучок свободно спадавших волос.

Этикет в стране победившего пролетариата

Имела ли история развития этикета своё продолжение в советский период? Да, разумеется, но на ней во всей полноте отразились бурные и полные драматизма события XX века. Годы Гражданской войны отодвинули в прошлое само существование устанавливавшего когда-то правила хорошего тона. Вместе с этим, полностью вышли из обихода и приличные манеры. Подчёркнутая грубость стала признаком принадлежности к пролетариату - классу-гегемону. Нормами поведения руководствовались лишь дипломаты и отдельные представители высшего руководства, впрочем, тоже далеко не всегда.

Когда войны, наконец, отгремели, и во второй половине XX века в стране установилась хоть небогатая, но политически стабильная жизнь, большая часть населения устремилась в вузы, что в то время было вполне доступно. Следствием такой тяги к знаниям стал общий подъём культуры населения, а вместе с ним и возросшая потребность в соблюдении норм общения.

Само слово "этикет" редко употреблялось, но каждый, кто желал составить о себе благоприятное впечатление у окружающих, обязан был следовать правилам приличия. В обиход прочно вошёл целый ряд устойчивых выражений, предназначенных на определённые случаи жизни. Фразы типа - «не затруднит ли вас», «будьте добры» или «не откажите в любезности» стали визитной карточкой каждого культурного человека.

В те годы предпочтительным стилем мужской одежды был деловой костюм и рубашка с галстуком, а женской - строгое платье, блузка и юбка ниже колен. Никакая сексуальность в одежде не допускалась. Слово «товарищ» с прибавлением фамилии в равной степени использовалось в обращении как к мужчине, так и к женщине. Эти правила «советского этикета» не преподавались в школе, но более или менее строго соблюдались большинством граждан.

Особенности восточного этикета

Всё, о чём шла речь выше - это европейская история этикета от древности до наших дней. Но рассказ был бы неполным без упоминания о том, как эта область человеческой культуры развивалась в странах Востока. Известно, что в большинстве из них правилам поведения и взаимоотношения с другими членами общества придавалось огромное значение. Об этом в равной степени свидетельствуют сегодняшние обычаи, бытующие внутри этих стран и их многовековая история.

Этикет Китая является одной из древнейших сторон его культуры. Каждая из сменявших друг друга правящих династий вносила свои изменения в кодекс поведения, и устанавливала требования, за выполнением которых осуществлялся строгий контроль. Однако, несмотря на отличия, все они имели общие черты.

Например, во все века одежда китайца должна была соответствовать его статусу и положению в чиновничьей иерархии. Наряды строго подразделялись на те, что имел право носить император, правители вассальных княжеств, министры, аристократы и так далее. Тем более простой крестьянин не имел права одеть то, что вздумается, а обязан был подчиняться установленным нормам.

Каждой ступени иерархической лестницы соответствовал и определённый головной убор, который не снимался даже в помещении. Волосы китайцы не стригли, а укладывали в сложные причёски также являвшиеся показателем социального статуса.

Правила поведения, принятые в Корее, и их история

Этикет этой страны во многом схож с китайским, поскольку оба государства на протяжении веков были связаны тесными узами. Особенно заметной общность культур стала после того, как вследствие, разразившегося в XX веке политического кризиса, многие китайцы иммигрировали в Корею, принеся с собой значительную часть национальной культуры.

Основу правил поведения составляют требования, заключённые в двух религиях, исповедуемых в стране - конфуцианстве и буддизме. Они преподаются в учебных заведениях всех уровней, за их соблюдением осуществляется неусыпный контроль.

Характерной чертой местного этикета является уклонение от использования местоимений второго лица. Воспитанный кореец даже за глаза никогда не скажет о ком-то «он» или «она», а учтиво произнесёт фамилию с прибавлением к ней «господин», «госпожа» или «учитель».

Особенности поведения жителей Страны восходящего солнца

История правил этикета в Японии во многом связана с установившимся в ней в XII-XIII веке ("Путь воина"). Он определял нормы поведения и морали военного сословия, являвшегося господствующим в государстве. На его основе уже в XX веке был составлен школьный учебник, в котором подробно рассматриваются все правила поведения воспитанного человека в обществе и дома.

Особое внимание этикет уделяет искусству вести диалог, причём стиль общения полностью зависит от социального статуса собеседника. Отрицательную реакцию может вызвать как недостаточно учтивый тон, так и излишняя вежливость, скрывающая желание уклониться от разговора. По-настоящему воспитанный японец всегда умеет найти золотую середину.

Также считается недопустимым молча выслушивать собеседника, его слова необходимо хоть изредка разбавлять собственными репликами. В противном случае может сложиться впечатление, что разговор лишён всякого интереса. Вообще, история Японии - это особый раздел культурологии, требующий самого пристального изучения.

Возрождающийся интерес к этикету

В постсоветский период в России, наряду с возрождением прежних духовных ценностей, обрели новую жизнь традиции поведения в обществе и межличностного общения. О том интересе, который проявляется к этим вопросам, свидетельствует всё большее количество публикуемых в СМИ статей, общую направленность которых можно охарактеризовать как «История этикета». Презентация наиболее удачных из них зачастую бывает достаточно ярким событием в культурной жизни страны.

История мирового этикета

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современной мире. Народы каждой страны вносят в этикет поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе с человечеством. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания: чтобы жить и бороться сообща, приходилось свои интересы согласовывать с чужими, подчинять общим, учиться понимать окружающих, их мысли и чувства, предугадывать поступки, уметь общаться с другими людьми. Так возникли простые правила общения, которые, передаваясь из поколения в поколение, формировали нравы.

Наши предки украшали нос кольцом, вставляли в ухо палочку, вытягивали специальным обручем шею на десяток сантиметров или укорачивали стопу – все это было вызвано желанием понравиться, т.е. стремлением делать все по законам красоты. Преобладающая роль в развитии первобытной культуры принадлежала женщине. Мать, проявляя свою любовь к детям, заботу о слабых, уважение к старшим, воспитывала чувство любви, привязанности, заботу у детей, способствовала закреплению в их сознании гуманных человеческих норм поведения.

Однако если простейшие нравственные формы складываются еще на заре человечества, то этикет появляется несколько позже и формируется как свод правил поведения в процессе расслоения общества. Получивший власть и богатство выделяет себя всевозможными украшениями, требует особого, почтительного отношения (тут зарождаются высокомерие и зависть). Он обращается с себе подобными не так, как с теми, кто отличен от него по происхождению и положению (так возникает чванство одних, униженность и раболепие других).

Самые старые из известных сведений об этикете – древнеегипетские – насчитывают около 5 тысяч лет. Необходимые качества «приличного человека» – умеренность, скромность. В «Наставлениях начальника города и визиря Птаххотена» даются наставления молодежи, в которых особо подчеркивается необходимость почитания старших. Важным компонентом культуры и большим достоинством считалось у древних египтян умение есть красиво и бесшумно, пользуясь столовыми приборами.

Древние греки , превозносившие любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою – наиболее ценимые формы поведения грека.

«Мера – важнее всего», – говорили и древние римляне . Древний Рим был вопиюще дисгармоничен в своих нравственных и эстетических нормах, что находило отражение в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах. Поэтому на фоне мягких и деликатных греков римляне выглядели необузданными, не знающими чувства меры ни в чем.

Еще не зная слова «этикет», придворный церемониал создали на Востоке. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений и европейцы до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости. Он обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток – это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

В эпоху средневековья особенно выделяется этикет Византии , пышный и канонический, впитавший в себя культуру Запада и Востока. Этикет обрел необычайную значимость, ибо он придавал власти блеск и величие. Вокруг императорского трона образуются специальные должности для точного соблюдения правил этикета. Законодателем правил этикета в средние века была церковь.

С развитием общественной организации усложнялась поведенческая регламентация. Появились инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. Неукоснительно соблюдался строгий порядок поведения при монархических дворах и в дипломатических кругах.

Чрезвычайно суров был этикет Испании и Англии . Он сковывал человека, словно металлический корсет. Появляются специальные книги и трактаты, поучавшие, чего требует от каждого воспитанного учтивость. Эти требования превращают простые правила поведения в стандарт как необходимую ритуализированную форму общения. Причем требования этикета были столь сложны, что со временем появились специальные люди – церемониймейстеры, знающие все тонкости придворных ритуалов, которые не имели права нарушать даже монархи. Монархи Западной Европы требовали, чтоб посетители, удостоенные аудиенции, становились на колени. Этот малоудобный способ выражения почтения родился в Испании, а позже стал применяться при австрийском дворе. Во имя этикета порою жертвовали жизнью. Так, чуть не погибла испанская королева, которая, запутавшись в стременах, упала с коня. Видевшие это гранды не смели помочь ей, поскольку этикет запрещал касаться королевы. Правда, нашлись двое смельчаков, которые спасли королеву, после чего сразу же покинули Мадрид, чтобы избежать наказания.

Этикет Италии и Франции был много свободнее. И если во времена Средневековья тон задавал испанский этикет, то с ΧVІІ – ΧVІІІ вв. пальма первенства переходит к Франции. Само слово «этикет» употребляется со времен Людовика ΧІV, на приемах которого гостям вручали карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. Эти карточки – «этикетки» и дали имя этикету. Этикет был поведенческим ярлыком, который указывал на принадлежность человека к определенному слою общества. Более того, этикет, строго регламентирующий каждый шаг, каждое действие, был важным атрибутом высокого происхождения, богатства и власти, поэтому долгое время считалось, что этикет – чисто светское, придворное достояние. Жизнь французского двора напоминала театрализованное представление, где поступки могли быть коварными и жестокими, но манеры должны были отличаться изяществом и грацией, где больше всего ценилось не искренность, а умение быть предупредительным в обхождении.

Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. В тоже время он представлял собой очень сложную, детализированную и разветвленную систему правил, зачастую многозначную и запутанную, усвоить которую без специального обучения было невозможно. Сложность обучения обусловила необходимоть в специальных пособиях и руководствах. И такие источники появились: трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», написанный испанским священником Педро Альфонсо в 1204 г.; книга, посвященная дворянскому этикету – «Письма к сыну» Ф. Честерфилда.

Просветители ΧVІІІ века рассматривали придворный этикет как средство власти, расслоения, еще большего отдаления от народа. Поэтому во времена Великой французской революции дворянский этикет бы публично отвергнут как лицемерный, ненатуральный и преувеличенный. Так, например, было отменено почтительное обращение «Вы», было предписано не снимать головного убора при приветствии и др. Но эпоха Директории и воцарения на императорский престол простолюдина Наполеона не только вновь вызвало обращение к великосветскому этикету, но и способствовало его дальнейшему усложнению.

Буржуазный этикет, по сравнению с аристократическим, внешне натуральнее, практичнее и проще. В особенности это относится к американскому этикету. Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять «Правил приличного поведения». Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина. В наше время в Америке существует Институт этикета имени Эмили Пост. Она – самый популярный автор книг по культуре поведения, пожалуй, не только в США. Сегодня большинство современных американских книг по этикету носит четко выраженный практический характер: они учат тем приемам в общении, которые должны помочь сделать карьеру, обрести нужных друзей, мужа и т.д.

Изменяясь исторически, этикет продолжает нести в себе социально-разграничительный характер. Вместе с тем всегда выделялись и до сих пор остаются существенными и его национальные особенности.

История этикета в России. О славянских обычаях, нормах и правилах поведения упоминается в первых письменных источниках. В «Повести временных лет» летописец рассказывает, что «племена имели свои обычаи и законы и предания, и каждый – свой нрав...»

В начале ΧІІ века князь Владимир Мономах составил «Поучение к детям», в котором приказывал трудиться, творить добро, укрощать гнев и иметь «душу честную, язык воздержанный».

Первым, кто на Руси стал придавать значение этикету, был боярин Андрей Курбский. Он впервые ввел обращение «Вы», которое широко вошло в обиход, ибо требовалось обществу как знак социального достоинства. Постепенно «ты» и «Вы» распределили между собой роли как приметы общения между людьми.

В эпоху Ивана ІV появился свод правил поведения для горожан – «Домострой», вполне соответствующий нравам эпохи. Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром, где провозглашалась единоличная власть в семье грозного властелина – отца, хозяина дома, сурово держащего подвластное ему семейство в повиновении. В «Домострое» описывались не только внутренние семейные порядки и решались хозяйственные вопросы, но и содержались правила поведения – как ходить в гости, о чем беседовать.

Жизненный уклад в России резко меняется в эпоху Петра І, который решительно вводит новый этикет, заставляя отказаться от строго быта, боярских шуб и манер. Введенный им «политес» предписывает, как устраивать ассамблеи, куда должны съезжаться для общения все дворяне, какие наряды носить, как следить за чистотой тела, как организовать застолье. Такой дворянский этикет своеобразно сочетал в себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения. В 1717 г. появился сборник поведенческих советов («Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»), сразу приобретший популярность среди молодых дворян. Для начала ΧVІІІ века было характерно усиленное внедрение западного типа. На русскую почву переносились не только фасоны одежды, но и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием постоянно и настойчиво следил сам Петр І. Влияние западноевропейской, особенно французской, культуры на российский быт и нравы заметно усилилось в эпоху Елизаветы Петровны. Официальной частью русской культуры стал даже французский язык. Старый патриархальный поведенческий порядок был вытеснен новым, выработанным дворянством. Основу его составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Дворянский этикет характеризовался пышностью, роскошью, сословной замкнутостью. Но провинциальное дворянство не спешило менять старый уклад жизни, постепенно уступая новым требованиям поведения и общения.

Тем не менее в жизнь активно входили такие значительные явления общественной жизни, как театр, ставший законодателем придворной моды, Петровские ассамблеи, позже переродившиеся в балы с европейскими танцами, принесли в русское общество реверанс и поцелуй руки дамы. Мужчины почувствовали себя кавалерами и стали ухаживать за дамами, а дамы – кокетничать и увлекаться красотой своих нарядов.

В ΧVІІІ – ΧІΧ вв. в российском обществе господствовал дворянский этикет, носителем которого был тип личности, чье поведение, внешний вид и стиль жизни основывались на культурных традициях, органически соединявших этические и эстетические нормы. Как и в прежние времена, воспитывалось четкое осознание себя в общественной иерархии: знать и понимать свое место в обществе, разумно оценивая превосходство тех, кто выше по положению, воздерживаясь от сближения с ними и проявляя скромность. В этикете по-прежнему существовало множество степеней и оттенков. Отношения между незнакомыми или знакомыми, друзьями или родственниками, лицами, различными по полу, возрасту, должности, чину, выдвигали на первый план те или иные этикетные правила. Но во всех случаях требовались уважение и предупредительность, скромность и сдержанность, а также строгое внимание к своему внешнему виду, манерам и речи.

Вместе с тем этикет часто понимался как свод формальностей, касающихся внешности и образа действий. В обществе говорили: хороший тон, хорошие манеры. Широкое развитие получила педагогическая теория «быть и казаться». Воспитатели дворянских детей учили воспитанников скрывать свои истинные чувства, владеть собой и демонстрировать в обществе только красивые внешние манеры, нимало не задумываясь над истинностью и искренностью чувств. Не быть, а казаться добрым, любезным, приятным.

В среде разночинной интеллигенции наметилось критическое отношение к показной манерности дворянского этикета. Наряду с новым бытом и новыми жизненными идеалами формировались правила поведения и общения, суть которых сводилась к большей простоте. Вместе с тем лучшие представители дворянского сословия всегда придерживались в своем поведении именно этого правила. Черты дворянского этикета оставались основополагающими для русского общества в конце ΧІΧ века.

После событий 1917 г. коренным образом изменились условия жизни в России, возникли новые правила поведения и нормы. Были уничтожены светский этикет столичного дворянства и патриархальные традиции русской провинции. Неграмотная народная масса не понимала сущности и значения этикета, считая его ненужной роскошью старого мира. Только выход Советской России на международную арену сохранил в среде дипломатических, а затем и высших государственных и партийных работников этикетную основу поведения. Но для большинства населения страны вместо продуманной поведенческой системы, вырабатывавшейся в течение двух веков, формировался новый, советский порядок поведения, в основе которого лежали классовые и пролетарские интересы, своеобразно сочетавшиеся с выборочными правилами прежнего этикета. Долгие годы существовало убеждение, что этикет – это порядок поведения, принятый при дворе монарха и среди дипломатов. В социалистическом обществе соблюдалась культура поведения, что в целом по сути правильно, поскольку она включает в себя характер и порядок поведения, в том числе этикет – выработанное человечеством достижение в области поведения.

В последнее десятилетие слово «этикет» снова приобрело широкое звучание. Выпущено в свет немало книг, раскрывающих содержание современного этикета. В различных учебных заведениях вводится изучение поведенческой структуры общества. Утверждается понимание функциональной значимости этикета для развития общества и каждой личности отдельно.

2.3 Задачи этикета: соединение сфер взаимоотношений людей в обществе

Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся тысячелетиями и свойственные многим народам. Поэтому они соблюдаются представителями не только какого-то определенного общества, но и всех социокультурных образований, существующих на данном этапе развития человечества.

Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Благодаря ему каждый знает, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблюдение этикета позволяет добиться успеха в профессиональной деятельности.