Непознанное

Исследовательская работа "Татьяна Ларина -любимая героиня Пушкина. Цельность, благородная простота характера Татьяны"

Сочинения и ЕГЭ по литературе Сочинения ЕГЭ по литературе Характер Татьяны: цельность или противоречивость? (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») Сочинения ЕГЭ по литературе

Проблема долга и счастья является важнейшей проблемой романа в стихах” Евгений Онегин.

Татьяна появляется в романе семнадцатилетней девушкой:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Взрослеет, меняется внешне, но для нее неизменным остается понятие чести и долга, которое является доминантой этого женского образа.

В начальных главах романа Татьяна предстает человеком внутренне противоречивым. В ней уживаются подлинные чувства и чувствительность, внушенная сентиментальными романами, которые ей” заменяли все. Татьяна воображает себя героиней любимых книг и ожидает” кого-нибудь, похожего на Грандисона или Малек-Аделя, поэтому, встретив Онегина, Татьяна увидела в нем воплощение всех лучших качеств любимых героев. В ней было что-то романтическое, недаром Ленский сравнивает ее со Светланой Жуковского.

Поведение влюбленной Татьяны строится по известным ей романным моделям. Ее письмо написано по-французски (“она по-русски плохо знала), образцом послужили письма из прочитанных сю романов. Автор переводит его, высвобождая подлинные чувства героини из плена книжных шаблонов. То, что Татьяна вступает в переписку с незнакомым молодым человеком и первая признается ему в любви, делает ее поступок невозможным с точки зрения светских приличий.

Переворот в судьбе Татьяны происходит в 7-й главе. Внешние перемены в ее жизни только следствие сложного процесса, который шел в душе Татьяны после отъезда Онегина. Оказавшись в его усадьбе и пытаясь понять своего героя по оставленным там книгам, она поняла, что ее возлюбленный – человек донельзя загадочный:

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще…

И снова Татьяна видит не реального Онегина, а того, кого подсказало ей воображение.

Не надеясь на новую встречу и взаимность возлюбленного, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается ехать в Москву. Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей.

И в последнем эпизоде романа, в последнем монологе (“Но я другому отдана; / Я буду век ему верна) Татьяна подтверждает выбор, сделанный раньше.” Урок Онегинуполон несправедливых упреков, замечаний. Татьяна не понимает чувства героя, видит в его любви лишь светскую интригу, желание уронить ее честь. Вновь, как когда-то в деревне, Татьяна не видит подлинного Онегина.

Монолог Татьяны отражает внутреннюю драму. Любя друг друга, они не будут никогда вместе. Татьяна уверена, что нельзя построить счастье на несчастье другого, поэтому Татьяна Ларина является героиней совести, а не любовной героиней.

Встреча героев – это невстреча во времени.

Пушкин, Сочинение, ЕГЭ онлайн


V Школьная научная конференция

Образ Татьяны Лариной
в романе А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»

Выполн ила
учениц а 9-а класса
средне й
общеоб разовательной
школы №32
Максим ова Дарья
Научны й руководитель:
Вязьми на Ирина Юрьевна

Рыбинск 2008 год

Содержание

Введение. ..……………….…………...…………….. 3

Глава 1
О Татьяне на протяжении романа «Евгений Онегин».

    1.1 . О Татьяне. …………………………………………….. 5

    1.2. Сон Татьяны. …..…………………………………….... 7
1.3. Цельность Татьяны. ………………………………….. 9
1.4. Образ Татьяны в критике В. Г. Белинского. ………. . 11
1.5. Татьяна Ларина как образ идеальной русской души.. 12
Заключение ………………………………………… 13
Список использованной литературы………………………………….. 14

Введение

Роман «Евгений Онегин» является одним из крупнейших произведений в творчестве А. С. Пушкина, делу создания которого поэт посвятил около девяти лет.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» открыл современникам тип молодого человека 20-х годов XIX века, но Белинский ставил еще большей заслугой поэта то, что он первым «воспроизвел в лице Татьяны образ русской женщины».
В этом романе Пушкину удалось выполнить великую и трудную задачу – полное воспроизведение современной поэту жизни в России. Не случайно знаменитый критик В.Г. Белинский назвал творение Пушкина «энциклопедией русской жизни». Действительно, поэт при помощи изобразительных художественных средств, замечательной системы образов и меткой наблюдательности сумел поэтически показать Россию в историческом пространстве.
Некоторые из образов, созданных Пушкиным в романе «Евгений Онегин», явили собой совершенно новые типы в русской литературе девятнадцатого века и требовали осмысления.

Цели:
Охарактеризовать образ Татьяны.
Задачи:

    Проанализировать характер Татьяны и определить основные черты
    Определить, что сформировало характер героини
    Сопоставить характеры двух сестёр:
      - Татьяны
      - Ольги
    Проследить эволюцию характера героини от начала к концу романа
    Выявить авторское отношение к героине.
Цитата:
«…Я так люблю Татьяну милую мою!..»
(А.С.Пушкин)
«…цель художества есть идеал, а не нравоучение.»
(А.С.Пушкин)
«…образ Татьяны уже с первой главы начинает доминировать в романе, а её внутренний мир – совпадать с внутренним миром поэта, выступающим в лирических отступлениях»
(А.Л.Слонимский)

О Татьяне.

Таков образ Татьяны: впервые в её лице Пушкин воспроизвёл тип русской женщины в реалистическом произведении.
Героиня с первого знакомства пленяет читателя своей цельностью, душевной красотой, отсутствием притворства, жеманства, того искусственного налета, который получали девушки» воспитанные в «свете».
Поэт наделяет свою героиню простым именем: «Её сестра звалась Татьяна». Татьяна – простая провинциальная девушка, она не красавица и не поражает воображение обилием контрастных черт в характере. Живя в деревне, Татьяна ведет естественный образ жизни, рано вставая, прогуливается по окрестностям усадьбы. Героиня живет в ладу с собой, но не с окружающими: «ее никто не понимает», поэтому героиня любит уединенные прогулки, во время которых мечтает о будущем, без суеты «впитывает» в себя окружающую красоту, учится понимать истинные ценности жизни. Задумчивость и мечтательность выделяют её среди поместных обывателей, она чувствует себя одиноко среди людей, не способных понять её духовных запросов.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Единственным настоящим удовольствием и развлечением Татьяны были книги: она читала много и без разбору.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё.
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Эти романтические книжные герои и послужили Татьяне примером для создания идеала своего избранника. «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви», - справедливо описал В. Г. Белинский состояние девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям.
Она «дева лесов», общение с природой научило Татьяну естественному проявлению чувств, не потому ли героиня так легко попала в сети, которые Онегин и не хоте расставлять.

Давно её воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь
И дождалась. Открылись очи,
Она сказала: это он!

Понятно, что при встрече с Онегиным, который стоял особняком среди всех её знакомых и представлял для Татьяны сплошную тайну, она именно в нём видит своего долгожданного героя. Она искренне верит в то, что создала её фантазия; любовь для неё не игра, а подлинное содержание и смысл жизни: «Она не ведает обмана и верит избранной мечте».
В сердечном порыве Татьяна решается написать Онегину письмо- откровение, признание в любви. Оно проникнуто искренностью и наивно- романтической верой во взаимность её чувства.
Однако Онегин не смог оценить всю глубину и цельность страстной, любящей натуры Татьяны и читает ей суровую отповедь, которая привела девушку в полное расстройство и душевное смятение.

    Сон Татьяны
В стихотворном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» значительную смысловую нагрузку несёт в себе эпизод, в котором описывается сон главной героини. Продолжая традицию писателей-мистиков, автор романа вводит в его сюжетную канву сон, наполненный страшными загадочными образами, пугающими и пророчащими героине печальное будущее.
Личность Татьяны, гармоничную и цельную, невозможно представить отдельно от обстановки, в которой она выросла. Вера во всё мистическое была свойственна русскому человеку во все времена. Не слишком образованная и совсем не прагматичная девушка верит во всё, что связано с русскими народными верованиями, сказками, мифами:
Татьяна верила преданьям простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Именно эта вера и послужила причиной возникновения таинственного сна. «Чудный сон» Татьяны является предвестником грядущих событий и одновременно показывает глубину сомнений и переживаний девичьей души. Заснеженная поляна, печальная мгла, сугробы - всё это нагнетает тревожную атмосферу. Девушке снится, что она идёт по зимнему, заснеженному лесу. Одиночество героини нашло своё отражение в её сне.
Несмотря на что Татьяна была окружена родственниками, соседями, знакомыми, понимания среди них она не находила… И нет ничего удивительного в том, что во сне она оказалась в одиночестве среди бескрайних лесных просторов. Мостик, который проложен через ручей, кажется ей опасным и непрочным. Он назван «дрожащий, гибельный мосток». Этот мостик является символическим переходом из мира реальности в мир потусторонний. И вскоре Татьяна убедилась в этом. Мостик переносит её в мир грёз и символических, мистических предзнаменований. Татьяна не решается перейти через «мостик - ей не по себе от столкновения с непознанным… Путь Татьяны по лесу нелёгок. Он сопровождается множеством препятствий. С одной стороны, кажется, будто кто-то не пускает Татьяну вдаль, желает остановить её…
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук её за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой…
С другой стороны, Татьяна не может остановиться. И медведь, её таинственный лесной проводник, не отпускает её. Это символизирует неотвратимость судьбы. Как бы Татьяна не противилась этому, остановить надвигающуюся опасность она не может. Таинственный дом в глухом лесу, куда попадает Татьяна, полный различных чудовищ, так или иначе связан с обществом, в котором девушка живёт.
    Глядит она тихонько в щелку,
    И что же видит?...за столом
    Сидят чудовища кругом:
    Один в рогах с собачьей мордой.
    Другой с петушьей головой..
Чудовища, которых видит Татьяна, с одной стороны, символизируют гостей на предстоящем празднике в честь её именин: они столь же карикатурны и нелепы, как провинциальные дворяне, среди которых протекает её жизнь (сравните: «копыта, хоботы кривые, хвосты хохлатые» во сне и «чмоканье девиц, шум, хохот, давка у порога» наяву). С другой стороны, фантасмагорические образы, которые Татьяна видит во сне связаны с мировоззрением девушки, которое сформировалось под влиянием сказок, легенд и преданий. Среди чудовищ Татьяна видит «того, кто мил и страшен ей». И с удивлением узнаёт, что именно Онегин является хозяином праздника.
Финал сна Татьяны прост и одновременно: страшен. Появление Ленского и его гибель являются предзнаменованием. Дуэли, о которой пока ещё никто не может даже предполагать.
Сон Татьяны в сознании читателя неразрывно связан с жизнью девушки, с её утончённой и возвышенной натурой. Важно также отметить, что эпизод подчёркивает глубину сердечной интуиции героини: во многом сон оказался пророческим…

Цельность Татьяны

Но Татьяна не перестаёт любить Онегина и после убийства им на дуэли Ленского, что вынудило героя покинуть деревню.
Посещение деревенского дома Онегина заставляет Татьяну иначе думать о своём предмете. Она начинает лучше понимать поступки Онегина. С этого момента и совершается перелом в жизни Татьяны: она меняется внешне, её внутренний мир совершенно закрыт от посторонних глаз. Она выходит замуж, не видя иного жребия.
В Москве Онегина встречает холодная светская дама, хозяйка знаменитого салона, в котором считают за честь присутствовать люди из высшего общества. В ней Евгений с трудом узнаёт прежнюю робкую Татьяну и влюбляется в неё.
Но Татьяна не верит в искренность чувства Онегина, потому что не может забыть свои обманутые мечты о возможном счастье.

Зачем у Вас я на примете?

      Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна…

В Татьяне говорят оскорбленные чувства: настала её очередь отчитывать Онегина за то, что он не успел вовремя разглядеть в ней всю глубину её души.
Татьяна несчастлива в своём замужестве, слава и богатство не приносят ей удовлетворения, но она цельная натура, не способная на обман. Именно поэтому твёрдость звучит в её решении быть верной женой.

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
и т.д.................

Татьяна -- существо исключительное,

натура глубокая, любящая, страстная...

В.Г. Белинский Пушкин А.С. . Евгений Онегин. Драматические произведения. Романы. Повести.

М.: Худож. литература,1977.- с.67

В первых главах перед читателем возникает образ наивной девушки, искренней в своем стремлении к счастью. Татьяну выдают замуж за генерала, и героиня пассивно, безвольно повторяет жизненный путь своей матери, няни, исполняя свой христианский, дочерний, женский долг. Она выходит замуж, не видя иного жребия.

Но вот прошло два года. Татьяна -- княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она?

И да, и нет. Конечно, она «в роль свою вошла», но не потеряла главного -- простоты, естественности, человеческого достоинства:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора нагого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей».

Все тихо, просто было в ней…

Очень важна эта строка - "без подражательных затей". Но стоило лишь получше приглядеться, чтобы разглядеть все самое лучшее, что удалось Тане сохранить в себе, то, что составляло сущность ее натуры: естественность, искренность, нравственность, не свойственная безнравственному дворянскому обществу. И в то же время она все-таки смогла найти свое место в обществе, в свете, добиться уважения всех групп, составляющих общество, которое презирал как Онегин, так и сама Татьяна.

К ней дамы придвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялись ниже,

Ловили взор ее очей;

Девицы проходили тише

Пред ней по зале…

Это и является главной загадкой Татьяны

Татьяне незачем кому - то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему "и нос, и плечи подымал, вошедший с нею генерал". Он гордится своей женой.

Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга. Эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной.

Но вот судьба вновь соединила их на балу. Татьяна уже не та деревенская наивная девушка, а знатная дама. Ее новый облик, новые манеры, стиль поведения отвечают самым строгим требованиям хорошего вкуса, высшего тона и не напоминают "повадок" прежней провинциальной девушки.

Став блестящей светской дамой, Татьяна вдруг возбуждает мучительное чувство почти безнадежной любви у Онегина, еще более разочаровавшегося в жизни, уставшего «притворным хладом вооружать и речь и взор…». Онегин встречает Ларину в Москве, но теперь это уже не "уездная барышня", в которой "все наружи, все на воле", а «равнодушная княгиня", "законодательница зал».

Он видит: она научилась благородной сдержанности, властвовать собою, своими эмоциями, он поражен происшедшей с ней переменой, которая представляется ему полной, абсолютной:

Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

И тут в Онегине пробуждается чувство!

Сомненья нет: увы! Евгений

В Татьяну как дитя влюблен;

В тоске любовных помышлений

И день и ночь проводит он .

Онегин старается бывать в гостях у Татьяны каждый день, он буквально преследует ее. Она же его как будто и не замечает: если и заговорит, то чтобы отдать дань обыкновенной светской любезности. И наш герой пишет Татьяне страстное любовное письмо, хотя всегда считал это занятие пустым и бесполезным.

Предвижу все: вас оскорбит

Печальной тайны объясненье.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!..

Онегин, раскрывающий душу перед Татьяной в письме, совсем не похож на того столичного денди, который когда-то в глуши деревенского сада дал холодную отповедь пылкой девушке. Он стал не только старше, но и богаче духовно, содержательнее, просто человечнее.

Но ответного письма Онегин так и не получает. Он пишет другое, третье письмо... Ответа нет. Евгений впадает в своего рода "усыпленье чувств". И теперь казнит самого себя:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан...

Их прощальная встреча происходит в Москве, в доме мужа Татьяны

Жизнь научила Таню, что люди совсем не те, за кого себя выдают. А в свете тем более! И чувства, и люди -- все здесь не настоящее, а мнимое, кажущееся. Ведь и сама она только внешне окружена блеском и сиянием, а на самом деле -- одинока. В холодных пустых петербургских комнатах она мечтает о деревне, где осталась полка с любимыми книгами, где остался старый дикий сад, где похоронена любимая няня. Но она прекрасно понимает, что все это осталось в молодости. Выбор сделан, и жить предстоит соответственно ему.

У Онегина также был выбор. И он однажды уже принял решение. "Дважды в одну воду не войдешь", -- гласит древняя мудрость. И Татьяна призывает его не быть рабом страсти. Она рисует ему подлинную картину создавшейся ситуации, взывает к его благородству.

Я знаю, в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь .

Эта сцена является кульминацией романа. В ней происходит развязка. Если раньше Онегин с высоты разговаривал с Татьяной, как с маленькой девчонкой, то теперь они поменялись ролями. Во-первых, мы видим, что нельзя сказать, что теперь она действительно "равнодушная княгиня", не способная испытывать искренние чувства, и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства есть, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И та "беспечная прелесть" Татьяны - маска, которую она носит с искусством и естественностью. Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней. Она сама признается, что ей ни к чему весь этот блеск света, что она в душе все та же провинциалка:

«А мне, Онегин, пышность эта ,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад,

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище….

Теперь порывистость и безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать тот момент, когда смущенный, "неловкий" Евгений остается с ней один ни один.

После этой сцены мы понимаем, что светская жизнь не испортила Татьяну, мы можем быть спокойны за ее внутренний мир.

А что же с Онегиным?

Он жил, оградив себя от посредственности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. Он твердил об этом, и вот расплата: Татьяна сомневается в истинности его чувств. Она считает, что это лишь еще один способ развлечься. Татьяна прямо заявляет ему:

«…Вдали от суетной молвы,

Я вам не нравилась…

Что ж ныне

Меня преследуете вы?…

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

Белюкин Д.А. Объяснение Онегина и Татьяны

Она даже позволяет слегка уколоть его, возможно в отместку за ту отповедь, которую она получила в ответ на свое письмо

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

На мой взгляд, Онегин впервые задумывается о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не даст ему покоя и того, чего он в конце концов добивается. Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор дает нам надежду на нравственное возрождение Онегина. Но если Евгений сам понимает, что он заблуждался, почему же не соединяются Татьяна и Онегин, наконец-то взаимно любящие друг друга? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Ведь Татьяна не скрывает, что любит Евгения: «Я вас люблю (к чему лукавить)». Пожалуй, самое главное в характере и поведении Татьяны -- это чувство долга, ответственность перед людьми. Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который «в сраженьях изувечен», гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью. Главное достоинство Татьяны - это душевное благородство, ее истинно русский характер. Главные ее черты -- благородство и верность супружескому долгу. Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брак, Марья Гавриловна, отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером, Маша Миронова, не отрекшаяся от своего опального жениха и сумевшая попасть ради его спасения к самой царице. Наконец, Татьяна, которая, по-прежнему любя Онегина, с твердостью отвечает ему:

Я вас люблю, (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Потому что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно. Именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину. Ответ Татьяны произвел переворот в душе Онегина.

Она ушла. Стоит Евгений,

Как будто громом поражен .

Именно в таком состоянии оставляет Пушкин своего героя "надолго... навсегда". Гениальна развязка сюжета. Откровенность и "открытость" слов Татьяны поражают героя. Она не кокетничает и не лукавит. Она в немногих словах раскрывает ему свою душу. Верность долгу, верность мужу вопреки живому чувству любви делают образ Татьяны необыкновенно притягательным

Теперь для неё самое главное - это долг перед мужем, она научилась властвовать собой, смирять себя. Раньше, до замужества, она была готова пожертвовать собой, но она не может пожертвовать честью своего мужа. Татьяна не способна на обман, на сделки со своей совестью. Все это составляет основное свойство характера героини, которое делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Она говорит Онегину, что раньше она "лучше, кажется, была". Но это не так. Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой, потому что только нравственный человек может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью.

Эти самые слова Татьяны являются кульминацией романа, его развязкой.

"Евгений Онегин" - философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал проблемы бытия, размышлял о том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло, смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна - личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, выполнении своего долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу, именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны. Татьяна - героиня совести.

Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой победе -- залог победы духа народности над всем ему противостоящим. Весь милый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно поэтической, лишенной экзотики, русской природой.

Отсюда и возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее». На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке с книгами, воспоминанию о своей няне:

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь... она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок...

Татьяна выступает в романе как символ верности, доброты, любви. Давно всем известно, что счастье для женщин заключается в любви, в заботе о ближнем. Каждая женщина (будь она политический деятель, учитель или журналист) должна быть любима, любить, растить детей, иметь семью. Для Пушкина Татьяна -- идеал молодой русской женщины, которую, встретив, невозможно забыть.

В обществе, "где воспитанием немудрено блеснуть", Татьяна выделяется своими познаниями и оригинальностью. Наделенная "своенравной головой", Татьяна проявляет неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И будучи уездной барышней, и княгиней, "величавой законодательницей зал", она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Так сильны в ней чувство долга, душевное благородство. Но почему же тогда роман заканчивается так печально? Потому, что если бы Татьяна Ларина оставила бы мужа, то это была бы уже не Татьяна. Это не был бы милый сердцу идеал, о котором так восторженно говорит поэт. Пушкин восхищался образом, столь искусно созданным им самим. Он воплотил в Татьяне идеал настоящей русской женщины.

И хотя прошло много лет со дня создания романа, черты характера Татьяны Лариной будут цениться всегда

10 класс

Тема: Татьяна – любимая героиня Пушкина. Цельность, благородная простота характера Татьяны .

Цели: 1) показать значение образа Татьяны Лариной в системе образов романа; помочь ученикам понять авторское отношение к героине;

2) совершенствовать навыки анализа текста;

3) воспитать эстетический вкус учащихся

Тип урока: урок-анализ произведения.

Оборудование: учебник-хрестоматия для 9 класса, портреты пушкинской эпохи.

Методические приемы: составление плана, беседа, сообщения ученика, комментарии учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение «Писем» романа.

Составление плана «Образ Татьяны Лариной»

1.Детство и юность Татьяны.

2. Встреча с Онегиным и любовь к нему.

3.Татьяна в финале романа.

III. Сообщение ученика «Сестры Ларины»

Вопросы на закрепление:

В какой среде прошло детство Татьяны?

Есть ли у Татьяны внутренняя близость с Ольгой?

В чем разница между ними?

Какую роль в жизни Татьяны играет ее няня?

Какое значение имели для Татьяны книги?

Слово учителя

Рядом с культурой дворянского общества существовала и другая культура, рожденная в недрах русской нации. Она включала быт, нравы, фольклор деревенского простонародья, которые входят в роман через изображение семьи Лариных, и прежде всего Татьяны. Татьяна впитала в себя народную мораль, окрасившую ее мысли и чувства и проявившуюся в ее поведении. Уже само имя Татьяны «неразлучно» для Пушкина с «воспоминаньем старины иль девичьей». Дело в том, что таким именем очень редко называли дворянских девушек. Имя Татьяна стало популярным после того, как его прославил Пушкин в своем романе.

Образ Татьяны сопровождают фольклорные образы. Вот эта простая народная культура, выражающая склад русского характера и народные идеалы, исподволь формировала нравственность Татьяны, ее характер. Можно только догадываться, почему в одной семье Лариных возникли такие разные характеры – Ольга и Татьяна.

Ольга живет бездумно, руководствуясь в своей жизни установившимися в дворянском поместном быту взглядами и привычками. Ее чувства не отличаются той глубиной и устойчивостью, как у Татьяны. Но под пером Пушкина этот образ, хотя и эскизно данный, приобрел такую художественную выразительность, что оказал воздействие на создание целого ряда женских образов в произведениях позднейших писателей (например, Марфиньки в романе Гончарова «Обрыв»),

V. Беседа по вопросам

Анализируя жизнь Татьяны в юности, ее мироощущение. Белинский писал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал». Верно ли это, по вашему мнению?

Как воздействовали на Татьяну прочитанные ею романы Ри чардсона и Руссо? (Они воспитали в ее душе жажду любви Любовь в этих романах изображалась как чувство возвышен ное, чистое, источник великих радостей и великих страда ний и жертв. Татьяна получила из таких романов не только представление о любви как о величайшей радости жизни, не и представление о благородстве женщины, возвышенности и силе ее чувства.)

Как круг чтения характеризует героиню? (Романы ей «заме няли все». Мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, Татьяна все окружающее воспринима ет как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых книг.)

Какой предстает Татьяна во второй – пятой главах романа?

(В Татьяне уживаются подлинные чувства и чувствительность, внушенная сентиментальными романами. Татьяна не полюбила никого из окружавших ее дворян, но Онегин сразу же был замечен и выделен ею.)

Как воспринимает Татьяна Онегина? Каково поведение героини

после встречи с ним? (Татьяна увидела в Онегине именно героя романа. Поведение влюбленной Татьяны строится по известным ей романным моделям. Ее письмо, написанное по-французски, – эхо любовных посланий героинь романов.)

– Какие качества Татьяны раскрываются в ее письме? (Письмо – проникнуто «умом и волею живой» и «сердцем пламенным и нежным» .)

– Считаете ли вы, что встреча в саду Татьяны с Онегиным самая тяжелая минута в ее жизни? Каким человеком показан Онегин ? (Объяснение с Онегиным носит трагический характер и определяет дальнейшую жизнь Татьяны, оставаясь самы м большим горем в ее жизни. Эти страшные минуты, эту боль Татьяна не забыла и в конце романа: вспоминая первую встречу с Онегиным, она чувствует, что в ней «стынет кровь»)

- Что происходит с Татьяной после отъезда Онегина? Какие чувства она испытывает к нему? Как меняется ее восприятие Онегина? (Происходит переворот в судьбе Татьяны. Она убедилась в своем «оптическом» обмане. Восстанавливая Онегина по «следам», оставшимся в его усадьбе, она поняла, что ее возлюбленный – человек донельзя загадочный, странный, но вовсе не тот, за кого она его принимала.)

- Когда наступает новый этап внутренней жизни Татьяны? (Она поняла, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Этим новым шагом в своем внутреннем развитии Татьяна обязана Онегину. Теперь она лучше понимает его и еще больше любит:

И в одиночестве жестоком

Сильнее страсть ее горит,

И об Онегине далеком

Ей сердце громко говорит.)

Через дневниковые записи Онегина героиня узнала о его раздумьях о судьбе современного человека и была поражена остротой «озлобленного» ума, вынужденного жить в бездействии, в противоречивом сочетании добра и зла. Ей открылась душа человека, живущего напряженной жизнью, ищущего правды, истины. Глубокое одиночество Татьяны, ее безразличие к мелким интересам окружающих ее людей помогли сохранить любовь к Онегину как самое, дорогое чувство. Главным итогом «исследования» Татьяны стала любовь уже не к литературной химере, а к подлинному Онегину. Она полностью освободилась и от книжных представлений о жизни.

- Почему Татьяна вышла замуж? (Не надеясь на взаимность возлюбленного, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой были «все жребии равны». Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей.)

Изменилась ли Татьяна? Если да, то в чем? (Строфы.XXVII-XXVIII восьмой главы: «законодательница мод», «рав нодушная княгиня» осталась в глубине души прежней – сер дечной, искренней и простой Татьяной. Ее угнетает обста новка пышной роскоши, среди которой она теперь живет:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад…)

Недавнее, но теперь уже безвозвратно далекое прошлое по-прежнему дорого и близко ей. Онегин и няня всегда были в ее памяти. Няня умерла, и Онегин остался единственным дорогим для нее человеком:

А счастье было так возможно,

Так близко, но судьба моя

Уж решена…

Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по-прежнему его любит?

Работа над строфами XLIV-XLV восьмой главы .

Правильно ли судит Татьяна об Онегине, о ее любви, справедливы ли ее упреки?

Почему же Онегин и Татьяна не нашли путей друг к другу?

Онегин не исчерпывается книгами, которые он прочел. «Лорда Байрона портрет» и «столбик с куклою чугунной» (Наполеон), конечно, символы веры Онегина, но не боги, которым он поклоняется. Богов у Онегина вообще нет, он слишком скептичен для поклонения и слишком уважает самого себя, чтобы подчинить свою жизнь чужим правилам. Но Татьяна этого не поняла и разуверилась в любви и своем герое.

В то же время Онегин претерпевает новый этап в духовном развитии. Он преображается. В нем не остается ничего от прежнего холодного и рассудочного человека – он пылкий влюбленный. Он испытывает впервые настоящее чувство, но оно оборачивается для него драмой.

О чем свидетельствует монолог Татьяны? (О том, что она сохранила прежние душевные качества, она верна своей любви к Онегину, но верна и своему супружескому долгу.)

Что же думает Татьяна о нынешнем Онегине? («Урок Онегину» полон несправедливых замечаний и нелепых предположений. Татьяна не понимает чувств героя, видя в его любви лишь светскую интригу, желание уронить ее честь в глазах , общества, обвиняя его в корысти.)

Что для Татьяны любовь Онегина? (Любовь Онегина для нее «малость», «чувство мелкое», а в нем самом она видит только раба этого чувства. Вновь, как когда-то в деревне, Татьяна видит и «не узнает» подлинного Онегина.)

В чем причина такого непонимания Онегина Татьяной?

(Ее ложное представление о нем порождено светом, тем «утеснительным саном», приемы которого, как заметил Автор, она «скоро приняла»)

VI. Заключительное слово

Образ самой Татьяны свободен от заданности: она и не воплощение пороков и не «совершенства образец». Татьяна – живой человек и поэтому «милый идеал» Автора. В народных представлениях о счастье нашла Татьяна идеал нравственного долга, нерушимой супружеской верности, так ярко обрисованной в народных сказаниях и песнях. Пушкин так исчерпывающе и глубоко создал ее образ, что мы легко можем представить Татьяну в любой жизненной ситуации.

(Примеры: строфы XV, XXXI, XXXVII из третьей главы; строфы XXIII, XXIV из четвертой главы; строфы V, LV из седьмой главы; строфа L из восьмой главы.)

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению.

Подведение итогов урока, выставление оценок.