Семья и Дети

Анализ произведения обломов по главам. Анализ произведения Гончарова «Обломов

Тест по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1.К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»:

а) к классицизму

б) к сентиментализму

в) к романтизму

г) к реализму.

2.Определите жанр романа «Обломов»

а) роман-эпопея

б) роман- утопия

в) исторический роман

г) социально- психологический роман.

3. Какова главная проблема романа

а) проблема «маленького человека»

б) проблема «лишнего человека»

в) проблема неразделенной любви

г) проблема судеб русской интеллигенции.

4. Из скольких глав состоит роман

а)3

б) 4.

в) 5

г) 6

5.Сколько лет Обломову в первой главе романа

а) 18-20

б) 25-26

в)30-32

г) 32-33

6. На какой улице жил Обломов

а) на Подьяческой

б) на Невском проспекте

в) на Фонтанке

г) на Гороховой улице.

7.Какие книги больше нравились Обломову

а) научные

б) приключенческие

в) любовные романы.

Г) поэзия.

8.В какой город отправил по ошибке письмо Обломов

а) в Астрахань

б) в Анадырь

в) в Архангельск

г) в Амстердам.

9. Какая художественная деталь является средством характеристики героя

а) неубранный стол

б) халат

в) трость

г) паутина на стенах.

10.Традиции какого русского писателя продолжает Гончаров при создании образа Обломова

а) А.С. Пушкина

б) М.Е.Салтыкова – Щедрина

в) Н.В.Гоголя

г) А.С.Грибоедова.

11. Кто из героев романа является антиподом Обломова

а) Захар

б) Штольц

в) Ольга Ильинская

г) Михей Тарантьев.

12. Кем приходился Штольц Обломову

а) соседом – земляком

б) родственником

в) сослуживцем

г) другом детства.

13. К какому сословию принадлежал Штольц

а) к купеческому

б) к дворянскому

в) к мещанскому

г) к разночинцам.

14. Как звали Штольца

а) Андрей Иванович

б) Иван Богданович

в) Михей Андреевич

г) Илья Ильич.

15.Кто познакомил Обломова с Ольгой Ильинской

а) Волков

б) Судьбинский

в) Штольц

г) Они познакомились сами случайно.

16. Какой цветок стал символом любви Обломова к Ольге Ильинской

а) роза

б) подснежник

в) ландыш

г) сирень.

17.Почему Обломов и Ольга Ильинская расстались

а) Ольга вышла замуж за Штольца

б) Тетя запретила Ольге общаться с Обломовым

в) Обломов хотел отложить свадьбу на год

г) Обломов ушел к Пшеницыной.

18.Кто из героев романа ближе всего к авторскому идеалу

а) Обломов

б) Штольц

в) Ольга Ильинская

г) Агафья Матвеевна Пшеницына.

19.Кто разорил Обломова

а) староста из Обломовки

б) Пенкин

в) Штольц

г) Тарантьев и Мухояров.

20. Где Обломов обрел покой

а) в родной Обломовке в окружении верных слуг

б) в семье Штольца и Ольги

в) рядом с Захаром и Анисьей

г) на Выборгской стороне рядом с Пшеницыной и её детьми.

21. Кто написал критическую статью «Что такое обломовщина?»

а) И.А. Гончаров.

б) В.Г. Белинский

в) Н.А. Добролюбов

г) Д.И. Писарев.

22. Какой актер сыграл роль Обломова в фильме Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

а) Никита Михалков

б) Андрей Миронов

в) Олег Табаков

г) Сергей Жигунов.

23. Узнай героя по портрету

а) «… пожилой человек в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми спроседью бакенбардами, из которой каждой стало бы на три бороды».

б) «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные».

в) «… человек лет тридцати двух – трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно- серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности».

г) «…человек лет сорока, принадлежавший к крупной породе, высокий, объемистый, в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном».

д) «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы с редкими светлыми волосами. Глаза серовато- простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».

е) «… в строгом смысле небыла красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда.

Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

Ответы: 1-г;2-г; 3-б; 4-б; 5-г; 6-г;7-г; 8-в;9-б; 10-в; 11-б;12-г; 13-г; 14-а;15- в; 16-г; 17-в; 18-в; 19- г; 20-г; 21-в; 22-в; 23 а)- захар; б)- Штольц; в)- Обломов; г)- Тарантьев; д)- Агафья Пшеницына; е)- Ольга Ильинская.

Анализ 1 части романа И.А. Гончарова «Обломов».

Цели урока:

1) Развитие навыка анализа эпизода художественного произведения. Изучение стилистики автора на всех уровнях текста.

2) Развитие логического мышления (дедуктивный и индуктивный методы), совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса учащихся.

3) Формирование активной жизненной позиции учащихся.

4) Выработка навыков грамотного самостоятельного чтения.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.

Приемы:

Разъяснительный с применением ИКТ, поисковый, исследовательский.

Тип урока:

Традиционный с использованием ИКТ.

Используемая литература:

Текст произведения; учебник Литературы. Литература. 10 класс. В 2 ч./ В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, О.Д.Полонская и др.; под ред.-М.:Просвещение, 2011.-383 с.; статья Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» /Н.А.Добролюбов. Избранное.Саранск, Мордовское книжное издательство, 1974.

I. Ход урока

Запись на доске:

1. Кто такой Обломов? Почему он такой, каким мы видим его в 1 части?

2. Справедливы ли слова Гончарова И.А.: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства»?

II. Опрос с применением презентации:

1. Какова цель написания романа?

3. Какие понятия, ставшие нарицательными, использует И.А.Гончаров в романе? Дать объяснение.

4. Какова композиция романа и как она используется автором для воплощения художественного замысла?

III. Беседа.

Роман Гончарова И.А. «Обломов» стал событием в литературном мире. «Редкий роман, — писал Д.И.Писарев, — когда-либо совмещал в себе до такой степени огромные психологические задачи, редкий возводил соединение двух таких задач до такого стройного, и, по-видимому, несложного целого».

Н.А.Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» пишет, что обломовщина – «давний порок связанного с крепостническим укладом дворянства, свидетельство исторической обреченности этого сословия». И.А.Гончаров через судьбу Обломова показал социальное явление – обломовщину, вот почему так важно исследовать причины обломовской апатии, выявить то, что оказало влияние на формирование личности главного героя.

Гончаров рассказал нам «историю о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…»

IV. Анализ 1-8 глав 1 части.

1. Что мы знаем об Обломове? (Портрет, привычки, дом)

2. Кто составляет окружение Обломова? На какие группы можно разделить всех знакомых?

3. Как Обломов относится к образу жизни своих посетителей?

4. Кого считает истинным другом и почему?

5. Отношение к Захару. Какую черту Обломова автор подчеркивает через его отношение к слуге?

6. Каким себе представляет Обломов себя, что он думает о счастье и о жизни? («Разве я мечусь, разве работаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».

«Идеал счастья, нарисованный им Штольцу, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, — с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т.п., — в халате, в крепком сне да для промежуточного отдыха — в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают».»Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя».)

V. Работа с 9 главой. «Сон Обломова»

Ученикам предлагается воссоздать облик Обломовки.

1 ученик.(Несколько пейзажей. Фотографии). Он выбирает ландшафт для Обломовки, чтобы там не было моря, гор, дремучих лесов. (Рассказывает, как автор описывает ландшафт Обломовки)

2 ученик. Выбирает сезонные изменения погоды (Картины художников). Нет полутонов. Зима – яркая, свежая, морозная, снежная. Лето теплое, солнечное, пейзаж пестрит цветочным многоцветьем. Осенью в одно и то же время начинается снег и мороз. Весна дружная, в ней нет места внезапным вьюгам и продолжительному ненастью.(Замечание о сезонности в Обломовке)

3 ученик. Люди, населяющие Обломовку. (Портреты. Красивые, пышущие здоровьем крестьяне и крестьянки. Спокойные, довольные, полные достоинства хозяева Обломовки). (Рассказ о взаимоотношениях обломовцев, о характере их жизни).

VI. Характеристика обломовцев. Сущность обломовщины.

1. Что является смыслом жизни обломовцев?

2. Какие представления о мире существуют у жителей Обломовки?

3. Какие три акта жизни обломовцев упоминает автор. Как это характеризует героев?

(«В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным»).

VII. Итог урока.

В чем заключаются главные черты обломовского характера? «В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению — он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора.»

«История воспитания Обломова вся служит подтверждением его слов. С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать — есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает и сибаритствует… Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе; но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим».(А.Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

Согласны ли вы с тем, что И.А.Гончаров сумел показать в образе главного героя, какие причины способствовали тому, что он стал таким, каким мы видим его в 1 части?

Для чего автор завершает «Сон Обломова» вопросом, который сам себе задает главный герой: «Отчего же это я такой?» (И.А.Гончаров показывает, что в главном герое еще «бродят» тревожные мысли, не дающие ему успокоиться окончательно. В них, быть может, сокрыта надежда на перемену участи Обломова?)

Домашнее задание.

Задание для 3 групп учащихся. 1. Охарактеризовать отношения Обломова и Штольца. 2. Охарактеризовать отношения Обломова и О.Ильинской. 3. Отношения Обломова и А.М.Пшеницыной.

  • Обновлено: Февраль 9, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Роман «Обломов» написан в жанре критического реализма. Произведение излагается медленно с многочисленными подробностями мельчайших деталей. Манерой письма автор показывает стиль жизни главного героя Ильи Ильича Обломова. В центре внимания произведения нам представлен диван, как символ неподвижности и остановки жизни. Гончаров показал непригодность к жизни человека, испорченного барским воспитанием.

В образе помещика Обломова автор изобразил несостоятельность крепостного права. Тридцати двух летний бывший служащий Илья Ильич Обломов не может найти себе применение, не знает чем себя занять в родном селе. Знакомые отворачиваются от него, считая, что он не способен ни на что кроме поглощения пищи и лежания на диване. Однако Илья Ильич развит духовно, имеет богатый ум. Иногда он всерьез задумывается о судьбе человечества, какую пользу для создания безоблачного будущего людей мог бы принести он сам. Но его мечты так и остаются мечтами. Ему даже лень встать с дивана для того, чтобы слуга привел в порядок его кабинет.

Обломов изображен человеком, решившим просто ничего не делать, ведь кругом, по его мнению, все скудно и пошло. Последней попыткой вырваться из состояния лежебоки и лентяя является его любовь к Ольге Ильинской. Любовь – чувство нежное, романтичное, требующее полной отдачи. Но у Обломова атрофировались как сами качества, так и просто мышцы, приводящие в движение тело человека. Надо хвататься за эту ситуацию и пытаться всеми силами вырваться из кошмара однообразных будней. Но ему все лень. «Обломовщина» крепко его поглотила. Постепенная умышленная деградация личности Ильи Ильича приводит к фактической смерти самого человека.

Андрей Штольц – противоположность Обломову, целеустремленный, деловитый, готовый трудиться для достижения собственных целей. Он несется в будущее, не вспоминая прошлого и порой, не замечая настоящего. Неслучаен переход всего имущества от Обломова к Штольцу. Гончаров показал смену двух времен. На смену Обломову, который своим образом олицетворяет все старое и обветшалое, приходит Штольц – символ грядущих активных перемен в обществе. В произведении автор поднимает философские, исторические и общественные вопросы, которые во многом актуальны и по сей день.

Вариант 2

Роман «Обломов» был написан Александром Ивановичем Гончаровым во второй половине 19 века. В основе его сюжета лежит конфликт, заложенный в характере главного героя – Ильи Ильича Обломова. С одной стороны Илья Ильич – это одаренная умная личность, он добродушен, дружелюбен и лишен корысти, с другой – лень и апатия ко всему лишают жизнь достаточно не старого (на момент повествования герою 32 года) человека смысла.

Роман имеет круговую композицию. Он состоит из 4 частей, каждая из которых представляет отдельный этап жизни главного героя. Действия романа – это круговорот: сонное состояния Обломова сменяет пробуждением от него, но, к сожалению, пробуждение длится не долго и герой опять впадает в сон.

В начале произведения Илья Ильич предстает перед читателем в привычной для него атмосфере лени и бездействия. Героя нисколько не заботит состояние его дел, будничная сложившаяся жизнь, которая однообразна и монотонна, его полностью устраивает. Но, несмотря на это, у героя есть мечта, которую автор четко обрисовывает в главе «Сон Обломова». Родная деревня воспитала и привила Илью Ильичу любовь к домашнему теплу и уюту. И именно к теплым душевным отношениям в кругу семьи и друзей стремится герой.

Однажды полюбив, душа Обломова, не только оживает, она готова к переменам. Илья Ильич начинает больше двигаться, выходить в свет, общаться с людьми. Он готов изменить жизнь, чтобы быть рядом с той, которую любит. Но в один момент, из-за неуверенности в собственных силах, герой отказывается от личного счастья. Он считает, что не достоин Ольги, что она не может любить его.

После расставания с Ильинской, жизнь Обломова снова входит в привычное для него русло. Он ведет затворническое существования, общаясь лишь с Захаром и изредка со Штольцем. Заняв излюбленное положение на диване, апатия и лень вновь возвращаются к нему.

Свой идеал женщины герой находит в Агафьи Пшениценой, которая дает Обломову ощущение комфорта и уюта. Она окружает Илья Ильича заботой и любовью. И герой медленно погружается в состояние полусна, которое длится вплоть до его смерти, наступившей из-за нескольких ударов.

Основная проблематика романа заключается в отсутствии у главного героя мотивации действовать, жить. Он находится в мире мечтаний, и при этом не хочет выходить из своей зоны комфорта. У героя нет целей, к которым он бы мог стремиться. Единственным мотивирующим фактором для него не на долгое время становиться любовь, но и здесь Обломову не хватает сил и мужества для прохождения этого пути до конца.

Можно сказать, что физическая смерть наступила вслед за духовной гибелью героя. Обладая внутренним богатым миром, обширными знаниями Обломов не смог реализовать себя в мире.

Анализ романа Обломов 3

Произведение под названием "Обломов" было написано в 1858 году, автором по имени Иван Гончаров, и уже ровно через год издание "Отечественные записки" напечатало на своих страницах текст самого романа. Однако стоит отметить, что сам структура построения главной сюжетной линии была написана достаточно давно, когда Гончаров был занят написанием первой части романа "Сон Обломова". Необходимо отметить, что "Обломов" является частью трилогии произведений автора. Кроме самого произведение туда вошли еще и такие романы как "Обыкновенная история" и "Обрыв".

Какие вопросы поднимаются внутри романа? В основном конечно же стоит отметить, что в тексте поднимаются вопросы социального характера востребованные для того времени и той эпохи. Для примера можно привести размышления Гончарова о том, что в России образовывается новое поколение, среди которого популярна тенденция перинятия европейского образа мысли, который конкурирует с русским образом жизни. Ну и конечно же автор поднимает такие вечные темы, как смысл и судьба человека, а так же о том, что такое настоящая любовь.

Как и в любом другом монументальном творении в сфере литературы 19 века, коим является роман "Обломов", абсолютно каждый герой является имеет значение в том, что бы раскрывать какую-либо идею. В пример выше сказанным словам можно привести противопоставление мужских и женских образов: Штольц и Обломов, Пшеницына и Ильинская. Детально разобрав образы и поведения данных персонажей, то получится, что Пшеницына и Обломов выступают членами определенных слоев, для которых характерны архаичные черты поведения, которые в то время преобладали среди городского населения. Они постоянно находятся в апатичном настроение и не хотят ничем заниматься и делать, что либо.

Этим персонажам автор противопоставляет Ольгу и Штольца, которые в отличие от двух других героев постоянно стремятся к чему-либо новому и чем-то постоянно заняты. Обращая внимания на произведения, стоит понимать, что противопоставления разных образов мысли в лице этих персонажей, носит ключевую идею романа.

Так же стоит отметить, что в романе затронута не только концепция противостояния двух образов мысли. В романе так же описывается много исторических, социальных и культурных вопросов, которые являются актуальными и по сегодняшний день. Основная проблема данного произведения, так называемая проблема "обломовщины", которая достаточно ярко наблюдалась у городских жителей того времени, стала по истине культурно-социальным явлением того общества и той эпохи конца 19 века.

С точки зрения Гончарова не только, какая-то обособленная часть общество того времени находилась в таком состояние, но и такая проблема зачастую имела общественный характер. Подводя итог анализа произведения "Обломов", которое было написано Иваном Александровичем Гончаровым, можно сделать вывод, что проблема противостояния двух ментальностей являлась наиболее актуально и востребованной в тот период времени.

Рубинштейн - профессиональный российский пианист, музыкант, дирижёр, добродушная, бескорыстная, великодушная личность, которая считалась довольно почитаемой личностью среди общества

  • Сочинение Здравствуйте легкие звезды пушистого первого снега миниатюра

    Сочинение - миниатюра на тему « Здравствуйте, легкие звезды пушистого снега ». Природа была и будет всегда истинным и прекрасным Божеством. Как интересно наблюдать нежные снежинки кружатся на всей

  • Сочинение Впервые в театре оперы и балета (6 класс русский язык)

    На этой неделе мы с одноклассниками ходили в театр оперы и балета. Я уже бывал в театре раньше с моими родителями, но театр оперы и балета я посещаю впервые. Так что первый балет, который я видел вживую - это «Лебединое озеро».

  • Обломов и обломовщина — два символа русской жизни с момента выхода романа в свет. «Впечатление, которое этот роман при своём появлении произвёл в России, не поддаётся описанию. Вся образованная Россия читала “Обломова” и обсуждала “обломовщину”», — писал анархист Пётр Кропоткин спустя многие годы. Немедленный — всего через месяц — отклик на роман дал Н.А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» — статье, с которой сам автор не только согласился, но поразился глубокому проникновению критика в замысел писателя. Статья Добролюбова многие годы воспринималась как манифест русской интеллигенции.

    Система образов романа и его сюжет на первый взгляд не сложны. Обломов Илья Ильич, помещик, владелец села Обломовки и крепостных, в числе которых — слуга его Захар (образ, прототипом которого стал вестовой Фаддеев с фрегата «Паллада»), по воспитанию и характеру не чужд самому автору, и уж во всяком случае и понятен, и хорошо, до мелочей, изучен.

    Знакомые и друзья называли И.А. Гончарова «Маркиз де Лень» и очень были удивлены, когда он вдруг отправился в кругосветное путешествие на паруснике; напомним также, что и работал над своими романами Гончаров именно так, как это нередко присуще русскому человеку, — десяток лет замыслов, а почти полный текст — вдруг, и за два месяца.

    Обломов, которому с малых лет чулки надевал крепостной слуга, преданный и ленивый, так и остаётся на всю жизнь ребёнком — добрым, мечтательным, а главное — несамостоятельным и совершенно пассивным. Всякое усилие ему чуждо, напряжение — в тягость. Повзрослев, он это за собой знает, но противиться избалованному дитяти в себе не в силах.

    Андрей Штольц, обрусевший немец, «безродный» друг Обломова, — прямая ему противоположность. Отец-немец привил ему педантичность и деловитость, русская мать — чувствительность. Наблюдая «зелёненькими глазками» жизнь и быт в княжеском семействе, Штольц воспринимает и уроки светского обращения. «Предки Андрея и не подозревали, что варьяции Герца [музыкальные опыты отца], мечты и рассказы матери, галерея и будуар в княжеском замке обратят узенькую немецкую колею в такую широкую дорогу, какая не снилась ни деду его, ни отцу, ни ему самому». Рассудительный, практичный, целеустремлённый, предприимчивый, он «делает себя сам» и, конечно, добивается успеха. Образ прямолинейный, жёстко написанный, лаконично резкий. Интересно, что картины детства Обломова в Обломовке читателю помнятся, аналогичные же описания детства Штольца — пропадают из памяти.

    Ольга Ильинская — на первый взгляд один из привлекательных образов русской женщины в литературе, «чистое и гордое существо с её бесплодной жертвой и торжественным “никогда!”, разбивающимся о нравственную дряблость Ильи Ильича», как характеризует героиню романа А.Ф. Кони.

    Сюжет романа, казалось бы, тоже совершенно традиционен. Это любовный треугольник, и перед Ольгой встаёт закономерный выбор. Чувство, возникшее у Обломова к Ольге, — единственная сила, способная вырвать его из пучины собственного дивана, лени и сделать усилие, чтобы приблизиться к любимой. Но и это оказывается напрасным: Ольга, превозмогая собственную трагедию, понимая, что Обломов безнадёжен, любя его, как ей кажется, всем сердцем, спасает себя от неминуемой гибели вместе с ним в ленивом застое обломовщины. Однако «любовь» Ольги проявляет свой подлинный, надуманный характер хотя бы в нескольких фразах объяснения с Обломовым: «Будешь ли ты для меня тем, что нужно?» — вопрос Ольги вовсе не похож на речь любящей женщины, а уж тем более следующая фраза: «Я люблю в тебе то, что я хотела, чтобы было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним». Тут уж скорее слышатся интонации разумной ученицы Штольца, чем голос влюблённой девушки. Не так уж привлекателен, выходит, этот образ, как единодушно представляли его критики, начиная с Н.А. Добролюбова. Ольга по логике развития своего характера не могла не стать женою Штольца. После разрыва с Обломовым, когда рассудочный план предприимчивой героини «сделать из Обломова человека», т.е. Штольца, терпит неудачу, Андрей и Ольга встречаются в Швейцарии. «Штольц ещё в Париже решил, что отныне без Ольги ему жить нельзя. Решив этот вопрос, он начал решать и вопрос о том, может ли жить без него Ольга».

    Ольга же стыдится признаться Андрею в том, что была влюблена в Обломова, таким недостойным «мешком» он представляется ей теперь! Но признаётся. И что же! Штольц, этот по первому замыслу автора и по мнению многих критиков «образцовый» человек, деятельность которого способна спасти Россию, «преданный друг» Обломова, превозносивший его и сам «указавший» Ольге его «красоту», на признание Ольги вдруг восклицает: «Обломова! Не может быть!.. Это что-нибудь другое!.. Боже мой, если б я знал, что дело идёт об Обломове, мучился ли бы я так!» Далее следует особенно неприятная сцена: Штольц разбирает перед Ольгой письмо Обломова, чётко, по пунктам, аккуратно, логично, ещё и ещё раз убеждая героиню в ошибочности её любви к Илье Ильичу. И со всяким «пунктом» она соглашается! По сути дела, оба «положительных» героя романа, хотел того автор или нет, предают: один — друга, вторая — любимого. Впрочем, «другом» и «любимой» считал их по-настоящему чистый сердцем и сильный чувством «отрицательный» герой — Обломов. Обломов, не способный на решительный поступок, но не способный и на предательство.

    Критики единодушно отмечали одну весьма важную черту развития сюжета этого романа Гончарова: казалось бы, в нём ничего или почти ничего не происходит, однако читается он с неослабевающим интересом. Эту напряжённость развития действия порождает то, что подлинное действие романа — это внутренняя борьба Обломова с наступающей со всех сторон новой жизнью, враждебной ему, губительной для его сознания и самосознания. «Ах, Боже мой! Трогает, со всех сторон достаёт!» — восклицает Илья Ильич, когда поутру его то и дело отрывают с дивана и «пустой щёголь, и чиновник-карьерист, и обличительный писатель. Маски разные, а суть одна: пустопорожняя суета, обманчивая деятельность» (В. Сквозников. Обломов и обломовщина).

    Да стоит ли ради такой «деятельной жизни» оставить покой? Поспешить куда-то? А для чего, куда стоит? Вслед за Штольцем, по его стопам и по его указке? Да, Обломов был обречён, но не только тем «неумением жить», которое возникло вместе с неумением надевать чулки и не было развито затем потребностями взрослой жизни. Вряд ли тот новый путь развития России и его «деятели» — «новые люди», которых олицетворяют в романе Штольц и Ольга, предполагали возможность включения Ильи Ильича в активную жизнь и продуктивную, творческую работу. А своего ума, своих замыслов, своего пути он не смог выработать, и не только в силу дурного воспитания, инертности, лени, но главное — в силу объективных трудностей самостоятельного формирования такого нового пути в неведомое, в силу отсутствия тогда в России доступной Обломову необходимой общественной среды. Не для чего было и вставать с дивана!

    Противоположные суждения и оценки высказывались в критике не только о главных героях романа. Вдова Пшеницына, под чьей опекой провёл остаток своей загубленной жизни Обломов, представляется то чудовищем обывательского застоя, воплощением быта и «грязи» (по мнению Штольца, посетившего Обломова), то как «открытие щедрости души простой русской женщины», сумевшей сердцем угадать «голубиную душу» Ильи Ильича и создать ему подобие детского гнезда в Обломовке.

    Образ Ильи Ильича Обломова сложен, как непрост и сам роман Гончарова. Слабость, привитая старинным воспитанием барчука, рабовладельческой психологией крепостничества и развившаяся у повзрослевшего барина в неспособность к любому серьёзному усилию, губительна и для своего носителя, и для окружающих. Эта слабость — обломовщина — враждебна жизни. Но и «новые», на первый взгляд «прогрессивные» герои обнаруживают такую силу, что, возможно, не лучше, а во многих, особенно нравственных отношениях, и хуже этой слабости — создают вокруг себя ту же обломовщину. Зато кроме слабости есть у героя романа — Ильи Ильича Обломова — и сила доброты, честности, совестливости, сомнения. Внутренний конфликт романа — столкновение силы и слабости в душе героя, борьба в нём обломовщины и Обломова. Напряжённая борьба Ивана Ильича с собой и с наступающей на него враждебной реальностью, по сути, трагична.

    Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018