Собственный опыт

А. (ЕГЭ по литературе)

Цели:

1) Образовательные: выявить сюжетно-композиционную роль Воланда в романе.

2) Развивающие: развивать умение характеризовать героя-персонажа, определяя его идейно-художественную роль в системе образов.

3) Воспитательные: показать пагубное воздействие различных человеческих пороков – корысти, пошлости и других.

Оборудование: памятки-схемы анализа персонажей.

(см. в Приложении 1)

Технические средства обучения: видеомагнитофон, телевизор.

Методы и приемы: эвристическая беседа; сравнительный анализ эпизодов; постановка проблемы, вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие; индивидуальный опрос по самостоятельно проведенной работе.

Ход урока.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. СООБЩЕНИЕ

ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

II. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.

1. Анализ сюжетной линии «Воланд и его свита».

Учитель . Кто же такой Воланд? Почему он со свитой оказывается в Москве?

Ученик . Сатана. В переводе с немецкого языка – слово означает «черт» (Faland).

Учитель. Образ дьявола у Булгакова нетрадиционен. Этот герой лишен роли клеветника и провокатора, какую он сыграл в Новом Завете; за ним оставлена лишь роль судьи – обличителя человеческих пороков и распорядителя душами грешников. Именно с этой целью он появляется в Москве.

2. Анализ портретов представителей московского мещанства.

Учитель . Итак, если Воланд – судья, то какими способами он восстанавливает справедливость, то есть кого он наказывает и за что?

Учащиеся, отвечая на этот вопрос, опираются на таблицу «Жертвы Воланда». (см. в Приложении 2)

В финале обсуждения делается вывод :

Никто не наказан случайно, каждый получил по заслугам. Воланд высмеивает, ниспровергает, а порой и уничтожает при помощи своей свиты все то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило великий идеал. И в результате каждый получает по своей вере. Выходит, что никто не в силах избежать этого закона жизни: «Все будет правильно. На этом построен мир», - говорил Воланд.

Учитель . Почему из всех жертв Воланда, пожалуй, самое жестокое и даже, казалось бы, не совсем справедливое получает Берлиоз? В чем же состоит его вина, до такой степени несоизмеримая с грехами всех остальных персонажей?

Ученик. Ключ к разгадке этой истории – в иронической реплике Воланда: «Что ж это у вас, чего не хватишься, ничего нет!». Булгаков верил в то, что в человеческой жизни на земле существует какое-то «иное» измерение, придающее этой земной жизни смысл и цель… И задача писателя напомнить людям, что это измерение есть высшая, истинная реальность. Для обозначения этого иного измерения бытия у разных писателей было свое слово. Булгаков называл Бессмертием, Вечностью. Берлиоз же совершенно искренне убежден, что все происходящее совершается только на Земле. Вина Берлиоза, его страшный, непрощенный грех состоит в том, что он отрицает существование не только Иисуса Христа, но и Дьявола.

Учитель . Давайте сравним философию жизни Иешуа и Воланда.

3. Составление сопоставительной схемы, раскрывающей

жизненную позицию Иешуа и Воланда.

Иешуа

«Злых людей нет на свете»

Для него «… все люди добры». Следовательно, добро в человеке изначально и человек способен к саморазвитию и самоочищению без помощи зла.

Очищение от пороков и недостатков идет естественным путем, то есть по собственному желанию, через искреннее раскаяние (Иван Бездомный, Левий Матвей).

Воланд:

«- Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

Герои оказываются как бы вывернутыми наизнанку (Варенуха, прежде черствый к людским просьбам, страдает от излишней деликатности).

Герой убежден в преобладании греховного начала в человеке. А потому исправление пороков должно идти путем вмешательства зла, так как сам человек измениться не способен.

Учитель . Можно сделать вывод, что булгаковский Воланд не просто дьявол, он необходимый элемент морали мира. Он не просто противоположность Иешуа, но и дополняющее его начало. Так в чем же тогда смысл противопоставления Воланда и Иешуа?

Ученик . Благо, которое совершает Воланд, есть благо лишь для внешнего мира, внутри себя человек остается страдающим, ослабленным. Иешуа же несет благо прежде всего для самого человека, исцеляя его душу, освобождая от тяжкого груза предрассудков, и тем самым человек сам, добровольно несет благо во внешний мир.

4. Проверка творческого домашнего задания

«Свита Воланда».

Четыре ученика получили задание – составить следственное психологическое досье на Воланда, Бегемота, Коровьева, Азазелло. Ребята готовили задание по опорной схеме.

1. Имя (прозвище).

2. Внешний вид героя.

3. Привычки, манеры его поведения.

4. Характер героя.

5. Род деятельности.

6. Характер взаимодействия с другими героями.

Варианты досье в Приложении 3.

5. Анализ 12 главы «Черная магия и ее разоблачение».

Слово учителя. Испокон веков в народе считалось, что душа человека не поддается преображению. Во времена Булгакова господствовала другая точка зрения, согласно которой изменение социальной системы общества повлечет за собой изменение души человека. Воланд для того и прибывает в Москву, чтобы на практике проверить правильность этой социальной гипотезы, то есть «значительно ли изменилось московское народонаселение? »

Просмотр кадров кинофильма, эпизод- искушение Воландом публики.

Выводы. То, что происходит в театре – ряд ужасных опытов, но вместе с тем и проверок на человечность и бесчеловечность людей. Всевидящий герой, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что сам ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена.

6. Постановка проблемного вопроса.

Можно ли как-то переделать, изменить этот мир? Что может противостоять стихии и хаосу?

После высказываний ребят делается вывод.

Достигнуть «царства истины и справедливости», проповедуемого Иешуа, человечество может, как утверждает Булгаков, только путем следования добру, любви и милосердию.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Учитель. Если Воланд – Сатана, всемогущный Князь Тьмы,то, олицетворяя вечно существующее зло, он направляет его против зла, существующего в обществе и людях, тем самым совершая добро.

То есть зло для Воланда не цель, а средство:

- расправиться с людскими пороками;

- нарушить рутину жизни, застоя и предрассудков;

- унизить прохвостов, грязных людишек, хапуг, плутов.

IV. ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

2. Подумать, чем Мастер и Маргарита отличаются от московских обывателей?

Приложение 1

ПАМЯТКА

для анализа образа-персонажа

  1. Дайте полную характеристику действующего лица в той мере, в какой она дана автором: опишите портрет, расскажите биографию, охарактеризуйте поведение, раскройте взгляды и убеждения героя, разберитесь в мироощущении.
  2. Определите структуру образа: как художник раскрывает характер героя, какие сцены и части текста особенно важны для характеристики, определите их идейно-художественную роль, укажите наиболее выразительные художественные детали.
  3. Сформулируйте отношение героя к другим персонажам данного произведения: в каком окружении изображается тип (люди, обстановка, природа), какое значение для раскрытия характера они имеют.
  4. Разберитесь в художественной выразительности образа: насколько живо воспринимается он вами, вызывает ли конкретные представления о людях соответствующего времени, возбуждает ли мысли, эмоции; подумайте, какими средствами эта выразительность достигнута.
  5. Раскройте идейно-обобщенный смысл образа – его историческую обусловленность, идейную направленность и общественную действенность; какой человеческий характер изобразил художник, что в нем типичного и типично для какой общественной группы, среды, эпохи; какое общечеловеческое значение имел этот образ для своей эпохи и имеет в настоящее время.
Приложение 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

ДЕЛО № 1

ПРОФЕССОР ЧЕРНОЙ МАГИИ ВОЛАНД.

(ОН ЖЕ КОНСУЛЬТАНТ, ОН ЖЕ САТАНА. ОН ЖЕ ДЬЯВОЛ, ОН ЖЕ ЧЕРТ).

Дата рождения – не установлена.

Внешние приметы: рост высокий, рот кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый – зеленый. Брови черные, одна выше другой. Голос низкий, тяжелый, порой переходящий в хрип. Смех раскатистый, громоподобный. Одевается преимущественно во все черное. При себе носит трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. Не женат.

Характер: жесткий, но справедливый. Вспыльчив. Нетерпим к фальши. Обладает способностью предугадывать события с поразительной точностью. В разговоре остроумен, но и нещадно правдив (до бесцеремонности): вспомним о предсказании смерти Берлиоза, буфетчика Сокова, барона Майгеля и т.д. Крайне проницателен. С будущими жертвами вежлив, предусмотрителен и услужлив (например, со Степой Лиходеевым). Держится с достоинством и хладнокровием. Среди сообщников пользуется большим авторитетом. С поличным не взят, т.к. действует через своих сообщников. Неуловим.

ДЕЛО № 2

КОРОВЬЕВ, БЫВШИЙ РЕГЕНТ.

(ОН ЖЕ ПЕРЕВОДЧИК, ГАЕР. ОН ЖЕ КЛЕТЧАТЫЙ.

ОН ЖЕ ФАГОТ. ОН ЖЕ РЫЦАРЬ).

Дата и место рождения – не установлены.

Внешние приметы: ростом в сажень, но в плечах узок. Худ неимоверно. Физиономия глумливая. «Усишки у него, как куриные перья». Глазки маленькие, иронические и полупьяные.

Одет в клетчатые брюки (подтянутые настолько, что видны грязные белые носки), клетчатый картуз и клетчатый кургузый пиджачок. На носу носит странное, никому не нужное пенсне, в котором одного стекла вовсе нет, а другое треснуто. Способен к изменению физического состояния и переходам его из твердого в газообразное и наоборот.

Склонен прикидываться и ломаться.

Характер язвительный и насмешливый. В общении с жертвами склонен к чрезмерной любезности, чем и обезоруживает (а вернее сказать, обескураживает) собеседника.

В разговоре развязен до бесцеремонности, навязчив и нагл. Чрезвычайно разговорчив. Излюбленный прием воздействия – искушение (деньгами, нарядами) с последующим надувательством, а также словесное обличение скандального характера. При этом выражается резко и прямолинейно. Имеются случаи рукоприкладства (например, с Варенухой – администратором варьете).

Действует в одиночку или с сообщником (в лице кота по кличке Бегемот). Неуловим по причине внезапности появления и исчезновения.

ДЕЛО № 3

КОТ ПО КЛИЧКЕ БЕГЕМОТ.

Дата и место рождения не установлены.

Источник и способ дрессировки – также.

Внешние приметы: «Громадный, как боров, черный, как грач или сажа, с отчаянными кавалерийскими усами». Голос рисует в воображении толстого мужчину с кошачьими чертами лица.

Характер скандальный, с хулиганскими наклонностями, однако не воровской (по свидетельству самого подследственного, у него скорее лапы отсохнут, чем он прикоснется к чужому). Хвастлив, манерен, франтоват, крайне обидчив. Фантазия развита до беспредельности, вследствие чего является большим плутом и хитрюгой. Умен. В обращении с жертвами бесцеремонен и развязен. В кругу своей шайки играет роль шута. В расправе с жертвами изобретателен и искусен. Действует в основном с сообщниками в лице Коровьева и Азазелло.

ДЕЛО № 4

АЗАЗЕЛЛО (ОН ЖЕ РЫЖИЙ).

Дата и место рождения – не установлены.

Внешние приметы: вид разбойничий. Роста маленького, но необыкновенно широкоплеч. Один глаз с бельмом. Рот кривой, с торчащим из него клыком. Цвет волос огненно-рыжий. Голос гнусавый. Поведение и манеры джентльменские. Почтителен.

Характер вспыльчивый, но отходчивый. В разговоре с жертвами прямолинеен и немногословен. Угрюм. Основная обязанность – приводить в исполнение наказание, даваемое свыше. Действует основательно, точно и аккуратно. На руку тяжел. Вооружен (оружие имеет холодное и огнестрельное). Стреляет с чрезвычайной меткостью и виртуозностью. Среди членов шайки пользуется уважением, в котором присутствует некоторая доля боязни. Действует в одиночку, открыто, без лишних слов.

Е. И. Устич, МОУ СОШ с. Варваровка, Октябрьский район, Амурская область

Кто из героев романа Булгакова "Мастер и Маргарита" становится жертвой свиты Воланда и почему?

В «московских» главах романа, где описана деятельность Воланда и его свиты, Булгаков с помощью всех приемов сатирического; от иронии до гротеска - обнажает духовное ничтожество невежественных, лицемерных, жестоких и жадных людей Миссия Воланда заключалась а том, чтобы посмотреть, изменилось ли человечество за 2 тысячи лет, чтобы обличить и наказать людей за содеянное зло, восстановить справедливость. Смысл образа Воланда автор раскрывает при помощи эпиграфа к роману; «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гёте «Фауст»). Воланд нанес визит Москве. стране социализма, где жизнь должна быть построена на основе добра и справедливости, чтобы оценить нравственное состояние москвичей. Жертвой свиты Воланда становятся московские обыватели, чиновники, люди, связанные с культурной жизнью Москвы, в первую очередь, окололитературной Москвы. Это та жующая литературная братия, которая превратила литературу в источник насыщения своих неумеренных аппетитов. Первая встреча Воланда произошла с председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным, которые спорили с ним о существовании Бога. Иван Бездомный, воспитанный на пропаганде атеизма, утверждал, что человек сам управляет жизнью, а не Бог. А Берлиоз, лживый и бессовестный человек, не верил ни в Бога, ни а дьявола и. пользуясь своим служебным положением, нравственно разлагал таких молодых поэтов, как Иван Бездомный. Князь тьмы, испытывая своих собеседников, предоставил им шанс проявить порядочность и задуматься о неопознанности мира. Но напрасно. За самоуверенность и ограниченность, за тупое настаивание на том, что не бывает того, чего они не видели. Берлиоз поплатился жизнью, а Иван Бездомный угодил в сумасшедший дом. Они пострадали не только за безнравственность и глупость, но и за ограниченность познания, так как не допускали даже мысли о существовании какой-либо потусторонней силы. Следующей жертвой свиты Воланда стал директор Варьете Степа Лиходеев, бездельник, пьяница и развратник, которого визитеры отправили в Ялту. Коровьев так резюмировал его поведение: «Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое служебное положение». А затем находчивый Азазелло предложил «выкинуть ко всем чертям из Москвы» Степу Лиходеева. Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества, по словам Воланда, «выжига и плут», пострадал за жадность и взятки (его арестовали за хранение валюты). Заслуженное возмездие настигает и Сокова - буфетчика варьете. Он вор, накопивший на обмане покупателей огромную сумму денег, которую «хранит в пяти сберкассах» и «дома под полом». В день сеанса черной магии он торгует осетриной «второй свежести». Убедившись в том, что в Сокове нельзя пробудить совесть, Воланд со своей командой предсказывает ему смерть «через девять месяцев от рака печени а клинике первого МГУ, в четвертой палате». А Коровьв и вовсе добивает вора, сообщая, что после смерти Сокова его деньги достанутся государству. При помощи мистики, фантастики Булгаков осмеивает все, что утратило извечные истины, отвернулось от добра, ожесточилось и изолгалось. С горькой иронией описывает автор сеанс черной магии в театре Варьете, проводимый Коровьевым-Фаготом и котом бегемотом. Воланд со свитой подверг испытанию людей на жадность, После фокуса с картами, когда один гражданин обнаружил у себя в кармане большую пачку денег, зрителей взволновало не чудо их появления, а настоящие они или фальшивые. А когда посыпался «денежный дождь», люди кинулись на деньги и готовы были раздавить друг друга, забыв о человеческом достоинстве. Жоржу Бенгальскому, потребовавшему «разоблачения», публика предложила оторвать голову, что было мгновенно исполнено. И только женский крик о пощаде заставил людей опомниться. Поэтому Воланд с грустью заключает «Ну что же... они * люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны., ну, что ж... и милосердие и нища стучится в их сердца... обыкновенные люди. В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...» воланд, увидя, что в людях еще осталось милосердие, готов простить им жестокость. Следующей проверке подверглись женщины, которые проявили себя не лучшим образом, кидаясь на сцену за дармовым добром. Таким образом, публика продемонстрировала свои обывательские нравы. Конечно, деньги, сыпавшиеся с неба дождем, обратились в простые бумажки, а одежда, обувь с дам исчезли, как бы обнажая их духовную нищету. Итак, Воланда со свитой волновал вопрос, изменилось ли «московское народонаселение», он хотел проверить нравственную природу человека. Что же он увидел? В Москве все также процветают воровство, доносительство, взяточничество, и люди утратили нрав ценности. Против людей без совести и чести и был направлен карающий меч правосудия свиты Воланда. Чтобы восстановить - справедливость, по мысли Булгакова, со злом следует бороться силами зла.

В разделе на вопрос за что кого и как наказывал Воланд? (мастер и маргарита) заданный автором танька =) лучший ответ это 1. Берлиоз наказан Воландом за его веру в мнимые ценности и за сознательное служение им. Он не толко сам проповедует официально утвержденные истины, но итребует этого от своих подчиненых.
2. Понтий Пилат наказанстрашными муками совести не за то, что санкционировал казнь Иешуа, а за то, что сделал это вопреки своей совести, из одной только трусости.
3.Босой за незаконную сдачу квартир в аренду и взяточничество оказывается сначало в милиции, а затем в клинике для душевнобольных.
4.А. А. Семпляров за чрезмерное покровительство хорошеньким девицам вылетает с должности театрального начальника и становится заведующим грибозаготовительным пунктом.
5. Андрей Фокич (буфетчик Варьете) за нанесения ущерба здоровью людей приговаривается к смерти от рака печени.
6. Бездомный6 страдани. которые выпадают на его долю из-за встречи с Воландом, очищают его душу и помогают осознать чудовищную нелепость написанных им стихов и поэм.

Ответ от Колосок [новичек]
Я хотел бы познакомиться с Воландом.


Ответ от россыпь [гуру]
Варенуха - ложь
Римский - так и не смогла понять, за что. Возможно, за чёрствость, бездушие.. .
Лиходеев - пьянство
Жорж Бенгальский - пошлость
Барон Майгель - провокатор, доносчик


Ответ от Ђатьяна Лекторович [гуру]
Воланд, не вредит людям, наказывает их только за аморальные поступки - жадность, доносительство, пресмыкательство, взятки и т. п. Он ироничен, но не глумлив, склонен к озорству
Тот, у кого в душе поселилось зло - его подопечный. Сам Воланд, не умножает зло, а лишь следит за ним, а по мере необходимости - пресекает и справедливо судит.


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся.

Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск.

Цели урока:

Обучающие:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
  2. Создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием.
  3. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:

  1. Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, задумываться над художественным значением произведения.
  2. Развивать навыки связного изложения мыслей в устной форме. Совершенствовать навыки выразительного чтения.
  3. Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
  4. Приобщать учащихся к миру этических и эстетических переживаний.
  5. Прививать любовь к прекрасному, к искусству.

Воспитательные цели:

  1. Содействовать развитию умения общаться между собой.
  2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование урока:

  1. Текст романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
  2. Портрет М. Булгакова, работы учащихся: плакат к произведению, изображение Фемиды (Богини правосудия).
  3. Разрезанные портреты Воланда (карточки для работы).<Рисунок 1 >,<Рисунок 2 >, <Рисунок 3 >.
  4. Эпиграфы к уроку. Цитаты, написанные на доске.
  5. Презентация, выполненная учителем «Виртуальная экскурсия по булгаковским местам». <Приложение 1 >
  6. Презентации учащихся (Д/з) <Приложение 2 >

Это заключительное занятие в системе уроков по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». На предыдущих уроках рассматривались художественные особенности, идеологические и философские проблемы романа.

На первом уроке ребятам дается задание ответить на проблемные вопросы, для этого:

(разделиться на группы, изучить дополнительную литературу, представить ответ на вопрос, используя компьютерные технологии и др.)

Последний урок- это обобщение, проверка знаний, подведение итогов, размышление над финалом романа с опорой на личный опыт учеников, представление своих работ.

Ход урока

1. Орг. момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на заключительном уроке, посвященном одному из замечательных, волнующих, проблемных произведений М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Муз. заставка. Сегодняшний урок я начну со следующих строк:

Кто призывает нас к смиренью и любви,
А кто нас искушает, исполняя все мечты?
Мы часто задаем себе вопрос: «Кто прав, кто виноват?»
Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!
Но верю, нас рассудит лишь одно.
Сойдутся вновь…
(учитель делает паузу и даёт понять, что ученикам нужно продолжить мысль )
Добро и зло.

Учитель: Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на уроке?

Определите пожалуйста тему.

Ученики определяют тему урока, записывают в тетрадь:

«Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфам, которые записаны на доске:

Выделите, пожалуйста, ключевые слова в этих эпиграфах:

(Обратить внимание учащихся на то, что в правом эпиграфе задаются вопросы Почем у, зачем , откуда зло ? )

Учитель: Ребята, когда вы сами себе задавали аналогичный вопрос?

(Ответ учащихся скорей всего, будет связан с периодом прочтения романа «Мастер и Маргарита»)

Учитель: Да, тема добра и зла у Булгакова в романе одна из ключевых, но прежде чем размышлять на эту тему, я бы хотела пригласить вас на экскурсию, где мы соприкоснемся со временем, историей, местом создания романа.

Ну, что ж мы отправляемся. Виртуальная экскурсия.

2. Просмотр презентации «Виртуальная экскурсия по булгаковским местам»

В презентации:

Дом-музей Булгакова в Киеве.

Приезд Булгакова в Москву.

Булгаковский дом в Москве.

На Патриарших

Экскурсия в квартиру № 50 на Садовой 10. (состояние квартиры сегодня).

Учитель: Вы просмотрели презентацию, может вас, что-то удивило?

(Школьников не должно оставить равнодушными состояние квартиры №50 сегодня)

Квартира выглядит, действительно так, как будто там только что закончился бал у

Сатаны. Поступки людей и сегодня ставят нас в тупик! Кто же провоцирует людей, искушает, а, может быть и заставляет делать нехорошие поступки. Сеять зло?

Ученики: Дьявол, сатана, темные силы, зло в душе человека и др.

Учитель: А у Булгакова в произведении это…? (ответ Воланд).

Итак, Воланд прибывает в Москву! Смогли бы вы нарисовать его словесный портрет?

(Помочь учащимся вспомнить, что обличий у Воланда было несколько).

Давайте попробуем составить его портрет или фоторобот, пользуясь текстом произведения.

(Учащимся выдаются разрезанные карточки, где несколько портретов различных героев, также 3 иллюстрации с изображением Воланда. Ученики в группах составляют один из возможных.)

Ребята объясняют, почему портрет получился именно таким, зачитывают цитаты из произведения. <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>

3. Ответы учащихся на проблемные вопросы, заданные на 1 уроке.

Учитель: Почему Воланд у Булгакова изображен столь привлекательно?

Добро или зло несет он?

(Этот проблемный вопрос являлся темой работы группы №2, ребята представляют отчет о проделанной работе).

Дьявол – злой ангел, пытающийся обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания, губитель душ человеческих.

Кого искушает Воланд?

Москвичей на представлении в варьете, Маргариту, Никанора Ивановича Босого, буфетчика Сокова, дядю Берлиоза.

Кого погубил Воланд? Кого наказал?

Но Воланд избавляет Пилата от мук совести, возвращает Мастеру его роман и даёт ему вечный покой, помогает Маргарите найти Мастера.

Вывод: У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возвращаемся к эпиграфам)

Учитель после отчета второй группы переходит к следующему проблемному вопросу.

Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Покой – это наказание или награда?

Группа №1 представляет презентацию <Приложение 2> и ответ на проблемный вопрос.

Покой, обещанный Мастеру, выглядит привлекательным после всего, что он перенёс.

Но характер покоя неясен.

Ни счастья на земле, ни ухода в свет Мастер не заслужил. Самый тяжкий грех мастера – отказ от творения, от поиска истины. Правда, искупив вину открытием истины, Мастер заслужил прощение и достоин свободы и покоя. Возможно, покой – это смерть, ведь эту награду Мастер получает из рук Воланда – князя Тьмы. Мастер наделен способностью «угадать» истину. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него. Маргарита дорожит романом больше чем Мастер.

Силой своей любви Маргарита спасает Мастера и его роман.

Один из учащихся исполняет интерпретированный отрывок песни «Он был старше её» гр. «Машина времени»:

Он был старше её, она была хороша.
В её маленьком теле гостила душа.
Они ходили вдвоем, они не сорились по мелочам,
А все вокруг суетились, как будто всерьез:
«Москвичей испортил квартирный вопрос».
А он любил её, но ей пришлось летать по ночам.

Припев:

Он страдал, если за окном темно.
Он не спал, на ночь запирал окно.
Он писал, о покое он мечтал,
В час, когда она летала по ночам.
А кругом «взятничество» и обман,
И людей словно поглотил туман.
Не смотри, что ночью за окном темно.
Ты пойми, миром правит лишь добро!

Учитель: Давайте подведем итог всему вышеизложенному. Поставьте на весы Богини правосудия понятия «Добро» и «Зло». Каким будет соотношение в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» этих понятий?

Итог наших размышлений отразим в небольшой таблице.

Учитель задает вопросы учащимся:

  1. Воланд способен наказать или исправить людей от порока?
  2. Всегда ли человек, совершая добрые поступки, добивается положительного результата?
  3. Чего опасается Воланд и его свита?
  4. Кто или что способно открыть человеку истину?
  5. Почему Мастер не смог одержать победу над нечистой силой? и др.

4. Оформление таблицы.

Примерное заполнение таблицы

Выводы: Добро и зло – понятия вечные и неразделимые, и пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом.

М.А. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом действительно мала. Нам необходимо увидеть среди завуалированного под добро зло. Разоблачить это зло.

(Один из учеников читает наизусть стихотворение)

Сойдутся вновь Добро и Зло,
И зазвенят клинки набатом,
Завяжутся тугим узлом
Судьба людей, тех, кто когда-то
Поверив в Свет, Любовь и Бога,
Ушли от призрачных надежд.
И, выбрав трудную дорогу,
Несут насмешек тяжкий крест.

Так тяжело быть ближе к Богу,
Любить как Он, как Он прощать,
Идти вперед, презрев тревогу,
И в мире зла не замечать.
Но каждый верит: будет время-
Падет забвенья пелена,
Неся с любовью наше бремя,
Мы будем вместе, как стена.

У каждого своя дорога,
У нас – одна на всех, как храм.
Таких, как мы, я верю много,
И пусть Господь поможет нам…

Учитель: Берегите себя и своих близких. Совершайте добрые и бескорыстные поступки.

Будьте честны с окружающими, а главное сами с собой!

Список литературы:

  1. Булгаков М. Мастер и Маргарита. Роман. Новосибирск.1998.
  2. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. М. Просвещение.1991.
  3. Галинская И. Л. Загадки известных книг. М. Наука.1986.
  4. Грознова Н. А. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Л. Наука.1991.
  5. Русская литература XX века. Учебник под редакцией В.В.Агеносова. М. 2000.
  6. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М. “Локид”, “Миф”. 1997 г.
  7. Соколов Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. М. Эллис лак.1997.